Самолёты-долгожители. KC-135

Когда речь заходит о самолетах-долгожителях, то первые модели, которые приходят на ум знатокам военной авиации, — это самолеты Ту-95 и B-52. Про эти стратегические бомбардировщики сегодня можно найти огромное количество информации, но на этих самолетах-долгожителях история, конечно, не заканчивается. В целом стоит отметить, что 1950-1960-е годы оказались по-настоящему богатыми на долгоиграющие авиационные платформы. Одним из примеров таких самолетов является американский KC-135, конверсионная версия исключительно удачного гражданского авиалайнера B-707, который совершил свой первый полет в далеком 1954 году. С коммерческих авиалиний данные Боинги уже давно ушли, а вот их военная версия по-прежнему поднимается в небо и вряд ли их эксплуатация завершится в ближайшем десятилетии.

Boeing KC-135 Stratotanker — это четырехдвигательный реактивный специализированный многофункциональный военно-транспортный самолет, который был спроектирован в начале 1950-х годов. Самолет-заправщик KC-135A компании Boeing предназначался для дозаправки топливом в воздухе самолетов тактической и стратегической авиации. Машина была создана на базе удачного пассажирского лайнера Boeing 707. Вместо пассажирского салона в самолете была оборудована грузовая кабина с усиленным полом, которая могла вместить до 22700 кг различных грузов или 80 солдат с полной экипировкой. Первый полет опытной машины состоялся в августе 1956 года. Всего за время производства с 1955 по 1965 годы было построено 820 самолетов KC-135 различных типов. В 1982 году была разработана модификация KC-135R, которая получила увеличенный запас топлива и новые двигатели, а также вторую вспомогательную силовую установку, новое усиленное шасси и модернизированное бортовое оборудование. В 1984 году в США начался процесс переоборудования всех ранее выпущенных самолетов KC-135A по стандарту KC-135R. 11 таких переоборудованных машин в 1985-1988 годах были переданы Франции, где получили обозначение KC-135FR.

Самолет KC-135 изначально создавался для расширения радиуса действия стратегических бомбардировщиков типа B-52. Для этих целей была создана дистанционно-управляемая телескопическая штанга, обладавшая длиной 14,3 метра. Изначально предусматривалась перекачка примерно половины бортового топлива танкера (43 500 кг). Поставки новых самолетов в Стратегическое авиационное командование (SAC) USAF на авиабазу Castle в Калифорнии начались уже в июне 1957 года. В дальнейшем самолеты планово подвергались модернизации, что существенно повышало их эксплуатационные характеристики.


Самолёты-долгожители. KC-135


На базе данной машины в США были построены различные модификации: самолеты-разведчики, разведчики погоды, разведчики радиоэлектронных средств противника, воздушные командные пункты управления и связи со стратегическими ядерными силами, самолеты для проведения научных исследований. На данный момент времени существенная часть построенных самолетов KC-135 и различных его модификаций продолжает совершать полеты. ВВС США планируют использовать эти машины длительное время, планируется эксплуатация некоторых самолетов вплоть до 2040 года.

Также в США широко использовалась версия RC-135, которая представляла собой самолет электронной разведки. Данный самолет был чуть длиннее. Характерное для моделей RC-135S/V/W удлинение носовой части самолета на 2,28 метра было обусловлено установкой дополнительной антенны системы радиотехнической разведки (РТР). Антенны систем РТР, включая автоматическую систему пеленгации источника излучения, располагались под обтекателями носовой части фюзеляжа самолета RC-135. А в выпуклых отсеках площадью по 8,6 квадратных метра каждый по бортам фюзеляжа в носовой части находились интерферометры и супергетеродины для анализа и декодирования сигнала. В этих отсеках также располагались многочисленные антенны автоматических программируемых приемников, усилители и детекторы — в совокупности они обеспечивали покрытие большей части диапазона электронных сигналов, которые можно перехватить.

Полученные разведывательным самолетом данные могут записываться в аналоговом и цифровом формате с указанием точного месторасположения обнаруженного источника. Перехваченные сигналы поступают к операторам системы, которые находятся в салоне самолета-разведчика. Оборудование самолета заточено под выделение интересующих импульсов из большого числа улавливаемых сигналов. Данные самолеты разведчики RC-135V/W Rivet Joint широко применялись американскими военными во время операции «Буря в пустыне». Эти самолеты были основой сил радиотехнической разведки в данном районе, контролируя работы систем связи и РЛС Ирака.

