Nobody canceled the combat readiness at the border

Nobody canceled the combat readiness at the borderIn 1956, Soviet tanks were preparing to enter Poland, but for some reason they did not enter.
The events in which the author of these memories became a participant took place in the autumn of 1956 in the German Democratic Republic, on the border with Poland.

In Poland, unrest broke out due to food supply disruptions. Perhaps there were other reasons that we, the military, chose not to talk about. We knew even less about what was happening in Hungary. Our tank unit was in the GDR and we felt that some events were taking place on the other side of the border that might require our intervention. We were informed that in order to ensure security, the leadership of the USSR had already taken all the necessary measures, including the blockade of the border with Poland.


Political information began to resemble reports from the front: in Hungary, the insurgents captured army ammunition depots. In order not to repeat such a command, the army, which included our regiment, decided to take ammunition depots in Germany under reinforced security.

THE FATE OF TANKIST

I was drafted into the ranks of the Soviet army at the end of August 1953. My elder brother Ilya, who is no longer there, escorted me to the army. He took me to the military office. Near the bus stood. The brother said, "You will serve here with us." But his words were not justified. The whole group of conscripts was put on a bus, taken to the assembly conscription station in Krasnaya Presnya. There we were fed lunch. And soon a composition consisting of teaplane was filed. The locomotive made a whistle and we set off on a long journey.

Already landed in Lithuania. There was a team to build, then roll. After that, everyone was seated in trucks and in an hour and a half we were already at the location of the unit. Part was artillery. First of all we were taken to the bathhouse and instead of civilian clothes we received an army uniform. Boots were yalovye. It cost us, recruits, to appear in this form in front of soldiers who have already served for two years, as one of them, looking at our appearance, said: "Guys, you will be sent abroad." He was not mistaken.

October 18 1953, we were sworn in, and a week later we were put back in teplushki, and the train went abroad. Early in the morning we arrived at the border. We were dropped off the wagons. The border guards with dogs checked the cars, after which they were given a command to land. The composition moved on. The destination arrived again early in the morning. As expected - roll call, then - the distribution in parts. So began my service in Germany. I spent ten months in the training battalion, I got into a platoon that was trained by the commanders of medium tanks T-34. After studying, I got into the tank battalion 48 mech. regiment, all further my service was held as commander of the tank T-34.

I was enrolled in the crew of a training tank. Training shots were conducted on it, young mechanics worked out and improved their driving skills. Usually, tanks became tanks that had already developed a large number of engine hours. Their further fate - overhaul. When the car that our crew serviced (tank commander, driver, gunner, loader), worked for a period after which it was necessary to send the tank for repairs, the company commander called me and offered to work over and above the 75 hours.

In total, it turned out that the machine will work in excess of the normal 100 hours. But during this period, she worked, without having a single breakdown, and after the 100 hour run was completed, the commander again called me and said that I had a chance to go on vacation. After completing the necessary documentation, the tank was sent for overhaul. This event instilled hope in me - and on vacation, and even then, that now I will become the commander of not a training machine, but a combat one, going out only at night after an alarm.

But neither one nor the other hopes came true. I was again assigned to the training machine. This turn was unexpected for me. What to do? To consult? With whom? To challenge the decision of the company commander? It makes no sense. The situation was clearly not in my favor. There was only one way out - to take a training machine. A third tank followed the second tank, followed by a fourth one. From this crew I was transferred to the reserve.

UNEXPECTED MOBILIZATION

The service abroad was more like a military one, here everything was painted literally by the minute, time flew by very quickly. Coming to the barracks in the evening, it was enough to sit on a stool, and the dream instantly enveloped you, and so I wanted to read a book, write a letter to my mother. From the staff demanded almost constant alert. The events of the last year of service have clearly confirmed this truth.

At night we were alarmed. After minutes of 30 – 40, all of our tank units were already at the point indicated by the command. In a sad coincidence, this event coincided with the start of demobilization, and I, and all my fellow draftees, were already waiting to return home. And here - obviously it was not about demobilization, on the contrary, about mobilization. Night alarm did not bode well.

