Military Review

Spy satellite hunters

10
Spy satellite hunters


In Karachay-Cherkessia, in the vicinity of Mount Chapal, at a height of 2200 meters above sea level, there is a unique military facility - the Krona radio-optical space object recognition complex.

With it, the Russian military control the near and far space. 10 July "Crone" turned 35 years. The RG journalist visited a specific military unit and learned how hunters of spy satellites serve.

Edge of flying dogs

According to the official address, “Krona” is located in the stanitsa of Storozheva-2, but neither on paper nor on electronic maps did such a settlement appear. For all search queries, the navigator showed only one small stanitsa, the Watchtower, lost in the foothills of the Caucasus Mountains. And in the village itself, in order to find out the road to the “Krone”, I had to take a “tongue”. As guides, the villagers and children called the bridge, the store, the abandoned sheds, and to the question whether it was far from the part, as if by agreement, they answered: "Yes, there are side by side."

The military observatory is located on top of Mount Chapal. The military site for astronomical observations is called the "edge of flying dogs." This is not a metaphor, but a testimony of the strength of the winds on Chapala. The officers say that once during the construction of the telescope a local dog blew here by the wind. They brought a few more, but all of them claimed. Perhaps this is an army bike, but the name stuck.

- The winds here are really very strong, but the days and nights are clear all year round. It is the features of the atmosphere that became the decisive factor in choosing the location of the “Krona”, - Major Sergey Nesterenko told me the deputy commander of the unit.

The construction of the complex began at the height of the Cold War, in 1979. Then the arms race went into outer space: 3 thousands of artificial satellites revolved around the Earth. In addition, it was necessary to monitor the flights of a probable enemy ballistic missiles. Under the guidance of Vladimir Sosulnikov, Doctor of Technical Sciences, Soviet scientists have developed a complex that combines a radar station and an optical telescope. This design would allow to obtain maximum information about the passing satellites. Before the collapse of the USSR, Krona planned to use MiG-31D fighter-interceptors, which were intended for the destruction of satellites in near-earth orbit. After the 1991 events, space fighter trials ceased.

Construction and commissioning of all facilities of the complex stretched out for many years. The officers of the Aerospace Defense Forces who are carrying on the service complex say that military builders accomplished a feat when 350 km of power lines were stretched in the mountains, 40 thousand concrete slabs were laid, 60 km of water pipes were laid. Although the main work was completed in 1984, the system was put into trial operation in November 1999 due to financial difficulties. Adjustment of the equipment continued for several more years, and only in 2005, the “Krona” was put on combat duty. But the trials and modernization of the pearl complex - a laser optical locator - continues to this day.

Space junkies


- At the top of Mount Chapal are optical systems, and below - radar. The uniqueness of Krona is that there is no other object in which the capabilities of optical and radar facilities are concentrated in Russia, explained Major Nesterenko.

The control of outer space begins with the observation of the sky hemisphere, the detection of space objects and the determination of their trajectory. Then they are photographed, which allows you to determine the appearance and motion parameters. The next stage of control is the determination of the reflective characteristics of a space object. And as a result - its recognition, identification of an accessory, appointment and technical characteristics.

The main instrument - an optical telescope - is located in one of the buildings in the tower with a white dome opening for the duration of its work.

“It is this telescope that, working as part of an optical-electronic system, allows obtaining images of space objects in reflected sunlight at a distance of up to 40 thousand km. Simply put, we see all the objects, including diameters up to 10 cm, in near and far space, ”said Major Alexander Lelekov, commander of the duty crew. - After computer processing, the data goes to the Space Control Center in the Moscow region. There they are processed and entered into the Main Catalog of Space Objects. Now only Americans have the opportunity to compile such an information base, which, in accordance with international treaties, regularly exchange this information. According to recent data, around the Earth 10 thousands of space objects rotate, including operating domestic and foreign satellites. Separate category - space debris. According to various estimates, up to 100 thousands of pieces of debris are in orbit.

- What are they dangerous?

