The winged artillery of the beginning of the 20 century - guns on railway platforms

Appearance of this kind weapons in Russia it was a bit chaotic. In 1894, the first 152-mm howitzers brought from France appear, and, interestingly, the customer of these guns is not artillery troops, but engineering. After the first shooting practice, it turned out that French howitzers turned out to be mediocre, the shooting characteristics were unsatisfactory. For comparison, domestic 152 mm artillery guns fired 41 kilograms at a distance of 8.5 kilometers, French howitzers fired 33 kilograms shells at a distance 6.5 kilometers. Maintenance personnel 9 people, the transition to the combat position 3 minutes, the transfer of weapons in the hiking position 2 minutes.

The engineering department transmits howitzers to the department artillery, which does not express much joy from the railway guns. The guns fall into the fortress of Kovno, but do not participate in the fighting, since at the time of the start of the First World War they were morally outdated.


The winged artillery of the beginning of the 20 century - guns on railway platforms


The use of railway guns in combat operations and the large losses of stationary large caliber guns make the use of artillery guns at a railway installation relevant. The Russian State Agrarian Administration begins the process of creating a mobile artillery gun, taking as a basis the railway platforms for transporting large-scale marine guns and 254-mm caliber artillery guns, launched in 90-s for installation on the Rostislav battleship.

At the end of April 1917, GAU signs a contract with the Metallurgical Plant of St. Petersburg for the construction of two artillery rail systems.

14 July 1917, the first AU on the railway platform stood on the rails, the second installation came out 16 August of the same year. The tests were successful, and the guns were put into operation by the Russian Army. Already in the Red Army, 254-mm artillery guns were dismantled, 203 / 50-mm M3 system guns were installed instead. From the artillery installations of this type "TM-8" to the beginning of the Second World War, only 2 units remained in service.
In 1927, at the same factory, but already in another State - USSR, engineer Dukelsky suggested installing artillery shells of caliber 356 mm on the railway platform. In 1931, the Nikolaev plant No. 1 received an order for the production of four TM-14-198, during 1932-1936, orders were received for the production of TM-2-12, TM-3-12 with tools of 305 caliber mm.

Production of these installations is almost the same. All guns were taken from the battleships of the Navy or from the warehouses where they were in stock. The gun barrels were held together, possessing a high firing range, and had little survivability. So, the 305-mm gun barrel was removed and sent to the factory after 300 shots, and the 356-mm gun barrel was removed after 150 shots. At the factory, at the gun, the inner tube was changed, the production of this operation lasted a couple of months.



The most serious problem of artillery guns on railway platforms - the production of horizontal aiming and guidance.
For TM-8, the problem was solved quite simply - the whole system had an angle of rotation of 360 degrees on the central axis, the platform itself was attached to the supporting legs, extended and fixed on the ground.



For TM-3-12, TM-2-12, TM-1-14 guns, this mounting system was not suitable.

To increase the horizontal targeting angle, at first, rounded strips, similar to a mustache, were built, but this solution was not suitable for aiming fire on enemy moving surface ships. It was decided to build fortified railroad complexes with a concrete foundation in strategic areas of the Pacific and Baltic coast. The complex consisted of a concrete platform located at a distance from each other, a reinforced concrete observation tower with a height of 30 meters. Two direct railway lines and two spare branches led to the complex. With the strengthening of the gun platform in the complex, it turned into a standard coastal gun installation.




In the undeployed position, the platforms could move without any problems along the railways of the Soviet Union, for example, moving the battery complex on the railway platforms from the Nikolayevsky plant to the test in Leningrad and leaving for the Far East for combat duty was a simple matter. The speed on the steam train 45 km / h, but the platforms TM-3-12 and TM-2-12 had their own engines that could move them at speeds of 22 km / h.

All railway platforms of the TM-3-12, TM-2-12, TM-1-14 projects were equipped with 3-gun artillery installations and were made up of railway batteries. Battery Composition:
- 3 gun platforms;
- 3 wagon with artillery ammunition;
- 3 car motor power stations;
- 1 wagon observant battery post;
- one or two leading locomotive class "E".

