Военно-морской флот России: импортозамещение и конкуренция

20


Завершился Международный военно-морской салон МВМС-2015, проходивший в Санкт-Петербурге с 1 по 5 июля. На салоне приняли участие 62 официальные делегации из 46 стран, более 424 компаний-участников, для простых посетителей было проведено авиашоу с участием пилотажной группы «Русские Витязи». Помимо возможности для посетителей посмотреть на последние и перспективные разработки отечественных (зарубежных компаний на этот раз, по понятным причинам, почти не было) производителей военной и гражданской продукции, так или иначе связанной с кораблестроением, на МВМС-2015 было сделано несколько достаточно важных заявлений, преимущественно главкомом ВМФ России Виктором Чирковым. Попробуем подвести итоги прошедшего морского салона и выяснить, в каком направлении развиваются российские ВМФ, основные проблемы и вызовы.

Импортозамещение

На выставке было заметно желание многих производителей представить продукцию, львиная доля которой ранее закупалась российским ВПК за рубежом (в основном — в ЕС и на Украине). Особенно это касалось морских дизельных силовых установок. К примеру, ОАО «Звезда» провело презентацию нового дизельного двигателя М150 «Пульсар». Тем не менее, информации о том, какие же двигатели будут установлены на недостроенные корабли проектов 11356 и 22350 пока нет. Причина этого, по-видимому, в том, что заявленные характеристики новых российских силовых установок не соответствуют реальным — тем, которые требуются флоту. Это подтверждается и недовольством относительно отечественного морского двигателестроения, высказанным главкомом ВМФ Виктором Чирковым и вице-премьером Дмитрием Рогозиным. На этом фоне одиноко стоял стенд немецкой компании MTU, прекратившей поставки двигателей российскому флоту из-за санкций, но, тем не менее, приехавшей на салон.

Помимо двигателей было выставлено заметное количество различных электронных компонентов — плат, мониторов, устройств ввода и т.п. — большинство из них имело несколько «топорный» вид, однако это не столь важно для военного сектора, где важнее всего надёжность, однако в гражданском секторе такую продукцию реализовать будет проблематично, учитывая жестокую конкуренцию.

На фоне вышесказанного и при сокращении финансирования, вследствие проблем в экономике РФ, задача по скорейшему созданию российских аналогов, закупавшихся ранее на Западе (с украинской продукцией проблем будет меньше, так как базовые технологии — советские) компонентов, становится непростой задачей. Тем не менее другого пути нет — расплачиваться за бездействие прошлых лет придётся вероятным сдвигом по реализации некоторых проектов и дополнительными затратами.

Слов и заявлений больше, чем дела


Ситуация, в общем-то, привычная. Но тем не менее от этого не становящаяся менее неприятной. На сей раз больше всего громких заявлений сделал главком ВМФ. Не все они последовательны, часть не «вяжется» с тем, что говорилось раньше. Например, обещанные Виктором Чирковым в прошлом году анаэробные (воздухнезависимые) подлодки должны были появиться в 2017 году, но в новом заявлении, которое было сделано после церемонии передачи Черноморскому флоту новой субмарины проекта 636.3 «Старый Оскол», сроки начала их постройки были сдвинуты на «после 2018 года». Заявление того же Виктора Чиркова о постройке в ближайшие годы 18 новых малых ракетных кораблей (МРК) проекта 22800, вооружённых универсальными пусковыми установками для противокорабельных и крылатых ракет, и имеющих водоизмещение всего 500 тонн, было скептически прокомментировано в личном разговоре с анонимным источником из судостроительной отрасли. По его словам, данный корабль пока находится в достаточно «сыром» состоянии, а масса при используемом вооружении уже превысила 700 тонн, да и никаких реальных, подкреплённых чем-то кроме слов, ожиданий относительно закупки такой большой серии подобных МРК нет.

