Курсант-воспитанник, да еще несовершеннолетний, — существо ранимое, но быстро воспитываемое. Это существо всегда полно мечтами, детский мозг этих существ постоянно рождает их, совершенствует и развивает. В конце 40-х и начале 50-х годов прошлого века в стране насчитывалось около 1 миллиона сирот. Это от численности взрослого населения страны было на уровне 0,3%. Поэтому правительство СССР, уделяя внимание воспитанию подрастающего поколения, создало при высших военных учебных заведениях факультеты, куда эти сироты могли поступать учиться. Все было организовано на высшем уровне.

Курсант-воспитанник Ю.Г. Шатраков, 1952 год


Система на факультетах была взводная, затем ротная. В каждой роте был командир — офицер, как правило, прошедший Великую Отечественную войну. В ротах были старшины, тоже воевавшие с фашистами. Взводами командовали помощники командиров взводов, которые назначались из курсантов старших курсов, а командиры отделений назначались из числа курсантов взвода. И, как правило, командир и старшина роты подбирали на должность командира отделения наиболее крепких ребят, которые могли покомандовать коллективом из семи человек. Нас, таких курсантов-воспитанников, собралось в одном из военно-морских училищ Ленинграда две роты, которые были укомплектованы уже в начале июня.

Все было необычно для нас. Подъем в шесть часов утра, гальюн, физзарядка, умывание и завтрак. Затем построение, разбор замечаний и задачи на сутки. Нам запомнились первые построения. На одном из них старшина роты, такой коренастый силач по фамилии Анашкин, принял рапорт нашего помкомвзвода. В рапорте он доложил, что курсант Ивлиев отсутствует, так как направлен им по причине насморка в медсанчасть. Старшина скомандовал: «Вольно». Обошел строй роты и заметил: «Товарищи курсанты, болеть ума много не надо. Прошу запомнить это на всю жизнь». Затем он спросил на этом построении: «У кого есть вопросы?» Из второго взвода один курсант поинтересовался: «Товарищ старшина, когда следует выполнять поручение, которое получаешь от помкомвзвода?» Старшина приказал курсанту выйти из строя и громко пояснил: «Поручения, касающиеся ротного и взводного уровня, выполняются в первую очередь». Мы слушали это затаив дыхание. А затем он добавил: «А личные выполняются немедленно».

Улыбка на лице старшины говорила нам о многом. Отцы-командиры нас полюбили с первого дня. Они считали нас своими детьми и проявляли любовь к нам во всем. Видимо, война и на них отразилась, так же как и на нас. Ведь мы не чувствовали любви родителей в детстве. Она закончилась для нас с момента начала войны, а для них юность закончилась с призыва на эту войну.

Занятия у нас в училище продолжались до 14 часов. Перемещения взводов по училищу разрешались только строем, даже переход из одной аудитории в другую мы осуществляли по команде строем. После занятий личный состав взвода перемещался в кубрик и затем после мытья рук шел на обед. Последнее для нас, сирот, было впечатляющим. В столовой курсанты размещались за столами по отделениям, в зале тихо звучала музыка. Бочковые разносили по очереди салат, суп, второе блюдо и компот. Дежурный офицер в процессе принятия личным составом пищи прохаживался между столами и следил за порядком. Разговаривать в этот момент нам не разрешалось. Мы быстро привыкли к флотскому порядку. Все хотели быть курсантами, ведь нас никто не неволил, мы поступали в училище по зову сердца.

В моем отделении, а я был командиром, был один курсант, который ничем не выделялся среди остальных мальчиков. Пацан как пацан. Начались в сентябре плановые занятия. Мы уже сдали нормативы «молодого краснофлотца», научились стрелять из боевого оружия, овладели навыками рукопашного боя и научились хорошо плавать. И вот на одном из уроков капитан 3-го ранга Хрусталев поинтересовался: «Знает ли кто-нибудь из курсантов историю города Кронштадта?» Как помню, были подняты две руки. Кап-три разрешил курсанту Кузнецову доложить материал по данному вопросу. То, что мы услышали, изумило нас. Кузнецов стал рассказывать о городе Кронштадте, который располагался в Румынской Народной Республике. Мы, затаив дыхание, слушали нашего сверстника, кап-три не перебивал и тоже внимательно слушал. Оказывается, город Кронштадт в РНР был основан еще в 1211 году рыцарями Тевтонского ордена. Позже этот город стали именовать Брашовом. Это был культурный центр трансильванских саксов. В этом городе очень много достопримечательностей: церковь Святого Бартоломея, церковь Святого Николая, Чёрная церковь, Ворота Екатерины, самая узкая улица в Европе. Когда курсант Кузнецов закончил выступать, кап-три поинтересовался, откуда у него эти познания. Курсант громко доложил, что он с мамой проживал одно лето у отца в этом городе, который командовал стрелковым полком в 33 механизированной бригаде. Но отец в прошлом году погиб, а ему хотелось рассказать курсантам об этом замечательном городе.


Вспомнил


Фото улиц и церквей города Брашова

Капитан 3-го ранга разрешил курсанту Кузнецову занять свое место за столом (у нас были столы, а не парты). Поставил курсанту оценку «отлично», а сам рассказал нам историю города Кронштадта, который находится рядом с Ленинградом на острове Котлин.
Автор:
Ю.Г. Шатраков
Ctrl Enter

Заметив ошибку в тексте, выделите текст с ошибкой и нажмите Ctrl+Enter

6 комментариев
Информация

Уважаемый читатель, чтобы оставлять комментарии к публикации, необходимо зарегистрироваться.
Уже зарегистрированы? Войти