Криминализация России. В чём суть влияния на общество криминальной контркультуры

Одной из наиболее серьезных проблем современного российского общества является криминализация значительной части населения. Под криминализацией следует понимать не только и даже не столько рост преступности, сколько проникновение идеологии, образа жизни и мышления, неформальных правил криминальной среды в общество в целом. В наибольшей степени эти процессы затрагивают молодежь. Криминализация общества рождена социальными проблемами — неравенством и поляризацией доходов населения, кризисом семьи, разрушением полноценной системы воспитания подрастающих поколений. Конечно, преступность существовала всегда.

Что такое криминальная контркультура?

Криминализация российского общества заключается, прежде всего, в повсеместном распространении криминальной контркультуры. Как известно, практически во всех странах мира и во все исторические периоды профессиональные преступники обладали собственной «контркультурой», под которой понимаются особый жаргон преступного мира, татуировки, специфический песенный и повествовательный фольклор, а прежде всего — особое мировоззрение и мировосприятие. Профессиональный преступный мир всегда был закрытым для обычных людей, что и создавало вокруг него ореол таинственности, романтичности. Отвергаемая официальной культурой, контркультура преступного мира, тем не менее, обладает привлекательностью для некоторых слоев общества. Прежде всего — для молодежи из социальных низов, у которой крайне велика вероятность связать свой жизненный путь с преступным миром. Под влиянием криминальной контркультуры находится огромный пласт низших социальных слоев — те, кого в социологии принято определять как люмпенизированные слои населения. Российский ученый И.М. Мацкевич, рассматривая феномен криминальной субкультуры (он использует для «культуры» криминального мира понятие «субкультура», подчеркивает, что «криминальная субкультура не является чем-то особенным, как это иногда представляется. В любом обществе есть преступность, и везде она обладает собственной субкультурой. Криминальная субкультура впитывает в себя плоды культуры общества и, паразитируя на этом обществе, также паразитирует на культуре, являясь ее антиподом, а никак не продолжением» (Мацкевич И.М. Криминальная субкультура // "Российское право в Интернете". № 1, 2005).


Криминализация России. В чём суть влияния на общество криминальной контркультуры


Пожалуй, в каждой стране мира есть собственная криминальная контркультура, и представители профессиональной преступности обладают особыми мировоззренческими установками, ведут специфический образ жизни и часто даже внешне отличаются от основной массы граждан. Однако в Советском Союзе и, затем, в постсоветских государствах — России, Украине, Казахстане, Грузии и т.д., криминальный мир достиг настоящих «высот», сумев интегрировать свою идеологию в «большое общество». Именно в Советском Союзе сформировались и уникальная криминальная иерархия, складывавшаяся в местах лишения свободы, и специфический кодекс поведения — «понятия», и характер взаимоотношений между субъектами, так или иначе причастными к криминальной деятельности и взаимодействующими с профессиональным преступным миром. После распада Советского Союза идеология криминального мира из стен тюрем и колоний, спецПТУ и специнтернатов, неблагополучных районов советских городов и поселков шагнула в «большой мир», сумев занять существенные позиции в освободившейся от господства коммунистической идеологии культурной сфере российского общества. В свое время замечательный российский режиссер и актер Станислав Говорухин издал книгу «Великая криминальная революция в России». Хотя с того времени прошло более двадцати лет, правота слов Говорухина с каждым годом становится все очевиднее. Поколение «бандитов лихих девяностых» частью было выбито в разборках, частью погибло от сопутствующих криминальному образу жизни пороков и болезней, частью превратилось в респектабельных бизнесменов или просто в обычных людей, лишь за бутылкой алкоголя вспоминающих «боевое прошлое». Но вектор воспитания молодежи, формировавшийся в советское время и достигший, несмотря на многочисленные ошибки в молодежной политике, определенных высот, именно в 1990-е гг. и был утрачен. Точнее — государство само отказалось от централизованной молодежной политики, забросило «социалку», не предложив населению ничего взамен. Для парня из рабочего микрорайона, из депрессивного поселка вокруг неработающей шахты, криминальный путь в 1990-е годы рассматривался как единственная возможность радикального и быстрого улучшения собственного благосостояния. Да и просто — самореализации, спасения от тотальной скуки. В современной России организованная преступность приобрела уже иные формы, однако популяризовавшаяся в 1990-е годы криминальная идеология продолжает оказывать влияние на молодежь.

От России имперской до России демократической

Пожалуй, первыми, кто всерьез заинтересовался контркультурой криминального мира и обратил на нее внимание, в России были писатели. Да, именно классики русской литературы еще в конце XIX века обратились к изучению образа жизни и мировоззрения арестантов многочисленных тюрем и каторг дореволюционной России. Федор Михайлович Достоевский оставил знаменитые «Записки из мертвого дома», в которых рассказывает о том, как отбывал срок заключения в Омском остроге, а затем — на каторжных работах. Еще более развернуто образ жизни и мировоззрение криминального мира дореволюционной России, на примере социальных низов Москвы, изобразил прекрасный журналист и москвовед Владимир Алексеевич Гиляровский. Работавший корреспондентом и ведший, в том числе, криминальную хронику, Гиляровский слыл в свое время знатоком московских трущоб, о которых оставил свои знаменитые произведения, которые и сегодня, спустя сто с лишним лет, читаются на одном дыхании.

Криминализация России. В чём суть влияния на общество криминальной контркультуры


Однако, судя по описаниям, несмотря на определенные схожие черты, криминальный мир дореволюционной России все же очень сильно отличался от современного — и скорее не в практической, а именно в мировоззренческой плоскости. Поэтому было бы правильно считать, что современная криминальная контркультура в том виде, в котором она существует в России, сформировалась в Советском Союзе. Именно в советских лагерях произошло окончательное оформление «понятий», тюремной иерархии. Позже, из лагерей, посредством освобождающихся преступников и находившихся с ними в тесном контакте случайно попавших в места лишения свободы людей, криминальная контркультура распространилась «на воле», причем не только и даже не столько в среде профессиональных преступников. Что касается молодежи, то распространение среди молодых людей и подростков криминальной контркультуры явилось следствием, прежде всего, контактов с теми молодыми людьми и подростками, которые получили опыт тюремного заключения или долговременного пребывания в закрытом режимном учреждении. Как подчеркивает О.Н. Фоменко, распространению криминальной контркультуры способствовало совместное содержание большого количества несовершеннолетних преступников и правонарушителей в воспитательных колониях, спецшколах и спецПТУ, приемниках — распределителях, следственных изоляторах (Фоменко О.Н. Субкультура несовершеннолетних преступников // Современные научные исследования и инновации. Май, 2011.).

В Советском Союзе тема существования криминальной контркультуры была табуирована в изданиях, рассчитанных на широкий круг читателей. В социалистическом обществе, согласно официальной линии партии и комсомола, не могло существовать никаких криминальных контркультур. Разумеется, сведения о тюремной иерархии, «понятиях», фольклоре изучались и анализировались, но лишь в специальной литературе — руководствах для пользования сотрудниками органов внутренних дел и прокуратуры, учебниках для профессиональных учебных заведений системы внутренних дел, докладах специализированных конференций. Лишь после начала «перестройки» постепенно стали сниматься запреты на информацию о криминальной контркультуре. Однако снятие запретов сыграло и в чем-то негативную роль. «Желтая пресса» конца 1980-х — начала 1990-х гг., уцепившись за тему криминального мира как прежде табуированную и поэтому очень востребованную российским читателем, приступила к фактической романтизации криминального мира. Именно в этот период в массовую культуру страны вошли фильмы о преступном мире, всенародную любовь приобрела музыка в стиле «русский шансон», в действительности являющаяся (в большинстве своем) популяризованной и скорее примитивизированной тюремной лирикой. Зато для криминологов, социологов, психологов и других специалистов, изучающих криминальную контркультуру, отмена идеологических табу стала прекрасным подспорьем, поскольку позволила получить беспрепятственный доступ к работам западных ученых, изучавших аналогичные явления в своих странах.

Социологами, изучающими специфику формирования и популяризации криминальной контркультуры, было установлено, что она заключается в особенностях преступного поведения ее носителей. К последним, прежде всего, относятся заключенные мест лишения свободы, бывшие заключенные, лица, профессионально занимающиеся преступной деятельностью, а также тот круг лиц, на которых заключенные, бывшие заключенные и профессиональные преступники оказывают влияние, способствуя формированию особой системы ценностей и моделей поведения. Фактически для многих людей криминальная контркультура превращается в способ познания окружающей действительности. С помощью криминальной контркультуры представители неблагополучных слоев населения формируют свои представления о плохом и хорошем, о желательных и нежелательных поступках, пытаются обрести жизненную философию и жизненную стратегию. Усваивая криминальную контркультуру, ее новоявленный адепт рано или поздно склоняется и к признанию приемлемости для себя и для других преступного поведения. Однако, надо отдать должное, в современной России под влиянием криминальной контркультуры, в силу ее колоссального распространения в обществе, находится и внушительный круг людей, никогда не имевших отношения к преступной деятельности, не отбывавших наказание в местах лишения свободы. Парадокс в том, что, несмотря на свою законопослушность, эти люди в мировоззренческом отношении находятся под влиянием криминальной контркультуры. Неформальные правила — «понятия» — для них превалируют даже над законами государства, а лидеры преступной среды могут рассматриваться как авторитеты или, по крайней мере, как те люди, к чьему мнению необходимо прислушиваться. Под идеологическим влиянием криминального мира сегодня находится огромная часть российской молодежи и представителей более старших поколений (людей 30-45 лет, чьи молодые годы пришлись на эпоху «лихих девяностых» с присущей ей криминализацией сознания и поведения). Прежде всего — это рабочая молодежь из провинции, одним словом те, кого часто называют словом «гопники».