Was given a command to build. The battalion was assembled in full force. The commander was recently appointed to this position. He announced that martial law was being introduced from now on. Translated into civil language, this meant that all violations of discipline, regulations will be punished according to the laws of war. An order followed - to bring weapons - that is, a gun and a machine gun - to full readiness. The gun of the T-34 tank has a length of 2 meter, so the gun of each machine was cleaned by the whole platoon.


The mode of the day was nonetheless ordinary, and it was another thing to spend the night not in winter quarters, not in the barracks, but in a tank. The nights were cold. We slept on the tank, wrapped in a tarp, which was intended to close the car in the field. The day, as usual, began with charging, and then followed the construction, strict orders of the authorities about the preparation of vehicles for military operations. It was issued an additional for each tank two boxes of shells in excess of those 55, which were part of the average tank ammunition.

Perhaps the most annoying thing was that part of those who served their time had already left the barracks and were already at home. And here, because of the ambiguity of our situation, because of even greater uncertainty as to how events will develop in the future, apart from other inconveniences, there was no connection with Moscow, that is, the letters that came to the unit remained there. Our home letters were also not temporarily accepted, and there was no time left for letters.

It’s hard to imagine how parents felt about the long absence of letters, and now, after decades, I don’t remember how much time we spent in the field. The daily routine remained unchanged. Every day we checked the material part, the presence of fuel, water, oil.

In one of the days, the “End” command also unexpectedly followed. This meant that our battalion, like the entire regiment, was returning to the place of permanent deployment. Upon arrival we were ordered to replenish the fuel, and not to touch the undercarriage. Therefore, it is too early to hope that everything is over. The working day began with a charge, after breakfast - in the park, then a lunch break, after lunch - the continuation of work in the park. And so before dinner, we returned to the barracks at half past eight.

To other troubles one more was added. Instead of the former who took part in the Patriotic War, a new platoon commander came. We were familiar with him from the training battalion, then for the excellent training of the platoon he received thanks from the division commander. But personally, I was not very happy about this meeting - before the demobilization I didn’t want to do any more drill, and the situation was such that I couldn’t shirk, let some teams pass by in the conditions it was impossible. After graduation, we were glad to part with him and I did not expect such a “gift” at the end of the service.

TOTAL YEARS AFTER THE WAR

One of the days I remember for a lifetime. In the morning everything went as usual. We finished work in the park earlier than usual and arrived at the company about two hours before dinner. The voice of the day in a loud voice announced that everyone who is to be demobilized should be gathered at the club. We took our seats. The regiment commander arrived. I cannot give the full text of his speech, since more than 50 years have passed since then.

I convey his speech in my own words: “My dear! - He turned to us. - I understand perfectly well that at home you are waiting for parents, relatives, brothers, sisters, wives, children. Replenishment has come to the part, but it does not have any everyday or military experience that you possess. The situation at the moment is very serious. I hope that you yourself have understood and felt this. I can't trust them in this setting. Addressing you, I can order you, but I ask you, as a father, to have patience and courage. You with honor passed all the tests that fell during the service. I hope and trust in you that you will now justify my trust. ”

These words made a strong impression on me, they were necessary for us as air during 2 or 3 week stays outside the unit. Looking ahead, I confess that I never met such a leader who held a high position and at the same time was able to find a way to the heart of a simple person in my life.

I already wrote about the reasons that prompted the leadership of our country to decide on the blockade of the Polish-German border. To resolve the situation and the problems that have arisen with the deterioration of the food supply, a delegation led by Nikita Khrushchev arrived in Warsaw. The solution of the Polish problem could be resolved peacefully in the event of successful completion of the negotiations. If not, then, as I now understand, another solution remained in reserve: the invasion of troops stationed in Germany. We were ready for this.

By the way, a very substantial meeting took place these days. After the regular preparation of the equipment, our crew made a fire. We indulged in the memories of a citizen, complained about the lack of letters. And they did not notice how two people approached the fire, the locals - the Germans. Probably father and son. There were no officers around. It gave us courage. The elder spoke Russian fairly well. It was possible to continue the conversation for a long time, but they probably felt our fatigue. They were very touched by our hospitality. In parting, the father said the following: “If a new war begins, I will first kill him, and then myself.” This meeting left us with the hope that a new war could be avoided.

