17 июля 2015 года исполняется 99 лет со дня рождения морской авиации России

99 лет назад – 17 июля 1916 года – русскими лётчиками была одержана знаменательная победа в воздушном бою над Балтикой в рамках Первой мировой войны. Примечателен тот факт, что речь идёт о гидросамолётах М-9 авианесущего корабля «Орлица». Именно этот факт и послужил отправной точкой для того чтобы 17 июля в календаре праздничных дат определить как день рождения отечественной морской авиации.

17 июля 2015 года исполняется 99 лет со дня рождения морской авиации России


Гидросамолёты М-9 могут по праву считаться «прадедушками» современных самолётов морской авиации Военно-воздушных сил России. М-9 создал знаменитый русский авиаконструктор Дмитрий Григорович – уроженец Киева, который использовал технологии, применённые при конструировании авиационных прототипов гидросамолёта М5-М-8. Дмитрий Павлович Григорович – родственник писателя Дмитрия Васильевича Григоровича, известного по публикациям в «Литературной газете», «Северной пчеле», «Отечественных записках» и других литературных издания, в том числе и в соавторстве с Николаем Некрасовым и Фёдором Достоевским.


Авиаконструктор Дмитрий Павлович Григорович получил по тем временам блестящее инженерное образование. Первый его этап – окончание реального училища, затем обучение в Киевском политехническом институте. Сразу же после окончания Киевского политеха Григорович стажировался в университете бельгийского (валлонского) Льежа. После стажировки за рубежом Дмитрий Григорович работал сначала на журналистском поприще, после чего (в 1912 году) был назначен на руководящую должность на питерском заводе «Первого Российского товарищества воздухоплавания С.С.Щетинин и К». Именно в Петербурге молодой авиаконструктор создал первый в мире гидросамолёт (М-1), который был назван «летающей лодкой».

Важным конструкторским достижением Дмитрия Григоровича можно считать самолёт М-5, представлявший собой биплан, созданный из дерева. Технические характеристики М-5, на основании которого и разрабатывался М-9, принесший победу в 1916 году, были следующими:

Размах крыльев – 11,5 м, общий вес – 660 кг, полезная нагрузка – 300 кг. Мощность двигателя – 100 л.с. Максимальная скорость – 105 км/ч (по другим данным - 128 км/ч). Первый боевой вылет М-5 состоялся 12 апреля 1915 года, а серийная постройка этих надёжных по тем временам самолётов продолжалась и после распада Российской империи – до 1923 года.

17 июля 2015 года исполняется 99 лет со дня рождения морской авиации России


За создание более тяжёлого гидросамолёта М-9 Морской генеральный штаб представил Дмитрия Григоровича к награде – ордену Святого Владимира IV степени.

Мощность двигателя М-9 составляла уже 150 л.с. Имелась функция водяного охлаждения, что тоже можно считать конструкторским прорывом, ведь до этого момента охлаждение велось исключительно воздушным путём. Носовая часть М-9 имела особый отсек, из которого можно было вести пулемётный или пушечный огонь. Это также являлось новшеством для своего времени.

Стоит отметить, что союзники Российской империи в Первой мировой войне, узнав о впечатляющих характеристиках М-9 конструкции Григоровича, сделали заказ на приобретении таких гидросамолётов. Британия пошла ещё дальше и запросила у властей России чертежи для приобретения, мотивируя это тем, что Лондон будет создавать эти же самолёты на своих мощностях для «оказания помощи России в борьбе с Германией». В итоге в США были проданы несколько М-9, а в Британию – не только чертежи Григоровича, но и вся техническая документация по производству и обслуживанию этой уникальной на тот момент военной техники.