Масштабные разговоры о постройке авианосца пока также имеют под собой мало фактической информации — тем не менее конкуренция за возможный проект-гигант, без сомнений, с огромным финансированием, уже идёт полным ходом, несмотря на то, что реальные работы по постройке не начнутся раньше 2025 года. Крыловский государственный научный центр (КГНЦ) продемонстрировал свой макет-концепт, а начальник департамента гособоронзаказа Объединенной судостроительной корпорации (ОСК) Анатолий Шлемов в интервью «Ленте.ру» заявил, что по проектам авианосца и большого корабля океанской зоны (эсминец по программе «Лидер») проработки ведутся в Северном ПКБ и Невском ПКБ, и что «каждый должен заниматься своим делом». Так что между ОСК и независимым от неё КГНЦ намечается нешуточная борьба, что в общем-то очень даже полезно.

Экспорт

Несмотря на посещение салона большим количеством иностранных делегаций, экспортных контрактов подписано не было. Однако стоит отметить, что «Рособоронэкспорт» на это изначально и не рассчитывал. Тем не менее несколько стран проявили заинтересованность в российских вооружениях, что может позволить поддерживать пакет заказов на нашу морскую технику на высоком уровне (сейчас сумма подписанных контрактов превышает $5 млрд). Интересной новостью стали переговоры иранской делегации во главе с главкомом иранских ВМС Хабиболлой Сайяри с Виктором Чирковым: имеются некоторые данные о том, что иранская сторона заинтересована в поставках российской морской военной техники. Более размытая информация имеется об интересе Саудовской Аравии, которая пока занята ознакомлением с российской морской техникой и вооружениями. Пока же саудиты больше заинтересованы в покупке оперативно-тактического комплекса «Искандер-Э», и заместитель гендиректора «Рособоронэкспорта» Игорь Севастьянов заявил на МВМС-2015, что, при определённых условиях, такая сделка возможна.

И на последок, немного «украинской» тематики — Россия намерена выполнить контракт на поставку 4-х десантных кораблей на воздушной подушке проекта 12322 «Зубр» Китаю (2 корабля уже поставила Украина), так как завод «Море» расположен в Крыму, который вошёл в состав РФ.

Перспективы

Несмотря на наличие немалого количества проблем, в России всё же начали производство заметного количества военных кораблей, в том числе и достаточно крупных надводных — корветов и фрегатов. И если перспективы по постройке полноценного авианосца достаточно туманны, то строительство эсминца нового поколения, сравнимого по вооружению с ракетным крейсером, не кажется невыполнимой задачей, хотя несколько лет назад это было бы неочевидным заявлением. Проблемы — нормальное явления учитывая то, что фактически многие отрасли, связанные со строительством надводных военных кораблей, были просто разрушены до основания и теперь воссоздаются с нуля. В условиях сниженного финансирования важную роль сыграет расстановка приоритетов и выбор оптимальных путей развития, которых, судя по количеству представленных на МВМС-2015 макетов и эскизов, очень много. В таких условиях однимииз ключевых факторов становятся условия честной конкуренции, которые, к сожалению, далеко не всегда соблюдаются. Что же касается подводного флота — то тут ситуация очень неплохая. Идёт постройка большого количества как атомных, так и дизель-электрических подлодок, уже идут работы по определению облика новой многоцелевой атомной субмарины, даже учитывая то, что сейчас строятся достаточно современные подводные лодки этого класса — проекта 855 «Ясень-М».
Наши новостные каналы

Подписывайтесь и будьте в курсе свежих новостей и важнейших событиях дня.