And life went on as usual. Technique gradually led to the state in which it was before the departure of the alarm. In the middle of October, in connection with the events in Hungary, a platoon in which I served 1956, on the orders of the army commander, was sent to strengthen the security of the army ammunition depot. Two weeks later, the reinforcement was canceled and our platoon returned to the regiment. It was already November in the yard, the whole company was at the limit of physical and moral strength. About demobilization and did not stutter, as if it was not.

However, around November 20 announced that December 2 is still scheduled to be sent demobilized. My last name was on the list. Hope appeared, however I decided not to write about it, as the situation could change at any moment. Moreover, no one canceled the combat readiness and the work in the park went on a daily basis, without changes.

WAY BACK HOME

December is finally here. 2 th demobilized issued overcoats, personal belongings, suitcases. The regiment was built in full force, we were separately built in the center. It was rendered the banner of the regiment. He played the regimental orchestra. The regiment commander went around the line, greeted each unit separately. Having completed the rounds, he approached us. He stopped, took off his hat and said: “Thank you for your service. You have justified my trust! ”

Then our group marched in a solemn march. The regiment said goodbye to us, we said goodbye to the regiment. Taking things, we went to the railway station, where the train was already waiting for us. The carriages were long, covered with burgundy paint on the outside, and from the inside, like the earth and the sky, were different from ours. First of all, it was amazing how all the love was done. Boards on the floor were laid so that there was not even a small gap. Bunk beds, and here again the boards were carefully fitted to one another, and everything was smooth. It was felt that everything was done so that people would not experience inconvenience.

To top it off, there was a stove in the middle of the car. And next to it is a box in which peat-coal briquettes lay. And all this was done for us, the Soviet military. It would be very useful, we thought, our bosses to look at these cars. In such cars we had to drive to the border station. The path lay through Poland, on the border with which our troops were stationed.

The train stopped at one of the many small Polish stations. Apparently, they changed the locomotive. Local residents immediately took advantage of this opportunity and ran from the carriage to the carriage with bags, collecting black loaves, which we were given out before leaving. The composition was long. Our car was waiting for the turn to reach us. Finally, several Poles ran up to us. We have already prepared the bread. Loaves of bread were in the bags of the locals.

One of those traveling in our car asked one of the locals: “How do you live, sir?” The answer came right there. "Poor, sir, poor, - four cows, five geldings, 10 pigs, sheep 50 pieces, and chickens, geese, ducks, I never considered, the garden - apple 40 pieces, cherries 50, black and red currants, she- God did not count. " I, of course, cite figures, but the order was so. Here you have the concept of poverty in Poland. I thought to myself: “We would have such poverty in Russia”. Locomotive gave a whistle, and the composition set off on a long journey.

Arrived at the border station in the afternoon. During the journey we were so accustomed to the German carriages and now we sadly parted with them. We were waiting for "calf houses", in which we now had to make our way to Moscow. We were given money to travel to the place of residence. Unfortunately, part of this money was immediately spent on vodka. The soldiers, as they say, have seized upon freedom. Shops for a short period of time lost all stocks of vodka, which were rich. The commandant (of course, the military) took all necessary measures to ensure that the “valiant defenders of the motherland” left the border town as soon as possible. We were given a green street.

The train arrived at the siding of the Belorussky railway station of 4 – 5 number of December 1956. It was already winter in Moscow. Snow. It was about four in the morning. It remains to be seen how Moscow taxi drivers learned about the arrival time of the train from Germany. The station square in a few minutes was filled with taxis. My journey back home was completed. The rest had a long way to go.

Finally I was lucky. The taxi driver agreed for 25 rubles to take me home. I sat down and we went. All the way from the station to the house took minutes 15. The car stopped near the three-story house on the October field. This one, like the likes of it, was built by German prisoners of war. Now they are gone, almost all torn down. It's a pity.

We got out of the car. And then the taxi driver turned to me: “Listen, sergeant, on the occasion of your return to your homeland, throw on 5”. And put his hand on the trunk. Apparently, each of us put a different meaning and representation into the concept of “homeland”. There was another obstacle in front of me that had to be overcome in order to see my relatives. He looked at me, I at him. There was an invisible duel. I handed him a top five. Silently taking the money, he opened the trunk. I took my suitcase. The taxi driver got into the car and drove away.

