Самый секретный полёт ТБ-7

50
Самый секретный полёт ТБ-7


В апреле 1942 года с подмосковного аэродрома Раменское поднялся в небо тяжелый четырехмоторный бомбардировщик ТБ-7 и взял курс на запад — через линию фронта, в Англию. Грозную машину, еще недавно летавшую бомбить Берлин, Данциг и Кенигсберг, вел один из опытнейших экипажей авиации дальнего действия (АДД) под командованием майора Сергея Асямова.

Перед полетом командиру экипажа и второму пилоту майору Э. Пусэпу командование АДД сообщило, что правительство закупило в Англии партию бомбардировщиков. За ними в ближайшее время будут отправлены экипажи по этому же маршруту, если он окажется безопасным.

Но, как это часто бывает на войне, не мог тогда знать летчик Асямов всю правду об истинной цели полета, как и не мог знать, что жить ему оставалось всего три дня и что он навсегда останется лежать в чужой земле.

Об истинной же цели полета знали тогда в стране всего три человека: Верховный Главнокомандующий И. Сталин, нарком иностранных дел В. Молотов и командующий АДД генерал-лейтенант авиации А. Голованов. Именно ему было поручено разработать самый безопасный и короткий маршрут. А чтобы засекретить настоящую цель полета — проверить безопасность маршрута доставки нашей делегации в Англию и США для подписания совместных документов о войне против фашистской Германии и ее союзников, и об открытии второго фронта — было решено воспользоваться предложением англичан продать нам четырехмоторные бомбардировщики.

Для первого, пробного, полета в Англию был составлен смешанный экипаж, насчитывавший 12 человек и состоявший из бывших летчиков полярной авиации и кадровых военных летчиков. При определении командира экипажа выбор пал на Сергея Асямова, на счету которого было уже несколько десятков боевых вылетов. Второй пилот, командир другого экипажа самолета ТБ-7, Эндель Пусэп к апрелю 1942 года совершил 30 ночных боевых вылетов для нанесения бомбовых ударов по важным военным объектам в глубоком тылу фашистской Германии. Штурман майор Александр Штепенко к тому времени выполнил 28 боевых вылетов, второй штурман майор Сергей Романов совершил более 20 ночных боевых вылетов на бомбардировку глубоких тылов противника.

Самолет, на котором решено было лететь, — тяжелый бомбардировщик ТБ-7 конструкции Петлякова. Проектирование этой машины было начато еще в 1934 году, а опытный образец появился уже в 1936-м. После завершения летных испытаний к серийному выпуску этого самолета приступили в 1939 году. ТБ-7 знаменовал собой революционный переход из тихоходной авиации в скоростную. Хорошая аэродинамика, мощные двигатели АМ-35А (по 1360 л.с. каждый), широкое использование высокопрочных сплавов, убирающееся в полете шасси, дистанционное управление рядом важных агрегатов двигателя — вот характерные особенности этого бомбардировщика.



Машина имела отличное вооружение, состоявшее из спаренных пулеметов ШКАС в носовой части фюзеляжа, двух тяжелых пулеметов УТБ, размещенных за мотогондолами в стрелковых установках, и двух пушек ШВАК-20 в кормовой установке и фюзеляжной части, за последним лонжероном крыла.

Нормальная бомбовая нагрузка составляла 2000 кг, а в перегрузочном варианте 4000 кг. Кстати, на одной из модификаций этого самолета раньше, чем в США и Англии, была поднята в воздух пятитонная бомба. Скорость серийного ТБ-7 на высоте достигала 442 км/ч, дальность полета — 3600 км, потолок — 9300 м.

Самолет ТБ-7 создавался и начинал жизнь в сложных условиях неполной ясности для руководства страны самого вопроса о том, в какой мере необходим был нам этот, по существу стратегический, бомбардировщик, требовавший так много дефицитного дюралюминия. Поэтому его серийный выпуск несколько раз приостанавливался, но потом через некоторое время вновь возобновлялся. В результате к началу Великой Отечественной войны насчитывалось всего несколько десятков этих машин, из которых 13 были уничтожены немцами на земле в первый же день войны.

26 апреля Асямов и Пусэп доложили командиру дивизии полковнику В. Лебедеву о готовности к полету. 28 апреля на аэродром прибыли четыре пассажира, среди которых был переводчик-стенографист из НКИД В. Павлов.

Самолет благополучно взлетел и через некоторое время преодолел линию фронта. Полет над Балтийским морем проходил почти вслепую на высоте около 7500 м. Сильный попутный ветер нарушил расчеты штурманов, и самолет прибыл к побережью Шотландии на два часа раньше, чем предполагалось.



29 апреля в 4 часа утра Асямов посадил четырехмоторную машину на аэродроме Тилинг. После короткого отдыха экипаж вместе с Павловым и его сопровождающими вылетели на английском самолете «Фламинго» в Лондон. Полет продолжался почти три часа, после чего самолет совершил посадку в аэропорту Хэндон, в северо-западном пригороде английской столицы.

На следующий день англичане выразили желание показать сотрудникам советской военной миссии и летчикам авиационную выставку в Ист-Форчун, Для этой цели был подготовлен тот же самолет, который мог взять на борт всего десять человек. Пришлось бросить жребий среди летчиков. Выбор пал на Сергея. Вместе с ним полетели заместитель главы советском военной миссии в Великобритании полковник Н. Пугачев, помощник военного атташе по авиации майор Б. Швецов, секретарь миссии военинженер 2 ранга П. Варанов.

На обратной дороге, в двухстах милях от Лондона. «Фламинго» вдруг воспламенился в воздухе и рухнул на землю. Под его обломками с трудом были обнаружены останки членов нашей делегации. Так трагически оборвалась жизнь майора С. Асямова. Экипаж переживал нелепую смерть командира. Однако нужно было возвращаться домой.

На следующий день бомбардировщик ТБ-7 взлетел и взял курс на восток, чтобы через несколько часов приземлиться на летном поле своего аэродрома. При возвращении в Москву командиром экипажа был Пусэп, а на месте второго пилота летел Романов, который имел навыки в пилотировании.

