Донецкие дети из бомбоубежищ увидели цирк



В условиях боевых действий животные цирка выступали впервые, и никто не мог предугадать, как они себя поведут. Идея привести белых львов и других животных на гастроли в украинский город Донецк принадлежала Николаю Сквирскому, народному артисту России, который обратился с этим предложением к своему непосредственному начальству и нашёл там поддержку. Но одно дело получить согласие руководства, а другое — всё организовать и обеспечить так, чтобы этот сложный и необычный, по сути дела, военный гастрольный цирковой тур прошёл нормально.


Николай Сквирский — продолжатель династии цирковых артистов, уже в пятилетнем возрасте впервые вышел на арену, а дрессировкой львов стал заниматься с 1975 года. Создал свой уникальный аттракцион, в котором участвуют сразу семь львов. Работу Сквирского «нельзя спутать ни с одним из существующих аттракционов с хищниками», — признавала легендарная укротительница Ирина Бугримова.

Сквирский заставлял ленивых от природы львов (они могут проспать в саванне больше 20 часов) прыгать, бегать, брать мясо с ладоней, не ссориться между собой, когда дрессировщик выходит из клетки и даже нести в зубах цветы.

Дрессировщик использовал в своих целях и благородные качества льва. Ведь недаром в древней мифологии народы наделяли этого зверя такими качествами, как храбрость, благородство и постоянство (буддизм). В Китае лев считался одним из четырёх животных, олицетворявших идею власти. В Ветхом завете лев характеризуется как "силач между зверями" (Притч. 30, 30). Он приносит удачу и счастье. Всеми этими и другими чертами древние народы пытались охарактеризовать хищников, понять, как с ними правильно обращаться и жить. Но ни в одном из мифов нет и слова о том, чтобы льва заставить подчиняться и делать так, как хочет этого сам человек. Древние люди основывали свои представления прежде всего на своём подчинении и повиновении. И мало кто мог себе представить, как со временем царя зверей заставят прыгать и делать всё, что хочет человек. Сложное это дело. Лев, живущий в прайде, стремится к лидерству, и ему сложно подчиняться человеку. Вот с таким набором природных качеств приходится работать современному дрессировщику.

Цирковые артисты приезжали в Донецк на гастроли ещё во времена Советского Союза. После распада страны поездки тоже совершались, но их стало намного меньше.

В Донецк Сквирский принял решение везти не семь львов, а четырех — показать сокращенный вариант своей знаменитой программы "Львы Африки", где на манеж выгоняют сразу семь львов. По оценке специалистов, такой цирковой аттракцион в мире используется крайне редко.

Самых "нервных" львов пришлось оставить дома — дорога предстояла нелёгкая.

— Дорога была сложной, — рассказал Николай Сквирский, народный артист России. — Для организации новых гастролей потребовалось разработать специальный маршрут движения: необходимо было учитывать характер местности, дорожные условия и боевые действия.

Приходилось объезжать воронки, успокаивать животных. Когда они первый раз услышали отдалённые разрывы снарядов, то начали нервничать. И хотя львов и тигров в процессе дрессировки приучают к выстрелам, но звук этих выстрелов совершенно другой, чем в предместьях Донецка.

Проблема возникла при транспортировке по разбитым дорогам: очень много было воронок от снарядов, приходилось проезжать мимо подбитых танков, сдвинутых с дороги. Неимоверная тряска и жара в дороге сказались на состоянии животных — в какой-то момент они стали вести себя агрессивно, рычали, успокаивать их и работать с ними стало небезопасно. Грохот отвлекал и раздражал львов.

Однако, когда цирковая колонна прибыла в Донецк, оказалось, что и здесь придётся работать под глухие разрывы.

Время выступления было точно такое же, как и в других городах: первое отделение — 1 час 10 минут, второе — 50 минут.

Зрителей было очень много, практически весь зал был заполнен на каждом представлении до отказа: посадочных мест здесь около двух тысяч.




Донецкий цирк по истории своего возникновения очень необычный. Построить первый настоящий цирк предложил Фёдор Яшинов. Что и было сделано. Свои двери цирк впервые открыл в начале зимы 1926 года и все зрители с удивление изучали необычное название — "Коларт", которое придумали директор и коллектив артистов, зашифровав в одном слове "коллектив артистов". Здание было полностью построено из дерева, что стало главной причиной пожара в 1933 году. Цирк сгорел полностью и не подлежал восстановлению.

С этого самого момента горожане были лишены лицезреть цирковые представления, организованные местной труппой. И лишь периодически их радовали заезжие цирки-шапито. Так продолжалось до 1945 года.

Строительство нового цирка началось сразу же после Второй мировой войны, но потом было приостановлено: в этот момент нужно было восстанавливать другие более важные объекты, разрушенные немецкими оккупантами.

Донецкий цирк был окончательно достроен лишь в конце 1969 году. Молодые архитекторы из двух институтов — московского «Гипротеатра» и украинского «Донбассгражданпроекта» — предложили отказаться от привычных куполообразных конструкций и предложили выполнить новое здание в виде усечённого цилиндра.

— Несмотря на боевые действия, сегодня это великолепное здание диаметром 60 метров и высотой 30 метров содержится в образцовой чистоте, — рассказал Сквирский. — Надо отдать должное всем сотрудникам донского цирка, они даже в такое тяжёлое время выходят на работу и всеми силами стараются поддерживать порядок.