I stood in the middle of our yard. Around - not a soul. I wanted to hug, kiss the first comer. With such pleasure, I breathed in the frosty air of Moscow, that I felt joy and pride in myself. Taking a suitcase, entered the entrance. Mom lived on the third floor. Approached the apartment number 8. On the door hung a sign with the names of the tenants and an indication of the number of calls to them. The sign read: “Zaslavskaya M.G. - 2 star.

I didn't want to wake anyone up. But patience was soon over. I clicked twice. It was not long to wait. There was a noise behind the doors, the door opened. On the threshold stood mom. She seemed to be waiting for my return. When she saw me, she said two words: “Are you alive?” - “Alive, mother, alive”. She seemed not to believe her eyes, because she repeated several times: "You are alive, you are alive." We entered the apartment.
Originator:
http://nvo.ng.ru
Ctrl Enter

Noticed a mistake Highlight text and press. Ctrl + Enter

7 comments
Information
Dear reader, to leave comments on the publication, you must to register.

I have an account? Sign in

Рубрика "Мнения" : Здесь выкладываются абсолютно различные мнения-статьи посетителей сайта, а также статьи с других сайтов для обсуждения. Администрация сайта по поводу этих новостей может иметь мнение, отличное от мнения авторов материалов.

Боевую готовность на границе никто не отменял

Боевую готовность на границе никто не отменялВ 1956 году советские танки готовились войти в Польшу, но почему-то так и не вошли.
События, участником которых стал автор этих воспоминаний, происходили осенью 1956 года в Германской Демократической Республике, на границе с Польшей.

В Польше вспыхнули волнения, связанные с перебоями в снабжении продовольствием. Возможно, были и другие причины, о которых нам, военнослужащим, предпочитали не говорить. О том, что происходило в Венгрии, мы знали еще меньше. Наша танковая часть стояла в ГДР и мы чувствовали: по другую сторону границы происходят какие-то события, которые могут потребовать нашего вмешательства. Нам сообщили, что в целях обеспечения безопасности руководство СССР уже приняло все необходимые меры, включая блокаду границы с Польшей.

Политинформация начинала напоминать сводки с фронта: в Венгрии восставшие захватили армейские склады с боеприпасами. В целях неповторения подобного командование армии, в состав которой входил наш полк, приняло решение взять под усиленную охрану склады с боеприпасами на территории Германии.


СУДЬБА ТАНКИСТА

Я был призван в ряды Советской армии в конце августа 1953 года. В армию меня провожал мой старший брат Илья, которого уже нет. Он проводил меня до военкомата. Около стоял автобус. Брат сказал: «Ты будешь служить здесь, у нас». Но его слова не оправдались. Всю группу призывников посадили в автобус, отвезли на сборный призывной пункт на Красной Пресне. Там нас накормили обедом. А вскоре был подан состав, состоящий из теплушек. Тепловоз дал гудок, и мы отправились в дальний путь.

Высадились уже в Литве. Была команда на построение, затем перекличка. После чего всех рассадили в грузовые машины и через час-полтора мы уже были в расположении части. Часть была артиллерийская. Первым делом нас повели в баню и вместо гражданской одежды мы получили армейскую форму. Сапоги были яловые. Стоило нам, новобранцам, появиться в таком виде перед солдатами, которые уже прослужили два года, как один из них, посмотрев на наш внешний вид, сказал: «Ребята, вас пошлют за границу». Он не ошибся.

18 октября 1953 года нас привели к присяге, а спустя неделю вновь посадили в теплушки, и состав отправился за границу. Ранним утром мы подъехали к границе. Нас высадили из вагонов. Пограничники с собаками проверили вагоны, после чего была дана команда на посадку. Состав тронулся дальше. В пункт назначения состав прибыл снова рано утром. Как положено – перекличка, затем – распределение по частям. Так начиналась моя служба в Германии. Десять месяцев я провел в учебном батальоне, попал во взвод, который готовил командиров средних танков Т-34. После учебы попал в танковый батальон 48 мех. полка, вся дальнейшая моя служба проходила в должности командира танка Т-34.

