Military Review

Russian Nutlet

4
Taking the Nut-Noteburg, Peter ordered to bring the fortress in order and renew according to the last word of military science. So bastions appeared - at first earthen, but they were eroded, and by the end of the century the bastions were dressed in stone. And besides, the king renamed the city in Shlisselburg - Key-city, skillfully skalamburiv again. Nut Island - really a strategic key to the Neva and the Baltic Sea. Far from the strategy of the urban common people broke the language, pronouncing the tricky Nemchurskoe name, and until a little bit inconsistent "Shlyushin". At least so Dahl.


Medal to take Shlisselburg. Silver stamped with authentic gold officer officer’s stamps in 25 chervonets, D = 71 mm. Graver F. Alekseev

Well, the city itself in the modern sense of the word, that is, not a fortress, but the residential community itself, moved from the island to the mainland, as we remember, as early as the 16th century. From those times, nothing seems to be left; the starting point of the development of Shlisselburg that we see now was precisely his return to the bosom of the Russian state. The epicenter of the ancient sights - Cathedral Square and its neighbor, Red. At the Cathedral, of course, the city cathedral, built under Catherine II (1764 year), but in the style of the archaizing “like-as-Peter” baroque, it must be assumed, it is addressed to the first emperor. With a powerful European-style spire on the bell tower, the cathedral, of course, looked much more impressive, but over the years it lost the spire. Next to it is the Nikolskaya Church, which, apparently, was once a baroque one, but during the turbulent 20th century it lost all its architectural special features. In Red Square there are remains of a guest yard, a park with ship cannons flowing smoothly into a waterworks, and an Admiralty anchor raised from the bottom of the Neva. Two squares are connected by the old bridge - probably the most classic of all bridges, for its spans do not rest on traditional bulls and abutments, but on the most natural columns, even with something like capitals.

This bridge is spread over the Staroladozhsky Canal. It is now almost completely dried up, although in the 18th century it was not only the largest of such structures in Europe (117 kilometers), but also the most important water artery. The fact is that the “window to Europe” could not be considered completely open, until they established an uninterrupted water route from the Baltic to the depths of Russia. Theoretically (as they say, on the map) such a path existed, it lay through Lake Ladoga. But in fact, he was fraught with many dangers. Ladoga is capricious, it often storms here, as they say, in a sea way: the height of the waves reaches six meters. Riverboats cannot keep such a wave, in the season of winds, the Ladoga navigation had to be closed, or to suffer inevitable losses, not to mention the loss of human life.


Engraving "The capture of Shlisselburg", the Book of Marsov or military affairs from the troops of the Tsarist Russian Majesty

They began to dig a canal bypassing the lake on the southern coast by decree of Peter in 1719, but private contractors were building so slowly and carelessly that four years after the personal inspection, the emperor ordered the construction managers to arrest. The case was put "on state accounting", although it really turned around after the death of Peter. In the summer of 1725, 7 attracted thousands of civilian soldiers and two and a half times as many soldiers, as a result of doing it in five years. In 1731, the first ships went, but the first mistakes were revealed. They finalized and ensured normal shipping by building locks in Shlisselburg and Novaya Ladoga. And even after that, a severe drought threatened to completely paralyze the movement, which happened in 1826. They wanted to deepen the channel, but could not find a contractor. As a result, it was decided to dig a new waterway - parallel to the old, but closer to Lake Ladoga, while doing without the complex system of locks.

It is not done soon. Forty years later navigators used old Petrovsky channel, Novoladozhsky was opened only in 1866 year. But as soon as they opened it, the old one was completely abandoned. And if Staroladozhsky still looks like something in Shlisselburg ... well, at least filled with water, then it looks more like a groove throughout the rest of its length. And the Novoladozhsky is still in effect - according to it, small-size vessels pass by the treacherous lake. Big ones have to make their way through Ladoga storms, giving passengers unforgettable, I must say, sensations.

