Military Review

High precision secrets

8
The specialists of "Radar MMS" know how to put intelligence into a rocket, a bridge support and much more.

The exhibition exposition of the unique Russian enterprise “Radar Mms” at the military-technical forum “Army-2015” and the International Naval Salon-2015 aroused a wide interest of specialists and ordinary visitors. Anyone could see not only unmanned aerial vehicles, precision guidance systems weapons etc., but also IL-114 flights with the Kasatka search and sighting system installed on board. The Executive Director of NPP Radar MMS, Candidate of Technical Sciences Ivan Antsev told the Military-Industrial Courier about what surfactant technology is and how UAVs are used in Russia.

- Ivan Georgievich, familiarize our readers with the products that were presented at the last military exhibitions?

- First, our company has introduced a homing system for various types of precision weapons. I want to note that GOS is the calling card of our company, serial production, which we are constantly improving.

In addition to the homing heads, Radar Mms leads several more directions. In particular, unmanned aerial vehicles were presented at the exhibition. We also demonstrated magnetometric systems, the Kassatka search and sighting system and its elements, and various radar devices, including the millimeter range. Specialists could familiarize themselves with the helicopter landing support systems, which are being created on the basis of the millimeter-range radar stations Visibility-2000 and Mini-Radar.

We showed our sensors, including precision, temperature, humidity, pressure. Meteorological complexes based on these products were presented. And I want to emphasize, this is serial production.

In my opinion, the most important part of the “Radar MMS” exposition was products using the effect of surface acoustic waves. For example - the identification sensor. The main difference between these SAW sensors from conventional semiconductor - range. Our products can passively receive information at a distance of up to 50 meters, which does not allow for the implementation of samples that use semiconductor solutions.

In addition to identification, we showed surfactant sensors of physical parameters: temperature, humidity, pressure, etc., as well as a device capable of capturing microdisplacements. Such a sensor capable of signaling the state of the construction of various structures is undoubtedly necessary in construction, including on special objects.

Finally, “Radar MMS” presented such a promising project as a medical invasive sensor that is implanted in a human body, for example, on a prosthesis, and provides control of its engraftment. Currently this is a big problem in surgery. After all, when a prosthesis is already inserted, it is impossible, guided only by the study of external factors, to understand whether there is an inflammatory process or not. With the help of our sensor, such control has become a reality.

- The “flying laboratory” of the Il-114 with the Kasatka search and sighting system on board caused great interest not only among specialists, but also among ordinary visitors. Tell us about this product.

- Indeed, at the exhibition our company presented the “flying laboratory” of the Il-114 with elements of the Kasatka search and sighting system. By the way, this aircraft is an active participant in the flight programs of major international forums. “Killer Whale” is an air-based complex. It consists of radar equipment, optoelectronic devices, the work of which is united by an information management system that performs integration, processing and geo-referencing of information.

- The creation and use of unmanned aerial vehicles has become one of the priority areas not only in Russia, but also in the world. So, of course, I would like to know that “Radar-MMS” has already been done in this direction?

- We believe that there is a future for unmanned aerial vehicles. And no matter what kind of UAV it is: a multicopter, an airplane, a helicopter ... “Radar mms” headed for the development of a UAV for a long time - back in the 2003 year. And I want to emphasize that we have achieved some success in this direction.

High precision secrets

Andrei Sedykh collage


At present, the parametric range of our UAVs is very wide. These are machines with take-off weight from 8 to 500 kilograms. This summer at exhibitions we present two devices. One is 37 and the second is 500 kilograms.

The scope of our UAVs is quite diverse - civilian work, rescue operations, assistance to law enforcement agencies in their activities, etc. And of course - the military sphere.

Our products have already attracted the attention of such departments as the Ministry of Internal Affairs, the Ministry of Emergency Situations, the Ministry of Transport and the Federal Road Agency. Radar MMS has samples that are interesting for oil and gas enterprises.

It is noteworthy that in this way, the modified BPW-37 flew near St. Petersburg in the area of ​​garbage dumps, where they measured the level of CO2, the emission rates of harmful substances. According to the results of the work and the data obtained by the experts, a report was drawn up and conclusions were prepared.

We supplied AVIS unmanned aircraft to the police. They are used to monitor the traffic situation.

And we use BPV-37 for several years in a row to provide rescue in case of need. This is especially true in spring and autumn, when the ice is thin enough. We find a flock of people on the ice and transfer their coordinates to the Ministry of Emergency Situations.