Самого Григоровича это нисколько не смутило, и он продолжил работу над новыми моделями морской авиации. Очередным его выдающимся достижением стала разработка самолёта «СУВП» - самолёт с укороченными взлётом и посадкой. Этому самолёту так и не суждено было попасть в серию, но зато на основе технологий Григоровича были созданы другие подобные авиамашины, которые могли садиться на малые аэродромы. Со временем конструкция была усовершенствована, и некоторые её принципы были заимствованы для создания технологии палубной авиации, когда и взлёт, и посадка должны проводиться на сверхмалых площадях (палубе корабля).

17 июля 2015 года исполняется 99 лет со дня рождения морской авиации России


Первый отечественный отдел морской авиации был создан 4 апреля 1932 года. Шло его создание при штабе морских сил Дальнего Востока. Первое боевое крещение авиация Тихоокеанского флота получила через 6 с половиной лет – в августе 1938 года во время боёв о озера Хасан.

В ходе Великой Отечественной войны авиаторами-тихоокеанцами были потоплены два эсминца, четыре танкера и свыше 30 транспортных судов противника.

За мужество, отвагу и боевые заслуги 8 частей были преобразованы в гвардейские, 2 дивизии и 3 полка удостоены почётных наименований. 15 лётчикам морской авиации было присвоено звание Героя Советского Союза. В послевоенный период авиация Тихоокеанского флота стала реактивной, всепогодной, ракетоносной.

Сегодня морская авиация условно подразделяется на два вида: на корабельную и авиацию берегового базирования. Выделяется также противолодочная авиация (в качестве примера можно привести самолёты Ту-142, Ил-38), используемая не только для поиска и слежения за подводными лодками потенциального противника, но и для их эффективного уничтожения.

17 июля 2015 года исполняется 99 лет со дня рождения морской авиации России


Есть в морской авиации поисково-спасательный сегмент и военно-транспортные сегмент, представленные такими единицами как Ка-27, Ан-26, Ил-18, Ми-8. Палубные вертолёты Ка-27 используются для целеуказания во время поиска и уничтожения субмарин, отражения атак низколетящих самолётов и противокорабельных ракет.

17 июля 2015 года исполняется 99 лет со дня рождения морской авиации России


На протяжении последних лет экипажи морской авиации РФ систематически участвуют в учениях, совершенствуя выучку. Так, весной на авиабазе Елизово и на северо-востоке России прошли лётно-тактические учения с отрядом самолётов и вертолётной эскадрильей. В учениях были задействованы самолёты Ил-38 и вертолёты Ка-27. Увеличение числа и интенсивности таких учений не может не радовать людей, для которых судьба морской авиации России небезразлична.

«Военное обозрение» поздравляет отечественную морскую авиацию с 99 годом рождения и выступает с наилучшими пожеланиями в адрес всех тех, кто к морской авиации России причастен.


Мнение редакции "Военного обозрения" может не совпадать с точкой зрения авторов публикаций

CtrlEnter
Если вы заметили ошибку в тексте, выделите текст с ошибкой и нажмите Ctrl+Enter
Читайте также
Комментарии 22
  1. a.s.zzz888 17 июля 2015 06:08
    С Праздником морские летчики! Мягких посадок! Ветеранов с Праздником, здоровья и всех благ!
    1. древний 17 июля 2015 14:07
      Цитата: a.s.zzz888
      С Праздником морские летчики! Мягких посадок! Ветеранов с Праздником, здоровья и всех благ!


      Но ..НЕ ЗАБЫВАЕМ, что 17 июля, 2001 года погиб в катастрофе морской лётчик, заслуженный военный лётчик России (1994), Герой России (1995), генерал-майор авиации Тимур Апакидзе.

      Командовал 100 ИАП ВВС КЧФ.
      Первым из строевых лётчиков осуществил посадку на палубу авианосца.
      Всего совершил более 300 посадок на палубу.
      Позже командовал дивизией ВВС КСФ, затем был заместителем командующего авиацией ВМФ России.