SHLISSELBURG AS A PRISON

But back to the island of Nut.

Having lost its military significance, the fortress Shlisselburg turned into a prison. They sent political prisoners there. True, initially no special casemates existed - the prisoners were placed either in the former barracks, or in the Menshikov’s house and the Sovereign’s house (not preserved).

Seriously, Alexander III took up the prison system. After the murder of his father, he realized that it was time to take up the suppression of revolutionary sentiment, that too many insurgents, terrorists and disturbers of order had divorced. The emperor himself did not conceal that Shlisselburg should become “a prison for his personal enemies - for terrorists ... for those because of whom he was locked up in Gatchina as a prisoner of war of the Russian revolution”.

The emperor personally developed a regime for the maintenance of prisoners, he himself was engaged in organizing the protection of the fortress. When the construction of the New Prison was over, Alexander and his family visited the fortress with the inspection and summed up: "This is the strongest and most unpleasant punishment."

The jailers in Shlisselburg took only the most reliable and proven gendarmes. Their salary was significantly higher than that of their colleagues from regular prisons, but the requirements for them were completely different. They, in fact, like the prisoners, broke all ties with the outside world, not having the right to talk to any prisoners or to each other. After all, they had to deal with the most dangerous political criminals. Ordinary robbers will begin to be sent to the fortress much later.


In the corridor of the New Prison. Photo: st-roll.ru


The conditions of detention in Shlisselburg were exceptionally harsh, because the prison was originally planned for solitary confinement, the most stringent. In the Old Prison there were 10 cameras, and in the New one - 40. The description made by one of the prisoners - M.V. New Russian. Thus, the cells of the Old Prison constituted ten steps along the diagonal, slightly above human growth there was a window, and the glass in it was frosted. The iron bed was flat for the day, the floor was asphalted. The role of the table was played by a small board attached to the wall. In the same place on the wall hung instructions familiarizing prisoners with prison regulations. Prisoners were scared of death and corporal punishment, but in practice these threats were rarely executed: only two were executed, and no one was flogged, fearing that prisoners, who were mostly free-thinkers and noblemen at that time, would not tolerate such treatment.

Other measures were used more often - depriving tea, a mattress on a bed, imprisonment in a dark or light prison cell ... But as a reward for exemplary behavior, a prisoner could count on admission to the library and to communicate with the priest (do not forget that the conclusion was a single ). Only at the end of the 19th century, 80, were prisoners allowed to make pencil notes, clean up the area and even make a garden. The library was replenished with books on philosophy, mathematics and stories. At about the same time, in the prison building, they renovated, but not to improve the conditions of detention, but to minimize the possibility of escape or communication between prisoners, because they managed to keep in touch with each other through the sewer system! In the same period, it was decided to remake the cells so that the prisoners were always in front of the warden, unable to get out of his field of vision.

Who only did not contain in these walls for all their history! Almost 10 years (half of his life, from 1756 to 1764 year) in Shlisselburg spent heir to the throne, John Antonovich (Ivan VI). They kept him in a special cell, "so that no one could see the prisoner." It seems that the French story about the "Iron Mask" did not give rest to our royal personages. Tsar Peter's first wife Yevdokia Lopukhina and his sister Maria Alekseevna, involved in the plot of Tsarevich Alexei, languished here.



And then the time came for other conspirators — the Narodnaya Volya, the terrorists, the revolutionaries, the rebels. In Shlisselburg, older brother V.I. Lenin Sasha Ulyanov and his friends, impudently encroaching on the tsar. In place of their execution, another prisoner - M.F. Frolenko - planted an apple tree. The tree bloomed every year until it died during one of the Nazi raids aviation. A new tree appeared 15 years after the end of the war - it was planted by members of the Shlisselburg defense.


