Испанские "Варяги"

Испанские "Варяги"


3 июля 1898 года возле бухты Сантьяго на Кубе произошло нечто вроде того, что случилось через пять с лишним лет на противоположной стороне Земного шара - у бухты Чемульпо. Испанская эскадра адмирала Серверы, блокированная американским флотом под командованием адмирала Сэмпсона и коммодора Шлея, попыталась вырваться и была уничтожена. Сходство усугублялось тем, что испанские моряки, как и их коллеги с "Варяга" и "Корейца", стреляли хорошо, но, в основном, мимо целей. Поэтому у американцев в результате боя появился всего один убитый и один раненый матрос.
Однако адмирал Сервера и его подчиненные повели себя более решительно, чем капитан Руднев. Они не ретировались обратно в бухту после первых же попаданий, а упорно шли на прорыв под ураганным огнем до тех пор, пока их корабли полностью не утратили боеспособность. Охваченные пламенем испанские крейсера один за другим выбросились на прибрежные отмели и скалы. Фейерверк по поводу окончательной гибели испанской колониальной империи и одновременного рождения нового морского гегемона получился ярким, громким и впечатляющим.

Испанские "Варяги"



Флагман адмирала Серверы тяжелый броненосный крейсер "Инфанта Мария Тереза". Три из четырех кораблей испанской эскадры относились к тому же классу и выглядели почти идентично.

Испанские "Варяги"


В 1897 году, во время дружественного визита в Нью-Йорк, "Инфанта Мария Тереза" подняла на фок-мачте американский флаг. Менее чем через год корабли под такими флагами ее расстреляли.

Испанские "Варяги"


Систершип "Марии Терезы" крейсер "Вискайя", погибший с ней в одном бою.

Испанские "Варяги"


Самый современный и мощный корабль Серверы - крейсер "Христофор Колумб" пошел в бой недостроенным и частично безоружным, на нем отсутствоваля артиллерия главного калибра. На снимке видно, что в амбразуре повернутой вбок носовой башни нет орудия.

Испанские "Варяги"


"Фурор" - один из двух миноносцев, пытавшихся вырваться из бухты вместе с крейсерами.

Испанские "Варяги"


Флагман коммодора Шлея броненосный крейсер "Бруклин". Далее - снимки американских кораблей, принимавших участие в бою у Сантьяго.

Испанские "Варяги"


Броненосец "Индиана".

Испанские "Варяги"


Броненосец "Тексас".

Испанские "Варяги"


Броненосец "Орегон".

Испанские "Варяги"


Броненосец "Айова".

Испанские "Варяги"


Броненосный крейсер "Нью-Йорк", прибывший к шапочному разбору и не успевший пострелять по испанцам.

Испанские "Варяги"


Вспомогательный крейсер (вооруженная яхта) "Глочестер".

Испанские "Варяги"


Однофунтовая скорострелка на палубе другого вспомогательного крейсера "Виксен".

Испанские "Варяги"


Главные действующие лица: адмирал Уильям Томас Сэмпсон, коммодор Винфельд Скотт Шлей и альмиранте Паскуаль Сервера-и-Топете.

Испанские "Варяги"


Картина, изображающая начало сражения, когда испанские корабли выходили из бухты. Ради зрелищности художник слегка пренебрег достоверностью: на самом деле противоборствующие эскадры в этот момент находились гораздо дальше друг от друга.

Испанские "Варяги"


Первыми погибли испанские миноносцы "Плутон" и "Фурор", расстрелянные вспомогательными крейсерами "Виксен" и "Глочестер". На рисунке - потопление "Фурора".

Испанские "Варяги"


Испанские "Варяги"


Потом выбросились на прибрежные отмели горящие от носа до кормы крейсера "Мария Тереза" и "Альмиранте Окендо".

Испанские "Варяги"


Испанские "Варяги"


Через 45 минут их примеру последовал крейсер "Вискайя".

Испанские "Варяги"


Дольше всех продержался "Христофор Колумб", но и его американцы добили после полуторачасовой погони. Это был последний испанский корабль, погибший в бою за остатки былого величия.
Автор: Вячеслав Кондратьев
Первоисточник: http://vikond65.livejournal.com/350489.html


Мнение редакции "Военного обозрения" может не совпадать с точкой зрения авторов публикаций

CtrlEnter
Если вы заметили ошибку в тексте, выделите текст с ошибкой и нажмите Ctrl+Enter
Читайте также
Комментарии 53
  1. Вальга 11 июля 2015 06:08
    Падение испанского величия началось еще с гибели "Непобедимой армады". Иначе пупом земли сейчас считались бы не англосаксы, а испанцы.
    1. THE_SEAL 11 июля 2015 09:19
      Не забываем ещё про противостоянме Голландии и Англии в 17-м веке.
    2. THE_SEAL 11 июля 2015 09:19
      Не забываем ещё про противостоянме Голландии и Англии в 17-м веке.
    3. datur 11 июля 2015 09:58
      [quote=Вальга]Падение испанского величия началось еще с гибели "Непобедимой армады". Иначе пупом земли сейчас считались бы не англосаксы, а испанцы.---- падение сроком в 500 лет? ОДНАКО!!! НО вы таки правы!!!!!
      1. sap 11 июля 2015 12:52
        Это так же как падение Англии после продажи США французами Лузитании при Наполеоне
        sap
        1. Волосатый сибиряк 11 июля 2015 17:12
          Цитата: sap
          Это так же как падение Англии после продажи США французами Лузитании при Наполеоне