At the end of the 40-ies, an attempt was made to install artillery pieces of caliber 1 mm on the TM-14-368 project platforms, due to successful tests of projectiles of this caliber. Thus, a 368 mm caliber projectile weighing 252 kg and active ammunition 120 kg weighing at an estimated speed of 1400 m / s could hit an enemy's armored target at a distance of 120 kilometers. But the serial replacement of 254-mm guns on the 368-mm guns did not take place due to the constant loading of factories having the ability to make this replacement - the Barricades plant and the Bolshevik plant. And the tasks for which there was no production left at the time of production - until 39, the strategic goals were in the Baltic States, and in the 1939, the Baltic States became part of the USSR.

The 254 mm TM-3-12 rail artillery unit is stationed at the eternal parking lot near the Krasnoflotsky fort near the city of St. Petersburg.
Ctrl Enter

Noticed a mistake Highlight text and press. Ctrl + Enter

2 comments
Information
Dear reader, to leave comments on the publication, you must to register.

I have an account? Sign in

Крылатая артиллерия начала 20 века – орудия на железнодорожных платформах

Появление этого вида оружия в России носило немного хаотичный характер. В 1894 году появляются первые 152-мм гаубицы, завезенные из Франции, причем, что интересно, заказчик этих орудий не артиллерийские войска, а инженерные. После проведения первых учебных стрельб выяснилось, что французские гаубицы оказались посредственными, характеристики стрельбы неудовлетворительными. Для сравнения, отечественные артиллерийские орудия 152 мм вели огонь снарядами весом 41 килограмм на дальность 8.5 километров, французские гаубицы вели стрельбу снарядами весом 33 килограмма на расстояние 6.5 километров. Обслуживающий персонал 9 человек, переход в боевое положение 3 минуты, перевод орудия в походное положение 2 минуты.

Инженерное ведомство передает гаубицы в ведомство артиллерийское, которое не выражает особой радости от железнодорожных орудий. Орудия попадают в крепость Ковно, но в боевых действиях не участвуют, так как на момент начала Первой Мировой войны морально устарели.

Крылатая  артиллерия начала 20 века – орудия на железнодорожных платформах



Использование железнодорожных орудий в боевых действиях и крупные потери стационарных орудий крупного калибра делают вопрос использования артиллерийских орудий на железнодорожной установке актуальным. Российское ГАУ начинает процесс создания мобильного артиллерийского орудия, взяв за основу ж/д платформы для транспортирования морских орудий крупного калибра и артиллерийские орудия 254-мм калибра, выпущенные в 90-х годах для установки на броненосец «Ростислав».

В конце апреля 1917 года ГАУ подписывает контракт с Металлическим заводом Санкт-Петербурга на постройку двух артиллерийских железнодорожных систем.

14 июля 1917 года первая АУ на ж/д платформе встала на рельсы, вторая установка вышла 16 августа того же года. Испытания прошли успешно, и орудия встали в строй Российской Армии. Уже в Красной Армии артиллерийские орудия 254-мм были демонтированы, вместо них установлены 203/50-мм орудия системы М3. Из артиллерийских установок данного типа «ТМ-8» к началу Второй Мировой войны на вооружение осталось только 2 единицы.
В 1927 году на том же заводе, но уже в другом Государстве - СССР, инженер Дукельский предложил установку артиллерийских орудий калибра 356 мм на ж/д платформу. В 1931 году заказ на производство четырех ТМ-1-14 получил Николаевский завод №198, в течение 1932-1936 годов были получены заказы на производство ТМ-2-12, ТМ-3-12 с орудиями калибра 305 мм.

Изготовление данных установок практически одинаковое. Все орудия были взяты с броненосцев ВМФ или со складов, где они находились в запасе. Стволы орудий были скрепленные, обладая высокой дальностью стрельбы, имели малую живучесть. Так, ствол 305-мм орудия снимали и отправляли на завод после 300 выстрелов, а ствол 356-мм орудия снимали после 150 выстрелов. На заводе у орудия меняли внутреннюю трубу, производство данной операции длилась пару месяцев.