The camera Vera Figner. Photo: st-roll.ru

There were other famous political prisoners in the fortress. Most did not survive the harsh conditions of detention. But some were lucky to get out. Among them, for example, Vera Figner members of the People’s People’s Movement (having spent years in prison 20) and the aforementioned Mikhail Frolenko, revolutionary Nikolai Morozov ... I would like to tell about the last two in a little more detail.

Frolenko was one of those who “had the honor” among the most dangerous and unreliable to be transferred from Alekseevsky ravel Petropavlovka to Shlisselburg. He got there badly ill - with scurvy, rheumatism, a paralyzed arm and a weakened ear. In the past, a materialist and a pragmatist, now Frolenko believed in God (later he said that he suddenly felt the need for God, as he is portrayed on naive village iconostasis: in God - an old man with a gray hair, who looks at the world from a cloud).

In parallel with religious studies, Frolenko became fascinated by criticism of the theories of Marx, Darwin and his own interpretation of various physical laws.
Another rebel, Morozov, spent a quarter of a century in Shlisselburg. During this time, managed to learn eleven languages, write a lot of works in chemistry, physics, aviation, astronomy and political economy! After the revolution, he published all his works, became a teacher and director of the PF Natural Science Institute. Lesgaft. His name even called the village opposite the Schlusselburg fortress - Morozovka.

In the end, any prison is not only a place for serving sentences, but also a penitentiary institution, that is, a correctional institution.

NEW AGE

Prison ceased to exist in February 1917. Then, on a wave of revolutionary sentiment, a group of workers simply turned into a fortress and demanded the release of all political ones. The prison authorities had to call the local "authority" to compile a list of these. Hardly out of prison, the former prisoners demanded the release of everyone else, and this, no less than six hundred people: murderers, rapists and other criminal mob. It is said that they were all built in the courtyard and asked to swear that they would give up their anti-social activities. This the prisoners did, after which they were provided with documents in which it appeared that they were being released “by the will of the insurgent people”. Whether they have fulfilled their promises, now nobody knows, but it is unlikely: the subsequent events that shook Russia did not have any effect on this.

As for Shlisselburg, already in the first days of March, the Revolutionary Committee ordered the prison to be burned, as they say, to its foundations. The corps flamed for several days ... so that in ten years the fortress was restored and turned into a Museum of the Revolution.

Russian Nutlet


And then there was a war. The Germans themselves occupied the city in early September forty-first. An attempt to repulse him with a “cavalry charge” of the small Shlisselburg assault failed miserably, but the Nazis failed to take the fortress on Orekhovy Island! Ancient stronghold and in the twentieth century showed its impregnability! The fortress was defended by units of the 2nd Rifle Regiment of the 1st Division of the NKVD Troops, the 409th Marine Artillery Battery of the 302nd Separate Artillery Division of the Baltic Fleet and a group of sailors of Ladoga flotilla... and that’s it. Truly a handful of people accomplished the impossible, lasting as long as five hundred days under continuous shelling and bombing, which turned walls, towers and other structures into solid ruins (most now look the same as in that war). The soldiers swore an oath, the words of which were later cast at the memorial to the heroic defenders: “We, the soldiers of the Oreshek fortress, swear to defend it to the last. None of us will leave her under any circumstances. They leave the island: for a while - sick and wounded, forever - dead. We will stand here until the end. "

And the strong Oreshek did not allow the invaders to squeeze the source of the Neva, to transfer to the other side, to cut the Road of Life, which supplied the besieged Leningrad! Throughout all these long days, our troops sought to unblock the city on the Neva precisely from the side of Shlisselburg (from the Sinyavino frontiers). They suffered heavy losses, failed, but eventually succeeded. 12 January 1943 was launched by Operation Spark, launched by the 67 Army of the Leningrad and 2 Shock Army of the Volkhov Fronts. Six days later they joined, freeing Shlisselburg and clearing the entire south coast of Ladoga from the enemy.

In 1944, the city was renamed into Russian style - Petrokrepost. This name he wore to 1992 year.