Криминализация России. В чём суть влияния на общество криминальной контркультуры


Молодежь — объект влияния криминала

Именно молодежь в современном мире становится наиболее восприимчивой к влиянию криминального мира и тому есть свои причины, характерные не только для России, но и для многих других обществ. Специфика социальной жизни в современном мире, в особенности в крупном городе или мегаполисе, с его вопиющим социальным неравенством, очевидными различиями между составляющими население города этноконфессиональными и социальными общностями, психологическим и экологическим дискомфортом, создают благоприятные условия для распространения всевозможных видов негативного поведения — от алкоголизма и наркомании до распространения молодежной преступности. Криминальная контркультура превращается в жизненный ориентир для молодых жителей мегаполисов и крупных городов. В России криминализации в значительной степени подвержены скорее небольшие города, особенно бывшие промышленные моногорода, в которых, после закрытия основных градообразующих предприятий или существенного сокращения масштабов их работы, образовался настоящий вакуум в сфере трудоустройства и профессионального обучения молодежи. Наиболее активная часть молодежи покидает подобные населенные пункты, в поисках лучшей жизни перебираясь в мегаполисы. Остаются менее инициативные молодые люди, которых безденежье и безделье, а также пагубные алкогольные и наркотические зависимости, побуждают становиться на преступный путь. С другой стороны, в малых городах слабее контроль правоохранительных органов, выше уровень коммуникации между людьми, особенно молодежью, благодаря чему нормы и ценности криминальной контркультуры, попав в молодежную среду, быстро распространяются, а их генераторы и трансляторы приобретают авторитет среди молодых людей и подростков и превращаются в, своего рода, «духовных наставников» последних. Сложно не согласиться с К.А. Радовицким, который видит в криминальной контркультуре «опасность в том отношении, что она поражает, как уже отмечалось, широкие слои населения и характеризует собой определенный уровень развития общества, выражающийся в девальвации правовых и нравственных ценностей (обслуживая интересы представителей преступного мира, криминальная субкультура неизбежно входит в противоречие с общепринятыми культурными ценностями), криминогенных формах организации его жизнедеятельности и взаимоотношении его членов. Характерной чертой такой субкультуры является активное и повсеместное культивирование в общественное сознание образцов и норм поведения криминальной среды, насаждение элементов блатного творчества, пропаганда характерных для этой субкультуры способов решения проблем и выяснения отношений» (Радовицкий К.А. Криминальная субкультура в современном российском обществе //). В основе криминальной контркультуры — преступное поведение личности. Эдвин Сатерленд рассматривал его как следствие социальной дезорганизации общества, поскольку склонность людей к преступлениям, как считал ученый, определяется не генетическими и биологическими особенностями конкретной личности, а той социальной реальностью, в рамках которой данная личность живет и функционирует. В преступных группировках формируется «микрокультура», которая оказывает достаточно разрушительное влияние на мировоззрение, ценностные и поведенческие ориентиры попавшего в преступную группировку человека.

Миграция и криминализация — две стороны одной медали?

Пионерами изучения криминальной контркультуры в ее молодежном варианте стали, разумеется, американские социологи. Ведь Соединенные Штаты Америки в силу специфики своего социально-экономического и социокультурного развития, раньше других государств столкнулись с феноменом молодежной организованной преступности. Первая половина ХХ века стала периодом расцвета молодежных и подростковых банд, действовавших в крупных американских городах и формировавшихся, прежде всего, на основе этнической принадлежности их участников. Будучи «страной мигрантов», США стали новым домом для многих миллионов итальянцев и евреев, ирландцев и китайцев, латиноамериканцев и поляков. В то же время, и среди англоязычного американского населения исторически сложились серьезные противоречия на расовой почве — афроамериканцы вплоть до настоящего времени являются наиболее криминализованным и взрывоопасным слоем населения Соединенных Штатов Америки, составляя большинство заключенных американских тюрем. Районы компактного проживания афроамериканцев, а также представителей ряда мигрантских групп населения, исторически считались наиболее опасными для посторонних в американских городах. В ХХ и, тем более, XXI вв. с проблемой молодежной этнической преступности столкнулись и многие страны Западной Европы, а затем и Россия. Рост миграционных процессов в современном мире повлек за собой появление внушительных иноэтничных и инокультурных диаспор, представители которых, в особенности молодежь, будучи воспитанными в несколько иной системе координат, могут проявлять агрессивное и даже криминальное поведение в принимающих странах.

Преступность молодых мигрантов или детей мигрантов — это следствие и их культурных отличий от населения принимающего общества, и результат маргинальной социальной принадлежности, и своеобразный «упреждающий» ответ на возможную дискриминацию со стороны коренного населения. В любом случае, и Россия, и западный мир сегодня сталкиваются с очень серьезной проблемой, угрожающей и общественному порядку, и национальной безопасности государств. Молодые мигранты — очень пластичный и податливый для идеологического воздействия социальный материал. Причем криминализация мигрантской среды — далеко не единственная опасность для принимающих государств. Учитывая события последних лет на Ближнем Востоке, серьезной угрозой становится распространение среди молодых мигрантов религиозно-экстремистских настроений. Кстати, именно молодые дети мигрантов стали основой того потока «волонтеров», который отправляется из европейских государств для участия в боевых действиях на Ближнем Востоке — на стороне «Исламского государства». Экстремисты проявляют агрессивное поведение и на территории собственно европейских государств. Так, широко известно зверское убийство британского военнослужащего двумя афробританцами, принадлежавшими к одной из радикальных фундаменталистских организаций. Еще большую известность получило массовое убийство сотрудников французского юмористического журнала, также совершенное гражданами Франции североафриканского происхождения. Уличные грабежи, кражи, массовые беспорядки, драки — куда более обыденный пример «повседневной деятельности» молодежных группировок, которые разбавляют традиционную криминальную контркультуру ранее не приветствовавшейся в профессиональном преступном мире политизацией.

Криминализация России. В чём суть влияния на общество криминальной контркультуры


Как подчеркивал в несколько эмоциональном тоне французский философ и социолог Жан Бодрийяр, молодые мигранты отрицают ценности и поведенческие установки, которые господствуют в западном обществе. Более того — они отвергают и социальную политику принимающих стран, казалось бы, направленную на улучшение положения самих мигрантов. Школы, детские сады, больницы — вся социальная инфраструктура — в конечном итоге представляет для них меньшую значимость, чем возможность показать и доказать свою «инаковость», в том числе посредством агрессии в отношении коренного населения. Германский социолог Клаус Берс считает, что этнический характер организованной молодежной преступности в современных странах Западной Европы объясняется социальными факторами, в первую очередь — принадлежностью мигрантов и их детей к «социальным низам» европейского общества. Большая часть мигрантов занимает маргинальное положение, им и их детям никогда не вырваться за пределы «социальных гетто», не перейти в иной социальный слой. Жизнь мигрантов и их детей на обочине европейских обществ подразумевает постоянное озлобление, зацикленность на поиске средств к существованию, ощущение собственной дискриминированности со стороны коренного населения. Фактически криминальная деятельность остается единственно возможным способом более-менее быстрого обретения денег у представителей мигрантской молодежи. Особенно — в условиях безработицы, которая во всех западных странах достигает немалых масштабов. Этнические молодежные преступные группировки рано или поздно сращиваются со «взрослыми» этническими организованными сообществами, либо продолжают функционировать как их рекрутские базы, откуда более «серьезные» преступные организации могут постоянно вербовать новых членов.

«Молодежные племена» в «городских джунглях»

Основным полем для реализации криминальной контркультуры в молодежной среде становится молодежная группировка — стихийное объединение молодых людей и подростков, позже приобретающее более оформленные черты. Авторитет группировки поддерживается с помощью открытого насилия, одновременно для сохранения внутренней дисциплины в группировке, чаще всего, функционирует некий свод правил, которые лидеры группировки пытаются вписать (или «притянуть») к более универсальным неписаным нормам и правилам поведения криминального мира. Молодежная группировка привлекает молодых людей своей агрессивностью и активностью, возможным реальным влиянием, с которым могут быть вынуждены считаться не только подростки соседних районов, но и педагогические работники, сотрудники органов муниципального самоуправления и правоохранительных органов. Интересную модель, объясняющую поведение молодых людей и подростков, сбивающихся в полукриминальные группировки и «стаи», представил французский философ Мишель Маффесоли, по мнению которого субкультуры молодежи, функционирующие в постиндустриальном обществе, следует рассматривать как некий аналог архаичных, первобытных племен. Действующие в «каменных джунглях» мегаполисов и крупных городов молодежные группировки напоминают архаичные племена целым рядом черт. Во-первых, они также обладают подконтрольной территорией или территорией «желаемого контроля» (то есть, той, на которую претендуют). Эту территорию следует оберегать от «набегов» возможных конкурентов в лице соседних группировок. Посягательство на территорию, осуществляющееся в той или иной форме, и является одной из основных причин конфликтов между различными молодежными группировками в современном городе. Во-вторых, многие молодежные группировки обладают собственными отличительными признаками, позволяющими выделить «своего» в толпе с помощью особого типа прически, одежды, походки и т.д. Наконец, «молодежные племена» современного мегаполиса отличаются наличием архаичных форм внутренней иерархии, в которой может быть как один весьма авторитарный предводитель, так и несколько сотрудничающих или конкурирующих вожаков, а может и не быть предводителей вообще. Многие молодежные группировки обладают собственными ритуалами и формирующимся фольклором, причем эта «культура» молодых правонарушителей может отличаться по своим проявлениям от «взрослой» криминальной контркультуры.

