Сверхмалые подводные лодки проекта Molch (Германия)

В конце 1943 года нацистская Германия заинтересовалась тематикой сверхмалых подводных лодок. Подобная техника, как ожидалось, могла помочь сохранить приемлемый потенциал Кригсмарине без необходимости строительства сравнительно сложных и дорогих субмарин. Кроме того, небольшие подлодки могли строиться крупными сериями, что тоже выглядело многообещающе в ситуации ухудшающегося положения на фронтах. Первыми проектами в этой области были Hecht и Molch. Обе эти субмарины должны были нести торпедное вооружение и с его помощью атаковать корабли, подлодки или береговые сооружения противника.

Проект Molch («Саламандра») стартовал весной 1944 года. Его разработку поручили организации Torpedoversuchsanstalt Eckernförde. От его создателей требовалось разработать сверхмалую подводную лодку с максимально простой конструкцией, способную скрытно подходить к своей цели и выполнять атаку с использованием имеющегося торпедного вооружения. Простота конструкции являлась одним из главных приоритетов проекта. Ввиду ограниченных возможностей промышленности требовалось широко использовать существующие изделия.

Разработчики проекта решили использовать некоторые комплектующие, применяемые в существовавшем на то время торпедном вооружении. Однако на этот раз, в отличие от проектов Neger или Marder, предполагалось строить полноценную малогабаритную подводную лодку, а не эрзац, представляющий собой незначительно доработанную торпеду. Эксплуатация человекоуправляемых торпед продолжалась без особых успехов, что и сказалось на ходе других проектов.


Сверхмалые подводные лодки проекта Molch (Германия)
Спуск подлодки Molch на воду. Фото Juergenthuro.de


Несмотря на широкое использование агрегатов, заимствованных у торпед, подлодка Molch должна была серьезно отличаться от них и иметь определенное сходство с полноценными субмаринами. Она имела цилиндрический прочный корпус с полусферическим носовым обтекателем и конической кормовой частью. На внешней поверхности корпуса предусматривалась небольшая надстройка с остеклением и перископом. На хвостовой оконечности корпуса помещались рули глубины и направления, а также гребной винт. По бокам корпуса, на уровне днища, имелись два набора креплений для торпед.

Общая длина подлодки «Саламандра» составляла 10,73 м. Цилиндрический корпус сваривался из 3-мм стали и имел диаметр 1,16 м. Рубка и неубираемая часть перископа, а также подвешенные торпеды увеличивали высоту лодки в боевом положении примерно до 2 м. Максимальная ширина субмарины с подвешенными торпедами и с учетом рулей составляла 1,8 м. В подводном положении водоизмещение подлодки составляло 11 т. При всплытии на поверхность этот параметр составлял 8,4-8,5 т.

Вся носовая и средняя части корпуса отдавались под размещение аккумуляторных батарей. По задумке конструкторов, сверхмалая подлодка Molch должна была использовать только электрический двигатель, что сказалось на составе оборудования и компоновке внутренних объемов корпуса. Из-за несовершенства технологий того времени аккумуляторы занимали примерно две трети от общей длины внутренней части корпуса. Как следствие, кабина пилота и электродвигатель находились в корме. Кроме того, по бокам от рабочего места водителя располагались баллоны с кислородом для дыхания и другая сравнительно крупная аппаратура. Запас кислорода позволял находиться под водой в течение 50 часов.

Сверхмалые подводные лодки проекта Molch (Германия)
Боковая проекция подлодки Molch. Рисунок Wikimedia Commons


В корме подлодки «Саламандра», со сдвигом к днищу, размещался электрический двигатель SSW GL231/7.5 мощностью всего 13 л.с., заимствованный у одной из серийных торпед. Выбор силовой установки был обусловлен несколькими факторами. Подобные моторы уже находились в серийном производстве и были лишены всех «детских болезней». Кроме того, соотношение мощности и потребления энергии позволяло обеспечить приемлемые ходовые качества подлодки.

Торпеды с двигателем SSW GL231/7.5 могли развивать скорость до 25-28 узлов. Сравнительно крупная и тяжелая подлодка Molch имела более скромные показатели. Ее скорость в надводном положении не превышала 4,3 узла, в подводном – 5 узлов. Большая емкость аккумуляторных батарей позволяла пройти до 100 морских миль с разной скоростью. Имелась возможность пройти в надводном положении до 50 миль на 2,9 узла, а после разогнаться до 4,3 узла и пройти еще столько же. В подводном положении подобный путь можно было пройти на скоростях 3,3 и 5 узлов.