Меня зачислили в экипаж учебного танка. На нем проводились учебные стрельбы, молодые механики отрабатывали и совершенствовали мастерство в вождении. Обычно учебными становились танки, выработавшие уже большое количество моточасов. Дальнейшая их судьба – капитальный ремонт. Когда машина, которую обслуживал наш экипаж (командир танка, механик-водитель, наводчик орудия, заряжающий), отработала срок, после которого следовало отправлять уже танк в ремонт, командир роты вызвал меня и предложил отработать сверх положенного еще 75 моточасов.

В общей сложности получилось, что машина отработает сверх нормы 100 часов. Но в этот период она работала, не имея ни одной поломки, и после завершения 100-часового пробега командир вновь вызвал меня и заявил, что у меня есть шанс поехать в отпуск. После оформления необходимой документации танк был отправлен в капремонт. Это событие вселило в меня надежду – и на отпуск, и на то еще, что теперь я стану командиром не учебной машины, а боевой, выходящей только ночью по тревоге.

Но ни тем, ни другим надеждам сбыться было не суждено. Я вновь был назначен на учебную машину. Такой поворот был для меня неожиданным. Что делать? Советоваться? С кем? Оспаривать решение командира роты? Бессмысленно. Обстановка складывалась явно не в мою пользу. Оставался один выход – принять учебную машину. За вторым танком последовал третий, а за ним четвертый. С этого экипажа я был уволен в запас.

НЕОЖИДАННАЯ МОБИЛИЗАЦИЯ

Служба за рубежом больше напоминала боевую, здесь все было расписано буквально по минутам, время пролетало очень быстро. Приходя в казарму вечером, достаточно было присесть на табуретку, и сон моментально охватывал тебя, а так хотелось почитать книгу, написать письмо маме. От личного состава требовали почти постоянной боевой готовности. События, произошедшие на последнем году службы, со всей очевидностью подтвердило эту истину.

Ночью нас подняли по тревоге. Спустя минут 30–40 вся наша танковая часть уже была в пункте, указанном командованием. По печальному стечению обстоятельств это событие совпало с началом демобилизации, и я, и все мои однопризывники уже ждали возвращения домой. А тут – явно речь шла не о демобилизации, – наоборот, о мобилизации. Ночная тревога не предвещала ничего хорошего.

Была дана команда на построение. Батальон был собран в полном составе. Командир недавно был назначен на эту должность. Он объявил, что с настоящего дня вводится режим военного положения. В переводе на гражданский язык это означало, что все нарушения дисциплины, уставов будут караться по законам военного времени. Последовал приказ – привести вооружение – то есть пушку и пулемет – в полную готовность. Пушка танка Т-34 имеет длину 2 метра, поэтому пушку каждой машины чистили всем взводом.

Режим дня тем не менее был обычным, другое дело – ночевать приходилось не на зимних квартирах, не в казарме, а в танке. Ночи были холодные. Спали на танке, завернувшись в брезент, который предназначался для закрытия машины в полевых условиях. День, как обычно, начинался с зарядки, а дальше следовали построения, строгие приказы начальства по поводу подготовки машин к боевым действиям. Было выдано дополнительно на каждый танк по два ящика снарядов сверх тех 55, которые входили в боекомплект среднего танка.

Пожалуй, самое обидное заключалось в том, что часть отслуживших свой срок уже покинули казармы и находились уже дома. А тут из-за неясности нашего положения, из-за еще большей неясности относительно того, как будут развиваться события в дальнейшем, помимо прочих неудобств отсутствовала связь с Москвой, то есть письма, приходившие в часть, там и оставались. Наши письма домой тоже временно не принимались, да и времени на письма не оставалось.

Трудно представить, что чувствовали родители по поводу долгого отсутствия писем, а сейчас, по прошествии десятилетий, я уже не помню, сколько времени мы провели в полевых условиях. Распорядок дня оставался неизменным. Каждый день мы проверяли материальную часть, наличие горючего, воды, масла.

В один из дней так же неожиданно последовала команда «Отбой». Это означало, что наш батальон, как и весь полк, возвращается на место постоянной дислокации. По прибытии нам было приказано пополнить горючее, а ходовую часть не трогать. Следовательно, надеяться, что все позади, было рано. Рабочий день начинался с зарядки, после завтрака – в парк, затем перерыв на обед, после обеда – продолжение работ в парке. И так до ужина, в казарму мы возвращались в половине девятого.

