Вторгнется ли Турция в Сирию?

36
В мировых СМИ обсуждается вопрос о возможной турецкой военной операции в северных районах Сирии. Аналитики даже поговаривают о «вторжении», для которого будет задействован контингент в несколько десятков тысяч военнослужащих и сотни единиц бронетехники. Впрочем, турецкое правительство отвергает намерение провести военную операцию в Сирии — по крайней мере, в ближайшем будущем.



В конце июня в СМИ появились новости о «готовности» Турции к вторжению в северные районы Сирии. Якобы для этого предназначен 18-тысячный контингент, сосредоточенный на границе двух государств. Со ссылкой на турецкие СМИ сообщалось, что план интервенции был подготовлен по итогам совещаний Реджепа Эрдогана с премьер-министром и высшими армейскими чинами и силовиками.

Эти новости BFM.ru прокомментировал президент Института Ближнего Востока Евгений Сатановский.

«Турецкая армия на территории Сирии воевать будет как минимум с курдами, не исключено, что с войсками Асада, — заявил он. — Не исключено, потому что если Турция ударит по сирийским войскам, это спровоцирует очень жёсткую реакцию со стороны Ирана, и этого турецкое руководство не хочет, понимает, явно провоцировать будет в последнюю очередь. Но и от Реджепа Эрдогана можно ожидать чего угодно, а вот военных действий против курдов совершенно спокойно можно ожидать в Сирии. Пока они, впрочем, велись и ведутся и в Ираке».

Однако возможно ли вмешательство в Сирию с точки зрения международного права? Таким вопросом задался аналитик Мехмет Дирекли, чья статья появилась в турецкой газете «Zaman» (перевод выполнен в «ИноСМИ»).

«В результате успехов, достигнутых «Отрядами народной самообороны» (YPG, продолжение Рабочей партии Курдистана, PKK, и вооружённое крыло PYD) в войне с ИГИЛ, PYD провозгласила автономию на территориях, попавших под ее контроль: Джизре, Кобани, Африн, — пишет автор. — В итоге у Турции на юге образовался совершенно неожиданный сосед. Беспокойство Турции возросло ещё больше, когда курдские силы в попытках изменить демографическую структуру стали, по сути, прогонять туркмен и арабов, проживающих в этом регионе. В результате всех этих событий некоторые приближенные к правительству медийные организации заговорили о высокой вероятности военного вмешательства Турции в Сирию».

Однако не говорится о том, какой будет правовая основа такого вмешательства, замечает публицист. У вмешательства не будет законных оснований, считает он. Ведь говорить о «вооружённой атаке» со стороны Сирии Турции не приходится. Соответственно вариант, связанный с использованием права на самооборону, отпадает. В ООН не приняли ни одной резолюции о вооружённом вмешательстве в сирийский конфликт, а Сирия до сих пор является членом ООН и ощущает поддержку России и Китая.

Наконец, стратегический партнер Турции — США, который сосредоточил своё внимание на борьбе с «ИГ», нынче ищет «пути построения чуть ли не союза с правительством Асада».

Приходится лишь «сожалеть о том, что внешняя политика Турции была непредусмотрительной и недальновидной с самого начала гражданской войны в Сирии», констатирует аналитик.

Директор Центра изучения стран Ближнего Востока и Центральной Азии Семён Багдасаров считает, что новости о возможной турецкой интервенции связаны с военными победами сирийских курдов над «Исламским государством»: курды сумели взять под контроль 400-километровый участок сирийско-турецкой границы. И после этого туркам стало сложно снабжать «ИГ» и другие группировки джихадистского толка оружием и добровольцами. «Турки, — сказал эксперт «Свободной прессе», — поддерживают все исламистские группировки, которые, как они говорят, воюют с «сектантами» — алавитами, шиитами и т. д. Турки всячески отнекиваются от обвинений в том, что они и так на территории Сирии постоянно проводят диверсионные операции, хотя сирийские курды постоянно заявляют, что имеют массу свидетельств того, что с территории Турции постоянно приходят исламисты, поставляется не только продовольствие и стрелковое вооружение, но даже артиллерия и танки».

Багдасаров полагает, что Анкара «очень боится, что будет окончательно сформировано сирийско-курдское государство».

Какова же вероятность того, что Турция аннексирует какие-то сирийские территории?

