Сделаем сами

64


Наши судостроительные научные центры и КБ разработали проекты нового авианосца, эсминца и большого десантного корабля, а также целый спектр гражданской морской техники — от буровых судов до нефтегазовых платформ для работы на шельфе Арктики. Их запуск в производство позволит практически полностью отказаться от импортных аналогов

Три месяца назад в крупнейшей российской научно-исследовательской организации в области гражданского судостроения и военного кораблестроения — Крыловском государственном научном центре (КГНЦ) — сменился генеральный директор. Место ушедшего на пенсию Анатолия Алексашина занял Владимир Никитин, до последнего времени возглавлявший судоверфь «Звездочка» в Северодвинске, где создавался и ремонтировался практически весь подводный атомный флот нашей страны. Сейчас новому руководителю КГНЦ предстоит развивать имеющийся научно-технический задел и создать новый для реализации сразу двух госпрограмм — военной и гражданской, в том числе для освоения Арктической зоны России. А развивать есть что. Совсем недавно КГНЦ завершил проектирование мелкосидящего ледокола и защитил его технический проект. Буквально на днях центр получил паспорт экспортного облика еще на одну свою новую разработку — авианосец водоизмещением почти 100 тыс. тонн, которым уже вовсю интересуются Индия и Китай. О том, над какими проектами работает Крыловский центр и какие задачи стоят перед ним и перед нашей судостроительной промышленностью, Владимир Никитин рассказал в интервью «Эксперту».


Гендиректор КГНЦ Владимир Никитин считает главной проблемой нашей судостроительной отрасли отсутствие современных построечных мест для больших танкеров и газовозов


— Какие задачи перед вами ставят руководители отрасли?

— Главная задача — совершенствование и развитие научно-технического задела по всем важнейшим направлениям военного кораблестроения и судостроения. Это необходимо для того, чтобы обеспечить технический облик создаваемого в нашей стране военно-морского оружия и морской техники на самом высоком мировом уровне. При этом требуется также проводить тщательный и всенаправленный мониторинг научно-технических направлений, чтобы не упустить ничего значимого и ценного. Решение этих задач возможно путем правильного и оптимального взаимодействия научно-технического совета нашего центра с ведущими предприятиями отрасли.

— Как изменится стратегия развития КГНЦ?

— Принципиальных изменений стратегия не претерпит. Мы, как и прежде, будем фокусироваться на прогнозировании тенденций развития мирового военного кораблестроения и гражданского судостроения, создавать опережающий научно-технический задел. Тем не менее корректировки возможны и даже необходимы. Например, уже сейчас ясно, что гораздо большее внимание придется уделять таким проблемам, как полное электродвижение судов, математическое моделирование с применением суперкомпьютерных технологий, увеличение объема и количества направлений исследований новых композитных материалов, а также импортозамещение.

— Какие перспективные проекты в военном кораблестроении сейчас реализует КГНЦ?

— Безусловно, наиболее важные работы в этой области, выполненные нашим центром в содружестве с другими предприятиями отрасли, — это аванпроекты многофункциональных кораблей класса «авианосец» и «эскадренный миноносец». По основным характеристикам они не будут уступать лучшим зарубежным кораблям. Например, авианосец проекта 23000Э «Шторм» водоизмещением 95–100 тысяч тонн будет оснащен интегрированной системой боевого управления. Этот корабль в состоянии обеспечивать базирование многоцелевой авиагруппы, включающей в себя до 90 летательных аппаратов различного назначения, в том числе ударные истребители и вертолеты. Для их взлета предусматриваются сразу два трамплина и две электромагнитные катапульты, а для посадки — аэрофинишер. Этого удалось добиться в том числе благодаря особой форме корпуса корабля. Он спроектирован таким образом, чтобы снизить сопротивление воды почти на 20 процентов. При этом взлет самолетов и вертолетов на таком корабле будет возможен даже в шторм.

Что касается эсминца, то речь идет о проекте 23560Э «Шквал». Этот корабль водоизмещением 15–25 тысяч тонн будет способен решать широкий спектр боевых задач, включая стратегические. Для этого предусмотрены его оснащение мощным комплексом вооружения различного назначения и возможность базирования двух многоцелевых вертолетов.

— Когда можно ожидать появления этих кораблей в металле? И каков экспортный потенциал этих проектов?

— В случае принятия положительного решения о включении этих кораблей в кораблестроительную программу до 2050 года можно ожидать их постройки к 2025–2030 годам. От зарубежных аналогов они отличаются оптимальным обводом корпусов, который обеспечивает снижение гидродинамического сопротивления, наличием сбалансированного парка летательных аппаратов, оригинальной конструкцией энергетических установок и других систем. Новый авианосец от предыдущих отечественных авианосных кораблей отличается принципиально. По сути, это первый отечественный классический авианосец.

Технических препятствий для постройки этих кораблей нет. Отечественное судостроение практически готово для реализации этих проектов, проблем импортозависимости в них не существует. Их экспортный потенциал огромен. Можно говорить о наличии заинтересованности как минимум четырех стран.

— В нашем ВМФ нет не только полноценных авианосцев, но и больших авианесущих десантных кораблей (БДК) типа французских «Мистралей», которые нам никак не хочет поставить Франция. Можем ли мы создать их сами?

— Это мнение ошибочное. Отечественное военное кораблестроение, в частности Невское ПКБ, имеет опыт проектирования подобных кораблей. Таких проектов было разработано несколько. Поэтому сложностей в постройке подобных кораблей по отечественным проектам не существует. Вне всякого сомнения, наша судостроительная наука и промышленность в состоянии спроектировать и построить самые современные авианосцы, а также корабли типа «Мистралей». Более того, недавно на закладке БДК «Петр Моргунов» начальник управления кораблестроения ВМФ Владимир Тряпичников прямо сказал, что в ближайшие пять лет будет развернуто строительство больших десантных кораблей нового поколения, по водоизмещению и боевым возможностям в разы превосходящих уже существующие и ныне строящиеся. Их облик уже сформирован. Эти корабли будут способны нести на борту усиленный батальон морской пехоты и несколько вертолетов различного назначения. Так что новое поколение наших больших десантных кораблей совершенно точно превзойдет французские «Мистрали». Наш центр со своей стороны готов выполнить соответствующий объем научных и экспериментальных исследований.

— Каковы сейчас основные тенденции в мировом военном кораблестроении?

