Балтийский завод — строительство атомного флота страны

16


Сегодня Балтийский завод – это бренд, который ассоциируется с атомным ледокольным флотом страны. Именно на стапелях Санкт-Петербургского предприятия строятся самые большие в мире и уникальные в своем роде заказы.

Сейчас Балтийский завод специализируется на строительстве ледоколов и судов ледового класса, а также крупнотоннажных судов для перевозки различных грузов, здесь же строится единственный в мире плавучий энергетический блок, который войдет в состав ПАТЭС и в 2017 году придет на базу в северный город Певек. За 159-летнюю историю Балтийского завода здесь построено около 600 судов и кораблей.

Судостроительное производство предприятия располагает тремя построечными местами - двумя стапелями и эллингом. Стапель "А" Балтийского завода – самый большой в России и имеет длину 350 метров. В настоящее время здесь ведется строительство головного атомного ледокола проекта 22220 мощностью 60 МВт, который получил имя «Арктика».


1. Балтийский завод был основан в середине 19 века и за почти 16 десятилетий пережил несколько войн, экономические спады и подъемы, реорганизацию.
Сегодня предприятие остается одним из крупнейших судостроительных заводов России. В разное время здесь были построены первый в стране металлический корабль — броненосная канонерская лодка "Опыт", первая боевая подводная лодка "Дельфин", уникальные плавучие научно-исследовательские комплексы, предназначенные для поддержки пилотируемых космических полетов, дизель-электрические ледоколы, тяжелые атомные ракетные крейсеры типа "Киров".

Завод расположен в западной части Санкт-Петербурга, на Васильевском острове, в устье реки Нева. Предприятие занимает территорию площадью более 650 тысяч квадратных метров и сейчас в цехах, отделах и подразделениях работают около 4000 специалистов. Завод продолжает активный поиск и набор квалифицированных работников – ведь теперь балтийцам предстоит строить серийный атомный ледокол, а позже – и второй серийный, контракт на которые был заключен в мае прошлого года.



2. Цикл производства заказа начинается с корпусообрабатывающего цеха, где проводится обработка металлопроката и изготовление деталей. На данный момент цех способен обрабатывать до 30 тыс. тонн металла в год.



3. Со склада стали металл передается на линию, которая производит его очистку и грунтовку.



4. Затем обработанный металлопрокат перемещается на участок резки, где две машины фирмы Мesser методом плазменной резки производят дальнейшую обработку металла.



5. Резка и маркировка деталей из профильного проката производится на роботизированной линии резки профиля фирмы IMG.



6. Здесь же производится вырезка отверстий, разделка кромок профильных деталей, а также нанесение инверсных (спрямляемых кривых) линий для выполнения гибки деталей без шаблонов.



7. Транспортировка листов, профиля и деталей вне транспортной системы осуществляется с помощью мостовых и полукозловых кранов. Краны способны поворачивать на 180 градусов металлические листы весом до 12,5 тонн.



8. Изготовление узлов, плоских секций корпусов судов и сборка их в объем производится в сборочно-сварочном цехе.



9. Крановое оборудование цеха позволяет изготавливать секции весом до 80 т.



10. Цех разделен на 4 пролета, которые предназначены для изготовления набора, плоскостных секций, изготовления фундаментов, донно-бортовых секций и т.д. Кроме того, цех оборудован автоматизированной линией плоских секций производства фирмы Pema (Финляндия).



11. В нулевом пролете расположены участок изготовления объемных секций, а в ближайшее планируется ввод в эксплуатацию уже установленной линии микропанелей компании IMG (Германия). Участок оснащен двумя мостовыми кранами грузоподъемностью 50 и 80 т. В пролете №1 расположены участки изготовления набора, плоскостных и объемных секций. В пролете №2 расположены участки сборки и сварки полотнищ, изготовления фундаментов, донно-бортовых секций и объемных секций оконечностей. В пролете №3 расположены участки сборки объемных и днищевых, бортовых секций.



12. Сварочное оборудование цеха включает в себя автоматы и полуавтоматы для сварки в среде CO2, а также установки для аргонно-дуговой сварки.



13. Объемная секция серийного ледокола в 4 пролете сборочно-сварочного цеха.