«Вероятность этого на самом деле высокая, — заявил «СП» эксперт. — Надо учитывать политическую ситуацию в Турции, прошедшие парламентские выборы, которые закончились фактическим поражением для президентской «Партии справедливости и развития», которая впервые за 13 лет утратила статус правящей партии и вынуждена формировать коалицию, перечеркнув планы Эрдогана в одностороннем порядке изменить конституцию страны под себя. И почему бы в такой ситуации Эрдогану, что называется, не тряхнуть стариной и присоединением территорий не вернуть себе уважение какой-то части электората? Понятно, что турки не будут трогать территории, подконтрольные «ИГ», а будут отбирать земли у сирийских курдов — Кобани и т. д. Кстати, тогда они расширят границы с «ИГ», и тогда им будет намного проще поставлять исламистам оружие и подготовленных боевиков».

Впрочем, правительство Турции полностью отрицает подобные планы. Не отрицая тем не менее планов по «укреплению границы».

3 июля на сайте РИА «Новости» появилась новость с заявлением премьер-министра Турции Ахмета Давутоглу.

Анкара не имеет намерений начать военную операцию в Сирии в ближайшем будущем, заявил Ахмет Давутоглу. Вместе с тем он сказал, что Турция укрепляет границу с Сирией.

«Это правда, что мы приняли меры предосторожности, чтобы защитить нашу границу, — сказал Давутоглу «Kanal 7». — Если возникнут угрозы нашей безопасности с противоположной её стороны, будет дан соответствующий приказ. Но никто не должен считать, что Турция вторгнется в Сирию завтра или в ближайшем будущем».

Между тем 6 июля появились новые сообщения о предполагаемом вторжении Турции в Сирию.

Newsru.co.il, ссылаясь на публикации в турецких СМИ, пишет, что командование вооружённых сил Турции проводит в Анкаре совещание с участием командиров частей, дислоцированных в районе южной границы. На этом совещании рассматриваются сценарии военной интервенции в Сирию.

Согласно данным турецкой прессы, операция по созданию буферной зоны будет преследовать двойную цель: затруднить проникновение на территорию страны террористов из «ИГ»; обеспечить безопасность беженцев, которым не нужно будет покидать Сирию.

В приграничной зоне, указывает издание, сосредоточено уже 54.000 солдат (около одной шестой части штатного состава сухопутных войск Турции). Сейчас к границе перебрасываются артиллерия и танки. Во вторжении могут принять участие около 400 единиц бронетехники, военно-воздушные силы и части коммандос.

Израильский «9 канал» считает, что Турция находится «в полушаге от вторжения в Сирию».

«Вторжение турецкой армии в Сирию, возможно, произойдёт уже в ближайшие дни, — говорится в заметке. — На такое развитие событий указывает факт проведения оперативного совещания, на которое в Анкару в срочном порядке были вызваны командующие танковыми и мотострелковыми бригадами, сосредоточенными на турецко-сирийской границе…» Информацию о вызове командующих «9 канал» позаимствовал у турецкой газеты «Hurriyet».

Можно предполагать, добавим от себя, что к «укреплению границы» турок толкает усиление армии курдов, успешно действующих близ турецкой границы, из-за чего «у Турции на юге образовался совершенно неожиданный сосед». Вероятно, Анкара будет предпринимать всё для того, чтобы курдский вопрос не перерос в неразрешимую геополитическую проблему Анкары. Вместе с тем начало войны с Сирией маловероятно, поскольку это обострит отношения Турции с Ираном. Кроме того, действия Анкары в Сирии без оглядки на международное право могли бы оказаться предметом критики не только для Б. Асада, но и для некоторых членов Совбеза ООН — к примеру, России, которая продвигает «Турецкий поток».

Ясно одно: в борьбе с курдами у Турции будет вполне реальный союзник: боевики «Исламского государства». У этой медали, однако, есть оборотная сторона: открыто воюя против общего противника в союзе с исламистскими боевиками (пусть и в союзе неофициальном), Анкара посадит несмываемое пятно на свою международную репутацию. «Мировое сообщество» может и задуматься: а не внести ли Турцию в список стран — спонсоров терроризма?

Обозревал и комментировал Олег Чувакин
— специально для topwar.ru
36 комментариев
Информация
Уважаемый читатель, чтобы оставлять комментарии к публикации, необходимо авторизоваться.
  1. +6
    7 июля 2015 05:34
    Турки сами виноваты что влезли в этот конфликт поддерживая антиасадовские силы....

    сейчас СИРИЯ находится в тяжелейшем положении...и я не вижу конца и края этой войны...похоже она будет идти много лет.
    1. +5
      7 июля 2015 05:48
      Цитата: Тот же ЛЕХА
      .похоже она будет идти много лет.

