The world on the way to the First World War. Part of 3

The world on the way to the First World War. Part of 3

After the Berlin Congress 1878, when Russia took away the fruits of its victory, St. Petersburg again revised its policy. Therefore, when the terrorist killed Alexander II in 1881, Alexander III, who replaced him, began to pursue a “national policy”. The basis of his policy, he put the internal interests of the Russian Empire, its development. That is why he received the title of "Peacemaker". Russia seriously lost interest in Berlin, which actually betrayed Russia, did not support it, although it was part of the Union of Three Emperors.

In October, 1879, Berlin strengthened ties with Vienna, concluding with it the so-called The dual union, which became the basis of the Triple Alliance. Article 1-I of this treaty stated that if Russia attacks one of the countries, the other will come to its aid. Article 2 reported that in the event of an attack on one of the contracting powers of some other country, the other party undertakes to observe at least benevolent neutrality. If the attacking country receives the support of the Russian Empire, then the 1-i clause of the treaty will come into force.


Europe continued to seethe - Germany and Italy sought to get their share in the colonial division of the world. The old colonial powers were not going to share and continued to seize themselves. So, in the 1881-1883 years, the French took control of Tunisia. Italians because of this, they believed that this was their sphere of influence, almost started a war with France. Bismarck persuaded them not to start a war, Italy entered the orbit of Berlin's influence. 20 May 1882, the German, Austro-Hungarian empires and Italy signed a secret treaty on the Triple Alliance.

They pledged not to participate in alliances directed against one of the three countries, to coordinate issues of a political and economic nature. Berlin and Vienna pledged to assist Italy in the event that it is attacked by France. The Italian state should have done the same in the event of an unprovoked French attack on the German Empire. Austro-Hungarians were assigned the role of reserve in the event of entry into the war on the side of the French of Russia. True, the Italians refused to fight with England, if she attacked Germany and Austria-Hungary, they feared the mighty fleet of the British. The Triple Alliance resumed in 1887, 1891, and was automatically renewed in 1902, 1912.

Relations between Paris and London have escalated, both great powers have launched a race of colonial seizures. The British seized Egypt, Burma, causing irritation to the French, who had their own interests in these lands. The French themselves captured Madagascar, Tonkin. In this race, Berlin supported Paris, while he was busy with colonial affairs, less recalled the lost Alsace and Lorraine.

As a result, so that the war did not start, the Europeans decided to divide Africa "in a civilized way", naturally without asking the local population. A conference was convened in Berlin, which led the work from November 15 1884 to February 26 1885. As a result, at the suggestion of Bismarck, the General Act was adopted, which not only recognized the legitimacy of the colonial seizures that had already taken place, but for the first time legally secured the duties of European powers imposed on them by the presence of spheres of influence. In particular, the so-called. "The principle of effective occupation"who called on the powers of the West to extract natural raw materials in their colonies and put it into circulation in the world. And with the inability of the country to independently master the natural wealth of the colony, to allow other European powers and their cartels to operate on its territory.

This conference spurred the seizure of inland areas of Black Africa, and as a result, after a decade in 1895, the only sovereign countries in sub-Saharan Africa were only Liberia and Ethiopia. Berlin snatched Southwest Africa, Togo, Cameroon, East Africa, Northern New Guinea, and the Bismarck Archipelago in the Pacific Ocean in this race.

The rivalry of European predators was not limited only to colonial conquests; it went in the sphere of trade, finance, and industrial production. It is interesting that at that time the Germans mainly invested their money in the development of their industry, the British in their dominions and colonies, the French everywhere where it would bring profit, even to Germany, their potential enemy. In Germany, the percentage of profit was higher than in France in 2 times.


French map of Africa 1898 of the year. Pink color - French possession, yellow - British, dark green - German, gray-blue - Portuguese.