Photo: Ilya Bim


And the feat of the Soviet soldiers who defended Oreshek was immortalized by the Oath memorial. It is installed directly in the ruins of the destroyed by German shells (and left so in memory of the nightmare of war) St. John the Baptist Cathedral.

On this little piece of land - Orekhovy Island - the epoch, achievements and destinies are intertwined in one tight knot.
Author:
Originator:
http://xn--h1aagokeh.xn--p1ai/
4 comments
Ad

Subscribe to our Telegram channel, regularly additional information about the special operation in Ukraine, a large amount of information, videos, something that does not fall on the site: https://t.me/topwar_official

Information
Dear reader, to leave comments on the publication, you must sign in.
  1. T-73
    T-73 25 July 2015 06: 31
    +1
    In the film "Young Russia" it seems it was epoch-making it shown. Key City. Well, and the application is purely practical, or not? Leave the romance to Dumas the elder (or the younger - to taste). Thanks to the authors for the photo of the memorial - I myself will never be sure there. Nut ... 500 days
    1. Ingvar 72
      Ingvar 72 25 July 2015 18: 59
      0
      Quote: T-73
      Key city

      There is a book with that name in two parts. One about Peter's time, the other from WWII. hi
  2. zoknyay82
    zoknyay82 25 July 2015 09: 31
    +4
    Every summer we move to live in the countryside, it can be said opposite the Oreshek fortress. We catch a fish, swim, resting with bitterness we look at the majestic ruins of this old fortress. Restoration is under way, but at what pace! Novgorodians built it faster. And the Kronstadt forts? Soon they will not exist at all, their fate is not like that of Fort Bayard, nobody needs it. Having such monuments of fortification does not value them, stupidity and greed rules our Motherland.
  3. parusnik
    parusnik 25 July 2015 10: 11
    +3
    One of the episodes of the antiquity of deep ... September 11, 1582 the Swedish army, led by the talented commander Pontus Delagardi, according to some sources, totaled up to 10 thousand people, besieged Oreshek. There were also mercenaries from other European countries. The garrison of the Russian fortress consisted of only 500 archers. From the neighboring Monastic Island, the Swedes fired at the Nut from siege mortars for two days. They managed to smash part of the western fortress wall. Then began the storming of the communities. At the same time, the Swedes put their boats side to side, from coast to island. As a result of the assault, the enemy managed to capture one of the towers near the breach. But they failed to consolidate their success: the defenders of the fortress first recaptured the tower, and then knocked out the enemy from the island. On October 14 another 80 archers arrived on 500 boats to help the Russians. On October 18 a second assault was carried out, which also ended in failure. Despite the huge numerical superiority, the Swedes could not take Oreshek and were forced to urgently retire.

Русский Орешек

Взяв Орешек-Нотебург, Пётр распорядился привести крепость в порядок и подновить согласно последнему слову военной науки. Так появились бастионы — сначала земляные, но их размывало, и к концу века бастионы одели в камень. А кроме того, царь переименовал город в Шлиссельбург — Ключ-город, умело скаламбурив ещё раз. Остров Ореховый — действительно стратегический ключ и к невскому руслу, и к Балтийскому морю. Далёкое от стратегии городское простонародье ломало язык, выговаривая мудрёное немчурское название, и доломало-таки до совершенно неблагозвучного «Шлюшин». По крайней мере так у Даля.