— Основные тенденции основаны на теории так называемых сетецентрических войн на море. Они общеизвестны и связаны с проектированием и постройкой многофункциональных, единых по замыслу боевых платформ: надводных и подводных. Еще одна тенденция — создание и принятие на вооружение множества необитаемых летательных аппаратов, необитаемых подводных и надводных аппаратов, которые могут выполнять не только разведывательные задачи, но и быть носителями различного оружия.

— Сейчас приоритетом развития страны стала Арктика. Это и транспортные коридоры вроде Севморпути, и добыча углеводородов на шельфе. Какие суда, платформы и тому подобную технику нам необходимо создать, чтобы эффективно осваивать Арктику?

— Создание соответствующей морской техники для Арктики — одно из основных направлений госпрограммы «Развитие судостроения и техники для освоения шельфовых месторождений на 2015–2030 годы». Этап морской геологоразведки в арктических морях требует создания геофизических судов и средств разведочного бурения, приспособленных к эксплуатации в период продленной навигации. Это очень важно, так как «ледовое окно» в Арктике на значительной части перспективных лицензионных участков составляет от двух до пяти месяцев. Применение традиционных сейсморазведочных судов, обеспечивающих 3D-разведку при использовании нескольких сейсмокос, в ледовых условиях в принципе невозможно. Поэтому здесь требуется разработка разведочной техники, эффективно работающей на базе альтернативных методов.

Что касается буровых судов и платформ, то необходимо обеспечить их эксплуатацию в период таяния льдов и начала ледостава, чтобы успеть в течение полевого сезона завершить бурение разведочных скважин до требуемых проектных отметок. Далее. По результатам геологоразведки нефтегазовые компании переходят к обустройству и практическому освоению арктических месторождений. Для этого потребуются уже эксплуатационные платформы и суда обеспечения, работающие круглогодично. С учетом существенных различий в условиях эксплуатации (глубина акватории, ледовые нагрузки) количество требуемых типоразмеров морских платформ и обслуживающих их судов уже на начальных этапах освоения исчисляется десятками.

В мире фактически отсутствуют разработки морской техники для работы в столь сложных условиях, что потребовало от нас решения практически с нуля сложных научно-технических задач. Мы разработали концептуальные проекты судов и другой морской техники для конкретных месторождений. Например, у нас есть проект нового бурового судна с различными типами энергетических установок для эксплуатации в Арктике в глубоководных акваториях континентального шельфа. Оно может работать в районах, отдаленных от баз снабжения. Есть разработки концептуального проекта самоподъемной плавучей буровой установки для бурения на мелководном шельфе, где глубина составляет от трех до 21 метра. Ее предполагается использовать в безледовый период в юго-восточной части Печорского моря, в Карском море у полуострова Ямал и в Обско-Тазовской губе. Есть у нас и проект буровой установки на воздушной подушке для бурения на глубине до 3,5 километра.

— То есть за бурение в Арктике можно не беспокоиться. А как быть с транспортировкой углеводородов?

— Решение транспортной задачи предусматривает создание морских транспортно-технологических систем вывоза продукции с морских и береговых арктических месторождений нефти и газа. Основой таких систем являются крупнотоннажные суда — танкеры и газовозы, а также арктические ледоколы, обеспечивающие бесперебойную круглогодичную проводку таких судов. У нас начаты первые этапы проектирования новых атомных ледоколов — офшорного, который обеспечивает эксплуатацию морских месторождений, расположенных в тяжелых ледовых условиях мелководья, и ледокола-лидера мощностью свыше 110 мегаватт, предназначенного для проводки судов при самой сложной ледовой обстановке в восточном секторе Арктики. Все это создает хорошие предпосылки и для реализации комплексного плана развития Севморпути.

Что же касается практического развития Арктической зоны нашей страны, в том числе транзита по Севморпути, то оно потребует создания разветвленной инфраструктуры, предусматривающей строительство сооружений для гидрометеорологического, навигационно-гидрографического, аварийно-спасательного и другого обеспечения. Мы сейчас вводим в эксплуатацию ландшафтную аэродинамическую трубу, которая позволит на качественно новом уровне решать задачи отработки архитектуры сложных морских сооружений, устанавливаемых на шельфе, оптимизации расположения причалов и других гидротехнических сооружений арктических портов и баз флота. Тем самым будут созданы все необходимые условия для эффективного использования уникальных логистических и транспортных преимуществ кратчайшего морского пути, соединяющего Европу и Азию.

— Какую морскую технику для Арктики мы можем разрабатывать и делать на мировом уровне? И где нам в первую очередь необходимо замещать импорт?

— Сложная морская техника арктического применения (ледоколы, научно-исследовательские суда ледового плавания, ледостойкие морские платформы различных типов) — приоритетное направление развития отечественного судостроения. И в этом сегменте мирового рынка Россия имеет все шансы занять лидирующие позиции. Во-первых, это отвечает первоочередным потребностям нашей страны. Во-вторых, именно здесь у нас создан опережающий научно-технический задел, разработан ряд «ледовых» технологий, не имеющих аналогов в мире. В-третьих, строительство сложных, высоконасыщенных оборудованием судов и объектов морской техники в наибольшей степени соответствует исторически сложившемуся укладу отечественных судостроительных заводов. Ни одна страна мира не имеет атомного гражданского флота. Нас жизнь еще почти шестьдесят лет назад заставила начать развитие атомного гражданского судостроения и судоходства. Весь цикл ядерной энергетики на борту российская промышленность делает полностью: реакторы, турбины, генераторы, маршевые моторы. И эта продукция вполне конкурентоспособна. Например, ЦНИИ СЭТ — филиал Крыловского научного центра — победил немецкий концерн Siemens в конкурсе на поставку системы электродвижения стоимостью более миллиарда рублей для нового атомного ледокола. Вместе с тем мы ощущаем недостаток компетенций в проектировании и строительстве морских технологических комплексов предварительной и глубокой переработки добытых ресурсов, в строительстве технологичных транспортных судов. Узким местом остается судовое машиностроение. Необходимо импортозамещение и в области судового оборудования, судовой энергетики, приборостроения гражданского назначения.

— Но главный барьер, мешающий нам создавать супертанкеры и газовозы, — отсутствие в России построечных мест. То есть больших верфей с сухим доком более 60 метров в ширину и более 300 метров в длину.