I want to note that the BPV-37 is the most popular drone helicopter at the moment. Airplanes are of less interest to our customers. They have a number of advantages, but on the other hand, such UAVs have a serious drawback - the requirements for sites for takeoff and landing. In any case, we need some kind of no, but the glide path, we must take care not to interfere with the forest. The helicopter has no such restrictions.

By the way, the preparation of the operator on the BPV-37 takes only one to two weeks. It is desirable that the student had a technical education. But we can prepare people without it - it just takes a little more time.

- Head units with guidance systems for precision weapons are, as you said, the hallmark of the enterprise.

- The main products of Radar MMS are intelligent radio-electronic and combined control and guidance systems for high-precision weapons. Our company develops and serially produces guidance systems for universal, all-weather and cruise missiles of land, sea and air-based, functioning at any time of the day.

The highly intelligent homing systems, developed by JSC "NPP Radar MMS", were the first in the world to use the aperture synthesizing mode, which is effective when working on ground targets.

The developed radar homing systems ARGS-54E, ARGS-35E, ARGS-59E, ARGS-14E for 3М-54E, 3М-54Е1, X-35E cruise missiles, NNXX-35E, X-59E, XNUMX-XNUMXE, XNUMX-XNUMXE, X-XNUMXE radar systems Club-N, Club-S, Club-M, Uran-E and Bal-E missile complexes.

I want to note that our products are in demand among foreign customers not only as part of ready-made products. Currently, a number of countries have signed contracts for equipping the enterprise with advanced systems and modernizing the existing ships of their naval forces.

- You mentioned the so-called surfactant technology. Let's explain to readers what it is?

- Surfactant - surface acoustic wave that propagates through the sound duct. As a rule, the piezoelectric effect is used to excite the surfactant. The most widespread are quartz, lithium niobate, langasite. For products using surfactant technology, one can obtain a reflection of this wave from certain nanostructures formed on the duct, and accordingly - information about the physical quantity.

The know-how of our company is the creation of these very nanostructures on the sound ducts. Moreover, the structure must be of a certain form, that is, we create the topology of the device.

Such materials with already applied "drawings" are used primarily to create passive wireless sensors. An electromagnetic wave that arrives at the antenna is already converted into an acoustic, essentially mechanical wave, which propagates along the surface and is reflected from nanostructures.

Depending on the change in the external environment — increase or decrease in temperature, deformation, etc. — a wave traveling over the surface undergoes changes, from which we calculate the final value of the physical parameter.

We know the parameters of the original wave, we understand what affects it and how, and we also know all the mathematical dependencies. The most difficult thing in creating a sensor is its topological structure and technology of its formation. These are the most complicated calculations, modeling of all processes and, most importantly, the sensor must be unique in terms of its identification number in the measurement system, which means that everyone must have their own unique structure.

Interestingly, in the world surfactant technology is engaged in a relatively small number of enterprises. The whole problem, as I said, is very complicated calculations of the structure topology. The school surfactant was formed mainly in the Russian Federation. Now two schools of SAW technologies are developing in the world - ours and the American one.

The question may arise: how did we come to the surfactants? I will answer: from the radar. In radar units, many microwave devices with surfactant-based elements are in filters, resonators, delay lines, highly stable generators. And our specificity is the diversification of work in the field of the final product.

At the same time, the surfactant technology is essentially a piezoelectric. When surface acoustic waves are excited, a piezoelectric effect is used, when an electromagnetic wave, entering the antenna, through the piezoelectric transducer turns into an acoustic wave and propagates along the surface.

And we began work on surfactant technology relatively recently - in 2008 year.

- What are the products based on surfactant technology you produce?

- Already, we have serially supplied identification systems for various purposes. This may be inventory accounting and identification of people at the facility. The main advantage of SAW sensors over conventional semiconductor - the range at which we provide identification.

Our product in passive mode can identify an object, as I said, at a distance of 50 meters. For a semiconductor sensor, the limit is five meters.

In addition, the SAW sensor is highly protected. For example, quartz is resistant to external mechanical, temperature, radiation effects.

