Вспомнил

Курсант-воспитанник, да еще несовершеннолетний, — существо ранимое, но быстро воспитываемое. Это существо всегда полно мечтами, детский мозг этих существ постоянно рождает их, совершенствует и развивает. В конце 40-х и начале 50-х годов прошлого века в стране насчитывалось около 1 миллиона сирот. Это от численности взрослого населения страны было на уровне 0,3%. Поэтому правительство СССР, уделяя внимание воспитанию подрастающего поколения, создало при высших военных учебных заведениях факультеты, куда эти сироты могли поступать учиться. Все было организовано на высшем уровне.

ВспомнилКурсант-воспитанник Ю.Г. Шатраков, 1952 год

Система на факультетах была взводная, затем ротная. В каждой роте был командир — офицер, как правило, прошедший Великую Отечественную войну. В ротах были старшины, тоже воевавшие с фашистами. Взводами командовали помощники командиров взводов, которые назначались из курсантов старших курсов, а командиры отделений назначались из числа курсантов взвода. И, как правило, командир и старшина роты подбирали на должность командира отделения наиболее крепких ребят, которые могли покомандовать коллективом из семи человек. Нас, таких курсантов-воспитанников, собралось в одном из военно-морских училищ Ленинграда две роты, которые были укомплектованы уже в начале июня.


Все было необычно для нас. Подъем в шесть часов утра, гальюн, физзарядка, умывание и завтрак. Затем построение, разбор замечаний и задачи на сутки. Нам запомнились первые построения. На одном из них старшина роты, такой коренастый силач по фамилии Анашкин, принял рапорт нашего помкомвзвода. В рапорте он доложил, что курсант Ивлиев отсутствует, так как направлен им по причине насморка в медсанчасть. Старшина скомандовал: «Вольно». Обошел строй роты и заметил: «Товарищи курсанты, болеть ума много не надо. Прошу запомнить это на всю жизнь». Затем он спросил на этом построении: «У кого есть вопросы?» Из второго взвода один курсант поинтересовался: «Товарищ старшина, когда следует выполнять поручение, которое получаешь от помкомвзвода?» Старшина приказал курсанту выйти из строя и громко пояснил: «Поручения, касающиеся ротного и взводного уровня, выполняются в первую очередь». Мы слушали это затаив дыхание. А затем он добавил: «А личные выполняются немедленно».

Улыбка на лице старшины говорила нам о многом. Отцы-командиры нас полюбили с первого дня. Они считали нас своими детьми и проявляли любовь к нам во всем. Видимо, война и на них отразилась, так же как и на нас. Ведь мы не чувствовали любви родителей в детстве. Она закончилась для нас с момента начала войны, а для них юность закончилась с призыва на эту войну.

Занятия у нас в училище продолжались до 14 часов. Перемещения взводов по училищу разрешались только строем, даже переход из одной аудитории в другую мы осуществляли по команде строем. После занятий личный состав взвода перемещался в кубрик и затем после мытья рук шел на обед. Последнее для нас, сирот, было впечатляющим. В столовой курсанты размещались за столами по отделениям, в зале тихо звучала музыка. Бочковые разносили по очереди салат, суп, второе блюдо и компот. Дежурный офицер в процессе принятия личным составом пищи прохаживался между столами и следил за порядком. Разговаривать в этот момент нам не разрешалось. Мы быстро привыкли к флотскому порядку. Все хотели быть курсантами, ведь нас никто не неволил, мы поступали в училище по зову сердца.

В моем отделении, а я был командиром, был один курсант, который ничем не выделялся среди остальных мальчиков. Пацан как пацан. Начались в сентябре плановые занятия. Мы уже сдали нормативы «молодого краснофлотца», научились стрелять из боевого оружия, овладели навыками рукопашного боя и научились хорошо плавать. И вот на одном из уроков капитан 3-го ранга Хрусталев поинтересовался: «Знает ли кто-нибудь из курсантов историю города Кронштадта?» Как помню, были подняты две руки. Кап-три разрешил курсанту Кузнецову доложить материал по данному вопросу. То, что мы услышали, изумило нас. Кузнецов стал рассказывать о городе Кронштадте, который располагался в Румынской Народной Республике. Мы, затаив дыхание, слушали нашего сверстника, кап-три не перебивал и тоже внимательно слушал. Оказывается, город Кронштадт в РНР был основан еще в 1211 году рыцарями Тевтонского ордена. Позже этот город стали именовать Брашовом. Это был культурный центр трансильванских саксов. В этом городе очень много достопримечательностей: церковь Святого Бартоломея, церковь Святого Николая, Чёрная церковь, Ворота Екатерины, самая узкая улица в Европе. Когда курсант Кузнецов закончил выступать, кап-три поинтересовался, откуда у него эти познания. Курсант громко доложил, что он с мамой проживал одно лето у отца в этом городе, который командовал стрелковым полком в 33 механизированной бригаде. Но отец в прошлом году погиб, а ему хотелось рассказать курсантам об этом замечательном городе.