Самолёты-долгожители. KC-135
RC-135


К отличительным особенностям самолета KC-135 можно отнести то, что это первый в мире крупносерийный специализированный реактивный самолет-заправщик, а также то, что этот самолет-долгожитель, возможно, прослужит в ВВС США до 80-85 лет. Такая длительная эксплуатация подтверждается и программой замены данных самолетов. В марте 2011 года ВВС США заключили с авиастроительным концерном Боинг контракт на поставку новых самолетов-танкеров KC-46A. Согласно контракту военные должны получить первые 18 самолетов к 2017 году. После этого американские ВВС планируют разместить заказ на постройку дополнительных самолетов. В общей сложности к 2027 году концерн Boeing должен будет поставить американским военным 179 самолетов-заправщиков нового типа. Как и в случае с KC-135 разработка нового самолета-заправщика KC-46A ведется на базе пассажирского авиалайнера B767-2C. В составе американских ВВС они заменят устаревающие KC-135 Stratotanker. Самолеты KC-46A смогут развивать скорость до 920 км/ч и совершать перелеты на расстояние до 12 200 км. Топливная вместимость нового самолета будет равняться 92 тоннам.

Конструкция самолета

KC-135 — это четырехдвигательный реактивный самолет, построенный по нормальной схеме с низкорасположенным (низкоплан) двухлонжеронным крылом и однокилевым оперением. Механизация крыла включает в себя двухщелевые закрылки и носовые корневые щитки. Управление креном безбустерное, осуществляется при помощи элеронов, расположенных на конце и на полуразмахе крыла, а также интерцепторов, которые также выполняют на самолете роль воздушных тормозов. Изначальный ресурс планера составлял 13 000 часов, но в 1975-1988 годах проводились работы по замене обшивки нижней поверхности крыла с целью доведения ресурса планера до 40 000 часов и продления срока эксплуатации самолетов минимум до 2020 года. Самолет оснащен трехопорным шасси с гидравлической системой уборки-выпуска. Основные стойки оснащаются четырехколесными тележками, носовая стойка шасси двухколесная, выполнена управляемой.

Фюзеляж самолета KC-135 типа полумонокок с поперечным сечением в форме двух пересекающихся окружностей. Кабина экипажа трехместная, в основной кабине можно было разместить грузы массой до 22,6 тонн, а также до 80 человек десанта. С левого борта была сделана грузовая дверь, имеющая размеры 2,89х1,98 метра. Экипаж самолета-заправщика попадал внутрь машины через открывающийся вниз-вперед люк, оснащенный выдвижной стремянкой. Он был расположен с левой стороны перед носовой стойкой шасси. «Пассажиры» попадали внутрь самолета через грузовую дверь, которая могла открываться вверх практически на 180 градусов. В проеме этой двери можно было установить складной кран, что позволяло в случае необходимости загружать негабаритные грузы без использования наземной техники. В частности на самолете можно было легко загрузить запасной двигатель, который мог пригодиться при размещении самолетов на передовом аэродроме.

Самолёты-долгожители. KC-135


В хвостовой части фюзеляжа была оборудована кабина оператора системы заправки с окном обзора задней полусферы. В исходном положении данное окно закрыто обтекателем, убирающимся в фюзеляж самолета. Под фюзеляжем за носовой стойкой шасси были расположены два ряда сигнальных огней — «светофоров», которые оповещали пилота заправляемой машины о ходе перекачки топлива. Также первоначально вдоль «брюха» самолета-заправщика размещалась полоса ядовито-желтого цвета, которая должна была помочь пилоту заправляемого самолета точно выдерживать курс в момент заправки.

Исходный вариант самолета-заправщика KC-135A оснащался четырьмя двигателями Пратт-Уитни J57-PW-59, которые располагались на подкрыльных пилонах. На версии KC-135R на самолете появились двигатели CFM F108-CF-100, обладающие увеличенной тягой (9985 кгс) и повышенной на четверть экономичностью. Версия самолета KC-135R по сравнению со своим предшественником KC-135A, по информации фирмы Боинг, получила большую взлетную массу (146,3 тонны) и способна передавать на 65% больше топлива на удалении в 2775 км от аэродрома базировании и на 150% больше топлива на удалении в 4630 км. При этом была сокращена взлетная дистанция самолета, которая составляет теперь 2620 м. Помимо этого удалось добиться снижения максимального шума при взлете — со 126 дБ до 99 дБ.

На самолете KC-135R топливо размещается в крыльевых баках и двух отсеках, находящихся под полом основной кабины общей емкостью 118 240 литров. В хвостовой части фюзеляжа расположен небольшой резервный бак на 3800 литров топлива. Заправка самолетов в воздухе производится оператором при помощи телескопической штанги, находящейся в хвостовой части фюзеляжа самолета. С помощью данной штанги может дозаправляться один самолет, скорость перекачки топлива 3400 л/мин. Возможно использование внутрифюзеляжного топливозаправочного агрегата с гибким шлангом. В полете заправочная штанга прижимается снизу к фюзеляжу.