Русский Орешек

Медаль на взятие Шлиссельбурга. Оттиск в серебре подлинными штемпелями золотой офицерской медали в 25 червонцев, Д = 71 мм. Гравер Ф. Алексеев

Ну а сам город в современном понимании этого слова, то есть не крепость, а непосредственно жилой массив, переехал с острова на материк, как мы помним, ещё в XVI веке. От тех времён не осталось, кажется, ничего; отправной точкой развития того Шлиссельбурга, что мы видим сейчас, стало именно возвращение его в лоно Русского государства. Эпицентр старинных достопримечательностей — Соборная площадь и её соседка Красная. На Соборной, разумеется, городской собор, построенный при Екатерине II (1764 год), но в стиле архаизирующего «вроде-как-петровского» барокко, надо полагать, книксен в адрес первого императора. С мощным европейского вида шпилем на колокольне собор, конечно, смотрелся куда импозантнее, однако с годами он шпиль утратил. Рядом — Никольская церковь, тоже, видимо, когда-то бывшая барочной, но за бурный ХХ век растерявшая все свои архитектурные особые приметы. На Красной площади — остатки гостиного двора, парк с корабельными орудиями, плавно перетекающий в водопроводную станцию, и адмиралтейский якорь, поднятый со дна Невы. Две площади соединяет старый мост — самый, наверно, классицистический из всех мостов, ибо его пролёты покоятся не на традиционных быках и устоях, а на самых натуральных колоннах, даже с чем-то вроде капителей.


Мост этот перекинут через Староладожский канал. Это сейчас он почти полностью пересох, хотя в XVIII веке являлся не только самым масштабным из подобных сооружений в Европе (117 километров), но и важнейшей водной артерией. Дело в том, что «окно в Европу» нельзя было считать полностью распахнутым, пока не наладили бесперебойный водный путь из Балтики в глубь России. Теоретически (как говорится, на карте) такой путь существовал, он лежал через Ладожское озеро. Но на самом деле он был сопряжён со многими опасностями. Ладога капризна, здесь часто штормит, что называется, по-морскому: высота волн доходит до шести метров. Речные судёнышки такую волну держать не могут, в сезон ветров ладожскую навигацию приходилось закрывать, ну или терпеть неизбежные убытки, не говоря уже о человеческих жертвах.

Русский Орешек

Гравюра «Взятие Шлиссельбурга», Книга Марсова или воинских дел от войск царскаго величества российских

Рыть канал в обход озера по южному берегу начали по указу Петра в 1719 году, однако частные подрядчики вели строительство столь медлительно и спустя рукава, что четыре года спустя после личной инспекции император повелел руководителей стройки арестовать. Дело поставили «на госучет», хотя по-настоящему развернулись уже после смерти Петра. Летом 1725-го привлекли 7 тысяч вольнонаёмных и в два с половиной раза больше солдат, в итоге уложились строительством в пять лет. В 1731-м пошли первые суда, но вскрылись и первые ошибки. Доработали, обеспечили нормальное судоходство постройкой шлюзов в Шлиссельбурге и Новой Ладоге. И даже после этого сильная засуха грозила полностью парализовать движение, что и случилось в 1826 году. Канал хотели углубить, однако так и не смогли найти подрядчика. В итоге было решено копать новый водный путь — параллельно старому, но ближе к Ладожскому озеру, причём обойтись при этом без сложной системы шлюзов.

Не скоро дело делается. Ещё сорок лет судоводители пользовались старым Петровским каналом, Новоладожский открыли лишь в 1866 году. Но как только открыли, старый совершенно забросили. И если в Шлиссельбурге Староладожский ещё выглядит как что-то… ну хотя бы наполненное водой, то по всей остальной своей длине он напоминает, скорее, канавку. А Новоладожский действует до сих пор — по нему минуют коварное озеро маломерные суда. Большим же приходится пробиваться через ладожские штормы, даря пассажирам незабываемые, надо сказать, ощущения.

ШЛИССЕЛЬБУРГ КАК ТЮРЬМА

Но вернёмся на остров Ореховый.

Утратив своё военное значение, крепость Шлиссельбург превратилась в тюрьму. Туда отправляли политических заключённых. Правда, изначально никаких специальных казематов не существовало — арестантов размещали либо в бывшей казарме, либо в доме Меншикова и Государевом доме (не сохранились).