Сверхмалые подлодки Molch не оснащались балластными цистернами, из-за чего должны были погружаться только за счет рулей глубины. При этом, однако, рекомендовалось большую часть пути проходить в подводном положении из-за возможности движения с большей скоростью при том же расходе энергии. Прочность корпуса позволяла погружаться на глубину до 40 м, однако для этого требовалось некоторое время. Ввиду отсутствия балластных цистерн подлодка не могла быстро нырять за счет изменения плавучести.

Подлодкой типа «Саламандра» должен был управлять один пилот. В его кабине имелся набор навигационного оборудования и органов управления. Управление двигателем и рулями осуществлялось при помощи нескольких рычагов. Так, рычаг управления двигателем имел три положения: «стоп», «малый вперед» и «полный вперед» (Kleine Fahrt voraus и Alle Kraft voraus). Возможность реверса двигателя и задний ход не предусматривались.

Сверхмалые подводные лодки проекта Molch (Германия)
Спуск подлодки Molch на воду? вид снизу. Фото Juergenthuro.de


Для навигации предлагалось применять магнитный компас. Тем не менее, подобное оборудование позволяло только определять примерное направление на цель. Для точного выхода на корабль противника и выполнения атаки предлагалось использовать металлическую рубку с остеклением и прозрачным куполом, а также перископ. Конструкция последнего позволяла следить за сектором шириной 60° (по 30° вправо и влево от оси лодки). Подобное оснащение позволяло подводнику ориентироваться в надводном положении и на небольшой глубине.

По некоторым данным, в ходе серийного производства подлодки типа Molch получили новый элемент специального оборудования. В качестве дополнительного средства обнаружения целей предлагалось использовать гидроакустическую систему максимально простой конструкции. Судя по объемам корпуса, которые можно было выделить под подобное оборудование, «Саламандра» могла нести только самую простую систему, позволявшую определять лишь примерное направление на источник звука.

Вооружение подлодок Molch состояло из двух торпед G7e, подвешенных на специальных креплениях корпуса. Каждая такая торпеда имела длину около 7,16 м и калибр 533 мм. В качестве силовой установки торпеды использовался электродвигатель с аккумуляторными батареями. Торпеды G7e имели вес около 1,6 т и могли развивать скорость до 25-28 узлов. Дальность хода, в зависимости от модификации, достигала 5-7,5 км. Вес боевой части составлял 260 кг, что позволяло наносить серьезные повреждения крупным кораблям или гарантированно уничтожать легкие и средние суда. Сверхмалая подлодка Molch несла сразу две торпеды, что соответствующим образом должно было сказываться на вероятности попадания в цель и результатах атаки.

Разработка проекта Molch завершилась в конце весны 1944 года. В первой половине июня был построен первый прототип, который представили на испытания. 12 июня опытная «Саламандра» совершила первый выход в море. За несколько следующих недель немецкие специалисты проверили работу всех систем и подтвердили заявленные характеристики. Кроме того, были выявлены некоторые положительные особенности проекта и его недостатки.

Так, в ходе испытательных погружений было установлено, что характеристики прочного корпуса заметно выше расчетных. Прочность конструкции позволяла лодке погружаться на глубину до 60-70 м, т.е. более чем в полтора раза больше расчетной. На практике это позволило бы более эффективно скрываться от кораблей и самолетов противника.

Сверхмалые подводные лодки проекта Molch (Германия)
Перископ и рубка. Фото Juergenthuro.de


Одновременно с этим выяснили, что использованный комплекс навигационного оборудования в виде одного компаса и нескольких средств наблюдения не обеспечивает высокую точность определения координат и курса. Подобные результаты испытаний стали одним из поводов для появления предложения, касавшегося использования сравнительно простой гидроакустической системы.

Также в ходе испытаний была выявлена недостаточная остойчивость подлодки. Подобные проблемы были у всех немецких человекоуправляемых торпед, а также у сверхмалой субмарины Hecht. Ввиду использования схожих технических решений, а именно из-за цилиндрического корпуса со специфическим размещением внутренних агрегатов, подлодка Molch не могла уверенно держаться на поверхности или ровно идти под водой при заметном волнении. Тем не менее, при соблюдении некоторых ограничений «Саламандра» выглядела вполне пригодной к эксплуатации на практике.