Our work was interesting in the field of agriculture - accounting and control of animals. Our surfactant sensors were the only ones sufficiently resistant to the aggressive environment of livestock farms. The question may arise: what is there that threatening? Everything is very simple: methane is released from waste. It destroys standard semiconductor labels very quickly. If I may say so, it just burns them out. Once a year and a half it is necessary to change the failed sensors, and they are placed in the animal's ear. So, you need to skip the whole herd to remove the old and put new ones. Not such a simple procedure. And when the sensors fail, control of the animals is instantly lost.

Huge potential of surfactant sensors in the construction of roads, bridges and tunnels. There are certain places where you need to frequently monitor their condition. Our sensor is built in for this, it does not require any wires or power supplies. We concreted it and forgot.

Later, when it is necessary to obtain the necessary data, a car with special equipment passes nearby and irradiates the sensor. And literally in seconds we get all the information. If readings are required more often, equipment is placed near the object. Information is removed when the customer needs.

What is the problem of the classic wired sensors used now? Take, for example, an object such as a bridge. He, as they say, "plays", the structures are shifted, albeit slightly. And the wires that are inside, over time frayed and fail. Replacing a classic sensor, even on a bridge support, is expensive and difficult. Looking for climbers, specialists who can correctly install and orient the sensor. And there are a huge number of bridges in our country.

Radar MMS measuring systems based on SAW technologies are used in helicopter engineering. Sensors are installed on the propeller blades, where it is necessary to take status indicators at certain points. Previously, to solve this problem was very difficult. The rotational speed of the screw is colossal, again you need to hold the wires to the sensors, and you can place them only inside the blade.

We offered a simpler option. Put the SAW sensor in the desired point of the blade, and no wires. The screw turns, and at the right time the device removes readings from the sensors using electromagnetic radiation.

Together with the helicopter builders, we are working to create a weight measurement sensor under the landing gear. We call this “high-precision weight measurement systems.” They are very important not only for helicopters, but also for aircraft construction.

In this case, it will already be a slightly different sensor, not passive, but active. Currently, we have a range of similar sensors that provide weight measurement in a wide range - from 0 to 300 tons with an error of only 0,02 percent.

- How difficult is it to produce surfactants? Do you need special equipment and where do you buy it, especially recently, when anti-Russian sanctions apply?

- Indeed, surfactant technologies require sophisticated ultra-precise equipment, but we found it in Russia and Belarus. The first thing that is needed is “clean” tight areas. Our company has one of the best acoustoelectronic zones where there are 7 and 4 classes. Currently, Radar Mms provides a topological standard for the production of products up to 0,35 microns. That is, our "drawing" on SAW-devices comes to 0,35 micron!

To achieve these indicators, a laser image generator was launched. It provides drawing on a crystal of "drawing" with the highest accuracy. The generator itself is located in the 4 class of hermozone. People work in masks, in gloves and at the same time they are in such an ultra-clean room, where one speck of dust falls on several cubes of air.

As for equipment for the manufacture of surfactants, it is partly Belarusian and, of course, domestic. Yes, we take something from abroad, in particular microscopes, but this is a small and not the most important part of production.
Author:
Originator:
http://vpk-news.ru/articles/26090
8 comments
Ad

Subscribe to our Telegram channel, regularly additional information about the special operation in Ukraine, a large amount of information, videos, something that does not fall on the site: https://t.me/topwar_official

Information
Dear reader, to leave comments on the publication, you must sign in.
  1. domokl
    domokl 15 July 2015 05: 49
    +1
    Very informative material. There are many interesting things, only two questions arose. Systems will age quickly enough. It is in the military field. Nanotechnologies are no longer replacing "old" materials, they are running. How promising are developments now?
    And the second question. I do not want to offend our Belarusian friends, but are we not stepping on the "old rake"? The integration of production in the civilian sphere is excellent. And in the military? Are we going to deal with import substitution again?
    1. sq
      sq 15 July 2015 10: 18
      +2
      Quote: domokl
      And the second question. I do not want to offend our Belarusian friends, but are we not stepping on the "old rake"? The integration of production in the civilian sphere is excellent. And in the military? Are we going to deal with import substitution again?

      the answer is simple - if you want to be friends - be friends. if you want to be friends a la "American friends" - it is quite likely that missile defense and other similar nasty things will appear in the region of Vitebsk, Mogilev, Gomel.
      More and more often there are statements in the style of the Polish gentry from the deaf "zassenkau" (farmsteads). Is this already a tendency among worn-out snot or just sent Cossacks?
      1. iConst
        iConst 15 July 2015 11: 32
        0
        Quote: kvm
        want to be friends a la "American friends"

        Our trouble is that we approach the issue of friendship in our understanding, with the so-called. "Russian soul".