      Погиб во время показательных выступлений на празднике в честь 85-летия военно-морской авиации в Центре боевой подготовки и переучивания лётного состава авиации ВМФ под Псковом. Выполнив все фигуры высшего пилотажа, он заходил на посадку, когда его Су-33, находившийся в нескольких километрах от ВПП, «повёл себя неустойчиво».
      После доклада об этом на пункт управления полётами, поступила команда катапультироваться. Однако Апакидзе решил не катапультироваться и оставался в пилотской кабине до момента удара машины о землю и его взрыва, стремясь сохранить истребитель.
      По мнению госкомиссии, Апакидзе погиб «вследствие психофизической перегрузки».
      Он отключил ограничители предельных углов атаки и перегрузки, чтобы выполнить сложные фигуры пилотажа.
      В результате во время одного из манёвров он испытал восьмикратную перегрузку и потерял контроль над машиной.

      Вечная память! soldier

  2. chikenous59 17 июля 2015 06:08
    Заголовок исправьте!!
    1. Комментарий был удален.
    2. домохозяйка 17 июля 2015 19:20
      а что не так с заголовком? hi
  3. фомкин 17 июля 2015 06:18
    Искренне поздравляю своих однокашников и всех кто служит и служил в Морской Авации!
    1. Alexey RA 17 июля 2015 12:55
      Я очень надеюсь, что это Т-50.
      А не то, о чём все подумали. laughing
    2. древний 17 июля 2015 13:33
      Цитата: фомкин
      Искренне поздравляю своих однокашников и всех кто служит и служил в Морской Авации!


      Вас,уважаемый Фомкин,поздравляю ПЕРСОНАЛЬНО drinks fellow soldier

      И всех ПРИЧАСТНЫХ к Морской Авиации СТРАНЫ и ветеранов СОЮЗА - С Днём Морской авиации ВМФ России! drinks soldier

      А ПАЛУБНИКАМ....Семь футов под килём и правильного зацепа гаком! drinks soldier

    3. Комментарий был удален.
    4. 79057330785 17 июля 2015 13:49
      Почему Ф-22 на открытке, а не наш самолёт?
    5. 79057330785 17 июля 2015 13:49
      Почему Ф-22 на открытке, а не наш самолёт?
  4. фомкин 17 июля 2015 06:23
    П.С. День рождения и день основания немножко разные вещи, но смысл не меняется.
  5. Комментарий был удален.
  6. андрей юрьевич 17 июля 2015 07:16
    ну...с Днюхой Мужики!!! drinks
  7. parusnik 17 июля 2015 07:22
    с 99 годом рождения и по соточке! drinks
  8. Бэнсон 17 июля 2015 07:50
    Которой у нас по настоящему так никогда и не было, так как никогда не было нормального авианосного флота. А уже 99 лет прошло.
  9. Прапор Афоня 17 июля 2015 07:52
    Чистого неба Вам! И чтобы количество взлетов, равнялось количеству посадок!
  10. Aleksander 17 июля 2015 08:24
    Есть еще одна знаменательная дата для морской авиации; 31 декабря 1916 года командующий Черноморским флотом адмирал Колчак А.В.
    издал приказ от № 227 «О формировании воздушной дивизии Черноморского флота» куда вошелДивизион корабельной авиации наряду с двумя воздушными бригадами.
    Впервые было создано полноценное авианесущее соединение — отряд корабельной авиации (позднее переименованный в дивизион корабельной авиации). . Уникальность дивизиона корабельной авиации воздушной дивизии Черноморского флота заключалось в том, что в его состав наряду с воздушным дивизионом (четыре воздушных отряда, по восемь гидросамолетов в каждом отряде) входило и четыре авианесущих корабля. . . Всего же, в годы Первой мировой войны в боевой состав военного флота России вошли 12 авианесущих кораблей . Причем эти авианесущие корабли активно и плодотворно воевали-морские авиаторы вели разведку и вступали в воздушные бои, атаковали корабли и подводные лодки противника, корректировали огонь корабельной артиллерии, наносили бомбовые удары по вражеским кораблям, портовым сооружениям и оборонительным позициям-у побережья Румынии, Болгарии и Турции, проводили бомбардировки береговых батарей охранявших вход в Босфор, атаки на турецкий порт Зонгулдак (также — Зунгулдак), были задействован в Трапезундской и прочих известных операциях Черноморского и Балтийского флотов. Такая вот "отсталая" страна...
    К сожалению, все эти достижения были по...ы после 1917-го...
    1. домохозяйка 17 июля 2015 19:37
      Бог мой! Если бы не было 17-го, 41-го и 91-го!!! И даже после них мы - Великая Страна, потому что у нас такие люди!!! love
    2. Комментарий был удален.
  11. Ворон 17 июля 2015 08:33
    как то очень смазано... можно было добавить подробностей и про воздушный бой и другие детали становления гидроавиации, тем более что они вполне себе известны...
  12. Добрый кот 17 июля 2015 08:50
    Что бы количество взлетов равнялось количеству посадок!!!
  13. Никита Громов 17 июля 2015 09:32
    Слава морякам-летчикам! Славное сочетание двух великих стихий!
  14. sub307 17 июля 2015 09:54
    Присоединяюсь к поздравлениям. С праздником!
  15. ДобрыйААХ 17 июля 2015 10:00
    Я вчера про ПКР и авианосцы ответить не мог. Для тех, кто в теме, статья. Американцы сами хотят от авианосцев уходить.
    http://flot.com/blog/SSBN/86.php
    Развитие ПКР на лодках
    http://mikro-mir.at.ua/publ/podvodye_lodki_nositeli_krylatykh_raket/3-1-0-340
  16. Serafim-K 17 июля 2015 10:04
    У нас есть кем и чем гордиться,присоединяюсь ко всем поздравлениям,и от себя хочу добавить:--Дай вам Бог, дорогое наши летуны никогда не вылетать на боевые задания,пусть ваша выучка и современная техника держит наших "друзей" на расстоянии..мир вам и вашим семьям и Божией Милости.!! soldier
  17. Вадёс 17 июля 2015 10:07
    А почему нет в статье ни слова о МРА? request
    1. древний 17 июля 2015 13:43
      Цитата: Вадёс
      А почему нет в статье ни слова о МРА?