14. Транспортировка изготовленных объемных секций и крупногабаритного оборудования осуществляется при помощи двух автотрейлеров грузоподъемностью 150т и 200т.



15. Для формирования корпусов судов и кораблей и спуска их на воду Балтийский завод располагает двумя наклонными стапелями (стапель "А" и стапель "В") и крытым эллингом, предназначенным для сборки судов и кораблей повышенной сложности.



16. Стапель "А" Балтийского завода длиной 350 метров — самый большой в России. Он позволяет предприятию строить и спускать на воду суда дедвейтом до 100000 т.

В разное время с этого стапеля сходили такие заказы как крейсер «Киров», атомный ледокол «50 лет Победы», тяжелые атомные ракетные крейсеры «Адмирал Ушаков», «Адмирал Лазарев», «Адмирал Нахимов» и «Петр Великий», научно-исследовательское судно «Космонавт Юрий Гагарин», а также две кормовые части «Мистраля».



17. В настоящее время на большом стапеле «А» формируется корпус головного универсального атомного ледокола проекта 22220 мощностью 60 МВт.
Атомный ледокол, названный «Арктика» станет самым большим и самым мощным в мире!



18. Заказ на строительство двух серийных атомных ледоколов проекта 22220 был получен в мае 2014 года.

Исключительная энерговооруженность позволит им преодолевать льды толщиной до 3 метров. В результате Северный морской путь можно будет использовать почти круглый год. Впрочем, главная задача перспективной ледокольной флотилии - обеспечить доставку углеводородов с месторождений Ямала и Гыдана. Именно для этого корпус корабля сделали на 4 метра шире, чем в предыдущей серии.



19. Длина судна составляет 173 метра, ширина - 34 метра, осадка по конструктивной ватерлинии - 10,5 метра, минимальная рабочая осадка - 8,5 метра, водоизмещение - 33,5 тысяч тонн.



20. Двухосадочная конструкция судна позволяет использовать его как в арктических водах, так и в устьях полярных рек. Ледокол будет работать в западном районе Арктики: в Баренцевом, Печорском и Карском морях, а также на более мелководных участках устья Енисея и в районе Обской губы.



21. Головной атомоход должен выйти на ходовые испытания в 2017 году.



22. Стыковка секций носовой оконечности корпуса головного ледокола.



23. 26 мая на этом же стапеле в торжественной обстановке при участии заместителя председателя правительства РФ Дмитрия Рогозина, генерального директора ФГУП «Росатомфлот» Сергея Кириенко, президента Объединенной судостроительной корпорации (куда входит БЗС) Алексея Рахманова, гостей и сотни балтийцев была произведена закладка первого серийного ледокола этого проекта под названием «Сибирь».



24. Нос головного атомного ледокола «Арктика».



25. Кроме того, на стапелях Балтийского завода формируются и другие уникальные суда. Например, на малом стапеле «В» ведется строительство самого большого в мире дизель-электрического ледокола мощностью 25 МВт проекта 22600 «Виктор Черномырдин».



26. . Металлургическое производство включает в себя: литейное, модельное, кузнечно-термическое и производство готовых гребных винтов.



27. Литейное производство изготавливает изделия судового и общего машиностроения для собственных нужд, по заказам верфей и судостроительных заводов России, СНГ, Ближнего и Дальнего зарубежья.



28. А еще в 2003 году Балтийский завод для Свято-Троицкой Сергиевой лавры изготовил колокол весом в 72 тонны – самый крупный из всех действующих колоколов, когда-либо изготовленных в России!



29. В кузнечно-термическом цехе производят поковки и штамповки, как из черных, так и из цветных металлов.



30. Балтийский завод - единственный в России производитель крупных гребных винтов из бронзы и латуни весом до 70 тонн и диаметром до 8 м.



31. На сегодня у завода есть заказы на изготовление гребных винтов для судостроительных предприятий всего Северо-Западного региона.



32. Произведенные винты используются на крупнотоннажных танкерах, контейнеровозах и пассажирских судах, всех типах кораблей ВМФ, атомных ледоколах, быстроходных катерах, включая патрульные суда.



33. Для изготовления гребных винтов используются в основном цветные или нержавеющие сплавы.



34. Цех по изготовлению гребных валов.