        We do not understand the Anglo-Saxon, or rather Protestant ideology, where the liberal self and everything else are at the core.

        They (USA) never talked about friendship - they talked about cooperation.
        But in connection with their Manifest Destiny, this is cooperation, well, how is cooperation in such a common occurrence among children, when one leader, aged 14-16, gathers a group of 7-10 year olds around him.
  2. gridasov
    gridasov 15 July 2015 10: 00
    0
    I have deep and well-founded doubts that the sensors mounted on the propeller blades give accurate readings. I would say that they do not give objective data. Why? Because the ionizing effect of highly dynamic air flows is not taken into account. This means that in the so-called surface acoustic wave there will be a parameter of not only external electric. magnetic effects, depending on the complex of properties of air movement relative to the surface of the outflow, but also the complex of internal phenomena caused by directional EMF due to high centrifugal forces. Therefore, accuracy can be spoken of as desire, but not objective achievement.
    1. Asadullah
      Asadullah 15 July 2015 13: 10
      +1
      I would say that they do not give objective data
      Well, there are sensors designed for biased data. Or the termination of data output is the function of the sensor. Another question, you can point out a dead end for competitors, on which spears were broken and time was buried. Let them storm ...
      1. gridasov
        gridasov 15 July 2015 16: 20
        0
        There is a fundamental concept that the more comprehensive data the more accurate the probability that we are approaching objectivity. Then the gentleman below is in vain ironic. I seriously justify that working with big data is system knowledge that is at the level of interdisciplinary sciences. Therefore, I recall that the fractals of Maldenbrot are the most primitive structures, which are firstly planar, and not comprehensive. And secondly, they are static, and therefore this is only part of the solutions. The construction of the analysis structure at the same time in all coordinate axes is apparently not easy.
    2. Cat man null
      Cat man null 15 July 2015 13: 13
      +2
      Quote: gridasov
      At a minimum, you need to start with the fact that the modern idea of ​​a person about a wheel as a device with an infinite contact surface is absolutely true

      And more - fractals, more fractals .. and Maldenbrot
  3. Cat man null
    Cat man null 15 July 2015 21: 20
    +1
    Quote: gridasov
    Then the gentleman below is in vain ironic

    Yeah, so far ..

    Quote: gridasov
    the more accurately the probability that we are approaching objectivity

    You for this phrase alone - you need to put up a monument ..

    Miraculous laughing

Рубрика "Мнения" : Здесь выкладываются абсолютно различные мнения-статьи посетителей сайта, а также статьи с других сайтов для обсуждения. Администрация сайта по поводу этих новостей может иметь мнение, отличное от мнения авторов материалов.

Секреты высокой точности

Специалисты «Радар ммс» знают, как вложить интеллект в ракету, опору моста и многое другое

Выставочная экспозиция уникального российского предприятия «Радар ммс» на военно-техническом форуме «Армия-2015» и Международном военно-морском салоне-2015 вызвала широкий интерес специалистов и обычных посетителей. Все желающие могли увидеть не только беспилотные летательные аппараты, системы наведения высокоточного оружия и т. д., но и полеты Ил-114 с установленным на борту поисково-прицельным комплексом «Касатка». О том, что такое ПАВ-технологии и как используются БЛА в России, «Военно-промышленному курьеру» рассказал исполнительный директор АО «НПП «Радар ммс», кандидат технических наук Иван Анцев.

– Иван Георгиевич, ознакомьте наших читателей с изделиями, которые были представлены на прошедших военных выставках?


– Во-первых, наше предприятие представило системы самонаведения для различных образцов высокоточного оружия. Хочу отметить, что ГСН – визитная карточка нашего предприятия, серийная продукция, которую мы постоянно совершенствуем.

Секреты высокой точностиПомимо головок самонаведения «Радар ммс» ведет еще несколько направлений. В частности, на выставке были представлены беспилотные летательные аппараты. Также мы продемонстрировали магнитометрические системы, поисково-прицельный комплекс «Касатка» и его элементы, различные радиолокационные устройства, в том числе миллиметрового диапазона. Специалисты могли ознакомиться с системами обеспечения посадки вертолетов, которые создаются на базе радиолокационных станций «Видимость-2000» и «Мини-РЛС» миллиметрового диапазона.

