POWs of World War II

POWs of World War II

History Wars are not only the history of battles, diplomacy, victories, defeats, orders of command and feats, it is also the history of prisoners of war. The fate of Soviet prisoners of war during World War II is one of the most tragic pages of our past. Soviet prisoners of war were captured in their own land, defending this land, and prisoners of war of the Hitler coalition were captured in a foreign land, to which they came as invaders.

In captivity, you can "appear" (having been wounded, falling into an unconscious state, not having weapons and ammunition for resistance) or "surrender" - raise your hands when you can and still have something to fight. Why did the armed man who swore allegiance to his homeland stop resistance? Perhaps this is the nature of man? After all, he obeys the instinct of self-preservation, based on a sense of fear.


“Of course, at first the war was scary. And even very. What is it like a young guy to constantly see how shells are torn, bombs, mines, comrades die, they are crippled by shrapnel, bullets. But then, I noticed, no longer fear, but something else forced to bite into the ground, seek shelter, hide. I would call it a sense of self-preservation. After all, fear paralyzes the will, and a sense of self-preservation makes it necessary to look for ways out of seemingly hopeless situations ", - said the veteran of the Great Patriotic War Ivan Petrovich Spit.

In life there is a partial fear, the fear of a phenomenon. But there is absolute fear when a person is on the verge of death. And this is the most powerful enemy - it turns off thinking, does not allow soberly to perceive reality. A person loses the ability to think critically, analyze a situation, control his behavior. Having suffered a shock, you can break down as a person.

Fear is a massive disease. According to a number of experts, today 9 of millions of Germans periodically suffer from panic attacks, and more than 1 million experience it constantly. And it is in peacetime! This is how World War II responds to the psyche of those born later. Each has its own resistance to fear: in danger, one will fall into a stupor (sharp mental oppression to complete numbness), the other will panic, and the third will calmly seek a way out of this situation. In battle, under the fire of the enemy, everyone is afraid, but they act differently: some fight, and others take at least with their bare hands!

Physical condition influences behavior in battle, sometimes a person "simply cannot". Recently, healthy young men are exhausted by hunger, cold, unhealing wounds, enemy fire without the opportunity to hide ... A vivid example of this is a message from the Volkhov Front army surrounded by 2 shock army (spring 1942 of the year): "The marshes melted, neither trenches, nor dugouts, we eat young foliage, birch bark, leather parts of ammunition, small animals ... 3 weeks received 50 g of rusks ... We ate the last horses ... The last 3 days weren't eating at all ... People are extremely exhausted, there is group mortality due to hunger. " War - permanent hard labor. Soldiers dig up millions of tons of land, usually with a small deminer shovel! Slightly shifted position - dig again; a respite in combat conditions is out of the question. Does any army know about sleep on the go? And here it was commonplace on the march.


In the US Army there is an outlandish type of casualties - "overwork in battle." When disembarking in Normandy (June 1944), it was 20 percent of the total number of those who left the battlefield. In general, in the Second World War, the loss of the United States due to "overwork" amounted to 929 307 people! The Soviet soldier remained in battle formations until death or injury (there was also a change of units, but only because of large losses or considerations of tactics).

We had no war until the rest. The blow of the German military machine could withstand the only force in the world - our army! And our exhausted soldiers sleeping on the march, in need of soldiers who had eaten horses, overcame the well-equipped skillful enemy! Not only soldiers, but also generals ... For our people, who won the most terrible war in the history of mankind, freedom and independence of the Motherland turned out to be most important. For her on the front and in the rear people sacrificed themselves. They sacrificed, therefore they won.

According to various estimates, the number of Soviet soldiers in German captivity in 1941-1945. ranged from 4 559 000 to 5 735 000 people. The numbers are really huge, but there are a lot of objective reasons for such a massive capture of people. The suddenness of the attack played its role in this. In addition, it was massive: about 22 million people crossed the border with the USSR 4,6 June. War began 152 Division, Brigade and the 1 2 motorized regiment of the Wehrmacht, 16 3 Finnish divisions and brigades, 4 Hungarian team, 13 9 Rumanian divisions and brigades, Italian divisions 3, 2 1 Slovak division and brigade. Most of them had combat experience, were well equipped and armed - by that time almost all of the European industry worked for Germany.