К прочим неприятностям добавилась еще одна. Вместо прежнего, который принимал участие в Отечественной войне, пришел новый командир взвода. Мы были знакомы с ним по учебному батальону, тогда за отличную подготовку взвода он получил благодарность от командира дивизии. Но лично я не очень рад был этой встрече – перед самой демобилизацией снова заняться муштрой мне совсем не хотелось, а положение было такое, что отлынивать, пропускать мимо ушей какие-то команды в тех условиях было невозможно. По окончании учебы мы были рады расставанию с ним и такого «подарка» в конце службы я не ожидал.

ВСЕГО ДЕСЯТЬ ЛЕТ ПОСЛЕ ВОЙНЫ

Один из дней запомнился мне на всю жизнь. С утра все шло в обычном режиме. Работу в парке мы закончили раньше обычного и в роту прибыли часа за два до ужина. Дневальный громким голосом оповестил, что всем, подлежащим демобилизации, необходимо собраться в клубе. Мы заняли отведенные нам места. Пришел командир полка. Привести полный текст его выступления не смогу, поскольку с тех пор прошло более 50 лет.

Передаю его речь своими словами: «Дорогие мои! – обратился он к нам. – Я прекрасно понимаю, что дома вас ждут родители, родные, братья, сестры, жены, дети. В часть пришло пополнение, но оно не имеет ни житейского, ни военного опыта, которым обладаете вы. Положение в данный момент весьма серьезное. Надеюсь, что сами вы это поняли и почувствовали. Я не могу им доверять в такой обстановке. Обращаясь к вам, могу вам приказать, но прошу вас как отец наберитесь терпения и мужества. Вы с честью выдержали все испытания, которые выпали во время службы. На вас я надеюсь и верю, что вы и теперь оправдаете мое доверие».

Эти его слова произвели на меня сильнейшее впечатление, нам они были необходимы как воздух во время 2- или 3-недельного пребывания за пределами части. Забегая вперед, признаюсь, что подобного руководителя, занимавшего большой пост и при этом умевшего найти путь к сердцу простого человека, мне больше не доводилось встречать в своей жизни.

Я уже писал о причинах, побудивших руководство нашей страны принять решение о блокаде польско-германской границы. Для урегулирования обстановки и возникших проблем с ухудшением снабжения продовольствием в Варшаву прибыла делегация во главе с Никитой Сергеевичем Хрущевым. Решение польской проблемы могло решиться мирным путем в случае успешного завершения переговоров. Если нет, то, как я теперь понимаю, про запас оставалось другое решение: вторжение войск, находившихся на территории Германии. Мы были к этому готовы.

Кстати, в эти дни произошла весьма содержательная встреча. После очередной подготовки материальной части наш экипаж развел костер. Мы предались воспоминаниям о гражданке, сетовали по поводу отсутствия писем. И не заметили, как к костру подошли двое, местные жители – немцы. Вероятно, отец и сын. Офицеров поблизости не было. Это придало нам смелости. Старший довольно сносно говорил по-русски. Можно было долго продолжать беседу, но они, вероятно, почувствовали нашу усталость. Они были очень тронуты нашим гостеприимством. На прощание отец сказал следующее: «Если начнется новая война, я сначала убью его, а потом себя». Эта встреча оставила у нас надежду на то, что новой войны удастся избежать.

А жизнь шла своим чередом. Технику постепенно приводили к тому состоянию, в котором она была до выезда по тревоге. В середине октября 1956 года в связи с событиями в Венгрии взвод, в котором я служил, по приказу командующего армией был послан для усиления охраны армейского склада боеприпасов. Через две недели усиление отменили и наш взвод вернулся в полк. На дворе стоял уже ноябрь, вся рота была на пределе физических и моральных сил. О демобилизации и не заикались, как будто ее и не было.

Однако примерно 20 ноября объявили, что 2 декабря все-таки намечается отправка демобилизованных. В этом списке оказалась и моя фамилия. Надежда появилась, тем не менее я решил не писать об этом, так как обстановка могла измениться в любой момент. Тем более что боевую готовность никто не отменял и работы в парке шли ежедневно, без перемен.

