КСР-2: ракета, спасшая Ту-16

КСР-2: ракета, спасшая Ту-16


В хрущевские годы охваченное "ракетной эйфорией" партийно-государственное руководство Советского Союза взяло курс на сокращение традиционных видов вооруженных сил. Во второй половине 50-х ликвидировали штурмовую авиацию, в начале шестидесятых пустили под нож тысячи Ил-28, не прослуживших и десятка лет. Подобная участь могла постичь и Ту-16. Для решения их основной задачи — доставки ядерных зарядов к целям в Западной Европе и на Дальнем Востоке — развертывались сотни баллистических ракет средней дальности Р-12, неуязвимых от средств ПВО. Единственная надежда на дальнейшее существование Ту-16 связывалась с преобразованием бомбардировочной и минно-торпедной авиации в ракетоносную, с соответствующим переоборудованием самолетов.

Разработка ракеты К-10С позволила создать новый комплекс с достаточно высокими для своего времени тактико-техническими характеристиками, но не решала проблемы поддержания эффективности ранее образованной группировки самолетов Ту-16. Под К-10С необходим был новый ракетоносец с возможностью размещения в носовой части достаточно крупногабаритной аппаратуры станции ЕН, а в ВВС уже эксплуатировалась без малого тысяча бомбардировщиков Ту-16А и других модификаций. Более реальной представлялась массовая доработка бомбардировщиков в Ту-16КС — носители "Кометы".


Однако, по оценке руководства ВВС, этот комплекс уже не соответствовал требованиям к боевой системе. В частности, еще в начале 1957 года заместитель главкома ВВС С.И. Руденко в своем обращении в Министерство авиационной промышленности отмечал следующие недостатки комплекса "Комета": ограничение скорости пуска по допустимым скоростным напорам при выдвинутой станции наведения К-П; недостаточная надежность захвата цели головкой самонаведения (ГСН) ракеты; невозможность залпового применения из-за взаимных помех; существенные ограничения по высоте пуска ракет, что определялось, в основном, затруднениями при запуске ТРД РД-500К.

К этому времени промышленность уже сумела расширить диапазон высот запуска двигателя, но не выше 7000 м. Совершенствование КС было одной из важнейших задач коллектива филиала микояновского КБ, организованного в 1949 году на серийном заводе в Дубне. К середине пятидесятых годов, помимо доводки ракет, филиалу поручили и самостоятельную разработку. Его руководителя, Александра Яковлевича Березняка, назначили главным конструктором П-15 — первой в СССР крылатой ракеты, предназначенной для вооружения катеров.

КСР-2: ракета, спасшая Ту-16


Новая работа вновь свела Березняка с его соавтором по первому отечественному ракетному перехватчику БИ — Алексеем Михайловичем Исаевым, под руководством которого в ОКБ-2 НИИ-88 (головного ракетного института Министерства оборонной промышленности) для катерной ракеты разрабатывали ОКРД с тягой до 1200 кг. Применение подобного двигателя взамен ТРД на КС, близкой к П-15 по массогабаритным характеристикам, позволило бы снять все проблемы с высотой запуска.

В принципе мог быть и другой путь — доработать П-15 для сопряжения с самолетом-носителем, но в этом случае дальность авиационного комплекса могла уменьшаться: первоначально катерная ракета рассчитывалась на применение на удалении до 25 км. Правда, в 1960 году, к сдаче П-15 на вооружение, дальность довели до 35 км, затем до 40 км. Позже рачительные китайцы, не мудрствуя лукаво, все-таки подвесили доработанные П-15 под крылья своих бомбардировщиков В-6, являющимися лицензионными Ту-16, но это было в другой стране и в иное время.

А в середине пятидесятых П.В. Дементьев, А.Я. Березняк и А.И. Микоян обратились к руководству страны с предложением о разработке изделия КСР, варианта ракеты КС с ракетным двигателем. Предложение получило поддержку, и Совмин распорядился провести в период с 1956-го по 1957-ой год опытно-конструкторские работы по замене РД-500К на ЖРД. На первых порах предусматривалось заимствовать для нового изделия плоскости крыльев, хвостовое оперение, а также аппаратуру К-1М исходной ракеты КС, доработав фюзеляж под новую двигательную установку.