      Для этого её там и начали.
      Кому война, а кому мать родная.
      И за последний век, не было такой войны на которой США не подзаработали бы.
  2. +6
    7 июля 2015 07:16
    Вторгнется ли Турция в Сирию?

    Да. Турецкому правительству нужна маленькая победоносная война. Южное направление это единственное место где им может что-то выгореть.
    1. +2
      7 июля 2015 07:52
      Не забывайте Турция часть НАТО,а втягивать альянс в войну нидадут.
      1. -2
        7 июля 2015 08:54
        Цитата: Teberii
        Не забывайте Турция часть НАТО,а втягивать альянс в войну нидадут.

        Дружба дружбой, а служба службой. Турции на нападение на Сирию одобрение НАТО не требуется. Турки сами справятся. Не впервой.
        1. +1
          7 июля 2015 12:35
          Если Турция введет войска в Сирию.она автоматически станет «правой рукой США»/
          НАТО на Ближнем Востоке.Как следствие-РЕЗКОЕ ухудшение отношения с Москвой, в т.ч и ЛИЧНЫХ отношений между Эрдоганом и Путиным.
          1. +1
            7 июля 2015 21:56
            не только с Москвой,но и с Тегераном.А учитывая любовь к туркам со стороны Афин,Еревана и Дамаска это будет образцовый провал всей внешней политики,добровольное пребывание в абсолютном кольце врагов
    2. +1
      7 июля 2015 10:35
      профессор (4) IL Сегодня, 07:16 Новый
      Вторгнется ли Турция в Сирию?
      Да"
      ,,,.Зачем туркам геморрой? Курдов им не уничтожить.Ситуация внутри самой Турции взрывоопасная. нечаянно заденут сирийцев-читай заденут Россию.. Иран сильно будет недоволен
      ..геморрой туркам не нужен..
      1. 0
        7 июля 2015 11:06
        Эрдуан-победоносец. За такое можно заплатить множеством геморроев.
        1. +1
          7 июля 2015 11:53
          Цитата: профессор
          Эрдуан-победоносец. За такое можно заплатить множеством геморроев.

          Понятно ,ослабление Эрдогана-выигрыш Израиля? тут и к гадалке не ходи..
          1. -1
            7 июля 2015 15:19
            Да турки с евреями вроде особо-то и не конфликтовали. У них есть общие союзники - сша, Катар, есть общие враги - Иран,Сирия. Так что вряд ли тут гешефт будет.
            1. +2
              7 июля 2015 15:59
              Belousov SU Сегодня, 15:19 ↑ Новый
              Да турки с евреями вроде особо-то и не конфликтовали"
              ..5 окт. 2011 г. - Израиль представляет для Турции ядерную угрозу. Такое заявление сегодня сделал премьер-министр Турции Реджеп Тайип Эрдоган,
              ..20.07.2014 Турецкий премьер-министр Реджеп Тайип Эрдоган обвинил Израиль в том, что тот "превзошел Гитлера в варварстве" в ходе спецоперации в секторе Газа, однако призвал турецкое общество не вымещать свой гнев на представителях еврейской диаспоры в стране, сообщает Рейтер.

              "Те, кто осуждает преступления Гитлера, превзошли его в варварстве", — цитирует Рейтер слова Реджепа Тайипа Эрдогана во время его речи в черноморском порту Орду.


              .2015 .Турция продолжит противостоять действиям Израиля в Иерусалиме и будет помогать палестинскому народу, заявил президент Турции Тайип Эрдоган на совместной пресс-конференции в Анкаре с главой Палестинской национальной администрации Махмудом Аббасом в понедельник.
              ...11 июня 2015 г. - Дани Аялон: «Проигравший Эрдоган продолжит атаковать Израиль». Бывший замминистра иностранных дел Дани Аялон ..
              1. 0
                7 июля 2015 19:25
                Цитата: 222222
                2015 .Турция продолжит противостоять действиям Израиля в Иерусалиме и будет помогать палестинскому народу, заявил президент Турции Тайип Эрдоган на совместной пресс-конференции в Анкаре с главой Палестинской национальной администрации Махмудом Аббасом в понедельник.
                ...11 июня 2015 г. - Дани Аялон: «Проигравший Эрдоган продолжит атаковать Израиль». Бывший замминистра иностранных дел Дани Аялон ..