          Лузитания это - древнеримская провинция на территории современной Португалии.
          Видимо вы имели ввиду Луизиану.
  2. Витязь 11 июля 2015 06:57
    испанские моряки, как и их коллеги с "Варяга" и "Корейца", стреляли хорошо, но, в основном, мимо целей.

    адмирал Сервера и его подчиненные повели себя более решительно, чем капитан Руднев.
    К чему были приведены эти сопоставления?Автор решил провести ревизию-дискредитацию русских национальных героев,решил развенчать очередной миф?Не слишком ли часто публикуются статьи аналогичной антирусской направленности?А ну как же,только беспристрастная научная констатация факта,типа у них на западе все было и было лучше,а у нас сплошь квасные мифы и ничего не было,ни славной истории,ни национальных героев.
    1. blizart 11 июля 2015 07:16
      Насчет стиля изложения согласен, аналогии непонятные. Насчет самого события, в изложении "Моделиста-конструктора" 70-х годов ничуть не менее информативно (фотографий разве здесь побольше). Испанцы безусловно чем то были сильно экзальтированы, что поперли в таком духоподъемном стиле на превосходящие силы, но их боевая подготовка сказала - НЕТ, подвигу в веках. Вывод: Как бы не справедлива была борьба которую мы ведём, технику и умелое владение ей никто не отменял.
      1. kagorta 11 июля 2015 07:40
        Известный факт, Сервера перед боем приказал команде выдать вина. Они стали смелыми, но с точностью появились проблемы).
    2. akribos 11 июля 2015 12:44
      Согласен с вами, чушь полнейшая. С уважением.
    3. Владимирец 11 июля 2015 20:04
      Цитата: Витязь
      К чему были приведены эти сопоставления?Автор решил провести ревизию-дискредитацию русских национальных героев,решил развенчать очередной миф?Не слишком ли часто публикуются статьи аналогичной антирусской направленности?А ну как же,только беспристрастная научная констатация факта,типа у них на западе все было и было лучше,а у нас сплошь квасные мифы и ничего не было,ни славной истории,ни национальных героев.

      Всё верно, именно за это поставил статье -.
    4. izGOI 15 июля 2015 23:26
      Цитата: Витязь
      испанские моряки, как и их коллеги с "Варяга" и "Корейца", стреляли хорошо, но, в основном, мимо целей.

      А почти всегда "в основном стреляют мимо цели". Широко известные " 3 процента попаданий" для артиллерии как были при Ушакове, так и остались.
  3. Александр72 11 июля 2015 07:17
    "Однако адмирал Сервера и его подчиненные повели себя более решительно, чем капитан Руднев. Они не ретировались обратно в бухту после первых же попаданий, а упорно шли на прорыв под ураганным огнем до тех пор, пока их корабли полностью не утратили боеспособность."
    Я конечно же согласен с тем, что Руднев в бою при Чемульпо повел себя скорее как дипломат, чем военный моряк и допустил немало ошибок, главная из которых - ввязался в заведомо неравный морской бой без шансов на причинение врагу хоть какого-нибудь ущерба. Т.к. один только броненосный крейсер "Асама" мог в легкую, не напрягаясь утопить и "Варяга" и "Корейца", без ущерба для себя. Вместо этого Руднев мог нанести существенные потери артогнем высаживающимся японским войскам. Затем снять с кораблей экипажи и хотя-бы попытаться устроить японцам партизанскую войну и тем самым если не сорвать, то замедлить продвижение японских войск вглубь Корейского полуострова. Но, история не знает сослагательного наклонения. Однако, "Варяг" вышел из безнадежного боя с японцами тоже отнюдь не после первых же попаданий, а после того, как крейсер в значительной мере потерял боеспособность.
    Кстати у Серверы было гораздо больше шансов прорваться в открытый океан и уйти от американцев. Во-первых, американский флот вел блокаду бухты Сантьяго в стиле времен гражданской войны в США - корабли осадной эскадры стояли близко к выходу из бухты чуть-ли не на якоре, отрабатывая машинами на малом ходу. Во-вторых, ночью дозорная служба у американцев была поставлена из рук вон плохо. Если бы Сервера пошел на прорыв пораньше, т.е. ночью (мели и глубины испанцам вокруг Кубы должны были быть известными испанским морякам, т.к. это были их территориальные воды и можно было не опасаться посадить корабль на скалы или мель) и заранее озаботился снабжением своей эскадры качественным углем - кардифом, то хотя бы самые новые и быстроходные (соответственно самые ценные корабли) испанцы могли уберечь. Хотя войну на море испанцы в любом случае проиграли бы.
    У Руднева не было никаких шансов вырваться из ловушки бухты Чемульпо в открытое море - два длинных извилистых фарватера, на которых невозможно развить высокую скорость без риска разбить корабль о скалы или посадить на мель, подавляющее превосходство японского флота в силах позволяло перекрыть оба выхода из бухты.
    Кстати если японцы начали войну, практически без ее объявления, то американцы начали войну с провокации - взрыва собственного броненосца "Мэн" для создания "казуса белли".
    Честь имею.
    1. AZB15 11 июля 2015 09:07
      Много рассказывать надо... не буду. Руднев не мог обстреливать десант. Если-бы не вышел, то был-бы атакован на рейде. Партизанский отряд даже вместе с казаками? В абсолютно чужой стране?