- First of all, uncontrollability. Collision with them can lead to disruption of communication, navigation, as well as to man-made accidents and catastrophes. For example, a small fragment of the size of 1 cm can destroy any satellite or even an orbital station of the ISS type. But it is in space. And the possible consequences associated with the fall of space objects on Earth. For example: once a week an object larger than 1 meter goes off the orbit. And our task is to foresee such a situation, to determine with what degree of probability it will occur, where, in which area there will be a fall.

UFO is not familiar


Accompanied by officers I pass to the holy of holies - the command post of the unit. I am immediately warned that photography is limited here. Categorically you can not remove the jobs of duty.

Everywhere impeccable cleanliness. Unlike modern films, where the military or scientists have a mass of all kinds of equipment and computers, the interior here is spartan and more closely resembles the 1980's. Karelian birch panels, bedside tables, desks, desk lamps, phones with a circular dial. On the walls - homemade visual agitation: hand-drawn posters about the Space Forces, stories parts, tables with calculations on which the readings of the locators are chalked up. In the operating room, where several officers are on duty, in front of the tables there is a huge screen onto which the entire cosmic situation is projected. From the speakers come the command, clear only to military astrologers.

The Russian flag, portraits of Putin and Shoigu remind of modernity. In the red corner - the icon of St. Nicholas.

“This was given to us by the local father when he consecrated the locator,” says Alexander Lelekov.

Immediately I remembered the ditties, which were sung in the 1961 year: "Gagarin flew into space - I did not see God." But, apparently, the times are changing, and there are no atheists among the military.

Having watched the work of the crew on duty, I ask the question: do you believe in astrology and have you ever met a UFO at work? A major with a smile like that of Yuri Gagarin replied:

- I do not believe in astrology. And about the UFO ... I was in the army for many years, until “Krona” I served on the “Pechora” and in the Moscow region, but I had never encountered anything like that. All objects that we observe are of reasonable origin.
Author:
Originator:
http://www.rg.ru/2015/07/16/shpiony.html
10 comments
Ad

Subscribe to our Telegram channel, regularly additional information about the special operation in Ukraine, a large amount of information, videos, something that does not fall on the site: https://t.me/topwar_official

Information
Dear reader, to leave comments on the publication, you must sign in.
  1. VNP1958PVN
    VNP1958PVN 19 July 2015 07: 32
    0
    In Karachay-Cherkessia, in the vicinity of Mount Chapal, at a height of 2200 meters above sea level, there is a unique military facility - the Krona radio-optical space object recognition complex.
    And yet, the coordinates, maybe it's time to hold your mouth, or maybe the Americans did not know, but we boasted to them ...
    1. Professor
      Professor 19 July 2015 08: 37
      +8
      Quote: VNP1958PVN
      And yet, the coordinates, maybe it's time to hold your mouth, or maybe the Americans did not know, but we boasted to them ...

      Coordinates? You are welcome.
      43°43'5.86"N 41°13'34.78"E


      - The winds here are really very strong, but the days and nights are clear all year round.

      How, how. laughing
      1. The comment was deleted.
      2. gjv
        gjv 19 July 2015 12: 25
        +1
        Quote: Professor
        Coordinates?

        Well, now the Americans have recognized everything! bully Moskovskiy garden.
        The main operational units since 1989 are located in the suburbs of Tel Aviv.

        Where is the FSB looking? bully
        1. Professor
          Professor 19 July 2015 13: 02
          0
          Quote: gjv
          The main operational units since 1989 are located in the suburbs of Tel Aviv.