Предполагалось использовать ЖРД типа С2.722 от П-15 в штатном исполнении, но в дальнейшем для обеспечения большего времени работы с учетом специфики применения с самолета двигатель доработали с присвоением нового обозначения С2.711В. В качестве топлива использовалась смесь равного количества триэтиламина и ксилидина, применявшаяся еще в немецкой ракетной технике времен Второй мировой войны под названием "тонка", а у нас получившая обозначение ТГ-02. Достаточно традиционным был и окислитель — АК-20Ф на основе азотной кислоты. Введение в состав окислителя 20% азотного тетраоксида позволило увеличить плотность на 6% и повысить удельный импульс на 5%. В качестве ингибитора в окислитель добавлялось небольшое количество ортофосфорной кислоты.

В связи с необходимостью обеспечить на участке разгона ракеты повышенную тягу, а на маршевом участке полета — более экономичный режим, двигатель, подобно его прототипу на ракете П-15, был выполнен двухрежимным. Переход с тяги 1200 кг на уровень 600 кг осуществлялся посредством клапана, расположенного в системе подачи компонентов. Расход топлива уменьшался, при этом обеспечивалось устойчивое горение при почти двукратном снижении в камере сгорания давления.

Более прожорливый двигатель потребовал большего запаса топлива. Кроме того, предусматривалось двукратное повышение дальности пуска в сравнении с КС. В итоге объем бака горючего составил 777 л, окислителя — 1032 л. В соответствии с агрессивным характером окислителя, бак выполнили из нержавеющей стали, хотя как раз в те годы конструкторы баллистических ракет уже научились делать баки для кислоты из традиционных для авиации более легких алюминиевых сплавов. В результате того, что запас топлива вырос почти в 10 раз, вес ракеты перевалил за 4 т.

С другой стороны, отказавшись от крупногабаритного ТРД с центробежным компрессором, инженеры смогли уменьшить диаметр миделя с 1,2 м до 1 м, за счет чего размах крыла сократился до 4522 мм. Поперечный габарит ракеты со сложенным крылом составил 1756 мм. С учетом уменьшения сопротивления фюзеляжа при располагаемой тяге ЖРД скорость полета возросла до 1250 км/ч.

По системе управления также пошли дальше первоначально намеченных доработок волноводов и кабельной сети. Вместо штатных блоков К-1-1 и К-1-11 оборудования К-1М применили антенны ГСН С-3 варианта КС — ракеты С-2 берегового комплекса "Сопка". К этому времени работы по бортовой и самолетной аппаратуре системы управления перешли от московского КБ-1, к работавшей по более широкой тематике в области авиационной радиолокации ленинградской организации, именовавшейся 0КБ-283, а в дальнейшем, после ряда преобразований, относящейся к АО "Ленинец". Разработку возглавил В.И. Смирнов.

КСР-2: ракета, спасшая Ту-16


В соответствии с возросшими динамическими характеристиками на ракете применили новый автопилот АПК-Д с более мощными, устойчивыми к автоколебаниям рулевыми машинками.

Кумулятивно-фугасную боевую часть весом 940 кг заимствовали от разрабатывавшейся ракеты К-10С. Предусматривалась и специальная БЧ. Для обеспечения безопасности пусков ракета оснащалась ограничителем курса и дальности — бортовой аппаратурой, прерывающей полет при недопустимом отклонении от заданного направления и по истечении предельной расчетной продолжительности полета до цепи.

Для проведения испытаний подготовили Ту-16. Станцию К-Н доработали для обеспечения более продолжительного наведения. Как и на самолетах-носителях КС, гермокабина спецоператора размещалась в переднем бомбоотсеке, без обеспечения сколько-нибудь приличных условий — летом оператору приходилось трудиться при температуре, превышающей 400С. Для подвески более тяжелых ракет взамен балочных держателей БД-Е применили новые БД-245. Экипажем испытателей командовал Герой Советского Союза В.В. Зенцов.