On the eve of the war, the Wehrmacht’s General Staff reports on the state of the Red Army noted that its weakness lies in the commanders' fear of responsibility, which was caused by the pre-war purges among the troops. Stalin's opinion that it is better for a Red Army soldier to die than to be captured by the enemy was enshrined in Soviet legislation. The "Provision on military crimes" 1927 of the year established the equality of the concepts of "surrender" and "voluntary transition to the side of the enemy", which was punishable by execution with confiscation of property.

In addition, the will of the defenders was influenced by the lack of a reliable rear. Even if the Soviet fighters and commanders, in spite of everything, kept to death, in the rear they already had burning cities, which mercilessly bombed German planes. Warriors were worried about the fate of their loved ones. Flows of refugees replenished the sea of ​​captives. The atmosphere of panic during the first weeks of the war also played into the hands of the attackers and did not allow them to soberly assess the situation and take the right decisions to fight the invaders.

The order of the People’s Commissar of Defense of the USSR No. 270 of 16 of August 1941 emphasized: “Commanders and political workers who, during a battle, tear down insignia and deserting to the rear or surrender to the enemy, are considered to be malicious deserters whose families are subject to arrest as relatives who violated the oath and betrayed deserters of their homeland ... To oblige each soldier, regardless of his official position, to demand from his superior, if part of him is surrounded, to fight to the last opportunity to break through His own, and if a boss or a part of the organization of the Red Army instead repel the enemy would prefer to surrender his prisoner - to destroy them by all means, both terrestrial and air, and the family surrendered captive Red Army to deny state benefits and help. "

With the beginning of the war, it became clear that the extermination of not only the prisoners, but also the civilian population, was taking on an ever more terrifying scale. Trying to rectify the situation, June 16 27, the People's Commissar for Foreign Affairs Vyacheslav Molotov, telegraphs the chairman of the ICRC (International Committee of the Red Cross) about the Soviet Union’s readiness to exchange lists of prisoners of war and the possibility of revising the attitude to the Hague Convention on Laws and Customs of Land Warfare. We must not forget that it was precisely with the refusal of the USSR to accede to the Geneva Convention that Hitler motivated his appeals not to apply the rules of international law to Soviet prisoners of war. A month before the invasion of the Soviet Union, the Wehrmacht High Command (RCC) prepared instructions on the treatment of the captured representatives of political power in the Red Army. One of the proposals was reduced to the need to destroy the political commissars in the front camps.


17 July 1941 of the year Vyacheslav Molotov made a special note through the embassy and the Red Cross of Sweden brought Germany and her allies to the USSR’s consent to comply with the requirements of the Hague Convention 1907 of the Year "On the laws and customs of land warfare". The document emphasized that the Soviet government would comply with the requirements of the convention with respect to fascist Germany "only to the extent that this convention will be observed by Germany itself." A Gestapo order was dated the same day that provided for the destruction of "all Soviet prisoners of war who were or could be dangerous to National Socialism."

The attitude to the prisoners in Russia has long been humane. Mercy to the vanquished was demanded by the “Council Code” of Moscow Russia (1649): “The enemy, asking for mercy, to spare; not to kill unarmed; not to fight with women; not to touch young people with prisoners, to be humanely ashamed, to be ashamed of barbarism. philanthropy. A soldier must defeat the might of an enemy, and not defeat unarmed. " And they did this for centuries.


After 1945, the 4 of a million Germans, Japanese, Hungarians, Austrians, Romanians, Italians, Finns turned out to be in our captivity ... What was the attitude towards them? They felt sorry for them. Of the captured Germans, two thirds of us survived; of ours in German camps, one third! “We were fed better in captivity than the Russians themselves ate. I left part of my heart in Russia,” testifies one of the German veterans who survived Soviet captivity and returned to their homeland, Germany. The daily ration of an ordinary prisoner of war according to the norms of the boiler allowance for prisoners of war in the NKVD camps was 600 grams of rye bread, 40 grams of meat, 120 grams of fish, 600 grams of potatoes and vegetables, other products of total energy value 2533 kcal per day.