Сталин, убедившись в безопасности полета по этому маршруту, 5 мая приказал Голованову готовить самолет к следующему полету. На этот раз в Лондон и Вашингтон должен был лететь Молотов и сопровождающая его группа специалистов.

Экипаж был пополнен опытным боевым летчиком капитаном Василием Обуховым, который должен был лететь вторым пилотом. Большую работу по подготовке самолета к полету особой важности проделал инженерно-технический состав руководимый главным инженером АДД генерал-лейтенантом авиации И. Марковым. На протяжении целого дня члены комиссии осматривали и проверяли воздушный корабль, его двигатели, оборудование, 10 мая самолет был принят комиссией и поставлен под охрану.

Время шло, но англичане все не давали «добро» на прием самолета из-за плохих метеоусловий. Наконец согласие было получено, и вечером, 19 мая на аэродром прибыла группа пассажиров из девяти человек, среди которых был и Молотов. На борту самолета Вячеслав Михайлович сразу сообщил экипажу, что он поступает в их полное распоряжение и перестает быть «вторым человеком в стране», потому что в небе главные — летчики.



Разместить дополнительно такое количество пассажиров на бомбардировщике оказалось не так просто. Обычных для пассажирского самолета удобств здесь не было и в помине. А ведь лететь предстояло на большой высоте, в условиях кислородного голодания и низкой температуры. Перед вылетом пассажиров обрядили в меховые летные комбинезоны, шлемы и унты, выдали каждому по два парашюта и кислородному прибору, проинструктировали, как всем этим пользоваться. Строго-настрого запретили дремать или спать в полете, чтобы при надетой на лицо кислородной маске случайно не перегнуть подающую кислород резиновую трубку. На всякий случай командир поручил стрелку-радисту Д. Кожину каждые 15 минут проверять состояние пассажиров.

По данным метеослужбы, к северо-западу от Москвы как раз в это время проходил грозовой фронт. Но полет решили не переносить, и в 18 ч 40 мин ТБ-7 поднялся в воздух.

Полёт проходил нормально, только на рассвете кто-то заметил на крыле за крайним правым мотором масляное пятно. К счастью, температура и давление масла в этом двигателе оставались в норме.

Пришло время снижаться. Внизу проплывал Эдинбург. Позади остались 2600 км пути. Как выяснилось, столица Шотландии была защищена от воздушных налетов сотнями аэростатов, которые при приближении нашего бомбардировщика были опущены к земле. Гостей из России здесь ждали. Пролетев низко над Эдинбургом, ТБ-7 вскоре оказался на знакомом по прошлому полету аэродроме Тилинг, где в честь советской правительственной делегации был выстроен почетный караул из шотландских стрелков в традиционных клетчатых юбках. После церемонии встречи наша делегация на поданных к самолету автомашинах направилась в город Данди, а оттуда спец поездом — в Лондон.



Как известно, переговоры с англичанами проходили исключительно трудно. Черчилль наотрез отказался подписать документ о принятии наших послевоенных границ с Польшей и Румынией и о признании за нами территории Прибалтики. Лишь после того, как наша делегация с разрешения Сталина сняла территориальный вопрос, Молотов и Иден подписали 26 мая советско-английский договор о союзе сроком на 20 лет. Однако Черчилль отказался подписать документ об открытии в 1942 году второго фронта.

Пришло время лететь нашей делегации в Вашингтон для встречи с Рузвельтом. Для перелета ТБ-7 через Северную Атлантику экипаж перегнал бомбардировщик с аэродрома Тилинг на аэродром Прествик, что на западном побережье Шотландии. С этого аэродрома в годы войны стартовали самолеты союзников, направлявшиеся через океан в США.



Дальнейший полет ТБ-7 в США согласно ранее разработанному маршруту должен был пройти через Исландию и о. Ньюфаундленд, где ранее никто из членов экипажа не был. Самолет ТБ-7 благополучно приземлился на аэродроме в Рейкьявике. На очереди был Ньюфаундленд. Англичане настойчиво рекомендовали экипажу приземлиться на аэродроме Гандер, однако один американский полковник, оказавшийся в то время в Рейкьявике и летевший из США в Европу, сказал Пусэпу: «Я знаю, кто с вами летит. Не стоит лететь на Ньюфаундленд, куда вам советуют британцы, — там всегда туман и вы можете разбиться. А в Гус-бее удачный микроклимат, там вы точно удачно сядете». И он показал на карте месторасположение американской секретной базы Гус-бей.

Пусэп вспоминал: «Летели мы по трассе, которую утвердило командование, но летели осторожно и я убедился, что американский летчик был прав. Отвернув самолет от туманов, я сел в солнечном Гус-бее, что было полной неожиданностью для союзников».

Американцы очень тепло встретили наш экипаж. Далее полет на Вашингтон проходил через Канаду. Пролетая недалеко от Монреаля, экипаж узнал, что их теперь будет сопровождать до Вашингтона «летающая крепость». Действительно, вскоре летчики заметили рядом серебристый В-17, который, однако, исчез, как только погода переменилась к худшему. Нашему бомбардировщику пришлось снизиться до малой высоты, чтобы, летя под облаками, следовать по наземным ориентирам.

Как только ТБ-7 приземлился на аэродроме в Вашингтоне, правительственная делегация СССР и экипаж самолета были приглашены в Белый дом для встречи с президентом.



Рассказывая о ходе переговоров, Молотов вспоминал. «Сталин мне указания давал, чтобы они 30-40 немецких дивизий на себя оттянули. И я этого требовал. Когда прилетел в Америку, я сказал это Рузвельту, и в душе удивился его ответу: «Законное, правильное требование...» Он без всяких поправок принял мое Коммюнике, что второй фронт откроется в 1942 году. Рузвельт подписал мне все бумаги, и я решил с этими документами снова лететь к Черчиллю».

Черчилль был удивлен, узнав, что Рузвельт подписал Коммюнике об открытии второго фронта. Теперь ему ничего не оставалось, как вслед за президентом США подписать этот документ. Однако Черчилль и здесь не изменил себе и вручил нашей делегации «Памятную записку», содержание которой говорило о том, что британская сторона не считает себя связанной обязательствами, изложенными в Коммюнике.