Germany after unification makes a powerful breakthrough in the development of industry Berlin threw money from the contribution received from France for its industrialization. Promoted industrial growth and the unification of the country. In addition, the ongoing arms race supported the development of large-scale industry. The German Empire developed so fast that it took second place in economic power, second only to the “workshop of the world” - Great Britain, and in some positions to the first. She led the development of new industries such as chemical, electrical engineering.

It should be noted that Russia also quickly developed its industry. The rise began under Alexander II. The liberation of the peasants from serfdom led to a considerable social stratification, the poor began to replenish the working class. Alexander III devoted a lot of time to the development of the industry of the empire: new enterprises were built, railway construction was actively going on (it was then that Trans-Siberian Railways began to be built), they mastered Central Asia, Siberia, the Far East, developed new deposits of natural resources. A Peasant Land Bank was established, which issued loans to peasants: from 1883 to 1915, he issued loans worth more than 1,35 billion rubles, and this helped more than 1 million peasant households to buy more than 15,9 million dessiatinas of land (this is more than modern Switzerland, Austria and Slovenia combined). The life of labor classes facilitated a number of activities: the abolition of the poll tax in 1886, in 1882, there was a restriction of factory work of minors and in 1885, night work of adolescents and women, etc.

During the reign of Alexander III, 114 of new warships were launched, including 17 battleships and 10 armored cruisers. As a result, the Russian military fleet, which experienced difficult times after the Crimean War, took the 3 place in the world after Great Britain and France among the world fleets - the total displacement of the fleet of the Russian Empire reached 300 thousand tons.

Through the efforts of two finance ministers - N.Kh. Bunge and I.A. Vyshnegradsky was stabilized financial system. Science, culture, education developed rapidly.


The emperor pursued a policy that he expressed in a famous expression that was said the day before his death to the son-heir to the throne: “Russia has no friends. They fear our vastness. We have only two reliable friends: the Russian army and the Russian fleet! ” Alexander did not allow himself to sleep more than 4 hours a day, giving most of his time to imperial affairs. The emperor was a man of gigantic, heroic power. He easily tore up card decks, broke horseshoes. Once, when Russia’s relations with Austria-Hungary, its ambassador, at a dinner at the palace of Alexander III, threatened that if Russia did not fulfill a number of Vienna’s demands, the Austrian government would be forced to put up against several of its army corps. Emperor Alexander III took a nickel silver fork from the dinner table, tied it in a knot and, throwing it on the plate to the Austrian ambassador, said disdainfully: “This is what I will do with your corps!”.

The power of Russia at that time shows another case from the time when foreign ambassadors arrived, Alexander at that time fished and said that when "the Russian sovereign is fishing, Europe can wait."


Alexander III Alexandrovich.

Russian relations with Germany

Despite the fact that Berlin developed a plan for war with Russia and France, Bismarck, who knew Russia very well, and Moltke Sr., understood that it was impossible to win Russia in the war. Bismarck pointed out that the main force of Russia is not in the size of the territory and the power of the army, but in the unity of the people, its cooperation. Moltke prepared a plan of war with Russia, which did not mention the invasion deep into its territory. He believed that only Poland and Russia would have to fight 7 for years. And after the “Pyrrhic victory”, to live in anticipation of a strike from Russia, which sooner or later will want revenge.

Therefore, Bismarck said that one should not fight with Russia in any way. You can intrigue against St. Petersburg, push Russia against other countries, but Germany should not fight with Russia.


Helmut Karl Bernhard von Moltke (Moltke Senior), German Field Marshal-General (1871), Russian Field Marshal-General (1872), military theorist. Along with Bismarck and Roon is considered one of the founders of the German Empire.

In the Balkans, Berlin concluded a defensive alliance with Romania. In 1885, Germany did not hinder the reunification of Bulgaria, did not mind England, because now Bulgaria did not fall under the influence of Russia. Turks forced to accept the loss. The Serbs, pushed by Vienna, opposed the unification of Bulgaria, but lost the war (the Serbian-Bulgarian war 1885-1886). After this defeat, the Serbs became enemies of the Bulgarians.