Всерьёз же за устройство тюрьмы взялся Александр III. После убийства отца он понял, что пришла пора браться за подавление революционных настроений, что развелось слишком много всякого рода бунтарей, террористов и возмутителей порядка. Сам император не скрывал, что Шлиссельбург должен стать «тюрьмой для его личных врагов — для террористов… для тех, из-за кого он с первых же дней своего царствования оказался запертым в Гатчине военнопленным русской революции».

Император лично разработал режим содержания заключённых, сам занимался организацией охраны крепости. Когда закончилось строительство Новой тюрьмы, Александр вместе с семьёй посетил крепость с инспекцией и резюмировал: «Это самое сильное и неприятное наказание».

В тюремщики в Шлиссельбург брали только самых надёжных и проверенных жандармов. Их зарплата была существенно выше, чем у коллег из обычных тюрем, правда, и требования к ним предъявлялись совсем иные. Они, по сути, как и узники, рвали все связи с внешним миром, не имея права разговаривать ни с заключёнными, ни между собой. Ведь им предстояло иметь дело с самыми опасными политическими преступниками. Обыкновенных разбойников начнут отправлять в крепость намного позже.

Русский Орешек

В коридоре Новой тюрьмы. Фото: st-roll.ru


Условия содержания в Шлиссельбурге были исключительно суровые, ведь тюрьму изначально планировали для одиночного заключения, самого строгого. В Старой тюрьме насчитывалось 10 камер, а в Новой — 40. Сохранилось описание, составленное одним из заключённых — М.В. Новорусским. Так, камеры Старой тюрьмы составляли по диагонали всего шагов десять, чуть выше человеческого роста там находилось окно, причём стекло в нём было матовое. Железная кровать на день складывалась, пол был асфальтированный. Роль стола играла маленькая доска, прикреплённая к стене. Там же на стене висела инструкция, знакомившая арестантов с тюремным распорядком. Заключённых пугали смертной казнью и телесными наказаниями, но на практике эти угрозы редко исполнялись: казнили всего двоих, а сечь никого не секли, опасаясь, что заключённые, состоявшие в то время главным образом из вольнодумцев и дворян, не стерпят такого обращения.

Куда чаще применялись другие меры воздействия — лишение чая, матраса на койке, заключение в тёмный или светлый карцер… Зато в качестве поощрения за примерное поведение заключённый мог рассчитывать на допуск к библиотеке и к общению со священником (не забываем, что заключение-то было одиночным). Лишь в конце 80-х годов XIX века узникам позволили делать карандашные записи, заниматься уборкой территории и даже разбить огород. Библиотеку пополнили книгами по философии, математике и истории. Примерно тогда же в тюремном здании провели ремонт, но не с целью улучшить условия содержания, а с целью свести к минимуму возможность побега или общения заключённых между собой, ведь они ухитрялись поддерживать связь друг с другом через канализацию! В тот же период решено было переделать камеры так, чтобы узники всегда находились на глазах у надзирателя, не имея возможности выйти из поля его зрения.

Кого только не содержали в этих стенах за всю их историю! Почти 10 лет (половину своей жизни, с 1756 по 1764 год) в Шлиссельбурге провёл наследник престола Иоанн Антонович (Иван VI). Держали его в особой камере, «чтобы арестанта никто видеть не мог». Похоже, что французская история о «Железной Маске» не давала покоя и нашим царственным особам. Здесь томились первая жена царя Петра Евдокия Лопухина и его сестра Мария Алексеевна, причастная к заговору царевича Алексея.

Русский Орешек


А потом настало время других заговорщиков — народовольцев, террористов, революционеров, бунтарей. В Шлиссельбурге окончили свои дни старший брат В.И. Ленина Саша Ульянов и его друзья, дерзко покушавшиеся на царя. На месте их казни другой заключённый — М.Ф. Фроленко — посадил яблоню. Деревце цвело каждый год, пока не погибло во время одного из налётов фашистской авиации. Новое дерево появилось через 15 лет после окончания войны — его посадили участники обороны Шлиссельбурга.