Мы показали наши датчики, в том числе и прецизионные, температуры, влажности, давления. Были представлены метеорологические комплексы на базе этих изделий. Причем, хочу подчеркнуть, это серийная продукция.

На мой взгляд, важнейшей частью экспозиции «Радар ммс» стали изделия, использующие эффект поверхностных акустических волн. К примеру – идентификационный датчик. Главное отличие таких ПАВ-датчиков от обычных полупроводниковых – дальность действия. Наши изделия могут в пассивном режиме получать информацию на дальности до 50 метров, что не позволяют осуществлять образцы, где используются полупроводниковые решения.

Помимо идентификационных мы показали ПАВ-датчики физических параметров: температуры, влажности, давления и т. д., а также прибор, способный улавливать микроперемещения. Такой датчик, способный сигнализировать о состоянии конструкции различных сооружений, несомненно, необходим в строительстве, в том числе и на спецобъектах.

Наконец, «Радар ммс» представил такой перспективный проект, как медицинский инвазивный датчик, который имплантируется в тело человека, например на протез, и обеспечивает контроль его приживления. В настоящее время это большая проблема в хирургии. Ведь когда уже вставлен протез, невозможно, руководствуясь только изучением внешних факторов, понять, есть воспалительный процесс или нет. С помощью нашего датчика такой контроль стал реальностью.

– Большой интерес не только у специалистов, но и у обычных посетителей вызвала «летающая лаборатория» Ил-114 с установленным на борту поисково-прицельным комплексом «Касатка». Расскажите об этом изделии.

– Действительно, на выставке нашим предприятием была представлена «летающая лаборатория» Ил-114 с элементами поисково-прицельного комплекса «Касатка». Кстати, этот самолет – активный участник летных программ крупных международных форумов. «Касатка» – комплекс воздушного базирования. В его состав входят радиолокационное оборудование, оптико-электронные устройства, работу которых объединяет информационно-управляющая система, производящая комплексирование, обработку и геопривязку информации.

– Создание и применение беспилотных летательных аппаратов стало одним из приоритетных направлений не только в России, но и в мире. Поэтому, конечно, хотелось бы узнать, что в этом направлении уже сделано «Радар ммс»?

– Мы считаем, что за беспилотными летательными аппаратами будущее. И неважно, о каком БЛА идет речь: мультикоптере, самолете, вертолете… «Радар ммс» взял курс на разработку БЛА довольно давно – еще в 2003 году. И хочу подчеркнуть, что мы добились определенного успеха в этом направлении.

Секреты высокой точности

Коллаж Андрея Седых


В настоящее время параметрический ряд наших беспилотников очень широк. Это машины взлетной массой от 8 до 500 килограммов. Этим летом на выставках мы представляем два аппарата. Один – массой 37, а второй – 500 килограммов.

Область применения наших БЛА достаточно многообразна – гражданские работы, спасательные операции, помощь правоохранительным органам в их деятельности и т. д. И само собой – военная сфера.

Наши изделия уже привлекли внимание таких ведомств, как МВД, МЧС, Министерство транспорта, Росавтодор. У «Радар ммс» есть образцы, интересные предприятиям нефтегазовой промышленности.

Примечательно, что таким образом доработанные БПВ-37 летали у нас под Санкт-Петербургом в районе свалок мусора, где измеряли уровень СО2, показатели выделения вредных веществ. По итогам работ и полученных данных специалистами составлен акт и подготовлены заключения.

Для полиции мы поставляли беспилотные самолеты АВИС. Их используют для мониторинга дорожной обстановки.

А БПВ-37 мы несколько лет подряд используем, чтобы обеспечивать спасение людей в случае необходимости. Это особенно актуально весной и осенью, когда лед достаточно тонкий. Обнаруживаем на льду скопление людей и передаем их координаты на суда МЧС.

Хочу отметить, что БПВ-37– самый ходовой вертолет-беспилотник в настоящее время. Самолеты интересуют наших заказчиков в меньшей степени. Они имеют ряд преимуществ, но с другой стороны, у таких БЛА есть серьезный недостаток – требования по площадкам для взлета и посадки. В любом случае нужна какая-никакая, но глиссада, надо смотреть, чтобы не мешал лес. У вертолета таких ограничений нет.

Кстати, подготовка оператора на БПВ-37 занимает всего одну-две недели. Желательно, чтобы обучаемый имел техническое образование. Но мы можем подготовить людей и без него – просто это займет чуть больше времени.

