Сверхмалые подводные лодки типа «D» (Япония)

С конца 1941 года японский Императорский флот регулярно пытался использовать в боях сверхмалые подводные лодки нескольких типов. Результаты боевой работы такой техники нельзя было назвать успешными: до конца войны подводники смогли потопить или повредить лишь несколько вражеских судов. При этом было потеряно несколько десятков субмарин, а почти все их экипажи погибли. Тем не менее, командование флота не теряло надежды. В начале 1944 года была предпринята очередная попытка создать сверхмалую лодку, способную скрытно атаковать противника. Новый проект получил обозначения тип «D», «Тэй-Гата» и «Корю».

Общие идеи

К началу 1944 года ситуация на Тихоокеанском театре военных действий Второй мировой серьезно изменилась. Японское командование все еще могло планировать диверсии в портах и на базах противника, но ситуация заставляла его начинать подготовку к защите собственного побережья. При сохранении существующих тенденций в обозримом будущем становился актуальным вопрос защиты берегов Японии от американских кораблей и десанта. Именно необходимость защиты побережья и прибрежных акваторий стала главной причиной появления проекта «D».


Сверхмалые подводные лодки типа «D» (Япония)
Недостроенная подлодка типа "D" на одном из заводов. Фото Ibiblio.org


Разрабатывая проект «Тэй-Гата», японские инженеры решили отказаться от подхода, использовавшегося ранее. Сверхмалые подлодки типов «А», «B» и «C» представляли собой последовательное развитие одной и той же конструкции, осуществлявшееся с использованием разных узлов и агрегатов. Несмотря на многочисленные доработки, более новые лодки сохраняли старый корпус, что далеко не всегда положительным образом сказывалось на характеристиках. В новом проекте «D» предлагалось использовать некоторые существующие идеи, но разработать подлодку заново.

Отказ от старого корпуса был связан с некоторыми новыми требованиями и с невозможностью вписать необходимые агрегаты в имеющийся объем. Увеличение габаритов лодки в разумных пределах, в свою очередь, позволяло использовать новые комплектующие с требуемыми характеристиками. Таким образом, рост размеров и веса сопровождался повышением ряда важных параметров. Так, удалось увеличить объем топливных баков и тем самым обеспечить новый прирост дальности плавания.

Конструкция

Подлодка типа «D» имела общую длину более 26 м, максимальный диаметр прочного корпуса превышал 2 м, высота конструкции (с рубкой) достигала 3 м. Рост габаритов в сравнении с предыдущими субмаринами привел к увеличению водоизмещения до 60 т в подводном положении. Ожидалось, что более крупная и тяжелая подлодка при помощи новых агрегатов силовой установки сможет сохранить требуемые характеристики.

Сверхмалые подводные лодки типа «D» (Япония)
Схема подлодки типа "D". Рисунок Ibiblio.org


По результатам испытаний и эксплуатации сверхмалых подлодок предыдущих типов было решено серьезно переработать конструкцию корпуса. Для повышения основных характеристик изменили как саму конструкцию, так и компоновку прочного корпуса. Теперь он начинался на небольшом расстоянии от носовой оконечности, а на его корме размещался гребной винт и рулевые устройства. Носовая часть прочного корпуса имела форму усеченного конуса, средняя – цилиндра. Несколько хвостовых отсеков также были выполнены в виде конусов разной высоты и диаметра. В средней части корпуса находилась рубка. Для улучшения мореходности на верхней поверхности прочного корпуса закреплялась узкая и длинная надстройка, образовывавшая характерный вертикальный нос.

В носовой стенке прочного корпуса предусматривались крупные отверстия для установки торпедных аппаратов. Два таких устройства размещались одно над другим, их задние части располагались внутри прочного корпуса. Для упрощения обслуживания техники экипаж имел доступ в носовой торпедный отсек и мог оттуда управлять работой вооружения. Позади отсека с торпедными аппаратами располагался еще один обитаемый объем, под полом которого находились аккумуляторные батареи. Под рубкой предусмотрели сравнительно крупный центральный пост. Экипаж подлодки типа «Корю» должен был состоять из пяти человек, из-за чего пришлось заметно изменить компоновку и размеры обитаемых отсеков.