Союзники принимали все меры, чтобы держать в секрете прилет нашей делегации в Великобританию и США, однако американцы не могли не заметить непривычный краснозвездный бомбардировщик. При появлении членов экипажа на аэродроме их горячо приветствовали, дарили подарки, обменивались с ними сувенирами. Эти встречи сдержанный Пусэп сравнивал с вавилонским столпотворением.



Не без волнения вспоминали наши летчики тот день, когда их самолет покидал Америку. Как только бомбардировщик вырулил на взлетную полосу, американцы начали кричать, бросать вверх шляпы, шоферы — сигналить, за самолетом вслед побежали люди, помчались машины…

Но вот настал день, когда ТБ-7 должен был покинуть Англию и лететь в Москву. Англичане предложили экипажу возвращаться не прежним маршрутом, а через Африку и Иран. Молотов обратился к Пусэпу. чтобы узнать его мнение. Пусэп ответил ему, что в это время года над пустынями Северной Африки держится высокая температура, и моторы просто не выдержат.

Молотов принял решение переслать текст коммюнике для публикации в Москву. Теперь, даже если бы германские истребители смогли сбить самолет с делегацией, миссия нашего дипломата всё равно была бы выполненной. О переговорах Молотова в Лондоне и Вашингтоне уже узнал весь мир.

Надо сказать, что фашистское руководство было буквально взбешено перелётом советского наркома, произошедшего у них под носом. И желание сбить или захватить советский самолёт на обратном пути было велико. Но удача сопутствовала нашему «дипломатическому бомбардировщику». Утром 13 июня бомбардировщик ТБ-7 приземлился на Центральном аэродроме в Москве. Среди встречавших был командующий АДД Голованов.

Нарком иностранных дел на прощание пожал руки членам экипажа, подошел к Пусэпу и поблагодарил его «за приятное путешествие». Так завершился этот исторический перелет в горячем небе Второй мировой войны.



Неделю спустя, 20 июня 1942 года, Указом Президиума Верховного Совета СССР за успешное выполнение специального задания правительства звание Героя Советского Союза было присвоено майору С. Асямову (посмертно), майорам Э. Пусэпу, С. Романову и А. Штепенко. Принимавшие участие в этом полете другие члены экипажа — второй пилот В. Обухов, бортинженеры С. Дмитриев и Н. Золотарев, стрелки-радисты Д. Кожин, Б. Низовцев, П. Белоусов. С. Муханов. И. Гончаров. П. Сальников, В. Смирнов — были удостоены высоких государственных наград. Майору В. Обухову, совершившему к октябрю 1943 года 156 боевых вылетов, 13 марта 1944 года было также присвоено звание Героя Советского Союза.

Источники:
Голованов А. Дальняя бомбардировочная. М.: Центрполиграф, 2008. С. 123-128.
Масловский Л. Полёт наркома иностранных дел В. М. Молотова в США в июне 1942 года // Газета «Завтра». 18 марта 2015.
Чуев Ф. Сто сорок бесед с Молотовым. М.: Терра, 1991. С. 124-126.
Шевченко В. Через Великобританию в Вашингтон // Авиация и космонавтика. 1992. №2. С. 26-27.
Величко В. Полеты В.М. Молотова в Великобританию и США. 1942 год // Альманах «Лубянка». 14 октября 2011.
50 комментариев
Информация
Уважаемый читатель, чтобы оставлять комментарии к публикации, необходимо авторизоваться.
  1. +13
    22 июля 2015 06:39
    Вежливый бомбардировщик
    1. Комментарий был удален.
    2. gjv
      +2
      22 июля 2015 12:38
      Цитата: cth;fyn
      Вежливый бомбардировщик

      Но "поливал"... Наверное вежливо поливал. bully
      1. +4
        22 июля 2015 21:45
        Англичание, падлы, сначала просто убили нашу делегацию, потом насоветовали лететь в туман.

        Кому этот текст понравился, читайте книгу Голованова "Дальняя Бомбардировочная", очень интересно, очень советую.
  2. +25
    22 июля 2015 07:32
    Надо Путину(или Лаврову) возобновить эту замечательную традицию, летать к нашим заклятым союзникам на бомбардировщиках. Представляю их лица, когда где-нибудь в Хитроу наш Ту-160 сядет с правительственной делегацией))) Вот тогда уж и можно будет обсуждать вопросы о всяких там "санкциях"))
    1. +8
      22 июля 2015 08:28
      Ага. И подлетать будет на сверхзвуке, обгоняя экскорт.
      1. +4
        22 июля 2015 08:59
        Цитата: abrakadabre
        наш Ту-160 сядет с правительственной делегацией

        Делегация в бомбоотсеке будет находиться или как? Места там для 4-х членов экипажа и усё.
        1. +5
          22 июля 2015 09:09
          Я имел ввиду лично Путина или Лаврова. Тем более у В.В. опыт полетов на подобной технике уже есть)) soldier

          Обслуживающая свита и на Ил-96 может прилететь, тут уже не принципиально hi
        2. Комментарий был удален.
        3. gjv
          -1
          22 июля 2015 12:25
          Цитата: inkass_98
          Места там для 4-х членов экипажа и усё.

          Группа террористов захватывает самолет Ту-154 и угоняет его в Афганистан, на недавно захваченный аэродром, дабы затем «отпустить» заложников, а на самом деле загрузить в него отряд своих бойцов, после чего самолет «по техническим причинам» сядет в Душанбе, где проходит конференция представителей США и России по борьбе с терроризмом, и рота боевиков сможет наглядно показать её неэффективность. Однако одним из пассажиров случайно оказался «Хруст», а затем остальная группа, обогнав захваченный самолет на Ту-160, зачищает аэродром посадки и ликвидирует террористов в самолёте, затем прикрывая взлетающий пассажирский самолёт от атаки той самой роты боевиков.
          Иногда может понадобиться не "сверхдальний", а "сверхбыстрый" перелёт на экстренну "конференцию по борьбе…". Спецназ по-русски
          1. +1
            23 июля 2015 09:24
            Просто "Спецназ", серия "Взлетная полоса". А "Спецназ по русски" - бред, который "Спецназу" и в подметки не годится.
    2. 0
      22 июля 2015 19:31
      Цитата: Rus_87
      Надо Путину(или Лаврову) возобновить эту замечательную традицию, летать к нашим заклятым союзникам на бомбардировщиках. Представляю их лица, когда где-нибудь в Хитроу наш Ту-160 сядет с правительственной делегацией))) Вот тогда уж и можно будет обсуждать вопросы о всяких там "санкциях"))