Крылатая  артиллерия начала 20 века – орудия на железнодорожных платформах


Самая серьезная проблема артиллерийских орудий на железнодорожных платформах - производство горизонтального прицеливания и наведения.
Для ТМ-8 проблема решалась довольно просто - вся система имела угол вращения 360 градусов на центральной оси, сама платформа крепилась на опорные ноги, выдвинутые и зафиксированные на грунте.

Крылатая  артиллерия начала 20 века – орудия на железнодорожных платформах


Для орудий ТМ-3-12, ТМ-2-12, ТМ-1-14 данная система крепления не подходила.

Для увеличения горизонтального угла наведения на первых порах строили закругленные полосы, похожие на усы, но данное решение не подходило для ведения прицельного огня по движущимся надводным кораблям противника. Было принято решение построить в стратегических районах Тихоокеанского и Балтийского побережья укрепленные железнодорожные комплексы с забетонированным основанием. Комплекс представлял собой расположенные треугольником бетонные площадки, расположенные на удалении друг от друга, железобетонную наблюдательную вышку высотой 30 метров. К комплексу вели две прямые железнодорожные ветки и две запасные ветки. При укреплении орудийной платформы в комплексе, она превращалась в стандартную береговую орудийную установку.

Крылатая  артиллерия начала 20 века – орудия на железнодорожных платформах


В неразвернутом положении платформы могли без особых проблем двигаться по железным дорогам Советского Союза, например, передвижение комплекса батарей на железнодорожных платформах из Николаевского завода на испытание в Ленинград и убытие на Дальний Восток для несения боевого дежурства было простым делом. Скорость движения на паровозной тяге 45 км/ч, но у платформ ТМ-3-12 и ТМ-2-12 имелись собственные двигатели, которые могли перемещать их со скоростью 22 км/ч.

На всех железнодорожных платформах проектов «ТМ-3-12», «ТМ-2-12», «ТМ-1-14» стояли 3-орудийные артиллерийские установки и составляли железнодорожные батареи. Состав батареи:
- 3 орудийные платформы;
- 3 вагона с артиллерийским боезапасом;
- 3 вагона двигательных электростанций;
- 1 вагон наблюдательного батарейного поста;
- один-два ведущих паровоза класса «Э».

В конце 40-х годов была предпринята попытка установить на платформы проекта ТМ-1-14 артиллерийские орудия калибра 368 мм, в связи с удачными испытаниями снарядов данного калибра. Так, подкалиберный снаряд калибра 368 мм весом 252 кг и активный боеприпас весом 120 кг при расчетной скорости 1400 м/с могли поразить бронированную цель противника на расстоянии до 120 километров. Но серийная замена 254-мм орудий на 368-мм орудия не состоялась в связи с постоянной загрузкой заводов, имеющих возможность произвести данную замену – завод «Баррикады» и завод «Большевик». Да и задач, для выполнения которых на момент производства не осталось - до 39 года стратегические цели находились в Прибалтике, а в 1939 году Прибалтика вошла в состав СССР.

Железнодорожная артиллерийская установка калибра 254 мм «ТМ-3-12» стоит на вечной стоянке около Краснофлотского форта в районе города Санкт-Петербург.
Автор: Джерелейко Роман


Мнение редакции "Военного обозрения" может не совпадать с точкой зрения авторов публикаций

CtrlEnter
Если вы заметили ошибку в тексте, выделите текст с ошибкой и нажмите Ctrl+Enter
Читайте также
Комментарии 2
  1. nnz226 24 октября 2011 15:58
    Странноватый калибр указан в предпоследнем абзаце: 368 мм, это откуда такой??? В орудиях таких больших калибров используется дюймовая система, так что калибр мог быть 356 мм, а о 368-мм орудиях вообще никогда не слышал (может 381-мм??)
    1. Kars 17 февраля 2012 23:10
      Цитата: nnz226
      368 мм, это откуда такой


      это расточенный ствол расстреляного 356/52 орудия под подкалиберный 220/368 мм снаряд---эксперементальная свердальнобойная система---добились дальности в 97 км
  2. dred 16 декабря 2011 13:13
    а как же карл густаф.
    dred

Информация

Посетители, находящиеся в группе Гости, не могут оставлять комментарии к данной публикации.
Картина дня