Будущее МиГ-29

Будущее МиГ-29



До 2020 года, как известно, планируется перевооружить наши вооруженные силы. Однако не полностью – до этого срока в войсках должно быть 60-70% новой техники. Сразу стоит оговориться: под старой в этом контексте нужно понимать любую технику, поступившую в части до 2011 года, т.е. до начала перевооружения. И этой «старой» техники, выходит, в 20-м году будет 30-40%.

Вполне логично прозвучит вопрос, какие самолеты войдут в эти тридцать-сорок процентов? В истребительной авиации это, однозначно, будут самолеты семейства Су-27. Во всяком случае, на данный момент в строевых частях их больше всего – около 250 штук и еще около сотни находятся на хранении. Другой массовый истребитель – МиГ-29 – эксплуатируется в немного меньшем количестве (приблизительно 200-220 штук), зато законсервированных Мигов больше – около трехсот.


Как известно, на базе Су-27 создано несколько новых типов машин, которые имеют все шансы пойти в войска. А вот у МиГ-29 перспективы похуже. Программа его модернизации под названием МиГ-29М закрыта, а новый проект МиГ-35, созданный на его основе, только проходит испытания. С другой стороны, 29-й любят за рубежом, и постоянно подписываются новые контракты на поставку различных версий самолета.

В отечественных же ВВС 29-е Миги присутствуют только в оригинальной, корабельной версии, а также в модификации МиГ-29СМТ. При этом, большая часть парка Мигов произведена в конце 80-х – начале 90-х, и ресурс их скоро подойдет к концу. Конечно, можно регулярно ремонтировать самолеты и продлевать ресурс. Можно даже переоборудовывать их до состояния более новых модификаций, но долго все это продолжаться не может. Поэтому в Минобороны решили, что МиГ-29 больше закупать не стоит, а пополнение парка целесообразно только самолетами МиГ-29СМТ. Последних пока насчитывается всего три десятка, но это только пока.

На днях в «Известиях» появилась информация, что Министерство посчитало, что переделка существующих Мигов нецелесообразна и существующие самолеты будут доживать свой век в оригинальной комплектации. Заменить физически и морально устаревшие машины планируется новым типом самолета. В перспективе им должен стать МиГ-35. Однако этот самолет, как уже говорилось, пока проходит испытания и пойдет в серию не раньше 2013-14 годов. До этого времени, говорит источник «Известий», возможна замена 29-х Мигов из первых серий на МиГ-29СМТ. Тем более, производство последнего уже освоено. Если заменять на СМТ не все, но хотя бы 150-160 МиГ-29 и растянуть эту замену на шесть-восемь лет, то годовые затраты по ней не превысят 25-30 миллиардов рублей. Такие суммы Минобороны вполне по силам, кроме того, они выглядят довольно реальными. Соответственно, когда МиГ-35 будет запущен в серийное производство, оставшиеся МиГ-29 заменят на него.

Вариант с заменой МиГ-29 на самолеты семейства Су-27, на Су-30 или что-то подобное даже не стоит рассматривать. Дело в том, что «Сушки» в отличие от МиГ-29 – тяжелые истребители, а современные отечественные взгляды на структуру ВВС подразумевают наличие и легких истребителей.
Еще один довод в пользу сохранения «потомков» МиГ-29 - ситуация на мировом рынке. МиГ-35, являясь истребителем поколения 4++, может удачно вписаться в рынок легких истребителей. Французский Mirage 2000 снят с производства, а американский F-16 давно не подвергался серьезной модернизации. Таким образом, в ближайшие годы в ценовом сегменте до 50 млн американских долларов будут доступны только российский МиГ-35 и китайский J-10. Само собой, у Мига будет больше шансов отхватить кусок рынка побольше по причине широкого распространения МиГ-29 – многие страны уже имеют опыт эксплуатации этого самолета.

Но есть и критические мнения по поводу замены МиГ-29. Если поставки МиГ-29СМТ уже были и возможны в перспективе, то МиГ-35 – только перспективная машина. К тому же среди военных экспертов гуляет мнение, что МиГ-29 как платформа уже устарел и все больше уступает платформе Су-27. С другой стороны, это разные классы истребителей, и сравнивать их не совсем корректно. А вот цена одного самолета МиГ-35, составляющая около 1,3 млрд рублей, действительно делает переход на них спорным шагом.