В ходе первых шести испытаний, проведенных в июне-сентябре 1958 года, пусками по целям на дальности до 96 км было зафиксировано 4 прямых попадания. Тем самым подтверждалась 80% вероятность поражения цели. При пусках по наземным целям — небольшими уголковым отражателям попадание фиксировалось по повреждению растянутой перед ними сетки. В качестве типовой морской цели класса «Крейсер» использовали танкер «Чкалов», который притопили на мелководье.

КСР-2: ракета, спасшая Ту-16


При испытаниях также подтвердилась безопасность отделения от подкрыльевого пилона достаточно тяжелой ракеты. Причем в этот момент носитель получал существенный крен с разворотом, что требовало вмешательства летчика — автопилот не справлялся.

Состоялись и испытания на посадку с подвешенными ракетами. Перед заходом на аэродром окислитель сливался из баков ракеты — в контакте с основным горючим он самовоспламенялся, что в аварийной ситуации грозило весьма серьезными последствиями.

Наряду с положительными результатами испытания выявили невозможность существенного повышения дальности пуска в сравнении с КС из-за регулярных сбоев работы системы наведения. Неудачно завершились все 5 пусков, произведенных по целям на дальности 130-150 км, которые выполнили в сентябре-октябре. Кроме того, вскрылась ненадежность системы топливоподачи при длительных отрицательных перегрузках.

Решение проблемы обеспечения дальности нашлось вне первоначально намеченного круга работ по теме КСР. В августе 1959 года правительство поставило перед промышленностью задачу создать на базе К-10С ракету К-14 для вооружения мясищевских бомбардировщиков. Отработку разрабатываемой бортовой аппаратуры предусматривалось провести на ракете КСР, а по результатам испытаний дать оценку возможности и целесообразности переоборудования Ту-16КС в самолеты-носители с аналогичным оборудованием.

По мере дальнейшей абсолютизации роли ракетного оружия мясищевское КБ было передано В.Н. Челомею, а тема К-14 закрыта в начале 1960 года. Однако работы по новой бортовой аппаратуре — активной радиолокационной головке самонаведения для крылатой ракеты "воздух-корабль" все-таки продолжались, так как их успешное завершение сулило существенное расширение боевых возможностей комплекса. Впервые в Советском Союзе ракета после пуска могла действовать, свободно от ракетоносца. Дальнейшее сближение носителя с целью не требовалось, то есть было обеспечено боевое использование по принципу "выстрелил и забыл".

Новое бортовое оборудование КС-ПМ в комбинации с самолетной РЛС «Рубин»-1К (заменившей штатную для РЛС Ту-16 "Рубидий" и станцию К-НМ) превратилась в систему «Рубикон-1К». Надводная цель класса крейсер — обнаруживалась самолетной РЛС на дальности около 200 км. Пуск ракеты выполнялся на скорости 700-800 км/ч и высотах от 4000 до 10000 м. Через 7 с после отделения от ракетоносца, включался ЖРД на режиме максимальной тяги. Ракета за 40 секунд достигала скорости 1200-1250 км/ после чего, двигатель переходил на режим малой тяги, и КСР-2 (такое обозначение получила новая ракета) с постоянной скоростью летела к цели, наводясь в текущую или упреждающую точку цели в двух плоскостях. При приближении к цели на 18 км антенна ГСН фиксировалась по углу тангажа. В ГСН ракеты применили более крупногабаритную антенну — диаметр радиопрозрачного обтекателя возрос почти до 2/3 миделя.

КСР-2: ракета, спасшая Ту-16


Кроме новой фугасно-кумулятивной боевой части ФК-2 меньшего веса (850 кг) для ракеты предусмотрели фугасно-осколочную БЧ с активной оболочкой. В ходе испытаний проверили и возможность поражения ракетами радиоконтрастных наземных целей. Косвенным подтверждением реальности боевого применения по целям типа ГЭС, железнодорожные станции и даже по отдельным предприятиям в городской черте, могут служить успешные пуски катерных ракет П-15 по пакистанским береговым объектам, выполненные индусами во время боевых действий 1971 года.