35. Валы могут быть длиною до 33 метров и массой до 70 тонн. Большой вал на переднем плане — для атомного ледокола «Арктика».



36. А еще этот цех примечателен тем, что в нем установлена красивая винтовая лестница-трап, ведущая в обычную кабину крановщика. Говорят, что этот трап снят с крейсера «Рюрик» (1906 года постройки) во время распила в 1925 году.



37. Достроечная набережная Балтийского завода. Сейчас здесь производится достройка плавучего энергоблока (ПЭБ) «Академик Ломоносов».
ПЭБ войдет в состав первой в мире плавучей атомной электростанции малой мощности, состоящей из гладкопалубного несамоходного судна с двумя реакторными установками.



38. ПЭБ предназначен для эксплуатации в районах Крайнего Севера и Дальнего Востока. «Академик Ломоносов» в будущем будет установлен в городе Певек Чукотского АО.



39. Плавучая атомная станция может использоваться для получения электрической и тепловой энергии, а также для опреснения морской воды. В сутки она может выдать от 40 до 240 тысяч тонн пресной воды.



40. Станция оснащена двумя модифицированными реакторными установками КЛТ-40С, которые способны вырабатывать до 60 МВт электроэнергии и до 50 Гкал/ч тепловой энергии, что достаточно для поддержания жизнедеятельности города с населением в 200 тыс. человек.



41. Срок эксплуатации станции составит минимум 36 лет: три цикла по 12 лет, между которыми необходимо осуществлять перегрузку активных зон реакторных установок.



42. Длина судна — 144 метра, ширина — 30 метров. Водоизмещение — 21,5 тысячи тонн.



43. Плановый срок завершения строительства и готовности ПЭБ к буксировке на место базирования – сентябрь 2016 г. Планируемый ввод головного ПЭБ в эксплуатацию в составе ПАТЭС – 2017 г.



44. Для установки блоков надстроек на плаву используется плавкран "Демаг" г/п 350 т. с высотой подъема до 50 м. Высота самого крана 76 метров.

Этот кран изначально был заказан в 1939 году у германской фирмы «Демаг». В 1940 г. он был прибуксирован в Ленинград, но без подъемной стрелы, которая, по немецким объяснениям, «из-за сложности доставки», до войны так и не была поставлена. После войны Балтийский завод изготовил и установил стрелу своими силами.



45. Панорама завода

Наши новостные каналы

Подписывайтесь и будьте в курсе свежих новостей и важнейших событиях дня.

16 комментариев
Информация
Уважаемый читатель, чтобы оставлять комментарии к публикации, необходимо авторизоваться.
  1. +5
    15 июля 2015 07:47
    Колоссально!!!
    Статья познавательна, весьма интересно почитать о том, что сейчас строиться на стапелях.
    1. +1
      15 июля 2015 09:16
      Да, статья хорошая.
      Особенно интересно про ПЭБ. Надеюсь это не единственный запланированный энергоблок. Подобные станции необходимы для освоения российского севера и СМП, ведь в условиях вечной мерзлоты невозможно кап строительство, а энергия очень необходима.
      1. +8
        15 июля 2015 10:54
        Фотоподборка отличная! Темпы строительства очень хорошие, однако получается, что когда что-то нужно нашим нефтяным и газовым компаниям делаем быстро, а для военных нужд фрегат водоизмещением почти в 10 раз меньше никак сделать не можем. И еще никому не бросилось в глаза, что дизельный ледокол класса “Виктор Черномырдин”? Это чего же он такого для страны сделал? Разворовал все к чертям? Давайте еще назовем Чубайсами, Горбачевыми, Ельцинами
        1. Комментарий был удален.
        2. +4
          15 июля 2015 13:25
          Цитата: р_у_с_с_к_и_й
          И еще никому не бросилось в глаза, что дизельный ледокол класса “Виктор Черномырдин”?

          Точно, тоже "резануло" глаз. Учитывая "достижения" этого суперкосноязычного посла на украине, его именем называть ни в коем случае ничего нельзя-плохая примета для корабля!
          1. 0
            16 июля 2015 10:37
            Скоро на северном морском пути начнут расти города, тем более атомные электростанции для них уже строятся
        3. +1
          15 июля 2015 20:28
          Цитата: р_у_с_с_к_и_й
          никому не бросилось в глаза, что дизельный ледокол класса “Виктор Черномырдин”?

