Ленд-лиз. Северные конвои. Стратегическое значение

Ленд-лиз. Северные конвои. Стратегическое значение


С началом войны против Советского Союза, гитлеровское руководство рассчитывало на политическую изоляцию нашей страны, однако уже 12 июля 1941 г. между Великобританией и СССР было подписано соглашение о совместных действиях в войне против Германии. На состоявшейся в Москве 29 сентября – 1 октября конференции представителей СССР, Великобритании и США были приняты решения о предоставлении Советскому Союзу помощи вооружением и стратегическими материалами и наших поставках в США и Англию сырья для военного производства.

Существовавшая в годы войны система передачи со стороны США взаймы или в аренду вооружения, боеприпасов, транспортных средств, промышленного оборудования, нефтепродуктов, сырья, продовольствия, информации и услуг, необходимых для ведения войны, странам – союзницам по антигитлеровской коалиции 1941–1945 гг. Ленд-лиз от англ. lend – давать взаймы и lease – сдавать в аренду была придумана президентом США Ф. Рузвельтом, стремившимся оказать поддержку государствам, подвергшимся нападению германских и японских агрессоров. Закон о ленд-лизе принят Конгрессом США 11 марта 1941 г. Срок действия его неоднократно продлевался и распространялся не только на период войны, но и на первые послевоенные годы. Закон заработал сразу после его принятия. На 30 июня 1945 г. соглашения о поставках по ленд-лизу были подписаны США с 35 странами. В ответ на поступавшие в СССР вооружение и другие грузы союзники получили 300 тыс. тонн хромовой руды, 32 тыс. тонн марганцевой руды, значительное количество платины, золота, леса и т.д. Расчеты с США за поставленные в ходе войны товары Россия завершила только в 2006 г.


Как только стало очевидным, что вскоре в Советский Союз начнут поступать грузы из Великобритании и США, сразу встал вопрос о маршрутах их доставки. Самый близкий и безопасный путь из Америки в СССР летом и осенью 1941 г. пролегал через Тихий океан. Но, во-первых, из 5 крупнейших советских тихоокеанских портов только Владивосток имел железнодорожное сообщение с фронтом, во-вторых, грузы из Приморья на недели застревали на Транссибирской магистрали. Тем не менее, «тихоокеанский маршрут» функционировал всю войну и по нему в Советский Союз доставили 47% импортных грузов. Здесь же действовал недосягаемый для противника воздушный мост Аляска – Сибирь, по которому в СССР было доставлено около 8 тыс. самолетов. Другой маршрут пролегал через Персидский залив и Иран. Но он смог начать функционировать только в середине 1942 г. Впоследствии, когда решили все технические и организационные проблемы, этот маршрут принял на себя 23,8 % всех поставок союзников. Однако это было потом, а помощь требовалась уже осенью 1941 г.

Самым целесообразным являлся третий маршрут – через Норвежское и Баренцево моря в Архангельск и Мурманск. Несмотря на то, что суда преодолевали этот путь за 10–14 суток, и близость северных портов к центру страны и фронту, у этого маршрута имелись существенные недостатки. Незамерзающий порт Мурманск находился всего в нескольких десятках километров от линии фронта и поэтому подвергался непрерывным ударам с воздуха. Архангельск, сравнительно удаленный от линии фронта, на несколько месяцев в году становился недоступным для судов из-за замерзания Белого моря. Сам маршрут от Британских островов до Кольского полуострова проходил вдоль оккупированного Норвежского побережья, где находились базы германских ВВС и ВМФ, и такими образом на всем своем протяжении он находился под непрерывным воздействием сил флота и авиации противника. Тем не менее, в решающий для нашей страны период 1941–1942 гг. северное направление оказывалось наиболее эффективным.

Организация конвоев и ответственность за безопасность их переходов в наши порты и обратно возлагалась на британское адмиралтейство. В соответствии со сложившейся в английском флоте организацией конвойной службы всеми вопросами формирования конвоев и их перехода занимался отдел торгового мореплавания адмиралтейства. Конвои формировались в базе Лох-Ю и Скапа-флоу в Англии, Рейкьявике и зал. Хваль-фьорд в Исландии (в 1944–1945 гг. – только Лох-Ю). Пунктами прибытия конвоев и отправки их обратно являлись Архангельск, Молотовск (Северодвинск), Мурманск. Переходы совершались за 10–14 суток. В период ледостава движение судов в Белом море обеспечивали советские ледоколы. В состав конвоев включались английские транспорты, грузившиеся в различных портах, американские и другие союзные транспорты, прибывавшие в Англию или Рейкьявик из США. С 1942 г. более половины судов в составе конвоев были американские. С ноября 1941 г. по март 1943 г. (до перевода части наших судов на Дальний Восток) включались и советские транспорты. Ограниченность нашего торгового флота и недостаток судов со скоростью 8–10 узлов не позволили использовать их в более широких масштабах.

Первоначально англичане формировали конвои из 6–10 судов, посылая их с промежутком от одной до трёх недель. С марта 1942 г. число транспортов в конвоях увеличилось до 16–25, а PQ-16, PQ-17 и PQ-18 имели соответственно 34, 36 и 40 единиц. С конца декабря 1942 г. большие конвои начали разделять на две группы, каждая из 13–19 судов. С февраля 1944 г. стали посылаться конвои, состоящие из 30–49, а в 1945 г. – из 24–28 транспортов. Переход конвоев осуществлялся по маршруту Англия (или Исландия) – о. Ян-Майен – о. Медвежий – Архангельск (или Мурманск). В зависимости от ледовой обстановки в Гренландском и Баренцевом морях маршрут выбирался севернее о. Ян-Майен и Медвежий (возможно дальше от баз и аэродромов противника в Северной Норвегии) или южнее этих островов (в зимнее время). Англичане применяли круговое охранение транспортов. В его состав включались эскадренные и эскортные миноносцы, корветы, фрегаты, шлюпы, тральщики и охотники за подводными лодками. Каждому кораблю определялось место в общем походном ордере конвоя. При обнаружении подводных лодок отдельные корабли охранения покидали строй и начинали преследование, нередко отрываясь далеко от конвоя. В ряде случаев конвой распадался (в штормовую погоду, при угрозе нападения надводных кораблей).

Для охраны конвоя от возможного нападения надводных кораблей выделялся отряд прикрытия. Иногда он делился на две группы: крейсерский отряд (ближнее прикрытие) и отряд дальнего (оперативного) прикрытия, в состав которого включались линейные корабли, крейсера, иногда и авианосцы. Отряд оперативного прикрытия двигался параллельно курсу движения конвоя или развёртывался на дальних подходах к базам противника. В операционной зоне Северного флота (восточнее меридиана 18°, а затем 20° восточной долготы) охранение усиливалось советскими кораблями и авиацией. Кроме того, советские корабли осуществляли поиск подводных лодок и траление фарватеров на подходах к Кольскому заливу и в горле Белого моря – к Архангельску.