          Seriously? At the busiest crossroads of Israel? Now I'll know.wink
      3. gregor6549
        gregor6549 19 July 2015 14: 38
        +3
        SW Professor,.
        According to Wikimapia, the coordinates of the 20 m antenna of the "Krona" complex shown in article 43 ° 49'32 "N 41 ° 20'35" E.
        True, the Kron complex also includes other objects, including those whose photos and coordinates are given by you.
        For especially "classified". This secret has not been such for a long time and it is not at all the fault of the Professor. You open Wikimapia http://wikimapia.org/#lang=en&lat=54.470038&lon=84.550781&z=3&m=b&search=Russia and there all the secrets of Russia are discernible from satellites (and not only Russia) at a glance.
  2. APASUS
    APASUS 19 July 2015 13: 01
    +5
    Who would know how much work was invested in this facility. There were more than 3000 military builders there. There, the mountain was probably blown up under the foundation only half a year. And the winds there are really fabulous. I saw a board about 6000 × 600 × 50 in size and stones in size with plums.
    When you had to be there along the road there were huge shields with inscriptions:
    "The driver, be careful while driving! Here, 00,00,198., In conditions of poor visibility, a Kamaz fell into the abyss under the control of a private ............ Private ......., private ... ......, private ....... "and such posters were probably 300 meters away.
  3. absurdity
    absurdity 19 July 2015 16: 38
    +1
    Yes, the complex is cool, the optical part is adaptive. I saw a photo of satellites from there after turning on the adaptive part - impressive. As for the clear weather all year round, we got a kick, for example, now for a month now, abnormal rains and fogs in this region, the "civilian" BTA and Zeiss 1000 do not work practically. Although for BTA it is not so offensive - they just change the coating on the mirror. "Window" in the astroclimate plan in a more convenient place, in Altai. But in our country there are simply no places with a good astroclimate, so there is not much to choose from. And the whole complex occupies a huge territory, both on the mountain and in the valley.
  4. Ze Kot
    Ze Kot 19 July 2015 18: 24
    0
    More recently, there was the same article. What's the catch ?
    1. CT-55_11-9009
      CT-55_11-9009 19 July 2015 21: 44
      +1
      I don’t get it either.
  5. The stranger
    The stranger 20 July 2015 01: 30
    +3
    It is disgusting that the most useful points in the radio sense are in the microclimatic hell.
    We have two all over the country - the peaks of Musala and Botev.
    On Botev, the main retailers of everything and everyone, it covers almost the whole country and the Balkan Peninsula. But look from him - nevermind. For many times, I succeeded for a minute. There are wild winds, all the time pulling to roll Kolun to the rock, and pretend to be a stone. Only in a few places is the track half the width of the wheels on both sides, and it does not always work out :) And all the time it’s like fog, it can be seen until the middle of the hood. Not fog, of course, there is a stone desert, it is an eternal cloud. They say that in another year there are even three sunny days, I really haven’t seen it myself :)
    There is no such thing on Musala, there is sun, snow, the highest point in southeastern Europe, and an observatory of cosmic rays and meteorology. Without it, there will be no weather forecast for Europe, nor solar for the whole Earth. There, the weather is almost all the time resort, although there are no resorts. One two physicists per shift, occasionally climbers, a rusty, but working freight cableway in the summer, sometimes even the Ka-32. But when there is just a terrible thunderstorm below, there from direct lightning strikes, bowlers with porridge jump on the table :) This is despite two powerful positron umbrellas.
    Everything easily mined has already been mined, sucked, and forgotten in past centuries. And all that is interesting today is already mined with hard work. Like the same astronauts and submariners who hunchback for everyone.
    So - thanks also to those guys who serve there. If anyone knows them - send them my regards, and tremendous respect.

Охотники за спутниками-шпионами

Охотники за спутниками-шпионами


В Карачаево-Черкесии, в окрестностях горы Чапал, на высоте 2200 метров над уровнем моря расположился уникальный военный объект - радиооптический комплекс распознавания космических объектов "Крона".

С его помощью российские военные контролируют ближний и дальний космос. 10 июля "Кроне" исполнилось 35 лет. Журналист "РГ" побывал в специфической воинской части и узнал, как несут службу охотники за спутниками-шпионами.


Край летающих собак

Согласно официальному адресу "Крона" находится в станице Сторожевая-2, но ни на бумажных, ни на электронных картах такого населенного пункта не оказалось. На все поисковые запросы навигатор показывал только одну небольшую станицу Сторожевую, затерявшуюся в предгорьях Кавказского хребта. А в самой станице, чтобы узнать дорогу к "Кроне", пришлось брать "языка". В качестве ориентиров станичники и ребятня называли мост, магазин, заброшенные сараи и на вопрос, далеко ли до части, будто сговорившись, отвечали: "Да тут рядышком".