Криминализация России. В чём суть влияния на общество криминальной контркультуры По мнению некоторых американских социологов, специфика деятельности молодежных группировок основывается на стремлении к утверждению своего приоритета на контролируемой территории. Первоначально задачей группировки становится установление контроля над территорией и его сохранение в условиях жесткого противоборства с конкурирующими соседними группировками. Однако в случае успешного решения поставленной задачи молодежная группировка может попытаться перейти к наступательным действиям, вытесняя более слабых конкурентов и подминая под свое влияние все более обширные территории. Собственно, так действуют и взрослые преступные группировки, которые в России конца 1980-х — начала 1990-х гг. часто формировались на основе молодежных группировок. Для участия в молодежной группировке, и, тем более, завоевания в ней лидерских или авторитетных позиций, необходимо обладание соответствующими личностными качествами и усвоение криминальной контркультуры. При этом нормы и правила криминальной контркультуры можно соблюдать не особенно активно, но всегда необходимо создавать видимость тщательного следования неписаным «понятиям» и культивировать криминальную контркультуру среди подчиненных, карая последних за отход от традиций криминального мира и нарушение «понятий».

Социальное неравенство ведет к преступлениям

В России наиболее благодатные условия для процветания криминальной контркультуры сложились в социально неблагополучной среде. Как известно, значительная часть населения страны в настоящее время живет за чертой бедности. Социальное неравенство стало настоящей проблемой для современной России, тем более, что поляризация между отдельными наиболее богатыми и наиболее бедными социальными группами достигает многократных масштабов. Однако криминальная контркультура, распространяясь среди молодых люмпенов и маргиналов, охватывает своим идейным влиянием и более благополучные слои населения. Во многом это связано с тем, что значительная часть нынешних бизнесменов и даже чиновников государственной службы во времена своей молодости, а это, преимущественно. 1980-е — 1990-е гг., сама находилась под влиянием криминальной контркультуры, а некоторые из них имеют практически не скрываемое криминальное прошлое. Выражение «авторитетный бизнесмен», обозначающее лидера преступной среды, имеющего «вес» в криминальном и околокриминальном мире, родилось в постсоветской России и прижилось только в ней. В других странах говорят о мафии, о «боссах мафии», но никому не приходит в голову превратить лидера криминальной среды в авторитета для простых людей, не связанных с криминальным миром и не ведущих криминальный образ жизни. В России 1990-х гг., в условиях тотального развала экономики, слабой функциональности органов власти, в том числе и правоохранительных органов, зачастую именно криминальный мир оказывался единственным неформальным институтом, на помощь или посредничество которого в решении самых разных вопросов мог рассчитывать среднестатистический российский гражданин. Бывали случаи, когда «бандиты» помогали более эффективно, чем правоохранительные органы, а их «услуги» в решении проблем оказывались более дешевыми и беспроблемными. Разумеется, что и это также внесло свою лепту в популяризацию криминальной контркультуры в постсоветском российском обществе.

Радикальные изменения, произошедшие в жизни российского общества после распада Советского Союза и перехода к рыночной экономике, застали население страны врасплох. Граждане России столкнулись с такими серьезными проблемами как безработица, инфляция цен на товары и услуги, коммерциализация образования, к которым они оказались просто не готовы, более того — оказались лишенными иммунитета к подобным явлениям, практически отсутствовавшим в советском обществе. Наиболее сильный удар пришелся по молодому поколению россиян. Бесперспективность, невозможность не только приобретения собственного жилья, но и трудоустройства на достойную работу, способствовали распространению в молодежной и подростковой среде всевозможных социальных пороков — пьянства, наркомании, проституции. Значительная часть молодежи криминализовалась, другая примкнула к радикальным политическим объединениям экстремистской направленности. Спустя два десятилетия, прошедших со времени начала радикальных реформ, следует отметить, что и из среды вчерашних «бандитов», и из среды вчерашних «экстремистов» вышли многие нормальные люди, ставшие по мере стабилизации социально-экономического и политического положения в стране предпринимателями, политиками, государственными служащими, учеными и преподавателями. Это те, кто нашли в себе силы «подняться наверх», кто изначально обладал определенным жизненным потенциалом и, возможно, конкретными социальными ресурсами. У молодежи современной, также находящейся, в значительной степени, под влиянием криминальной контркультуры, такой возможности не будет. Каналы вертикальной социальной мобильности в современной России приобретают все более контролируемый характер, а многие сферы деятельности уже сейчас фактически закрыты для выходцев из социальных низов, поскольку последние не могут получить должного образования, но и в случае его получения не имеют никаких гарантий трудоустройства по специальности. Перекрытие каналов социальной мобильности, превращающее российское общество в классовое и даже кастовое, опять же, толкает широкие массы молодежи в объятия преступного мира. Социолог В.Н. Тимошенко приводит данные Всемирной Организации Здравоохранения, согласно докладу которой, «молодежные банды формируются там, где рухнул сложившийся социальный строй и отсутствуют альтернативные формы культурного поведения. Среди других социально-экономических, общинных межличностных факторов, которые толкают молодых людей в банды, авторы доклада называют отсутствие возможностей для социальной или экономической мобильности в обществе, где агрессивно проповедуется потребительский стиль жизни; снижение эффективности работы правоохранительных органов; прекращение учебы в школе, а также низкая оплата неквалифицированного труда» (Тимошенко В.Н. Рэскол-банды или новые «генералы песчаных карьеров». Часть 1. // http://journal-neo.com/?q=ru/node/4144). Как мы видим, перечень факторов почти точь-в-точь совпадает с современной российской реальностью и это, безусловно, не может не вызывать определенной настороженности относительно будущего нашей страны.

Социально-экономические проблемы в жизни России в 1990-е гг. способствовали массовому обнищанию российского населения и связанной с ним маргинализации целых социальных слоев. Многократно выросла численность люмпенизированных и маргинальных слоев населения страны — так называемого «социального дна». Сформировался многочисленный слой полностью обездоленных, люмпенизированных людей, среди которых утвердилась криминальная контркультура в ее различных модификациях. Все эти люди — бомжи, профессиональные нищие, бродяги, беспризорные дети, нелегальные мигранты из бывших советских республик, алкоголики и наркоманы, проститутки, сутенеры, не нашедшие занятия на «гражданке» и ушедшие в мир алкогольно-наркотических иллюзий участники боевых действий в «горячих точках» и бывшие спортсмены — все они, в той или иной степени, представляют собой поле воздействия ценностных и поведенческих установок криминальной контркультуры.

Что касается более благополучных слоев населения, которые, по идее, должны были быть лишены «удовольствия» регулярного общения с носителями криминальной контркультуры, то их криминализация осуществилась с помощью массовой культуры — того же кинематографа, радио, телевидения, «желтых газет». Именно масс-культура ответственна за распространение в «обывательской» среде уголовного жаргона, примитивных и искаженных представлений о «жизни в тюрьме» и о криминальном мире, за романтизацию образа преступника и заключенного, за популяризацию «блатного» песенного и повествовательного фольклора. Однако что сделало государство для того, чтобы предотвратить столь востребованную с точки зрения прибыли, но крайне опасную для духовно-нравственных устоев общества, пропаганду криминальной контркультуры? В 1990-е годы государство самоустранилось от регулирования культурной сферы жизнедеятельности общества, что не преминуло сказаться на падении культуры, духовности и нравственности в постсоветской России, особенно ярко проявляющемся на примере современной российской молодежи и подростков. Разрушение советской политической и экономической системы сопровождалось и так называемой «деидеологизацией» российского общества, в рамках которой произошел отказ от воспитательной политики, формировавшейся в течение всего периода существования советского государства и демонстрировавшей весьма высокую результативность. В 1990-е годы посредством телевидения, радио, газет, кинематографа, в молодежной среде утверждалась аполитичность, внушалось, что молодому человеку не пристало заниматься и даже интересоваться общественно-политическими проблемами, а следует лишь развлекаться и «зарабатывать деньги». Эта порочная мировоззренческая позиция дополняла влияние криминальной контркультуры, также разлагая и дезориентируя российскую молодежь.

Таким образом, подводя итоги сказанному, можно отметить, что в постсоветской России криминализация общества, в первую очередь — молодежной среды, достигла колоссальных масштабов. Одним из проявлений криминализации общества стало распространение криминальной контркультуры за пределы общности ее традиционных носителей — представителей профессионального преступного мира и люмпенизированных слоев населения. Популяризация криминальной контркультуры в российском обществе стала возможна не только благодаря непосредственному влиянию преступного мира и социальных низов на другие социальные слои, но и вследствие отсутствия внятных идеологических ориентиров развития государства, разрушения молодежной политики в 1990-е годы, углубления социального неравенства и социальной поляризации населения. Скорее всего, российское государство, несмотря на возможные меры контролирующего и запретительного характера, так и не сможет в обозримом будущем «декриминализировать» российское общество, свести к минимуму влияние криминальной контркультуры на российское население, в том числе и на молодежь. Исключением может стать лишь кардинальный поворот государства к решению проблем образования и воспитания подрастающих поколений, борьбе с преступностью всех видов и с ее пропагандой, снижению социального неравенства и социальной дистанции между отдельными группами российского населения.
Автор: Илья Полонский

Использованы фотографии: hranive.ru, ruposters.ru

Мнение редакции "Военного обозрения" может не совпадать с точкой зрения авторов публикаций

CtrlEnter
Если вы заметили ошибку в тексте, выделите текст с ошибкой и нажмите Ctrl+Enter
Читайте также
Загрузка...
Комментарии 82
  1. Russian063 9 июля 2015 05:16
    криминал вечен, пока есть социальное неравенство.
    1. андрей юрьевич 9 июля 2015 05:51
      Цитата: Russian063
      криминал вечен, пока есть социальное неравенство.