— Действительно, отсутствие современных построечных мест — это главная проблема отрасли. Но она решается. Мы надеемся на скорейшее завершение строительства новой судоверфи «Звезда» на Дальнем Востоке, где будут создаваться в том числе и крупные танкеры. Еще один важный момент — необходимость опережающего технологического перевооружения отрасли, в том числе судостроительных предприятий Санкт-Петербурга. Если будет проведена модернизация «Северной верфи» и построен большой сухой док, то возможности нашей судостроительной промышленности по созданию крупных морских объектов существенно возрастут.
64 комментария
Информация
Уважаемый читатель, чтобы оставлять комментарии к публикации, необходимо авторизоваться.
  1. +3
    11 июля 2015 04:56
    Всё это перспективно и прекрасно.Но за все годы Советской Власти наша кораблестроительная промышленность не выполнила до конца ни одной программы. Надеюсь, теперь "планов громадьё" и реальность будут лучше сочетаться.Очень надеюсь.
    1. +14
      11 июля 2015 10:26
      Сначала надо весь цикл производства восстановить, а потом строить. Гайки с иголками закупаем.
      1. +3
        11 июля 2015 11:27
        Но перед этим поднять экономику до такого уровня, чтобы выдержать такие экономические нагрузки, в такое непростое время.
        Да и вообще, если верить прогрессу, то в эпоху рельсотронов и лазеров - какова будет роль больших корабликов?
        1. +3
          11 июля 2015 13:24
          Цитата: RedDragoN
          Но перед этим поднять экономику до такого уровня, чтобы выдержать такие экономические нагрузки, в такое непростое время.
          Да и вообще, если верить прогрессу, то в эпоху рельсотронов и лазеров - какова будет роль больших корабликов?

          А как на малом корабле разместить энергопотребляющие устройства? Для энергоплтребляющего оружия нужны мощные, а значит большие, источники энергии
        2. +6
          11 июля 2015 23:43
          Цитата: RedDragoN
          в эпоху рельсотронов и лазеров - какова будет роль больших корабликов?

          Такая же как сегодня -- платформа для оружия. Даже в эпоху межгалактических полетов без платформы будет не обойтись.
    2. +1
      11 июля 2015 11:38
      Надеюсь слово то какое. Будет. Звёздочка идет по плану всё нормально проблемы решат.А после появиться возможность и за остальные верфи взяться всерьёз не распыляя и так скромные средства.Программу принятую во Владивостоке никто не отменял.Я верю Президенту он слов на ветер никогда не бросает. Сказал мы справимся значит справимся.
    3. +1
      11 июля 2015 13:21
      Цитата: 52гим
      Всё это перспективно и прекрасно.Но за все годы Советской Власти наша кораблестроительная промышленность не выполнила до конца ни одной программы. Надеюсь, теперь "планов громадьё" и реальность будут лучше сочетаться.Очень надеюсь.

      Одну программу угробила Война, другую Хрущев, следующую распад страны.
      Англосаксы не любят конкуренцию.
    4. Комментарий был удален.
    5. 0
      11 июля 2015 20:39
      А где построим двигатели?
      1. +2
        11 июля 2015 23:55
        Да вроде такая задача НПО "Сатурн" поставлена:
        Объединенная двигателестроительная корпорация (ОДК, входит в Госкорпорацию «Ростех») приняла участие в Международном военно-морском салоне, который состоялся в г. Санкт-Петербурге с 1 по 5 июля. В рамках экспозиции были продемонстрированы промышленные силовые установки морского исполнения и агрегаты, разработанные предприятиями холдинга.
        в настоящее время ОДК реализует программу импортозамещения в сфере морских газотурбинных двигателей. Она включает в себя три ключевых направления: проведение ряда опытно-конструкторских работ по созданию морских газотурбинных агрегатов (ГТА) с российскими двигателями; техперевооружение производственных мощностей ОАО «НПО «Сатурн», а также строительство сборочно-испытательного комплекса для газотурбинных двигателей (ГТД) и газотурбинных агрегатов (ГТА).
        ОДК обладает полным комплектом технической документации на разработанные двигатели — М75РУ мощностью 7000, М70ФРУ мощностью 14000, и М-90ФР мощностью 27 500 лошадиных сил.
        (http://www.npo-saturn.ru)
  2. +10
    11 июля 2015 05:12
    Увы. Сконструировать наши КБ могут что угодно. Но с постройкой возникают проблемы.
    1. 0
      11 июля 2015 05:28
      Не надо так печалиться! Сирдюковское время закончилось. Уже новый министр и тем более разумный.
      1. Volpe
        0
        11 июля 2015 07:38
        Цитата: tronin.maxim
        Уже новый министр

        Министр чего??
    2. +3
      11 июля 2015 12:58
      Цитата: ВадимЛ
      Увы. Сконструировать наши КБ могут что угодно. Но с постройкой возникают проблемы.

      И как там дело с кадрами - высококвалифицированными судостроителями ?
  3. +6
    11 июля 2015 05:45
    Авианосцы, "эсминцы" по 25 000 тонн... Ну что за маниловщина? Даже СССР не мог построить достаточно таких монстров. американцы как-то обходятся Берками по 9000 тонн, а уж они-то умеют и проектировать и строить и деньги считать.
    1. +5
      11 июля 2015 06:12
      25000 т - это скорее всего ошибка. Такое водоизмещение впору для тяжелого крейсера, а не для эсминца.
      А вот 15000 т - для современного эсминца - вполне приемлемо, учитывая, что у него атомная силовая установка. В случае использование обычной силовой устаноки, водоизмещение аналогичного корабля составило бы 13500-14000 т.
      Для сравнения, у овского Зумвалта полное водоизмещение - 14500 т.
      Вообще-то в последнее 10-15 лет основные классы кораблей существенно "потолстели". Да что говорить, если некоторые страны свои фрегаты "раскормили" до 6000 т и больше. Еще лет 40 назад их бы эсминцами называли, а теперь это фрегаты.
      1. 0
        11 июля 2015 09:28
        Зачем эсминцу атомная силовая установка?
        1. +1
          11 июля 2015 12:40
          Цитата: THE_SEAL
          Зачем эсминцу атомная силовая установка?

          Больше ничего под руками нет . От безисходности .
          1. +3
            11 июля 2015 15:48
            Больше ничего под руками нет . От безисходности .


            А кроме того, по выполняемым функциям и водоизмещению это никакой не эсминец, а честный ракетный крейсер.
    2. Комментарий был удален.
    3. +1
      11 июля 2015 23:34
      Цитата: Sahalinets
      Авианосцы, "эсминцы" по 25 000 тонн... американцы как-то обходятся Берками по 9000 тонн, а уж они-то умеют и проектировать и строить и деньги считать.