Unfortunately, most of the provisions of the Geneva Conventions on the Treatment of Prisoners of War remained on paper. German captivity - one of the darkest phenomena of the Second World War. The picture of fascist captivity was very difficult, the atrocities did not stop throughout the war. Everyone knows what the "cultural" Germans and Japanese did during the Second World War, conducting experiments on people, mocking them in the death camps ... That's how KD wrote. Sparrows in his story "This is us, Lord! ...", about what he had to endure in fascist captivity: "Kaunas camp" G "was a quarantine transfer point. There was therefore no special" accomplishments "in it typical of standard camps. But there were SS men armed with ... iron shovels. They were already standing lined up, tiredly leaning on their “military weapons.” The camp gates behind the exhausted Major Velichko had not yet closed, as SS men with inhuman whooping crashed into the thick of the prisoners and began to kill them. Blood spattered the kami flew off the skin felled with the wrong slanting of a shovel. The camp was announced with a roar of rabid murderers, moans of the people being killed, heavy tramp of legs in fear of the people who were throwing around. ”

Or another: "The ration of food issued by the prisoners was 150 grams of moldy bread from sawdust and 425 grams of gruel per day ... In Šiauliai the largest building is a prison. In the courtyard, in the corridors, in four hundred cells, in the attic - wherever it was possible that people were sitting, standing, writhing. There were more than one thousand of them. They were not fed. The Germans had been dismantled. The dead people were killed by typhus and famine were cleaned from the first floor and from the courtyard. the number of lice. In the morning six machine gunner They drove into the prison courtyard. Three wagons filled with corpses and still breathing were taken from prison to the field. Each van dragged fifty prisoners. The place where half-corpses were dumped into a huge ditch was separated from the city four versts. Of the one hundred and fifty people carrying terrible cargo, they reached there one hundred and twenty. Eighty-ninety returned. The rest were shot on the way to the cemetery and back. "

Nevertheless, many of the captured tried to escape: in groups, alone, from the camps, during shipment. Here are data from German sources: "On 01.09.42 (for 14 months of war): 41300 Russians fled from captivity." Further more. Minister of Economics of Hitler's Germany, Speer, reports to the Führer: "The shoots became rampant: every month, out of the total number of those who fled, they are able to find and return to the places of work up to 40000 people." By 01.05.44, the city (there is still a year of war) while attempting to escape 1 killed a million prisoners of war. Our grandfathers and fathers!

In Germany and the USSR since the Second World War, relatives of the missing person were denied support (they did not pay benefits, pensions). The person who surrendered to captivity was perceived as an enemy; this was not only the position of the authorities, but also the attitude of society. Hostility, lack of sympathy and social support - all of these former prisoners faced daily. In Japan, suicide was preferred to captivity; otherwise, close relatives of the prisoner were persecuted in their homeland.

In 1944, the return of prisoners of war and repatriated prisoners to the Soviet Union increased dramatically. In the summer of this year, a new filtering and inspection system was introduced for all returnees by the state security agencies. To check the "former Red Army soldiers who were captured and surrounded by the enemy," a whole network of special camps was created. In 1942, in addition to the former Yug special camp, 22 camps were established in the Vologda, Tambov, Ryazan, Kursk, Voronezh and other areas. In practice, these special camps were high-security military prisons, and for prisoners who, overwhelmingly, did not commit any crimes.

Prisoners of war freed from special camps were reduced to special battalions and sent to remote areas of the country for permanent work at enterprises of the timber and coal industry. Only 29 June 1956 of the Central Committee of the CPSU and the USSR Council of Ministers adopted a resolution "On the elimination of the consequences of gross violations of the law in relation to former prisoners of war and their families." Since 1956, all ex-prisoners ’cases have been reviewed. The vast majority of them are rehabilitated.

Objectively, captivity is always a defeat, submission to the will of the enemy. But at the same time, this is the right of an unarmed person. Being in captivity, a warrior must rely on the protection of his rights by the state that sent him to the front. The state is obliged to adhere to one of the ancient international principles - the return of a prisoner of war to his homeland and his restoration in all the rights of a citizen. In addition, on the part of the state that captured the soldier in captivity, the norms of international law must be respected.