          Бог ему судья. Мне больше резануло по глазам названиями: IMG (Германия), Pema (Финляндия), Demag (Германия). Где наши? Сейчас зап. части к этим линиям у врагов не выпросить - санкции.
        4. +1
          16 июля 2015 03:17
          черномордый - такой же враг нашей страны, как и горби, гайдар, чубайс, ельцин, немцов, и все остальные из этой же плеяды.
      2. -1
        16 июля 2015 09:08
        Этот скорее всего отправят в Крым. Довольно своевременный шаг нашего руководства.
  2. 0
    15 июля 2015 07:54
    Очень интересно. Статье плюс.
  3. +3
    15 июля 2015 08:37
    Классная статья!!!
    Побольше бы таких статей и заводов, а то про пи...ов кругом пишут уже даже на ВО статью на днях с тошнотной фотографией разместили.... Как будто больше в стране проблем нету....
  4. +10
    15 июля 2015 08:52
    Работаю на этом заводе. Статья действительно хорошая.
    Однако, как и многое в нашей стране...
    Программа перевооружения производства в связи с санкциями значительно сокращена. Сроки выполнения масштабных проектов из-за этого под угрозой срыва. Коллектив завода и руководство прилагает огромные усилия по сохранению темпов производства. Но...
    Еще много и много вопросов, как организационных, так и технических.
    Посмотрите в чем работают сварщики, как одеты, какие маски. Это разве современное производство? Да, оборудование для сварщиков закупают самое современное, но и о людях тоже думать надо. Если рабочему комфортно работать, то и производительность труда будет на порядок выше. Это закон производства.
    А цеха? Проблема так же в том, что многие цеха завода являются памятниками архитектуры и их трогать нельзя, а организация современного производства требует иных технических решений и помещений. Все это накладывает серьезные ограничения на возможности модернизации.
    1. +6
      15 июля 2015 09:39
      Цитата: Consul-t
      Работаю на этом заводе. Статья действительно хорошая.
      Однако, как и многое в нашей стране...
      Программа перевооружения производства в связи с санкциями значительно сокращена. Сроки выполнения масштабных проектов из-за этого под угрозой срыва. Коллектив завода и руководство прилагает огромные усилия по сохранению темпов производства. Но...
      Еще много и много вопросов, как организационных, так и технических.
      Посмотрите в чем работают сварщики, как одеты, какие маски. Это разве современное производство? Да, оборудование для сварщиков закупают самое современное, но и о людях тоже думать надо. Если рабочему комфортно работать, то и производительность труда будет на порядок выше. Это закон производства.
      А цеха? Проблема так же в том, что многие цеха завода являются памятниками архитектуры и их трогать нельзя, а организация современного производства требует иных технических решений и помещений. Все это накладывает серьезные ограничения на возможности модернизации.

      Очень понимаю Вас, на заводе где работаю тоже станки и другое оборудование 40-ка летней давности, только у нас руководство - "эффективные манагеры" кроме хре.на, стакана и мобильника ничего в руках не держали....
      На днях отвоевали покрасочную камеру новую, а камеру гидроабразивной очистки отвоевать не удалось и ведь сами гидроабразив хотели делать - все равно зарубили....
      1. +1
        15 июля 2015 15:47
        Цитата: ziqzaq
        руководство - "эффективные манагеры" кроме хре.на, стакана и мобильника ничего в руках не держал

        ЭТО ВЫ ,ПРО" ПРАВИТЕЛЬСТВО" РФ???