                Эрдоган это еще не Турция. У турок и израильтян проблем друг с другом нет.
                1. 0
                  7 июля 2015 19:27
                  профессор (4) IL Сегодня, 19:25 ↑ Эрдоган это еще не Турция. У турок и израильтян проблем друг с другом нет.2
                  ..хе хе..
                  ..нет проблем и у американцев и россиян ...и россиян и израильтян..
                  1. 0
                    7 июля 2015 19:35
                    Цитата: 222222
                    ..нет проблем и у американцев и россиян ...и россиян и израильтян..

                    Есть, сферы влияния. Турция же с Израилем до Эрдогана были стратегическими союзниками. Совместные учения и пр. А теперь в Турции у власти исламисты...
                    1. +1
                      7 июля 2015 20:06
                      профессор (4)
                      Есть, сферы влияния..2 ..а кшат ьвсегда хочется..т е экономика..
                      27.03.2013
                      Поле битвы Восточное Средиземноморье: в воздухе запахло газом.. Разведочное бурение у берегов Кипра, Египта, Израиля, Ливана, Сирии и Турции обнаружило огромные запасы природного газа. Конкуренция за право использовать найденные ресурсы лишь углубляет существующую напряженность в регионе по поводу суверенитета и морских границ. Без более активного участия других держав, эти разногласия будет очень трудно решить.
                      Израиль настаивает, что именно он является основным бенефициаром щедрот восточного Средиземноморья, главным образом из-за географического распределения последних открытий...ну и далее..как всегда..
                      1. -2
                        7 июля 2015 20:10
                        У Израиля нет территориальных претензий друг к другу. Газовые месторождения находятся в израильской экономической зоне. Причем газ был найден американоизраильским СП. Турция будет возражать? wink
                      2. +1
                        7 июля 2015 20:24
                        профессор (4) IL

                        """"Турция посматривает в сторону израильско-кипрского газового эльдорадо с опасением. Анкара не признает пограничных соглашений Кипра с его соседями и опасается, что турков-киприотов не допустят к дележу будущей прибыли от реализации газа. Турция также считает возможный экспорт газа через Кипр и Грецию угрозой своим позициям в качестве транзитной страны, поставляющей каспийский и центрально-азиатский газ на европейские рынки. Анкара, таким образом, выступает против сотрудничества между Израилем и Кипром и поддерживает Ливан в пограничных спорах с Израилем. Поднимая ставки, Турция запланировала крупные военно-морские учения в регионе, место проведения которых совпадает с буровыми работами греко-киприотских подрядчиков, и уже направила туда свои собственные суда на геологоразведку в спорных водах, намереваясь сверлить от имени турок-киприотов над месторождением «Афродита», которое частично находится в пределах морской экономической зоны Израиля.""
          2. +1
            7 июля 2015 15:19
            Да турки с евреями вроде особо-то и не конфликтовали. У них есть общие союзники - сша, Катар, есть общие враги - Иран,Сирия. Так что вряд ли тут гешефт будет.
            1. 0
              7 июля 2015 17:00
              Цитата: Belousov
              Да турки с евреями вроде особо-то и не конфликтовали.


              no

              Цитата: Belousov
              У них есть общие союзники - сша, Катар,


              Не припомню, чтобы Катар был союзником Израиля.

              Цитата: Belousov
              есть общие враги - Иран,Сирия.


              Если Иран и Турция относятся к разным мировым военно-политическим блокам, это ещё не значит что они враги.
        2. 0
          7 июля 2015 21:10
          Так не факт , что победоносец. Саудиты тоже считали, что Йемен рейтинги им поднимет, а теперь бы стрижеными не уйти. У Эрдогана только со своими курдами равновесие наметилось, а если полыхнет, то опять грусть тоска. С туризмом , опять таки попрощаться будет можно. Как поведет себя Иран, не понятно, но вряд ли спокойно. Да и Эрдоган не монарх , последние выборы были показателем, что не все безоблачно. И главное, турки те еще воины.
    3. 0
      7 июля 2015 18:57
      Цитата: профессор
      Вторгнется ли Турция в Сирию?

      Да. Турецкому правительству нужна маленькая победоносная война. Южное направление это единственное место где им может что-то выгореть.