20 комментариев
Информация
Уважаемый читатель, чтобы оставлять комментарии к публикации, необходимо авторизоваться.
  1. +5
    11 июля 2015 05:25
    Адмирал Горшков был заложен в 2006 году и до сих пор не передан флоту. А с БДК проекта 11711 еще круче - его с 2004 строят. И это относительно небольшие корабли (4500 и 5000 т). А сколько авианосец строить будут такими темпами? 50 лет?
    1. +3
      11 июля 2015 10:07
      А вы не на один корабль смотрите вы на общую ситуацию ,одна только Северная верфь построила за восемь лет восемь кораблей ,а про авианосец забудьте ,для этого надо хотя-бы обзавестись 100т краном !
      1. Комментарий был удален.
      2. +7
        11 июля 2015 11:15
        Цитата: 78bor1973
        надо хотя-бы обзавестись 100т краном !

        Китай имеет одну из крупнейших в мире судостроительных отраслей ,доля Китая составляла 41,4% спущенных на воду кораблей в мире.....

        вкладывать деньги надо ,в науку и реальный сектор промышленности...А НЕ воровать и проводить саммиты и спортивные мероприятия.....
    2. +3
      11 июля 2015 10:09
      а нужен он нам? Если хочешь разорить противника- подари ему авианосец!!! где то так!! а так все правильно- мы до сих пор пожинаем плоды перестройки , и ,,дружбы,, с западом!!!! ЦАЦКАНЬЯ с как бы ,,братьями,, помните как гайдар и иже с ними верещали--- усе купим на западе? запад нам поможет!!! забывая сказать, что тот дав 1руб заберет 100 и более!!!
    3. +1
      11 июля 2015 12:41
      Где когда. О чём пишите голубь какой авианосец. Молодец Адмирал туману напустил что даже здесь опешили. Успокойтесь!! Он делал свою работу мол щас сбацаем и нос утрём.Всё нормально проблемы будут решены импорто замещение сейчас несколько изменилось требуется не просто силовая установка а конкурентно способная только на такую дадут денежку.Вертолётчики уже имеют намного лучше мощнее и экономичнее.Сейчас за флотских взялись теперь здесь будут смотреть оценивать.Не зря такая суета конкурс его ещё выиграть надо.А говорить не вредно пусть слушают осваиваем такое труднейшее дело как ПИАР.А тут свои пытаются палки в колёса сунуть требуют ВЫНЬ И ПОЛОЖИ.обидно А вообще здорово даже наши повелись.
      1. 0
        13 июля 2015 13:32
        посмотреть на последние и перспективные разработки отечественных (зарубежных компаний на этот раз, по понятным причинам, почти не было)


        В настоящее время это самое интересное.
  2. +4
    11 июля 2015 07:36
    Заявления, декларации и планы - это одно, а жизнь - это другое. Судостроительная промышленность начала загибаться еще во второй половине 80-х, когда на флот стали приходить боевые корабли без систем управления ЗРК, как это было с БПК проекта 1155. Ремонты кораблей превратились в путь к отстою. Строительство новых кораблей затягивалось, сроки ввода в строй переносились и даже появилось понятие "экспериментальная эксплуатация". Это когда в эксплуатацию принимается не отвечающая требованиям эксплуатации подводная лодка "Санкт-Петербург".
  3. +3
    11 июля 2015 08:27
    Если по тексту статьи, коротенько. Двигателей нет, в ближайшие года 2-3 и не будет. Кораблестроение встало. Работы по воздухонезависимым движкам для ПЛ зашли в технологический тупик. Проектанты со страшной силой лоббируют заказ на проработку мифического АВ. Электроника и аппаратное железо как были под медным тазом, так там и сидят. "Полимеры всё-таки того, прокакали"!

    Вот "Русские витязи" те да, молодцы, отлетали на 5. Теперь на МАКСе надо ждать прохода катеров на воздушной подушке.
    1. +6
      11 июля 2015 08:41
      Цитата: AZB15
      Двигателей нет, в ближайшие года 2-3 и не будет. Кораблестроение встало.