      А вот то, что Варяг после подъёма ушёл под своими машинами..., это да, сильно.
      1. nnz226 11 июля 2015 23:36
        Никто в первый день войны 1904-05 г.г. в России не мог подозревать такого позорного её финала! И Руднев, затопляя "Варяг", думаю, искренне считал, что через максимум полгода "Варяг" поднимут русские и он снова будет ходить под Андреевским флагом. Примерно как 22 июня 1941 года вряд ли кто в СССР представлял, что в декабре того же года гнать вермахт придётся не "малой кровью, на чужой территории", а из под стен Москвы...
        1. Александр72 12 июля 2015 06:49
          Кому интересно - судьбы русских кораблей, захваченных или сдавшихся в плен японцам в ходе русско-японской войны 1904-1905 гг:
          - броненосец "Ивами" (бывший "Орел"): захвачен после Цусимского сражения, ремонт до 1908 года, вступил в строй японского флота, исключен и сдан на слов в 1923 г.
          - броненосец "Хизен" (бывший "Ретвизан"): захвачен после сдачи Порт-Артура, ремонт до ноября 1908 года, исключен в 1921 г., потоплен при испытаниях торпед в 1924 г.
          - броненосец "Сагами" (бывший "Пересвет"): потоплен в Порт-Артуре, поднят и восстановлен японцами, в строю японского флота с 1908 по 1916 г., продан России, погиб 04.01.1917 г. на минах у Порт-Саида.
          - броненосец "Суво" (бывший "Победа"): потоплен в Порт-Артуре, поднят и восстановлен японцами, в строю японского флота с 1908 по 1922 г., разобран на металл в 1946 г.
          - броненосец "Танго" (бывший "Полтава"): потоплен в Порт-Артуре, поднят и восстановлен японцами, в строю японского флота с 1908 по 1916 г., продан России, разобран на металл в 1924 г.
          - броненосец "Ики" (бывший "Император Николай I"): сдался после Цусимского сражения, далее ремонт, служба в составе японского флота, потоплен как мишень в 1915 г.
          - броненосец береговой обороны "Миношима" (бывший "Адмирал Сенявин"): сдался после Цусимского сражения, немедленно включен в состав японского флота, где находился до 1928 г., потоплен как мишень в 1936 году.
          - броненосец береговой обороны "Окиношима" (бывший "Генерал-адмирал Апраксин"): сдался после Цусимского сражения, немедленно включен в состав японского флота, списан в 1922 году.
          - броненосный крейсер "Асо" (бывший "Баян"): захвачен в Порт-Артуре, восстановлен, с 1908 г. в составе японского флота, с 1920 г. - минный заградитель, исключен в 1930 г., потоплен как мишень 03.08.1932 г.
          - бронепалубный крейсер "Судзуя" (бывший "Новик"): затоплен командой после боя вблизи о. Сахалин в августе 1904 г., поднят и восстановлен, в составе японского флота с 1908 по 1913 г., исключен в 1913 г.
          - бронепалубный крейсер "Цугару" (бывший "Паллада"): потоплен в гавани Порт-Артура, поднят и восстановлен, в составе японского флота с 1910 г., с 1920 г. - минный заградитель, исключен в 1922 г., потоплен авиабомбами как корабль-мишень 27.05.1924 г.
          - бронепалубный крейсер "Сойя" (бывший "Варяг"): затоплен командой после боя у Чемульпо, поднят и восстановлен, с 1907 года в составе японского флота, в 1916 г. продан России, после Февральской революции захвачен англичанами, продан на слом в 1918 г., при транспортировке налетел на камни, затонул, поднят в 1925 г. и разобран.
          - миноносец "Сатсуки" (бывший эсминец "Бедовый"): захвачен 28.05.1904 г. после Цусимского боя вместе с командующим флотом адмиралом Рожественским З.П., немедленно включен в состав японского флота, исключен в 1913 г.
          - эскадренные миноносцы "Макирумо" и "Шиканами" (бывшие минные крейсера "Всадник" и "Гайдамак"): потоплены в Порт-Артуре, подняты и восстановлены, с 1906 г. - в составе японского флота, исключены в 1913 г.
          - миноносцы "Ямабико" (изначально "Акацуки II") и "Фумицуки" (бывшие "Решительный" и "Сильный") : захвачены после падения Порт-Артура, сразу же включены в состав японского флота, исключены соответственно в 1917 и 1913 г.
          Честь имею.
    2. carbofo 11 июля 2015 14:54
      Цитата: Александр72
      ввязался в заведомо неравный морской бой без шансов на причинение врагу хоть какого-нибудь ущерба. Т.к. один только броненосный крейсер "Асама" мог в легкую, не напрягаясь утопить и "Варяга" и "Корейца", без ущерба для себя