      Мало турков били. Куда лезут эти клоуны? Давно не получали?
  3. +3
    7 июля 2015 07:40
    Они и так всегда поддерживали террористов, хоть и неофициально, как и персидские монархии. Да и друзьями и те и другие нам никогда не были. Мир ещё не забыл преступления Османской империи, и в самой Турции есть и сторонники и противники такого прошлого.
    Им вдруг пришло в голову предъявлять претензии Китаю, а наверное зря...
  4. +1
    7 июля 2015 08:32
    Вот и вся мудрость Эрдогана, затеять маленькую войну для решения внутренних проблем.
    1. airman
      +1
      7 июля 2015 12:05
      Это не только у эрдогана,американцы эту мудрость чуть ли не каждый год по новой используют.
    2. 0
      7 июля 2015 18:59
      Цитата: Мать Тереза
      Вот и вся мудрость Эрдогана, затеять маленькую войну для решения внутренних проблем.

      Как правило мальенькая победоносная война оборочиватся большими поражениями. Турок мне жалко не будет.
  5. +4
    7 июля 2015 08:46
    Эрдоган это исламист который пытается перекроить конституцию для удержания власти, война ему просто необходима так как его политикой очень многие недовольны, а недавнее поражение в парламенте нанесло ущерб престижу "великого султана".
    1. 0
      7 июля 2015 18:17
      Его политикой в Сирии турки как раз и не довольны.
      1. 0
        7 июля 2015 19:22
        Недовольна светская армия и светское население ползучей исламизации. Но "общий враг" позволит продлить его правление.
  6. +1
    7 июля 2015 09:36
    Саудовская аравия, то же начала решать вопросы, одну провинцию уже не контролируют полностью. Курдская проблема для Турции, основная. Рано или поздно курды получат собственное государство и историческая справедливость восторжествует, многомиллионный народ не может жить вечно без Родины.
  7. +1
    7 июля 2015 10:38
    Любая авантюра Турции имеет массу рисков - и возможность так рисковать у Турции мала. Только при определенном стечении обстоятельств. Это не маленькая победоносная война - блицкригов не будет - это пылающий юг Турции и потери, причем не маленькие.
  8. +3
    7 июля 2015 11:21
    На БВ не бывает "маленьких победоносных войн", кроме арабо-израильских. Вторгнуться в Сирию для Турции значит рассориться с Россией и Ираном и втянуться в затяжную войну с курдами, которых и в самой Турции чуть не 15%, то есть поджечь свою страну.Да еще и фактически в союзе с ИГ! Хуже этого придумать ничего нельзя.
    1. 0
      7 июля 2015 11:27
      Цитата: матРосс
      На БВ не бывает "маленьких победоносных войн", кроме арабо-израильских. Вторгнуться в Сирию для Турции значит рассориться с Россией и Ираном и втянуться в затяжную войну с курдами, которых и в самой Турции чуть не 15%, то есть поджечь свою страну.Да еще и фактически в союзе с ИГ! Хуже этого придумать ничего нельзя.

      Турция когда-то уже оттяпала кусок сирийской территории. Ничего, солнце восходит по прежнему на востоке и заходит на западе.
      1. +1
        7 июля 2015 17:26
        И что это доказывает? Турция когда-то и полКипра оттяпала... Времена меняются, обстоятельства тоже.
        1. -1
          7 июля 2015 20:22
          Цитата: матРосс
          И что это доказывает? Турция когда-то и полКипра оттяпала... Времена меняются, обстоятельства тоже.

          Ничто не меняется.
      2. Комментарий был удален.
  9. +1
    7 июля 2015 17:45
    турция и израиль давно уже воюют против Сирии-эт два сапога пара еще и шейхи третий сапог; пока правда никакого результата; Ассад отвел войска чтоб курды вздрючили турок а Хезбола вздрючит израиль
  10. 0
    7 июля 2015 17:46
    Уважаемые,военная операция и ее проведение напрашивается сама,турки ,могут использовать этот шанс,думаю даже обязаны,но только войсковая операция,с отодвиганием курдов от своих границ,разгром основных баз,создание "нейтральной зоны",но не как не война с Асадом(тайная идет и будет продолжена),сейчас США сделали серьезную ставку именно на курдов,так что тут еще и политика может помещать туркам,плюс мнение Москвы и Тегерана,по сути турки могут оказался в "политической"изоляции,а тонко "сыграть",угодив всем и добиться своего это врядл и,поэтому наступление должно быть продуманным,скоротечным и главное достичь выше указанных целей,если провести такую операцию внезапно(уже не возможно),то успех может быть гарантирован,но чем больше разговоров,тем меньше шансов на успех
  11. 0
    8 июля 2015 04:18
    Турцию всё равно втянут в открытый конфликт с Сирией. Это вопрос времени.Может даже недалёкого.