Непосредственно за центральным постом находился дизельный двигатель с генератором. Позади этого отсека предусматривался свободный объем с частью аккумуляторов. Ходовой электромотор, связанный с гребным валом, находился в кормовом отсеке. Лодка типа «D» имела один гребной винт, помещенный на кормовом обтекателе корпуса. На корпусе перед винтом имелись рули направления и рули глубины.

Сверхмалые подводные лодки типа «D» (Япония)
Вид на торпедные аппараты. Фото Ww2db.com


Отсеки прочного корпуса разделялись несколькими переборками. Для перехода из отсека в отсек экипаж должен был использовать проемы-люки. Крышки люков, с целью экономии места, не предусматривались. Таким образом, затопление одного из отсеков могло привести к попаданию воды в соседние.

Внутри легкой надстройки, а также внутри прочного корпуса имелись несколько балластных цистерн, позволявших погружаться на нужную глубину и выполнять балансировку. Баллоны со сжатым воздухом для продувки цистерн были распределены по свободным объемам корпуса. К примеру, две такие емкости находились рядом с торпедными аппаратами.

Увеличение размеров корпуса позволило использовать дизельный двигатель мощностью 150 л.с. Следствием этого стало сокращение времени, необходимого на полную зарядку имеющихся батарей. Теперь этот процесс занимал не более 7-8 часов. За движение отвечал электрический мотор мощностью 500 л.с. По-видимому, расчеты показали, что сохранение старого 600-сильного двигателя не даст никаких особых преимуществ, хотя и скажется на размерах и весе всей конструкции.

При движении в надводном положении подлодка типа «D» могла развивать скорость не более 10-12 узлов. Максимальная скорость под водой не превышала 16-18 узлов. Таким образом, по максимальной скорости новые подлодки заметно уступали своим предшественницам. Тем не менее, японским инженерам удалось значительно повысить дальность плавания. При использовании дизельного двигателя и скорости не более 8 узлов на одной заправке топливом можно было пройти до 1000 морских миль. На 16 узлах под водой аккумуляторы обеспечивали дальность на уровне 125 миль. Прочности корпуса хватало для погружения на глубину до 100 м.

Вооружение новой подлодки было заимствовано у старых. В носовой части субмарины располагались два торпедных аппарата калибра 450 мм. Основным вооружением лодок «Корю» были торпеды «Тип 97». Такое оружие могло развивать скорость до 45 узлов и доставлять на дальность до 5,5 км боевую часть весом 350 кг. Торпедные аппараты сверхмалой подлодки были выполнены дульнозарядными. Из-за этого боекомплект субмарины состоял всего из двух торпед. Для перезарядки перед атакой новых целей следовало возвращаться на базу.

Сверхмалые подводные лодки типа «D» (Япония)

Сверхмалые подводные лодки типа «D» (Япония)

Сверхмалые подводные лодки типа «D» (Япония)

Сверхмалые подводные лодки типа «D» (Япония)
Интерьер центрального поста. Фото Ww2db.com


По имеющимся данным, экипаж подлодки «Тэй-Гата» состоял из пяти человек. К командиру, рулевому и мотористу добавили штурмана и торпедиста. Увеличение экипажа привело к необходимости доработок обитаемых объемов, но позволило снизить нагрузку на отдельного подводника. Предполагалось, что пять человек смогут без особого труда работать в течение нескольких суток, время от времени сменяя друг друга. Предполагаемая дальность хода в сочетании с максимальным расчетным временем патрулирования заставила конструкторов обратить особое внимание на физические возможности экипажей.

Центральный пост подлодки типа «D» оснащался всем необходимым оборудованием. Подводники имели возможность следить за обстановкой над водой и в подводном положении при помощи перископа и гидрофонов. Для навигации использовался компас и ряд другого оборудования. На нескольких приборных досках имелся набор различных стрелочных приборов и указателей иных типов. Экипаж мог следить за работой всех систем как по приборам, так и визуально. К примеру, моторист имел доступ к обоим двигателям и мог выполнять все операции по их обслуживанию.

Серийное производство

Несмотря на необходимость проведения массы сложных проектных работ, проект «D» был разработан всего за несколько месяцев. В начале весны 1944 года удалось начать строительство опытной лодки нового типа. Продолжая сложившуюся «традицию», первая лодка типа «Тэй-Гата» получила собственное обозначение «Ха-101». Таким образом, серийная техника должна была получать названия от «Ха-102» и далее. Строительство прототипа продолжалось до мая, после чего его передали заказчику для проведения испытаний.