      Вы во многом правы, но не во всем. США для обеспечения их интересов надо под сотню кораблей типа "Арли Берк" и "Тикондерога". И тут, конечно, поневоле будешь каждую тысячу тонн считать. Но для нас максимальная серия эсминцев - это дюжина, и тут можно слегка и разгуляться по водоизмещению, ну не на 25 килотонн, конечно, но...
      Цитата: Sahalinets
      Даже СССР не мог построить достаточно таких монстров.

      В СССР построили авианесущих крейсеров общим весом под 200 тыс. тонн стандартного водоизмещения, и шестерку "победы технологии над разумом" - "Акулы", проекта 941.
      1. +2
        12 июля 2015 00:19
        Цитата: Андрей из Челябинска
        можно слегка и разгуляться по водоизмещению, ну не на 25 килотонн, конечно,

        1144 был водоизмещением 25800т. Если Лидер будет с ЯЭУ -- то с учетом ЖВЗ как раз на то и выйдет. А на такой носитель уж поднапихают оружия -- аж до концепции "корабля-арсенала". Наши флотов/водцы уж постараются, будьте уверены! Вон В.В.Чирков уже о стратегических задачах для Лидера разговор ведет...
        О строительстве АВУ. Нужно сначала на "кошках" потренироваться (Операция Ы), а уж потом металл кроить-изводить. А то ничего крупнее "Горшкова" с нуля не построили, а векселя на 100 тыс.т уже выдают...Маниловы, доморощенные!
        1. +1
          12 июля 2015 01:37
          Цитата: Удав КАА
          144 был водоизмещением 25800т. Если Лидер будет с ЯЭУ -- то с учетом ЖВЗ как раз на то и выйдет.

          Все же сильно не уверен - первое, я краем уха слышал о разработке относительно компактных реакторах, и если это правда (а вот атомпром я еще пока готов верить), а также при условии, что не будут пихать дополнительную ЭУ как на ТАРКР-ах, то водоизмещения будет куда меньше. Это первое:))) Второе - все же новые УКСК и всякие там Редуты куда компактнее и легче С-300Ф и "Гранитов". Ну и все же номенклатура радиооборудования наверное будет скромнее.
          Цитата: Удав КАА
          О строительстве АВУ. Нужно сначала на "кошках" потренироваться (Операция Ы), а уж потом металл кроить-изводить. А то ничего крупнее "Горшкова" с нуля не построили, а векселя на 100 тыс.т уже выдают...Маниловы, доморощенные!

          Как я понимаю, это чистая шиза Крылова, которые никогда АВ не занимались. В спешке смастрячили нечто, отдаленно похожее на авианосец (ориентируясь на картинки британских Куин Элизабет") и выставили макетик.
          Полагаю, что реальные проекты нашего АВ ничего общего с этим "чудом" иметь не будут
          1. +1
            12 июля 2015 15:51
            Цитата: Андрей из Челябинска
            Все же сильно не уверен - первое, я краем уха слышал о разработке относительно компактных реакторах, и если это правда (а вот атомпром я еще пока готов верить), а также при условии, что не будут пихать дополнительную ЭУ как на ТАРКР-ах, то водоизмещения будет куда меньше. Это первое:))) Второе - все же новые УКСК и всякие там Редуты куда компактнее и легче С-300Ф и "Гранитов".

            good согласен!
            Но ...
            Цитата: Андрей из Челябинска
            Ну и все же номенклатура радиооборудования наверное будет скромнее.

            Думаю что скромность здесь не совсем уместна! То, что, условно, при тех же ТТХ, или конечно даже лучших, массо-габаритные характеристики БРЭО будущего ЭМ будут значитльно меньше, это факт! Вот здесь да. wink
            С уважением, hi
            1. +1
              12 июля 2015 18:00
              Цитата: старик54
              Думаю что скромность здесь не совсем уместна! То, что, условно, при тех же ТТХ, или конечно даже лучших, массо-габаритные характеристики БРЭО будущего ЭМ будут значитльно меньше, это факт! Вот здесь да

              Приветствую, уважаемый старик54!
              Я примерно так размышляю - что специализированной РЛС для обнаружения низколетящих а-ля подкат при допиливании Полимента может и не понадобится. опять же, РЛС управления С-300Ф получается как бы лишней, а на ТАРКР-ах их там 2 штуки.
              Как-то так drinks
        2. 0
          12 июля 2015 15:47
          Цитата: Удав КАА
          Нужно сначала на "кошках" потренироваться (Операция Ы), а уж потом металл кроить-изводить. А то ничего крупнее "Горшкова" с нуля не построили, а векселя на 100 тыс.т уже выдают...Маниловы, доморощенные!

          Александр, drinks
          согласен с тобой! Я лично вообще категорически проитв постройки в ближайшей перспективе даже лёгкого АВ для ВМФ РФ! Пусть сначала обоснуют под него реальную военно-политическую доктрину (а не высосанную из пальца). А то это их "желание строить АВ" очень сильно напоминает желание озолотиться на госзаказе, а дальше ... "хоть трава не расти"! angry
          С уважением, hi
      2. 0
        12 июля 2015 04:03
        Даже самый лучший корабль не может быть одновременно в двух местах.
        1. 0
          12 июля 2015 09:34
          А зачем ему быть в двух местах? Ему надо быть там, где он нужен
      3. 0
        19 июля 2015 18:25
        Акулы ... какие то догнивают у пирсов ВМБ,какие то распилили ! А Советские ТАКР- Тяжёлый Авианесущий крейсер ...один после многолетнего трудоёмкого ремонта РФ наконец то сдала Индии, парочка ,,продана,, Китаю на иголки в 90-е, и один в РФ ... который нуждается в капитальном ремонте.
      4. 0
        19 июля 2015 18:28
        Авианосцы не только проекция силы в ЛЮБОЙ уголок планеты,а прежде всего проекция СИЛЬНОЙ ЭКОНОМИКИ ! ведь одно дело построить ( 13 млрд !) его ещё и содержать нужно ! а если учесть что строить нужно не один авианосец .... то эта затея не по карману Российскому бюджету !
  4. 0
    11 июля 2015 06:01
    Сухой док ,завода "Залив" 360\60\13.2 метра. Обслуживается двумя козловыми кранами грузоподъемнастью 320 тонн каждый! Стройте там !
    1. +10
      11 июля 2015 08:31
      Современный авианосец строится из секций до 1000 тонн. Даже мистраль и тот секциями 680 тонн.

      Дробить по 300 тонн секция - это существенно удорожить проект. И там уже не особо большая разница по деньгам между 300 и 220 тонн будет.