The following facts are interesting. In 1985, the medal "For decent service in captivity" was instituted in the USA. It is awarded to soldiers who have been in captivity, including posthumously. And on April 9, 2003, the American president announced a new state holiday - the Day of Remembrance of American Prisoners of War. Addressing this to the nation, he said: "They are national heroes, and their service in our country will not be forgotten." All this asserts in the soldiers the assurance that they will be taken care of. In the minds of American soldiers, the idea that their homeland in the war does not forget and does not blame them for anything, if they are not “lucky” in the war, is firmly entrenched. In Western countries, people think differently: "The most valuable thing in life is life itself, which is given only once. And you can do anything to save it." Expressions such as "die for one's homeland," "sacrifice oneself," "honor is worth more than life," "one cannot betray" have long been no longer a measure of a soldier and a man for them.
Originator:
http://otvoyna.ru
Ctrl Enter

Noticed a mistake Highlight text and press. Ctrl + Enter

1 comment
Information
Dear reader, to leave comments on the publication, you must to register.

I have an account? Sign in

Военнопленные Второй мировой войны

Военнопленные Второй мировой войны

История войн – это не только история битв, дипломатии, побед, поражений, приказов командования и подвигов, это еще и история военнопленных. Судьба советских военнопленных в годы Второй мировой войны составляет одну из самых трагичных страниц нашего прошлого. Советские военнопленные попадали в плен на своей земле, защищая эту землю, а военнопленные гитлеровской коалиции оказывались в плену на чужой земле, в которую они пришли как захватчики.

В плену можно "оказаться" (получив ранение, впав в бессознательное состояние, не имея оружия и боеприпасов для сопротивления) или "сдаться" – поднять руки, когда ещё можно и есть чем сражаться. Почему же присягнувший на верность родине вооружённый мужчина прекращает сопротивление? Может быть, такова природа человека? Ведь он повинуется инстинкту самосохранения, в основе которого чувство страха.

"Конечно, поначалу на войне было страшно. И даже очень. Каково это молодому парню постоянно видеть, как снаряды рвутся, бомбы, мины, товарищи погибают, их калечит осколками, пулями. Но потом, я заметил, уже не страх, а нечто другое заставляло вгрызаться в землю, искать укрытия, прятаться. Я бы назвал это чувством самосохранения. Ведь страх парализует волю, а чувство самосохранения заставляет искать выходы из, казалось бы, безвыходных ситуаций", – так вспоминал об этом чувстве ветеран Великой Отечественной войны – Иван Петрович Вертелко.


В жизни бывает страх частичный, страх какого-то явления. Но бывает и абсолютный страх, когда человек находится на краю гибели. И это самый сильный враг – он отключает мышление, не позволяет трезво воспринимать действительность. Человек теряет способность критически мыслить, анализировать ситуацию, управлять своим поведением. Перенеся шок, можно сломаться как личность.

Страх – массовая болезнь. По оценке ряда экспертов, сегодня 9 миллионов немцев периодически страдают приступами панического страха, а более 1 миллиона испытывают его постоянно. И это в мирное время! Вот как отзывается Вторая мировая в психике тех, кто родился позже. В каждом заложена своя устойчивость к страху: при опасности один впадёт в ступор (резкое психическое угнетение до полного оцепенения), другой – в панику, а третий хладнокровно ищет выход из сложившейся ситуации. В бою, под огнем противника боятся все, но поступают по-разному: одни сражаются, а других бери хоть голыми руками!

На поведение в бою влияет физическое состояние, порой человек "уже просто не может". Недавно здоровые молодые мужчины измучены голодом, холодом, незаживающими ранами, огнём врага без возможности укрыться… Яркий пример этого – сообщение из окружённой 2-й ударной армии Волховского фронта (весна 1942 года): "Болота растаяли, ни окопов, ни землянок, едим молодую листву, березовую кору, кожаные части амуниции, мелких животных… 3 недели получали по 50 г сухарей… Доели последних лошадей… Последние 3 дня не ели вообще... Люди крайне истощены, наблюдается групповая смертность от голода". Война – постоянный каторжный труд. Солдаты перекапывают миллионы тонн земли, как правило, малой саперной лопатой! Чуть сдвинулись позиции – копай опять; о передышке в боевых условиях не может быть и речи. Знает ли какая-нибудь армия о сне на ходу? А у нас это было обычным явлением на марше.

Военнопленные Второй мировой войны

В армии США есть диковинный вид потерь – "переутомление в бою". При высадке в Нормандии (июнь 1944-го) оно составило 20 процентов от общего числа выбывших из боя. В целом во Второй мировой войне потери США по причине "переутомления" составили 929 307 человек! Советский солдат оставался в боевых порядках до гибели или ранения (бывала и смена подразделений, но лишь по причине больших потерь или соображений тактики).