      Неверно, ущерб японцами замалчивался, а он немалый, только значительное преимущество в кораблях позволило японцам минимизировать потери в людях и мат.части, но корабли потом все равно были под ремонтом несколько месяцев, так что сказать что им не досталось , ничего не сказать.
  4. ignoto 11 июля 2015 08:42
    Сервера проявил себя лучше, чем Руднев. Поэтому, в Испании к нему никаких претензий не было.
    Руднев перешел на "Варяг" с должности начальника порта, то есть, фактически, с должности завхоза, пусть и большого хозяйства.
    По вопросу неравенства сил писалось уже много. Оно действительно было. Но наоборот.

    В ходе боя "Варяг" выпустил 425 снарядов калибром 6", "Кореец" ,соответственно : 6"-27,8"-22
    Японцы ,все кто вел огонь, а не только "Асама", выпустили : 28-8" и 248 снарядов калибров 6" и 120мм

    "Асама" относился к серии недокрейсеров ( мала скорость, реальная 17-15 узлов )-недоброненосцев (слабая артиллерия-203мм ),первой подсерии, которую отличала установленная гарвеевская броня очень низкого качества и устаревшие огнетрубные котлы. Кордит зарядов приводивших к сильному и быстрому выгоранию стволов при интенсивной стрельбе, тяжеловатые для японцев 6" снаряды ( после ПМП перешли на 140мм ),неудачное расположение погребов средних орудий снижали скорострельность.

    В бою в Желтом море крейсер "Аскольд", построенный по тому же техзаданию, что и "Варяг", без двух 6" орудий (остались в Порт-Артуре на сухопутном фронте ) последовательно прорвался через два броненосных крейсера, еще раз продемонстрировав огромное преимущество в огневой производительности.
    1. AZB15 11 июля 2015 09:29
      Да, будет Вам, про "Асаму"-то. Какой ещё "недокрейсер"? А, чаво тада "крейсер"? и какой - авизо, бронепалубный, броненосный? А может лёгкий, тяжёлый, линейный?

      203-мм не арт? А опять же утрируя, а чаво тада "владивостокское трио"?
      1. RiverVV 12 июля 2015 02:21
        Полно вам, граждане! На самом деле "Асама" был недоавианосцем. Только японцы об этом не знали, потому что вертолетов еще не наизобретали.
    2. Dema46 11 июля 2015 16:18
      Весело читать специалистов!не до крейсер? А вот адмирал Макаров ,оценивая похожий)) крейсер "Эсмеральда" , назвал его идеальной боевой машиной. Его мнение наверное что то значит.
  5. рюрикович 11 июля 2015 09:19
    История с "Варягом" крайне запутанная из-за патриотизма и нехотения взглянуть трезво на реальные факты боя. Патриотизм низов в начале войны не был в полной мере использован верхами.Потому и имели не то подвиг, не то позор. Это как кто воспринимает. Это моё личное мнение.Просто сам факт выхода против более многочисленного и сильного противника как бы возвышает "Варяг". И делает возможные все остальные более-менее логические выводы о провале для народа неинтересными и немогущими повлиять на сам факт.Такова реальность.И то, что "Варяг" получил основную порцию снарядов уже по возращении в порт тоже говорит о многом. И пресловутое "хотели,но не могли" может с лёгкостью перекрыться филосовским "А хотели ли?" А может просто где-то в подсознании у Руднева и сидело воспоминание о результатах боя у Сатьяго,где были результаты реального прорыва... Но это уже возможные сценарии.
    Лично по мне бой у Сантьяго показывает,как нужно действовать( и поступи испанцы более основательно, может и получилось бы. Но это у сослогательное наклонение).А история с "Варягом" показывает, как не нужно действовать... И спасло Руднева то, что на фоне атаки японцев на артурскую эскадку Николашке посоветовали для моральной поддержки армии и флота сделать бой у Чемульпо подвигом. И из этого и вырос миф о подвиге "Варяга" и "Корейца".Хотя у следователей было много вопросов к Рудневу...
    Ещё раз повторюсь, к морякам никаких претензий, они знали, на что шли. Только за это преклоняюсь перед ними. Но масса вопросов к капитану на счёт того,почему не были в полной мере использованы возможности корабля. и в вопросах тактики. Сразу начнутся нападки типа скорость у "Варяга" была ниже проектной и пр. Чушь собачья! Оправдываются только виноватые! У меня лишь один вопрос - а хотели ли?
    Это лично моё мнение hi
    Статье плюс за подборку фотографий good
    1. Dema46 11 июля 2015 16:23
      Бред полный. Взял и обвинил экипажи кораблей! У Руднева похоже с совестью не в порядке по сравнению с обвинителем! Апостол Петр нашелся. А то ,что были серьезные проблемы с котлами Никлосса на Варяге,выдумка газетных писак? Взял, и обвинил!
    2. valerysvy 12 июля 2015 08:58
      Скорость проектная у "Варяга" была только при приемке в США...при этом сразу выяснилось что котлы Огромная проблема....Сейчас в справочниках везде о 24 узлах написано - это именно проектная скорость....На самом деле 20 узлов- - ничего выдающегося...
    3. carbofo 12 июля 2015 15:38