      Нужно было Ту-144 не списывать все, а оставить несколько бортов для президента, премьер-министра и министра иностранных дел, ну и для министра обороны.
  3. +8
    22 июля 2015 08:18
    Этот тяжелый (стратегический) бомбардировщик ТБ-7 (ПЕ-8) был лучшим в мире тяжелым бомбером 2МВ. Превзойти его смогли лишь американцы в конце войны со своим В-29. Жаль что таких самолетов построили очень мало. Но именно они бомбили Берлин 5-тонными бомбами в конце июня 1941-го года. Это был первый "горячий привет" фашистам от братьев-коммунистов. Фашистам он "понравился".
    1. +6
      22 июля 2015 10:03
      Ну справедливости ради Пе 8 надо сравнивать с В 17. Они очень близки по ТТХ да и по датам разработки. К сожалению нашу машину подводили двигатели и устаревшая технология постройки. Поэтому в итоге было принято решение о копировании Б 29.
    2. +4
      22 июля 2015 11:02
      Этот самолет никогда не был лучшим тяжелым бомбардировщиком минувшей войны.Крайне тяжелый в управлении,он был одноштурвальный и не имел гидроусилителей. Ненадежные двигатели,слабое и неудачно размещенное оборонительное вооружение,отсутствие автопилота,противообледенительной системы, радара затрудняли боевое применение. Из-за исключительной сложности и трудоемкости сборки, самолет был выпущен в количестве, не превышающем 90 машин. Летали они преимущественно ночью.Бомбить из-за облаков не могли, вынуждены были снижаться, попадать в зону зенитного огня и противодействия ночных истребителей. Результаты вылетов были низкими,а потери большими. Если говорить о летчиках дальней авиации, то большую тяжесть борьбы вынесли экипажи ДБ-3 ( Ил-4) и Б-25.
      1. +1
        22 июля 2015 11:49
        Цитата: rubin6286
        Если говорить о летчиках дальней авиации, то большую тяжесть борьбы вынесли экипажи ДБ-3 ( Ил-4) и Б-25.

        И ПС-84/Ли-2/С-47. Основная рабочая лошадка нашей ДА, однако. smile
      2. +3
        22 июля 2015 15:06
        Цитата: rubin6286
        ,слабое и неудачно размещенное оборонительное вооружение

        То что самолёт не имел многих устройств повышающих комфорт экипажа соглашусь... ну так он и проектировался когда подобные "экзерсисы" ещё не применялись... а потом было не до того... А вот насчёт "неудачного оборонительного вооружения" - вот тут вы "мимо кассы" - схема с "подшассийными" стрелками была куда эффективней чем "люковые" пулемёты на других тяжёлых бомберах да и две электрифицированные пушечные башни (кормовая и верхняя) имели куда большую мощность огня чем те же Браунинги... про винтовочный калибр "Ланкастеров" я уж вообще молчу.

        Машина была в момент разработки более чем на уровне. Другой вопрос что для нас в той войне АДД в принципе не имела большого значения - Не было задачи "вбомбить в каменный век"... Поэтому и производство практически не велось - хватало ленд лиза.
        1. +2
          22 июля 2015 15:42
          Цитата: Даос
          А вот насчёт "неудачного оборонительного вооружения" - вот тут вы "мимо кассы" - схема с "подшассийными" стрелками была куда эффективней чем "люковые" пулемёты на других тяжёлых бомберах да и две электрифицированные пушечные башни (кормовая и верхняя) имели куда большую мощность огня чем те же Браунинги...

          Башни со ШВАК? Не уверен.
          20-мм пулемёт ШВАК являлся самым слабым из авиапулемётов/пушек в калибре 20 мм и имел самую плохую баллистику. Причина известна: при разработке ШВАК-20 её делали из ШВАК-12,7 - главным было максимально сохранить с таким трудом отлаженное производство, ибо с постановкой в серию автоматических пушек малого калибра и КК пулемётов у СССР был тогда большой затык (достаточно вспомнить мучения с ДК или провал с 37-мм автоматом Шпитального). В результате, не пушку делали под боеприпас, а боеприпас под пушку. Ну и получили короткий лёгкий снаряд с самым маленьким содержанием ВВ, быстро терявший скорость после выхода из ствола (поэтому ШВАК при всей массовости их выпуска ограниченно использовались в ПВО).
          Плюс задержки:
          В отдельных случаях для устранения задержек требовалась частичная или даже полная разборка автомата.

          Так что пара "браунингов" была как минимум эквивалентна 1 ШВАК.
          1. +1
            22 июля 2015 16:59
            Ну ШВАК вообще не использовались в ПВО... а вот в качестве танкового орудия вполне себе использовали... (Т-60) так что со скоростью снаряда там было всё более чем. Бикалиберные системы в общем то тоже не новость. Да снарядик конечно слабоват но по любому мощнее и дальнобойней крупнокалиебрной пули. Так что по дальности эффективного огня как ни крути пушечные турели имели преимущество - да и поражение ОФЗ снарядом даже малой мощности это не дырка от пули...
            1. +2
              22 июля 2015 18:02
              Цитата: Даос
              Ну ШВАК вообще не использовались в ПВО...

              Ограниченно применялась - на тех же БЕПО.
              Впрочем, ещё в 1936 было выдано заключение:
              Учитывая, что существующий взрыватель МГ-3 действует по обшивке самолета при окончательных скоростях не меньших 300-350 м/сек, а также, что на успешное попадание по самолетам можно рассчитывать при временах полета не превышающих 2-2,5 секунды, следует считать, что максимальной дистанцией действительного зенитного огня для 20 мм ШВАКа является 1000 м, а для 12,7 мм ШВАКа --около 1500 метров.
              Для зенитной обороны эта дистанция неудовлетворительна.