        Судостроительная отрасль Южной Кореи– это около 300 заводов, 30 из которых могут и строят суда дедвейтом более 10.000 т. Несмотря на то, что по итогам 2010 года, Китай смог опередить Корею по количеству заказов (Китай – 41,2%, Корея – 38%)

        http://koreanspace.ru/index.php?showtopic=9589

        Южнокорейская судостроительная корпорация Daewoo Shipbuilding Marine and Engineering Co.
    2. +1
      15 июля 2015 22:55
      Да, строили у вас,настоящий имперский завод(на предприятиях Северодвинска не был,но думаю вы победите), и люди на нем работают с имперским мышлением(поразило,относительно других петербургских предприятий, большое количество ленинградцев,хотя зарплаты не жирные,в том числе и для сварщиков),бывая в местах для курения,общаясь с "экскурсоводами-эксплуататорами",средней руки начальством, удивлялся как вы Пугачёву восстание не устроили, а теперь все как надо ОСК, и заказы ,что надо.Профессия строителя сродни профессии журналиста, когда начинается новый объект если он с историей, начинаю изучать, к сожалению в основном по сети,его историю( если есть) общие данные о производстве(не общие учиться надо), так вот, для любителей посетовать на Берию и Сталина, рабочие балтийцы умудрялись сдвигать сроки и при Берии, а вы санкции-общее экономическое положение в стране, падение цен на нефть,не дружественная финансово-экономическая политика "партнёров", но это и по всем бьёт, как говаривал наш генеральный "если за Балтийский зацепиться...." зацепились, блин. А спец одежда у нас с вами одинаковая, как и по городу и по стране, брезенто-спилковые для сварщикав, и если он без него, то наверное по собственной инициативе(не думаю,что в снабжении на Балтийском дыра)к тому же у вас они автоматчики, полуавтоматчики, а у нас дуга,другое дело литейка и кузнецы,но наверно положенные комплекты в раздевалках,а итальянская красно-белая красота и изолирующие с вытяжкой хамелеоны и нам бы на больших диаметрах подошли, но нету.А что касается цехов и организации производства, то выход то есть и вы его знаете, только согласны ли вы ездить хотя бы к восьми в Кронштадт?
      P.S. Спасибо фотокору,и вам спасибо и всем корабелам Петербурга спасибо!
  5. +2
    15 июля 2015 14:40
    Статье плюс а было-бы можно поставил бы десять плюсов...А то одни хохлы,санкции и катастрофы...Спасибо автору... hi
  6. 0
    16 июля 2015 23:03
    Прочитал-просмотрел(фото)статью и повеяло молодостью. В годы учебы в ЛВИМУ им.С.О.Макарова в 84-85-м г.г.бывали на экскурсиях на Балтзаводе на стапеле а/л"Россия".Потом однокашники на нем работали в Арктике.Водили нас по разным цехам.Интересно было,до сих пор помню.А рядом с Балтийским Сталепрокатный завод стоит. Нас безусым юнцам показывали как создавался Советский атомный ледокольный флот! Я ДО СИХ ПОР ХРАНЮ ЭТИ МОМЕНТЫ В ЖИЗНИ КАК НАИБОЛЕЕ ЯРКИЕ И ХОРОШИЕ.

«Правый сектор» (запрещена в России), «Украинская повстанческая армия» (УПА) (запрещена в России), ИГИЛ (запрещена в России), «Джабхат Фатх аш-Шам» бывшая «Джабхат ан-Нусра» (запрещена в России), «Талибан» (запрещена в России), «Аль-Каида» (запрещена в России), «Фонд борьбы с коррупцией» (запрещена в России), «Штабы Навального» (запрещена в России), Facebook (запрещена в России), Instagram (запрещена в России), Meta (запрещена в России), «Misanthropic Division» (запрещена в России), «Азов» (запрещена в России), «Братья-мусульмане» (запрещена в России), «Аум Синрике» (запрещена в России), АУЕ (запрещена в России), УНА-УНСО (запрещена в России), Меджлис крымскотатарского народа (запрещена в России), легион «Свобода России» (вооруженное формирование, признано в РФ террористическим и запрещено)

«Некоммерческие организации, незарегистрированные общественные объединения или физические лица, выполняющие функции иностранного агента», а так же СМИ, выполняющие функции иностранного агента: «Медуза»; «Голос Америки»; «Реалии»; «Настоящее время»; «Радио свободы»; Пономарев; Савицкая; Маркелов; Камалягин; Апахончич; Макаревич; Дудь; Гордон; Жданов; Медведев; Федоров; «Сова»; «Альянс врачей»; «РКК» «Центр Левады»; «Мемориал»; «Голос»; «Человек и Закон»; «Дождь»; «Медиазона»; «Deutsche Welle»; СМК «Кавказский узел»; «Insider»; «Новая газета»