Железнодорожная артиллерия Советского Союза

8
В Советском Союзе, в 30 годах начали создавать платформы ТМ-1-180 с орудием калибра 180-мм «Б-1-П», использовали орудия от береговой установки морской артиллерии «МО-1-180» с небольшими изменениями. Был уменьшен броневой листвой щит, лобовая часть стала 38-мм, по бокам и сверху 20-мм. Уменьшенный калибр и установка восьми опорных ног, помогли добиться железнодорожной артиллерийской установке кругового обзора и обстрела, орудие вращалось на центральном опорном штыре. Мелкая нарезка ствола 1.35-мм, было особенностью первых платформ, в дальнейшем использовали глубокою нарезку «3.6-мм», артиллерийские снаряды взаимозаменяемыми не были.

Железнодорожная артиллерия Советского Союза


Производство самих железнодорожных платформ «ТМ-1-180» осуществлял Николаевский завод №198, а сами орудия Б-1-П производил завод «Баррикады». Выпуск платформы начался в 1934 году, в боезапас установок входили осколочно-фугасные, полубронебойные и бронебойные снаряды, граната с дистанционным взрывателем «ВМ-16», с одинаковым весом 97.5 килограмм.

Основное предназначение артиллерийских батарей на железнодорожных платформах борьба и уничтожение надводных кораблей противника. В начале Второй Мировой войны Финский залив был полностью прикрыт огнем железнодорожных батарей, трех батарей калибра 356-мм, трех батарей калибра 305-мм и восьми батарей калибра 180-мм. Они дополняли стационарные морские артиллерийские батареи калибра 152-мм и 305-мм. Но так как войска вермахта не планировали захват залива с помощью надводных кораблей, железнодорожные батареи оказались без дела.

В первые дни войны нелегко пришлось артиллерийским железнодорожным батареям №17и №9, финские войска заблокировали их на полуострове Ханко. Батареи были использованы для ведения огня по укрепленным финским позициям и обстрела Финского Таммисаари. В конце 41 года, когда Советские войска покидали полуостров, батареи уничтожили, стволы калибра 305-мм взорвали, опорные ноги сломали и утопили вместе с платформами.

Но Финны, все-таки восстановили батареи, платформы вытащили из воды, опорные ноги были восстановлены, стволы доставили с линейного корабля «Александр III» через оккупированную Европу. Железнодорожную батарею калибра 305-мм ввели в строй, а 180-мм поставить в строй не успели и после заключенного перемирия с Финляндией в 1944 году, СССР получила назад все батареи. В 1945 году они вошли с состав Советских Вооруженных Сил в качестве батарей железнодорожной бригады.



С пятым мая 1936 года связана история создания новейших артиллерийских установок очень крупного калибра, Совет народных комиссаров утвердил постановление о создании железнодорожной артиллерии крупного и особо крупного калибра.

В 1938 году выдается техническое задание на производство железнодорожных платформ «ТП-1» с орудием калибра 356-мм и «ТГ-1» с орудием калибра 500-мм. По проекту «ТП-1» создавалось с целью противодействия линейным надводным кораблям и мониторам противника и для применения батарей в наземных операциях с бетонных комплексов проекта «ТМ-1-14». «ТГ-1» предназначалось использовать только в наземных операциях.

В работе по созданию этих колоссальных боевых железнодорожных батарей принимали участие несколько десятков заводов со всего Советского Союза. Стволы на ТП-1 и ТГ-1 устанавливали лейнированные, поршневые затворы открывались двухтактно вверх, платформы были идентичны ТМ-1-14. Скорость движения по железнодорожным путям до 50 км/ч, имелась возможность перестройки движения по железной дороге западного образца.

Для ТГ-1 с орудием 500-мм было предусмотрено два снаряда, бронебойный усиленной мощности (бетонобойный) весом в 2 тонны и имеющий 200 кг взрывчатой смеси и фугасный, весом в полторы тонны и имеющим взрывной смеси около300 кг.

Бронебойной снаряд усиленной мощности (бетонобойный) пробивал бетонные стены толщиной до 4,5 метров.