              Цитата: Даос
              а вот в качестве танкового орудия вполне себе использовали... (Т-60) так что со скоростью снаряда там было всё более чем

              С начальной - да. Но вот беда:
              Благодаря тому, что автоматика ШВАКа была первоначально сконструирована на калибр 12,7 мм, пришлось для применения в ней 20 мм патрона сделать снаряд крайне легкого веса (91 грамм против нормального для этого калибра веса 125-150 грамм) и малой длины. Вследствие этого снаряд получил пониженные баллистические качества, приводящие к быстрой потере начальной скорости.
              Это обстоятельство приводит к значительному понижению бронепробиваемости 20 мм пулемета ШВАК и сокращению дистанций зенитного огня сравнительно с 12,7 мм пулеметом

              В результате, уже на дальности 400 м скорость снаряда падала до 580 м/с. На 600 м - 483 м/с.
              Для сравнения: ШВАК 12,7 имел на тех же дальностях скорость пули 652 и 612 м/с соответственно.
              А ведь чем меньше скорость - тем больше надо брать упреждение. Чуть ошибся в расстоянии до цели - и первые снаряды ушли в молоко. А дальше придётся нащупывать трассой приближающийся истребитель.
              Цитата: Даос
              Так что по дальности эффективного огня как ни крути пушечные турели имели преимущество

              Наши спецы считали наоборот - дальность эффективного огня ШВАК-20 оказалась в 1,5 раза ниже, чем у ШВАК-12,7.
        2. +3
          22 июля 2015 17:50
          Уважаемый Даос!

          Вы сами когда-нибудь видели эту шассийную установку?
          Дело в том,что они были только на первых нескольких машинах.Потом от них отказались потому,что:
          - от рева двигателей стрелок просто глох, связи никакой не было;
          - жар в кабине в полете становился нестерпимым;
          - отработанные газы попадали в кабину и стрелок просто угорал,подобно тому.как в избе угорают от печи с закрытым поддувалом. Словом,так придумать могли только у нас. Изначально машина была 5-моторной.Установленный в фюзеляже пятый мотор предназначался для нагнетания воздужа к остальным четырем при полете на высотах более 6 тыс.метров. За это пришлось платить меньшей бомбовой нагрузкой и большим количеством топлива.Бак для пятого мотора стоял в фюзеляже. Я мог бы вам еще много чего интересного рассказать про ТБ-7, но Вы все поймете сами. Не знаю,как там с бомбежкой Берлина 5-тонными бомбами, но в Венгрии за один день боев немцы сбили более 40 наших дальних бомбардировщиков. в т.ч. и ТБ-7. После этого полки ДА были отведены на переформирование и боевые вылеты были все реже. В детстве, в военном городке нашим соседом был командир транспортного полка, в войну летавший на ТБ-7. Иногда я приходил в гости к его ребятишкам. Дядя Леша доставал фотографии,рассказывал о войне.Однажды я слепил ему из пластилина этот самолет по фотографии. Он посмотрел и потом заплакал. Он говорил: "Сынок! Мы летели на Будапешт. 12 экипажей.Я взлетал последним.Из облаков выскочил "фоккер" и длинной очередью отбил мне правое крыло. Мы едва успели выскочить,как самолет взорвался. Этот немец спас мне жизнь, из того боевого вылета назад не пришел никто....".
          В сравнении с Б-17 наш Пе-8 -летающий гроб, но других тяжелых машин, увы, не было.
          1. +2
            22 июля 2015 21:13
            Я лично эту шассийную установку не видел - так же как и вы... а вот отец у меня видел...Так что не знаю как "дядя Лёша" но отец мой их застал... да и техническая литература вам противоречит... (Кстати лапшу вам Дядя Лёша вешал - Пе 8х было крайне мало и все потери поштучно расписаны - могу скан прислать - не было сбито 12 машин над Будапештом - мы столько и за год не теряли... а в 45м потеряно всего 2 машины и то в лётных происшествиях а не в боевых вылетах) ) Менялся состав вооружения но вот от самих шассийных стрелков никто не отказывался и на всех машинах от первой до последней серии они были. Насчёт того что "придумать могли только у нас" - вам рассказать на каких иностранных машинах стояли "АЦН"? Это было довольно распространённое решение пока не довели турбокомпрессоры...
            Да по части комфорта экипажа машина была "не на высоте" - но это вообще наша отечественная болезнь.
            Ну а про сравнение с Б17 - я уже писал что Б17 строился огромной серией и при этом модернизировался непрерывно... По части оборонительного вооружения давайте сравним 8й с 17м одного времени выпуска... Так вот "крепость" имела всего 5 пулемётов из которых 3 были "винтовочного калибра"...
            Пе 8й гробом не был - никто из "гробов" машины "ОН" не делает.. (В курсе что после полёта Молотова был переделаны два борта в пассажирский для спецделегаций)?
            1. 0
              22 июля 2015 21:58
              Уважаемый Даос!
              Я поделился тем,что знаю сам об этом самолете.Не судите строго,ведь сколько людей,столько мнений. Не думаю,что летчик-фронтовик мог обманывать ребенка. Война- страшная штука,столько лет прошло,а до сих пор находят останки павших,в т.ч. и пилотов. О воздушных боях в Венгрии давно была статья в журнале.Я не помню точно,"Техника-молодежи","Моделист-конструктор" или "Крылья".Называлась она "Кого жалили "Шершни".В ней и говорилось о потерях нашей авиации за один только день. Я не утверждаю,что 11 машин из дяди Лешиной эскадрильи дошли до цели, но с его слов,назад они не вернулись. Бомбардировщик при желании можно переделать в пассажирский самолет. но в Тегеран Сталин летал на "Дугласе"( или Ли-2). Американцы имели возможности для модернизации Б-17. У них для этого было всё: сырье,материалы,заводы, квалифицированные кадры, на них не сыпались бомбы. У нас всё было иначе.
              1. +1
                22 июля 2015 23:32
                Ну мог не сознательно обманывать (а просто привирать для трагичности) или вы не помните точно что он именно на Пе 8 летал... не было у нас потерь Пе 8 в таких количествах - самые большие потери это 41й год... 6 машин соожгли 22 июня на аэродроме и 6 не вернулось из первого рейда на Берлин (и то половина из за "френдли файр")
                А вообще Пе 8х было выпущено всего 91 машина + 2 опытных... и не потому что самолёт был такой плохой а просто не было у нас для него работы. а ресурсы нужны были на другое. Сталин вообще не переносил летать и тот редкий случай когда он всё таки изменил своему правилу то естественно что он выбрал самолёт покомфортней чем переделанный бомбер... тем более что летел он вне зоны боевых действий и под таким эскортом что в общем то мог бы и на любом самолёте лететь.
            2. 0
              23 июля 2015 10:07
              Цитата: Даос
              а в 45м потеряно всего 2 машины и то в лётных происшествиях а не в боевых вылетах