      рюриковичТы несешь ахинею, к сожалению.
  6. parusnik 11 июля 2015 09:50
    Молодцы испанцы..не стали сдаваться..
    1. sap 11 июля 2015 13:02
      Горячие испанские парни! laughing
      sap
  7. Bassman 11 июля 2015 10:52
    Хорошая статья,спасибо автору! hi
    Альмиранте Окендо в наши дни:
    1. Bassman 11 июля 2015 10:53
      Еще одно фото
      1. Bassman 11 июля 2015 10:56
        Инфанта Мария Терезия
        1. Bassman 11 июля 2015 10:57
          Сегодня корабль объект для дайвинга
          1. Bassman 11 июля 2015 11:32
            Обломки крейсера Бискайа
            1. Bassman 11 июля 2015 12:48
              Дополню немного статью с позволения автора...
              На берегу ищущие спасения экипажи испанских кораблей подверглись нападению кубинских повстанцев и те, кто не успел или не смог сдаться американцам были безжалостно перебиты. Испанская эскадра адмирала Серверы перестала существовать. Погибли 323 моряка, еще 1600 попали в плен, в Сантьяго вернулись только 150 человек чтобы вскоре также попасть в плен вместе с гарнизоном. После той войны Испания полностью утратила статус морской державы и большую часть заморских владений, а остатки испанских кораблей до сих пор находятся там, где их застигла гибель
              1. carbofo 11 июля 2015 14:50
                Цитата: Bassman
                кто не успел или не смог сдаться американцам были безжалостно перебит

                Что и подтверждает факт что испанцам проще было умереть всем нежели сдаваться, все равно на берегу ждала смерть, так что у них была кардинально иная ситуация , у них просто не было вариантов. Сравнивать это с боем у Чемульпо ахинея.
  8. AUL 11 июля 2015 11:23
    Думаю, в истории с "Варягом" достаточно много легенд и искажений реальности в угоду идеологии. Но одно остается несомненным - Команда корабля совершила подвиг, вступив в бой с заведомо превосходящим его противником, не посрамив чести Родины.
    Объективно у Варяга шансов на победу или, хотя бы, на прорыв - не было ни малейших. Уж слишком неравны были силы. Оставаться на рейде в нейтральном порту - он был бы расстрелян на месте. Сдаваться было не в традициях Российских моряков. Думаю, Руднев принял единственно правильное в тот момент решение. Выйдя из порта, он принял бой. Получив достаточно серьезные повреждения,не дающие возможности продолжать бой, команда была эвакуирована, а корабль затоплен, "Кореец" взорван. Таким образом, корабли в качестве трофеев врагу не достались, жизни моряков были спасены в большей части(кстати, потери в личном составе на Варяге были относительно небольшими), честь флага не была потеряна. К интернированым впоследствии морякам японцы относились с уважением. Так что считаю действия Руднева абсолютно правильными и с военной, и с дипломатической точки зрения!
    AUL
    1. казах 11 июля 2015 12:19
      Цитата: AUL
      Таким образом, корабли в качестве трофеев врагу не достались,
      Варяг был поднят причем без особых усилий.Затоплен так что в отлив был виден корпус фото в инете полно.Я вставлять не умею извините.
      1. Assistant 11 июля 2015 15:41
        Варяг был поднят причем без особых усилий.Затоплен так что в отлив был виден корпус фото в инете полно.