Ленд-лиз. Северные конвои. Стратегическое значение

Глубинное бомбометание на входе в Кольский залив


Первый конвой из Великобритании в СССР вышел 21 августа 1941 г. Он состоял из 6 английских и 1 датского транспорта в охранении 2 эсминцев, 4 корветов и 3 тральщиков. Он получил наименование по названию операции по его проводке – «Дервиш». Но впоследствии, когда конвоям, идущим в Советский Союз присвоили литерное обозначение РQ, то первый в документах стал именоваться PQ-0. Это обозначение возникло совершенно случайно и являлось инициалами британского офицера, ведавшего в то время в оперативном управлении адмиралтейства планированием конвойных операций в Советский Союз – Питера Квилина (Peter Quelyn). Обратные конвои обозначались QP. С декабря 1942 г. конвои обозначались соответственно YW и RA и порядковый номер, начиная с условного номера – 51.

31 августа 1941 г. конвой «Дервиш» без потерь прибыл в Архангельск и стал реальным воплощением англо-советского военного сотрудничества. Дело в том, что на причалы Архангельского порта, наряду с грузовиками, минами, бомбами, каучуком, шерстью выгрузили 15 разобранных английских истребителей «Харрикейн». До конца 1941 г. было проведено в обоих направлениях еще 10 конвоев. Сложившаяся в 1941 г. на внешних коммуникациях обстановка не вызывала беспокойства за судьбу внешних конвоев. Германский план «Барбаросса» планировал разгром Советского Союза в скоротечной компании в основном силами сухопутных войск и авиации. Поэтому германский ВМФ также не рассматривал Заполярье как район возможного приложения своих усилий. Немцы не предпринимали никаких мер по нарушению внешних коммуникаций и потерь в конвоях не было. 1942 г. для северных конвоев был во многом не похож на предыдущий, ощущалось все возрастающее воздействие противника.

Поскольку А. Гитлер не верил, что немецкий флот может достичь решающих целей войны на Западе против Великобритании, он решил использовать ядро крупных надводных кораблей, значительные силы подводного флота и авиации для достижения победы на Востоке. Для того, чтобы прервать морские сообщения между Советским Союзом и Великобританией, а также, предотвращения возможной высадки десанта в Северную Норвегию, в январе–феврале 1942 г. в район Тронхейма были перебазированы линейный корабль «Тирпиц», тяжелые крейсеры «Адмирал Шеер», «Лютцов», «Хиппер», легкий крейсер «Кельн», 5 эсминцев и 14 подводных лодок. Для обеспечения этих кораблей, а также для защиты своих коммуникаций немцы сосредоточили здесь значительное число тральщиков, сторожевых кораблей, катеров и различных вспомогательных судов. Численность 5-го воздушного флота Германии, базировавшегося в Норвегии и Финляндии, к весне 1942 г. увеличилась до 500 самолетов. Первое судно на трассе северных конвоев было потеряно 7 января 1942 г. Им оказался английский пароход «Вазиристан», шедший в составе конвоя РQ-7. Первая крупная операция надводных сил гитлеровцев против союзных конвоев была проведена в марте 1942 г. (кодовое наименование «Шпортпалас»). На перехват конвоя QP-8 вышли линкор «Тирпиц» в охранении 3 эсминцев и подводных лодок. В результате чего был потоплен отставший от конвоя лесовоз «Ижора».

Ленд-лиз. Северные конвои. Стратегическое значение

Гибель лесовоза «Ижора»


В марте 1942 г. немецкая авиация начала наносить удары по конвоям на переходе морем, а с апреля приступила к массированным налетам на Мурманск. В результате воздушных атак конвой РQ-13, пришедший в Мурманск 30 марта, потерял 4 судна и корабль охранения.

Ленд-лиз. Северные конвои. Стратегическое значение

Горящие дома Мурманска июль 1942 г.

Если до этого времени Северный флот обеспечивал движение внешних конвоев в порядке повседневной боевой деятельности, то начиная с конвоя РQ-13 для обеспечения двух очередных конвоев (приходящего в СССР и уходящего в Великобританию) флот стал проводить операции, в которой участвовали почти все силы флота: эсминцы и сторожевые корабли усиливали непосредственное охранение конвоя; авиация наносила бомбовые удары по аэродромам и базам, прикрывала конвои при приближении их на расстоянии 150–200 миль к берегу и осуществляла противоздушную оборону баз и стоянок судов; тральщики, сторожевые корабли и катера поддерживали прибрежные районы и рейды в безопасности от мин и подводных лодок. Все эти силы развертывались на восточном участке маршрута движения конвоев протяженностью до 1000 миль. Но обстановка усложнялась и из 75 судов в составе 4 конвоев, вышедших из Великобритании, Исландии и Советского Союза в апреле было потоплено 9: QР-10 – 4 судна, РQ-14 – 1 судно, РQ-15 – 3 судна.

В конце мая конвой РQ-16 от ударов авиации потерял 6 транспортов. 30 мая в воздушном бою над этим конвоем, сбив три Ю-88, погиб один из прославленных летчиков Великой отечественной войны 1941–1945 гг. командир авиаполка Герой Советского Союза подполковник Б.Ф. Сафонов (27 мая он был представлен Главкомом ВМФ к награждению второй медалью Золотая звезда). В целом обстановка вокруг северных конвоев, летом 1942 г. может быть определена как критическая. Своеобразным водоразделом, самым глубоким кризисом северных конвоев стал РQ-17, ставший самым трагическим конвоем Второй мировой войны.
27 июня 1942 г. РQ-17 вышел из Хваль-фьорда в Исландии в составе 36 транспортов (в том числе советские танкеры «Азербайджан» и «Донбасс») и 3 спасательных судов. Два транспорта вскоре вернулись из-за повреждений. Эскорт включал до 20 английских кораблей (эсминцы, корветы, корабли ПВО и тральщики). Южнее конвоя шел отряд ближнего прикрытия в составе 4 крейсеров и 2 эсминцев. В восточной части Норвежского моря маневрировал отряд дальнего прикрытия в составе 2 линкоров, 2 крейсеров и авианосца «Викториес» с прикрытием из 12 эсминцев. К 29 июня у побережья Северной Норвегии были развернуты подводные лодки Северного флота К-2, К-21, К-22, Щ-403 и девять английских.

Ленд-лиз. Северные конвои. Стратегическое значение

Конвой РQ-17


На аэродромах Кольского полуострова были подготовлены к действиям 116 самолетов. Таким образом, обеспечение конвоя надводными силами было достаточно надежным на случай встречи с эскадрой противника. Для разгрома конвоя немецко-фашистское командование подготовило 108 бомбардировщиков, 30 пикирующих бомбардировщиков и 57 торпедоносцев. Против конвоя должны были действовать 11 подводных лодок. Две группы надводных кораблей находились в Тронхейме (линкор «Тирпиц», тяжелый крейсер «Адмирал Хиппер», 4 эсминца), и в Нарвике (тяжелые крейсера «Адмирал Шеер», «Лютцов», 6 эсминцев). Использовать крупные надводные корабли для атаки конвоев А. Гитлер разрешил лишь при условии, если поблизости не будет английских авианосцев.