      я так думаю,что проблема была и заааадолго до Салтыкова-Щедрина!
      1. user 9 июля 2015 12:47
        я так думаю,что проблема была и заааадолго до Салтыкова-Щедрина!


        Есть такая фраза "Преступление это нормальная реакция человека на ненормальные условия жизни".
      2. Dart2027 9 июля 2015 19:03
        А пусть это "классик" назовет страну, где этого не делают. Одно дело справедливая критика, другое такие перлы.
    2. КАРЛСОН 9 июля 2015 05:59
      А может, как говорил Жванецкий,и в КОНСЕРВАТОРИИ тоже надо что то поменять, а не сваливать все только на социальное неравенство
      1. Игорь39 9 июля 2015 09:24
        С точки зрения права,преступность - это нормальная реакция,нормальных людей,на ненормальные условия жизни.
        1. Rostislav 9 июля 2015 11:52
          ВЫ называете "нормальной реакцией" готовность убить и покалечить в погоне за деньгами?
          Какими были "ненормальные условия жизни", породившие черных риэлторов, которые убивали стариков, чтобы квартирами завладеть?
          1. Махмут 10 июля 2015 11:06
            С точки зрения права,преступность - это нормальная реакция,нормальных людей,на ненормальные условия жизни.

            А с моей точки зрения это ненормальная реакция ненормальных людей на ненормальные условия жизни.
        2. Цитата: Игорь39
          С точки зрения права,преступность - это нормальная реакция,нормальных людей,на ненормальные условия жизни.

          своеобразная точка зрения, а как быть с таким преступлением как изнасилование?
      2. Васёк Трубачёв 9 июля 2015 10:50
        Причина криминала в бездуховности, а не социальном неравенстве. Между Каином и Авелем, не было никакого социального неравенства, оба были единственными сыновьями Адама. Но из-за зависти к брату Каин убил Авеля.
        У человека есть Шесть внутренних врагов: вожделение, гнев, зависть, жадность, страх и иллюзия. Веды утверждают, что эти шесть путей ведут человека в ад.
    3. Benzin 9 июля 2015 10:40
      славяне не воры не пъяницы не гпники не американцы не евреи не арабы.
      славяне это славяне и жить нужно по обычаям предков, а не в капитализме социализме или еще другой какой херне
      1. Цитата: Benzin
        и жить нужно по обычаям предков

        живопсино развешивать татей на дубах?
        я ЗА!!
    4. knn54 9 июля 2015 12:25
      « Преступный мир таков, каким государство позволяет ему быть. »
      Даниил Корецкий.
      1. Комментарий был удален.
      2. APES 9 июля 2015 13:38
        Цитата: knn54
        Преступный мир таков, каким государство позволяет ему быть


        полностью согласен!!!
        дали бы команду - в 24 часа был бы вопрос решен. все и вся известно (адреса, явки, пароли)
        в 90-х годах разгул бандитизма был устроен сознательно - дабы народ забить "негосударственными" методами по "норам", чтоб боялся и не рыпался мешать "пилить" - приватизировать. когда необходимость в этом отпала - закрутили гайки - до нужного предела.

        а так организованный преступный мир - это один из элементов управления,
        "забавно" - посмотрите имена из списка 300-х воров в законе РФ - кто эти люди и что они делают на русской земле и кто им это позволил???!!!
        1. Цитата: APES
          дали бы команду - в 24 часа был бы вопрос решен.

          глупость, можно уменьшить и контролировать а вот победить...
    5. Комментарий был удален.
    6. APES 9 июля 2015 13:48
      Цитата: Russian063
      криминал вечен, пока есть


      как вы думаете, если закоренелому и не очень преступнику дать все что он хочет - он тут же станет законопослушным, а самое главное хорошим и добрым???

      Мое мнение - основная почва этого явления в РФ - это неблагополучные семьи - ибо все начинается с родителей, а дети в большинстве случаев платят за грехи родителей.

      В СССР это нивелировалось за счет школы, а сейчас во многие школы самому страшно заходить!!!
    7. Штык 9 июля 2015 17:41
      Цитата: Russian063
      криминал вечен, пока есть социальное неравенство

      А какое может быть равенство, если один работает, а другой просто не хочет, но запросы ого–го? Зачем пахать, если можно украсть, отнять.... Думаю многие таких знают или сталкивались.
  2. Комментарий был удален.
  3. yurta2015 9 июля 2015 06:52
    Статья хорошая. Не согласен с автором только в одном, что криминальная антикультура начала широко распространяться в нашем обществе только с конца 80-х годов. Думаю, это началось более чем на 30 лет раньше, после того, как раскрылись ворота сталинских лагерей и миллионы искалеченных лагерной системой людей стали возвращаться в обычную жизнь. Именно они передали основы криминальной культуры широкому кругу контактирующей сними молодёжи (и не только молодёжи). Именно тогда, во второй половине 50-х, начале 60-х годов впервые получили значительную популярность песенки на уголовную тему. Не избежал этого увлечения в то время даже В.Высоцкий. Отсюда же "выросли ноги" и у дедовщины, появившейся впервые в нашей армии и флоте как раз с 60-х годов. Так что преступность 90-х появилась не на пустом месте. Она выросла на уже хорошо удобренной почве после того, как ослабла державшая её в узде карательная рука государства.
    1. Своевольник 9 июля 2015 08:09
      Цитата: yurta2015
      Именно тогда, во второй половине 50-х, начале 60-х годов впервые получили значительную популярность песенки на уголовную тему

      Ну мне кажется раньше, после революции был разгул бандитизма, беспризорники. И если судить по песням то "Мурка", "С одесского кичмана" и пр - это песни 20-х годов.
      1. yurta2015 9 июля 2015 10:40
        Разгул бандитизма был очень жёстко прекращён советскими органами безопасности до середины 20-х годов. А после отмены НЭПа и коллективизации в значительной степени была сокращена почва для уголовной преступности (в основном ликвидирована частная собственность и разными путями изъяты на индустриализацию накопления у населения). Кроме того, сильной стороной сталинской системы была высокая эффективность борьбы с преступностью. В результате, к концу 30-х годов подавляющее большинство профессиональных уголовников находилось в местах заключения, а уровень преступности был довольно низок.
        Что касается "мурки", то это уголовный фольклор одесских евреев. Именно евреи были организующим костяком одесского уголовного мира с момента образования этого города и, пожалуй, до наших дней.
        1. Своевольник 9 июля 2015 11:37
          Это верно, но культурные явления невозможно ликвидировать сразу директивным способом, последствия могут тянуться на долгие годы. Взять ту же "Мурку", я не помню что бы её пели, но народ её знал. Или вот, допустим, Никулин - знаменитый артист, директор цирка, вспоминал на одной из телепередач (если я не ошибаюсь это "В нашу гавань заходили корабли."). На фронте, разведка приходит с задания - Никулин спой нам любимую. И он пел, песня которую по радио не исполнишь, слова - "Ты ходишь пьяная, полураздетая, по тёмным улицам совсем одна..." Песня не совсем блатная, но очень рядом, к тому же с таким явным эротическим смыслом, что вполне понятно - война, тоска по женщинам.
          И песни остаются популярными, вот в чём дело. У Розенбаума, я неоднократный свидетель, зал воодушевлённо массово поёт "Гоп стоп, мы подошли из за угла..." А публика то в основном интеллигентная. А почему? на мой взгляд потому что эти песни "Мурка", "Гоп стоп" они перекликаются с некоторыми русскими народными. Вот у моего деда одной из любимых песен была "Хаз Булат удалой..." А сюжетная линия там один в один, антураж только другой. Или вот знаменитая любимая народом про Стенька Разина где он её - " и за борт её бросает в набежавшую волну". Это песня про мужское братство, но они же разбойники, криминал.
          Так что глубоко у нас это всё сидит.
          1. yurta2015 9 июля 2015 17:18
            Я не жил в сталинские времена и не знаю, была ли популярна тогда в народе "мурка". На мой взгляд, вряд ли её вообще знал простой руский народ. Что же касается интеллигенции, то популярность этой песни в её среде объяснима. Ведь русской интеллигенцию того времени можно считать лишь условно. Революция и гражданская война фактически лишили страну большей её части (погибли или уехали в эмиграцию). Убыль была восполнена наиболее образованной частью лояльного советской власти населения, то есть в основном евреями. Они и привили этому слою страсть к еврейскому уголовному фольклору. Кстати, Розенбаум, насколько я знаю, тоже еврей.
            1. Своевольник 9 июля 2015 23:51
              Цитата: yurta2015
              Я не жил в сталинские времена и не знаю, была ли популярна тогда в народе "мурка". На мой взгляд, вряд ли её вообще знал простой руский народ.