      Зато мы думаем строить авианосцы ,не имея верфей и атомные эсминцы.Ходят эти деятели с макетиками и демонстрируют на каком высоком уровне у нас макетостроение.
      Может если парочку чинушей посадить дело с мертвой точки сдвинется?
    2. 0
      11 июля 2015 09:54
      Цитата: AZB15
      Двигателей нет, в ближайшие года 2-3 и не будет. Кораблестроение встало.
      Ну с подлодками все нормально пока hi
    3. +1
      11 июля 2015 10:13
      КАЦ , предлагает сдаться???? wink
    4. 0
      13 июля 2015 13:36
      Двигателей нет, в ближайшие года 2-3 и не будет. Кораблестроение встало. Работы по воздухонезависимым движкам для ПЛ зашли в технологический тупик.


      Да это же неплохо, при таком шиле в заднице ВМФ заставит хоть какую то длительную кораблестроительную программу принять и не только составить, но и выполнить.
  4. 0
    11 июля 2015 08:53
    Цитата: НЕКСУС
    Цитата: AZB15
    Двигателей нет, в ближайшие года 2-3 и не будет. Кораблестроение встало.

    Зато мы думаем строить авианосцы ,не имея верфей и атомные эсминцы.Ходят эти деятели с макетиками и демонстрируют на каком высоком уровне у нас макетостроение.
    Может если парочку чинушей посадить дело с мертвой точки сдвинется?


    А с какого х. наша делегация попёрлась в Финляндию на ПАСЕ? Ведь позор уже был, надо было, что-бы ещё раз в хари (их), и соответственно в страну плюнули? . Именно и эти с макетиками поэтому... Надо, этим пассивным гомосексуалистам, изобразить деятельность государственную.
    1. +1
      11 июля 2015 10:19
      политика штука жестокая и подлая!!! как то читал отчет РУССКОГО посольства из европы к ИОАННУ ГРОЗНОМУ, так там типа и не уважают и тд и тп ответ был сидеть и делать свое дело ибо вы представители ГОСУДАРЯ И РОССИИ!!! wink
      1. 0
        11 июля 2015 21:18
        Если-бы только ему.Там почитай через раз так относились к нам.Архивы много таких депеш имеют..Ничего не изменилось только названия иноземных государств стали другие.Кто знает историю знает настоящее .
  5. +3
    11 июля 2015 08:58
    Мой бывший командир про такие ситуации говорил:-"Наморщить лоб в знак озабоченности"
    1. +1
      11 июля 2015 10:04
      А в конечном итоге сделать заявление со "скорбным" выражением, в стиле ЕБН: "простите меня Россияне...", и "слиться" в район "дислокации" Лужкова(к примеру) альпийское "фермерство подымать".
  6. +6
    11 июля 2015 11:13
    Кораблестроительная программа должна быть последовательной. Сперва малые корабли ОВРа: МРК, МПК, корветы-как сейчас принято их называть. То есть выбрали несколько наиболее удачных проектов, отработали технологию строительства, определились с верфями и наладили серию. Потом корабли второго ранга по той же схеме. И когда "кораблестроительная машина" заработала, то можно и о атомных крейсерах начинать разговаривать. А наши адмиралы продолжают жить советскими океанскими амбициями...
    1. +3
      11 июля 2015 12:11
      Единственный выход из сложившейся ситуации, это модернизация всех кораблей которые ещё можно модернизировать - крейсер Адмирал Лазарев всё таки решили модернизировать.
      1. -1
        11 июля 2015 13:58
        вроде последняя инфа Лазарева на иголки.Денег нет и ремонтировать негде.Доковый ремонт сделали чтоб не затонул у пирса.
        1. +1
          11 июля 2015 17:16
          Сегодня уже другая информация по крейсеру - "Мол мы передумали его на металлолом пускать".
  7. 0
    11 июля 2015 11:14
    Так ведь нельзя...
  8. +3
    11 июля 2015 13:05
    Импортозамещение проблема. Возникла из-за укрофилов в руководстве СССР: Хрущев, Брежнев.
    Все высокотехнологичное производство, включая верфи, надо было располагать в метрополии РФ
    1. +2
      11 июля 2015 18:52
      Кто же знал, что такое могло произойти на Украине. В страшном сне не приснится.
  9. 0
    11 июля 2015 19:24
    Могу сказать только то, что в комментарии к другой статье написал:

    Во-первых, руководству страны необходимо сформулировать саму концепцию необходимости в наших ВМФ авианосцев - нужны они, или нет.
    Во-вторых, не забывайте, товарищи и господа, что построить авианосец - это только половина того, что необходимо сделать. А инфраструктура - причальный комплекс, склады ГСМ, продовольствия, ядерного топлива, вооружений( в том числе и для авиагруппы)? На всё это тоже нужны средства, и ой какие не маленькие. Прибавьте стоимость обслуживания, ремонта и т.п.
    Так что сначала концепцию применения, а потом уже кричим "даёшь!"
  10. +2
    11 июля 2015 22:36
    Я думаю это важная информация особенно к написанному в статье.
    Согласно годовому отчету ОАО «Судоремонтный завод №30», решено восстановить ТАРК «Адмирал Лазарев» и «Адмирал Нахимов».

    Ранее планировалось отправить крейсер «Адмирал Лазарев», побратим флагмана Северного флота — крейсера «Петр Великий», на утилизацию. Однако в 2014 году на 30-м СРЗ был произведен доковый ремонт и освидетельствование «Адмирала Лазарева».

    Его капитальный ремонт и модернизация будут проходить в Северодвинске по сокращённому техническому проекту модернизации ТАРК «Адмирал Нахимов» проекта 1144.2, который находится на ремонте в настоящее время. По планам предприятия, в 2018 году корабль будет передан Северному флоту.

    Тяжелые атомные ракетные крейсера проекта 1144 «Орлан» строились в СССР с 1973 по 1989 годы. Всего было сделано четыре корабля, из которых в строю только «Петр Великий». Длина кораблей проекта «Орлан» превышает 250 метров. Они оснащены противокорабельными ракетами П-700 «Гранит» и флотским вариантом комплекса ПВО С-300Ф. Неофициально эти корабли называют «убийцами авианосцев».

«Правый сектор» (запрещена в России), «Украинская повстанческая армия» (УПА) (запрещена в России), ИГИЛ (запрещена в России), «Джабхат Фатх аш-Шам» бывшая «Джабхат ан-Нусра» (запрещена в России), «Талибан» (запрещена в России), «Аль-Каида» (запрещена в России), «Фонд борьбы с коррупцией» (запрещена в России), «Штабы Навального» (запрещена в России), Facebook (запрещена в России), Instagram (запрещена в России), Meta (запрещена в России), «Misanthropic Division» (запрещена в России), «Азов» (запрещена в России), «Братья-мусульмане» (запрещена в России), «Аум Синрике» (запрещена в России), АУЕ (запрещена в России), УНА-УНСО (запрещена в России), Меджлис крымскотатарского народа (запрещена в России), легион «Свобода России» (вооруженное формирование, признано в РФ террористическим и запрещено), Кирилл Буданов (внесён в перечень террористов и экстремистов Росфинмониторинга)

«Некоммерческие организации, незарегистрированные общественные объединения или физические лица, выполняющие функции иностранного агента», а так же СМИ, выполняющие функции иностранного агента: «Медуза»; «Голос Америки»; «Реалии»; «Настоящее время»; «Радио свободы»; Пономарев Лев; Пономарев Илья; Савицкая; Маркелов; Камалягин; Апахончич; Макаревич; Дудь; Гордон; Жданов; Медведев; Федоров; Михаил Касьянов; «Сова»; «Альянс врачей»; «РКК» «Центр Левады»; «Мемориал»; «Голос»; «Человек и Закон»; «Дождь»; «Медиазона»; «Deutsche Welle»; СМК «Кавказский узел»; «Insider»; «Новая газета»