1 июля воздушная разведка противника обнаружила конвой РQ-17 в Норвежском море. В течение первых 4-х дней конвой успешно отражал атаки самолетов и подводных лодок, хотя были потоплены 3 транспорта. Примерно в тоже время отряд кораблей противник при развертывании из Нарвика в Альтен-фьорд наскочил на камни, в результате чего получили повреждения тяжелый крейсер «Лютцов» и 3 эсминца. Утром 4 июля союзному командованию стало известно о предстоящем развертывании надводной группировки сил противника, в том числе линкора «Тирпиц». Первым морским лордом адмиралом Д. Паундом было принято решение о рассредоточении конвоя. В 22 ч 30 мин 4 июля по приказу английского адмиралтейства эсминцы непосредственного охранения и корабли ближнего прикрытия отошли на запад для соединения с отрядом дальнего прикрытия. Транспортам приказали рассредоточиться и самостоятельно следовать в советские порты.

5 июля около 11 часов немецкая эскадра во главе с линкором «Тирпиц» (12 кораблей) вышла в море. Вскоре в районе к северу от Гаммерфеста подводная лодка К-21 (капитан 2 ранга Н.А. Лунин) обнаружила ее, атаковала торпедами линкор и донесла об этом командованию. В тот же день эскадра была обнаружена самолетом и подводной лодкой англичан, которые также донесли о ее появлении. Перехватив эти радиограммы, немецкое командование приказало эскадре вернуться в Альтен-фьорд. Оставленные без прикрытия суда в условиях полярного дня стали легкой добычей авиации и подводных лодок противника. С 5 по 10 июля в северо-восточной части Баренцева моря было потоплено 20 транспортов и спасательное судно. Из состава конвоя спаслись в основном те суда, которые укрылись в бухтах и заливах Новой Земли и экипажи которых проявили героизм в борьбе за живучесть своих судов.

Со стороны Северного флота потребовались энергичные и обширные мероприятия по поиску и оказанию помощи транспортам. 28 июля в Архангельск пришел последний транспорт конвоя РQ-17 – «Уинстон Сэйлем». Из 36 транспортов конвоя РQ-17 два судна вернулись в Исландию, до Мурманска и Архангельска дошли 11, были потоплены 23. Погибли 153 человека. Советскими кораблями и судами было спасено около 300 английских и советских моряков. Вместе с транспортами были потеряны 3350 автомашин, 430 танков, 210 самолетов и около 100 тыс. тонн грузов.

После катастрофы с конвоем РQ-17 британское правительство отказалось направлять в Советский Союз конвои. Лишь под давлением советского правительства в начале сентября из Исландии в Советский Союз вышел конвой РQ-18. В его составе было 40 судов. Конвой обеспечивало более 50 кораблей охранения. Впервые в охранение был включен конвойный авианосец с 15 самолетами на борту, которые при налете вражеской авиации нанесли противнику значительный урон. Условия перехода конвоя РQ-18 во многом были схожи с предыдущим, но на этот раз корабли эскорта и все силы обеспечения союзников приняли бой. Конвой атаковали 17 подводных лодок и более 330 самолетов. Всего из состава конвоя РQ-18 немецкой авиации удалось потопить 10 транспортов, подводным лодкам – 3 транспорта. В зоне Северного флота потоплен лишь 1 транспорт. Немецкий флот и авиация получили должный отпор – были потоплены 4 лодки и сбит 41 самолет.

Ленд-лиз. Северные конвои. Стратегическое значение

Британский ЭМ «Эскимос» в охранении РQ-18


При переходе конвоев РQ-18 и QР-14 потери с обеих сторон были велики, но стало понятно, что при сильном охранении и достаточных мерах обеспечения немцы не смогут прервать на Севере пути сообщения между Советским Союзом и Великобританией. Однако союзники опять отказались посылать конвои до наступления полярной ночи. В октябре – ноябре 1942 г. по предложению советского командования была испытана система движения одиночных транспортов («движение по капле»). Плавание одиночных судов союзники считали малоэффективным, и в дальнейшем от него отказались.

С наступлением полярной ночи, зимней штормовой погоды возобновилось движение конвоев в Советский Союз. Первый конвой в середине декабря прошел незамеченным противником. Второй был атакован двумя тяжелыми крейсерами и 6 эсминцами. К транспортам они не пробились. Обе стороны потеряли по эсминцу, а потерь в транспортах не было. Эта неудача стала одной из причин того, что А. Гитлер принял решение о замене командующего немецким флотом гросс-адмирала Э. Редера, приверженца действий крупных надводных сил сменил адмиралом К. Деницом, отдававшим приоритет подводным силам. В январе и феврале 1943 г. на Севере прошло несколько конвоев с сильным охранением. С февраля по ноябрь 1943 г. в советские порты не пришло ни одного конвоя – слишком велик был еще синдром РQ-17. При том, что за всю зиму конвои, шедшие в Советский Союз не потеряли ни одного транспорта. Правда, обратные конвои потеряли 6 судов, потопленных немецкими подводными лодками. Но это 6 из 83 транспортов.

После потопления английскими кораблями в декабре 1943 г. линкора «Шарнхорст» в Баренцевом море германское командование отказалось от привлечения крупных надводных кораблей для борьбы с конвоями. Активность немецкого флота в Северной Атлантике резко уменьшилась. Основными противниками конвоев на Севере стали подводные лодки, количество которых возросло.

С февраля 1944 г. английское адмиралтейство возвратилось к формированию крупных конвоев для СССР с 1–3 эскортными авианосцами в охранении. В обороне конвоев вырос удельный вес кораблей, которые вели предварительный поиск. В системе противолодочной обороны значительно возросла роль флотской авиации. В течении 1944 г., в счет поставок по ленд-лизу Северный флот получил 21 большой охотник, 44 торпедных катера, 31 сторожевой катер, от США 34 тральщика, оснащенных акустическими и электромагнитными тралами, имевших гидроакустические станции и реактивные бомбометы «Хеджехог», что качественно изменило тральные силы флота. Кроме того, в соответствии с решениями Тегеранской конференции в счет будущего раздела итальянского флота, в августе 1944 г. советские экипажи привели на Север линкор «Архангельск» («Ройял Соверен»), 9 эсминцев типа «Жаркий» (типа «Ричмонд»), 4 подводные лодки типа «Урсула» («В») – от Великобритании, крейсер «Мурманск» («Милуоки») – от США. Противник неоднократно пытался воздействовать на внешние коммуникации союзников, но особых успехов не имел. До 5 мая в обе стороны прошло 8 конвоев из 275 транспортов, потеряв всего 4 транспорта и два эсминца. За весь год 1944 г. немцам удалось потопить 6 транспортов и 3 корабля охранения, потеряв 13 подводных лодок.

Внешние конвои продолжали движение между английскими и советскими портами до 28 мая 1945 г. Завершающая фаза кампании характеризуется возросшей активностью подводных лодок противника. Они стали действовать в районах, где уклонение от них было практически невозможно – на подходах к Кольскому заливу и прилегающих к нему районах. При переходе союзных конвоев число вражеских подводных лодок в этих районах увеличивалось до 10–12. Все они прошли модернизацию и были снабжены устройством «Шнорхель», обеспечивающим работу дизелей и зарядку аккумуляторных батарей на перископной глубине, имели более совершенные радиолокационные и гидроакустические станции и получили на вооружение самонаводящиеся акустические торпеды. Все это вынуждало командование Северного флота выделять дополнительные противолодочные силы по маршруту движения конвоев. Всего для обеспечения безопасности внешних конвоев корабли флота в 1945 г. выходили в море 108 раз, противолодочная авиация совершила 607 самолетовылетов. При проводке внешних конвоев союзники потеряли 5 транспортов и 5 кораблей охранения. Северный флот потерял эсминец «Деятельный», торпедированный 16 января подводной лодкой противника. В 1945 г. из Англии в северные порты СССР прибыло 5 конвоев в составе 136 транспортов, обратно отправилось столько же конвоев – 141 транспорт.