Несмотря на выявленные проблемы, сверхмалая подводная лодка Molch поступила в серийное производство. Кригсмарине желали получить несколько сотен единиц такой техники, что позволяло обеспечить новыми лодками все нуждающиеся подразделения. Предполагалось, что сверхмалые субмарины проекта «Саламандра» и других типов позволят защитить базы Германии и ее союзников на Средиземном море, на побережье Атлантического океана и в других районах. В соответствии с этими планами производилось распределение новой техники между различными соединениями.

Сверхмалые подводные лодки проекта Molch (Германия)
Подлодка Molch под водой. Фото Juergenthuro.de


Большая часть подлодок Molche была построена на заводе AG Wesser в г. Бремен. Это предприятие совместно с несколькими другими верфями построило в общей сложности 393 сверхмалые подлодки нового типа. Серийное производство такой техники продолжалось до конца 1944 года, после чего его свернули в пользу более приоритетных проектов. Все серийные сверхмалые подлодки передавались в структуру Kleinkampfverbande, отвечавшую за эксплуатацию подобной техники.

Первое соединение, оснащенное «Саламандрами», было готово к участию в боях к началу осени 1944 года. Оно получило обозначение K-Flottille 411. В его составе имелось 60 сверхмалых подлодок, каждая из которых могла нести по две торпеды. В теории численность этой флотилии позволяла организовывать массированные атаки на порты противника или корабли на рейде. Первая флотилия, укомплектованная новыми субмаринами, базировалась в Италии.

Первый выход новых подлодок на выполнение боевой задачи состоялся в ночь на 26 сентября. Семь «Саламандр» (по другим данным, 12) покинули базу Сан-Ремо и направились в район Ниццы. Задачей подводников был поиск и уничтожение замеченных кораблей противника. Основными целями были два английских эсминца, которые следовало атаковать во время их остановки или при движении на малой скорости. Кроме того, допускалась атака иных кораблей и судов. Успели ли немецкие подводники применить оружие, неизвестно. Тем не менее, имеются сведения о результатах этого похода. Три из семи подлодок были потоплены британскими кораблями (по другим данным, до 10). Все пилоты спаслись, но попали в плен.

Сверхмалые подводные лодки проекта Molch (Германия)
Офицер британского Хайлендского полка осматривает трофейную лодку Molch. Норвегия, г. Ставангер, 1945 г. Фото Wikimedia Commons


Через несколько дней после этой операции авиация союзников устроила налет на базу флота в Сан-Ремо, в ходе которого были уничтожены остававшиеся в строю сверхмалые подлодки, участвовавшие в недавнем рейде. Тем не менее, вскоре после этого 411-я К-флотилия получила новые подлодки, позволившие ей в определенной мере восстановить свой боевой потенциал.

Вторая эскадра, K-Flottille 412, укомплектованная к декабрю 44-го, была отправлена в один из портов Нидерландов. К этому времени в подразделения из состава Kleinkampfverbande начали поступать новые сверхмалые подлодки типа Biber. В течение некоторого времени техника двух типов использовалась параллельно. Вскоре свою службу начали новые соединения, оснащенные «Саламандрами». Они базировались в Норвегии и Дании – K-Flottille 413 и K-Flottille 415 соответственно. При этом «скандинавские» флотилии ни разу не принимали участие в боевой работе.

Боевой путь 412-й К-флотилии нельзя назвать успешным. Так, с января по апрель 1945 года это соединение выполнило 102 рейда, целью которых была атака вражеских кораблей и судов. За четыре месяца подводники соединения смогли потопить всего семь малых и средних судов. Ценой этих побед стала потеря 70 сверхмалых подлодок двух типов.

Субмарины типа Molch не отличались высокой боевой эффективностью, а специфические характеристики затрудняли их эксплуатацию. Из-за этого было решено постепенно выводить их из эксплуатации, заменяя более совершенной техникой. Имеющиеся в строю «Саламандры» отправлялись в резерв или применялись в учебных целях. Новые сверхмалые подлодки нуждались в пилотах и технике для их подготовки. Главным средством обучения будущих подводников стали имеющиеся в Kleinkampfverbande подлодки типа Molch.

Из имеющихся данных следует, что в боях принимали участие не более 120 сверхмалых подлодок типа Molch. За несколько месяцев эксплуатации, с сентября 44-го до апреля 45-го, в рейдах было потеряно несколько десятков подобных субмарин. Кроме того, более двух с половиной сотен «Саламандр» либо не добрались до баз, где им предстояло нести службу, либо простояли на берегу без дела. Таким образом, большая часть времени, сил и ресурсов, затраченных на строительство серии из 393 подлодок, была потрачена впустую.