              Так в 1945 у Пе-8 боевых вылетов просто не было.
              К концу войны, с ноября 1944 гола, лишь 25-й Гвардейский полк совершал полеты на Пе-8 — исключительно тренировочные, для поддержания у летного состава квалификации, позволявшей выполнять боевые задачи в составе АДД. Практически все Пе-8 в 890 ДБАП были прикованы к земле но вине различных неисправностей. Как это неудивительно, но наиболее исправным в 890 полку оказался… ТБ-7 № 385 "Дублер". выпущенный туполевцами еще в 1938 год).

              Плюс в 1944 обнаружилась проблема с лонжеронами:
              ...при обследовании Пе-8 на земле выяснили: произошел обрыв нижнего пояса переднего лонжерона. Возвращаясь на несколько лет назад, надо отметить, что еще в первых боевых вылетах ТБ-7 1–3 серии такое у же случалось Решив, что все дело в недостаточной прочности пояса лонжерона, ограничились усилением конструкции и снижением бомбовой нагрузки до 3,2 тонны — для бомбардировщиков, не прошедших доработку. Случаи разрыва лонжеронов в момент выполнения противозенитного маневра прекратились, болезнь казалась излеченной, и о ней забыли…
              Версию главного конструктора Незваля о превышении в полете расчетных напряжений после консультации со специалистами ЦАГИ отклонили: напряжения оказались ниже расчетных. Ответ нашли, когда на заводе № 22 обследовали заготовки труб, поступавшие туда в качестве материала для изготовления лонжеронов Пе-8. В трубах было выявлено большое количество мельчайших волосовых трещин…
    3. +10
      22 июля 2015 11:41
      Цитата: Бэнсон
      Этот тяжелый (стратегический) бомбардировщик ТБ-7 (ПЕ-8) был лучшим в мире тяжелым бомбером 2МВ.

      Не стратегический. Просто тяжёлый. И не лучший - достаточно вспомнить первый налёт на Берлин и эпопею с моторами. Про нагнетатели и чехарду с движками я и не говорю.
      Цитата: Бэнсон
      Жаль что таких самолетов построили очень мало.

      Выбирайте: 1 ТБ-7 или полк истребителей. smile
      Цитата: Бэнсон
      Но именно они бомбили Берлин 5-тонными бомбами в конце июня 1941-го года.

      Эммм... камрад, это Военное обозрение, а не форум АИ. feel

      Первый раз Берлин бомбили 8 августа 1941 - флотские ДБ-3 из 1 мтап с о. Эзель.
      ТБ-7 вылетели для бомбёжки Берлина лишь 10 августа 1941. При этом из 12 специально отобранных ТБ-7 к вылету допустили только 10, а взлетели только 7. 8 машина разбилась на взлёте - отказали моторы:
      На ТБ-7 майора Егорова сразу после отрыва от земли отказали два правых дизеля М-40Ф, и самолёт потерпел катастрофу. После этого Жигарев П. Ф. остановил вылет остальных самолётов. В результате на Берлин ушли 7 ТБ-7 и 3 Ер-2.

      На этом проблемы с движками не закончились:
      На самолёте лейтенанта В. Д. Видного над немецкой территорией загорелся левый внешний двигатель. Экипажу удалось ликвидировать пожар, но самолёт продолжил полёт с потерей высоты. Не долетев до Берлина 370 км, экипаж сбросил бомбы и лёг на обратный курс. После отказа ещё одного М-40Ф самолёт совершил вынужденную посадку на аэродроме в Обухове.
      На ТБ-7 капитана А. Н. Тягунина уже на обратном пути отказал один из двигателей. Кроме того, над побережьем Балтики самолёт обстреляли свои зенитчики. При посадке машина разбилась.
      На ТБ-7 майора Угрюмова М. М. несколько раз на больших высотах отказывали двигатели. Экипаж отбомбился по Берлину, израсходовал всё топливо и выполнил вынужденную посадку в Торжке.

      Про машину Панфилова я не забыл - но там отказ движков может быть связан с повреждениями от огня ЗА.

      И, да - я не буду говорить про радиус ТБ-7 с нагрузкой 5 т, но как могли ТБ-7 бомбить Берлин в 1941 бомбами, которые были созданы только в 1943? Причём максимальную бомбовую загрузку самих ТБ-7 до 5 т довели тоже в 1943. laughing
      1. -2
        22 июля 2015 14:21
        Цитата: Alexey RA
        Не стратегический. Просто тяжёлый.

        Это почти одно и тоже.
        Цитата: Alexey RA
        И не лучший - достаточно вспомнить первый налёт на Берлин и эпопею с моторами. Про нагнетатели и чехарду с движками я и не говорю.

        Лучший по концепции и ТТХ. Про надежность давайте умолчим.
        Цитата: Alexey RA
        И, да - я не буду говорить про радиус ТБ-7 с нагрузкой 5 т, но как могли ТБ-7 бомбить Берлин в 1941 бомбами, которые были созданы только в 1943? Причём максимальную бомбовую загрузку самих ТБ-7 до 5 т довели тоже в 1943.

        Но наши бомбили Берлин 5-тонными бомбами. Значит в 44-м. Но ФАБ-5000 для ТБ-7 была сделана раньше ТОЛЛБОЯ к ЛАНКАСТЕРу.
        1. +1
          22 июля 2015 15:21
          Цитата: Бэнсон
          Это почти одно и тоже.

          Нет. Для стратега у ТБ-7 не хватает дальности и бомбовой загрузки. smile
          Цитата: Бэнсон
          Лучший по концепции и ТТХ.