Русский Орешек

У камеры Веры Фигнер. Фото: st-roll.ru

Были в крепости и другие знаменитые политические узники. Большинство не выдержало суровых условий заключения. Но некоторым посчастливилось выйти. Среди них, например, участники движения народовольцев Вера Фигнер (проведшая в заключении 20 лет) и уже упомянутый Михаил Фроленко, революционер Николай Морозов… О двух последних хотелось бы рассказать чуть подробнее.

Фроленко был из тех, кому «выпала честь» в числе самых опасных и неблагонадёжных быть переведённым из Алексеевского равелина Петропавловки в Шлиссельбург. Туда он попал сильно больным — с цингой, ревматизмом, парализованной рукой и ослабленным слухом. В прошлом материалист и прагматик, теперь Фроленко уверовал в Бога (потом он говорил, что вдруг почувствовал необходимость в Боге, каким его изображают на наивных деревенских иконостасах: в Боге — седовласом старце, который взирает на мир с облака).

Параллельно с религиозными изысканиями Фроленко увлёкся критикой теорий Маркса, Дарвина и собственной трактовкой различных физических законов.
Другой бунтарь — Морозов — провёл в Шлиссельбурге четверть века. За это время успел выучить одиннадцать языков, написать массу трудов по химии, физике, авиации, астрономии и политэкономии! После революции он опубликовал все свои работы, стал преподавателем и директором Естественно-научного института имени П.Ф. Лесгафта. Его именем даже назвали деревню напротив Шлиссельбургской крепости — Морозовка.

В конце концов любая тюрьма — это не только место для отбывания наказаний, но и пенитенциарное учреждение, то есть исправительное.

НОВЫЙ ВЕК

Своё существование тюрьма прекратила в феврале 1917 года. Тогда, на волне революционных настроений, группа рабочих просто заявилась в крепость и потребовала освободить всех политических. Тюремному начальству пришлось вызвать местного «авторитета» для составления списка оных. Едва оказавшись на свободе, бывшие арестанты потребовали освободить всех остальных, а это, ни много ни мало, шестьсот человек: убийцы, насильники и прочий криминальный сброд. Говорят, что их всех построили во дворе и попросили поклясться, что они оставят свои асоциальные занятия. Это заключённые и сделали, после чего их снабдили документами, в которых значилось, что они освобождаются «волею восставшего народа». Выполнили ли они свои обещания, теперь никто не знает, но маловероятно: последующие события, потрясшие Россию, никак к этому не располагали.

Что же до Шлиссельбурга, то уже в первые дни марта ревком распорядился сжечь тюрьму, что называется, до основания. Корпуса пылали несколько дней… чтобы через десять лет крепость отреставрировали и превратили в Музей революции.

Русский Орешек


А потом была война. Сам город немцы оккупировали уже в начале сентября сорок первого. Попытка отбить его «кавалерийским наскоком» малочисленного Шлиссельбургского десанта с треском провалилась, однако взять крепость на острове Ореховом фашисты так и не смогли! Древняя твердыня и в ХХ веке показала свою неприступность! Крепость защищали подразделения 2-го стрелкового полка 1-й дивизии войск НКВД, 409-я морская артбатарея 302-го отдельного артдивизиона Балтфлота да группа моряков Ладожской флотилии… и всё. Поистине горстка людей совершила невозможное, продержавшись целых пятьсот дней под непрерывными артобстрелами и бомбёжками, превратившими стены, башни и другие сооружения в сплошные руины (большинство и сейчас выглядит так же, как в ту войну). Бойцы дали клятву, слова которой после были отлиты на мемориале героям-защитникам: «Мы, бойцы крепости Орешек, клянемся защищать ее до последнего. Никто из нас при любых обстоятельствах не покинет ее. Увольняются с острова: на время — больные и раненые, навсегда — погибшие. Будем стоять здесь до конца».

