Сверхмалые подводные лодки типа «C» (Япония)

Почти весь 1943 год японские судостроители занимались сборкой пяти сверхмалых подлодок типа «B». В силу разных причин сборка этой техники, изготовленной на основе задела по лодкам проекта «А», была связана с определенными трудностями. В итоге было решено отказаться от продолжения серии в пользу более нового проекта. Осенью 43-го японские инженеры представили проект новой сверхмалой субмарины с торпедным вооружением. Как и ее предшественники, лодка типа «C» или «Хэй-Гата» предназначалась для скрытного подхода к противнику и последующей атаки с использованием торпед.

Напомним, по результатам эксплуатации подлодок типа «А» в середине 1942 года было решено разработать новый проект более совершенной техники аналогичного назначения. В новом проекте «B» была использована дизель-электрическая силовая установка, заменившая чисто электрическую. Такая переделка субмарин базового проекта позволила ощутимо поднять дальность плавания, а также повысить автономность работы, поскольку новые лодки не нуждались в специальной зарядной станции для аккумуляторов. Тем не менее, по ряду причин подлодки проекта «B» не стали массовыми: было изготовлено всего пять единиц такой техники.

Глубокая модернизация


По некоторым данным, причиной задержек в сборке всего пяти подлодок «B» стали проблемы с переделкой имеющихся корпусов под новое оборудование. Необходимость демонтажа некоторых узлов и агрегатов с последующей заменой новыми сказалась на сроках выполнения работ. Кроме того, такая особенность двух первых проектов, которые, по задумке конструкторов, должны были иметь высокую степень унификации, показала, что используемый подход к разработке не оправдал себя. Новую субмарину нужно было проектировать с использованием существующих компонентов, но без попыток вписать нужное оборудование в не вполне подходящий, хотя и существующий, корпус.

Сверхмалые подводные лодки типа «C» (Япония)
Единственная сохранившаяся лодка типа "C" в музее. Фото Aimmuseum.org


Таким образом, главной целью проекта «C» или «Хэй-Гата» была переработка двух предыдущих субмарин с целью упрощения производства. Одновременно с этим предлагалось внедрить некоторые новшества, направленные на повышение технических характеристик и боевой эффективности. В результате получилось, что подлодки типов «А», «B» и «C» имели некоторые заметные сходства, но отличались друг от друга различными особенностями.

Следует отметить, в проектах наблюдалась определенная преемственность: все они основывались на общих идеях, а также предусматривали использование общих конструкций. Это может говорить о том, что авторы проектов нашли, как им тогда казалось, наилучший вариант облика сверхмалой подлодки, и пытались развивать его с целью достижения нужных характеристик.

Конструкция подлодки типа «C»

Являясь глубокой модернизацией подлодки типа «B», новая «Хэй-Гата» должна была иметь схожую полуторакорпусную конструкцию и аналогичную силовую установку. Подобные основные идеи проекта считались вполне жизнеспособными и пригодными для выполнения имеющихся требований. Были доработаны только некоторые элементы прочного и легкого корпусов, что было связано с оптимизацией производства и использования различных агрегатов. Как следствие, немного изменились размеры и вес конструкции в сборе.

Основой подлодки типа «C», как и ранее, был прочный корпус, собранный из 8-мм стальных листов. Он состоял из носовой цилиндрической и кормовой конической частей. Характеристики прочного корпуса позволяли погружаться на глубину до 100 м (по другим данным, до 100 футов – т.е. не более 30 м). Внутри прочного корпуса размещался центральный пост с рабочими местами экипажа, аккумуляторы и силовая установка. Носовая часть сложной формы была образована легким корпусом из сравнительно тонких металлических листов. За пределами прочного корпуса размещались торпедные аппараты, баллоны со сжатым воздухом, балластные цистерны и т.д.

Сверхмалые подводные лодки типа «C» (Япония)
Схема подлодок типа "А" и "C". Рисунок Modelist-konstruktor.com


Общая компоновка легкого и прочного корпусов осталась прежней и без серьезных изменений была заимствована из предыдущего проекта. Под тонкими листами легкого корпуса располагались два торпедных аппарата, расположенные друг над другом. Рядом с ними имелись две балластные цистерны, баллоны со сжатым воздухом и т.д. Торпедные аппараты проходили по всей длине легкого корпуса, а их передняя часть выступала за его пределы, образуя характерные выпуклости.

В носу прочного корпуса находилась основная масса аккумуляторных батарей для движения под водой. Позади аккумуляторного отсека находился центральный пост с рабочими местами трех подводников. Над центральным постом располагалась рубка с выдвижными устройствами. За спиной у подводников находился кормовой двигательный отсек. В нем имелись дополнительные аккумуляторы, а также дизельный и электрический двигатели. Внутри прочного корпуса размещалось несколько балластных цистерн, как главного балласта, так и балансировочные.