On the throne of Bulgaria, the Westerners erected their henchman Ferdinand I (from the German Saxe-Coburg-Gothic dynasty). With the support of Berlin, Bulgaria began to pursue a policy aimed at achieving the hegemony of the Bulgarians in the Balkans. That is why Bulgaria, a country that gained independence thanks to Russia, fought on the German side in the First World War.

Petersburg responded to Berlin by imposing a higher tax on foreign property owners, which hit Prussian nobles who owned estates in Russia. Bismarck got angry and made a serious mistake. He banned the sale of Russian securities on the Berlin and Bremen currency exchanges. And Russia at that time was in need of investment for the development of industry. Petersburg turned to France. Paris immediately met: firstly, it was profitable from a financial point of view; secondly, relations were established with Russia, with which tensions existed after 1878. After all, then France was practically surrounded by enemies: unfriendly Germany, Austria-Hungary and Italy, the British, with whom the war over the colonies almost began.

Bismarck realized that he had gone too far, because Russia is not Germany’s main rival, its main enemy is the United Kingdom, which hinders the further development of the German nation. He invited the Russian ambassador, Pavel Andreevich Shuvalov, and read him the treaty of Germany with Austria-Hungary. After offered to conclude a secret treaty on peace and friendship with Russia.

In Petersburg, they agreed: 6 (18) June 1887 was signed by the German Chancellor Bismarck and the Russian Ambassador P.A. Shuvalov in Berlin, the so-called. reinsurance agreement. Under the terms of the agreement, both powers were to maintain neutrality in the war of one country with any third great power, except when the German Empire attacked France or the Russian Empire against Austria-Hungary. A special protocol was attached to the Russian-German treaty; according to it, Berlin pledged to provide diplomatic assistance to St. Petersburg if the Russian emperor found it necessary to “take over the defense of the entrance to the Black Sea” in order to “preserve the key to his empire”.

Unfortunately, the alliance of Germany and Russia that began to take shape did not take place.: In the 1888, the German Emperor Wilhelm died, his successor Frederick III was seriously ill, so the rule was only a few months, the throne was occupied by Wilhelm II. In 1890, he sent Bismarck, an opponent of the war with Russia, into retirement. The new Chancellor, General Leo von Caprivi, broke the alliance with Russia and began a rapprochement with England.


Count Pavel Andreevich Shuvalov (1830 — 1908) is a Russian statesman and military leader, diplomat.
Ctrl Enter

Noticed a mistake Highlight text and press. Ctrl + Enter

2 comments
Information
Dear reader, to leave comments on the publication, you must to register.

I have an account? Sign in

Мир на пути к Первой мировой войне. Часть 3

Мир на пути к Первой мировой войне. Часть 3

После Берлинского конгресса 1878 года, когда у России отобрали плоды её победы, Петербург опять пересмотрел свою политику. Поэтому, когда в 1881 году террорист убил Александра II, сменивший его Александр III начал проводить «национальную политику». В основу своей политики он положил внутренние интересы Российской империи, её развития. Именно за это он получил звание «Миротворца». Серьёзно охладела Россия к Берлину, который фактически предал Россию, не поддержал её, хотя и входил в «Союз трёх императоров».

В октябре 1879 году Берлин укрепил связи с Веной, заключив с ней т. н. Двойственный союз, который стал основой Тройственного союза. Статья 1-я этого договора гласила, что если Россия нападёт на одну из стран, то другая придёт ей на помощь. В статье 2-й сообщалось, что в случае нападения на одну из договаривающихся держав какой-нибудь другой страны, вторая сторона обязуется соблюдать как минимум благожелательный нейтралитет. Если же нападающая страна получит поддержку Российской империи, то вступала в силу 1-я статья договора.

