Бизнес на костях, или Спасательный круг для аутсайдера
С одной стороны, пусть хоть бревном машет. Нам-то что? При её пикирующей карьере волком завоешь, а тут помахал тряпочкой (это не оскорбление, т.к. флаг был в неразвернутом виде и без флагштока), как пятилетние машут сопливым платочком, и вот тебе виток карьеры. Глубинные причины поступка рассмотрим позже, а пока о том, что это означает на практике.
С этой же стороны картинка изумительная — восхищённая фанатская толпа, над ней летит песня кумира, и вот она сама возвышается на сцене с украинским флагом в обнимку — ну чем не Ленин на броневике. И всегда можно сказать, в зависимости от последствий, что её неправильно поняли, что она просто за евроинтеграцию, что это просто поддержка раздираемой стране. И всем безразлично, что специфическая группа фанатов на Украине в провокационном угаре на фоне съехавшей крыши сразу завопят, что уж если «сама» с нами, то айда на баррикады. Вот и новые поленья для костра гражданской войны. Но эти мелочи наших небожителей не интересуют. Главное, что сюжет классный, бюджет крепок, аванс завтра.
Мне всё равно, я делаю что хочу
Эта нехитрая мантра служит самым крепким бронежилетом для всей окололиберальной тусовки артистов и актёров в нашей стране. При этом внешне складывается впечатление, что, по крайней мере, это-то правда. Увы…
То, что им всё равно, как относятся к их «творчеству», к примеру, можно услышать на каждой презентации их очередного альбома или картины. С более завидной регулярностью они способны повторять лишь то, что не любят давать интервью. Последнее вы можете прочесть в каждом их интервью.
А следующая священная для каждого «свободного» деятеля мантра нежно щекочет инфантильное самолюбие обещанием достижения чего-то недозволенного остальным смертным. Да, разумеется, она всегда подаётся под нужным соусом свободомыслия. Сам посыл лживый, т.к. делать что хочешь не является свершением, а тем более заслугой. Потому как даже моя кошка делает, что хочет, за что была неоднократно окунута в свои желания по самые усы. Что, правда, не остудило пыл юной либералки. Можно, конечно, сказать прямо и открыто, что у моей кошки скверный характер, и она просто гадит в моей квартире. Но за это же нужно отвечать. А так — дёшево и сердито. И только попробуйте заменить это на более мужское «я делаю, потому что считаю правильным», как уютный и до безобразия удобный мирок безответственности рухнет. Сразу возникнут вопросы, что считать правильным, какие морально-нравственные ориентиры привели к этим суждениям и т.д. И, если в ответ вы не услышите обвинения в продажности Кремлю, то, скорее всего, до вас донесётся треск матрицы мышления.
Конъюнктура — фарватер жизни без секретов
Часто в ответ на обвинения в конъюнктурности своего кумира, к примеру, поклонники Макаревича на редкость резонно и на удивление адекватно парируют. Разве его современная позиция по Украине, как и позиция Земфиры, не доказывает его принципиальность и смелость? Простите, а чем они рискуют? Рискуют стать мишенью либеральной общественности, которая привыкла выть хором? Нет. Рискуют потерять концертные прибыли? Нет. Т.к. посещают концерт, а не политический митинг. И, если скрипач вместо концерта начинает вещать со сцены о восстании в Южном Судане, не дело жаловаться на отсутствие публики. Но всё же это риск? Нет.
Как раз именно эта позиция — подарок для увядающих исполнителей. Такого бесплатного PR Земфира бы не смогла добиться ни одной своей хамской концертной выходкой, никакой половник и никакая белая акула не помогли бы войти Макаревичу в топ самых обсуждаемых персон, даже если б акула сожрала певца вместе с половником на камеру.
А такого гарантированного концертного графика им и не снилось. Украинская майданная общественность с таким упоительным подобострастием ищет поддержки, что за два года кровавого маразма они присовокупили себе в соратники и Джорджа Клуни, и Джареда Лето, и Дэвида Духовны. Не важно, что принципиальность последнего говорит о том, что не поскупись «Сибирская корона», и вся троица на протяжении часа исполняла бы русские народные песни. Однако заокеанские товарищи далеки и привередливы, а тут и близко, и бюджетно. Главное, концертная программа не требует усилий: посидел в украинском флаге, исполнил пару песен, и всё. Аншлаг обеспечит украинское ТВ или «Правый сектор» поработает мотиватором.
Бизнес, ничего личного. Но личное всё же было. Нет, автора не возмутила позиция этих персон. Слишком уж комичные роли они выбрали.