Сверхмалые подводные лодки типа «D» (Япония)
Недостроенные лодки на одном из заводов. Фото Ww2db.com


Проигрывая предшественницам в максимальной скорости на всех режимах, подлодка «Ха-101» имела ряд важнейших преимуществ. Главным плюсом посчитали значительно выросшую дальность плавания. Возможность преодолевать до 1000 морских миль на одной заправке топливом позволяла выполнять длительное патрулирование прибрежных районов. Кроме того, при правильной организации, новые лодки могли участвовать в вылазках к базам противника. Мощь вооружения в виде двух торпед «Тип 97» еще на стадии предварительных работ посчитали достаточной, из-за чего торпедные аппараты не подверглись доработке.

В силу разных причин испытания первой подлодки затянулись. По имеющимся данным, ее эксплуатация в составе флота началась только в конце мая 1945 года. Тем не менее, могла иметь место передача строевому подразделению опытной лодки, изначально не предназначавшейся для участия в боях. Иными словами, прототип, ввиду дефицита техники, могли в срочном порядке сделать боевой подлодкой.

Серийное строительство подлодок «Тэй-Гата» стартовало летом 1944 года. В программе производства новой техники были задействованы несколько предприятий, но основная масса субмарин строилась на заводе «Мицубиси» в г. Нагасаки и на арсенале в г. Куре. Привлечение нескольких предприятий было связано с объемом заказа. По подсчетам адмиралов, Императорский флот нуждался в нескольких сотнях новых сверхмалых субмарин. По этой причине в рамках заказа новой техники были заключены несколько контрактов с разными заводами.

Сверхмалые подводные лодки типа «D» (Япония)
Подлодка на стапеле. Фото Ww2db.com


До начала сентября 1945 года несколько судостроительных заводов успели изготовить и передать заказчику 115 лодок «Корю». После подписания акта о капитуляции Японии американские военные получили доступ к оборонным предприятиям, где, среди прочего, смогли оценить масштабы строительства сверхмалых подлодок. На момент капитуляции на заводах имелось 496 субмарин типа «D», находившихся на разных стадиях строительства. Таким образом, только при выполнении имеющихся заказов японский флот мог получить более шести сотен единиц новой техники.

Следует отметить, далеко не все обнаруженные на верфях подлодки могли быть достроены. На заключительном этапе войны американская авиация регулярно бомбила японские военные заводы, в том числе и относившиеся к судостроительной отрасли. Некоторое количество бомб «досталось» и сверхмалым подлодкам. Также необходимо вспомнить атомную бомбардировку г. Нагасаки, в ходе которой серьезно пострадал весь город, в том числе и завод, строивший субмарины. Тем не менее, позже на этом предприятии было найдено немалое число вполне целых и пригодных для достройки лодок.

Эксплуатация

Насколько известно, подлодкам типа «D» удалось принять участие только в боях у о. Окинава. По разным причинам Императорский флот так и не получил возможность начать полноценную эксплуатацию подобной техники с целью патрулирования заданных акваторий и атаки кораблей противника. Во время боевой работы у Окинавы подводники понесли заметные потери. В течение некоторого времени подлодки «Тэй-Гата» использовались параллельно с субмаринами типа «C».

В конце января 1945 года шесть подлодок типа «Корю», в том числе «Ха-204», «Ха-207» и «Ха-208», были отправлены на базу, располагавшуюся в гавани Унтен (западное побережье о. Окинава). Было решено отправить субмарины своим ходом, поскольку их дальность плавания позволяла добраться до новой базы. Лодки сопровождались двумя судами, которые при необходимости должны были оказать поддержку. На пути к новой базе произошло столкновение одной из подлодок (предположительно «Ха-208») с судном сопровождения. «Тэй-Гата» повредила оба торпедных аппарата и балластные цистерны. Поврежденную лодку оставили в порту Сасебо, куда флотилия должна была зайти по пути на Окинаву. В феврале ее отремонтировали и в начале марта отправили к месту службы.