        Вангую, что будь у Руднева машина времени, с помощью которой он мог узнать, что война с "желтолицыми макаками" будет с позором проиграна, то он бы не затопил, а взорвал "Варяг". А так он вывел "Варяг" из строя на всё время войны самым безопасным для оставшихся в живых членов экипажа способом.
        1. казах 11 июля 2015 18:08
          А так он вывел "Варяг" из строя на всё время войны
          Поднятый японцами крейсер «Варяг». В дальнейшем отремонтирован и введён в строй 22 августа 1905 года в качестве крейсера 3-го класса под названием «Соя». Более семи лет использовался японцами для учебных целей. С 14 марта по 7 августа 1909 года крейсер ушёл в поход к Гавайским островам и Северной Америке для отработки навигации в условиях дальнего плавания и обучения офицерского состава. Подобные походы крейсер выполнял по 1913 год.
          1. Цитата: казах
            Варяг был поднят причем без особых усилий

            Учить матчасть СРОЧНО.
            Японцы сразу же после затопления Варяга начали его обследование, а через каких-то пару недель после боя приступили к подъему корабля. 8 февраля 1904 г начались судоподъемные работы. А поднять корабль удалось только в августе 1905 года!
            Цитата: казах
            В дальнейшем отремонтирован и введён в строй 22 августа 1905 года в качестве крейсера 3-го класса под названием «Соя

            И тут Вы опять все перепутали - в августе 1905 года "Варяг" ПОДНЯЛИ. А вот ввести в строй его удалось только после двухлетнего ремонта в Йокосуке, в 1907 году.
  9. akribos 11 июля 2015 13:09
    Испанская империя и Российская империя, это по сути два близнеца(внутриполитическая ситуация в стране), разгул коррупции,казнакрадства и прочие похожие факторы, привел к тому, что на этот исторический период, Испания обладала стратегическими территориями для торговли и гегемонии в океанских пределах, но неимела флота, для их обороны, так как деньги воровались. Испания идеально подходила на роль, старой империи, которую можно незложить, молодому сильному государству,рвущемуся на мировую арену,как США. Эта война и положила начало новой исторической реальности 20 века,США вырывалась вперед. Россия стала второй, такой же целью, но уже для молодой Японии. На мой взгляд, проиграла как не странно гонку Британия. Как только, США, вышли на океанский простор, Британии, там уже небыло места, тихо, тихо Британия канула в лету. Хотя возможно, неподдержала бы Яронию, Россия сохранила свои позиции на Тихом океане, вме равно Россия не могла бы конкурировать с Британией в океане и России,это небыло нужно, небыло бы войны на тихом океане,потому что Япония ограничилась бы своими интересами южнее и США не стали бы гегемоном, а Британия контролировала бы торговлю в регионе. Жаль история не имеет сослагаемого наклонения. С уважением.
    1. VEKT 17 июля 2015 08:56
      Британия не проиграла, она просто передала бремя ведущей англосаксонской державы Америке.
  10. К-50 11 июля 2015 13:34
    Я конечно же согласен с тем, что Руднев в бою при Чемульпо повел себя скорее как дипломат, чем военный моряк и допустил немало ошибок, главная из которых - ввязался в заведомо неравный морской бой без шансов на причинение врагу хоть какого-нибудь ущерба. Т.к. один только броненосный крейсер "Асама" мог в легкую, не напрягаясь утопить и "Варяга" и "Корейца", без ущерба для себя. Вместо этого Руднев мог нанести существенные потери артогнем высаживающимся японским войскам. Затем снять с кораблей экипажи и хотя-бы попытаться устроить японцам партизанскую войну и тем самым если не сорвать, то замедлить продвижение японских войск вглубь Корейского полуострова.
    --------------------------------------------------------------------------
    А что Рудневу надо было сдаться, если бой был однозначно проигрышным? belay
    А как вы себе представляете стрельбу по берегу формально нейтрального государства? belay
    А иностранные стационеры просто бы стояли и смотрели? Да вся "мировая общественность" бы на кал изошла обвиняя Россию во всех грехах, что бы осложнило и так не доблестное положения российского флота, а так бы и "палки в колеса" стали бы пихать всем судам России, не только бы военным, но и торговым. fool
    Ну и что , что там яппы бегают, войну не Корея России объявляла! fool
    И сколько бы они провоевали на берегу, без снабжения, вооружения с боеприпасами и даже не имея подходящей подготовки? belay
    1. carbofo 11 июля 2015 14:47
      Командиры многих кораблей имели в том числе и дипломатические наставления от Царя.
      В Японии заключали государственные договра.
      Вице-адмирал Ушаков отдал Кипр после освобождения населению, объявив республику.
      Тогда, да и до 20 века капитаны военных судов исполняли в том числе и дипломатические функции от имени Царя , мне не известна механика подобных действий но это было достаточно действенно , как мне кажется.
      То что Руднев действовал не только как военный но и как дипломат, делает его действия еще и уважаемыми со стороны держав мира, это немаловажный аспект в дипломатии.
  11. carbofo 11 июля 2015 14:18
    Не надо автору оскорблять Руднева, и подвиг "Варяга", ему такого права никто не давал.
    1. valerysvy 11 июля 2015 20:17
      Руднево тут кто то оскорблял? Может он у нашего морского офицерского корпуса похвалы вызвал? "Подвиг "Варяга"" простой эпизод бездарной гибели крейсера...раздутый в то время царским правительством по причине "надо хоть каких то героев найти"
      1. carbofo 11 июля 2015 21:48
        Цитата: valerysvy
        Сходство усугублялось тем, что испанские моряки, как и их коллеги с "Варяга" и "Корейца", стреляли хорошо, но, в основном, мимо целей. Поэтому у американцев в результате боя появился всего один убитый и один раненый матрос.