Проводки конвоев сохранили множество примеров взаимопомощи и взаимовыручки английских и советских моряков и летчиков. Ряд из них были награждены орденами СССР и Великобритании. Союзные арктические конвои стали одним из ярких примеров боевого взаимодействия союзных флотов во Второй мировой войне. Так, героический подвиг совершил экипаж советского лесовоза «Старый большевик», шедший в составе конвоя РQ-16. Судно, груженное военной техникой, боеприпасами и бензином, было атаковано и подожжено фашисткой авиацией. Советские моряки отклонили предложение английского командования перейти на другие транспорты. Конвой ушел, оставив горящий лесовоз. Восемь часов экипаж потерявшего ход судна отбивал атаки самолетов противника, боролся с водой, огнем и вышел победителем. Устранив повреждения, советские моряки доставили необходимый фронту груз в Мурманск. За проявленное мужество многие члены экипажа были награждены орденами и медалями, а капитан судна И.И. Афанасьев и рулевой Б.И. Аказенок удостоились звания Героя Советского Союза.

Ленд-лиз. Северные конвои. Стратегическое значение

«Старый большевик»


В историю северных конвоев вписано немало героических страниц. Наиболее наглядная из них это трагедия РQ-17. Небольшой канадский военизированный траулер «Айршир» под командованием лейтенанта Л. Градвелла после приказа о рассредоточении взял под свою охрану 3 транспорта и увел их во льды. Закамуфлировав суда под айсберги, расчехлив и приведя в боевую готовность орудия перевозимых танков, группа без потерь прибыла на Новую Землю, а оттуда в Архангельск. Капитан танкера «Азербайджан» В.Н. Изотов отказался перейти с горящего судна на подошедшие корабли-спасатели, команда танкера, состоящая в основном из женщин, сумела не только локализовать пожар, а вскоре и потушить его. Топливо было доставлено по назначению. Часть экипажа погибшего в апреле 1942 г. советского парохода «Киев» (конвой QР-10) возвращалась на Родину, на английском транспорте «Эмпайр Байрон». Когда судно было торпедировано немецкой подводной лодкой, английские и советские моряки оказались в одной шлюпке. Умелые действия английского старпома В. Праса и советского судового врача А.И. Лескина спали им жизнь.

Всего за годы войны арктическими водами в Советский Союз прошло 40 конвоев в составе 811 судов. Из них 58 транспортов были уничтожены противником на переходе и 33 вернулись в порты отправления. В обратном направлении из Советского Союза в порты Великобритании и Исландии в составе 35 конвоев ушло 715 судов, из которых 29 были потоплены на переходе, а 8 – вернулись. Таким образом, в обоих направлениях за годы войны в северных конвоях весь маршрут прошли 1398 судов, потери составили 87 судов, 69 из которых пришлись на самый трагический 1942 г.

Северный маршрут сыграл крайне важную роль в доставке для СССР стратегических грузов на первом этапе войны. Риск был оправдан скоростью доставки вооружения на советский фронт в самый тяжелый для страны период. До июля 1942 г. с северными конвоями направлено 964 тысячи тонн оружия, материалов и продовольствия – 61% всех грузов, ввезенных в СССР из-за рубежа. Северным путем было доставлено 2314 танков, 1550 танкеток, 1903 самолета и др. С июля 1942 до конца 1943 г. началось заметное снижение роли северного маршрута, общая доля поставок в СССР сократилась с 61% до 16 %. Хотя по-прежнему почти половина всего ввезенного в страну оружия (танки, самолёты и т.д.) доставлено северными конвоями. На завершающем этапе войны, в связи с постепенным закрытием «иранского коридора» роль его вновь возросла. В 1944–1945 гг. по нему в страну завезено свыше 2,2 млн. тонн или 22% всех грузов. Всего за годы войны северным маршрутом доставлено 36% всех военных грузов.

Ленд-лиз. Северные конвои. Стратегическое значение

Погрузка танков «Матильда» в английском порту и американские
штурмовики «Мустанг» на борту транспорта


Список союзных арктических конвоев


1941
В СССР Из СССР
«Дервиш» - PQ-0 из Исландии 21 августа
в Архангельск 31 августа QP-1 из Архангельска 28 сентября
в Скапа-Флоу10 октября
PQ-1 из Исландии 29 сентября
в Архангельск 11 октября QP-2 из Архангельска 3 ноября
на Оркнейские острова 17 ноября
PQ-2 из Ливерпуля 13 октября
в Архангельск 30 октября QP-3 из Архангельска 27 ноября
рассеян в пути, прибыл 3 декабря
PQ-3 из Исландии 9 ноября
в Архангельск 22 ноября QP-4 из Архангельска 29 декабря
рассеян в пути, прибыл 9 января 1942
PQ-4 из Исландии 17 ноября
в Архангельск 28 ноября
PQ-5 из Исландии 27 ноября
в Архангельск 13 декабря
PQ-6 из Исландии 8 декабря
в Мурманск 20 декабря
1942
PQ-7A из Исландии 26 декабря 1941
в Мурманск 12 января QP-5 из Мурманска 13 января
рассеян в пути, прибыл 19 января
PQ-7B из Исландии 31 декабря
в Мурманск 11 января QP-6 из Мурманска 24 января
рассеян в пути, прибыл 28 января
PQ-8 из Исландии 8 января
в Архангельск 17 января QP-7 из Мурманска 12 февраля
рассеян в пути, прибыл 15 февраля
Объединенный
PQ-9 и PQ-10 из Исландии 1 февраля
в Мурманск 10 февраля QP-8 из Мурманска 1 марта
в Рейкьявик 11 марта
PQ-11 из Шотландии 14 февраля
в Мурманск 22 февраля QP-9 из Кольского залива 21 марта
в Рейкьявик 3 апреля
PQ-12 из Рейкьявика 1 марта
в Мурманск 12 марта QP-10 из Кольского залива 10 апреля
в Рейкьявик 21 апреля
PQ-13
из Шотландии 20 марта
в Мурманск 31 марта