Сверхмалые подводные лодки типа «D» (Япония)
Аэрофотоснимок базы в гавани Унтен. Фото Combinedfleet.com


14 марта американские разведчики, базировавшиеся в Австралии, перехватили шифровку японского флота, из которой стало известно о планах по развертыванию сверхмалых подводных лодок. До конца марта из Куре на Окинаву должно было прийти транспортное судно с четырьмя подлодками типа «D» и двумя типа «C». После этого на Окинаве должно было базироваться 18 подлодок двух типов. Еще шесть лодок типа «C» планировалось переправить на новую базу в первой половине апреля.

23 марта самолеты-разведчики с авианосца USS Essex (CV-9) сфотографировали секретную базу японских подлодок в гавани Унтен. В тот же день летчики 83-й авиагруппы атаковали базу и затопили все стоявшие там подлодки. В ходе этого налета были уничтожены только подлодки типа «C». Информация о потерях «Тэй-Гата» отсутствует.

Вечером 25 марта подлодки «Ха-209» и «Ха-210» уходят с базы в гавани Унтен с задачей искать и атаковать корабли противника. На базу они больше не вернулись. Точная судьба этих лодок остается неизвестной. По-видимому, их обнаружили и потопили американские корабли. На следующий день с базы ушла подлодка «Ха-208», однако вскоре ей пришлось вернуться обратно. Вскоре после выхода в море произошла поломка силовой установки, которая не позволяла продолжить выполнение задачи.

1 апреля началась битва за Окинаву, продолжавшаяся почти три месяца. В ходе этого сражения японские подводники несколько раз предпринимали попытки атаковать противника, но им не удалось достичь заметных успехов. При этом несколько рейдов завершились гибелью субмарин. По разным данным, в ходе битвы за Окинаву Императорский флот потерял не менее пяти подлодок типа «Корю». Какие-либо успехи отсутствовали.

Битва за Окинаву оказалась первым и последним крупным сражением, в котором смогли принять участие сверхмалые подлодки типа «D». Ввиду количественного и качественного превосходства сил противника, в первую очередь противолодочной обороны, японские подводники, входившие в экипажи лодок «Тэй-Гата», не смогли в полной мере использовать преимущества, связанные с техническими характеристиками новой техники.

Сверхмалые подводные лодки типа «D» (Япония)
Недостроенные подлодки, осень 1945 года. Фото Ww2db.com


В результате подлодки, которые, как ожидалось, смогут защитить побережье Японии от нападения, не смогли выполнить возложенную на них задачу. Большая часть построенных и переданных флоту субмарин так и не успела принять участие в боях. Некоторое количество этой техники было уничтожено во время бомбардировок и обстрелов баз, на которых они находились. Кроме того, почти полтысячи новых субмарин так и остались в цехах нескольких заводов в недостроенном состоянии. Остававшиеся в строю «Корю» и недостроенные лодки в итоге стали трофеями американцев. Специалисты из США проявили интерес к этой технике, но в итоге дали добро на утилизацию всех захваченных сверхмалых подлодок.

Итоги проекта

С точки зрения успешности проект «D» был весьма похож на предыдущий «C». Целью этих двух разработок было обновление конструкции и оборудования подлодки, направленное на повышение ее характеристик. Действительно, конструкторам удалось выполнить поставленную задачу. В ходе проектных работ они смогли улучшить некоторые параметры и тем самым повысить общий потенциал лодок.

Дальность плавания до 1000 морских миль делала лодки типа «Корю» уникальным типом техники, пригодным для использования в самых разных операциях. Тем не менее, обстановка на фронтах уже складывалась не самым хорошим для Японии образом, из-за чего сверхмалые субмарины приходилось использовать не по прямому назначению. Как результат, результаты боевого применения нельзя назвать выдающимися. За несколько месяцев службы подлодки типа «D» не потопили ни одного вражеского судна. Собственные потери в ходе боев при этом составили не менее 5-7 субмарин. Еще несколько лодок были потеряны в результате бомбардировок.

Нетрудно заметить, что подлодки «Тэй-Гата», появившиеся к середине 1944 года, просто опоздали на войну. Более раннее появление подобной техники в теории могло изменить ситуацию, однако практика оказалась менее приятной для японского командования. Проект сверхмалой подводной лодки «D» пополнил и без того длинный список перспективной техники, которая могла бы изменить ход войны, но не сделала этого.


