Сверхмалые подводные лодки типа «XE» (Великобритания)

2
23 сентября 1943 года британские подводники-диверсанты, управлявшие сверхмалыми подлодками типа «X», в ходе операции Source серьезно повредили немецкий линкор Tirpitz. Четыре мины общим весом восемь тонн привели к тому, что корабль более чем на полгода вышел из строя. Во время этой операции по разным причинам были потеряны все шесть использовавшихся подлодок. Тем не менее, командование Королевского военно-морского флота высоко оценило новую технику и вскоре заказало новую партию подобных субмарин. В дальнейшем развитие проекта «Экс» продолжилось, результатом чего стало появление подлодок с кодовым обозначением «XE».

В силу определенны причин сверхмалые подлодки типа «X» только три раза использовались для атаки кораблей и других аналогичных целей. Остальные операции с их участием проходили без атак кораблей. Главной причиной этого было соотношение сил на море: после выведения из строя, а затем и уничтожения «Тирпица» и некоторых других крупных немецких кораблей флот Великобритании мог вступать в открытые бои, не прибегая к диверсиям. Таким образом, у берегов Европы сверхмалые подлодки остались почти без работы. Тем не менее, продолжалась война на Тихом океане, и там подобная техника могла повлиять на ход боев.

Тихоокеанский театр военных действий Второй мировой войны имел ряд серьезных отличий от Европейского. Особенности этого региона и предполагаемых операций следовало учитывать при отправке техники. По результатам изучения опыта применения «Эксов» и боев на Тихом океане было решено разработать новый проект под названием «XE», в котором были бы исправлены недостатки имеющихся лодок. Кроме того, количество «европейских» субмарин оставляло желать лучшего, из-за чего для войны с Японией обязательно пришлось бы строить новые.


Музейная подлодка XE8. Фото Wikimedia Commons


Разработка проекта «XE» стартовала в январе 1944 года. Предполагалось внести некоторые изменения в базовый проект и тем самым улучшить определенные характеристики и особенности субмарины. Так, большая часть серьезных изменений была направлена на упрощение работы экипажа. В частности, были использованы новые приборы, а в корпусе появились иллюминаторы.

Будучи глубокой модернизацией подлодки типа «X», новая субмарина «XE» имела схожую конструкцию. Ее основой был прочный корпус, собранный на болтах из трех основных секций. Снаружи корпуса устанавливалось дополнительное оборудование, рули и надстройка, а внутри имелись три герметичные переборки. В ходе создания нового проекта было решено уделить большее внимание возможности беспрепятственного прохода через противолодочные сети противника. С этой целью с внешней поверхности субмарины удалили все крупные выступающие детали. Выдвижные устройства, такие как перископ или шнорхель, теперь должны были полностью убираться внутрь корпуса или укладываться вдоль него.

Общая компоновка подлодки в целом осталась прежней. В носовой части прочного корпуса имелся первый отсек длиной 3,2 м. В нем располагался бак для дизельного топлива, аккумуляторы для электродвигателя, койки экипажа и запас провизии. Кроме того, в носовом отсеке находилась одна из балластных цистерн. Позади носового отсека, между первой и второй переборками, располагался отсек длиной 75 см, использовавшийся в качестве шлюзовой камеры. Отсек и его оснащение не претерпели изменений, хотя в кормовой переборке (между вторым и третьим отсеками) рядом с люком добавили иллюминатор. С его помощью экипаж мог следить за водолазом в шлюзовой камере.

Третий отсек длиной 4,8 м выполнял функции центрального поста. Сверху на нем имелась рубка длиной 1,2 м и высотой 60 см. В рубке предусматривался люк для входа в лодку. Кроме того, в проекте «XE» на потолке третьего отсека был установлен дополнительный иллюминатор. Предполагалось, что с его помощью экипаж сможет контролировать окружающую обстановку и определять свое местоположение относительно цели. В первую очередь, с помощью этого иллюминатора планировалось определять момент захода под корабль-цель. Также заметным обновлениям подвергся состав аппаратуры связи и другое оснащение центрального поста.

В третьем отсеке располагались все рабочие места экипажа, оснащенные набором необходимых приборов. По опыту эксплуатации лодок «Экс» было решено использовать малогабаритное оборудование, в том числе заимствованное у самолетов. За счет таких доработок удалось заметно уменьшить размеры аппаратуры и, как следствие, увеличить свободное пространство для людей. В нижней части отсека остались цистерна главного балласта и цистерна быстрого погружения.