      Может быть потому, что за период "рехформирования" остатки МРА, в соответствии с приказом Генерального штаба Вооруженных сил, вышедшим в марте 2011 г., авиация флота в сжатые сроки была передана в состав ВВС- вся ракетоносная авиация, в составе трех эскадрилий дальних бомбардировщиков Ту-22М3, основная часть ударных и истребительных частей, а также большая часть транспортной авиации. crying
      1. Bongo 17 июля 2015 14:38
        Цитата: древний
        Может быть потому, что за период "рехформирования" остатки МРА, в соответствии с приказом Генерального штаба Вооруженных сил, вышедшим в марте 2011 г., авиация флота в сжатые сроки была передана в состав ВВС- вся ракетоносная авиация, в составе трех эскадрилий дальних бомбардировщиков Ту-22М3, основная часть ударных и истребительных частей, а также большая часть транспортной авиации.

        Урялкам это не интересно! request Верить, что " в случае чего" мы мгновенно перетопим все АУГ - куда приятней.
  18. Даос 17 июля 2015 10:37
    С праздником всех... Профессиональный как никак... ;-)

  19. Комментарий был удален.
  20. Денис-Скиф 17 июля 2015 11:26
    Цитата: фомкин
    Искренне поздравляю своих однокашников и всех кто служит и служил в Морской Авации!

    у тебя там ф 22 чего ты так?)) С праздником!
    как один из морских сказал, посадка на палубу это, запланированная катастрофа. настолько надо быть лётчиком чтоб всё было Слава Богу!
    С Праздником, морские!