Состав силовой установки остался прежним. Для движения в надводном положении и подзарядки аккумуляторов в море предлагалось использовать танковый дизель мощностью 40 л.с. Мощность связанного с ним генератора позволяла полностью заряжать все батареи за 18 часов. Непосредственно с гребным валом был связан электродвигатель мощностью 600 л.с. Через специальный редуктор он вращал два соосных винта.

На внешней поверхности подлодки предусматривалась конструкция для защиты торпед в аппаратах, пилы и тросы для резки противолодочных заграждений, а также специальные рамы для отведения препятствий от рубки и сброса за корму. От внешних воздействий рули и гребные винты защищались крестообразной конструкцией с кольцевым кожухом винтов.

Подлодка типа «C» получилась немного крупнее предыдущих. Ее длина увеличилась до 24,5 м, максимальная ширина – до 1,9 м, общая высота осталась на уровне 3 м. Водоизмещение в подводном положении теперь составляло 49 т. Можно заметить, что рост габаритов и веса конструкции был незначительным. Тем не менее, он все же сказался на характеристиках лодки. Максимальная скорость в надводном положении сократилась до 20-21 узла, в подводном – до 18-18,5 узла. Согласно некоторым источникам, максимальная скорость под водой не превышала 6-7 узлов.

Дизель-электрическая силовая установка в теории позволяла повысить дальность плавания, которой не хватало сверхмалым подлодкам типа «А». Экономя топливо и заряд аккумуляторов, новые лодки «Хэй-Гата» могли преодолеть в надводном положении до 500 морских миль (на экономической скорости 6 узлов). В подводном положении дальность плавания на одной зарядке аккумуляторов была на уровне 120 миль (скорость 4 узла).

Сверхмалые подводные лодки типа «C» (Япония)
Подлодка типа "C" на берегу. Фото Coollib.com


Вооружение подлодки типа «C», как и ранее, состояло из двух торпедных аппаратов калибра 450 мм. Они располагались в носовой части субмарины, под легким корпусом и частично выступали наружу. Подобные аппараты предназначались для использования торпед «Тип 97». Такие торпеды длиной 5,6 м имели стартовый вес 980 кг и несли 350 кг взрывчатого вещества. Двигатель, работавший на керосине и кислороде, позволял торпеде разгоняться до 45 узлов и преодолевать до 5,5 км. Несмотря на свой малый калибр, подобное оружие представляло серьезную опасность для различных кораблей.

Экипаж подлодки типа «C» состоял из трех человек: командира, рулевого и моториста. На их рабочих местах имелся набор компасов, приборы для контроля за работой систем и органы управления. Следить за окружающей обстановкой и искать цели предлагалось при помощи выдвижного перископа и гидрофона. В отличие от некоторой другой техники этого класса, японские сверхмалые подлодки «А», «B» и «C» не оснащались рубками с остеклением. Попадать на свои рабочие места подводники должны были через люк в рубке.

Производство

Сверхмалые подлодки «Хэй-Гата» сменили на стапелях всех своих предшественников. Серийное строительство такой техники началось поздней осенью 1943 года. К этому времени в цехах заводов, занятых в проекте, оставались несколько недостроенных подлодок типа «А», которые достраивались по проекту «B». Новые лодки типа «C» строились без использования задела по предыдущим заказам. В соответствии с подписанным контрактом, флот должен был получить около 50 новых подлодок.

Являясь очередным вариантом модернизации подлодки типа «А», новые «C» получали схожие серийные номера вида «Ха-NN». Насколько известно, серийные «Хэй-Гата» имели номера с 54 до 100. Существование субмарин с номерами больше сотни не подтверждено. Необходимо отметить, что серийный номер не использовался флотом. Подлодки, задействовавшиеся в тех или иных операциях, обозначались по названию субмарины-носителя. Таким образом, в некоторых случаях могут возникать проблемы с точной идентификацией лодок-участников различных операций.

Сверхмалые подводные лодки типа «C» (Япония)
Единственная сохранившаяся субмарина "Хэй-Гата" в середине 40-х годов. Фото Ibiblio.org


Имеются сведения о некотором сокращении заказа на боевые подлодки нового проекта. Так, из 47 построенных лодок 10 были переоборудованы в учебные. В ходе такой доработки они получили обновленный набор бортового оборудования. Самым заметным следствием такой переделки было увеличение длины рубки. Для размещения дополнительного оборудования и инструктора, отвечавшего за подготовку будущих подводников, пришлось заметно переделать центральный пост и обитаемый объем в целом.