      Ах, и сухой док не работает сейчас. Засовы чинят. Плюс крыша в половине цехов только на бумаге.

      В ближайшее время будет проведена замена гидрозатвора сухого дока. По словам, генерального директора завода Андрея Жердева, новый гидрозатвор из трех секций уже изготовлен. Идет процесс укрупнения секций, определяется подрядчик, который будет производить стыковку. Замену пришлось производить в связи с тем, что старый гидрозатвор находится практически в аварийном состоянии. Работы ведутся параллельно с восстановлением основных мощностей предприятия.

      В основных цехах, где ведется производство, заново перекрыто 80 тысяч квадратных метров крыш.

      Сварочное хозяйство большей частью не работает:
      Ставим кислородную станцию, проведена ревизия станций аргона, углекислого газа, пропана, в настоящий момент идет их восстановление. Подготовлен проект газификации предприятия, что позволит нам решить вопросы не только производственные, но и бытовые — будет отопление цехов, горячая вода
      1. +1
        11 июля 2015 21:30
        Цитата: donavi49
        Дробить по 300 тонн секция - это существенно удорожить проект. И там уже не особо большая разница по деньгам между 300 и 220 тонн будет.

        Корейцы свои мегакорабли собирают из секций по 300-400 тонн и впереди планеты всей.
  5. +2
    11 июля 2015 06:11
    http://topwar.ru/77995-sdelaem-sami.html эта же статья была опубликована 04.07 в разделе "Флот".
  6. +8
    11 июля 2015 08:00
    Опять про авианосец!!! Ну, что за... Новый генеральный и сразу про АВ.
    КОНЦЕПЦИЮ применения ВМФ дайте - неумные люди!!!
    Нет ничего, ни концепции, ни кадров, ни верфей ("Звезда" да, на ДВ? А этот генеральный знает себестоимость провоза грузов из центра на ДВ, чудило с нижнеготагила). А базирование? Бл.... вот прям слов нет!

    "Корветы" в 2500 по 10 лет строим, этот кадр авик собирается грохать с ядерными ЭМ, и десантниками. Пупок развяжется, в стране денег тупо нет, а этот...
    1. +2
      11 июля 2015 12:37
      Цитата: AZB15
      Опять про авианосец!!! Ну, что за... Новый генеральный и сразу про АВ.

      Дык он отвечал на вопросы корреспондента !
      Цитата: AZB15
      КОНЦЕПЦИЮ применения ВМФ дайте - неумные люди!!!

      А с этим проблема , где то уже век тянется ....
      Цитата: AZB15
      стране денег тупо нет, а этот...

      Даже когда они есть - все идет как идет .
    2. 0
      11 июля 2015 14:36
      Цитата: AZB15
      Опять про авианосец!!! Ну, что за...

      Это для ажиотажа как в иллюстрации к статье.Про буровые платформы меньше народу станет.Такой микропример
  7. 0
    11 июля 2015 08:01
    Зачем повторять статью от 4 июля? Для тех кто высказаться не успел?
  8. -1
    11 июля 2015 08:16
    (хотел написать "ага" и смайлик с улыбкой - цензура не пустила из-за короткости). Да, конечно, именно для высказывания дополнительных мнений, и глубокомысленных рассуждений по поводу полоумных амбиций вновь назначенных руководителей на государственные должности!
  9. +3
    11 июля 2015 08:22
    Постройка к 25-30 году?Хм...А ничего,что к тому времени на пенсию уйдет хорошая такая группа кораблей?И до 25 года чем их заменять?10 лет без нового эсминца!А еще авианосец собрались строить.А чем его защищать то думаем?
    Болтать о постройке авианосца можно сколько угодно,но нет ни верфи ,и я думаю со спецами тоже не все радужно.А в таком ключе-ПО ЩУЧЬЕМУ ВЕЛЕНИЮ,можно говорить и о постройке звезды смерти.
    Чистой воды пустой треп.
    1. +3
      11 июля 2015 09:08
      Они фрегаты построить не в состоянии, программу перевооружения ВМФ провалили, а уже о эсминцах, авианосцах грезят, может до 2050 и построят, но не раньше 30 годов.
      1. 0
        11 июля 2015 09:34
        Цитата: Вадим237
        Они фрегаты построить не в состоянии, программу перевооружения ВМФ провалили, а уже о эсминцах, авианосцах грезят, может до 2050 и построят, но не раньше 30 годов.

        Да уж. Это точно. Не понимаю таких патриотов, которые кричат об авианосцах. Этот проект может нас разорить безо всякой войны. Да и не нужен он России в существующей доктрине. Может только если индусы купят.
        1. +3
          11 июля 2015 12:03
          Если вспомнить историю с авианосцем Викромандия, Индусы после неё, точно, ни каких крупных боевых кораблей у нас заказывать не будут.
          1. +2
            11 июля 2015 12:39
            Цитата: Вадим237
            Если вспомнить историю с авианосцем Викромандия, Индусы после неё, точно, ни каких крупных боевых кораблей у нас заказывать не будут.

            Если еще вспомнить , что 90% гемора было из за самих индеев - то точно .
            1. +1
              11 июля 2015 14:43
              Нет, это как раз наших судостроителей сроки сдачи затянулись.
      2. 0
        11 июля 2015 09:34
        Цитата: Вадим237
        Они фрегаты построить не в состоянии, программу перевооружения ВМФ провалили, а уже о эсминцах, авианосцах грезят, может до 2050 и построят, но не раньше 30 годов.

        Да уж. Это точно. Не понимаю таких патриотов, которые кричат об авианосцах. Этот проект может нас разорить безо всякой войны. Да и не нужен он России в существующей доктрине. Может только если индусы купят.
      3. 0
        11 июля 2015 13:26
        Цитата: Вадим237
        Они фрегаты построить не в состоянии, программу перевооружения ВМФ провалили, а уже о эсминцах, авианосцах грезят, может до 2050 и построят, но не раньше 30 годов.