По материалам сайтов:
http://combinedfleet.com/
http://ww2db.com/
http://ibiblio.org/
http://modelist-konstruktor.com/
http://arsenal-info.ru/
http://navypedia.org/
Автор: Рябов Кирилл


Мнение редакции "Военного обозрения" может не совпадать с точкой зрения авторов публикаций

CtrlEnter
Если вы заметили ошибку в тексте, выделите текст с ошибкой и нажмите Ctrl+Enter
Читайте также
Комментарии 4
  1. Сергей-8848 17 июля 2015 11:05
    Усилия, оказавшиеся и безуспешными, и напрасными, и в итоге - безрезультатными. Сколько невозвратных ресурсов потеряли островитяне на все проекты, уже пытаясь даже не переломить ход войны, а задержать наступление.
    Постепенно отступая по всему Тихоокеанскому ТВД, японцы ещё на что-то надеялись (может быть, и небезосновательно). Но после нашего вступления в войну, когда основная часть сухопутных войск Японии была перемолота и перестала существовать, капитуляция стала неизбежной.
    С духом у японцев всю войну было хорошо, а вот с техникой - не так чтобы. И все новинки уже не поспевали к развитию событий. Бросив все усилия на ВМФ и ВВС, они забыли про сухопутные войска (которые и удерживают территорию и ресурсы). В итоге огребли поочерёдно со всех сторон. Хирохито на то и император, что правильно понял - можно доиграться и до ликвидации империи насовсем, лучше уж - kapitulieren..
    P.S. Большое спасибо автору - Кириллу Рябову за содержательный цикл статей.
  2. MooH 17 июля 2015 12:14
    На 16 узлах под водой аккумуляторы обеспечивали дальность на уровне 125 миль.

    Как-то сомнительно это. Да и 20ти узловые скорости более ранних моделей тоже не выглядят реалистичными. Имею неподкрепленное фактами мнение, что японцы сильно завысили характеристики своих сверхмалых лодок. Иначе сложно объяснить отсутствие серьезных успехов у столь совершенных субмарин wink
    1. Argon 17 июля 2015 14:10
      Не совсем верно говорить завысили,точнее сказать что изделия теряли качества в следствии отсутствия ТО должного уровня. Химическая промышленность в то время была в зачаточном состоянии.Это я к тому,что качество изоляционных материалов(как пример) было чрезвычайно низким и на обычной лодке удержание сопротивления изоляции на требуемом уровне достигалось,фактически,ежечасным кропотливым уходом.На миниПЛ такой возможности не было.Вообще обзор японских миниПЛ демонстрирует положительную тенденцию в концептуальном подходе к проэктированию такого класса ПЛ-от управляемой,большой"торпеды"к полноценному подводному кораблю.Вот только вектор"усилий"постоянно выбирался не верно,вместо улучшения характеристик скрытности,управляемости,японцы"нажимали"то на скорость,то на дальность,что сводило все усилия на нет.
    2. Александр72 17 июля 2015 18:14
      Подводная лодка типа D, она же типа "Ко-рю" развивала 16 узлов на поверхности, под водой скорость полного хода составляла 8 узлов (при этом дальность плавания была ничтожной), дальность плавания 125 миль под водой достигалось при предельно экономичной скорости 2,5 узла. Японцы предполагали построить к сентябрю 1945 года таких лодок 570 единиц, однако было построено всего 115 лодок и еще 496 СМПЛ к моменту капитуляции Японии находилось на разных стадиях постройки. Успехи этих лодок были ... хотел написать скромные, да посмотрел и оказалось, что успехов они не достигли вовсе.
      Данные взяты из книги: Ёкота Е. - Сумбарины-самоубийцы. Секретное оружие императорского флота Японии. 1944-1947 гг. М.2005
      По поводу ТТХ лодок в статье - видимо имел место неправильный перевод. Возможно двойной - с японского на английский, а затем с английского на русский, как имело место в большинстве случаев с книгами и документами по 2-й мировой войне, изданными на японском языке.
      Честь имею.

Информация

Посетители, находящиеся в группе Гость, не могут оставлять комментарии к данной публикации.
Картина дня