Военная обсерватория находится на вершине горы Чапал. Сами военные площадку для астрономических наблюдений называют "край летающих собак". Это не метафора, а свидетельство о силе ветров на Чапале. Офицеры говорят, что однажды во время строительства телескопа здесь ветром сдуло местного пса. Завели еще несколько, но их всех унесло. Возможно, это армейская байка, но название прижилось.

- Ветра здесь действительно очень сильные, зато дни и ночи ясные круглый год. Именно особенности атмосферы и стали решающим фактором при выборе места расположения "Кроны", - рассказал мне замкомандира части майор Сергей Нестеренко.

Строительство комплекса началось в разгар "холодной войны", в 1979 году. Тогда гонка вооружений вышла в космическое пространство: вокруг Земли вращалось 3 тыс. искусственных спутников. Кроме того, нужно было следить за полетами баллистических ракет вероятного противника. Под руководством доктора технических наук Владимира Сосульникова советские ученые разработали комплекс, сочетающий в себе радиолокационную станцию и оптический телескоп. Эта конструкция позволяла бы получать максимум сведений о пролетающих спутниках. До распада СССР в составе "Кроны" планировалось использовать истребители-перехватчики МиГ-31Д, которые предназначались для уничтожения спутников на околоземной орбите. После событий 1991 года испытания космических истребителей прекратились.

Строительство и ввод в эксплуатацию всех объектов комплекса растянулись на долгие годы. Несущие на комплексе службу офицеры войск Воздушно-космической обороны говорят, что военные строители совершили подвиг, когда в горах было протянуто 350 км линий электропередач, уложено 40 тыс. бетонных плит, проложено 60 км водопроводных труб. Хотя основные работы были закончены в 1984 году, из-за финансовых трудностей система была сдана в опытную эксплуатацию в ноябре 1999 года. Наладка оборудования продолжалась еще несколько лет, и только в 2005 году "Крона" была поставлена на боевое дежурство. Но испытания и модернизация жемчужины комплекса - лазерного оптического локатора - продолжаются до сих пор.

Портретисты космического мусора


- На вершине горы Чапал расположены оптические средства системы, а внизу - радиолокационные. Уникальность "Кроны" в том, что другого объекта, в котором были бы сконцентрированы возможности оптических и радиолокационных средств, в России больше нет, - объяснил майор Нестеренко.

Контроль космического пространства начинается с наблюдения за полусферой небосвода, обнаружения космических объектов и определения их траектории. Затем производится их фотографирование, которое позволяет определять внешний вид и параметры движения. Следующий этап контроля - определение отражательных характеристик космического объекта. И как итог - его распознавание, выявление принадлежности, назначения и технических характеристик.

Главный инструмент - оптический телескоп - расположен в одном из сооружений в башне с открывающимся на время работы белым куполом.

- Именно этот телескоп, работая в составе оптико-электронной системы, позволяет получать изображения космических объектов в отраженном солнечном свете на расстоянии до 40 тысяч км. Проще говоря, мы видим все объекты, в том числе диаметром до 10 см, в ближнем и дальнем космосе, - рассказал командир дежурного расчета майор Александр Лелеков. - После компьютерной обработки данные поступают в Центр контроля космического пространства в Подмосковье. Там они обрабатываются и заносятся в Главный каталог космических объектов. Сейчас возможностью составления такой информационной базы обладают только американцы, которые в соответствии с международными договорами регулярно обмениваются данной информацией. По последним данным, около Земли вращается 10 тыс. космических объектов, в том числе действующие отечественные и иностранные спутники. Отдельная категория - космический мусор. По различным оценкам, на орбите находится до 100 тысяч единиц обломков.

- Чем они опасны?