Единственное, что достойно возмущения — это негодование по поводу отменённых концертов, отменённых якобы рукой власти. Не уязвлённая честь Кремля или ФСБ оскорбляет автора, нет. Скорее моего народа. За всей информационной помпой никто так и не заметил, что ни Макаревич, ни какой-либо другой его товарищ по цеху даже не смог допустить и мысли, что отмена концертов может быть волей народа, который просто проголосовал рублём. У наших самопровозглашенных мэтров за годы дикого «чёса» по необъятной державе сложилось стойкое мнение, что «people хавает» и будет «хавать». Ну не способен наш народ иметь собственное мнение. Как говорится — все равны, но кто-то равнее. Также поющие самые демократичные демократы так и не смогли привыкнуть к мысли, что мнение молодого сантехника или убелённого сединами бухгалтера, скажем, из Воркуты, имеет такой же вес, как и мнение повелителя струн и барабанов. Немало этому поспособствовали и наши локальные дни городов и фестивали, которые финансовым пылесосом высасывали денежки из муниципальных бюджетов, часть которых и оседали в карман заезжих звёздочек. А народ, уже оплативший сомнительную радость послушать артистов, чьи «шлягеры» по радио он пресекал выключением, приходил хоть поглазеть на нелёгкий труд эстрадного цеха.
Но вдруг, как гром среди ясного неба, народ, который стоически молчал после каждой хамской выходки, после оплеух от кумиров во время концерта, после оскорблений в адрес целых наций, вернул самоуважение, а кумиров оставил один на один с гордыней. А также тотальным непониманием, как эта челядь посмела взбрыкнуть? Быть того не может. Это обязательно чья-то команда для бессловесной толпы.
Изгой по признаку принципиальности
Но не стоит думать, что это своеобразное мышление появилось внезапно. Оно выковывалось в 90-е и «нулевые». Не стоит думать, что гордыня, лишённая самоуважения, проявила себя только сейчас. Ведь это целое мышление, стыдливо скрываемое за ширмой самостоятельности и безразличия. Это мышление кроется где-то в жёстком гастрольном туре, который исключал любые чисто человеческие радости, будь то Новый год или день рожденья друга. Это мышление берёт начало в те времена, когда артистов из Москвы новообразованный класс хозяев жизни выписывал чуть ли не бандеролью. И разлетались певчие соловьи на юбилеи тещ и именины сыновей, в сауны и кабаки, для миловидных любовниц, любовников любовниц, любовниц любовников любовниц и прочее и прочее. Азартная погоня за гонораром и рейтингом по сути стала билетом в тусовочный мир. И наоборот, те, кто проявлял принципиальность, или, не дай бог, отрицал эти постулаты сразу становились объектом плоских шуточек.
И речь идёт не о Пореченкове с его пресловутым бронежилетом с надписью «пресса». Хотя требовать от ополчения другой жилет в их тяжёлом положении то же самое, что скандалить по поводу отсутствия свежих крабов в блокадном Ленинграде. И даже не о Кобзоне, над париком которого рыночным юмором прошлись все кому не лень.
Речь идёт о другой не менее яркой фигуре, которая в силу области своей деятельности была бесконечно далека от тусовочной среды. И именно поэтому контрастно показала двуличие и лицемерность того мышления, которое и привело к известным последствиям. Я говорю о Григории Яковлевиче Перельмане, выдающимся российском математике, который доказал гипотезу Пуанкаре. Однако по иронии судьбы, хотя скорее по попсовой закономерности недалёкой богемы, прославился скромный гений отнюдь не решением математической проблемы века, а отказом от всех сулящих выгоду премий математического сообщества. Кто тогда только не погрел руки на принципиальном поступке ученого. Начиная с третьесортных пародийных шоу, заканчивая светочем либеральной прессы Машей Гессен, которая при незаконченном образовании архитектора умудрилась накропать целую книгу о жизни передового учёного нашего времени. Впрочем, книга основана на воспоминаниях коллег и учителей Перельмана, посему нуждалась лишь в редактуре, а редакторский дар у Маши в генах. По открытым данным из всемирной паутины бабушка звезды свободолюбивой прессы работала цензором в МГБ.
Слишком непонятной и неудобоваримой фигурой оказался Перельман. Бурлящие графоманией таблоиды исходили желчью из-за нежелания учёного работать гумусом для их полос. Часть богемы, которая за длинный рубль, т.е. доллар, готовы были вести с одинаковым пылом и свадьбы и поминки, точила зуб на учёного за отказ от миллиона долларов института Клэя США. Перельман всем своим аскетическим образом жизни с любовью к молоку и сдобе был как бельмо на глазу для расторопных граждан, что рвали пятую точку на британский флаг в залихватской погоне за выручкой. Ну не помещались этические принципы Перельмана в узкое рамочное мышление.
Что до судьбы Макаревича или Земфиры и прочих, то их судьба не сулит им ничего трагичного, т.к. торгашеская психология на удивление универсальна. Либо господа вернутся к корпоративному турне, либо как обычно включат заезженную пластинку о неправильном толковании, а быть может, схема поведения станет и вовсе по-филатовски классической:
Сознаю свою вину.
Меру. Степень. Глубину.
Информация