              Ну я тоже не жил в те времена, но сдаётся мне что песня была достаточно популярной. Просто есть некие подтверждения этому. Ну во-первых, есть воспоминания что Утёсов, конечно не на официальных концертах, исполнял подобные песни, причём делал это по просьбе публики. Во-вторых, до наших дней дошло много вариантов и это несмотря на то что песня в сборниках, естественно, не издавалась. А из звуконосителей была только грампластинка и на ней её тоже быть никак не могло. Оставался только два носителя - либо по памяти, либо рукописный. Этим наверное и объясняется большое количество вариантов, причём география действий вплоть до Сибири. Я почему так утверждаю, просто увлекаюсь песенным фольклором, у меня большая коллекция разных песен - это и блатные, и студенческие, дворовые, армейские и эти песни они не новые, а именно Советских времён.
              Ну и в-третьих, чем можно объяснить популярность. Сам сюжет он по сути классический, достаточно вспомнить "Маскарад" Лермонтова или мировую классику "Отелло" Шекспира. Всё укладывается в одну линию: любимая женщина - ревность - трагедия.
    2. O_s_c_a_R 9 июля 2015 08:09
      Да , Вы правы.
      Война "выкосила" целое поколение советского общества, воспитанных в лучших традициях социалистической идеологии. Лиц ,имеющих криминальное прошлое , в армию не брали. Это уже потом, стали набираться уголовники из зон, для "искупления кровью своего прошлого". К превеликому сожалению, большинство таких и пришло с войны победителями, увешанных орденами и медалями, к которым прислушивались, подражали им.

      P.S. Внимание!!! Моё мнение - это не попытка оскорбить или унизить Наших Ветеранов. Статья про истоки криминализации общества.
    3. Кэптен45 9 июля 2015 10:50
      Цитата: yurta2015
      Думаю, это началось более чем на 30 лет раньше, после того, как раскрылись ворота сталинских лагерей и миллионы искалеченных лагерной системой людей стали возвращаться в обычную жизнь. Именно они передали основы криминальной культуры широкому кругу контактирующей сними молодёжи (и не только молодёжи).

      Судя по высказываниям млечиных-пивоваровых-мироненко в "сталинских лагерях" примерно 80% сидели за "политику",а 20% "блатари,уркаганы" и все "политищеские" были исключительно интеллигентными,высокодуховными,образованными людьми,многие убеждёнными ленинцами,стойкими марксистами.Так как же так получилось,что 20% удалось привить остальным 80% свои "воровские взгляды и понятия",что по возвращении этих 80% на "волю" им удалось передать основы этой "воровской культуры"подрастающему поколению?Как мне кажется,об этом хорошо сказал в своей книге "Чёрная свеча"В.С.Высоцкий от имени вора Дьяка:"Однако в каждом звере есть немного волка,а уж в каждом человеке...он рождается,а ём вот такусенький..-Дьяк показал самый кончик мизинца,-прямо крохотный воришка схоронился.И ждёт.Должность получил,опартиелся.С уторка шепчет своим внутренним голосом или голоском жены:"Глянь,Захар,у Степана Степаныча хоромы какие?!А у Еврея Израйлича-брульянты!"Вот тут-то и началось.Хапнул Захар раз-раззадорила удача.Хапнул три-осмелел.Власть получил в райкоме или горкоме....Двумя жизнями жить начал:фраерской для виду, а по нутру... Су.ч.ь.ей жизнью он по нутру живёт."(с)Так что,если человек не может сам перебороть себя и готов принять предлагаемые ему условия и следовать,то никакие социальные условия не удержат его от криминала.т.е. с моей точки зрения,если человек готов и хочет окунуться в криминал,то он это сделает,если у человека есть моральный стержень или дух,если он осознаёт,что нельзя преступать закон,то он останется человеком.Извечная борьба добра со злом в душе.
  4. moskowit 9 июля 2015 06:53
    Всё правильно. Процесс этот начался с конца 80-х и движется вперёд очень активно. Причин этому очень много. Упадок культуры, насаждение "ценностей западного мира" и тому подобное...
    1. Сальери 9 июля 2015 14:56
      Именно так. Одной из фундаментальных причин криминализации общества является разница между традиционными нормами поведения и законом. Если закон противоречит традиции, то общество в большинстве своем живет согласно традиции, а не закона, что автоматически это самое общество "криминализирует". Во времена Петра I был такой казус: Петя, будучи не иначе как с похмелья, написал указ, запрещающий ношение и использование ножей. Это при том, что нож в крестьянском хозяйстве первейший инструмент - и скотинку зарезать и хлеба нашинковать. Не сложно догадаться, что преступниками стало 99,9% населения России. Так и в конце 80-х, начале 90-х: прежние законы и нормы были ликвидированы, а на смену им пришли чужеродные западные, рожденные в совершенно иных условиях и ментальной среде. Соответственно, как защитная реакция, население стало жить "по понятиям", а не по законам, так как "понятия" были духовно ближе новых законов.
      1. Цитата: Сальери
        Соответственно, как защитная реакция, население стало жить "по понятиям", а не по законам, так как "понятия" были духовно ближе новых законов.

        какая-то каша, разрешили воровать и убивать?!
  5. Moskit 9 июля 2015 07:25
    Товарищи а Вы почитайте Владимира Гиляровского "Москва и москвичи", то что сейчас творится в России не поддается никаким коментариями.
  6. parusnik 9 июля 2015 07:27
    Криминализация России....Даже целый криминальный канал есть НТВ..
  7. ученый 9 июля 2015 07:48
    Автор все смешал в кучу. Так называемая "криминальная контркультура" советская и западная разные абсолютно. Советская зарождалась в условиях массовых сталинских репрессий, когда основная масса заключенных были образованные и интелегентные люди. Именно тогда зародились воровские неписанные понятия, которые в своей основе являются основными принципами выживания человека в экстремальных условиях. Главным из них является: Накорми голодного, обогрей холодного.
    Для интереса можно посмотреть фильм "Софья золотая ручка", но лучше всего почитать книгу Виктора Николаева, «Из рода в род» - Документальная повесть о людях, оказавшихся в тюрьме. О бывших военных, хлебнувших несправедливостей и горя, о самых разных, обычных и добрых людях. В современных тюрьмах таких большинство. Причина в том, что в 90-х беспредельщики, не имеющие ни каких понятий, сколотили огромные капиталы и поставили у власти своих людей. Это только в фильмах показывают, какая у нас честная и не подкупная полиция. На самом деле в большинстве случаев полиция занимается тем, что прикрывает коррумпированных чиновников и фабрикует уголовные дела при рейдерских захватах. Настоящих уголовников сейчас, как и во времена сталинских репрессий в местах заключения меньшинство.
    1. Комментарий был удален.
    2. THE_SEAL 9 июля 2015 08:18
      Наше общество сильно пропитано уголовной культурой. Певцы шансона также способствуют. Для обывателя - это героическая романтика. Я думаю основной расцвет уголовной романтики пришёлся на 80-90-е годы. В Советское время идеалы были другие.
      1. ученый 9 июля 2015 10:43
        Цитата: THE_SEAL
        уголовной романтики

        Не представляю как можно в шансоне увидеть уголовную романтику. Это не романтика, а элементарный способ выживания тех, кого общество пытается не замечать. Прежде всего бездомных, нищих, больных, обездоленных людей. Или вы думаете они живут в приютах и санаториях? И сейчас с ростом безработицы этот "невидимый", точнее обездоленный слой общества увеличивается с каждым годом. Какая уж тут романтика. Это трагедия.
      2. Цитата: THE_SEAL
        Певцы шансона

        давайте не путать шансон с блатными песнями
        1. 6 дюймов 10 июля 2015 07:53
          а это очень сложно..я правда все никак не пойму почему блатные песни исполняют в основном мальчики из хороших еврейских семей...
    3. Кэптен45 9 июля 2015 11:01
      Цитата: ученый
      Так называемая "криминальная контркультура" советская и западная разные абсолютно. Советская зарождалась в условиях массовых сталинских репрессий, когда основная масса заключенных были образованные и интелегентные люди. Именно тогда зародились воровские неписанные понятия, которые в своей основе являются основными принципами выживания человека в экстремальных условиях.

      Т.е. по Вашему именно образованные интеллигенты стояли у истоков воровской субкультуры? request Классный вывод! good См. мой коммент на эту тему выше.
      1. ученый 9 июля 2015 14:24
        Цитата: Кэптен45
        Классный вывод!