Сверхмалые подводные лодки типа «XE» (Великобритания)
Подлодка типа "XE" в гавани Сиднея, 1945 г. Фото Аwm.gov.au


Кормовой отсек вмещал все агрегаты силовой установки. Как и на подлодках предыдущего проекта, там находились дизельный и электрический двигатели, расходные топливные баки, компрессор для подачи воздуха и другие агрегаты. Кроме того, в корме имелась дифферентная цистерна. За пределами корпуса в корме имелся гребной винт и четыре стабилизатора, на которых крепилась пара рулей с тросовой проводкой.

Несмотря на некоторые проблемы, возникавшие в ходе эксплуатации, было решено оставить имеющуюся силовую установку дизель-электрического типа. Ее основой по-прежнему был 4-цилиндровый дизельный двигатель Gardner 4LK мощностью 42 л.с., соединенный с генератором. За вращение гребного винта отвечал электродвигатель Keith Blackman мощностью 30 л.с. Дизель позволял двигаться на поверхности воды или на небольшой глубине. Для скрытных подводных переходов предлагалось использовать электромотор и аккумуляторы.

Подлодки типа «XE» за счет всех нововведений были немного крупнее своих предшественниц. Их длина достигла 16,23 м, максимальная ширина увеличилась до 1,75 м. Нормальная осадка при этом по-прежнему равнялась 1,6 м. В надводном положении водоизмещение составляло 30,25 т, в подводном – 33,5 т.

Несмотря на увеличение габаритов и веса конструкции, скоростные характеристики остались прежними. «XE» могли разгоняться до 6,5 узла на поверхности и до 5,5 узла под водой. На максимальной скорости, при использовании дизеля, субмарина могла пройти до 500 морских миль. На экономической дальность плавания увеличивалась до 1700-1800 миль. Заряда аккумуляторов хватало для перехода длиной 82 мили. Прочность корпуса позволяла погружаться на 90 м.

Экипаж подлодки типа «XE», как и ранее, состоял из четырех человек. Командир и рулевой отвечали за движение по маршруту, поиск целей и установку мин. Моторист следил за работой силовой установки, а водолаз при необходимости должен был покидать подлодку через шлюз и устранять препятствия, мешающие движению. Основной задачей водолаза считалась резка противолодочных сетей при помощи соответствующего оборудования. Для выполнения некоторых задач приходилось вводить в экипаж одного дополнительного водолаза. Таким образом, на задание отправлялись пять подводников. Подобные «расширенные» экипажи участвовали в нескольких операциях 45-го года.

Немецкий линкор «Тирпиц» был поврежден при помощи нескольких специальных мин. Они представляли собой блоки особой формы, закрепляемые на бортах сверхмалой субмарины. В каждом таком блоке имелось 4400 фунтов (чуть менее 2 т) аммотола. Такие мины оснащались взрывателями с часовым механизмом. Добравшись до цели, британская подлодка должна была сбрасывать мины с взведенным взрывателем и покидать место операции. Операция Source подтвердила эффективность подобного боевого оснащения, благодаря чему оно сохранилось в проекте «XE». Кроме того, на внешней поверхности новой лодки теперь предусматривались дополнительные крепления для шести 20-фунтовых (около 9 кг) мин, которые следовало подвешивать под целью.


Подлодки XE8 и HMS Subtle, конец сороковых. Фото Maritimequest.com


Разработка проекта «XE» заняла несколько месяцев, после чего Королевский военно-морской флот, без особых дополнительных испытаний, заказал несколько новых субмарин. Согласно контракту, флот должен был получить 18 сверхмалых подлодок типа «XE». Заказ был разделен на три части: шесть субмарин должен был поставить завод Vickers Armstrong в г. Барроу-ин-Фернесс, еще две заказали предприятию Broadbent в Худдерсфилде. Остальные строились предприятием Marshall в Гэйнсборо. Строительство этой техники продолжалось до конца 1944 года. Серийные субмарины получали обозначения от XE1 до XE19.

Всего через несколько месяцев после начала строительства условия договора на строительство были изменены. Теперь адмиралы желали получить только 11 лодок, из-за чего прекратилось строительство лодки XE11, а последним изделием своего типа стала XE12. Примечательно, что остальные лодки, снятые со строительства, должны были иметь номера от 14 до 19. Суеверное командование решило обойтись без зловещего 13-го номера.

Сверхмалые подлодки типа «XE» предназначались для работы в Тихом океане и его морях. Они не могли самостоятельно добраться до своих новых баз. Буксировка штатным способом при помощи больших подлодок тоже исключалась. Для перевозки новой техники в декабре 44-го было выбрано транспортное судно HMS Bonaventure. Его оснастили некоторым оборудованием, необходимым для перевозки и обслуживания подлодок. Предполагалось, что переоборудованное судно-база подлодок доставит подводников-диверсантов в один из тихоокеанских портов, где они будут готовиться к операциям. Для буксировки сверхмалых подлодок предлагалось использовать полноценные субмарины.