Первый полет многоцелевой истребитель МиГ-35 совершил в 1997 году. Существует проект учебно-боевого варианта самолета под названием МиГ-35Д.
Основные отличия 35-х от МиГ-29 состоят в следующем:
- РЛС «Жук-А» с активной фазированной решеткой. Позволяет одновременно работать в режимах «воздух-воздух» и «воздух-земля»;
- возможность поражения как воздушных, так и наземных целей;
- использование в БРЭО информационно-прицельных систем пятого поколения;
- совместимость бортового оборудования с высокоточным оружием отечественного и зарубежного производства;
- двигатели Р-33МК с форсажной тягой 9000 кгс.
Автор: Рябов Кирилл


Мнение редакции "Военного обозрения" может не совпадать с точкой зрения авторов публикаций

CtrlEnter
Если вы заметили ошибку в тексте, выделите текст с ошибкой и нажмите Ctrl+Enter
Читайте также
Загрузка...
Комментарии 30
  1. Banshee 22 октября 2011 11:50
    Здесь вот не стоит рубить с плеча, а думать, думать, считать и еще раз думать. Чтобы не вышло как обычно: все поломаем, а потом заново начнем создавать.
  2. zorg 22 октября 2011 11:55
    даже индия сказала что миг -35 полное деремо! а все по чему! нужно было после развала союза развивать свою военную технику! а воры в кремле жили военной базой еще советов! и вот прошло 20 лет и все разработки союза естественно устарели! а своих нет! торговать газом по всему миру и не иметь сильной и современной армии! а у америкосов уже стоит на вооружении f-22( раптор) и через год будет стоять f-35 а вот последнему равных в мире нет! не говоря за их беспилотники! помню была передача служу советскому союзу. так вот там всегда в начале показывали наши бмп так вот самое смешное что эти бмп до сих пор ездят и нового не чего нет!
    zorg
    1. Алексей Приказчиков 22 октября 2011 13:09
      Слышь умник а ты слышал про откаты и распилы ты че думаешь они только в РФ есть, там было просто самое простое лобирование и кто победит нормальным людям было понятно сразу,а 10 лет назад не кто не верил что РФ вобще жить будет. angry
      Алексей Приказчиков
    2. Lexx 22 октября 2011 14:07
      Конечно, равных F-22 и F-35 нету.... первому в стоимости, а второму в сроках разработки, что никак не сказывается на ихней хреновой боевой эффективности =)
      1. Алексей Приказчиков 22 октября 2011 14:09
        Наши самолеты по совокупности характеристик плюс цена качество лучшие.
        Алексей Приказчиков
      2. NickitaDembelnulsa 18 декабря 2011 10:25
        не согласен, F-22 и F-35, по многим характеристикам уступают даже Т-50, и того более Су-35, которые намного более многофункциональные и дешевые в производстве машины, но все-таки это на сегодняшний момент единственные истребители 5-го поколения стоящие на вооружении, о их эффективности говорить можно много и долго, американцы достигли в этом плане многого , и за это их нужно уважать.
        NickitaDembelnulsa
  3. Dimazick 22 октября 2011 12:33
    Индия не говорила что 35ый дерьмо...на смотровых испытаниях не было машины, вот от нее и отказались. Как можно сравнивать циферки с изделием в металле?
    Dimazick
  4. For-tess 22 октября 2011 13:42
    Согласен с Dimazick , zorg если бы ты получше изучил тот тендер, то узнал бы , что главное недовольство Индии было вызванно тем что образца Россия не представила , но не только , Миг-35 значительно уступал английскому Тайфуну превосходя его лишь в дальности действия, а также во многом уступал Францускому Миражу, но Американские F-16 и F18 , он огбгонял по всем показателям и намного .
    For-tess
    1. zorg 22 октября 2011 15:04
      индию в первую очередь не устроил примитивный радар и очень слабый двигатель! а перед этим индия сделала тендер на танки и не кто не помнит что они сказали т-90? лучше купить китайский чем этот трактор! и создали свой который очень напоминает абрамс.
      zorg
    2. jamert 22 октября 2011 17:09
      Ну вообще-то в индийском тендере от Франции участвовал не Мираж (уже не производится), а РАФАЛЬ. Это во-первых.
      А во-вторых такой самолет как МиГ-35 был бы очень интересен украинским ВВС как замена МиГ-29. и, думаю, что в нынешней ситуации можно было б договориться с КБ МиГ о лицензионном производстве.
      jamert
      1. cVM 23 октября 2011 14:55
        у украинцев нету денег на еду а ты хочешь чтоб они заказали миг-35
        cVM
    3. slan 22 октября 2011 21:22
      Цитата: For-tess
      главное недовольство Индии было вызванно тем что образца Россия не представила