        Не стоит лицемерить. Не зря в народе говорят: "от сумы и от тюрьмы не зарекайся". Советую все таки прочесть книгу Виктора Николаева, «Из рода в род». Есть аналогичные книги написанные священниками которых массово сажали а тюрьмы. Как выдумаете почему священники пользуются большим уважением у заключенных. Все достаточно просто, воровские понятия на 90% совпадают с заповедями Бога. По человек живущий по воровским понятиям становится похожим на Робин Гуда из Шервуда. Конечно не все воры являются Робингудами, как и не все христиане являются святыми. Но это не значит что люди к этому не стремятся. Поэтому если не знаете, не спорьте с людьми, которым пришлось пройти через все как документальной повести В.Николаева.
        Цитата: datura23
        недоученый

        "Ученый" не потому что умный, а потому что жизнь научила видеть вещи такими какие они есть, а не как показывают в кино и рассказывают в новостях.
        1. Цитата: ученый
          воровские понятия на 90% совпадают с заповедями Бога

          вот такие как вы и пропагандируют эту псевдо культуру, бей слабого пресмыкайся перед сильным
          1. ученый 9 июля 2015 15:07
            Цитата: Василенко Владимир
            бей слабого пресмыкайся перед сильным

            Не смешите мои тапочки! Где это такие понятия вы видели или слышали? Это называется простое милосердие к людям попавшим в беду и не важно как он попал, важно то, что как ты хочешь что бы относились к тебе так нужно относится к другим. Это выражение тоже есть в "понятиях". Ни чего не напоминает? За то я лично видел как менты от нечего делать избивали бомжей, обыскивают подростков, скучно им в патруле, те на глаза не попадались. А один даже хвастался как он неожиданно врезал. У моего сына прямо напротив РОВД телефон украли. Подошла толпа, окружили 2-х пацанов и ни один мент не вмешался. Те сами потом бегали искали. Слава Богу не нашли, а о бы еще и по башке получили.
            Поймите не может быть за решеткой ни слабых ни сильных, ни богатых ни бедных. Есть только поступки справедливые или не справедливые, правильные или не правильные. Иначе не выжить. Какой бы сильный не был, а если не справедливо обидишь соседа, сильно рискуешь утром не проснуться.
            1. Цитата: ученый
              Не смешите мои тапочки!

              сиделец?
              1. ученый 9 июля 2015 16:00
                Незаконно репрессированный в Казахстане по подозрению в шпионаже в пользу России, подозрения конечно не подтвердились, но для галочки и что бы другим неповадно было закрыли, правда ненадолго. Это только Назарбаев говорит о сотрудничестве с РФ, всех остальных, кто пытается это сотрудничество перевести в практическую плоскость, очень жестко прессуют американские и израильские агенты влияния.
                1. бедненький, мне всплакнуть?
                2. ученый 26 октября 2015 09:18
                  К сожалению уровень доверия к казахстанскому правосудию очень низкий. Все кто когда либо сталкивался с полицией или судебной машиной понимают, что Законы у нас защищают только властьимущих. Достаточно вспомнить события после Арканкергена, а именно авиационную катастрофу с высокопоставленными пограничниками, назначение Джеломанова, которого после 30 лет безупречной службы в МО РК всего за год утопили в пограничном болоте. А дело в том, что ставки контрабанды через границу ТС стали на порядок выше, чем примитивные откаты на таможне Харгос.
        2. Кэптен45 9 июля 2015 19:01
          Товарищи учёные,доценты с кандидатами
          Замучились в с иксами,запутались в нулях
          Сидите,разлагаете молекулы на атомы,
          Забыв,что разлагается картофель на полях
          В.С.Высоцкий
          Мне,человеку,проработавшему 20 лет в уголовном розыске и имевшему дело со всеми категориями преступников от дворовой гопоты до "воров в законе" смешно читать Ваши учёные рассуждения о криминале основанные на книгах
          Цитата: ученый
          Советую все таки прочесть книгу Виктора Николаева, «Из рода в род»....Все достаточно просто, воровские понятия на 90% совпадают с заповедями Бога. По человек живущий по воровским понятиям становится похожим на Робин Гуда из Шервуда. Конечно не все воры являются Робингудами, как и не все христиане являются святыми. Но это не значит что люди к этому не стремятся. Поэтому если не знаете, не спорьте с людьми, которым пришлось пройти через все как документальной повести В.Николаева.

          ,а уж рассуждения о том,что воровские понятия совпадают с Божьими заповедями,так это не то,что в рамки,в ворота не лезет. fool
        3. Dart2027 9 июля 2015 21:55
          Цитата: ученый
          воровские понятия на 90% совпадают с заповедями Бога

          Можно уточнить с какими именно? Про воровство, прелюбодеяния и убийства?
          Цитата: ученый
          "Ученый" не потому что умный

          Самокритично, но верно.
          Цитата: ученый
          жизнь научила видеть вещи такими какие они есть

          А вот хвастовство это плохо.
          Цитата: ученый
          Настоящих уголовников сейчас, как и во времена сталинских репрессий в местах заключения меньшинство.

          Источник можно?
    4. datura23 9 июля 2015 13:14
      недоученый
    5. изучать тему по художественным произведениям это нечто
    6. Izotovp 9 июля 2015 19:54
      Эко вас,батенька клинит то !!! А про то как одного для побега откармливали чтобы в тайге съесть вам эти добрые люди рассказывали ? И что,Сталин сам,лично сажал народ ? Нет,доносики писали чтобы комнатку у соседа в коммуналке отобрать,подсидеть начальника,увести женщину. Боролись со страшным воровством,пьянством и разгильдяйством,в том числе и в армии. И основная масса это были обычные люди,совершившие преступления,а не безвинно пострадавшие философы и поэты!
  8. kagorta 9 июля 2015 08:23
    А меня интересует один вопрос. Почему рассыпалось МВД в конце развала СССР. Была куча народа, присяга и бюрократическая сила и честь мундира. Просто не нашёлся человек, или что.
  9. RiverVV 9 июля 2015 08:36
    Автор наивен. То, что есть сейчас, не идет ни в какое сравнение с 90-ми. В свою очередь 90-е годы - лишь бледная тень 50-х. "Место встречи изменить нельзя" смотрели хоть раз? Там все правда, никаких преувеличений. В театре рядом с вами интеллигентного вида человек с тросточкой мог оказаться вором в законе. Бандиты без тени сомнения убивали милиционеров. Малолетняя шпана на улицах. Да и сам Жеглов от бандита отличается только понятиями и удостоверением.

    А сейчас... Ну что он нам тут фотки негрофф выкладывает? Это же обезьяны. Наша гопота по сравнению с ними - титаны разума и отцы русской демократии.
    1. voyaka uh 9 июля 2015 08:52
      "В свою очередь 90-е годы - лишь бледная тень 50-х."////

      А 50-е - видимо, бледная тень 30-х. Когда я был маленький, мы с папой
      гуляли по Ленинграду. И он рассказывал про свое детство:
      "вот в этот парк никто не ходил - убьют точно, этот
      бульвар всегда обходили - разденут, здесь женщины никогда не ходили -
      - сделают нехорошее " ... и т.д.
      И это - про центр великого города.
      1. Маки Авелльевич 9 июля 2015 12:41
        Я родом из николаева.

        у нас и в конце 80х ночью никто нигде сильно не гулял.
        не самая боьльшя редкость была нападения и на милицию, бывали также убийства милиционеров.
        только подрастая я узнал что наш "дворовой" детский язык был ничто иное как 50% феня.

        что говорить о 50 ых 30 ых...
      2. cosmos111 9 июля 2015 13:53
        Цитата: voyaka uh
        А 50-е - видимо, бледная тень 30-х. Когда я был маленький, мы с папой

        Евреи и основали первые криминальные сообщества,как в Российской Империи/СССР,так и в США...
        На кого жалуетесь???
        Воровской жаргон" Феня" пришёл в русский язык из еврейского языка после того, как в местах компактного проживания евреев в Российской Империи сформировались этнические (в данном случае еврейские) организованные преступные группировки...
        Евреи говорили на иврите и идише, а полицейские их не понимали, евреев служить в полицию в царской России не брали,поэтому постепенно эти непонятные для полицейских термины превратились в устойчивый русский блатной жаргон...

        Еврейский жаргон, "Феня "
        Ботать — בטא (боте) выражаться. ביטוי (битуй) выражение.
        Феня — אופן (офен) способ. ביטאי באופן (Битуй беофен) — ботать по фене — выражаться особым способом, непонятным для окружающих.
        Фраер — Frej — свобода (идиш) Фраер — не сидевший в тюрьме, не имеющий тюремного опыта.
        Блатной. Die Blatte (идиш) — лист, бумажка, записочка. Тот, кто устраивался по блату, имеющий бумажку от нужного человека.
        В воровском жаргоне блатной — свой, принадлежащий к уголовному миру.
        Шахер–махер. סחר מחר иврит (сахер мехер). «Махер» — это значит продавать, а «шахер» — товар.
        Хевра — криминальная общность, банда. Иврит חברה (хевра) – компания
        Ксива — записка. Иврит כתיבה (ктива) — документ, нечто написанное (в ашкеназском произношении иврита (т)ת часто меняется на «с». К примеру «щабес» вместо «шабат»).
        Клифт — пиджак. Ивр. חליפה (халифа) — костюм.
        Малина (воровская) — квартира, помещение, где скрываются воры. От מלון (малон) — гостиница, приют, место ночлега.
        Хана – конец. חנה – ивр. хана – делать остановку в пути, привал. Это корень очень широко распространен в иврите (ханая, — автостоянка, ханут – склад, магазин).
        Отсюда же и слово «Таганка» произошедшее от слова תחנה (тахана) — станция, остановка, стоянка. Так сначала неофициально, а потом и официально называлась тюрьма, в которую привозили заключенных со всей страны (европейской части страны) перед отправкой в Сибирь.
        Марвихер — вор высокой квалификации. מרויחר марвихер (идиш) – зарабатывающий деньги от ивр. מרויח марвиах — зарабатывает.
        Хипеш — обыск.