Для ТП-1 с орудием калибра 356-мм были предусмотрены дальнобойные, фугасные, бронебойные и комбинированные снаряды. Фугасный и бронебойный были одинакового веса – 750 кг и отличались количеством взрывчатой смеси. Дальнобойный боеприпас отличался от бронебойного только уменьшенным весом - 495 кг, и соответственно дальностью, 60 км против 49 км.

Комбинированным боеприпасом в 40 годах считали подкалиберный боеприпас, весом в 235 кг ( вес самого снаряда 127 кг), дальностью поражения 120км.

Советский союз планировал до конца 1942 года построить в общей сложности 28 орудий на железнодорожной платформе данных проектов, но из-за постоянной загруженности заводов созданием надводных кораблей, было построено только одна ТП-1 и одна ТГ-1. А после начало войны работы по проектам были прерваны.

Послевоенные годы Советский Союз начинает проектирование новых артиллерийских комплексов на железнодорожных платформах различного калибра.
Еще в 43 году, «ЦКБ-19» спроектировало артиллерийскую систему с калибром 406-мм. Проект «ТМ-1-16» с качающимся узлом Б-37. В 51 году уже «ЦКБ-34» используя эти наработки, разработало проект «СМ-36». В проекте впервые использовали систему двойного отката, специализированная ПУС «Б-30» и радиолокационная станция «Редан-3». РЛС начали разрабатывать еще в 48 году и в ней применили новый индикатор для точных координат по всплескам от попаданий снарядов. Но в конце 54 года проект был остановлен.

Прекращение разработок артиллерийских систем на железнодорожных платформах носило политический характер. Генеральный секретарь ЦК КПСС Н.С.Хрущев свел работы над созданием крупной артиллерии на нет.

Но тяжелая артиллерия еще долго находилась на вооружении флота. На начало 84 года в составе Военно-Морского флота Советского Союза числилось 13 установок. Восемь ТМ-1-180 находились в составе Черноморского флота, военно-морская база в Ленинграде имела в своем составе три ТМ-1-180 и две ТМ-3-12.
8 комментариев
Информация
Уважаемый читатель, чтобы оставлять комментарии к публикации, необходимо авторизоваться.
  1. -2
    23 октября 2011 12:11
    Толку от такой артиллерии
    1. +5
      23 октября 2011 20:03
      Попытаюсь объяснить, применение орудий большого калибра во второй мировой - дело обычное, а вот перемещать такие орудия (особенно после залпа) удобнее всего было по железке, отсюда - поезда, теперь о толке - запустить снаряд на расстояние свыше 100 км, который гарантированно пробивал бетонные стены толщиной до 4 метров для того времени очень неплохой показатель. Да и сейчас калибр артиллерии имеет значение возьмите хотя бы "Тюльпан" хоть и миномет, но все-таки....
      1. 0
        25 октября 2011 20:17
        Я исходил из понятия живучесть. Такой бронепоезд вывести из строя не представляет себе особого труда
    2. 0
      8 февраля 2012 08:39
      Толк вот в чём: батарея может быть всего одна, а оборудованных (или не оборудованных) позиций может быть сколько угодно. В любой момент можно перебазировать орудия на другую позицию, тем самым увеличть оперативный район их применения, спутав карты портивнику ; в случае угрозы например с воздуха загнать в тоннель (укрытие), снять с текушей позиции и вывести батарею из под удара. Короче смысл был - это мобильность.
  2. тюменец
    +1
    23 октября 2011 17:25
    20 век - это было время титанов. Что-то ушло, что-то осталось.
    1. zczczc
      -2
      24 октября 2011 02:25
      тюменец35, мда, теперь воюют дезинфомацией и фосфором. Главное, чтобы быстрыми нейтронами не удумали...
  3. dred
    0
    16 декабря 2011 13:13
    Вот это вещь.
  4. vylvyn
    0
    7 марта 2012 13:32
    Видел подобный поезд в Ленинградской области на берегу Финского залива. Финляндию оттуда было видно. Один вид орудия вызывает уважение. А если учесть, что это подвижная огневая позиция, становится понятна её ценность как при обороне от флота, так и наземных противников. Статическую береговую артиллерию так лихо и быстро перебрасывать с места на место не получиться.