      Разве это первично? Скорее все же РФ демонстративно устраивала демарши с авиасолонами, учениями и прочим по причине заранее известного решения индусов. А решение было принято, я так понимаю, задолго до рассмотрения реальных характеристик по простой причине необходимости диверсификации поставок вооружения.
      slan
  5. dred 22 октября 2011 18:58
    Сугубо мой мнение Миг-35,29 лутше.
    dred
  6. Татар 22 октября 2011 20:13
    Су-35 стоит примерно 1.2 млрд рублей. Лучше закупать тогда сушки
    Татар
    1. slan 22 октября 2011 21:17
      А сколько стоит МиГ-35 в этих же ценах?
      По идее, должно быть соотношение стремящееся к двум. Или новое БРЭО и другая электроника нивилирует эту разницу в цене планера?
      slan
      1. Татар 23 октября 2011 10:36
        1.3 млрд рублей как написано в статье. А может неточность просто. Не может тяжелый истребитель стоить дешевле среднего.
        Татар
        1. slan 23 октября 2011 12:00
          Вот и я про это. Наверное это не неточность, а просто в разных ценах. Одно дело себестоимость партии в 10 самолетов, другое- 200, по госзаказу одна цена, Малайзии- другая, Индусам- третья. Просто МиГ-29 относительно Су-27 изначально стоил почти в два раза дешевле для госбюджета СССР. Ну и может в самом деле сейчас на фоне стоимости электроники нет смысла экономить за счет веса машины? Любопытно.
          slan
  7. APASUS 22 октября 2011 21:00
    На данный момент у нас нет полноценной замены Миг-29 и рубить с горяча не стоит !
  8. nikolaich 22 октября 2011 23:19
    К СОЖАЛЕНИЮ НО БУДУЩЕГО У МИГ-29 ДЕЙСТВИТЕЛЬНО НЕТ((((((((( ПОКА МУСЬЁ погосян и ко РУЛЯТ НАШЕЙ АВИАЦИЕЙ БУДУЩЕГО ЛИШАТСЯ И МНОГИЕ ДРУГИЕ САМОЛЁТЫ, НУ КОНЕЧНО КРОМЕ Т-50 И супперпупперджетта((((( КАК ЭТО НЕ ПРИСКОРБНО, НО ЭТО ТАК(((((((((((((((
    nikolaich
  9. SVV 23 октября 2011 06:17
    Надо крепко подумать, прежде чем что-то сделать. Не стоит сбрасывать МИГ-29 со счетов, вполне современная машина.
    SVV
    1. Комсомолец 12 марта 2012 07:06
      SVV а ты знаешь сколько их на сегодня в состоянии в небо подняться? А из поднявшихся знаешь сколько в состоянии применять бортовое вооружение?
      Кирюша уже достал своими статейками. Нахватается инфы в сети, и выдает желаемое за действительное. 29-ый замечательный самолет, но никаких контрактов на его закупку нету (ни Миг-29СМТ, ни Миг-35), а те 3 десятка СМТшек что в Курске, нам достались только потому что от них Алжир отказался. У нас в Домне 52 борта стоит, все в Гугле пересчитать можно, с осени прошлого года ни один в небо не поднимается, все поломатые.
      Жаль что легкий истребитель загнули, все-таки Миг-35 многим фору даст, но в планах нашего МО этого самолета нету. Погосян рулит..........
  10. Денис 23 октября 2011 06:46
    МиГ-21 до сих пор модернезируют и списывать не торопятся
    или это от того,что выпущено их было намого больше?
  11. Татар 23 октября 2011 10:40
    Государаство все новые разработки дает окб сухого. Как например с ударным бпла, сначало дали разработку окб миг (БПЛА Скат) , а потом передали окб сухого. Тут без коррупции не обошлось.
    Татар
  12. serezhafedotow 23 октября 2011 19:48
    Цитата: zorg
    индию в первую очередь не устроил примитивный радар

    zorg у Тайфуна на момент испытаний в Индии РЛС с АФАР вообще была только в проекте. Что касается двигателей МиГ-35 то такие же двигатели на палубных самолетах МиГ-29КУБ индусов вполне устраивают, так что решение о не приобритении МиГ-35 сугубо политическое. Индусы не хотят ,,складывать все яйца в одну корзину,,
    ]
    serezhafedotow
  13. g.A.Mauzer 23 октября 2011 21:30
    Б-52 смотрит на Ф-22 с жалостью, и на Ф-35 - с недоумением.
    После чего идёт драть молодку-жену (школьную подругу внучки).