Самолёты-долгожители. KC-135


Длина телескопической штанги для заправки меняется от 8,5 метров в сложенном положении до 14,3 метров в полностью выпущенном состоянии. Штанга может управляться оператором в двух плоскостях при помощи двух аэродинамических рулей, оснащенных гидроприводом. Она отличается следующими углами отклонения: в вертикальной плоскости -20...-40 градусов, в горизонтальной плоскости 15...-15 градусов или 20...-20 градусов. Производительность системы заправки различна. При нормальной эксплуатации — 2800 л/мин, при заправке стратегических бомбардировщиков — 3400 л/мин. На версии самолета KC-135R скорость заправки была увеличена до 4540 л/мин. Во время заправки оператор располагается в лежачем положении и руководит действиями экипажа заправляемого самолета при установлении и во врем его контакта с самолетом-заправщиком по радио или при помощи сигнальных огней.

Летно-технические характеристики KC-135:
Габаритные размеры: длина — 41,53 м, высота — 12,7 м, размах крыла — 39,98 м, площадь крыла — 226 м2.
Вес пустого самолета — 44 663 кг.
Максимальный взлетный вес — 146 000 кг.
Полезная нагрузка — 90 700 кг.
Силовая установка — 4хТРДД CFM F108-CF-100, тягой 9985 кгс каждый.
Максимальная скорость — 930 км/ч.
Крейсерская скорость — 850 км/ч.
Практический потолок — 15200 м.
Дальность полета — 2419 км при передаче 68 039 кг топлива.
Экипаж — 3 человека: командир корабля, второй пилот, оператор дозаправки.

Самолёты-долгожители. KC-135


Источники информации:
http://www.dogswar.ru/voennaia-aviaciia/samolety/422-samolet-zapravshik-k.html
http://airwar.ru/enc/craft/kc135.html
http://lenta.ru/news/2013/06/28/kc46a
http://worldweapon.ru/sam/kc135.php
Автор: Юферев Сергей


Мнение редакции "Военного обозрения" может не совпадать с точкой зрения авторов публикаций

CtrlEnter
Если вы заметили ошибку в тексте, выделите текст с ошибкой и нажмите Ctrl+Enter
Читайте также
Комментарии 10
  1. inkass_98 16 июля 2015 07:09
    Да, жив еще курилка. Наши 3М и Ту-16 в варианте заправщиков уже давно списаны, а этот мастодонт еще летает. Опять же аргумент в пользу использования изначально гражданского пепелаца для сугубо военных целей - массовое производство и широкий задел для модернизации.
    Кстати, насколько я помню, на базе этого чудовища специализированные заправщики были разработаны для SR-71 с его агрессивным топливом.
    1. Комментарий был удален.
    2. gjv 16 июля 2015 08:39
      Цитата: inkass_98
      насколько я помню, на базе этого чудовища специализированные заправщики были разработаны для SR-71 с его агрессивным топливом.

      K-135Q — вторая модификация C-135A, всего переоборудовано 56 машин. 30 из них были предназначены, из-за специфичности топлива JP-7, для дозаправки одной-единственной модели самолёта — самолёта-разведчика Lockheed SR-71 («Чёрный дрозд»).

      Память good
      gjv
    3. Bongo 16 июля 2015 08:46
      Цитата: inkass_98
      Да, жив еще курилка. Наши 3М и Ту-16 в варианте заправщиков уже давно списаны, а этот мастодонт еще летает.

      Не вполне корректно сравнивать эти машины с С-135(Боинг-707). У С-135 и машин на его базе меньше удельный расход топлива и эксплуатационные характеристики, что собственно с обновлённым БРЭО определило долгую жизнь этого семейства.
      Гораздо более подробная публикация про самолёты на базе Б-707.
      http://topwar.ru/27782-boing-707.html
      Впрочем, справедливости ради стоит сказать, что массовое списание советских боевых самолётов в начале 90-х было во многом связано с распадом СССР.
    4. avt 16 июля 2015 09:35
      Цитата: inkass_98
      Да, жив еще курилка. Наши 3М и Ту-16 в варианте заправщиков уже давно списаны, а этот мастодонт еще летает.

      Потому что изначально практично подошли к вопросу выбора платформы для заправщика - взяли за основу серийный ,гражданский самолет,как правильно указываете
      Цитата: inkass_98
      - массовое производство и широкий задел для модернизации.