Сверхмалые подводные лодки проекта Molch (Германия)
Подлодка Molch в Южноафриканском национальном музее военной истории, г. Йоханнесбург. Фото Wikimedia Commons


Строительство сверхмалых подлодок проекта Molch стало одной из самых неоднозначных программ, осуществлявшихся в интересах Кригсмарине на заключительном этапе Второй мировой войны. Инженерам и судостроителя удалось разработать и поставить в серию требуемую технику, в теории способную оказать влияние на ход войны на море. Более того, «Саламандра» стала одним из самых массовых типов немецкой малогабаритной подводной техники, предназначенной для проведения скрытных атак. По своему количеству такие подлодки превосходили большинство других сверхмалых субмарин и человекоуправляемых торпед.

Чуть более чем за полгода эксплуатации подлодки типа Molch не показали никаких выдающихся результатов. За все выходы в море они уничтожили всего семь судов противника, причем среди них не было ни одного крупного корабля, потеря которого могла бы сказаться на боеспособности вражеского флота. При этом немцы потеряли большую часть «Саламандр», выходивших в море. Таким образом, относительный успех с точки зрения массовости производства нивелировался отсутствием заметных побед на море.

Почти все сверхмалые подлодки Molch, остававшиеся в строю на момент окончания войны, стали трофеями союзников. Как всегда бывает с подобной техникой, субмарины подверглись тщательному изучению. Впоследствии, за отсутствием перспектив, подавляющее большинство трофейных подлодок отправилось на слом. Только нескольким «Саламандрам» посчастливилось дожить до наших дней в качестве музейных экспонатов.


По материалам сайтов:
http://uboataces.com/
http://juergenthuro.de/
http://uboat.net/
http://german-navy.de/
Автор: Рябов Кирилл


Мнение редакции "Военного обозрения" может не совпадать с точкой зрения авторов публикаций

CtrlEnter
Если вы заметили ошибку в тексте, выделите текст с ошибкой и нажмите Ctrl+Enter
Читайте также
Комментарии 6
  1. sub307 7 июля 2015 09:08
    Этакий до предела упрощённый "транспортёр" торпед..., тут немцы "накосячили", а странно, учитывая их опыт в "подводных делах".
    1. Даос 7 июля 2015 10:51
      Ну я бы не сказал что "накосячили" - скорее исправили - в принципе тот же Негер но с оптимальными боевыми возможностями. Другой вопрос что поле применения таких полудиверсионных аппаратов по определению невелико. Фактически возможность атаки только в прибрежной зоне или в базах... Так что и из этой в общем технически неплохой идеи "вундерваффе" не получилось.
      1. MooH 7 июля 2015 14:10
        Я так понимаю, что в основном из-за неотработанной тактики. В рейды они ходили группами и своим ходом и при этом не имели никакой связи между субмаринами. Итог закономерен. Такие штуки надо либо применять с носителя рядом с портами неприятеля, либо действовать стаями на предполагаемых маршрутах вражеских кораблей, но тогда им нужна вменяемая навигация и связь.
      2. Argon 8 июля 2015 02:39
        Да накасячили,накасячили(без всяких там ковычек).У подобных "шедевров"военного поля действия вообще быть не может.Не удивлюсь если выяснется,что все уничтоженные"корабли противника"погибли в результате случайных столкновений с этими "субмаринами"потерявшими ход.Создается впечатление,что Дениц путем принятия этого заказа дал кому то откат.Кстати любезный Даос,согласитесь,что данная публикация подтверждает мое предположение о боевом применении аппаратов подобного типа(по поводу остойчивости, управляемости и как следствии"точности"пуска).Вспоминая наш с вами диспут.
        1. Даос 8 июля 2015 22:07
          Ну вспоминая наш с вами диспут я как раз ссылался что на тот факт что сие вундерваффе имеет специфичное и ограниченное применение - но говорили мы о недостатках конкретной схемы расположения ТА и балансировке таких лодок... Во всяком случае немецкие технари в отличии от итальянцев сделали грамотней... Ну а эффективность применения... ? сие вопрос открытый. Понятно что устойчивость оружейной платформы напрямую зависит от размеров оной... но и заметность тоже... вот и выбирай...
  2. crambol 7 июля 2015 11:50
    _ФРГ. Киль. Кильская бухта, напротив Ховальдсверке. 1966 г.

Информация

Посетители, находящиеся в группе Гости, не могут оставлять комментарии к данной публикации.
Картина дня