    Факт в том, что БАЗОВЫЕ машины, с момента развала СССР, не менялись не только у нас, но и у наших противников. "Игл", "Тайфун", "Челленджер", "Абрамс"... Всё это - не первой свежести. Далеко.

    Другое дело, что отношение к модернизации - разное.
    А модернизация - как таковая - не пустой звук. Как кто-то тут в соседней теме сказал, "можно и Т-34 до уровня Т-90 модернизировать". И это, в некоторм роде, правда.
    g.A.Mauzer
    1. slan 23 октября 2011 21:45
      Цитата: g.A.Mauzer
      "можно и Т-34 до уровня Т-90 модернизировать". И это, в некоторм роде, правда.

      В некотором роде, говорят, можно утюг в воздух поднять и "бочку" на нем сделать.
      Б-52 и Ф-22 совершенно для разных задач техника. Если задачи и технологии доставки груза за пол века практически не изменились, то и велосипед нет смысла изобретать заново. А вот "мустанги" как то никто не модернизирует. Почему?
      slan
  14. Татар 24 октября 2011 10:48
    Кстати кто знает как дела обстоит с ПАК-ФА Миг-ХХ? Он должен был стать заменой Миг-29.
    Татар
  15. avdkrd 29 октября 2011 17:37
    Наши самолеты по совокупности показателей действительно лучшие. Цена F-22 как у девяти СУ-35, а боевая эффективность сомнительна. Единственное неоспоримое преимущество поколения 5 - это крейсерская сверхзвуковая скорость но это вопрос двигателя ( насколько понимаю реализовано на миг 35). Все остальное - авионика, радиоэлектронное оборудование и т.д. спокойно ставится на 4+. Технология "стелс" не дает ожидаемого эффекта (признали даже пиндосы), ФАР сводят на нет затраты на "стелс" , те же СУ недосегаемы по летным качествам для любого западного истребителя, как собственно и МИГи.
    Главное не в этом. ВВС России практически не существуют. Остатки боевой авиации в СКВО (там летчики имеют хоть какойто налет и опыт), инфраструктура разрушена и продолжает разрушаться. Одни Потемкинские деревни. Стыдно сказать - войска отказываются принимать Ми-28 из за отсутствия оборудования и инфраструктуры аэродромов ( и это в мирное время).
    1. alex21411 15 февраля 2012 18:43
      Ой как не согласен с тобой по поводу, что ВВС России практически не существуют, и что остатки их только в СКВО, ой не согласен как...
      alex21411
    2. Комсомолец 12 марта 2012 07:18
      avdkrd,
      а что такое Су-35 и Миг-35? Это машины которые не приняты еще на вооружение. И сравнивать их просто не корректно. Даже Т-50 сравнивать на сегодня можно только с J-20 не более. Потому мне Рябовские статьи и не нравятся, ниочем они.
      А вот второй абзац это в точку авиации военной у нас действительно не осталось. Это я вижу на примере нашего Домнинского аэродрома........
  16. Torus 9 февраля 2012 21:04
    Странно, если МиГ-35 совершил первый полёт в 1997 г., то давно бы уже пора пустить его в серию....
    уж больше 14 лет прошло
  17. DEfindER 10 февраля 2012 14:43
    Такое чувство что наши руководители пытаются из всех авиационных КБ нашей страны оставить только Сухого, и даже нашу гражданскую авиацию уже убивают собирая эти суперджеты из западных комплектующих.. а прекрасные модели наших новых Тушек, Яков, Илов, в мусорку..
  18. Torus 10 февраля 2012 19:05
    Цитата: DEfindER
    а прекрасные модели наших новых Тушек, Яков, Илов, в мусорку..


    не у одного у вас такое впечатление :(

Информация

Посетители, находящиеся в группе Гости, не могут оставлять комментарии к данной публикации.
Картина дня