Еще до завершения этих испытаний в феврале 1961 года правительство приняло постановление о переоборудовании Ту-16КС и Ту-16 в модификацию Ту-16КСР-2 с "Рубикон". Акт по итогам совместных испытаний подписали в конце 1961-го, а 30 декабря комплекс К-16 был принят и на вооружение. За срок чуть более года было переоснащено более 70-ти Ту-16 в носители ракет КСР-2.

Если К-16 в части боевого применения являлся непосредственным развитием "Кометы", то проходивший испытания практически одновременно с ним комплекс К-11 предназначался для решения принципиально новой задачи — поражения работающих РЛС неприятеля.

Развитие системы ПВО вероятного противника, насыщение ее зенитно-ракетными комплексами побудило правительство в июле 1957 года дать задание на разработку ракетного комплекса способного поражать РЛС различного назначения, в том числе и станций наведения зенитных ракет. Работы предлагалось вести применительно к ракетам КС или КСР. Для практической реализации приняли ракету КСР, как более перспективную и позволяющую установку крупногабаритной антенны. В дальнейшем варианту ракеты с пассивной радиолокационной головкой самонаведения (ПРГСН) присвоили наименование КСР-11. Для нового комплекса пришлось разработать ПРГСН ракеты и станцию разведки целей самолета-носителя «Рица».

Результаты испытаний подтвердили, что "Рица" обеспечивает обнаружение в секторе поиска +/-230, обзорных радиолокаторов на удалении до 350 км, станций орудийной наводки до 270 км. Широкополосная импульсная ПРГСН 2ПРГ-10, обеспечивала захват РЛС — целей на удалении до 280 км при высоте полета — 10000 м или до 190 км с высоты 4000 м. По возможностям поиска бортовая аппаратура КСР-11 уступала самолетной, поэтому после обнаружения цели от станции "Рица" на ГСН поступала необходимая информация для настройки. За счет обеспечения захвата ПРГСН на большем удалении удалось увеличить дальность пуска КСР-11 до 200 км, что на треть превышало дальность полета КСР-2. Полет ракеты осуществлялся на высоте произведения запуска, а затем она пикировала на цель под углом 250.

Ракету оснащали боевыми частями трех разных типов (фугасной, фугасно-осколочной и фугасно-кумулятивной). Меньшая масса бортовой аппаратуры позволила снизить вес ракеты до 4000 кг. Увеличившаяся дальность пуска и сниженная масса ракеты дали возможность расширить радиус действия системы К-11 до 2050 км.

Акт по результатам испытаний, проведенных на Ту-16, подписали в декабре 1961 года, — раньше, чем соответствующий документ по К-16, однако комплекс приняли на вооружение только в апреле 1962 года. Таким образом, именно в нашей стране была создана первая в мире серийная противорадиолокационная ракета.

В США в пятидесятые годы также испытывались дозвуковые противорадиолокационные ракеты. Для вооружения палубной авиации разрабатывалась ракета "Корвус", а для Стратегического авиационного командования ВВС — "Кросбоу", но ни одна из них не была завершена. Только в 1964 году на вооружение поступил "Шрайк", широко и довольно успешно применявшийся во Вьетнаме и в других локальных войнах.

Высокий уровень унификации изделий КСР-2 и КСР-11 и относительно небольшие массогабаритные показатели соответствующего самолетного оборудования позволяли создать единый носитель на основе Ту-16. Новая система получила название К-11-16. Первоначально предусматривалось переоборудование под нее бомбардировщиков Ту-16А, а также заправщиков Ту-16ЗА, позднее проработали и технологию переоснащения ракетоносных Ту-16КС. Новый комплекс давал возможность одновременного пуска двух КСР-2 по одной цели. После успешных испытаний комплекс К-11-16 начал поступать в строевые части.