QP-11 из Мурманска 28 апреля
в Рейкьявик 7 мая
PQ-14 из Шотландии 26 марта
в Мурманск 19 апреля QP-12 из Кольского залива 21 мая
в Рейкьявик 29 мая
PQ-15 из Шотландии 10 апреля
в Мурманск 5 мая QP-13 из Архангельска 26 июня
в Рейкьявик 7 июля
PQ-16 из Рейкьявика 21 мая
в Мурманск 30 мая QP-14 из Архангельска 13 сентября
в Шотландию 26 сентября
PQ-17 из Рейкьявика 27 июня
рассеян в пути,
прибыл 11 июля QP-15 из Кольского залива 17 ноября
в Шотландию 30 ноября
PQ-18 из Шотландии 2 сентября
в Архангельск 21 сентября
JW-51A из Ливерпуля 15 декабря
в Кольский залив 25 декабря RA-51 из Кольского залива 30 декабря
в Шотландию 11 января 1943
JW-51B из Ливерпуля 22 декабря
в Кольский залив 4 января 1943
FB независимые суда без эскорта «движение по капле»
1943
JW-52 из Ливерпуля 17 января
в Кольский залив 27 января RA-52 из Кольского залива 29 января
в Шотландию 9 февраля
JW-53 из Ливерпуля 15 февраля
в Кольский залив 27 февраля RA-53 из Кольского залива 1 марта
в Шотландию 14 марта
JW-54A из Ливерпуля 15 ноября
в Кольский залив 24 ноября RA-54A из Кольского залива 1 ноября
в Шотландию 14 ноября
JW-54B из Ливерпуля 22 ноября
в Архангельск 3 декабря RA-54B из Архангельска 26 ноября
в Шотландию 9 декабря
JW-55A из Ливерпуля12 декабря
в Архангельск 22 декабря RA-55A из Кольского залива 22 декабря
в Шотландию 1 января 1944
JW-55B из Ливерпуля 20 декабря
в Архангельск 30 декабря RA-55B из Кольского залива 31 декабря
в Шотландию 8 января 1944
1944
JW-56A из Ливерпуля 12 января
в Архангельск 28 января RA-56 из Кольского залива 3 февраля
в Шотландию 11 февраля
JW-56B из Ливерпуля 22 января
в Кольский залив 1 февраля RA-57 из Кольского залива 2 марта
в Шотландию 10 марта
JW-57 из Ливерпуля 20 февраля
в Кольский залив 28 февраля RA-58 из Кольского залива 7 апреля
в Шотландию 14 апреля
JW-58 из Ливерпуля 27 марта
в Кольский залив 4 апреля RA-59 из Кольского залива 28 апреля
в Шотландию 6 мая
JW-59 из Ливерпуля 15 августа
в Кольский залив 25 августа RA-59A из Кольского залива 28 августа
в Шотландию 5 сентября
JW-60 из Ливерпуля 15 сентября
в Кольский залив 23 сентября RA-60 из Кольского залива 28 сентября
в Шотландию 5 октября
JW-61 из Ливерпуля 20 октября
в Кольский залив 28 октября RA-61 из Кольского залива 2 ноября
в Шотландию 9 ноября
JW-61A из Ливерпуля 31 октября
в Мурманск 6 ноября RA-61A из Кольского залива 11 ноября
в Шотландию 17 ноября
JW-62 из Шотландии 29 ноября
в Кольский залив 7 ноября RA-62 из Кольского залива 10 декабря
в Шотландию 19 декабря
1945
JW-63

из Шотландии 30 декабря
в Кольский залив 8 января 1945 RA-63 из Кольского залива 11 января
в Шотландию 21 января
JW-64 из Шотландии 3 февраля
в Кольский залив 15 февраля RA-64 из Кольского залива 17 февраля
в Шотландию 28 февраля
JW-65 из Шотландии 11 марта
в Кольский залив 21 марта RA-65 из Кольского залива 23 марта
в Шотландию 1 апреля
JW-66 из Шотландии 16 апреля
в Кольский залив 25 апреля RA-66 из Кольского залива 29 апреля
в Шотландию 8 мая
JW-67 из Шотландии 12 мая
в Кольский залив 20 мая RA-67 из Кольского залива 23 мая
в Шотландию 30 мая
Автор: А.Е. Баранов
Первоисточник: http://mil.ru/winner_may/allied_troops/more.htm?id=12008558@cmsArticle


Мнение редакции "Военного обозрения" может не совпадать с точкой зрения авторов публикаций

CtrlEnter
Если вы заметили ошибку в тексте, выделите текст с ошибкой и нажмите Ctrl+Enter
Читайте также
Загрузка...
Комментарии 27
  1. Байконур 13 июля 2015 16:25
    Мой Сон-мечта:
    В России митинги с плакатами:
    АРКТИКАНАША!
    КАЖДАЯСНЕЖИНКАНАША!
    НЕВЛЕЗАйУБЪЁМ!
    drinks
    1. Варяг_1973 13 июля 2015 16:40
      Для Байконур. Женя, к чему сей опус?! Речь вроде как о Ленд-Лизе или просто так, шоб було?! Не в обиду, но не стоит размещать комментарии с текстом не несущим никакой смысловой нагрузки, да еще и не по теме!
  2. starshina пв 13 июля 2015 16:41
    за помощь, конечно,спасибо.хорошо-бы и дальше в дружбе жить,так нет-мы самые-самые!прид-ки американские.
    1. Варяг_1973 13 июля 2015 16:56
      Так это и не помощь была, не путайте! Это всего лишь бизнес и ничего личного! Кстати платили мы за эту "помощь" ЗОЛОТОМ и расплатились вот совсем не давно! Матрасники такую же "помощь" оказывали и гитлеровской Германии вплоть до 1943 года, правда не танками и самолетами, а легирующей сталью и прочими товарами военного назначения!
      1. corn 13 июля 2015 17:10
        Цитата: Варяг_1973
        Кстати платили мы за эту "помощь" ЗОЛОТОМ

        Мы заплатили только за то,что не было утрачено в ходе боевых действий или не было возвращено амерам.
        И не рассказывайте сказок. После войны в нашем народном хозяйстве использовались "студебекеры" и "доджи". Доподлинно знаю. А то, что американцы не подарили и не простили всё неиспользованное, остаётся на их(амеров) совести. Друзьями они нам не были никогда.
        Так что та часть, что мы не оплачивали была помощью.
        Для старшины погранвойск.
        Американцы не при...ки. Можно рассуждать о их низких моральных принципах, но это уже другая область отношений.
        1. Варяг_1973 13 июля 2015 17:20
          Для corn. Что за бред вы написали?! Типа мы не платили за уничтоженную в бою американскую технику?! Или американцы нам тушенку бесплатно поставляли?! Настолько бесплатно, что мы за неё вплоть до двухтысячных годов расплачивались?! За то, что мы им возвратили мы не платили, тут я согласен, а в остальном полный бред!
          1. corn 13 июля 2015 17:38
            Цитата: Варяг_1973
            Что за бред вы написали?!

            "Концепция этой программы давала президенту Соединённых Штатов полномочия помогать любой стране, чья оборона признавалась жизненно важной для его страны. Закон о ленд-лизе[2] (англ. Lend Lease Act; полное название — «Закон по обеспечению защиты Соединенных Штатов», англ. An Act to Promote the Defense of the United States), принятый Конгрессом США 11 марта 1941 года, предусматривал следующие условия:
            поставленные материалы (машины, различная военная техника, оружие, сырьё, другие предметы), уничтоженные, утраченные и использованные во время войны, не подлежат оплате (статья 5);[3]
            переданное в рамках ленд-лиза имущество, оставшееся после окончания войны и пригодное для гражданских целей, будет оплачено полностью или частично на основе предоставленных Соединёнными Штатами долгосрочных кредитов (в основном беспроцентных займов);
            в случае заинтересованности американской стороны, неразрушенные и неутраченные техника и оборудование должны быть возвращены после войны в США.[3]"( из вики ).
            Я написал только то, что знаю и могу подтвердить.
            А расплачивались до двухтысячных годов потому, что длительное время долги не признавали и не платили.
            Повторюсь "студебекеры" и "доджы" послевоенной эксплуатации в народном хозяйстве должны были быть оплачены согласно условий договора ленд-лиза.
            А Вы прежде, чем минусы ставить и обвинять в бредовости приобретайте знания.
            1. Варяг_1973 13 июля 2015 23:51
              Какая нахрен концепция?! Ау, народ, вы чего все с дуба рухнули?! В США перед Второй мировой была "великая депрессия", безработица, голод и всеобщее обнищание! И вдруг, США начинает БЕСПЛАТНО производить товары и снабжать ими воюющую Европу?! Вы в своем уме?! Покажите мне хоть одну страну (кроме СССР), который действительно кормил кучу сателитов и своих республик, которая бы снабжала добровольно всех задаром?!