Европа же продолжала бурлить – Германия и Италия стремились получить свою долю в колониальном переделе мира. Старые колониальные державы не собирались делиться и сами продолжали захваты. Так, в 1881-1883 годы французы поставили под свой контроль Тунис. Итальянцы из-за этого, они считали, что это их сфера влияния, чуть не начали войну с Францией. Бисмарк уговорил их не начинать войны, Италия вошла орбиту влияния Берлина. 20 мая 1882 года Германская, Австро-Венгерская империи и Италия подписали секретный договор о Тройственном союзе.


Они обязались не участвовать в союзах направленных против одной из трёх стран, согласовывать вопросы политического и экономического характера. Берлин и Вена обязались оказать Италии помощь в случае, если она подвергнется нападению Франции. Итальянское государство должно было сделать то же самое в случае неспровоцированного нападения Франции на Германскую империю. Австро-венграм отводилась роль резерва на случай вступления в войну на стороне французов России. Правда, итальянцы отказались воевать с Англией, если она нападёт на Германию и Австро-Венгрию, они опасались могучего флота британцев. Тройственный союз возобновлялся в 1887, 1891 годах и автоматически был продлён в 1902, 1912 годах.

Обострились отношения Парижа и Лондона, обе великие державы развернули гонку колониальных захватов. Британцы захватили Египет, Бирму, вызвав раздражение французов, у которых были свои интересы в этих землях. Сами французы захватили Мадагаскар, Тонкин. В этой гонке Берлин поддерживал Париж, пока он был занят колониальными делами, меньше вспоминал об утерянных Эльзасе и Лотарингии.

В итоге, чтобы не началась война, европейцы решили поделить Африку «цивилизованно», естественно не спрашивая местное население. В Берлине была созвана конференция, которая вела работу с 15 ноября 1884 года до 26 февраля 1885 года. В итоге, с подачи Бисмарка, был принят Генеральный акт, который не только признал законность уже состоявшихся колониальных захватов, но и впервые юридически закрепил обязанности европейских держав, налагаемые на них наличием сфер влияния. В частности, провозглашался т. н. «принцип эффективной оккупации», призывавший державы Запада добывать природное сырьё в своих колониях и пускать его в мировой оборот. А при неспособности страны самостоятельно осваивать природные богатства колонии — допускать к экономической деятельности на её территории другие европейские державы и их картели.

Эта конференция подстегнула захват внутренних областей Чёрной Африке, в итоге уже через десятилетие в 1895 году, единственными суверенными странами в Африке южнее Сахары остались только Либерия и Эфиопия. Берлин урвал в этой гонке захватов Юго-Западную Африку, Того, Камерун, Восточную Африку, Северную Новую Гвинею и архипелаг Бисмарка в Тихом океане.

Соперничество европейских хищников не ограничивалось только колониальными захватами, оно шло в сфере торговли, финансов, промышленного производства. Интересно, что в тот период немцы в основном вкладывали свои деньги в развитие своей промышленности, британцы в свои доминионы и колонии, французы везде, где это принесёт прибыль, даже в Германию, своего потенциального врага. В Германии процент прибыли был выше, чем во Франции в 2 раза.

Мир на пути к Первой мировой войне. Часть 3

Французская карта Африки 1898 года. Розовый цвет — французские владения, жёлтый — британские, тёмно-зелёный — немецкие, серо-синий — португальские.

Германия после объединения совершает мощный рывок в развитии промышленности, на свою индустриализацию Берлин бросил деньги от полученной у Франции контрибуции. Способствовало промышленному подъёму и объединение страны. К тому же продолжавшаяся гонка вооружений, поддерживала развитие крупной промышленности. Германская империя развивалась так быстро, что вышла по мощи экономике на второе место, уступая только «мастерской мира» - Великобритании, а по ряду позиций и на первое. Она лидировала в развитие таких новых отраслей, как химическая, электротехническая отрасли.