КСР-2: ракета, спасшая Ту-16


В конце пятидесятых годов довольно остро встала задача — испытания новых зенитно-ракетных и истребительных авиационных комплексов. До этого в качестве воздушных целей использовались беспилотные варианты истребителей и бомбардировщиков и специально разработанная дозвуковая мишень Ла-17 и ее модификации. Для испытаний новых комплексов требовалась слишком дорогая мишень с летно-техническими характеристиками, близкими к показателям наиболее совершенных самолетов того времени.

Руководство СССР в июле 1959 года поставило перед промышленностью задачу — разработать новые мишени и беспилотные варианты самолетов. Предписывалось создать на основе ракеты КСР мишень с автономным управлением. Предписывалось повысить скорость до 2500 км/ч, а высоту полета до 25000 м. Обеспечить рост характеристик предусматривалось за счет использования более мощного ЖРД-Р-209-300 разработки В.Г. Степанова. Работы завершились успешно, и уже в 1963 году носители Ту-16 производили пуски мишеней КМ при испытаниях ЗРК С-200.

Серийный выпуск изделий КСР-2, КСР-11 и КМ поручили заводу № 475 в Смоленске. Однако начало массового производства КСР-2 задержалось из-за срыва поставок аппаратуры КС-НМ. Затягивание сроков начала серии способствовало все большему моральному старению комплексов.

При сравнении характеристик К-16 с его ровесником — комплексом К-10 видно, что по скорости полета и дальности пуска КСР-2 проигрывает ракете К-10С на 50-70%, а радиус действия самолета-носителя Ту-16К-11-16 на 400 км уступает соответствующему показателю Ту-16К-10. То, что Ту-16К-10 нес только одну ракету, а по дальности сближения с цепью оба комплекса имели практически один показатель — 120-140 км, не могло компенсировать, по мнению военных, явное несоответствие уровню начала шестидесятых околозвуковой скорости КСР. Поэтому в целях перевооружения носителей комплекса К-11-16 правительство в августе 1962-го выдало задание на комплекс К-26 с ракетой КСР-5, оснащенной активной радиолокационной ГСН. Но его разработка с использованием основных технических решений, предназначенного для вооружения Ту-22 комплекса К-22 с ракетой X-22 затянулась до 1969 года, а противорадиолокационный вариант ракеты КСР-5П, работы по которому начались в феврале 1964-го, смог прийти на замену КСР-11 в еще более поздние сроки.

Так же, как и К-10, комплекс К-11-16 дорабатывался в цепях увеличения дальности пусков и расширения диапазона высот боевого применения. При запуске с больших высот дальность КСР-11 смогли довести до 200 км. Однако, после внедрения в ПВО ЗРК ударная авиация перешла к полетам на малых высотах. В отличие от К-10С, ракеты комплекса К-11-16 отделялись от носителя до включения двигателя, что приводило к "просадке" ракеты от высоты пуска. Тем не менее, в середине шестидесятых годов удалось обеспечить пуск ракет с высот порядка 500 м.

С конца шестидесятых фотографии ракет КСР-2 или КСР-11 под кодом НАТО "Кельт" стали появляться на страницах зарубежных изданий. Не слишком высокий уровень тактико-технических характеристик комплекса К-11-16 облегчил его поставки дружественным странам. Благодаря этому К-11-16 оказался единственным образцом "больших" ракетных комплексов класса "земля-воздух", примененным в реальной боевой обстановке.

КСР-2: ракета, спасшая Ту-16


По данным, опубликованным в западной печати, во время арабо-израильской "войны судного дня" в октябре 1973 года египтяне произвели 27 пусков ракет этого комплекса. Большинство из них якобы было сбито израильскими истребителями, но пара ракет достигла целей — РЛС и полевой базы снабжения. Следует заметить, что экспортные КСР-2 работали лишь на одной частоте. Однако главным итогом своевременного создания ракет — КСР-2 и КСР-11 был не этот боевой эпизод, а сохранение группировки Ту-16 в сложный период ракетной эйфории.