ПУТЬ ДОМОЙ

Наконец наступил декабрь. 2-го демобилизованным выдали шинели, личные вещи, чемоданы. Полк был построен в полном составе, нас отдельно построили в центре. Было вынесено знамя полка. Играл полковой оркестр. Командир полка обошел строй, поздоровался с каждым подразделением отдельно. Закончив обход, подошел к нам. Остановился, снял головной убор и сказал: «Спасибо вам за службу. Вы оправдали мое доверие!»

Затем наша группа прошла торжественным маршем. Полк прощался с нами, мы прощались с полком. Взяв вещи, мы отправились на железнодорожную станцию, где нас уже ждал эшелон. Вагоны были длинные, снаружи покрытые бордовой краской, а изнутри, как земля и небо, отличались от наших. Прежде всего поражало то, с какой любовью было все сделано. Доски на полу были так уложены, что не было даже маленькой щели. Двухъярусные полати, и тут снова доски были тщательно подогнаны одна к другой, и все – гладкие. Чувствовалось, что все делалось для того, чтобы люди не испытывали неудобства.

В довершение всего посреди вагона стояла печка. А около нее – ящик, в котором лежали торфоугольные брикеты. И все это было сделано для нас, советских военнослужащих. Было бы весьма полезно, подумали мы, нашему начальству посмотреть на эти вагоны. В таких вагонах нам предстояло проехать до пограничной станции. Путь лежал через Польшу, на границе с которой стояли наши войска.

Поезд остановился на одной из многочисленных небольших польских станций. Видимо, меняли локомотив. Местные жители тут же воспользовались такой возможностью и с мешками бегали от вагона к вагону, собирая буханки черного, который был нам выдан перед отъездом. Состав был длинный. Наш вагон ждал, когда очередь дойдет до нас. Наконец несколько поляков подбежали к нам. Хлеб мы уже приготовили. Буханки хлеба очутились в мешках местных жителей.

Один из ехавших в нашем вагоне спросил одного из местных: «Как живешь, пан?» Ответ последовал тут же. «Бедно, пан, бедно, – четыре коровы, пять меринов, штук 10 свиней, овец штук 50, а кур, гусей, уток я никогда не считал, сад – яблонь штук 40, вишен штук 50, смородины черной и красной, ей-богу, не считал». Цифры я, конечно, привожу приблизительные, но порядок таким был. Вот вам и понятие в Польше о бедности. Я подумал про себя: «Нам бы в России такую бедность». Локомотив дал гудок, и состав тронулся в дальний путь.

На пограничную станцию прибыли днем. За время в пути мы так привыкли к немецким вагонам и теперь с грустью расставались с ними. Нас ждали «телятники», в которых нам предстоял теперь путь до Москвы. Нам выдали деньги на проезд к месту жительства. К сожалению, часть этих денег была тут же потрачена на водку. Солдаты, как говорится, дорвались до свободы. Магазины в течение небольшого промежутка времени лишились всех запасов водки, которыми были богаты. Комендант (разумеется, военный) принял все необходимые меры к тому, чтобы «доблестные защитники родины» как можно скорее покинули пограничный город. Нам дали зеленую улицу.

Состав прибыл на запасные пути Белорусского вокзала числа 4–5 декабря 1956 года. В Москве была уже зима. Выпал снег. Было часа четыре утра. Остается гадать, как московские таксисты узнали о времени прибытия эшелона из Германии. Площадь вокзала в считанные минуты была заполнена такси. Мой путь на родину был завершен. Остальным предстояло проделать еще долгий путь.

Наконец мне повезло. Таксист согласился за 25 рублей довезти меня до дома. Я сел, и мы поехали. Весь путь от вокзала до дома занял минут 15. Машина остановилась около трехэтажного дома на Октябрьском поле. Этот, как и подобные ему, были построены немецкими военнопленными. Сейчас их уже нет, почти все снесены. А жаль.

Мы вышли из машины. И тут таксист обратился ко мне: «Послушай, сержант, по случаю возвращения на родину накинь еще 5». И положил руку на багажник. Видимо, каждый из нас вкладывал в понятие «родина» разные смысл и представление. Передо мной было еще одно препятствие, которое надо было преодолеть, чтобы увидеть родных. Он смотрел на меня, я на него. Шла незримая дуэль. Я протянул ему пятерку. Молча взяв деньги, он открыл багажник. Я взял свой чемодан. Таксист сел в машину и уехал.