Надо отметить, что Россия также довольно быстро развивала свою промышленность. Подъём начался ещё при Александре II. Освобождение крестьян от крепостной зависимости привело к значительному его социальному расслоению, бедняки стали пополнять рабочий класс. Александр III много времени уделял развитию промышленности империи: строились новые предприятия, активно шло железнодорожное строительство (именно тогда начали строить Транссиб), осваивали Среднюю Азию, Сибирь, Дальний Восток, разрабатывали новые месторождения природных ресурсов. Учреждён Крестьянский поземельный банк, выдававший ссуды крестьянам: с 1883 по 1915 годы он выдал ссуд на сумму более 1,35 млрд. рублей и этим помог свыше 1 млн. крестьянских дворов купить более 15,9 млн. десятин земли (это больше территории современных Швейцарии, Австрии и Словении, вместе взятых). Жизнь трудовых сословий облегчили ряд мероприятий: отмена подушной подати в 1886 году, в 1882 году произошло ограничение фабричной работы малолетних и в 1885 году ночной работы подростков и женщин и т. д.

В правление Александр III было спущено на воду 114 новых военных кораблей, в том числе 17 броненосцев и 10 бронированных крейсеров. В итоге русский военный флот, который после Крымской войны переживал не лучшие времена, занял 3-е место в мире после Великобритании и Франции в ряду мировых флотов — суммарное водоизмещение флота Российской империи достигало 300 тысяч тонн.

Усилиями двух министров финансов – Н.Х. Бунге и И.А. Вышнеградского была стабилизирована финансовая система. Быстро развивалась наука, культура, образование.

Император осуществлял политику, которую он выразил в знаменитом выражении, которое было сказано за день до смерти сыну-наследнику престола: «У России нет друзей. Они боятся нашей огромности. У нас есть только два надёжных друга: русская армия и русский флот!». Александр не позволял себе спать более 4 часов в сутки, большую часть своего времени отдавая имперским делам. Император был человеком исполинской, богатырской силы. Он легко разрывал карточные колоды, ломал подковы. Однажды, когда у России обострились отношения с Австро-Венгрией, её посол, на обеде во дворце у Александра III, пригрозил, что в случае, если Россия не выполнит ряд требований Вены, австрийское правительство будет вынуждено выставить против России несколько своих армейских корпусов. Император Александр III взял с обеденного стола мельхиоровую вилку, связал её узлом и, кинув её на тарелку австрийскому послу, с пренебрежением сообщил: «Вот, что я сделаю с вашими корпусами!».

Мощь России того времени показывает, ещё один случай из того времени, когда прибыли иностранные послы, Александр в это время удил рыбу и сказал, что когда «Русский государь ловит рыбу, Европа может подождать».

Мир на пути к Первой мировой войне. Часть 3

Александр III Александрович.

Отношения России с Германией

Несмотря на то, что в Берлине разработали план войны с Россией и Францией, Бисмарк, который весьма хорошо знал Россию, да Мольтке-старший, понимали, что Россию победить в войне нельзя. Бисмарк указывал на то, что главная сила России не в величине территории и мощи армии, а в единстве народа, его кооперации. Мольтке подготовив план войны с Россией, в котором не говорилось о вторжении вглубь её территории. Он считал, что только за Польшу с Россией придётся воевать 7 лет. А после «пирровой победы», жить в ожидании удара со стороны России, которая рано или поздно захочет отомстить.

Поэтому, Бисмарк говорил, что с Россией воевать нельзя ни в коем случае. Можно интриговать против Петербурга, сталкивать Россию с другими странами, но Германия воевать с Россией не должна.

Мир на пути к Первой мировой войне. Часть 3

Хельмут Карл Бернхард фон Мольтке (Мольтке-Старший), германский генерал-фельдмаршал (1871), русский генерал-фельдмаршал (1872), военный теоретик. Наряду с Бисмарком и Рооном считается одним из основателей Германской империи.