Нам всю войну было не до отдыха. Удар германской военной машины могла выдержать единственная сила в мире – наша армия! И наши измотанные, спящие на марше, при нужде съевшие лошадей солдатики перемогли отлично оснащённого умелого врага! Не только солдаты, но и генералы... Для нашего народа, победившего в самой страшной войне в истории человечества, свобода и независимость Родины оказались важнее всего. Ради нее на фронтах и в тылу люди жертвовали собой. Жертвовали, поэтому и победили.

По разным оценкам число советских солдат в германском плену в 1941-1945 гг. составляло от 4 559 000 до 5 735 000 человек. Цифры действительно огромные, но объективных причин такого массового пленения людей немало. Свою роль в этом сыграла внезапность нападения. Кроме того, оно было массированным: границу с СССР 22 июня перешли около 4,6 млн. человек. Войну начали 152 дивизии, 1 бригада и 2 моторизованных полка вермахта, 16 финляндских дивизий и 3 бригады, 4 венгерские бригады, 13 румынских дивизий и 9 бригад, 3 итальянские дивизии, 2 словацких дивизии и 1 бригада. Большинство из них обладали опытом ведения боевых действий, были хорошо оснащены и вооружены – на Германию к тому времени работала почти вся промышленность Европы.

Накануне войны сводки генштаба вермахта о состоянии Красной Армии отмечали, что её слабость заключается и в страхе командиров перед ответственностью, что было вызвано предвоенными чистками в войсках. Мнение Сталина о том, что воину Красной Армии лучше погибнуть, чем оказаться во вражеском плену было закреплено в советском законодательстве. "Положением о воинских преступлениях" 1927 года устанавливалось равенство понятий "сдача в плен" и "добровольный переход на сторону противника", который карался расстрелом с конфискацией имущества.

Кроме этого, на волю обороняющихся влияло отсутствие надежного тыла. Даже если советские бойцы и командиры вопреки всему держались насмерть, в тылу у них уже были горящие города, которые нещадно бомбили немецкие самолеты. Воины испытывали тревогу за судьбу близких. Потоки беженцев пополняли море пленников. Атмосфера паники первых недель войны также играла на руку нападавшим и не позволяла трезво оценивать сложившуюся обстановку и принимать правильные решения по борьбе с захватчиками.

В приказе народного комиссара обороны СССР № 270 от 16 августа 1941 года подчеркивалось: "Командиров и политработников, во время боя срывающих знаки различия и дезертирующих в тыл или сдающихся в плен врагу, считать злостными дезертирами, семьи которых подлежат аресту как родственники нарушивших присягу и предавших свою родину дезертиров... Обязать каждого военнослужащего независимо от его служебного положения потребовать от вышестоящего начальника, если часть его находится в окружении, драться до последней возможности, чтобы пробиться к своим, и если такой начальник или часть красноармейцев вместо организации отпора врагу предпочтут сдаться ему в плен – уничтожать их всеми средствами, как наземными, так и воздушными, а семьи сдавшихся в плен красноармейцев лишать государственного пособия и помощи".

С началом войны стало ясно, что истребление не только пленных, но и мирного населения принимает все более ужасающие масштабы. Пытаясь исправить положение, 27 июня 1941 года нарком иностранных дел Вячеслав Молотов телеграфирует председателю МККК (Международный Комитет Красного Креста) о готовности Советского Союза осуществить обмен списками военнопленных и возможности пересмотра отношения к Гаагской конвенции "О законах и обычаях сухопутной войны". Нельзя забывать, что именно отказом СССР присоединиться к Женевской конвенции мотивировал Гитлер свои призывы не применять в отношении советских военнопленных нормы международного права. За месяц до вторжения в Советский Союз Верховное командование вермахта (ОКВ) подготовило инструкции об обращении с захваченными в плен представителями политической власти, находящимися в РККА. Одно из предложений сводилось к необходимости уничтожения политкомиссаров еще во фронтовых лагерях.

17 июля 1941 года Вячеслав Молотов специальной нотой через посольство и Красный Крест Швеции довел до сведения Германии и её союзников согласие СССР выполнять требования Гаагской конвенции 1907 года "О законах и обычаях сухопутной войны". В документе подчеркивалось, что Советское правительство будет соблюдать требования конвенции в отношении фашистской Германии "лишь постольку, поскольку эта конвенция будет соблюдаться самой Германией". Тем же днём датирован приказ гестапо, предусматривавший уничтожение "всех советских военнопленных, которые были или могли быть опасны для национал-социализма".