        Однако адмирал Сервера и его подчиненные повели себя более решительно, чем капитан Руднев. Они не ретировались обратно в бухту после первых же попаданий

        Сравнение божественно , Колбаса лучше майонеза :))
        Ничего в статье интересного , поперлись туда там-же погибли , кто не погиб там , поймали и погиб на берегу , все.
        Ни обстоятельств боя, ни состав флота, ничего интересного написано не было кроме этой фигни что в цитатах, не хотел статье минус но терь поставлю из принципа.
  12. Damm 11 июля 2015 16:33
    Под маской исторической статьи о американо- испанской войне , автор проталкивает очередной ушат нечистот о нашей истории. Заодно подумайте, кто пишет статьи публикуемые в 4-00, 6-00 по Москве? Откуда историки?
  13. aws4 11 июля 2015 17:26
    АВТОР ВЫБЕЙ ИЗ СВОЕЙ ГОЛОВЫ ОПИЛКИ И ПОСМОТРИ НА СООТНОШЕНИЯ СИЛ В ЭТИХ ДВУХ СРАЖЕНИЯХ И ТОГДА ТЫ ПОЙМЕШЬ В ЧЕМ РАЗНИЦА И В ЧЕМ ПОДВИГ РУССКИХ МОРЯКОВ.... И ЕЩЕ- Я НЕ СЧИТАЮ СЕБЯ ПАТРИОТОМ РОССИИ И ЕСЛИ НА ЧИСТОТУ САМ НЕ ЯВЛЯЮСЬ РУССКИМ НО МЕНЯ ОТ ВАС И ОТ ТОГО ЧТО ВЫ НАПИСАЛИ ТОШНИТ...
    1. Естественно автор "забыл" указать, что в том бою 4 броненосным крейсерам (по факту - скорее броненосцам 2-го класса" и 2 миноносцам испанцев противостояли 3 броненосца, броненосец 2-го класса и броненосный крейсер, а также - вспомогательный крейсер.
  14. xomaNN 11 июля 2015 18:14
    Настоящий морской бой броненосцев потом аналитики морские разбирали долго. Но- победителями стали америкосы. Увы request
    1. Bassman 11 июля 2015 22:43
      Американцы бы не сунулись если бы знали на 100 процентов что победят.Новейшая эскадра против устаревших крейсеров...У испанцев небыло шансов...
  15. valerysvy 11 июля 2015 20:14
    Спасибо за статью...
    1. carbofo 11 июля 2015 21:50
      За что ? , он ничего не написал интересного, только оскорбил наших моряков.
      1. Bassman 11 июля 2015 22:49
        Статья очень интересна подбором редких кадров и корабельным составом.Я не думаю что автор решил оскорбить наших моряков с " Варяга". Просто провел не совсем удачную параллель,чтобы заинтересовать российских читателей. yesС испанцами все было банально и больше похоже на избиение а не на бой.
      2. valerysvy 12 июля 2015 00:22
        как и их коллеги с "Варяга" и "Корейца", стреляли хорошо

        Это Клевета? Это оскорбление? Или больше 1000 снарядов выпущенных "в море" это не "стреляли хорощо"? ЭТО просто факт... Оскорбил кто то...кого то....Вы можете рассказать как карьера Руднева сложилась после этого? "Офицерскре собрание" что по поводу этого подвига Руднева сказало? Можете огласить?
        1. carbofo 12 июля 2015 12:56
          Цитата: valerysvy
          Или больше 1000 снарядов выпущенных "в море" это не "стреляли хорощо"?

          1-1.5% попаданий это хорошо по морским меркам того времени !
          Если японский броненосец получил 42 попадания это хороший результат.
          остальное летит в море, по факту.
  16. radar1967 12 июля 2015 03:28
    Цитата: Александр72
    Я конечно же согласен с тем, что Руднев в бою при Чемульпо повел себя скорее как дипломат, чем военный моряк и допустил немало ошибок, главная из которых - ввязался в заведомо неравный морской бой без шансов на причинение врагу хоть какого-нибудь ущерба.

    Классическая психология предателя, американская тактика дегероизации противоборствующих армий, и в конечном итоге уничтожения суверенитета страны.
    https://www.youtube.com/watch?v=abssFC5zfdY

    Честь имею.... НЕ ПАЯСНИЧАЙТЕ, Александр72. ЧЕСТЬ И ЖЕЛАНИЕ И УМЕНИЕ ВЫЖИТЬ РАЗНЫЕ ВЕЩИ. Предатель выживает всегда и везде. Но ему никогда не понять Руднева.