– Головные части с системами наведения для высокоточного оружия считаются, как вы сказали, визитной карточкой предприятия.

– Основная продукция «Радар ммс» – интеллектуальные радиоэлектронные и комбинированные системы управления и наведения для высокоточного оружия. Наше предприятие разрабатывает и серийно производит системы наведения для универсальных, всепогодных и функционирующих в любое время суток крылатых ракет наземного, морского и авиационного базирования.

Высокоинтеллектуальные системы самонаведения, разработанные АО «НПП «Радар ммс», первыми в мире использовали режим синтезирования апертуры, эффективный при работе по наземным целям.

Разработанные и производимые предприятием активные радиолокационные системы самонаведения АРГС-54Э, АРГС-35Э, АРГС-59Э, АРГС-14Э для крылатых ракет 3М-54Э, 3М-54Э1, Х-35Э, Х-35УЭ, Х-59МКЭ поставляются на экспорт в составе ракетных комплексов Club-N, Club-S, Club-М, «Уран-Э» и «Бал-Э».

Хочу отметить, что наша продукция востребована у иностранных заказчиков не только в составе уже готовых изделий. В настоящее время ряд стран заключил контракты на оснащение выпускаемыми предприятием системами перспективных и модернизацию действующих кораблей их военно-морских сил.

– Вы упомянули так называемые ПАВ-технологии. Давайте объясним читателям, что это такое?

– ПАВ – поверхностная акустическая волна, которая распространяется по звукопроводу. Для возбуждения ПАВ используется, как правило, пьезоэффект. Наибольшее распространение получили кварц, ниобат лития, лангасит. Для изделий, использующих ПАВ-технологию, можно получить отражение этой волны от определенных наноструктур, сформированных на звукопроводе, и соответственно – информацию о физической величине.

Ноу-хау нашего предприятия – создание этих самых наноструктур на звукопроводах. Причем структуры должны быть определенной формы, то есть мы создаем топологию устройства.

Такие материалы с уже нанесенными «рисунками» используются в первую очередь для создания пассивных беспроводных датчиков. Электромагнитная волна, которая поступает на антенну, преобразуется уже в акустическую, по сути механическую волну, которая и распространяется по поверхности и отражается от наноструктур.

В зависимости от изменения внешней среды – повышения или понижения температуры, деформации и т. д. – волна, бегущая по поверхности, претерпевает изменения, по которым мы и вычисляем конечное значение физического параметра.

Мы знаем параметры исходной волны, понимаем, что на нее воздействует и каким образом, а также знаем все математические зависимости. Самое сложное в создании датчика – его топологическая структура и технология ее формирования. Это сложнейшие расчеты, моделирование всех процессов и самое главное – датчик должен быть уникальным с точки зрения своего идентификационного номера в системе измерений, а значит, у каждого должна быть своя уникальная структура.

Что интересно, в мире технологией ПАВ занимается относительно малое число предприятий. Вся проблема, как я уже сказал, что очень сложные расчеты топологии структуры. Школа ПАВ формировалась в основном в Российской Федерации. Сейчас в мире развиваются две школы ПАВ-технологий – наша и американская.

Может возникнуть вопрос: как мы пришли к ПАВ? Отвечу: из радиолокации. В радиолокационных блоках много СВЧ-устройств с элементами на базе ПАВ – в фильтрах, резонаторах, линиях задержки, высокостабильных генераторах. А наша специфика – диверсификация работ в области конечного продукта.

В то же время ПАВ-технология – это по сути пьезоэлектрика. При возбуждении поверхностных акустических волн используется пьезоэффект, когда электромагнитная волна, попадая на антенну, через пьезопреобразователь превращается в акустическую и распространяется по поверхности.

А начали мы работы по ПАВ-технологиям относительно недавно – в 2008 году.

– Какие сейчас изделия на основе ПАВ-технологий вы выпускаете?

– Уже сейчас мы серийно поставляем системы идентификации различного назначения. Это может быть и складской учет, и идентификация людей на объекте. Главное преимущество ПАВ-датчиков перед обычными полупроводниковыми – дальности, на которых мы обеспечиваем идентификацию.

Наше изделие в пассивном режиме может идентифицировать объект, как я уже сказал, на расстоянии до 50 метров. Для полупроводникового датчика предел – пять метров.