- Прежде всего неуправляемостью. Столкновение с ними может привести к нарушению связи, навигации, а также к техногенным авариям и катастрофам. К примеру, маленький фрагмент размером 1 см способен вывести из строя любой спутник или даже орбитальную станцию типа МКС. Но это в космосе. А возможны последствия, связанные и с падением космических объектов на Землю. Для примера: раз в неделю с орбиты сходит объект размером более 1 метра. И наша задача - предвидеть такую ситуацию, определить, с какой степенью вероятности она произойдет, где, в каком районе будет падение.

С НЛО не знаком


В сопровождении офицеров прохожу в святая святых - командный пункт части. Меня сразу предупреждают, что фотосъемка здесь ограничена. Категорически нельзя снимать рабочие места дежурных.

Везде безупречная чистота. В отличие от современных кинофильмов, где у военных или ученых масса всевозможной аппаратуры и компьютеров, интерьер здесь спартанский и более напоминает обстановку 1980-х. Панели из карельской березы, тумбочки, столы-парты, настольные лампы, телефоны с круговым набором. На стенах - самодельная наглядная агитация: нарисованные от руки плакаты о Космических войсках, истории части, таблицы с расчетами, на которых мелом записаны показания локаторов. В операционном зале, где на боевом дежурстве находятся несколько офицеров, перед столами - огромный экран, на который проецируется вся космическая обстановка. Из динамиков доносятся команды, понятные только военным звездочетам.

О современности напоминает российское знамя, портреты Путина и Шойгу. В красном углу - икона Николая Чудотворца.

- Это нам местный батюшка подарил, когда освящал локатор, - говорит Александр Лелеков.

Сразу вспомнились частушки, которые распевались в 1961 году: "Гагарин в космос летал - Бога не видал". Но, видимо, времена меняются, и атеистов среди военных не осталось.

Понаблюдав за работой дежурного расчета, задаю вопрос: верите ли вы в астрологию и доводилось ли вам по работе встречать НЛО? Майор с улыбкой как у Юрия Гагарина ответил:

- В астрологию не верю. А насчет НЛО... Я в войсках много лет, до "Кроны" служил на "Печоре" и в Подмосковье, но ни с чем подобным ни разу не сталкивался. Все объекты, которые мы наблюдаем, имеют обоснованное происхождение.
Автор: Николай Грищенко
Первоисточник: http://www.rg.ru/2015/07/16/shpiony.html


Мнение редакции "Военного обозрения" может не совпадать с точкой зрения авторов публикаций

CtrlEnter
Если вы заметили ошибку в тексте, выделите текст с ошибкой и нажмите Ctrl+Enter
Читайте также
Комментарии 10
  1. VNP1958PVN 19 июля 2015 07:32
    В Карачаево-Черкесии, в окрестностях горы Чапал, на высоте 2200 метров над уровнем моря расположился уникальный военный объект - радиооптический комплекс распознавания космических объектов "Крона".
    А ещё-координаты, может пора уже придерживать язык за зубами, а то может америкосы и не знали, а мы им похвастались...
    1. профессор 19 июля 2015 08:37
      Цитата: VNP1958PVN
      А ещё-координаты, может пора уже придерживать язык за зубами, а то может америкосы и не знали, а мы им похвастались...

      Координаты? Пожалуйста.
      43°43'5.86"N 41°13'34.78"E


      - Ветра здесь действительно очень сильные, зато дни и ночи ясные круглый год.

      Как же, как же. laughing
      1. Комментарий был удален.
      2. gjv 19 июля 2015 12:25
        Цитата: профессор
        Координаты?

        Ну вот, теперь и америкосы всё узнали! bully Московский сад.
        Основные оперативные подразделения с 1989 года размещаются в пригородах Тель-Авива.

        Куда ФСБ смотрит? bully
        gjv
        1. профессор 19 июля 2015 13:02
          Цитата: gjv
          Основные оперативные подразделения с 1989 года размещаются в пригородах Тель-Авива.