КСР-2: ракета, спасшая Ту-16


С поступлением на вооружение высокоэффективных КСР-5 и КСР-5П первые ракеты ВВС с жидкостными двигателями перешли в "запас второго разряда" и предусматривались к боевому применению при израсходовании более современных ракет. Любопытно, что в этом, "пред пенсионном" состоянии, КСР-2 и КСР-11 наряду с ракетами типа КСР-5 стали применяться и с доработанных Ту-16К-10, получивших обозначение Ту-16-К26. По мере истечения гарантийных сроков прекращенные в производстве ракеты постепенно ушли в прошлое, но спасенные ими Ту-16 оставались в строю до начала девяностых годов.

КСР-2: ракета, спасшая Ту-16


КСР-2: ракета, спасшая Ту-16


Источники:
Широкорад А. История авиационного вооружения. Минск: Харвест, 1999. С. 310-315.
Артемов А. Крылья над морем // Авиация и космонавтика. 2008. №8. С.18-20.
Ангельский Р. Ракета КСР-2 для Ту-16 // Крылья Родины. 1998. №98. С.13-15.
Мороз С., Попсуевич С. Управляемые ракеты дальней и морской авиации СССР. М.: Майор, Пилот, 2001. С.35-39.
Гордон Е., Ригмант В. Легендарный Ту-16 // Авиация и время. 2001. №2. С. 5-8.
Автор: Инженер-технарь


Мнение редакции "Военного обозрения" может не совпадать с точкой зрения авторов публикаций

CtrlEnter
Если вы заметили ошибку в тексте, выделите текст с ошибкой и нажмите Ctrl+Enter
Читайте также
Загрузка...
Комментарии 18
  1. D-Master 17 июля 2015 06:42
    слава богу что под нож не пошел Ту-16. Красавец предтеча Ту-160. А утилизация ИЛ-28 это отдельная история. Только мы можем так гробить народное добро, вот выдержка из Википедии, становиться крайне больно за содеянное: В СССР Ил-28 довольно быстро, уже к концу 1950-х годов начал сниматься с эксплуатации и заменяться на Як-28, в ряде полков — Ту-16. Значительное число ещё совершенно новых машин было экстренно списано и варварски утилизировано в самые кратчайшие сроки — потоптано тракторами и бульдозерами прямо на стоянках, что вызывало обиды, непонимание и просто резко негативную реакцию среди личного состава авиаполков
    https://ru.wikipedia.org/wiki/Ил-28#.D0.9D.D0.B0_.D0.B2.D0.BE.D0.BE.D1.80.D1.83.
    D0.B6.D0.B5.D0.BD.D0.B8.D0.B8
    1. Rostislav 17 июля 2015 09:20
      Да, Чем выше должность, тем более серьезные последствия могут быть от поспешных или непродуманных действий (о прямом предательстве горбатого и пьяницы молчу).
      Хорошо, что не все порезали.
      Спасибо за статью!
  2. Evgeniy667b 17 июля 2015 07:23
    В конце 80-х, начале 90-х на аэродроме Радушный был порезан полк Ту-16 от Челябинского училища штурманов. Но это заслуга команды иуды Горбачева. А самолет был очень хороший по своим боевым возможностям. Вот так у нас и во всем другом.
    1. Bongo 17 июля 2015 14:20
      Цитата: Evgeniy667b
      В конце 80-х, начале 90-х на аэродроме Радушный был порезан полк Ту-16 от Челябинского училища штурманов. Но это заслуга команды иуды Горбачева.

      Вы наверное забыли, что Горбачёв был отстранён от власти в 1991 г. Так, что это заслуга "новой российской власти". Впрочем история идёт по кругу. К началу 90-х в составе морской ракетоносной авиации российского флота насчитывалось 145 единиц Ту-22М2 и М3. В настоящее время в морской нет ни одного ракетоносца способного бороться с АУГ. negative Морская ракетоносная авиация ликвидирована уже при нынешнем руководстве страны. Все «условно исправные» (подготовленные к разовой перегонке) самолёты ВМФ в 2011 году переданы в состав Дальней авиации. Остальные Ту-22М даже имевшие мелкие неисправности, но пригодные к восстановлению разделаны на металл.crying


      Самолёты Ту-22М3 находившиеся «на хранении», аэродром Воздвиженка под Уссурийском
  3. ССИ 17 июля 2015 09:33
    летом оператору приходилось трудиться при температуре, превышающей 400С.