Отношение к пленным на Руси издавна было гуманным. Милосердия к побеждённым требовало "Соборное уложение" Московской Руси (1649 г.): "Неприятеля, просящего пощады, щадить; безоружных не убивать; с бабами не воевать; малолетков не трогать. С пленными поступать человеколюбиво, стыдиться варварства. Не меньше оружия поражать врага человеколюбием. Воину надлежит мощь вражескую сокрушать, а не безоружных поражать". И так поступали веками.

Военнопленные Второй мировой войны

После 1945 года у нас в плену оказалось 4 миллиона немцев, японцев, венгров, австрийцев, румын, итальянцев, финнов… Каким было отношение к ним? Их жалели. Из пленных немцев у нас выжили две трети, из наших в немецких лагерях – треть! "В плену нас кормили лучше, чем ели сами русские. Я оставил в России часть своего сердца", – свидетельствует один из немецких ветеранов, переживший советский плен и вернувшийся на родину, в Германию. Суточный рацион рядового военнопленного по нормам котлового довольствия для военнопленных в лагерях НКВД составлял 600 граммов ржаного хлеба, 40 граммов мяса, 120 граммов рыбы, 600 граммов картофеля и овощей, другие продукты общей энергетической ценностью 2533 ккал в день.

К сожалению, большинство положений Женевские конвенции "Об обращении с военнопленными" оставались лишь на бумаге. Немецкий плен – одно из самых мрачных явлений Второй мировой войны. Уж очень тяжелой была картина фашистского плена, всю войну зверства не прекращались. Все знают, что делали во время Второй мировой войны "культурные" немцы и японцы, проводя эксперименты на людях, издеваясь над ними в лагерях смерти… Вот как писал К.Д. Воробьев в своей повести "Это мы, Господи!… ", о том, что довелось ему пережить в фашистском плену: "Каунасский лагерь "Г" был карантинным пересылочным пунктом. Не было поэтому в нем особых "благоустройств", свойственных стандартным лагерям. Но в нем были эсэсовцы, вооруженные… железными лопатами. Они уже стояли, выстроившись в ряд, устало опершись на свое "боевое оружие". Еще не успели закрыться ворота лагеря за изможденным майором Величко, как эсэсовцы с нечеловеческим гиканьем врезались в гущу пленных и начали убивать их. Брызгала кровь, шматками летела срубленная неправильным косым ударом лопаты кожа. Лагерь огласился рыком осатаневших убийц, стонами убиваемых, тяжелым топотом ног в страхе метавшихся людей».

Или вот ещё: "Паек пищи, выдаваемый пленным, составлял 150 граммов плесневелого хлеба из опилок и 425 граммов баланды в сутки… В Шяуляе самое большое здание – тюрьма. Во дворе, в коридорах, в четырехстах камерах, на чердаке – всюду, где только было возможно, сидели, стояли, корчились люди. Была их там не одна тысяча. Их не кормили. Водопровод немцы разобрали. Умерших от тифа и голода убирали с первого этажа и со двора. В камерах и коридорах остальных этажей трупы валялись месяцами, разъедаемые несметным количеством вшей. По утрам шесть автоматчиков заходили во двор тюрьмы. Три фургона, наполненные мертвецами и еще дышащими, вывозились из тюрьмы в поле. Каждый фургон тащили пятьдесят пленных. Место, где сваливали в огромную канаву полутрупы, отстояло от города в четырех верстах. Из ста пятидесяти человек, везущих страшный груз, доходили туда сто двадцать. Возвращались восемьдесят – девяносто. Остальных пристреливали по пути на кладбище и обратно".

И всё-таки многие попавшие в плен пытались бежать: группами, в одиночку, из лагерей, во время пересылки. Вот данные немецких источников: "На 01.09.42 г. (за 14 месяцев войны): из плена бежало 41300 русских". Дальше – больше. Министр экономики гитлеровской Германии Шпеер докладывает фюреру: "Побеги приняли угрожающие размеры: ежемесячно из общего числа бежавших удаётся обнаружить и вернуть к местам работ до 40000 человек". К 01.05.44 г. (предстоит ещё год войны) при попытке к бегству убит 1 миллион военнопленных. Наших дедов и отцов!