              Я с вас офигеваю господа иксперты!
          2. opus 13 июля 2015 18:53
            Цитата: Варяг_1973
            Типа мы не платили за уничтоженную в бою американскую технику?!

            Не платили.Ни мы ни англичане,ни французы,ни китайцы ,ну другие(африка,австралия и тд)


            +Сожжённое топливо, съеденная еда, израсходованные боеприпасы и в самом деле поставлялись бесплатно.

            Как Вы считаете позволил бы тот(!) электорат ,увидив такое:

            в прессе, еще бы и драть деньги за уничтоженную технику.
            ?

            Цитата: Варяг_1973
            За то, что мы им возвратили мы не платили,

            мало возвратили(самим нужно было НХ разрушено), да и перевозка

            за морем телушка — полушка, да рубль перевоз
            (М. Салтыков-Щедрин, Пошехонская старина).
          3. veteran66 13 июля 2015 21:33
            Цитата: Варяг_1973
            Настолько бесплатно, что мы за неё вплоть до двухтысячных годов расплачивались?!
            оставьте эти идеологические штампы для дураков, учите историю лучше
            1. Варяг_1973 13 июля 2015 23:42
              Ну да, я прям сейчас расплачусь от умиления, какие американцы пацифисты и просто щедрые люди! Вот так просто брали производили товары и бесплатно поставляли в СССР...! Вы бы хоть головой подумали что ли, это где же это видано в капиталистической экономике бесплатно производить товары?! Вы бы господа не замутненные идеологическими штампами хоть "Капитал" бы почитали что ли на досуге! Хоть кто то из вас представляет сколько стоит построить танк или самолет?! И что вы хотите сказать, что ЮСА потратила миллиарды долларов просто так, ничего не получив в замен?! Не надо считать что все вокруг ду*ра*ки, одни вы умные! Если такие умные то ответьте мне на вопрос, за счет чего ЮСА (третьесортная страна) после Первой мировой войны стала одной из ведущих держав мира, а после Второй мировой стала сверхдержавой?! Наверное потому, что всем все бесплатно поставляла?! Если вы не далекого ума люди, то флаг вам в руки верьте википедии, которую ЮСА и содержит! А вообще не плохо бы действительно разбираться в вопросе ну или хотя бы в экономике! Можете мне ставить сколько угодно минусов, но меня вы не переубедите, просто потому, что я работаю экономистом на металлургическом заводе и прекрасно знаю что и как!
              1. veteran66 14 июля 2015 10:18
                А известно ли Вам, уважаемый Вы наш экономист, каков госдолг ЮСА??? Вы не путайте экономику с государством, к тому же ЮСА выпускает очень важную продукцию, имеющую в народе название "баксы" и потому очень болезненно реагирует на попытки вести некоторыми государствами расчёты в национальных валютах. Экономист.... то-то я смотрю, металлургия наша что то в загоне до сих пор....
      2. opus 13 июля 2015 17:37
        Цитата: Варяг_1973
        Так это и не помощь была, не путайте! Э

        нам помощь.
        То,что было произведено и поставлено,позволило, по сути (из "рабочих рук") сформировать помоему до 10 дивизий ежегодно

        Ну так еще "по мелочи"
        -за время Войны советская промышленность в сумме произвела лишь 262 тыс. т. алюминия, а получила по ленд-лизу 328 тыс. т. Кстати, моторы для Т-34 тоже изготавливались из алюминия...
        -медь, которой СССР за годы войны произвел 27,8 тыс. т., а по ленд-лизу получил 387,6 тыс. т.
        -Собственных автомобилей СССР выпустил 265,6 тыс. штук, а по ленд-лизу получил 409,5 тыс

        -пороха( в высокоэнергетичных составах) для РСЗО "Катюша" делались из импортного компонента на 80%
        -Импортными радиостанциями оснащались три из каждых четырех танков КВ и четыре из каждых пяти штабов армий, фронтов, а также все полевые аэродромы и весь уровень батальон - полк - дивизия в сухопутных войсках.

        -За время ВОВ СССР построил всего 800 паровозов(Из которых более 708 - за 1941 год) По ленд-лизу было получено 1900 паровозов. Вагонов СССР сам сделал 1092, а получил - 11075

        -полученые из Великобритании и США карусельные металлорежущие станки, позволявшие обрабатывать зубчатые венцы погона башни диаметром 1600 мм. Имевшееся оборудование(отечественное), мало того, что было загружено программой танков ИС, так оно еще и не могло протачивать детали диаметром более 1500 мм.



        А воевали ,мы
        Советская армия помножила на ноль 506,5 германских дивизий и около 100 дивизий их сателлитов. В то время как Союзники разгромили всего 176 дивизий.


        Цитата: Варяг_1973
        Кстати платили мы за эту "помощь" ЗОЛОТОМ и расплатились вот совсем не давно!


        Считается, что за 1941–1945 Советский Союз получил от США почти 16,7 млн. т. грузов на сумму в 9,6 млрд. долл. Из Великобритании до сентября 1945 были поставлены вооружение и материалы на 318 млн. фунтов стерлингов (15% общей суммы помощи), из Канады с 1943 поставлялись оружие, промышленное оборудование, цветные металлы, сталь, прокат, химические товары и продовольствие на 167,3 млн. канадских долл. (6,7% от общей суммы помощи).


        В ходе переговоров 1948 советские представители согласились уплатить небольшую сумму, но США отвергли это предложение. Переговоры 1949 также оказались безрезультатны. В 1951 американская сторона снизила требуемую ею сумму до 800 млн. долл., но СССР был готов уплатить лишь 300 млн., ссылаясь на пропорции, согласованные Великобританией и США в 1946. Только в 1972 советские и американские представители подписали в Вашингтоне соглашение о поэтапной выплате Советским Союзом суммы в 722 млн. долл. до 2001. К июлю 1973 было уплачено лишь 48 млн. долл., после чего дальнейшие выплаты прекратились: советская сторона таким образом протестовала против ограничений, введенных на торговлю между двумя странами. Лишь в июне 1990 президенты СССР и США договорились погасить долг к 2030. Согласованная сумма измерялась в 674 млн. долл.(этих)
      3. bubla5 13 июля 2015 21:03
        Точно бизнес,там один рейс в СССР сразу окупал стоимость корабля
      4. veteran66 13 июля 2015 21:31
        Бред сивой кобылы безлунной ночью
        Цитата: Варяг_1973
        Так это и не помощь была, не путайте!

