Крылатая артиллерия начала 20 века – орудия на железнодорожных платформах

Появление этого вида оружия в России носило немного хаотичный характер. В 1894 году появляются первые 152-мм гаубицы, завезенные из Франции, причем, что интересно, заказчик этих орудий не артиллерийские войска, а инженерные. После проведения первых учебных стрельб выяснилось, что французские гаубицы оказались посредственными, характеристики стрельбы неудовлетворительными. Для сравнения, отечественные артиллерийские орудия 152 мм вели огонь снарядами весом 41 килограмм на дальность 8.5 километров, французские гаубицы вели стрельбу снарядами весом 33 килограмма на расстояние 6.5 километров. Обслуживающий персонал 9 человек, переход в боевое положение 3 минуты, перевод орудия в походное положение 2 минуты.

Инженерное ведомство передает гаубицы в ведомство артиллерийское, которое не выражает особой радости от железнодорожных орудий. Орудия попадают в крепость Ковно, но в боевых действиях не участвуют, так как на момент начала Первой Мировой войны морально устарели.

Крылатая  артиллерия начала 20 века – орудия на железнодорожных платформах



Использование железнодорожных орудий в боевых действиях и крупные потери стационарных орудий крупного калибра делают вопрос использования артиллерийских орудий на железнодорожной установке актуальным. Российское ГАУ начинает процесс создания мобильного артиллерийского орудия, взяв за основу ж/д платформы для транспортирования морских орудий крупного калибра и артиллерийские орудия 254-мм калибра, выпущенные в 90-х годах для установки на броненосец «Ростислав».

В конце апреля 1917 года ГАУ подписывает контракт с Металлическим заводом Санкт-Петербурга на постройку двух артиллерийских железнодорожных систем.

14 июля 1917 года первая АУ на ж/д платформе встала на рельсы, вторая установка вышла 16 августа того же года. Испытания прошли успешно, и орудия встали в строй Российской Армии. Уже в Красной Армии артиллерийские орудия 254-мм были демонтированы, вместо них установлены 203/50-мм орудия системы М3. Из артиллерийских установок данного типа «ТМ-8» к началу Второй Мировой войны на вооружение осталось только 2 единицы.
В 1927 году на том же заводе, но уже в другом Государстве - СССР, инженер Дукельский предложил установку артиллерийских орудий калибра 356 мм на ж/д платформу. В 1931 году заказ на производство четырех ТМ-1-14 получил Николаевский завод №198, в течение 1932-1936 годов были получены заказы на производство ТМ-2-12, ТМ-3-12 с орудиями калибра 305 мм.

Изготовление данных установок практически одинаковое. Все орудия были взяты с броненосцев ВМФ или со складов, где они находились в запасе. Стволы орудий были скрепленные, обладая высокой дальностью стрельбы, имели малую живучесть. Так, ствол 305-мм орудия снимали и отправляли на завод после 300 выстрелов, а ствол 356-мм орудия снимали после 150 выстрелов. На заводе у орудия меняли внутреннюю трубу, производство данной операции длилась пару месяцев.

Крылатая  артиллерия начала 20 века – орудия на железнодорожных платформах


Самая серьезная проблема артиллерийских орудий на железнодорожных платформах - производство горизонтального прицеливания и наведения.
Для ТМ-8 проблема решалась довольно просто - вся система имела угол вращения 360 градусов на центральной оси, сама платформа крепилась на опорные ноги, выдвинутые и зафиксированные на грунте.

Крылатая  артиллерия начала 20 века – орудия на железнодорожных платформах


Для орудий ТМ-3-12, ТМ-2-12, ТМ-1-14 данная система крепления не подходила.

Для увеличения горизонтального угла наведения на первых порах строили закругленные полосы, похожие на усы, но данное решение не подходило для ведения прицельного огня по движущимся надводным кораблям противника. Было принято решение построить в стратегических районах Тихоокеанского и Балтийского побережья укрепленные железнодорожные комплексы с забетонированным основанием. Комплекс представлял собой расположенные треугольником бетонные площадки, расположенные на удалении друг от друга, железобетонную наблюдательную вышку высотой 30 метров. К комплексу вели две прямые железнодорожные ветки и две запасные ветки. При укреплении орудийной платформы в комплексе, она превращалась в стандартную береговую орудийную установку.

Крылатая  артиллерия начала 20 века – орудия на железнодорожных платформах


В неразвернутом положении платформы могли без особых проблем двигаться по железным дорогам Советского Союза, например, передвижение комплекса батарей на железнодорожных платформах из Николаевского завода на испытание в Ленинград и убытие на Дальний Восток для несения боевого дежурства было простым делом. Скорость движения на паровозной тяге 45 км/ч, но у платформ ТМ-3-12 и ТМ-2-12 имелись собственные двигатели, которые могли перемещать их со скоростью 22 км/ч.

На всех железнодорожных платформах проектов «ТМ-3-12», «ТМ-2-12», «ТМ-1-14» стояли 3-орудийные артиллерийские установки и составляли железнодорожные батареи. Состав батареи:
- 3 орудийные платформы;
- 3 вагона с артиллерийским боезапасом;
- 3 вагона двигательных электростанций;
- 1 вагон наблюдательного батарейного поста;
- один-два ведущих паровоза класса «Э».

В конце 40-х годов была предпринята попытка установить на платформы проекта ТМ-1-14 артиллерийские орудия калибра 368 мм, в связи с удачными испытаниями снарядов данного калибра. Так, подкалиберный снаряд калибра 368 мм весом 252 кг и активный боеприпас весом 120 кг при расчетной скорости 1400 м/с могли поразить бронированную цель противника на расстоянии до 120 километров. Но серийная замена 254-мм орудий на 368-мм орудия не состоялась в связи с постоянной загрузкой заводов, имеющих возможность произвести данную замену – завод «Баррикады» и завод «Большевик». Да и задач, для выполнения которых на момент производства не осталось - до 39 года стратегические цели находились в Прибалтике, а в 1939 году Прибалтика вошла в состав СССР.

Железнодорожная артиллерийская установка калибра 254 мм «ТМ-3-12» стоит на вечной стоянке около Краснофлотского форта в районе города Санкт-Петербург.
Автор: Джерелейко Роман


Мнение редакции "Военного обозрения" может не совпадать с точкой зрения авторов публикаций

CtrlEnter
Если вы заметили ошибку в тексте, выделите текст с ошибкой и нажмите Ctrl+Enter
Читайте также
Комментарии 2
  1. nnz226 24 октября 2011 15:58
    Странноватый калибр указан в предпоследнем абзаце: 368 мм, это откуда такой??? В орудиях таких больших калибров используется дюймовая система, так что калибр мог быть 356 мм, а о 368-мм орудиях вообще никогда не слышал (может 381-мм??)
    1. Kars 17 февраля 2012 23:10
      Цитата: nnz226
      368 мм, это откуда такой


      это расточенный ствол расстреляного 356/52 орудия под подкалиберный 220/368 мм снаряд---эксперементальная свердальнобойная система---добились дальности в 97 км
  2. dred 16 декабря 2011 13:13
    а как же карл густаф.
    dred

Информация

Посетители, находящиеся в группе Гости, не могут оставлять комментарии к данной публикации.
Картина дня