Строительство сверхмалых подводных лодок типа «C» продолжалось до осени 1944 года. За это время Императорский флот получил 47 субмарин: 37 боевых и 10 учебных. Вся эта техника была передана подразделениям, уже эксплуатировавшим аналогичные подлодки предыдущих моделей.

Эксплуатация

Изначально японские сверхмалые подлодки должны были транспортироваться к месту операции специально переоборудованными надводными судами. Тем не менее, опыт боев на Тихом океане показывал, что подобный способ доставки лодок может привести к повышенным потерям, поскольку не обеспечивает приемлемой скрытности транспортировки. Из-за этого все субмарины типа «А» доставлялись в нужный район при помощи подводных лодок из состава флота.

В середине 1943 года к идее судна-транспорта вернулись. К концу года было оборудовано несколько таких кораблей, которые получили специальное оборудование для обслуживания и перевозки сверхмалых лодок. Тем не менее, на этот раз судно-носитель уже не должно было доставлять субмарины к месту начала операции. Переоборудованные суда предназначались только для перевозки «Хэй-Гата» к новым засекреченным базам.

Имеются сведения о доставке не менее 15-20 подлодок на специальные базы о. Окинава и Филиппин. Там они должны были вести патрулирование заданных районов и, при соответствующем случае, атаковать корабли и суда противника. Подлодки типа «А» ранее применялись для атаки военно-морских баз противника, однако понесли большие потери. Учитывая этот печальный опыт, командование флота решило отказаться от столь смелых рейдов и использовать сверхмалые подлодки исключительно для свободной охоты в важных районах.

Сверхмалые подводные лодки типа «C» (Япония)
Носовая часть музейной подлодки. Фото Modelist-konstruktor.com


Сверхмалые подлодки типа «B» были доставлены на несколько баз, расположенных на Филиппинских островах и Окинаве. Так, филиппинские базы располагались на островах Минданао (базы Давао и Замбоанга) и Себу (одноименная база). Патрулирование вели все полтора десятка субмарин, но в боях участвовали только подводники с базы Себу. В течение нескольких месяцев они продолжали патрулировать указанные акватории и искать потенциальные цели, вплоть до того, как остров Себу перешел в руки американцев.

Боевая работа сверхмалых подлодок чаще всего выглядела следующим образом. Уйдя в море, экипаж лодки направлялся к южной оконечности о. Негрос, к базе Думагете. Вблизи этого места регулярно проходили корабли и суда США, что позволяло надеяться на успешное обнаружение и уничтожение целей. По прибытии к базе Думагете подлодки ложились в дрейф или подходили к берегу. Дальше им оставалось только ждать сообщения передовых наблюдателей и подходящих судах противника. В результате субмарины своевременно оказывались на пути вражеских кораблей и при этом не тратили топливо или заряд аккумуляторов.

Активное судоходство в районе и любопытная стратегия позволяли японским подводникам регулярно предпринимать попытки атаковать вражеские корабли. Тем не менее, большинство сообщений экипажей подлодок типа «C» не подтверждается в американских источниках. Так, 3 января подводники доложили о потоплении двух транспортных судов и одного эсминца. 5 января, по сообщениям с филиппинских баз, в море Минданао были затоплены два американских боевых корабля. Ценой этой победы стала потеря одной из подлодок. Действительно, в этот день японские субмарины пытались атаковать американский конвой. Тем не менее, крейсер USS Boise (CL-47) вовремя получил сообщение об атаке с одного из других кораблей и успел уклониться. Подлодку заметили с эсминца USS Taylor (DD-468), атаковали и потопили.

В феврале 45-го с японской базы Себу сообщали о потоплении сверхмалыми подлодками двух кораблей противника. В марте, по утверждениям японских офицеров, были потоплены три транспорта. Тем не менее, эти атаки не подтверждаются американскими источниками. Вероятно, подводники пытались записывать на свой счет даже неудачные атаки. Выходы в море для проведения атак продолжались до конца марта.

26 марта 1945 года войска США в ходе Филиппинской операции начали высадку на остров Себу. К моменту захвата базы японцы успели затопить пять остававшихся в порту сверхмалых субмарин типа «B». Остальные к этому времени успели выйти в море и предприняли попытку противодействовать десанту. Во время высадки десанта несколько американских кораблей имели контакт с японскими подлодками. Эсминец USS Newman (DE-205) смог не только обнаружить, но и обстрелять противника. Артиллерийским огнем он потопил одну из вражеских субмарин, пытавшихся атаковать корабли.

Итоги

По имеющимся данным, сверхмалые подводные лодки типа «C», базировавшиеся на острове Себу, стали единственными представителями своего проекта, участвовавшими в боях. Субмарины других баз выполняли патрулирование в различных районах, но какая-либо информация о попытках выполнения атак, не говоря уже об успешном торпедировании кораблей противника, отсутствует. По-видимому, в боях участвовали только те лодки, которые базировались вблизи основных морских путей.