          То есть, по циферкам в бумагах. Тады да - лучший. А как дошло до дела - то вместо нагнетателя нужно пятый мотор таскать, то дизельные движки горят.

          Фактически же, к моменту начала серийного производства ТБ-7 стал не лучшим, а не уступающим по ТТХ тяжёлым бомберам США и ВБр. Дальше же отставание только нарастало. Короче, очередной "Илья Муромец".
          Цитата: Бэнсон
          Но наши бомбили Берлин 5-тонными бомбами. Значит в 44-м. Но

          Откуда дровишки?
          ФАБ-5000НГ использовались на Курской дуге, а также по Хельсинки и Кёнигсбергу. Насчёт Берлина упоминаний не видел.
          Кстати, по первому применению ФАБ-5000НГ:
          29.04.43 г. Пе-8 (с двигателями М-30Б No. 42029) 746 ап дд пилотируемый командиром корабля А.Л.Перегудовым, штурманом Н.Г.Томкевичем, взял курс на Кенигсберг. В этом вылете экипаж Пе-8 увеличился за счет вооруженцев полка и дивизии (45 ад дд) и составлял 15 человек. Предстояло осуществить первый сброс ФАБ-5000 на Кенигсберг.

          В полете на самолете разрушился турбокомпрессор левого блока 2-го дизеля. Тем не менее экипаж сбросил бомбу на заданную цель. На высоте 5800 м корабль был освещен взрывом, ощущался легкий толчок.

          Цитата: Бэнсон
          Но ФАБ-5000 для ТБ-7 была сделана раньше ТОЛЛБОЯ к ЛАНКАСТЕРу.

          Камрад, Вы разницу между обычной ФАБ и спецбомбой для подземных взрывов-камуфлетов понимаете? "Толлбой" - это не ФАБ. И даже не БРАБ/БЕТАБ. Это штучное изделие Уоллеса и Виккерса, аналогов которому у нас не было.

          Аналогом нашей ФАБ-5000 был "большой блокбастер" - 12000-фунтовая бомба. разработанная в 1943. Причём делали её уже опробованным ранее на 8000-фн бомбе способом: скомпоновали 3 (на этот раз) секции стандартного "блокбастера" Mark I обр. 1941 года.
          1. +1
            22 июля 2015 17:03
            Цитата: Alexey RA
            Для стратега у ТБ-7 не хватает дальности и бомбовой загрузки


            настоящим "стратегом" у нас был Ер-2 (хотя казалось бы двухмоторный) - там и с дальностью и с нагрузкой всё в порядке... Только целей не было... так и остались и Еры и 8е практически "штучным" товаром... Надо было бы сделали... тем паче и у Мясищева (ДВБ-102) и у Поликарпова (НБ-Т) практически готовы были...
            1. +1
              22 июля 2015 18:38
              Цитата: Даос
              настоящим "стратегом" у нас был Ер-2 (хотя казалось бы двухмоторный) - там и с дальностью и с нагрузкой всё в порядке...

              Дык... для тех, кто помнит про "Манчестер", в двухмоторном стратеге нет ничего удивительного. smile
              Цитата: Даос
              Надо было бы сделали... тем паче и у Мясищева (ДВБ-102) и у Поликарпова (НБ-Т) практически готовы были...

              Дык... не из чего было. У нас крылатого металла даже для истребителей не хватало.
              1. 0
                22 июля 2015 21:18
                Цитата: Alexey RA
                Дык... не из чего было. У нас крылатого металла даже для истребителей не хватало.

                Это второй вопрос, как показывает практика если бы была такая необходимость то нашлось бы... Больше 1000 ТБ3 произвели же в своё время... Опять же сразу после войны когда "ядерный петух клюнул" построили же несколько сотен копий 29го? Другой вопрос что доктрина была другая - "стратеги" просто оказались не нужны. Да они по большому счёту и американцам то не очень оказались нужны... КПД этих армад в итоге вышел сомнительный.. Бомб вывалили мегатонны а промышленность рейха считай и не пострадала... Превращать площадные цели в щебень ума много не надо...
                1. 0
                  23 июля 2015 10:24
                  Цитата: Даос
                  Это второй вопрос, как показывает практика если бы была такая необходимость то нашлось бы... Больше 1000 ТБ3 произвели же в своё время...

                  До войны. Когда все заводы по производству алюминия стояли на своём месте и на своей территории.
                  Цитата: Даос
                  Опять же сразу после войны когда "ядерный петух клюнул" построили же несколько сотен копий 29го?

                  А это уже после войны, когда промышленность более-менее восстановилась. ЕМНИП, алюминиевый кризис в войну был преодолён лишь в 1944. И то с помощью самизнаетечего.
                  Цитата: Даос
                  КПД этих армад в итоге вышел сомнительный.. Бомб вывалили мегатонны а промышленность рейха считай и не пострадала... Превращать площадные цели в щебень ума много не надо...

                  Ну, удачные налёты и операции у БАК были. Один завод "Алкетт" чего стоит: на полгода вывели из строя главного производителя шасси для "штугов". Плюс неплохо отработали по нефтепрому рейха.
                  Хотя точность - это да... ЕМНИП, в обзоре по результатам работы БАК в Европе писалось, что в ходе изучения повреждений НПЗ было установлено: в пределы заводской ограды обычно попадало 2-5% сброшенных бомб.
                  1. 0
                    23 июля 2015 11:19
                    А вот прикинь сколько можно было произвести штурмовиков и фронтовых бомбардировщиков вместо считай 50 тысяч "Крепостей и Либерейторов" - и насколько эффективней была бы их работа... (опять же это из разряда "если бы да кабизма" - т.к. это было хорошо в условиях Восточного фронта и не применимо на Западе.)
                    1. 0
                      23 июля 2015 16:55
                      Цитата: Даос
                      А вот прикинь сколько можно было произвести штурмовиков и фронтовых бомбардировщиков вместо считай 50 тысяч "Крепостей и Либерейторов"

                      100 тысяч крылатых шакалов! (tm) smile
                      Цитата: Даос
                      и насколько эффективней была бы их работа...

                      Пришлось бы Второй фронт открывать в Европе в 1942 - иначе аэродромы Британии переполнились бы, а цели в пределах радиуса наоборот кончились. Бедная Северная Франция... smile
          2. 0
            23 июля 2015 10:18
            Цитата: Alexey RA
            Нет. Для стратега у ТБ-7 не хватает дальности и бомбовой загрузки.