Вспомнил
Вспомнил

Вспомнил
Фото улиц и церквей города Брашова

Капитан 3-го ранга разрешил курсанту Кузнецову занять свое место за столом (у нас были столы, а не парты). Поставил курсанту оценку «отлично», а сам рассказал нам историю города Кронштадта, который находится рядом с Ленинградом на острове Котлин.
Автор: Ю.Г. Шатраков


Мнение редакции "Военного обозрения" может не совпадать с точкой зрения авторов публикаций

CtrlEnter
Если вы заметили ошибку в тексте, выделите текст с ошибкой и нажмите Ctrl+Enter
Читайте также
Комментарии 6
  1. мичман 8 июля 2015 12:48
    Можно много добавить флотских и солдатских хороших высказываний, Например: "Чем большее время курсант проводит в строю, тем выше дисциплина", "Копай глубже, кидай дальше. Пока лети-отдыхай". Приятно все вспоминать.
  2. senior engineer 12 июля 2015 23:51
    ... «А личные выполняются немедленно» - замечательное руководство. Второй Кронштадт - интересно и неожиданно. История - удивительная наука. А "Копай глубже, кидай дальше. Пока летит-отдыхай" - крылатая фраза стала ) Спасибо, Юрий Григорьевич, за рассказ. Вдохновения Вашему перу на дальнейшие воспоминания и заметки.
  3. Next 6 сентября 2015 10:43
    Автору большое спасибо. И такой же огромный "+".
  4. мичман 20 ноября 2015 22:38
    Вспомнил еще некоторые изречения:
    -Что Вы на меня свое лицо вытаращили;
    -Давайте без "давайте"!
    -Кто дал команду:"смеяться";
    -С майорами, учти, сначала говори: "шучу", - потом шути;
    -Заряженной пушке в дуло не смотрят;
    -Где вы были? В туалете? Вы бы еще в театр сходили;
    -Боец должен подчиняться слепому инстинкту командира:
    -Боец запомните: "Услышав лай караульной собаки, часовой должен дублировать его голосом";
    -Курсанты, что галдите как в муравейнике;
    -Вы товарищ курсант, не курсант, а настоящий неандерталец и, я бы сказал даже, антрополог;
    -Что вы спите стоя на ходу;
    -Выезжаем ночью, идеальные условия, луна светит и солнце тоже;
    -Что за свинья здесь прошла? Корова, что ли;
    -Запомните отравляющие вещества - это когда один раз вдохнешь, и больше не надо;
    - Миллиард - это огромная сумма, ну как сто миллионов;
    -Каждый курсант должен быть либо поощрен, либо наказан;
    -Чем больше боец спит, тем меньше от него вреда;
    -В философии можно как в двух пальцах заблудиться.

    -
  5. мичман 20 марта 2016 17:00
    Могу еще добавить некоторые заповеди из "Кодекса офицерской чести":
    -Не обещай то, что ты не уверен, что выполнишь;
    -Держи себя просто, с достоинством, без фатоства;
    -Необходимо помнить ту границу, где кончается полная достоинства вежливость и начинается низкопоклонство;
    -Не пиши не обдуманных писем и рапортов сгоряча;
    -Меньше откровенничай - пожалеешь, Помни: "Язык мой - враг мой";
    -Не кути - лихость не докажешь, а себя скомпрометируешь;
    -Не спеши сходиться "на короткую ногу" с человеком, которого недостаточно узнал;
    -Избегай денежных счетов с товарищами, деньги всегда портят отношения;
    -Не принимай на свой счет обидных замечаний, острот, насмешек, сказанных вслед. Это част бывает на улицах и в общественных местах;
    -Сила офицера не в порывах, а в нарушенном спокойствии;
    -Старайся, чтобы в споре слова твои мягки, а аргументы тверды;
    -Разговаривая, избегай жестикуляции и не повышай голос;
    -Когда два человека ссорятся, всегда оба виноваты;
    .......
    -Душа - Богу, сердце - женщине, долг - Отечеству, честь - никому.
    Всего 26 заповедей. Нас их заставляли заучивать наизусть. Вот прошло более 60 лет (лейтенантом я стал в 18 лет), но эти заповеди помню.
    Был Гл. конструктором многих боевых систе, которые с успехом эксплуатируются и сейчас, Зам. руководителя оборонного НИИ, Руководителем ГУ одного из Оборонных министерств. Действ. член РАТН, д.т.н., профессор, Засл. деятель науки РФ, Лауреат Государственных премий. Работаю и сейчас. Возглавляю техн. кафедру в университете, воспитал двух детей, воспитываю внуков. Сын - доктор наук, профессор. Честь имею.
  6. мичман 13 июля 2016 20:14
    Вспомнил высказывание старшины роты, когда дежурный взвод в 1953 году направлялся на заготовку дров для камбуза: "Курсанты, колоть, складывать дрова и думать одновременно, устав не запрещает". Вот так мы весело в молодости жили. Честь имею.

Информация

Посетители, находящиеся в группе Гости, не могут оставлять комментарии к данной публикации.
Картина дня