    И машина и лётчик молодцы!
  21. м и х а л ы ч 17 июля 2015 11:30
    Севастополь Кача с праздником !!!
  22. Alexey RA 17 июля 2015 11:35
    Первый отечественный отдел морской авиации был создан 4 апреля 1932 года. Шло его создание при штабе морских сил Дальнего Востока. Первое боевое крещение авиация Тихоокеанского флота получила через 6 с половиной лет – в августе 1938 года во время боёв о озера Хасан.

    Вообще-то, боевое крещение морская авиация получила раньше. Но тоже на ДВ.
    В составе Амурской военной флотилии находился 68-й отдельный авиационный речной отряд — 14 гидросамолетов МР-1. Но фактически в конфликте участвовало только восемь машин. Причем четыре гидросамолета МР-1 базировались на авиаматке «Амур», переделанной из монитора «Вихрь».

    В бою 31 октября гидросамолеты 68-го отряда совершили девять боевых вылетов в районе Фугдина. Два самолета МР-1 потопили канонерскую лодку «Киан-Хын». У китайцев во всей Маньчжурии имелось только пять самолетов типа «Бреге», они ни разу за все время конфликта не появлялись над полем боя.

    КАНОНЕРСКАЯ ЛОДКА "ДЗЯН-ХЕН"
    31 октября 1929 года потоплена в Фугдине (Фуцзине) базирующимся на плавучую базу "Амур" гидросамолетом "МР-1" из состава 63-и отдельной речной авиационной эскадрилий советской Дальневосточной военной флотилии. В течение 1930-1931 годов поднята китайцами, но к 1932 году выведена ими из строя.

    ВООРУЖЕННЫЙ РЕЧНОЙ ТРАНСПОРТ "ЛИ-ЧУАНЬ"
    30 октября 1929 года пароход потоплен в Фугдине (Фуцзине) советским гидросамолетом "МР-1", базирующимся на плавучую базу "Амур" из состава 63-й отдельной речной авиационной эскадрилий ДВВФ. В 1932 году поднят японцами и передан ими манчжурам.
  23. Maksud 17 июля 2015 12:27

    Всех причастных- с праздником!
  24. foma2028 17 июля 2015 15:21
    Знакомимся с книгой:
    "АВИАНОСЕЦ" автор Макаров Юрий Иванович (7 сентября 1934, Кременчуг, Полтавская область — 2 июня 2002, Николаевская область) — один из организаторов судостроительной отрасли СССР, директор Черноморского судостроительного завода.
    Под руководством Ю. И. Макарова было построено более 500 гражданских, рыбопромысловых, научно-исследовательских судов, военных кораблей. Среди них — тяжелые авианесущие крейсеры «Минск» (1978), «Новороссийск»[1] (1982), «Баку» (1987), «Адмирал флота Советского Союза Кузнецов» (1990) и др.
    В книге описываются политические перипетии, технолигические сложности, конструкторские заботы и другие аспекты создания авианосцев.
    1. foma2028 17 июля 2015 15:29
      В книге описываются взаимоотношения создателей корабля с КБ Сухого и МиГ.
      Цитата из книги: "Миг-29К при посадках на корабль много раз повреждал трос. Су-27 в два раза тяжелее, но повреждений не было.
      Как-то на палубе были сразу оба самолета, и я предложил главному конструктору завода Хотлубею вместе пойти на палубу и попросту визуально сравнить гаки СУ и Миг.
      Через пять минут все стало ясно. Копыта Миг имели чуть притупленную, но острую нижнюю кромку. У Су нижня кромка была плавно закруглена...
      Я потребовал у испытателей доработать гак Мига аналогично Су.
      Но у конструкторского бюро Микояна много амбиций и пустого гонора,начались неделовые споры..." конец цитаты.

      Так, что Сухой завоевал место на палубе, не только подковерной борьбой.
  25. Oldman 17 июля 2015 22:30
    Мои поздравления всем, кто служит в морской авиации России!
  26. Алекс Данилов 17 июля 2015 22:57
    С праздником!

Информация

Посетители, находящиеся в группе Гости, не могут оставлять комментарии к данной публикации.
Картина дня