        Там тупо не хватает рабочих. Может освоите рабочие специальности и по можете.,...
        1. 0
          11 июля 2015 14:47
          У меня свои дела есть по производству, ремонту, расчётам и заказам и судостроением я заниматься не буду.
        2. -1
          12 июля 2015 01:20
          А я неоднократно занимался переоборудованием судов. Но на гражданских судах. И потом в море выходил на них. Так что если платить нормально будут, то я могу рассмотреть вариант.
    2. -1
      11 июля 2015 12:16
      А зря Уважаемый. Читать надо лучше опережающее проектирование. Тоже надо. а строить будем то что нам нужно. Путин никогда не говорил авианосец. Нет его требование жёсткое и очень логичное.Построить и создать компактную группировку надводных кораблей примерно численности 20 может чуть выше способную самостоятельно решать все вопросы обороны и уничтожения противника.Уже сейчас новые корабли оснащаются такими системами о которых мечтали всегда.Вот первый атомный крейсер пошел на модернизацию.А помните требование что было выдвинуто прежде чем такой корабль встал на модернизацию.Начать модернизацию только по мере готовности нового вооружения. Только новое.А теперь подумайте сколько ума пота и опытных работ вложили те неизвестные учёные м конструкторы систем что стало возможным начать это трудное дело.Мы можем только гадать что там будет.К тому он первый идёт под новейшие системы что ещё небыли на флоте а это требование МО.Президент постоянно встречается и с учёными и конструкторами и производственниками.И военные тоже принимают участие.А мы уже давно знаем что он проводит совещания зная детали и подробности тех вопросов и проблем, что возникают там.Нам не нужен громадный Флот Президент всегда это говорил. У Флота иные задачи и новые возможности.А главное требование дать отпор любому врагу стоит первым. Из этого и исходим.
      1. +2
        11 июля 2015 17:09
        Какие новые возможности у флота могут быть если новых боевых кораблей единицы? - пересчитать хватит пальцев одной руки.
  10. +2
    11 июля 2015 08:27
    А зачем нужен авианосец?какая цель?сможет ли Россия создать полноценную ауг?как собрались использовать?Ведь достаточно и более дешовых альтернатив вспомним мальвинскую операцию наглов там вполне обошлись контейнеровозом и сейчас реанимировав проект як141 вполне можно создать авиационную угруппу способную базироваться на гражданских судах и и способную решать большинство задач авианосного соединения.Авианосец дорогая игрушка и их надо несколько и не всегда затраты соответствуют поставленным задачам.
    1. dyksi
      +2
      11 июля 2015 13:43
      Ваш вероятный противник США, у которого около двадцати авианосцев, вы можете построить сотни корветов, фрегатов, но вы к ним даже на дальность пуска ваших ракет не подойдете, а прибавьте сюда десятки "Берков", семнадцать "Тикондерог", вы даже не заметите как они вас покрошат. Авианосец, это не только оружие агрессоров, это банальное прикрытие группировки флота, или вы думаете Союз от делать нечего развивал авианесущий флот, или от избытка денег? Авианосец на порядок поднимает боевую мощь группировки кораблей и при своих больших размерах делает ее применение намного гибче. И авианосцы и эсминцы нам нужны как воздух, иначе лет через пятнадцать наши танкеры, сухогрузы будут банально арестовывать на морских коммуникациях, а ядерной дубинкой здесь не помашешь. Не бывает держав без хорошего флота, американцы на данный момент и доминируют на море благодаря своему всесторонне-развитому флоту, какие бы глупости про него у нас не писали и они выиграли войну на море благодаря своему авианесущему флоту. Кто не хочет кормить свою армию..., про финансирование можно сказать тоже самое, Нужны нам эти корабли как воздух, а то нас даже Япония уже не видит в своих соперниках и считают экспансию на наш Дальний Восток делом времени, так как у нас нет даже для них равноценного флота, что тут говорить про США.
    2. 0
      11 июля 2015 16:01
      А зачем нужен авианосец?какая цель?


      Информационное обеспечение всех типов кораблей и ПЛ (через длинноволновые станции связи с ними) данными о положении кораблей и ПЛ вероятного противника в режиме реального времени в районах, в которых действие авиации ПЛО и ДРЛО берегового базирования затруднено из-за их удалённости.

      сможет ли Россия создать полноценную ауг?


      Да ей бы полноценную эскадру для разнообразия в море вывести, а не тройку крейсер - танкер - буксир.

      вспомним мальвинскую операцию наглов там вполне обошлись контейнеровозом


      К сожалению, вероятным противником России считается не страна футболистов.

      вполне можно создать авиационную угруппу способную базироваться на гражданских судах и и способную решать большинство задач авианосного соединения


      Новейшая история показала, что у тех, у кого хватает денег на современные вооружения, хватает их и на средства их размещения. Пример - ракеты "клаб". Как ни рекламировали их размещение в стандартных морских контейнерах, индусы на это не пошли - у них хватило денег заиметь и боевые корабли под эти ракеты.
      1. -1
        11 июля 2015 16:18
        Я чесно говоря не представляю себе не ядерную войну с сга и блоком НАТО, любое столкновение с ними рано или позно кончиться ударом ябы скорее всего рано.Да ей бы полноценную эскадру для разнообразия в море вывести, а не тройку крейсер - танкер - буксир. Вот и ответ не потянем мы ауг.
        1. 0
          12 июля 2015 09:40
          Я чесно говоря не представляю себе не ядерную войну с сга и блоком НАТО, любое столкновение с ними рано или позно кончиться ударом ябы скорее всего рано.


          В современных условиях авианосец - это оружие мирного времени. Постоянно висящие над районами развёртывания БРПЛ самолёты ДРЛО и ПЛО будут остужать горячие головы, планирующие внезапный удар по российским носителям ЯО морского базирования. В случае войны большие и неповоротливые самолёты ДРЛО и ПЛО, находящиеся далеко над океаном, естественно, будут быстро вынесены. Их задача - самим своим присутствием делать войну менее вероятной.
    3. +5
      12 июля 2015 01:57
      Цитата: апро
      сейчас реанимировав проект як141 вполне можно создать авиационную угруппу способную базироваться на гражданских судах и и способную решать большинство задач авианосного соединения.