          Серьезно? На самом оживленном перекреске Израиля? Теперь буду знать.wink
      3. gregor6549 19 июля 2015 14:38
        Ув. Профессор,.
        Согласно Wikimapia координаты 20 м антенны комплекса "Крона" показанной в статье 43°49'32"N 41°20'35"E.
        Правда, в состав комплекса Крона входят и другие объекты, в том числе и те, фото и координаты которых приведенны Вами.
        Для особо "засекреченных". Этот секрет не является таковым уже давно и совсем не по вине Профессора. Открываете Wikimapia http://wikimapia.org/#lang=en&lat=54.470038&lon=84.550781&z=3&m=b&search=Россия и там все секреты России различимые со спутников (и не только России ) как на ладони.
  2. APASUS 19 июля 2015 13:01
    Кто бы знал сколько труда было вложено в этот объект.Там одних военных строителей гарнизон был больше 3000 человек.Там под один только фундамент взрывали гору наверно с пол года.А ветра там действительно сказочные.Видел как летела доска приблизительно таких размеров 6000х600х50 и камни размером со сливу.
    Когда приходилось там бывать вдоль дороги стояли огромные шиты с надписями:
    "Водитель будь внимательней за рулем! Здесь 00,00,198. года в условиях плохой видимости сорвался в пропасть Камаз под управлением рядового ............Погибли рядовой.......,рядовой.........,рядовой......." и такие плакаты стояли наверно метров через 300.
  3. Absurdidat 19 июля 2015 16:38
    Да, комплекс крутой, оптическбая часть адаптивная. Я видел фото спутников оттуда после включения адаптивной части -впечатляет. Насчет погоды ясной круглый год -прибибикнули, наприпер сейчас вот уже месяц аномальный дожди и туманы в этом регионе, "гражданские" БТА и Цейсс 1000 не работают практически. Хотя для БТА не так обидно -как раз меняют покрытие на зеркале. " Окно" плане астроклимата в более удобном месте, на Алтае. Но у нас в стране мест с хорошим астроклиматом попросту нет, так что выбирать особо не из чего. А комплекс весь занимает огромную территорию, и на горе и в долине.
  4. Зэ Кот 19 июля 2015 18:24
    Совсем недавно же была такая же статья. В чем прикол ?
    1. CT-55_11-9009 19 июля 2015 21:44
      Тоже не понял.
  5. Пришелец 20 июля 2015 01:30
    Противно, что самые полезные в радиосмысле точки - в микроклиматическом аду.
    У нас на всю страну две - пики Мусала и Ботев.
    На Ботеве главные ретрянсляторы всего и всея, он охватывает практически всю страну и Балканского полуострова. А вот посмотреть с него - фигу. За много раз, мне удалось на минуту. Там дикие ветра, все время тянеть привалить Колуна к скалу, и притвориться камнем. Только в несколько мест дорожка шириной в половинки колес с обе стороны, и не всегда получается:) И все время типа туман, видно до середины капота. Не туман конечно, там каменная пустыня, это вечная туча. Говорят - там в иной год бывают даже три солнечных дня, сам правда не видел:)
    На Мусале такого нет, там солнце, снег, самая высокая точка юго-восточной Европы, и обсерватория космических лучей и метеорологии. Без нее не будет метеопрогноза на Европу, ни Солнечного на всю Землю. Там погода почти все время курортная, правда курортистов нет. Одни два физика в смену, изредка альпинисты, ржавая, но летом рабочая грузовая канатная дорожка, иногда даже Ка-32. А вот когда внизу просто лютая гроза, там от прямых попаданий молний, на столе подпрыгивают котелки с кашей:) Это несмотря на двух мощнейших позитронных зонтов.
    Все легко добываемое уже добыли, обсосали, и забыли в прошлые века. А все что интересно нынче - добываем уже тяжелым трудом. Как те же космонавты и подводники, которые горбатятьса за всех.
    Так что - спасибо и тем ребятам, которые служат там. Если кто их знает - передайте им от меня привет, и большущее уважение.

Информация

Посетители, находящиеся в группе Гости, не могут оставлять комментарии к данной публикации.
Картина дня