На Балканах Берлин заключил оборонтельный союз с Румынией. В 1885 году Германия не препятствовала воссоединению Болгарии, не возражала и Англия, ведь теперь Болгария не попадала под влияние России. Турков заставили смириться с потерей. Сербы, которых подталкивала Вена, выступили против объединения Болгарии, но проиграли войну (сербско-болгарская война 1885-1886). После этого поражения сербы стали врагами болгарам.

На трон Болгарии западники возвели своего ставленника - Фердинанда I (из немецкой Саксен-Кобург-Готской династии). При поддержке Берлина Болгария стала проводить политику направленную на достижения гегемонии болгар на Балканах. Именно поэтому Болгария, страна которая получила независимость благодаря России, в Первую мировую войну воевала на стороне Германии.

Петербург ответил Берлину тем, что ввел повышенный налог на иностранных владельцев недвижимости, это ударило по прусским дворянам, которые владели в России поместьями. Бисмарк разозлился и сделал серьёзную ошибку. Он запретил продажу русских ценных бумаг на Берлинской и Бременской валютных биржах. А Россия в то время очень нуждалась в инвестициях для развития промышленности. Петербург обратился к Франции. Париж сразу пошёл навстречу: во-первых, это было выгодно с финансовой точки зрения; во-вторых, налаживались связи с Россией, с которой существовали напряженные отношения после 1878 года. Ведь тогда Франция была практически в окружении врагов: недружественные Германия, Австро-Венгрия и Италия, британцы, с которыми чуть не началась война за колонии.

Бисмарк понял, что перегнул палку, ведь Россия не главный конкурент Германии, её основной враг – это Великобритания, которая мешает дальнейшему развитию немецкой нации. Он пригласил русского посла Павла Андреевича Шувалова и зачитал ему договор Германии с Австро-Венгрией. После предложил заключить тайный договор о мире и дружбе с Россией.

В Петербурге согласились: 6 (18) июня 1887 года германским канцлером Бисмарком и русским послом П. А. Шуваловым в Берлине был подписан т. н. договор перестраховки. По условиям соглашения, обе державы должны были сохранять нейтралитет при войне одной стран с любой третьей великой державой, кроме случаев нападения Германской империи на Францию или Российской империи на Австро-Венгрию. К российско-германскому договору прилагался особый протокол, по нему Берлин обязывался оказать Петербургу дипломатическое содействие, если русский император найдёт необходимым «принять на себя защиту входа в Чёрное море» в целях «сохранения ключа к своей империи».

К сожалению, начинавшийся складываться союз Германии России так и не состоялся: в 1888 году умер германский император Вильгельм, его наследник Фридрих III тяжело болел, поэтому правил всего несколько месяцев, трон занял Вильгельм II. Он в 1890 году отправил Бисмарка, противника войны с Россией, в отставку. Новый канцлер генерал Лео фон Каприви разорвал союз с Россией и начал сближение с Англией.

Мир на пути к Первой мировой войне. Часть 3

Граф Павел Андреевич Шува́лов (1830— 1908) — русский государственный и военный деятель, дипломат.
Автор: Самсонов Александр


Мнение редакции "Военного обозрения" может не совпадать с точкой зрения авторов публикаций

CtrlEnter
Если вы заметили ошибку в тексте, выделите текст с ошибкой и нажмите Ctrl+Enter
Читайте также
Комментарии 2
  1. zczczc 21 октября 2011 17:03
    Европа без войны за столько тысячелетий не объединилась. И войной тоже не объединилась. И они ещё нас дикарями называют! Нам на верность целый народы присягали безо всякого насилия.
    zczczc
  2. datur 22 октября 2011 01:31
    да союз России и Германии-- страшный сон всей европы. до сих пор.

Информация

Посетители, находящиеся в группе Гости, не могут оставлять комментарии к данной публикации.
Картина дня