        Поставки были бесплатны, платили только за то, что оставили у себя после войны. США никогда Германии ничего не поставляли, а вот СССР до 41 года эшелоны в Германию гнал с продовольствием и сырьём
        1. Mik13 14 июля 2015 00:12
          Цитата: veteran66
          СССР до 41 года эшелоны в Германию гнал с продовольствием и сырьём


          Ну, к СССР вопросы не по адресу - до 1941 имел право. Кстати, и получал обратно много всего. Немцы целых 2 года помогали создавать промышленность, которая в итоге сломала им же хребет. Ознакомьтесь: http://www.trizna.ru/forum/viewtopic.php?p=405387

          Цитата: veteran66
          США никогда Германии ничего не поставляли


          Ошибаетесь, еще и как поставляли. Через нейтральные страны. Почти всю войну.
          Ознакомьтесь : Хайэм Чарльз ТОРГОВЛЯ С ВРАГОМ http://www.x-libri.ru/elib/highm000/

          Так что вполне могло оказаться, что немецкая субмарина, которая торпедировала американский "Либерти" в конвое, заправлена американской нефтью.
          1. veteran66 14 июля 2015 04:55
            Цитата: Mik13
            Ошибаетесь, еще и как поставляли. Через нейтральные страны. Почти всю войну.

            Ух ты, какое открытие!!! Только Вы, как и многие другие ошибаетесь в главном, американские банкиры и промышленные магнаты это не США. В отличие от СССР в штатах экономика не принадлежит государству, торговали банкиры и промышленники (а то для чего ж они эту войну затеяли), само же государство помогало антигитлеровской коалиции как экономически, так и военным путём. А вот СССР именно как государство торговал с Германией уже в то время, как вторая мировая началась.
            Цитата: Mik13
            Ну, к СССР вопросы не по адресу - до 1941 имел право. Кстати, и получал обратно много всего. Немцы целых 2 года помогали создавать промышленность, которая в итоге сломала им же хребет.

            Классный вывод!!! В таком случае и американская промышленность на деньги немцев выпускала технику и вооружение, которое тоже помогало сломать хребет всем странам Оси. В чём разница?
            1. Mik13 14 июля 2015 12:52
              Цитата: veteran66
              Цитата: Mik13
              Ошибаетесь, еще и как поставляли. Через нейтральные страны. Почти всю войну.

              Ух ты, какое открытие!!! Только Вы, как и многие другие ошибаетесь в главном, американские банкиры и промышленные магнаты это не США. В отличие от СССР в штатах экономика не принадлежит государству, торговали банкиры и промышленники (а то для чего ж они эту войну затеяли), само же государство помогало антигитлеровской коалиции как экономически, так и военным путём. А вот СССР именно как государство торговал с Германией уже в то время, как вторая мировая началась.

              Вы некорректно представляете себе экономику США 1930-х - 50-х. И американские промышленники делали ровно столько, сколько им разрешало правительство. И затягивание войны для истощения ресурсов воюющих сторон - это именно государственная политика США.

              Член Демократической партии, сенатор от штата Миссури, Гарри Трумэн:
              "Если мы увидим, что выигрывает Германия, то нам следует помогать России, а если выигрывать будет Россия, то нам следует помогать Германии, и таким образом пусть они убивают как можно больше, хотя я не хотел бы увидеть Гитлера победителем ни при каких обстоятельствах. Никто из них не держит своего слова."
              интервью Нью Йорк Таймс 23 июня 1941


              (на случай, если Вы, опираясь на измышления некоторых публицистов, хотите опровергнуть реальность этого высказывания - Вам по этой ссылке. Там приводят скан газеты Нью Йорк Таймс от 24.06.1941, на 7 странице которой и напечатано рекомое. http://egorka-datskij.livejournal.com/907.html )

              Ну и потом - Вы считаете, что спецслужбы США не в курсе были, чем занимаются бизнесмены? Когда возникла необходимость - торговлю немедленно прекратили.
              1. veteran66 14 июля 2015 22:06
                Цитата: Mik13
                Член Демократической партии, сенатор от штата Миссури, Гарри Трумэн:
                "Если мы увидим, что выигрывает Германия, то нам следует помогать России, а если выигрывать будет Россия, то нам следует помогать Германии,

                Ну и что, просто слова, Трумен тогда был мелкой сошкой, как и многие другие сенаторы. Вы думаете конгресс единогласно голосовал за "Ленд-лиз". Всякие в Конгрессе сидели, но возобладало таки разумное решение и Ленд-лиз состоялся.
              2. veteran66 14 июля 2015 22:21
                Цитата: Mik13
                И затягивание войны для истощения ресурсов воюющих сторон - это именно государственная политика США.

                Вы некорректно себе представляете политику США того времени, чьи ресурсы истощить? Европы или СССР??? Великобритания к 40-му году сидела без ресурсов, правильно, но это был единственный союзник (стоящий) у США, ресурсы же Европы (под немцами), а в обозримой перспективе и Ближнего Востока практически неистощимы, про СССР я вообще молчу. Так чьи ресурсы США хотели истощить?
            2. Mik13 14 июля 2015 13:06
              Цитата: veteran66
              Цитата: Mik13
              Ну, к СССР вопросы не по адресу - до 1941 имел право. Кстати, и получал обратно много всего. Немцы целых 2 года помогали создавать промышленность, которая в итоге сломала им же хребет.

              Классный вывод!!! В таком случае и американская промышленность на деньги немцев выпускала технику и вооружение, которое тоже помогало сломать хребет всем странам Оси. В чём разница?


              Между СССР и Германией шел обмен материальными ценностями. СССР продавал сырье, причем до переделов, причем сырья имел в избытке. Причем это сырье Германии продавали в тот момент все - включая США.
              Получал СССР продукцию станкостроения, в основном. Которую остальные государства отказались в СССР поставлять.
              Договор для Германии был невыгоден, он срывал программу вооружения армии, но Германия вынужденно на него согласилась для обеспечения нейтралитета СССР в 1939.

              Что касается американской промышленности - она всю войну работала на деньги государства. Торговля с Германией поглощала избыточное производство (корректнее было бы - избыточную добычу) и результатом имела финансовую выручку. В которой США не нуждались для обеспечения производства.

              Цель этой торговли - политическая, для США. Германия же отдавала золото, что никак не влияло на ее возможности производить что-либо, оружие, например. Золотом не воюют.

              Ну и потом - это США (в лице своих бизнесменов) продавало врагу ресурсы, которые были использованы для убийства граджан США. СССР такого не делал - и в этом принципиальная разница.
              1. veteran66 14 июля 2015 22:11
                Цитата: Mik13
                Что касается американской промышленности - она всю войну работала на деньги государства.

                правильно, именно Ленд-лиз был оплачен государством, а если и были поставки (кстати, какие? цифры и перечень в студию!!) то они осуществлялись частными компаниями, да и не с территории США. В то время был закон, который запрещал США поставлять продукцию военного назначения в любую воюющую страну, но Рузвельт продавил в 1939 году через Конгресс закон, разрешающий такие поставки, но только судами этих стран. А при том, что в то время в Атлантике господствовала Великобритания, подумайте, кому этот закон был на руку.
            3. Mik13 14 июля 2015 13:17
              Цитата: veteran66
              А вот СССР именно как государство торговал с Германией уже в то время, как вторая мировая началась.