И крепкий Орешек не давал захватчикам стиснуть исток Невы, переброситься на тот берег, перерезать Дорогу жизни, снабжавшую блокадный Ленинград! На протяжении всех этих долгих дней наши войска стремились деблокировать город на Неве именно со стороны Шлиссельбурга (с Синявинских рубежей). Несли большие потери, терпели неудачи, но в итоге добились своего. 12 января 1943 года грянула операция «Искра», начатая 67-й армией Ленинградского и 2-й ударной армией Волховского фронтов. Через шесть дней они соединились, освободив Шлиссельбург и очистив от врага всё южное побережье Ладоги.

В 1944 году город переименовали на русский манер — в Петрокрепость. Это название он носил до 1992 года.

Русский Орешек

Фото: Илья Бим


А подвиг советских воинов, защищавших Орешек, увековечили мемориалом «Клятва». Он установлен прямо в руинах разрушенного немецкими снарядами (и оставленного так в память о кошмаре войны) Иоанно-Предтеченского собора.

На этом маленьком клочке земли — острове Ореховый — эпохи, свершения и судьбы переплетены в один тугой узел.
Автор: Наталья и Григорий ЕМЕЛЬЯНОВЫ
Первоисточник: http://xn--h1aagokeh.xn--p1ai/


Мнение редакции "Военного обозрения" может не совпадать с точкой зрения авторов публикаций

CtrlEnter
Если вы заметили ошибку в тексте, выделите текст с ошибкой и нажмите Ctrl+Enter
Читайте также
Загрузка...
Комментарии 4
  1. Т-73 25 июля 2015 06:31
    В фильме "Россия молодая" кажется это было эпохально показано. Ключ-город. Ну а применение - сугубо практичное, или не так? Романтику оставьте Дюма-старшему (или младшему - по вкусу). Спасибо авторам за фото мемориала - сам там никогда уверен не окажусь. Орешек... 500 дней
    1. Ингвар 72 25 июля 2015 18:59
      Цитата: Т-73
      Ключ-город

      Книжка есть с таким названием, в двух частях. Одна про Петровское время, другая времён ВОВ. hi
  2. зокняй82 25 июля 2015 09:31
    Каждое лето переезжаем жить загород, можно сказать напротив крепости Орешек. Рыбку ловим, купаемся, отдыхая с горечью смотрим на величественные руины этой старой крепости. Реставрация идет, но какими темпами! Новгородцы строили ее быстрее. А Кронштадтские форты? Скоро их и вовсе нестанет, судьба их не как у форта Баярд, не нужны никому. Имея такие памятники фортификации их не ценим, глупость и жадность правит нашей Родиной.
  3. parusnik 25 июля 2015 10:11
    Один из эпизодов старины глубокой...11 сентября 1582 года шведская армия, руководимая талантливым полководцем Понтусом Делагарди, насчитывала по некоторым источникам до 10 тысяч человек, осадила Орешек. В ней были и наемники из других европейских стран. Гарнизон русской крепости состоял всего из 500 стрельцов. С соседнего Монашеского острова шведы обстреливали Орешек из осадных мортир в течение двух дней. Им удалось разбить часть западной крепостной стены. После чего начался общин штурм. При этом шведы поставили имеющиеся у них лодки борт к борту, от берега до острова. В результате штурма неприятелю удалось захватить одну из башен рядом с проломом. Но закрепить успех им не удалось: защитники крепости сначала отбили башню, а затем выбили неприятеля с острова.14 октября на помощь русским прибыли на 80 ладьях еще 500 стрельцов.18 октября был проведен повторный штурм, также закончившийся неудачей. Несмотря на огромный численный перевес, шведы так и не смогли взять Орешек и вынуждены были срочно ретироваться.

Информация

Посетители, находящиеся в группе Гости, не могут оставлять комментарии к данной публикации.
Картина дня