БРИКС помогает США ускорить «путь с вершины»
Глобальный проект экономического пояса «Шелкового пути» станет консолидирующей платформой для взаимодействия стран в рамках БРИКС и ШОС, а так же новых финансовых институтов, создаваемых Китаем и этими интеграционными объединениями. Именно этот круг вопросов станет одним из главных на саммите БРИКС/ШОС в Уфе — на вопросы «Мир и Мы» отвечает Руслан Семенович Гринберг, директор Института экономики РАН, член-корреспондент РАН, д. э. н., профессор.
— Как вы относитесь к мнению некоторых западных политиков и экспертов о том, что, якобы, расцвет БРИКС остался в прошлом, а теперь происходит постепенное угасание этой организации в связи с замедлением темпов развития стран-участниц этого объединения?
БРИКС — это организация, которая в значительной мере призвана ограничивать монополию США, в особенности в сфере финансовых институтов. Данная тенденция является естественной в связи со все возрастающей долей стран-участниц БРИКС в мировой экономике. Сейчас в МВФ общая доля голосов стран БРИКС составляет около 11% при доле этого блока в глобальном ВВП около 30%. Кроме того БРИКС — это треть земной суши и около 60% населения планеты.
И это очень показательно. Есть такая китайская поговорка: «путь с вершины ведет только вниз». У США этот путь начался. Но он проходит очень медленно. При этом страны БРИКС не пытаются начать какую-то явную конфронтацию с Западом, но в то же время в рамках этого альянса активно создаются структуры, которые могли бы как-то ограничивать монополию МВФ и МБР.
БРИКС будет развиваться, в нем нет «старших» и «младших», существует полноценная равноправная основа, и поэтому очень рано «хоронить» БРИКС.
Кроме того, Россия имеет в рамках этой организации очень хорошие позиции. Она может балансировать потому, что есть проблемы и противоречия, например, между Индией и Китаем, и это очень интересная работа. Надо признать, что нам было неуютно в «восьмерке», но здесь очень большие экономические и политические перспективы.
— Как, на Ваш взгляд, санкции со стороны Запада могут повлиять на участие России в БРИКС и на саму эту организацию?
Санкции, конечно, имеют серьезные последствия. Вместе с тем, они подрывают экономическое развитие и тех, кто их вводит, и тех, кому они навязываются. И в этом смысле мы должны бороться за отмену санкций. А это значит, что нам надо как-то последовательно добиваться политического урегулирования на Украине. За это выступают и наши партнеры по БРИКС.
Неконструктивным мне видится подход, когда предлагают готовиться к тому, что санкции это надолго и нам с ними жить. Прежде всего, это скажется на наших отношениях с остальными странами БРИКС, которые не находятся в санкционном плену. Надо понимать, что они не горят желанием в явном виде портить отношения с США и Е. С. Поэтому надо ускорять политическое урегулирование на Украине.
— Какие вопросы будут центральными на предстоящем саммите?
Важным моментом саммита должно стать принятие долгосрочной стратегии взаимодействия стран-участниц БРИКС и дальнейшего развития этого объединения. Эта стратегия разрабатывалась совместно всеми странами. Кроме того, в ходе встреч стран, входящих в ШОС, будут обсуждаться вопросы о возможном принятии в будущем в эту организацию новых членов.
Но главным вопросом буде вопрос дальнейшей интеграции в рамках БРИКС, а так же обсуждение основ и принципов работы Нового банка развития БРИКС, который позволит реализовывать странам масштабные инфраструктурные проекты.
— Существуют ли какие-то противоречия между двумя новыми финансовыми организациями — Азиатским банком инфраструктурных инвестиций (АБИИ), создание которого инициировано Китаем, и Новым банком развития БРИКС (НБР)?
Некоторые противоречия и нестыковки неизбежны, поскольку в этих интеграционных объединениях еще не полностью прописаны четкие правила взаимодействия между странами-участниками. Но в сфере финансовых институтов все происходи в правильном направлении. И для АБИИ, и для НБР приоритетными являются совместные инфраструктурные проекты и, прежде всего, экономический пояс «Шелкового пути». Этот пояс должен пройти с востока на запад через 18 стран с населением более 3 млрд. человек. Именно этот проект станет консолидирующей платформой для этих двух финансовых институтов с примерно равными финансовыми возможностями. Десятки крупных проектов в рамках создания «Нового шелкового пути», возможно, станут объектами совместного кредитования этих структур. Несомненно, что в ходе саммита в Уфе будет происходить активное обсуждения сотрудничества в этой сфере.
В связи с тем, что большинство этих проектов должны быть реализованы на территории России, это создает еще один фундамент для укрепления российско-китайских отношений, взаимодействия в рамках БРИКС и ШОС, а так же способствует заявленным планам по сопряжению «Нового шелкового пути» и ЕАЭС.
Информация