    Может, 40С?
    1. papik09 17 июля 2015 10:14
      Ваще-то да, но ведь цыфирю "ноль" в "надстрочном" исполнении как здеся уввести? Подскажите "маршал", плиз. Только, плиз, не нужно умничать. Потому, что все умные уже давно поняли, что это СОРОК ГРАДУСОВ ПО ШКАЛЕ ЦЕЛЬСИЯ tongue. Что может быть ещё не понятно? Вопрос: и за шо Вам присвоили маршала? hi
      Я уже писал в отзыве к статье "По поводу комментариев на сайте". А написал я следующее (дословно):
      "Будь моя воля, "некоторые" из генералитета и старших офицеров уже бы ПЕШКОМ гуляли с флагом в руках и барабаном на шее"
      1. ССИ 17 июля 2015 10:46
        В любой Винде, есть такая "Таблица символов", из которой можно взять и "градусы Цельсия" и, даже (Вы такой умный, наверняка об этом знаете, раз УЖЕ до "генерал-лейтенанта" довысказывались) градусы Фаренгейта, и, даже, степени (в том числе и дробные)... Пример: 40° С.ͦМожет у Вас еще вопросы возникнут?
    2. RJN 17 июля 2015 10:19
      А "пикировать на цель под углом 250" - это как?
      RJN
      1. opus 17 июля 2015 16:57
        Цитата: RJN
        А "пикировать на цель под углом 250" - это как?

        Это на обратной строне земного шарика,относительно вас...
        1. RJN 17 июля 2015 20:02
          Ну, хорошо, что на обратной. "... ухнул в землю завывая, шар земной пробить желая и в Америку попасть..."
          RJN
  4. нью- коммунист 17 июля 2015 10:40
    Китайцы досих пор модернизируют свои тушки и служат им верно, как ракетоносцы.
    1. Chicot 1 17 июля 2015 13:21
      Цитата: нью- коммунист
      Китайцы досих пор модернизируют свои тушки и служат им верно, как ракетоносцы.

      Так ведь ничего новее им скопировать не дают, а сами они построить не могут. Вот до сих пор Ту-16 и модернизируют...
  5. Капитан ВВС 17 июля 2015 15:16
    Если у вас железный организм, четкая программа действий и ясная цель, то вы — ... межконтинентальная баллистическая ракета.
  6. Инженер-технарь 17 июля 2015 16:02
    Цитата: ССИ
    В любой Винде, есть такая "Таблица символов", из которой можно взять и "градусы Цельсия"

    Я в WORD-е градусы привык писать в виде ноля надстрочным форматом. Вероятно при публикации это форматирование пропадает. Хорошо, теперь буду символ ставить.
    1. ССИ 17 июля 2015 17:36
      Александр! Никаких претензий к Вам. С удовольствием читаю Ваши опусы. Просто этот "папик" ну, скажем ведет себя некорректно. "Я писал", "умные люди уже давно поняли"... Я уже 4 года на сайте, прошел от рядового до..., никогда не выскакиваю с идиотскими комментами, стараюсь сдерживаться, но срываюсь, старенький уже. Не принимайте все это на свой адрес, но из "Таблицы символов" в Ворд переносится, я пользуюсь. Примите уверения в уважении.
  7. ingenera 17 июля 2015 16:43
    Цитата: RJN
    А "пикировать на цель под углом 250" - это как?

    Видимо, (если плоскость земли это угол "развёрнутый" на 180гр) откуда то из-под земли пикируют laughing
  8. ingenera 17 июля 2015 17:54
    Цитата: Chicot 1
    Цитата: нью- коммунист
    Китайцы досих пор модернизируют свои тушки и служат им верно, как ракетоносцы.

    Так ведь ничего новее им скопировать не дают, а сами они построить не могут. Вот до сих пор Ту-16 и модернизируют...