В течение первой половины 1945 года экипажи подлодок «XE» тренировались в Великобритании и отрабатывали различные действия по атаке кораблей противника. В ходе подготовки экипажей новые подлодки понесли потери. 6 марта 45-го во время тренировки на озере Лох-Стривен подлодка XE9 столкнулась с заградительным судном. Корпус субмарины получил серьезные повреждения, из-за чего она затонула. Трое подводников погибли, двое других смогли спастись. Позже XE9 подняли, но восстанавливать не стали и утилизировали.

В начале лета 1945 года первые шесть (XE1-XE6) подлодок нового типа были доставлены в порт Лабуан (Малайзия) судном HMS Bonaventure. После этого началась подготовка к первым боевым операциям. К этому времени война на Тихом океане вошла в заключительную стадию, что соответствующим образом сказалось на количестве операций, к которым привлекались новые сверхмалые подлодки. Более того, из шести субмарин в боевой работе успели поучаствовать только четыре.

В июле и августе подводники-диверсанты приняли участие в операциях Sabre и Foil. Целью этих мероприятий было нарушение связи противника. Некоторые японские базы были соединены друг с другом кабелями для связи. Целью двух операций было уничтожение этих линий, после чего японцам пришлось бы использовать радиосвязь, которую могли перехватывать союзники. Единственным средством, способным решить такую задачу, были новые сверхмалые субмарины.


Судно HMS Bonaventure до переделки в носитель подлодок


В конце июля с базы Лабуан вышла подлодка HMS Spearhead с XE4 на буксире. Задачей подводников-диверсантов в рамках операции Sabre было уничтожение кабеля, соединявшего Гонконг и Сайгон. Сверхмалую субмарину доставили в район дельты р. Меконг, где она приступила к поискам. При помощи буксируемого якоря-кошки удалось найти один из кабелей. Кабель подняли над дном, после чего водолаз К. Бриггс покинул лодку и перерезал его. Вскоре был найден и второй кабель, резку которого поручили водолазу А. Берджиусу. 3 августа подлодки HMS Spearhead и XE4 успешно вернулись на базу.

6 августа на базу вернулись подлодки HMS Selene и XE5, участвовавшие в операции Foil. Их целью была линия связи Гонконг-Сингапур. Кабель нашли недалеко от гонконгского острова Ламма и вскоре приступили к его резке. Тем не менее, на этот раз подводникам пришлось столкнуться с серьезными проблемами. Водолазам пришлось работать в сложных условиях, буквально по колено в иле, и постоянно сменять друг друга из-за сравнительно большой глубины. Уходя с места работы, экипаж XE5 не был до конца уверен, что ему удалось нарушить связь противника. Только после капитуляции Японии стало известно, что операция завершилась успехом, из-за чего в начале августа 45-го гарнизоны Гонконга и Сингапура были вынуждены перейти на использование радиосвязи.

В начале августа подлодки XE1 и XE3 были задействованы в операции Struggle, в ходе которой они должны были атаковать японские боевые корабли в гавани Сингапура. Целями были назначены тяжелые крейсера «Мёко» (XE1) и «Такао» (XE3). Оба корабля к этому времени имели серьезные повреждения и не могли уйти из порта, но сохраняли свою огневую мощь. Ввиду невозможности ремонта они использовались в качестве плавучих зенитных батарей. Британские диверсанты должны были атаковать два корабля и, что называется, добить их, оставив порт без части ПВО.

На путь к цели ушло около 13 часов. Большую часть времени британские подводники добирались до гавани и пытались пройти через заграждения, после чего несколько часов ушло на поиск целей. По некоторым данным, японский флот несколько раз мог обнаружить диверсантов, но им удавалось вовремя скрываться.


Обслуживание подлодки XE8. Фото Maritimequest.com


Поиск конкретного корабля в подводном положении и без возможности использовать перископ является чрезвычайно сложной задачей. Экипаж подлодки XE1 не справился с ней и не смог оставить мины под днищем крейсера «Мёко». Экипаж субмарины XE3 успешно выполнил задачу и заминировал «Такао». Диверсанты установили на его днище набор малых мин, а на дно сбросили две мины общим весом 4 т. Подлодка XE1, не найдя свою цель, сбросила свою боевую нагрузку под обнаруженным «Такао», после чего оба экипажа направились к выходу из гавани.