Выступать в таком хорошем и благоустроенном помещении российским артистам было комфортно и радостно. Ещё и потому, что артисты нашли очень благодарных зрителей, на протяжении долгого времени лишённых таких простых радостей, к которым так быстро привыкают в мирной повседневной жизни.

Каждый номер встречался и провожался бурей аплодисментов. После завершения программы люди долго не расходились.

— Мы гордимся, что доставили жителям Донецка такую радость, — говорит Николай Сквирский. — Несмотря на то, что животные очень нервничали и вздрагивали при каждом выстреле.

Звуки боя доносились до гостиницы, где проживали артисты. Артобстрелы обычно начинались вечером и длились до поздней ночи. Звуки выстрелов крупнокалиберной артиллерии очень были громкими и неприятными.

В один из дней шли бои под Марьинкой, недалеко от гостиницы "работали" зенитки, окна дребезжали и тряслись так сильно, что никто не смог заснуть до трёх часов ночи.

Животные пугались и волновались. Они нервничали. На арене это особенно было заметно. Дрессировщикам было сложно работать. Но Надежда Николаевна Сквирская профессионально усмирила опасных хищников.

Надо сказать, что даже после сложной дрессировки дикие животные всё равно остаются дикими и могут только подчиняться людям с очень сильной волей характера. Но это бывает далеко не во всех случаях. Известно несколько громких происшествий, случившихся совсем недавно.

Донецкие дети из бомбоубежищ увидели цирк


В 2003 году в Одессе лев напал на свою двадцатичетырёхлетнюю дрессировщицу и смертельно ранил её — перегрыз сонную артерию. Льва решили не усыплять, а поместить в один из украинских зоопарков.

Не менее страшная история произошла во время представления в Львовском цирке, когда лев решил показать, кто на арене главнее и напал на дрессировщика, разодрав ему живот, ногу и руку.

Удары хищники наносят мгновенно и увернуться от них практически невозможно. Немецкий дрессировщик Иоахим Барранка во время съёмок фильма погиб страшной смертью: львы, которых по приказу режиссёра не кормили несколько дней, накинулись на дрессировщика и насмерть загрызли его. В саванне на охоте лев ударом лапы может убить антилопу, а человека и подавно. Всё это время эту ужасную сцену снимали на кинокамеру и никто не пришёл на помощь несчастному человеку. Режиссёр и его помощники были в восторге от реалистичности происходящего и не отрывались от камеры. Но когда они принялись спасать несчастного человека, было уже поздно.

Во время выступления один из тигров просто выпустил свои когти — они впились в голову дрессировщику Константину Константиновскому, началось заражение крови, и врачи не смогли помочь легенде советской дрессуры: даже при небольшой царапине есть вероятность заражения крови. Ведь на зубах и когтях животного содержится трупный яд. Константиновский был знаменит ещё и тем, что во время Великой Отечественной войны придумал способ уничтожения танков — разработал специальную систему дрессировки для собак, которые, обмотанные гранатами, бросались под вражеские танки.

Надо ли говорит о том, насколько опасными было оказаться в одной клетке с хищниками, разъярёнными войной. Было ли страшно? Наверно, на этот вопрос лучше всего ответит сама дрессировщица, которая смогла одержать верх и стать главной укротительницей в ходе всей запланированной программы. Львы послушно прыгали даже сквозь горящие обручи. Их прыжок равен восьми-девяти метрам в длину.

Несмотря на все сложности, спектакль прошёл под бурные овации и несмолкаемые крики «браво!» благодарных зрителей.

Больше всего зрителям понравилась конечно же звёздная четвёрка — белые львы Джей, Лаба, Эда и Кабо. Вес одного льва может в среднем достигать от 250 до 300 кг. Но это не особенно заметно. Они входили на донецкий манеж, нервно подёргивая своими длинными хвостами (сила удара хвоста их такова, что может свалить человека с ног) и слаженно рассаживались по своим местам. Их пушистые лапы мягко касались манежа и только иногда делали быстрый недовольный рывок в сторону хлыста, но тут же усмирялись благодаря умелому удару дрессировщицы — Надежды, дочери Николая Сквирского. Донецкие зрители увидели, как львица прыгает через дрессировщицу и разрывает лапами платок, который Надежда держала над своей головой.

Зрители долго не отпускали артистов после завершения программы.

Особенно поразили артистов глаза детей.

— Понимаете, это ни с чем невозможно сравнить, никак нельзя описать! Мы побывали во многих городах и странах, но там мы видели другое отношение и других детей. А тут... Это были совершенно другие глаза детей, которые привыкли к тусклому свету донецких бомбоубежищ и вдруг увидели настоящее цирковое представление, — рассказал Николай Сквирский.

Представление длилось в течение шести дней. И каждый день был особенным. Приедут ли ещё российские артисты в Донецк, большой вопрос. Николай Сквирский сказал, что в этом году таких гастролей уже не будет. А что будет потом, покажет время.
Автор:
Полина Ефимова
Ctrl Enter

Заметили ошЫбку Выделите текст и нажмите Ctrl+Enter

11 комментариев
Информация
Уважаемый читатель, чтобы оставлять комментарии к публикации, необходимо зарегистрироваться.
Уже зарегистрированы? Войти