    А причём тут "не могут"? Китай цы много чего могут. Просто есть типы авиационной техники, которые удовлетворяют всем требованиям своего класса. Далее можно бесконечно развивать авионику, средства РЭБ и так далее. Надёжный, отработаный дозвуковой турбореактивный планер. Ну,ещё можно повысить экономичность двигателей, сиречь дальность. Чуть уменьшить радиозаметность, за счёт новых поглощающих материалов. В-52 америкосы и не думают в утиль отправлять, а аппарат древний. Просто технику надо рационально применять и денежки считать. Это и к нам относится. Я служил в лохматом 1972-м году и МТ-ЛБ считалась уже не новой машиной и ждала замены на БМП-1 (это на Сахалине было). И вот у нас 21-век на дворе и на базе этого "древнего" броневика-тягача сколько техники полезной существует. Модернизация, - наше всё, по крайней мере в стеснённых финансовых условиях (только не такая,как Т-72Б3, это я как танкист простить не могу)
  9. Александр72 17 июля 2015 18:29
    Вставлю свои пять копеек, т.е. имеющуюся у меня информации (точнее ее часть) о самолете-ракетоносце Ту-16 с комплексом К-26:
    В соответствии с Постановлением Совета Министров СССР №552-229сс от 23 июня 1964 г, комплекс К-26 был адаптирован для установки на Ту-16К-10Д. Модифицированная система получила обозначение К-10-26. Она предназначалась для поражения наземных и морских целей ракетами КСР-5 или КСР-2 различных модификаций и только морских целей - ракетами К-10СД или К-10С. Самолет стал называться Ту-16К-10-26, хотя иногда встречалось обозначение Ту-16К-10-26Д (индекс «Д» в данном случае «по инерции» перешел от Ту-16К-10Д). Чтобы установить балочные держатели для ракет КСР-5, на этих машинах пришлось усилить крыло, а угол выпуска закрылков ограничить 25°.
    Наземные и летные заводские испытания комплекса проводились с ноября 1966 г. по март 1967 г. на казанском авиазаводе. В них участвовали два Ту-16К-10-26, переоборудованных из серийных Ту-16К-10Д №1793014 и №2743054. В апреле они были представлены на Госиспытания, однако в связи с необходимостью доработок самого К-26 полеты комплекса К-10-26 начались в ГК НИИ ВВС только в конце 1968 г. и закончились весной 1969 г. На вооружение Авиации ВМФ К-10-26 приняли Постановлением Совмина СССР №882-315 от 12 ноября 1969 г. Переоборудование Ту-16К-10Д в Ту-16К-10-26 производилось на ремонтных заводах Авиации ВМФ в 1970-е гг. Всего доработали 85 машин, при этом часть из них эксплуатировалась с унифицированными хвостовыми отсеками со станциями РЭП из комплекта «Сирень», а другая часть - с кормовыми пушечными установками. Летно-тактические характеристики Ту-16К-10-26 практически полностью соответствовали характеристикам Ту-16К-10 последних выпусков. Внешне от предшественника он отличался наличием балочных держателей под крылом.
    Обозначение Ту-16К-10-26Н получили носители Ту-16К-10Н, доработанные под комплекс К-26. Совместное применение двух скоростных и высотных ракет КСР-5 и маловысотной ракеты семейства К-10С существенно усложняло задачи, стоявшие перед оборонявшейся стороной.
    Согласно Решению Военно-промышленной комиссии (ВПК) №14 от 21 января 1976 г. небольшое количество Ту-16К-10-26 с установленными в хвостовой части системами РЭП переоборудовали в носители противорадиолокационных ракет КСР-5П. Самолет получил обозначение Ту-16К-10-26П, а весь комплекс К-10-26П. Кроме КСР-5П, в нем могли использоваться КСР-5, а также К-10С ил и КСР-2 различных модификаций.
    Честь имею.
  10. Vladislav 73 20 июля 2015 23:04
    Статье плюс,автору спасибо.Когда-то давно,в детстве отец-покойник рассказывал про свою службу в авиации,про Ту-16...Всегда интересовался этим самолётом,любые материалы о Тушке интересны!Спасибо!

Информация

Посетители, находящиеся в группе Гости, не могут оставлять комментарии к данной публикации.
Картина дня