Почти одновременный взрыв четырех мин с зарядами аммотола суммарным весом 8 т не смог потопить японский корабли. Тем не менее, «Такао» получил серьезные повреждения. В днище корабля образовалась пробоина размерами около 20х10 м, из-за чего несколько отсеков были затоплены. Взрыв мин привел к повреждению орудийных башен и ряда важной аппаратуры. «Такао» остался на плаву, но больше не мог выполнять свои функции. До конца войны корабль не ремонтировался ввиду отсутствия такой возможности.

Три операции с участием сверхмалых подлодок типа «XE» были признаны успешными. Четыре экипажа субмарин привели в негодность несколько кабелей связи, а также нанесли серьезный ущерб крейсеру «Такао». За успешное выполнение боевых задач подводники-диверсанты были представлены к государственным наградам.

После операции Struggle подлодки типа «XE» не использовались в боевых операциях. В августе 1945 года на Тихом океане попросту не нашлось задач для такой техники. После капитуляции Японии судно HMS Bonaventure со всеми использовавшимися подлодками вернулось в Великобританию. Ввиду отсутствия задач дальнейшая судьба этой техники была незавидной.

До конца 1944 года было построено всего 11 подлодок «XE», одна из которых была потеряна весной 45-го. Первые шесть субмарин, в том числе участвовавшие в реальных операциях, были списаны к концу 1945 года и отправились на утилизацию. Прочие лодки оставались на своих базах до начала пятидесятых. В 1952 году их тоже списали. 9 подлодок были разобраны на металл. XE12 в последние годы своего существования стала источником запчастей для других субмарин. Оставшиеся после разбора агрегаты отправились в переплавку.

В 1952 году вместе с другими подлодками была списана XE8, имевшая неофициальное прозвище Expunger. В отличие от своих систершипов, она не отправилась на разделку, а стала мишенью. Вскоре ее затопили. В 1973 году останки подлодки собрали и отправили на ремонт. Сотрудники музея Chatham Historic Dockyard при участии Имперского военного музея провели ремонт этой подлодки, после чего сделали ее экспонатом. К сожалению, большую часть надстройки восстановить не удалось. С середины семидесятых субмарина остается в музее, регулярно проходит ремонт и реставрацию, олицетворяя собой любопытную страницу в истории британского военного кораблестроения.


Корма музейной лодки XE8. Фото Wikimedia Commons


Проект «XE», являвшийся глубокой модернизацией предыдущего «X», сохранил все его положительные черты. Благодаря этому Королевский военно-морской флот Великобритании получил достаточно совершенные и эффективные сверхмалые подводные лодки. Лодки проекта «XE» создавались специально для Тихоокеанского театра военных действий Второй мировой войны, но не имели почти никаких особенностей, прямо связанных со своим предназначением. Тем не менее, в проекте были учтены некоторые особенности опыта эксплуатации «Эксов».

Подлодки типа «XE» попали на Тихий океан сравнительно поздно – только в июле 1945 года. Из-за этого они успели поучаствовать только в трех операциях. Тем не менее, все три операции завершились успехом: подводники благополучно и без потерь перерезали все указанные вражеские кабели и нанесли фатальные повреждения крейсеру. Это означает, что, не считая ненайденного крейсера «Мёко», четыре экипажа подлодок успешно выполнили четыре боевые задачи.

Командование британского флота видело успехи подводников-диверсантов, использующих новую технику, и приняло их во внимание. Результатом этого стало появление нового проекта сверхмалой субмарины для специальных операций. В середине пятидесятых годов был разработан проект Stikleback, по которому построили четыре подлодки. Новые субмарины представляли собой дальнейшее развитие старых «XE», созданное с использованием современных технологий.


По материалам сайтов:
http://wrecksite.eu/
https://warhistoryonline.com/
http://thebrigade.com/
http://navyworld.narod.ru/
http://pwencycl.kgbudge.com/
http://forum.worldofwarships.ru/
http://maritimequest.com/
2 комментария
Информация
Уважаемый читатель, чтобы оставлять комментарии к публикации, необходимо авторизоваться.
  1. +1
    13 июля 2015 10:59
    В самом деле - любопытная страница истории британского кораблестроения. В новейшей истории нашего ВМФ(СССР имеется ввиду) концепция была реализована в сверхмалых ПЛ пр. 908 "Тритон-2"( и в принцепе всё "семейство "Тринтнов") и (как "вершина") пр.865 "Пиранья".
  2. 0
    13 июля 2015 15:26
    Не сглашусь-все таки"Тритоны"это подводные буксировщики заполняются водой,небольшая автономность."Пиранья"да,практически аналог,но в контексте данной статьи возможно лишь упомянуть о ней т.к.разница в постройке(по времени),уровень примененных технологий не позволяет вести какое-либо сравнение.А"бритты"молодцы для своего времени удачная конструкция,что подтверждается эффективностью применения.