      и сделали ,,долгоиграющий" аппарат . Не заморачиваясь темой , как давеча некоторые на сайте - а как он с грунтовых аэродромов взлетать будет ? wassat
      avt
  2. ССИ 16 июля 2015 08:52
    Интересно, а где наши комментаторы? Помнится, в связи с катастрофой Ту-95МС под Хабаровском, сколько было криков и соплей - мол, самолет аж 1955 года, старый, да пора поновей... КС-135 разработки начала 50-х прошлого столетия, собираются оставить на службе до 80-х нынешнего. Что в Штатах одни дураки и они не понимают, что самолет "старый"? Или это у нас одни "умные" и все понимают?
  3. igordok 16 июля 2015 12:13
    В целом стоит отметить, что 1950-1960-е годы оказались по-настоящему богатыми на долгоиграющие авиационные платформы.

    В те времена к войне готовились по настоящему, на века. В те времена приоритет был у конструкторов, а в нынешнее у менеджеров эффективных менеджеров.
  4. aviator1913 16 июля 2015 12:41
    Боинг контракт на поставку новых самолетов-танкеров KC-46A. Согласно контракту военные должны получить первые 18 самолетов к 2017 году. После этого американские ВВС планируют разместить заказ на постройку дополнительных самолетов. В общей сложности к 2027 году концерн Boeing должен будет поставить американским военным 179 самолетов-заправщиков нового типа.


    -нормальный такой заказ на заправщики, не по одной машине в год люди делают...
  5. sssla 16 июля 2015 17:21
    Где данные о катастрофах, падениях, происшествиях, и тд и тп как о наших??? Статья - Кока Кола ! )
  6. 52гим 16 июля 2015 17:46
    .Здесь речь .Отличная машина, и не важно , что матрасоидная. просто уважение создателям такой многофункциональной и долгоживущей платформы.
    1. ССИ 16 июля 2015 18:18
      Цитата: 52гим
      долгоживущей платформы.

      Платформа по ж/д ездит... Хватит уже, чуть что, так сразу "платформа"...Это САМОЛЕТ, пусть манагеры язык коверкают!
  7. Некомбатант 16 июля 2015 19:34
    С*волочи полосатые.
    Помню передачу по "Дискавери", где один генерал американских ВВС с важным видом заявлял, что топливозаправочная система "штанга-самолет", гораздо эффективнее, чем у русских. Вот только сейчас можно видеть, что все их заправщики оборудованы той самой, "русской, примитивной" системой "гибкий шланг-конус-самолет".

    Так во всем.
    Политика замалчивания технологий оппонента, как минимум. Как максимум, яркая кампания по выявлению мнимых недостатков и изъянов. Впоследствии, принятие на вооружение системы оппонента, с яркой информационной подачей о том, что "в очередной раз вооруженные силы США приняли уникальную технологию".

    Мраз*и.
    1. opus 17 июля 2015 01:52
      Цитата: Некомбатант
      Вот только сейчас можно видеть, что все их заправщики оборудованы той самой, "русской, примитивной" системой "гибкий шланг-конус-самолет".

      эээээ...Чего то Вы не то смотрели

      английская фирма Flight Refuelling Limited (FRL) разработала еще до войны Grappled-line looped-hos..

      В конечном итоге на свет появилась система дозаправки в воздухе по методу «шланг-конус» (в английском probe-and-drogue system)
      Avro 683 Lancaster и Gloster Meteor. Одна из первых дозаправок по методу probe-and-drogue.

      После войны немало американских дальних бомбардировщиков (B-17, B-24, В-29, В-50) были оборудованы этой системой и ее модернизированными вариантами.

      Система фирмы FRL заинтересовала В.С.Вахмистрова, того самого, который в довоенное время был зачинателем «летающих пирамид» или «цирка Вахмистрова», как тогда любили говорить авиаторы . Он взял ее за основу, начиная свои работы в 1948 году.

      Игорь Шелест и Виктор Васятин разработали собственную систему дозаправки, которая в итоге оказалась значительно эффективнее и проще системы FRL и впоследствии была принята за основу.

      Это была так называемая система дозаправки в воздухе «с крыла на крыло». Она в дальнейшем массово применялась только в советских ВВС .
      1. opus 17 июля 2015 01:55
        ======================
        Дозаправка в группе от КВ-50J. В дозаправке участвуют McDonnell F-101 Voodoo, Douglas B-66 Destroyer, North American F-100 Super Sabre.


        дозаправка F-18-х по методу “Buddy Store”:

        Два метода:
        -«шланг-конус» (probe-and-drogue system),
        - дозаправка при помощи телескопической штанги (flying boom system).

        "симбиоз"
        На некоторые самолеты-заправщики, оборудованные системой flying boom, на конец топливной трубы устанавливается специальный адаптер в виде короткого отрезка топливного шланга (порядка 4-5 м) с заправочным конусом на конце (Boom Drogue Adapter, BDA).

Информация

Посетители, находящиеся в группе Гости, не могут оставлять комментарии к данной публикации.
Картина дня