        инфа с :http://www.liveinternet.ru/users/4087487/post312042913/
        1. cosmos111 9 июля 2015 14:03
          Продолжим
          Еврейский жаргон, "Феня
          Хипесница — воровка. Ивр. חיפוש (хипус) – поиск, обыск.
          Параша — слух. Ивритское слово פרשה (параша) означает комментарий (или дурнопахнущая история).
          Бан — вокзал. На идише слово «бан», имеет то же значение.
          Кейф — כיף ивр., араб. — кейф с тем же значением. (От этого же корня в арабском языке «кофе». Когда его пили — койфевали. Вообще, иврит и арабский, два семитских языка, имеющих очень много общих корней. Кто знает один, тому достаточно просто учить другой.).
          Халява — даром, бесплатно. Ивр. חלב халав (молоко). В 19 веке евреи России собирали для евреев Палестины так называемый דמי חלב «дмей халав» — «деньги на молоко».
          Шара, на шару — бесплатно. Ивр. ( שאר, שארים шеар, шеарим) — остатки.
          То, что остается у продавца, непригодное для продажи, и он оставляет это на прилавке для бедных. Согласно еврейской традиции на поле необходимо оставлять несжатую полоску שאר — шеар — остаток, чтобы бедные могли собирать колосья. Об этом евангельская притча, рассказывающая о том, что Иисус с ученикам собирали несжатые колосья в субботу, и это вызвало недовольство фарисеев.
          Шалава — потаскуха, проститутка. שילב, לשלב (шилев) сочетать (одновременно несколько мужчин).
          Мастырка — фальшивая рана, замастырить — спрятать. На иврите מסתיר (мастир) — прячу, скрываю.
          Отсюда же стырить — украсть. И סתירה — (сатира) сокрытие. Отсюда же и сатира (скрытая издевка). И мистерия. Древнегреческие сатиры тоже отсюда, а не наоборот.
          Шухер. Стоять на шухере. Это означает, что стоящий на шухере охраняет совершающих преступление (обычно кражу) и предупреждает о появлении работников правопорядка. Шухер происходит от ивритского слова шахор שחור, что означает «черный». Мундир полиции в царской России был черного цвета.
          Шмонать — обыскивать, искать. В тюрьмах Российской империи было принять делать обыски в камерах в 8 часов вечера. Восемь на иврите шмоне שמונה, отсюда «шмонать».

          инфа с :http://www.liveinternet.ru/users/4087487/post312042913/

          и фильм в ТЕМУ документальный lol
          1. cosmos111 9 июля 2015 14:35
            В США ,все "лавры"в создании ОРГ преступности достались итальянцам,а вернее сицилийцам,но это не совсем так.....

            Роберт Рокауэй "Еврейские гангстеры в Америке",в своей книге/исследовании пишет:
            Бенджамин Сигел — Багси, Артур Флегенгеймер — Голландец Шульц, Мейер Лански — Малыш, Макс Хофф — Бу-Бу, Эбнер Цвиллман — Лонги — все они были гангстеры и евреи. Расцвет их деятельности пришелся на время между двумя мировыми войнами, они вместе с итальянцами сделали американскую преступность организованной, огромной, мощной и смертоносной.
            “Мы больше, чем U.S. Steel”, — якобы говорил Мейер Лански, один из главных действующих лиц нашей истории и долгожитель. Возможно, он был прав.
            Арнольд Ротстейн родился в Нью-Йорке в 1882 году. Его отец, Авраам, богатый и уважаемый торговец одеждой, был одним из столпов ортодоксальной еврейской общины Верхнего Вест-Сайда...... он обратил свои таланты на контрабанду наркотиков, которая до того, как ею занялся Ротстейн, была совершенно не организована. Послав посредников через океан, в Европу и на Дальний Восток, и контролируя закупочные операции в Соединенных Штатах, Ротстейн превратил эту отрасль преступности в бизнес-машину. К 1926 году он был финансовым повелителем всего потока наркотиков, переправлявшихся в США.

            Начиная с Ротстейна, еврейские боссы преступного мира Америки открыто занимались контрабандой и оптовой торговлей опиумом и другими наркотиками на территории США.

            инфа/книга здесь:http://www.usinfo.ru/prestupnost.htm#Еврейские гангстеры в Америке

            И,очень интересный док фильм в тему...о организованной еврейской преступности в США:Дэвид Дюк "Земля обетованная для организованной преступности"
          2. Комбриг 9 июля 2015 20:32
            По моему, слово "мусор" происходит от аббревиатуры МУС (Московский уголовный сыск), отсюда же и прозвище "легавые" - сыщики скрытно носили значки изображавшие легавую в стойке...С уважением, одна из версий этимологии данных слов..
        2. Маки Авелльевич 9 июля 2015 14:34
          Евреи и основали первые криминальные сообщества,как в Российской Империи/СССР,так и в США...
          На кого жалуетесь???


          Ни накого не жалуемся.
          Кстати мой отец и дед и прадед есть и были людми работы а не организаторами обществ.

          К тому же "воры" не занимались мокротой, не по понятиам это было. так на кого жалуетесь вы?
        3. RiverVV 9 июля 2015 14:39
          Ты только при блатных не скажи: "с бумажечкой". А то как бы на идиш кукарекать не начал...
  10. Zomanus 9 июля 2015 08:41
    Про расслоение общества-бред, по моему. В смысле расслоение как причина возникновения контркультуры. Если молодежью не занимается государство/родители, то заниматься улица/подвал. Есть правила-заположняки. Эти правила понятны, если ты их придерживаешься, то и с тобой будет все нормально. Ну это если без фанатизма, когда идешь на откровенные преступления ради завоевания авторитета. Был "кодекс поведения комсомольца", заменился "кодексом поведения чоткого пацанчика". И этот кодекс поведения романтизируется что в элите, что в низах. Где-то это шансон-блатняк, где-то это рэпчик. У кого на что денег хватает. Просто со временем молодежь растет и начинает выправляться под общую систему. Кто не начинает, тому путь в тюрягу или на кладбище. Вот собственно и весь расклад. Не хочет государство устанавливать свои правила, за него эти правила будут устанавливать другие.
  11. Petrik66 9 июля 2015 08:53
    Вот и решение проблемы - Запретить Радио Шансон и основных певцов - отправить на пару лет в творческую командировку на зону, так сказать - за вдохновением. У Пушкина была - болдинскся осень, а у них - мордовская зима. А в конце 80х и начале 90х - молодежь, которая шла раньше в армию или в милицию за пропиской и зарплатой, а также положением в обществе которое давал мундир, пошли в бандиты. Каждый из них четко знал и понимал зачем он туда пошел и что он должен делать. Но валить на среду - как то очень упрощенно. Это уже проходили в 1917 году. Дело в самом человеке. Я не уверен, что Ганди пошел бы с голоду тырить мелоч по карманам, а Лев Толстой отжимать у лохов мобилы.
    1. тарам тарамыч 9 июля 2015 09:17
      Отличное решение - увеличить поголовье "зека". Возьмите любую семью, не во втором, так в третьем колене, найдётся сиделец, а то и два. "От сумы да от тюрьмы, не зарекайся". Народная мудрость не сегодня родилась.
  12. Krona 9 июля 2015 09:14
    А сейчас Шансон поют в Кремлевском зале)))).
  13. AUL 9 июля 2015 09:23
    Если власть - что в советские времена, что сейчас - живет и действует "по понятиям", то и люди вынуждены выживать по тем же понятиям. Особенно сейчас, когда и законы принимаются откровенно бандитские!
    Не оправдываю, упаси Боже, эту ситуацию! Но, когда страной правят "олигархи в законе", как выживать "мужикам"?
    AUL
  14. Владимир1960 9 июля 2015 10:22
    Нижний слой нашего криминала берет пример с верхнего или наоборот?. Белый криминал это взяточники, проворовавшиеся чиновники, бессовестные "бизнесмены". И у белого и у черного общие черты: презрение к труду, желание халявы, жизнь без обязательств, праздный образ жизни. Это одна из колонн, для удара нам в спину, патриотами они не будут никогда. Исключения не в счет.
  15. Облитератор 9 июля 2015 11:30
    Цитата: ученый
    Главным из них является: Накорми голодного, обогрей холодного.

    Скорее так: "Умри ты сегодня, а я завтра". Нет и не было там никакого благородства.
  16. atos_kin 9 июля 2015 11:38
    Только школьный Учитель может стать "вакциной" от многих "болезней" общества.
  17. akudr48 9 июля 2015 13:13
    Криминалитет по своим целям и роли в поддержании сегодняшнего порядка в России играет важнейшую функцию прямого пособника власть предержащих.

    Власть, олигархия воспроизводят криминал в тех объемах и направлениях, где открывается угроза сохранению их власти и доходов. И криминал обычно не подводит, включает свои методы, не забывая и себя...

    Где кончается власть и начинается криминал, не разберешь - грань тонка...

    В таком вот симбиозе и существует власть с криминалом, паразитируя на народном организме, ослабляя его до невозможности.