    Статья нужная - она выявила еще одного борца за вкусные колбаски.
  17. JääKorppi 12 июля 2015 10:26
    Побольше оригинальных статей! Интересно рассмотреть причины гибели испанской эскадры, особенно в свете статей о Цусимском сражении!
  18. ignoto 13 июля 2015 09:48
    Дьявол, как обычно кроется в мелочах.

    Про "Асаму" 1. Недокрейсер : реальная скорость крейсеров серии 15-17 узлов. То есть равна или меньше скорости современных броненосцев
    2. Недоброненосец : бой немецких броненосных крейсеров против английских линейных убедительно доказал, что у кораблей с 8" против кораблей с 12" шансы появляются только при значительном количественном преимуществе, или при действии против сильно поврежденных кораблей
    Отсюда вывод : совершенно неясное тактическое назначение таких кораблей
    Крейсера технического задания 6000 т значительно превосходили крейсера типа " Асама " по огневой производительности, что доказал "Аскольд" в Желтом море, и подтвердил "Варяг" своим расходом снарядов
    Многие морские специалисты считают, что вместо этих неудачных крейсеров типа "Асама" следовало построить два-три броненосца, путь даже устаревшего проекта типа "Фуджи".
  19. Александр72 14 июля 2015 17:48
    Про "Асаму" - этот броненосный крейсер, как и его систершип "Токива" был построен на верфи Армстронга, отличавшейся высоким качеством своей продукции. Оба крейсера вступили в строй в 1899 году, т.е. к началу войны являлись совсем новыми кораблями. ТТХ: водоизмещение 10 520 тонн, скорость полного хода 21 узел (причем и проектная и реальная), вооружение: 2 двухорудийные башни 8-ми дюймовок главного калибра и 14 6-ти дюймовых пушек, на считая мелочи 47-76 мм. Броня: пояс - 178 мм, палуба - 51-76 мм, башни - 152 мм, рубка - 356 мм. До начала войны "Асама" как и все корабли японского флота прошел ремонт с докованием, так что указанные Вами 15-17 узлов это не факт. К тому же в памятный бой Руднев потащил за собой и канлодку "Кореец" с её парадным ходом в 13 узлов именно потому что ему было нечего противопоставить тяжелой артиллерии "Асамы", а две пусть и устаревшие, но зато 8-ми дюймовые пушки "Корейца" давали хоть какой-то шанс. Кстати тем самым Руднев обрек свое маленькое соединение на низкую скорость хода, не более тех самых 13 узлов. Высокий расход снарядов на "Варяге" объясняется просто - высокая скорострельность 152-мм пушек Канэ и неумение расчетов вести точный огонь (что по моему мнению - прямая вина командира корабля и старшего офицера, не принявших меры к обучению расчетов точной стрельбе) побудила возместить точность стрельбы быстрой пальбой куда-то в район цели. Японские комендоры (кстати далеко не самые лучшие на флоте) тоже особой точностью стрельбы не блистали, но все же стреляли точнее. О результатах "ожесточенного" боя говорит следующий факт: на "Варяге" из команды было убито - 1 офицер мичман граф Нирод и 38 нижних чинов, ранено - 3 офицеров и 70 матросов. "Кореец" ни потерь, ни повреждений не имел (потому что по нему собственно говоря, практически и не стреляли). Общая численность команд обоих кораблей составляла 734 человека. Японские корабли (по их же заверениям) опять же ни повреждений, ни потерь в командах не имели (а в это верится с большим трудом, должен же был "Варяг" хоть куда-то и хоть раз попасть).
    И еще раз об столь нелюбимой вами "Асаме" - в годы той войны моряки бронепалубных русских крейсеров более всего опасались (не боялись, нет, а именно опасались) встречи именно с "асамоидами", так в русском флоте называли все броненосные крейсера Японии постройки Армстронга ("саму "Асаму", систершип "Токива", одноклассников "Ивате" и "Идзуму", а также близкие по своим характеристикам "Якумо" и "Адзуму" (хотя эти два корабля были построены соответственно в Германии (Вулкан) и Франции (Сен-Назер). "Асамоиды" наряду с итальяно-аргентинскими броненосными крейсерами "Ниссин" (бывш. "Морено") и "Кассуга" (бывш. "Ривадавиа") участвовали во всех сражениях японского флота в той войне, их назначение поддержка линейных кораблей (то бишь эскадренных броненосцев) в бою, благодаря относительно высокой скорости, достаточно мощному бронированию и вооружению японские броненосные крейсера вполне смотрелись в линии и вели бой наряду с броненосцами, и именно броненосным крейсерам Япония во многом обязана таким успешным исходом Цусимского сражения. Кстати сама "Асама" была разобрана на металл только в 1947 году.
    Честь имею.

Информация

Посетители, находящиеся в группе Гость, не могут оставлять комментарии к данной публикации.
Картина дня