К тому же ПАВ-датчик отличается высокой защищенностью. К примеру, кварц устойчив к внешним механическим, температурным, радиационным воздействиям.

Интересная у нас работа была в области сельского хозяйства – учет и контроль животных. Наши ПАВ-датчики оказались единственными достаточно устойчивыми к агрессивной среде животноводческих комплексов. Может возникнуть вопрос: что же там угрожающего? Все очень просто: из отходов жизнедеятельности выделяется метан. Он очень быстро уничтожает стандартные полупроводниковые метки. Если можно так сказать, просто выжигает их. Раз в год-полтора надо менять вышедшие из строя датчики, а они ставятся животному в ухо. Значит, надо пропустить все стадо, чтобы снять старые и поставить новые. Не такая уж простая процедура. А когда датчики выходят из строя, моментально теряется контроль над животными.

Огромный потенциал у ПАВ-датчиков в сфере строительства дорог, мостов и тоннелей. Есть определенные места, где надо достаточно часто проводить мониторинг их состояния. Для этого встраивается наш датчик, он не требует ни проводов, ни источников питания. Мы его забетонировали и забыли.

В дальнейшем, когда нужно получить необходимые данные, рядом проезжает машина со специальным оборудованием и облучает датчик. И буквально за секунды мы получаем всю информацию. Если показания требуются чаще, оборудование ставится рядом с объектом. Информация снимается тогда, когда надо заказчику.

В чем проблема классических проводных датчиков, использующихся сейчас? Возьмем, к примеру, такой объект, как мост. Он, как говорится, «играет», конструкции смещаются, пусть и незначительно. А провода, которые находятся внутри, со временем перетираются и выходят из строя. Заменить классический датчик даже на опоре моста затратно и сложно. Нужны верхолазы, специалисты, умеющие правильно установить и сориентировать датчик. А мостов у нас в стране огромное количество.

Измерительные системы «Радар ммс» на основе ПАВ-технологий используются в вертолетостроении. Датчики устанавливаются на лопастях винта, где надо снимать показатели состояния в определенных точках. Раньше решить такую задачу было очень сложно. Скорость вращения винта колоссальная, к датчикам опять-таки нужно провести провода, а разместить их можно только внутри лопасти.

Мы же предложили более простой вариант. Ставим ПАВ-датчик в нужную точку лопасти, и никаких проводов. Винт крутится, а в нужный момент прибор с помощью электромагнитного излучения снимает с датчиков показатели.

Совместно с вертолетостроителями мы ведем работы по созданию датчика измерения веса под стойками шасси. Мы называем это «высокоточными системами измерения веса». Они очень важны не только для вертолето-, но и для самолетостроения.

В данном случае это уже будет немного другой датчик, не пассивный, а активный. В настоящее время у нас есть линейка подобных датчиков, обеспечивающих измерение веса в широком спектре – от 0 до 300 тонн с погрешностью всего 0,02 процента.

– Насколько сложно выпускать ПАВ-изделия? Требуется ли специальное оборудование и где вы его закупаете, особенно в последнее время, когда действуют антироссийские санкции?

– Действительно, технологии ПАВ требуют сложного сверхточного оборудования, но мы нашли его в России и Белоруссии. Первое, что необходимо, это «чистые» гермозоны. У нас на предприятии одна из лучших акустоэлектронных зон, где стоят гермозоны 7 и 4-го классов. В настоящее время «Радар ммс» обеспечивает топологическую норму при производстве продукции величиной до 0,35 микрона. То есть наш «рисунок» на ПАВ-устройствах доходит до 0,35 микрона!

Для достижения таких показателей запущен лазерный генератор изображений. Он обеспечивает нанесение на кристалле «рисунка» с высочайшей точностью. Сам генератор стоит в гермозоне 4-го класса. Люди работают в масках, в перчатках и при этом находятся в таком сверхчистом помещении, где одна пылинка приходится на несколько кубов воздуха.