Я стоял посреди нашего двора. Вокруг – ни одной души. Мне хотелось обнять, поцеловать первого встречного. Я с таким удовольствием вдыхал московский морозный воздух, что почувствовал радость и гордость за самого себя. Взяв чемодан, вошел в подъезд. Мама жила на третьем этаже. Подошел к квартире номер 8. На двери висела табличка с фамилиями жильцов и указанием количества звонков им. На табличке было написано: «Заславская М.Г. – 2 зв.».

Мне не хотелось никого будить. Но терпение скоро кончилось. Я нажал два раза. Ждать пришлось недолго. За дверями послышался шум, дверь открылась. На пороге стояла мама. Она как будто ждала моего возвращения. Увидев меня, она произнесла два слова: «Ты жив?» – «Жив, мама, жив». Она как будто не верила своим глазам, потому что еще несколько раз повторила: «Ты жив, ты жив». Мы вошли в квартиру.
Первоисточник: http://nvo.ng.ru


Мнение редакции "Военного обозрения" может не совпадать с точкой зрения авторов публикаций

CtrlEnter
Если вы заметили ошибку в тексте, выделите текст с ошибкой и нажмите Ctrl+Enter
Читайте также
Комментарии 7
  1. SVV 25 октября 2011 15:22
    Автору! Какой танк у Вас был, Т 34-85? Так вот у него экипаж 5 человек, и пушка не 2 метра как Вы пишете, а 4 метра. Лгать не надо. Иначе Вас неправильно поймут.

    АВТОРУ!!! ОЧЕРЕДНАЯ ЛОЖЬ! ночевать приходилось не на зимних квартирах, не в казарме, а в танке. Ну-ка устройтесь 5 человек в танке?
    Под танком, в окопе, который ещё самим надо откопать, загнать на него танк, а потом уже и брезент в дело шёл.
    SVV
  2. SVV 25 октября 2011 15:31
    АВТОРУ! ЛЖЁТЕ!!! Какой танк был у Вас? Т-34? С 85-й пушкой? Так вот она не 2 метра, а 4 метра. И экипаж не 4 человека, как Вы пишете, а 5. Вспоминайте, кого Вы забыли добавить. И невозможно спать в танке, или на танке. Впятером просто тесно, никаких условий, НА танке спать где? На моторном отделении? Чтобы умереть от угарных газов от двигателя? Копали окоп, ставили печку, разводили костёр, ставили полотно брезента так, чтобы не сгорел, на окоп накатывали танк.
    SVV
    1. Джокер 25 октября 2011 17:07
      SVV

      Даже в период войны состав экипажей Т-34/85 в некоторых частях был 4 человека. Часто это происходило когда с танков Т-34/76 пересаживались на 85-е. После войны состав экипажей как правило был именно 4 человека, пулеметчик из экипажа исключался по двум причинам, рацией у Т-34/85 заведовал командир танка, а эффективность стрельбы из пулемета сравнительно низкая вследствие малых углов наводки.
      Джокер
    2. Иван Тарасов 25 октября 2011 21:26
      От выхлопных газов дизеля угореть не возможно.
      Разве что, при высокой концентрации копоти забьются легкие...
    3. Sergh 26 октября 2011 01:02
      Да это опечатки не авторские, а редакции и тем более, что их публикуют кому не лень наверно сотый-раз. Это очень часто встречается. Так-же при переиздании бывает, добавляют отсебятину, что в итоге может получиться полная охинея, чему автор, порой не верит своим глазам.
      Здесь-же, наверняка вырезка из какой-нибудь рукописи или книги!
      Sergh
  3. SVV 25 октября 2011 17:53
    Насчёт пулемётчика соглашусь, а с остальным нет.
    SVV
  4. Cochetkov.serzh 25 октября 2011 20:58
    интересно почитать исторические факты
    Cochetkov.serzh
  5. maksim 25 октября 2011 22:09
    как бы то не было спасибо мужики вы хоть знали за что служили ,любая диктатура это идеология и ей надо подчиняться в этом смысл власти но нынешняя власть" просит"не этого а ку......

Информация

Посетители, находящиеся в группе Гости, не могут оставлять комментарии к данной публикации.
Картина дня