С технической точки зрения проект «C» или «Хэй-Гата» получился достаточно удачным. К концу 1943 года японским специалистам удалось, что называется, довести до ума проект сверхмалой подлодки, начатый еще в первой половине тридцатых. Результатом этого стало появление сверхмалых подлодок с достаточно высокими характеристиками и неплохим боевым потенциалом. Дальность плавания до 500 морских миль, возможность длительного пребывания под водой и боекомплект из двух сравнительно мощных торпед позволяли новым лодкам участвовать в свободной охоте и рейдах на базы противника.

Сверхмалые подводные лодки типа «C» (Япония)
Обломки подлодки типа "C" и поврежденное японское судно. Фото Modelist-konstruktor.com


Тем не менее, подлодки с требуемыми характеристиками появились слишком поздно. К началу 1944 года ход войны на Тихом океане складывался не в пользу Японии. Страны-союзники нарастили свою корабельную и сухопутную группировку, что позволяло отвоевывать один остров за другим. Как следствие, Япония больше не имела возможности устраивать полноценные рейды с использованием сверхмалых подлодок наподобие операций в Перл-Харборе или у берегов Сиднея. Новую перспективную технику пришлось отправлять на Филиппинские острова и использовать в попытках атаковать проходящие мимо суда. Естественно, такая стратегия не принесла ощутимых результатов.

Таким образом, удачный с точки зрения техники проект оказался бесперспективным в плане реальных результатов боевой работы. Подлодки типа «C» опоздали на войну и не успели оказать какое-либо влияние на ход боевых действий. Тем не менее, японские адмиралы и инженеры не потеряли интерес к подобной технике. В начале 1944 года стартовала разработка проекта «D», также известного под названиями «Тэй-Гата» и «Корю». Эти лодки должны были использоваться для защиты японского побережья.

В течение 1944 года Императорский флот Японии получил чуть менее полусотни подлодок типа «C» в боевой и учебной конфигурациях. Почти вся эта техника была уничтожена во время боев или была затоплена перед наступающим противником. До нашего времени дожила только одна сверхмалая подлодка «Хэй-Гата». С середины сороковых, когда ее подняли со дна моря, эта субмарина находится в музее на острове Гуам. В начале двухтысячных этот музейный экспонат отреставрировали, и он снова демонстрируется туристам.


По материалам сайтов:
http://combinedfleet.com/
http://war-only.com/
http://navsource.org/
http://modelist-konstruktor.com/
http://aimmuseum.org/
http://pacificwrecks.com/
http://aimmuseum.org/
Автор: Рябов Кирилл


Мнение редакции "Военного обозрения" может не совпадать с точкой зрения авторов публикаций

CtrlEnter
Если вы заметили ошибку в тексте, выделите текст с ошибкой и нажмите Ctrl+Enter
Читайте также
Загрузка...
Комментарии 2
  1. Кибальчиш 16 июля 2015 07:19
    Спасибо за обзор. Случайно вспомнил про одну картинку с похожей лодкой но не смог её у себя найти. Возможно на ней как раз эта модель была. В музее.
    1. THE_SEAL 16 июля 2015 14:50
      Спасибо за статью. Очень интересно.
      Можете провести несколько обзорных статей по устройству АПЛ времен 2-й мировой войны?И основные отличия например немецких от наших, английских и даже французских например?
  2. Argon 17 июля 2015 01:31
    Не соглашусь с автором,считаю противодействие крупным десантным операциям была той самой стезей на которой миниПЛ могли бы себя проявить(относительно небольшие глубины,близость к местам базирования,сложность организации ПЛО ордеров десантных судов в период десантирования)если бы не ряд технических проблем,так и не решенных японскими кораблестроителями.Весь цикл статей по миниподлодкам показывает тчетность попыток конструкторов(в то время)решить проблему подводного пуска торпед,слишком значительно(и главное быстро)менялся центр тяжести корабля съедая и без того мизерный запас продольной остойчивости,да и подход к проэктированию ПЛ такого класса,как к чему то дешевому не оставлял надежд на создание специального оборудования(максимально легкого и компактного)требующего авиационных,а иногда(как показала дальнейшая история)и космических технологий.Если говорить конкретно про"Хей-Гата"то попытка всунуть в нее дополнительные дифферентные цистерны(о чем говорит увеличение подводного водоизмещения)не привело к улучшению управляемости,до требуемого уровня.О чем свидетельствует случай уничтожения такой лодки в момент атаки артиллерийским огнем эсминца.

Информация

Посетители, находящиеся в группе Гости, не могут оставлять комментарии к данной публикации.
Картина дня