    Разорвать эту связь можно, только начинать надо с власти и олигархии.
  18. Андрей ВОВ 9 июля 2015 13:15
    Я конечно извиняюсь,может не в теме..но я из Московской области,русский,сейчас нахожусь в крыму,который российский,а почему рядом со мной флажок украины??
  19. SlavaP 9 июля 2015 13:49
    Согласен , что проблема более сложная , чем уважаемый автор описал. Я много лет живу на Западе и интересовался этой проблемой. Так вот - в Америке с ее сильным социальным расслоением и привычкой "сажать" всех и за все , действительно сильна криминализация населения, особенно городской молодежи. Однако здесь в Британии, тоже существуют сотни , может и тысячи молодежных банд , что ясно показали события в Лондоне и Бирмингеме несколько лет назад. Но- простите - где в Британии социальное неравенство? Здесь КАЖДАЯ семья получает не менее £26,000 в год ( социальные пособия) + во многих случаях , социальное жилье. И тюрем в Британии можно посчитать по пальцам и условия там - санаторий. Так откуда взяться нолодежным бандам? У меня есть впечатление, что ои сознательно культивируются и поддерживаются властями , чтобы потом их можно было использовать для погромов и провокаций в случае угрозы народных выступлений.
    1. Маки Авелльевич 9 июля 2015 14:39
      У меня есть впечатление, что ои сознательно культивируются и поддерживаются властями , чтобы потом их можно было использовать для погромов и провокаций в случае угрозы народных выступлений.



      Тему интересную подняли. А обосновать?
      1. SlavaP 10 июля 2015 14:03
        Это только гипотеза. Однако много раз в местной прессе проскакивает инфа о каком нибудь преступнике и сказано , что он " известен полиции как член молодежной банды" ?
  20. erseer 9 июля 2015 15:08
    Цитата: Василенко Владимир
    Цитата: THE_SEAL
    Певцы шансона

    давайте не путать шансон с блатными песнями

    а не могли бы озвучить пару шансонье?
    1. и в чем подкол?


  21. erseer 9 июля 2015 16:29
    Цитата: Василенко Владимир
    и в чем подкол?

    с моей стороны никакого подкола.
    просто спросил указать мне на НАШИХ шансонье.
    из кучки тех, что на "Шансон TV" и на "Радио Шансон" крутят.
    а то кого не вижу всё на "Владимирский Централ" скатываются...
    Со своим к Вам уважением!
    1. Цитата: erseer
      из кучки тех, что на "Шансон TV" и на "Радио Шансон" крутят.

      ну так они к шансон то отношение не имеют
  22. made13 9 июля 2015 16:54
    Не верь, не бойся, не проси - сейчас все живут по этой формуле - политики, молодежь и книжные герои - вот и результат.
  23. Алекс Данилов 9 июля 2015 20:08
    Не знаю не знаю.Никогда братки и криминальные "авторитеты"тупые отмороженные для меня не были авторитетами.Они-самое дно в жизни.Даже уборщица и обычный работяга-намного их превосходит,потому что делает для страны-полезное и нужное дело.Они же- чм*шники,делают свою страну-слабее.
    По моему-это просто тупые люди.Ни на что не способные и не имеющие мозгов,кроме как убить и украсть-ни что и ни на что не годные.Ограниченные.
    Для меня элита,авторитеты-это силовики,полиция,военные,в общем-такие хорошие парни,давящие вот эту всю бесовскую нечисть,мешающую хорошо и спокойно жить и работать людям и процветать стране-государству.
    Смерть всем бандитам-отморозкам,уважение и почёт-элите,полиции,армии,мвд,фсб и всем тем-кто уничтожает всю эту мразь,убийц,отморозков,шайтанов,бесов.
    Да здравствуют-воины Бога! Наши защитники от этого мракобесия и сил зла. Хранит вас Бог.Во.
    1. Алекс Данилов 9 июля 2015 20:12
      Сам-очень очень и очень хотел стать спецназовцем,убивающим всех этих бесов и шайтанов и спасющим людей.
  24. Oprychnik 9 июля 2015 20:34
    Любопытно, кто-нибудь заметил, что многие из комментаторов используют в своей речи жаргон, назовём его просто "городским".))) Поразил комментатор под ником "учёный".)) Он рекомендует проходить "тюремные университеты" исключительно на основании книги "Виктора Николаева, «Из рода в род» - Документальная повесть о людях, оказавшихся в тюрьме. О бывших военных, хлебнувших несправедливостей и горя, о самых разных, обычных и добрых людях.".)))) А также киношедевра " Сонька Золотая Ручка.! Почему забыл про "Архипелаг" Солженицина???))) Более "весомый" источник...)))
    "Все достаточно просто, воровские понятия на 90% совпадают с заповедями Бога"

    ))) Не убий, не укради (!!!),возлюби ближнего своего, как себя самого и т.д.))) Я так понял, не ко всем людям вообще, а к своим подельникам?)))
    Кто-то ещё заикнулся, что 80% "сидельцев" были "товарищи учёные, доценты с кандидатами", и на зоне был очень высок уровень образования. Потому и "понятия" получились такими интеллигентными. Нормально. Вспоминаю:"Ты зашухерила всю нашу малину, и перо за это получай!" Интеллигентненько!)))
    В моей семье двое, прадед со стороны отца, и дед со стороны матери мотали срок при И.В. Никто из них университетов не кончал. Первого раскулачили в 31 за 8 лошадей и 16 коров, а также за батраков. Сослали из Сибири в Магадан, где он и сгинул. Остальную семью не тронули. Дедушка по матери был грамотный,
    аж 7 классов, а потому на зоне в Астрахани был поставлен счетоводом в рыболовецкой бригаде, куда бабушка и мать в в военные годы ездили его навещать, а он даже умудрялся снабжать, с "высоты своего положения"рыбой. (по рассказам матери; это насчёт отсутствия коррупции в сталинские времена).В 1944 году добровольно-принудительно был призван в штрафную роту и голову сложил командиром пулемётного расчёта в 1944 при форсировании Днепра.
    В самом деле, от сумы и от тюрьмы.... Выстрадано...
  25. феодор рашпиль 9 июля 2015 23:17
    Старики говорили:" Кто не рискует, тот не сидит в тюрьме!"
  26. synbobysa 9 июля 2015 23:25
    Хотел написать, но комментарии говорят, не о чем говорить.
    Статья ОЧЕНЬ хорошая, спасибо автору
    synbobysa
  27. Megatron 10 июля 2015 12:21
    Главный бандит у нас - это государство! И пока оно не перестанет обирать людей, то и люди не перестанут так злостно нарушать закон, какое может быть уважение к закону, если чинуши и власть предержащие постоянно на него плюют!
    1. Цитата: Megatron
      то и люди не перестанут так злостно нарушать закон

      еще раз такое преступление как изнасилование, грабеж, как соотносятся с вашим постулатом?
      1. Megatron 10 июля 2015 12:57
        А чем оно отличается от воровства и предательства государственных интересов?
        Вот, из свеженького:

        В Тюмени вчера, 9 июля, завершилось оглашение обвинительного приговора бывшему главе Тюменского района Андрею Линнику и его сообщникам: экс-советнику Наталье Печерских, экс-директору ООО «Запинвестэнергоком» Антону Ковалеву и экс-гендиректору ООО «Строительная компания «Форт» Алексею Долгову. Тюменский районный суд признал Линника виновным в совершении преступлений по статьям УК РФ: «Незаконное участие в предпринимательской деятельности», «Злоупотребление должностными полномочиями главой органа местного самоуправления», «Мошенничество, совершенное группой лиц по предварительному сговору, с использованием своего служебного положения, в особо крупном размере».
        Суд установил, что с 2006 по 2011 годы Линник незаконно участвовал в предпринимательской деятельности и через доверенных лиц руководил ООО «Запинвестэнергоком», помогал обществу заключать выгодные муниципальные контракты, предоставлял ему льготы и преимущества. Кроме того, он принудил ряд муниципальных предприятий заключить с «Запинвестэнергоком» ненужные им договоры на оказание консалтинговых услуг.
        В 2007–2008 годы Линник вместе с Печерских и Ковалевым похитил свыше 13 миллионов рублей бюджетных средств, выделенных на сферу ЖКХ. Сообщники завышали стоимость выполненных работ на реконструкцию канализационного коллектора в селе Червишево, капитальный ремонт 12 жилых домов в поселке Новотарманский. В 2008 году Ковалев при разработке проекта на строительство инженерных сетей к квартальным газовым котельным в поселке Боровский и селе Каскара похитил из бюджета 652 тысяч рублей.
        С 2009 по 2010 год при строительстве котельных в селах Созоново и Ембаево было установлено более дешевое оборудование, чем указанное в контрактах, а разница в 6,6 миллиона рублей похищена директором ООО «Строительная компания «Форт» Долговым.
        В 2011 году Линник снял с себя полномочия главы Тюменского района, а в мае того же года было ликвидировано ООО «Запинвестэнергоком».
        По совокупности преступлений Линнику назначено пять лет лишения свободы условно с испытательным сроком три года.


        Хотя простые люди повсеместно получают реальные срока "за мешок картошки".
  28. erseer 10 июля 2015 12:21
    Цитата: Dart2027
    А пусть это "классик" назовет страну, где этого не делают. Одно дело справедливая критика, другое такие перлы.
    говорят что эта фраза не имеет никакого отношения к этому человеку
    1. Dart2027 10 июля 2015 17:04
      Не знаю, но учитываю как зло он высмеивал историю своей страны очень похоже на правду.
  29. erseer 10 июля 2015 12:26
    Цитата: Василенко Владимир
    Цитата: erseer
    из кучки тех, что на "Шансон TV" и на "Радио Шансон" крутят.

    ну так они к шансон то отношение не имеют

    так дадите хоть одно имя?
    1. я даже видео дал
  30. Vasyav 10 июля 2015 14:46
    Как известно, значительная часть населения страны в настоящее время живет за чертой бедности


    Значительная часть ? менее 13% !
    Это конечно не мало, но не "значительная часть".

Информация

Посетители, находящиеся в группе Гости, не могут оставлять комментарии к данной публикации.
Картина дня