      1. Янкесы взяли за основу Як-141 и сделали Пингвина. А теперь занимаются перманентным сексом и не знают сколько еще будет стоить довести его до ума.
      2. Авиагруппа на гражданских судах. Вы хоть представляете, из чего складывается корабельное обслуживание ЛА? Какие газы и какой чистоты нужны для продувки топливной системы, подпора топливных баков, сколько керосина и масел, требования к хранению, а боезапас? а выверка и ремонт БРЭО самолета? а питание и отдых летчиков? А противопожарная безопасность, а допуски по качке, крену при взлете? Получается, вы готовы взять сухогруз и переоборудовать его под носитель ЛА (СВВП), сделав-таки недоавианосец. А нормальный, специализированный АВУ вам не подходит. Да, оригинальный подход радетеля за авиаприкрытие кораблей флота в дальней морской зоне, ничего не скажешь!
      3. Чувствуя вашу серьезную подготовку в этом вопросе, советую обратиться к авиаторам сайта с вопросом: Боевые возможности авиакрыла Нимица, и на какой дистанции он отрабатывает встречный бой с нашим Кузей.
      4. Откройте ВИКИ и посмотрите на перечень задач авианосца. А потом ответьте только на один вопрос из десятка: Сколько переоборудованных сухогрузов нужно стянуть в район проведения операции, чтобы обеспечить завоевание и удержание господства в воздушном пространстве над акваторией проведения операции флота.
      Успехов, коллега! hi
      1. 0
        12 июля 2015 03:56
        1 То что как американцы занимаются сексом это ихние проблемы,еслибы довели проект до ума в россии то сегодня был бы вполне боеспособный авиа комплекс.
        2 Наглы в северной атлантике в не самых простых климатических условия на контейнеровозы вполне справлялись с поддержанием боеготовности авиакрыла,тут главное цена вопроса на порядок больше,понятно что сурогатный авианосец несколько уступает в возможностях но используя мобресурс можно быстро наростить группировку авиации на угрожаемых направлениях.
        3 Понятно сравнивать возможности полноценного авианосца с сурогатом некорректно но прямое столкновение с амерами это за гранью фантастики,наиболее вероятное авианосного соединения это обозначение присутствия в угрожаемых районах против слабого противника.
        4 Перечень задач зависит от экономических возможностей,до этого как-то с задачами справлялись.Крупная заморская операция с привлечением авианосных сил где сегодня или в обозримом будущем Россия может провести?Сможет ли Россия долгое время поддерживать в боеспособной состоянии авианосную группу на заморских театрах боевых действий.Чтобы иметь полноценную ауг Россия должна иметь экономическую мощь не СГА а хотябы КНР.А вот для разовых не интенсивных действий суррогаты самое то ,вертикалку бы до делали и комплекс готов.
        1. 0
          12 июля 2015 16:01
          Цитата: апро
          2 Наглы в северной атлантике в не самых простых климатических условия на контейнеровозы вполне справлялись с поддержанием боеготовности авиакрыла

          всё таки в СЕВЕРНОЙ Атланитике, или может в Южной всё же? wink
          hi
        2. 0
          20 декабря 2015 12:54
          Ее доделали. Причем не одну. И даже показывали в летной программе на двух международных авиасалонах.
          Дозвуковые английские разбили неслабую сверхзвуковую авиацию не имея своих потерь в воздушных боях.
      2. 0
        20 декабря 2015 12:09
        Это проблема янки в СССР все работало.

        Англичане как то с этим справились за несколько дней

        Если на Кузе сверхманевренные Су-33 то он американца утопит, поэтому они снимаются и заменяются на на несверхманевренный МиГ-29 с меньшим боевым радиусом.

        Столько сколько потребуется - Atlantic Causeway такой был, о нем в отличие от его систершипа по русски в википедии ни слова. lol
  11. 0
    11 июля 2015 08:37
    Цитата: апро
    А зачем нужен авианосец?какая цель?сможет ли Россия создать полноценную ауг?как собрались использовать?Ведь достаточно и более дешовых альтернатив вспомним мальвинскую операцию наглов там вполне обошлись контейнеровозом и сейчас реанимировав проект як141 вполне можно создать авиационную угруппу способную базироваться на гражданских судах и и способную решать большинство задач авианосного соединения.Авианосец дорогая игрушка и их надо несколько и не всегда затраты соответствуют поставленным задачам.


    "Просто так" на гражданских базироваться нельзя. К тому-же их (гражданских) и не осталось практически, все ходят под "удобным флагом". Да и про 141-й, всё, кирдык!