              Ну - и конкретно по этому доводу - СССРу было как вдоль, так и поперек, что ВМВ началась. СССР был государством нейтральным и имел право торговать с любой из сторон конфликта. Причем оставаясь в рамках закона.

              Что касается морали - что, Молотов должен был заплакать, глядя как Польшу погубила тупость, Англию - спесь и высокомерие, а Францию - слепое доверие к Англии? (при перечислении стран имеются в виду исключительно политические элиты этих стран в указанный период. Я отдаю должное гражданам и военным этих стран, которые выполняли свой долг до конца, в том числе и ценой жизни.)Все они думали, что Германия начнет рвать СССР. Они даже предали Чехословакию, лишь бы Германия начала рвать СССР. Так что "не рой другому яму"...
              1. veteran66 14 июля 2015 22:15
                А я и не осуждаю Правительство СССР за эту торговлю, сам знаю в какие условия была поставлена страна. Просто если Вы приводите фаты, то уж не применяйте двойные стандарты. Кстати, коль СССР причислял себя к прогрессивному человечеству, то начавшаяся война никак ему вдоль не была, тем более, что в Испании уже воевали направленные СССР военспецы против нацистов и фашистов. Не делайте из СССР аморфное государство без политических ориентиров.
                1. onli-ne 21 июля 2015 15:34
                  сам знаю в какие условия была поставлена страна
                  А в какие условия и кем "была поставлена страна"?
                  Кстати, коль СССР причислял себя к прогрессивному человечеству,
                  А он часом не ошибался?
                  уже воевали направленные СССР военспецы против нацистов и фашистов
                  В основном против фалангистов. Пытался остановить естественный ход исторического развития Испании. Примерно, как это было сделано большевиками в России.
                  Не делайте из СССР аморфное государство без политических ориентиров.
                  О, да. Ориентиры были. Но в ту ли сторону?
    2. Васёк Трубачёв 13 июля 2015 17:16
      Дружба ради дружбы не процветает даже в социуме, не то что между государствами. Дружбу ищет слабый у сильного, а равные борются за лидерство!
    3. sanja.grw 13 июля 2015 17:33
      У В.Пикуля,хороший роман Реквием по PQ -17
  3. Kilo-11 13 июля 2015 19:25
    Наверно,для объективности,надо сказать,что линейный корабль "Архангельск",крейсер "Мурманск" и 9 эскадренных миноносцев типа "Жаркий" были откровенным военно-морским хламом и реальной боевой ценности не представляли.Линейный корабль "Архангельск" вступил в строй британских ВМС в 1915 году,в 1943 году был выведен в резерв и законсервирован.Крейсер "Мурманск" был в строю ВМС США с 1923 года.Эскадренные миноносцы типа "Жаркий" по своим ттх скорей были миноносца,а не эсминцами.В составе ВМС США с 1917-1919 годов,при этом это были корабли двойного ленд-лиза,сначала они были переданы из ВМС США в состав ВМС Великобритании и Канады,а потом нам.Однако эскадренные миноносцы "Дерзкий и "Живучий" не смотря на свой солидный "возраст",потопили по одной немецкой подводной лодке-"U-344" и "U-387".Реальную боевую ценность представляли подводные лодки типа "Урсула",эти корабли вошли в состав ВМС Великобритании в 1937 и 1942 годах.В то время это были вполне современные подводные лодки.При этом "В-2" совершила 1 боевой поход,в котором потопила скр и транспорт."В-4" совершила 1 боевой поход,в котором потопила 3 транспорта.
    1. ilya1975p 14 июля 2015 00:47
      Ага, а на СФ, "Новики" воевали, просто супер эсминцы. Северный Флот на начало войны, по большому счету, всем хламом был укомплектован. Спасибо союзникам, к концу войны у нас на севере флот и появился.
  4. moskowit 13 июля 2015 19:53
    Только что по "Звезде" прошёл сериал " Ленд-лиз", правда немного конъюнтурный, но несущий, довольно таки правдивую информацию. Советую посмотреть. Тем более любителей читать всё меньше и меньше, к огромному сожалению...
    1. veteran66 13 июля 2015 21:48
      Цитата: moskowit
      Тем более любителей читать всё меньше и меньше, к огромному сожалению...

      Недавно прочитал Стеттиниуса - американского когрессмена, занимавшегося разработкой программы "Ленд-лиз". Посмотрел, так сказать, на это дело с той стороны, узнал много нового. Ценность этой книги в том, что написана она в 44-м, ещё без политической коньюнктуры, просто факты. Интересны также комментарии к этой книге. Всем советую, особенно, начитавшимся агиток от идеологического отела ЦК КПСС.
      1. Варяг_1973 13 июля 2015 23:56
        А головой своей подумать не судьба, не читая агитки КПСС и американские агитки! Или вы думаете, что американец вот так прям взял и правду написал, какие они хорошие и как они нам бесплатно помогали?!
        1. veteran66 14 июля 2015 04:59
          А Вы бы взяли и сами почитали, прежде чем критику разводить, а то как в славные времена получается: "Я не читал, но осуждаю!!" Вот и получается, что я то своей головой думаю, а кое кто по принципу: "одна бабка сказала". Читайте первоисточники, а не их толкования.
  5. TIT 14 июля 2015 07:51
    Британский ЭМ «Эскимос» в охранении РQ-18
    TIT
  6. ArikKhab 15 июля 2015 16:24
    "В ответ на поступавшие в СССР вооружение и другие грузы союзники получили 300 тыс. тонн хромовой руды, 32 тыс. тонн марганцевой руды, значительное количество платины, золота, леса и т.д. Расчеты с США за поставленные в ходе войны товары Россия завершила только в 2006 г." конечно, значение поставленного вооружения нельзя переоценить, но вся соль в этом предложении - кому война, а кому (бизнес) мать родна. вот так выбиваются в "лучшие экономики мира". .
    отдельно преклоняю голову пред всеми моряками героических конвоев, а так же всеми теми кто обеспечивал проводку конвоев.
    1. onli-ne 21 июля 2015 15:52
      Сталин дорого заплатил за сохранение своего режима западнее Волги и Сев. Двины. Руды и золото, это ерунда. Десятки миллионов жизней, вот самая главная плата. И Сталин оплатил эту цену не задумываясь. И не спрашивая ничье мнение. Не был сентиментальным. На население (в СССР не было народа) плевать хотел.
      А Британию и США осуждать трудно. У них свои национальные интересы. Это нормально. Им нужно было закупить мясо подешевле. Против Германии в Европе. Пушечное. Они нашли Сталина и закупили. Цена им показалась приемлемой. Только бизнес, ничего личного.
      Думаю, что если бы вдруг летом 1941г. РККА стремительно понеслась бы на запад, то соглашение с союзниками о ленд-лизе подписывал бы уже Гитлер. Политика, ничего особенного.

Информация

Посетители, находящиеся в группе Гости, не могут оставлять комментарии к данной публикации.
Картина дня