            Дальность к понятию "стратегический" не имеет железной привязки. А бомбовая нагрузка... 5000 тонн - Вам мало? ТБ-7 мог нести ядерную бомбу. Тот же ЛАНКАСТЕР для ТОЛЛБОЯ облегчили и ободрали до нельзя. И то - с другом поднимал. А наш - нормально.
            1. 0
              23 июля 2015 10:49
              Цитата: Бэнсон
              ТБ-7 мог нести ядерную бомбу.

              Не мог.

              РДС-1, она же "изделие 501", имела диаметр 1500 мм. В полтора раза больше, чем ФАБ-5000НГ. А ведь даже ФАБ-5000НГ с трудом влезала в бомбоотсек и не давала створкам бомболюка закрыться.

              И тут вылезает ещё одно "нет". Имя которому - термостабилизация. Первые атомные бомбы были штукой нежной и капризной и требовали для себя устройства обогрева бомбоотсека, термоизоляции и термостабилизации. А у нас даже на бомбе диаметром 1 м отсек открыт всем ветрам.
              Кроме того, термостабилизация - это вес. Дополнительный вес к 4600 кг РДС-1.
  4. +6
    22 июля 2015 08:42
    Смелые люди!! Какой нынешний политик полетит в бомбардировщике, через линию фронта, как Молотов!
    1. +1
      22 июля 2015 10:46
      Положение было тяжелое. Потребовалась срочная помощь
      союзников. И пришлось рискнуть.
    2. +1
      22 июля 2015 11:04
      Мог ли Молотов отказаться от полета и не выполнить распоряжение Сталина?
      1. +2
        22 июля 2015 13:13
        Я думаю,что мог.Но они и их дети были людьми долга перед Родиной.
        1. +2
          22 июля 2015 17:59
          Мне кажется,что пора отойти от иллюзий.Если бы Молотов отказался, он сгнил бы в лагере вместе с женой. Сталин не церемонился и Молотов это знал. Что до детей Молотова,то мы о них ничего не знаем. У Хрущева,Микояна, Фрунзе дети воевали и некоторые из них погибли за Родину.
  5. avt
    +6
    22 июля 2015 08:53
    Эндель Пусэпс оставил хорошие мемуары -,,На дальних воздушных дорогах" ,рекомендую поискать и прочесть.
    1. 0
      22 июля 2015 11:08
      Эндель Пусэп был физически сильным человеком и опытным пилотом.Исключительная выносливость, хладнокровие,выдержка и умение позволили осуществить длительный перелет в США. Больше туда этим маршрутом за всю войну не летал никто.
  6. +3
    22 июля 2015 09:03
    При посадке в Штатах Пе-8 "разулся". Америкосы срочно изготовили новую шину. Тот же самый Эндель Пуусепп вывозил из окружения И.Б.Тито. Наша авиагруппа тогда базировалась в Бари.
    Было изготовлено Пе-8 (ТБ-7) более 80 шт (81 или 82). Элементы обшивки фюзеляжа "выколачивались" как в старину в каретных мастерских. Более прогрессивную технологию т.н. "плазво-шаблонный метод" применил А.Н.Туполев при воссоздании "реплики" Б-29 (Ту-4).
    1. avt
      +1
      22 июля 2015 09:51
      Цитата: V.ic
      . Более прогрессивную технологию т.н. "плазво-шаблонный метод" применил А.Н.Туполев при воссоздании "реплики" Б-29 (Ту-4).

      Вообще то еще до войны Мясищев внедрял на производстве С-47/Ли -2.
    2. +1
      22 июля 2015 11:05
      Тито из окружения вывозили на Ли-2 ( Си-47), а не на Пе-8.
  7. +1
    22 июля 2015 09:21
    фашистское руководство было буквально взбешено перелётом советского наркома, произошедшего у них под носом. ...Ну ещё бы..! А какой пропагандистский эффект.. А главное какие люди были..
    Отличная машина и тяжелая судьба.. как у человека..
  8. +1
    22 июля 2015 09:23
    Еще интересней мемуары Голованова, весьма рекомендую к прочтению.
  9. +7
    22 июля 2015 10:00
    Надо было мемуары самого Пусэпа "Тревожное небо" использовать - у меня есть я ещё в детстве зачитывался... Там кстати есть причина катастрофы самолёта Асямова и много других интересных подробностей.
  10. -2
    22 июля 2015 13:10
    Хорошая статья и хороший был самолет.
    Насколько я знаю Пе 8 бомбил 5 тонными бомбами Кенигсберг на Курской дуге в 1943.
    Были Пе 8 и с дизельными двигателями.
    1. 0
      23 июля 2015 09:59
      Пе 8 бомбил 5 тонными бомбами Кенигсберг на Курской дуге в 1943.
      Кенигсберг на Курской дуге??? belay
  11. 0
    22 июля 2015 14:26
    Как всегда хорошая статья.спасибо.
    1. +4
      22 июля 2015 16:43
      Летчик для Молотова. Один шанс из тысячи
  12. HAM
    0
    22 июля 2015 20:19
    Эндель Карлович Пусэп очень подробно описывал все эти события в автобиографичной книге "Небо в огне",советую почитать.Сибирский эстонец знал своё дело,лётчик классный-полярный лётчик.
  13. LMaksim
    0
    22 июля 2015 20:35
    Англичане хитрые жуки оказывается.
    1. +1
      23 июля 2015 03:45
      Сволочи они. Всю жизнь русским гадили.
  14. 0
    23 июля 2015 07:55
    Побольше бы таких статей, рассказывающих про героической прошлое!
  15. 0
    24 июля 2015 11:52
    Цитата: Alexey RA
    Пришлось бы Второй фронт открывать в Европе в 1942 - иначе аэродромы Британии переполнились бы, а цели в пределах радиуса наоборот кончились. Бедная Северная Франция...


    Это да... я сейчас перечитываю переписку Черчилля со Сталиным... Второго фронта в 42м году наш "бульдог" боюсь бы не пережил... Захлебнулся бы желчью... ;-)