    Зачем авик нам? А пиратов сомалийских шугать хто будет? Ну, или кильватерной волной лимитрофов на Балтике посмывать.
    1. +1
      11 июля 2015 09:54
      Как раз чтоб гонять сомалийских пиратов прям необходим авианосец с кораблями обеспечения а уж прибалтийских тигров припугнуть так чтоб они обмачились,у пиратов если все их лодки собрать то по стоимости они будут как один самолетовылет.
  12. +5
    11 июля 2015 08:46
    В конце концов после радужных перспектив нас порадуют спуском на воду очередного катера.
  13. +7
    11 июля 2015 10:59
    Когда приходит новый человек и говорит, что при мне будет все хорошо и грядет великое возрождение отрасли, будем мировыми лидерами. Такое вызывает очень плохие ассоциации. Пахнет очередными распилами и разрешением того, что уже есть (или еще осталось).
    На мой взгляд руководитель должен что-то сделать, а потом говрить. Очень похоже на понты и прогиб перед теми кто назначил.
  14. +1
    11 июля 2015 11:23
    Очередные воздушные замки. Это надо же ЭМ 25000 тонн! " российский слон - самый большой слон в Мире!". А крейсер тогда какого водоизмещения и в какое место засунуть "инновационно нано технологические прожекты о войне Дронов"?! Чем печатать бред и вешать лапшу на уши народу, лучше бы разработали вменяемую военн- морскую доктрины и под нее реальную кораблестроительную программу. Чтобы было понятно - эти "хотелки" (авнпроекты и т д) стоят немерено денег- кстати наших с вами денег налогоплательщики! И уходят они в совершенно известные карманы - кстати не наши.
    1. 0
      11 июля 2015 12:07
      Судя по фантазиям конструкторов о водоизмещении эсминца в 25000 тонн, то масса крейсера будет укладывается в расчёты массы линкора - 50- 60 тысяч тонн.
  15. +1
    11 июля 2015 12:14
    Зачем РФ авианосцы? имея такую территорию неужели не проще построить вдоль побережья сеть аэродромов на которые при необходимости можно передислоцировать авиаполк(и)
  16. +1
    11 июля 2015 12:33
    Все может быть на самом деле интереснее и наши предполагают проекцию силы в Средиземноморском,Африканском и в регионе Центральной и Южной Америк. Тогда нужны и авианосец и ДВКД.
    1. 0
      11 июля 2015 17:11
      У нас сейчас в приоритете сухопутные войска.
  17. 0
    11 июля 2015 17:46
    Нужна "морская доктрина развития",нам нужно(и это делается сейчас)действовать и развивать флот от "берега",т.е,чем дальше и эфективней мы обнаружим и предупредим о намерениях противника тем лучше,потом уже возможности по сдерживанию(кроме под лодок с ЯО),вот и ответ,авианосец в классическом понимании нам не нужен,нужны "универсалы",разных классов,способные вести весь спектр операций,от разведки до уничтожения,плюс корабли с способностью выполнять задачи в северных широтах,вот и выходит аэродромы на берегу с смешанным составом более эфективны ,чем авианосец
    1. +5
      12 июля 2015 02:45
      Михаил! Представьте картину:
      Полное радиомолчание, вдруг мощнейшая шумовая (думаю и прицельная тоже) помеха засвечивает экраны РЛС ДВО. И в это время из-за горизонта выныривают и, быстро увеличиваясь в размерах, идут на корабль с нулевым параметром Гарпуны и тактические Томагавки.
      Будет их 20-30 штук (хотя, 12х4=48).
      Это один из вариантов, отрабатываемый F-18 авианосной авиации янкесов при атаке кораблей *оранжевых*.
      Никто их не встретит до рубежа выполнения задачи (пуска ПКР), никто не оповестит вовремя об атаке с ракетоопасного направления, никто не собьет постановщика помех, не снимет самолет ДРЛО...Нет авианосца,некому решать эти задачи. Напрасно корабли так далеко вышли в море...
      А там что такое? О да это авиация ПЛО (Базовая патрульная и корабельные вертолеты) высевают поле буев на вероятном маршруте развертывания наших ПЛ. О! один буй сработал, второй... А вот и авиационная торпеда уже летит в воду...Какой сильный взрыв! А вот и бытовой мусор с остатками ГСМ появляются на поверхности моря...Интересно: а чья это подводная лодка собиралась выйти в Атлантику? Неужто китайская?
      А вот и Орли Берки (планируется 93 ед) выстроились в ПРО заслон, готовы отработать СМ-6 по нашим МБР...И никто их не шуганет, никто не отправит на дно, т.к. из-за господства в воздухе янкесов, корабли прижались к берегу, под прикрытие береговой ПВО. А ракетоносную авиацию еще у береговой черты встречают Фениксы с F-18E.
      Вот что значит отсутствие своего авианосца, вот что значит нет авиационного прикрытия НК и ПЛ в море.
      А теперь решайте -- нужен нам АВУ или нет.
      1. 0
        12 июля 2015 08:05
        Тогда вам уважаемый вопрос:зачем мы сейчас строим ПЛ двух типов1) именно убийцы авианосцев 2)ПЛ с ЯО,а не бросаем все силы(которых нет)на строительство авианосцев?Хорошо построим авианосец ,где вы его размещать(на каком флоте)?Что даст один АУГ?Держать его в Средиземке?Так там и НАТО при достаточно средств уничтожить его вместе с ордером,я согласен в перспективе может и потребуется,а сейчас нужны ПЛ и еще раз повторюсь "универсальные корабли"
      2. 0
        12 июля 2015 10:19
        Цитата: Удав КАА
        Напрасно корабли так далеко вышли в море...

        Это понятно. Но сколько нам нужно авианосцев? Один или два не поможет против 20-ти. Догонять НАТО по численности - утопия.
        Нужно закреплять те области где есть преимущество или паритет. Далеко от берега - у них преимущество, но к нашим берегам близко они не подойдут.
        Перспективнее развивать космос - он объемлет океан. А если понадобится захватывать Америку - то через северный полюс и плацдарм на Аляске, там у России преимущество.
        Российские интересы за океаном проще соблюдать договорившись с союзниками. Делать авианосцы на экспорт очень перспективно, но только на экспорт.
  18. +1
    11 июля 2015 19:13
    Во-первых, руководству страны необходимо сформулировать саму концепцию необходимости в наших ВМФ авианосцев - нужны они, или нет.
    Во-вторых, не забывайте, товарищи и господа, что построить авианосец - это только половина того, что необходимо сделать. А инфраструктура - причальный комплекс, склады ГСМ, продовольствия, ядерного топлива, вооружений( в том числе и для авиагруппы)? На всё это тоже нужны средства, и ой какие не маленькие. Прибавьте стоимость обслуживания, ремонта и т.п.
    Так что сначала концепцию применения, а потом уже кричим "даёшь!"
    1. 0
      11 июля 2015 20:06
      Ядерному топливу авианосца склады будут не нужны, поскольку это топливо будет находится в реакторе на весь срок эксплуатации авианосца - в США так уже делают. Сейчас авианосец не нужен, может лет через 20 понадобится.
  19. 0
    11 июля 2015 21:22
    Как говорится - осталось начать да кончить.
  20. +1
    11 июля 2015 23:47
    Если посмотреть на картинку, то странный авианосец нарисован. Посадочная полоса пересекает стартовые позиции. Сесть нельзя, если там кто-то застрял, заглох на старте. Трамплин в конце посадочной полосы может ударить по колесам в случае прерванной посадки, если самолет коснувшись или нет полосы перешёл в полёт с горизонтальным участком.
  21. +1
    12 июля 2015 14:59
    Давайте предположим что проект постройки авианосца получил нужные "ободрямс" на что уйдет как минимум год и был принят к реализации.
    Для разработки комплекта чертежей на такой авианосец и его технологическую оснастку уйдет не менее 5 лет. Процесс производства, ходовых и прочих испытаний, доводки после испытаний, приемосдаточных испытаний и принятия на вооружения займет еще лет десять. И это только на один авианосец. А их нужно будет построить хотя бы по одному на каждый флот. Т.е. на постройку всей серии понадобится лет 20 с гаком , где гак еще лет 5...10. И это при условии что все что нужно для авианосца уже существует хотя бы в опытных образцах. В реальности же ни катапульт, ни палубных самолетов ДРЛО и У ни многой другой спец техники пока нет и неизвестно когда она появится. Причем появится не на бумаге а в железе прошедшем все виды испытаний. О деньгах нужных на все эти процессы и не упоминаю. Это миллиарды и миллиарды рубликов. Далее потребуется создание кораблей обеспечивающих вместе с авианосцами создание сбалансированной по силам и средствам АУГ. То что сейчас имеется в составе ВМФ не всегда и не во всем подходит для создания таких АУГ. Далее встает вопрос о создании инфраструктуры обеспечивающей боевую службу АУГ. А это опять годы и миллиарды. Причем большинство из самых боевых флотов базируются там где создания такой инфраструктуры будет обходиться в разы дороже чем в нормальных условиях. Да и с кадрами, как показало строительство космодрома Восточный в таких отдаленных местах возникают некоторые проблемы. И ради чего весь этот огород городить и когда им пользоваться можно будет пока большой вопрос.