Что касается оборудования для изготовления ПАВ-устройств, то оно частично белорусское и, конечно, отечественное. Да, что-то мы берем из-за рубежа, в частности микроскопы, но это малая и не самая важная часть производства.
Автор: Иван Анцев, Алексей Рамм
Первоисточник: http://vpk-news.ru/articles/26090


Мнение редакции "Военного обозрения" может не совпадать с точкой зрения авторов публикаций

CtrlEnter
Если вы заметили ошибку в тексте, выделите текст с ошибкой и нажмите Ctrl+Enter
Читайте также
Комментарии 8
  1. domokl 15 июля 2015 05:49
    Очень познавательный материал. Интересного много.Только вот возникло два вопроса. Системы будут достаточно быстро "стареть". Именно в военной области. Нанотехнологии уже не идут на смену "старых" материалов,они бегут.На сколько перспективны разработки сейчас?
    И второй вопрос. Не хочу обижать наших белорусских друзей,но не наступаем ли мы на "старые грабли"? Интеграция производства в гражданской сфере прекрасно. А в военной? Опять будем заниматься импортозамещением?
    1. kvm 15 июля 2015 10:18
      Цитата: domokl
      И второй вопрос. Не хочу обижать наших белорусских друзей,но не наступаем ли мы на "старые грабли"? Интеграция производства в гражданской сфере прекрасно. А в военной? Опять будем заниматься импортозамещением?

      ответ прост - хотите быть друзьями - будьте ими. хотите быть друзьями а-ля "американские друзья" - вполне вероятно появление ПРО и тому подобной гадости в районе Витебска, Могилёва, Гомеля.
      Всё чаще появляются высказывания в стиле польской шляхты из глухих "засценкау" (хуторов). Это уже тенденция среди утёрших сопли или просто засланные казачки?
      kvm
      1. iConst 15 июля 2015 11:32
        Цитата: kvm
        хотите быть друзьями а-ля "американские друзья"

        Наша беда, что мы подходим к вопросу дружбы в нашем понимании, с т.н. "русской душой".

        Мы не понимаем англосаксонской, а точнее протестантской идеологии, где в основе либерастское Я и всё остальное.

        Они (США) никогда не говорили о дружбе - они говорили о сотрудничестве.
        Но в связи с их Manifest Destiny это сотрудничество, ну как сотрудничество в таком нередком явлении среди детворы, когда один вожак лет 14-16 собирает вокруг себя ватагу из 7-10 летних.
  2. gridasov 15 июля 2015 10:00
    У меня есть глубокие и обоснованные сомнения , что датчики установленные на лопастях винтов дают точные показания. Я бы сказал вообще- не дают объективных данных. Почему? Потому , что не учитывается ионизирующий эффект высокодинамичных потоков воздуха. Это значит , что в так наз поверхностной аккустической волне будет параметр не только внешних эл. магнитных эффектов , зависящих от комплекса свойств движения воздуха относительно поверхности истечения ,но и комплекса внутренних явлений, вызванных направленным ЭДС вследствие высоких центробежных сил. Поэтому о точности можно говорить как о желании , но не объективных достижениях.
    1. Асадулла 15 июля 2015 13:10
      Я бы сказал вообще- не дают объективных данных
      Ну есть датчики рассчитанные под необъективные данные. Или прекращение вывода данных и есть функция датчика. Другой вопрос, можно указать конкурентам тупиковый путь, на котором сломали копья и похоронили время. Пусть штурмуют...
      1. gridasov 15 июля 2015 16:20
        Существует принципиальное понятие того , что чем больше исчерпывающих данных тем точнее вероятность того, что мы приближаемся к объективности. Тут господин снизу напрасно иронизирует . Я совершенно серьезно обосновываю , что работа с большими данными это системные знания, которые находятся на уровне междисциплинарных наук. Поэтому напомню , что фракталы Мальденброта это самые примитивные структуры , которые во -первых плоскостные , а не всеобъемлющие. А во-вторых они статические , а поэтому это только часть решений. Построение же структуры анализа единовременно во всех осях координат , это видимо непросто.
    2. Cat Man Null 15 июля 2015 13:13
      Цитата: gridasov
      Как минимум нужно начать с того что современное представление человека о колесе , как об устройстве с бесконечной поверхностью соприкосновения абсолютно верно

      И еще - фрактали, побольше фракталей.. и Мальденброта
  3. Cat Man Null 15 июля 2015 21:20
    Цитата: gridasov
    Тут господин снизу напрасно иронизирует

    Да уж куда уж..

    Цитата: gridasov
    тем точнее вероятность того, что мы приближаемся к объективности

    Вам за одну только эту фразу - памятник поставить надо..

    Нерукотворный laughing

Информация

Посетители, находящиеся в группе Гости, не могут оставлять комментарии к данной публикации.
Картина дня