В Германии и СССР времён Второй мировой близким пропавшего без вести отказывали в поддержке (не платили пособия, пенсии). Сдавшийся в плен человек воспринимался как враг, это не только была позиция власти, но и отношение общества. Враждебность, отсутствие сочувствия и социальной поддержки – со всем этим бывшие пленные сталкивались повседневно. В Японии плену предпочитали самоубийство, в противном случае близкие пленного подвергались гонениям на родине.

В 1944 году поток возвращающихся в Советский Союз военнопленных и репатриированных резко увеличился. Летом этого года была разработана, а затем введена новая система фильтрации и проверки органами государственной безопасности всех возвращающихся лиц. Для проверки "бывших военнослужащих Красной Армии, находившихся в плену и окружении противника", была создана целая сеть специальных лагерей. В 1942 году кроме существовавшего ранее Южского спецлагеря было создано ещё 22 лагеря в Вологодской, Тамбовской, Рязанской, Курской, Воронежской и других областях. Практически эти спецлагеря представляли собой военные тюрьмы строгого режима, причём для заключённых, которые в подавляющем большинстве не совершали каких-либо преступлений.

Освобожденные из спецлагерей военнопленные сводились в особые батальоны и направлялись в отдалённые районы страны на постоянную работу на предприятиях лесной и угольной промышленности. Только 29 июня 1956 г. ЦК КПСС и Совет Министров СССР приняли постановление "Об устранении последствий грубых нарушений законности в отношении бывших военнопленных и их семей". С 1956 г. все дела бывших военнопленных были пересмотрены. Подавляющее большинство из них – реабилитировано.

Объективно, плен – это всегда поражение, подчинение воле противника. Но вместе с тем, – это и право безоружного. Находясь в плену, воин должен рассчитывать на защиту своих прав со стороны государства, пославшего его на фронт. Государство обязано придерживаться одного из древних международных принципов – возвращение военнопленного на Родину и восстановление его во всех правах гражданина. Кроме этого, со стороны государства, захватившего военнослужащего в плен, должны соблюдаться нормы международного права.

Интересны следующие факты. В 1985 году в США была учреждена медаль "За достойную службу в плену". Ею награждают солдат, побывавших в плену, в том числе и посмертно. А 9 апреля 2003 года американский президент объявил о новом государственном празднике – Дне памяти американских военнопленных. Обращаясь по этому поводу к нации, он сказал: "Они являются национальными героями, и их служба нашей страной не будет забыта". Всё это утверждает в солдатах уверенность, что о них позаботятся. В сознании американских солдат прочно укоренилась мысль о том, что родина своих на войне не забывает и ни в чем не обвиняет, если им на войне "не повезёт". В западных странах люди думают иначе: "Самое ценное в жизни – сама жизнь, дающаяся только раз. И можно идти на всё ради ее сохранения". Такие выражения, как "умереть за родину", "жертвовать собой", "честь дороже жизни", "предавать нельзя" уже давно не являются для них мерилом солдата и мужчины.
Первоисточник: http://otvoyna.ru


Мнение редакции "Военного обозрения" может не совпадать с точкой зрения авторов публикаций

CtrlEnter
Если вы заметили ошибку в тексте, выделите текст с ошибкой и нажмите Ctrl+Enter
Читайте также
Комментарии 1
  1. ballian 26 октября 2011 09:28
    !) Здесь утверждается что в плену выжило "две трети немцев" - на самом деле намного больше - 85 % (стат. справочник Кривошеева).Впрочем умирать немцам и по времени особо некогда было - подавляющее большинство попало в плен в 45 и 44 годах. в послевоенные годы смертность их значительно снизилась.Например из попавших в плен под Сталинградом в плену погибло вообще 95 % немцев (выжило только 5 %), но это в основном потому что немцы там здались когда были на пределе истощения.

    2)Приводимые тут официальные нормы продовольствия которыми якобы немцев кормили - это советская туфта.
    Верящим в это ,точно также надо верить что заключенные ГУЛАГа питались ничем не хуже (а даже лучше) чем на "воле" . Читал в одном блоге приводимый сталинистами документ о нормах питания заключенных ГУЛАГа - кажется там только черной икры для счастья зэков не хватало.
    ballian

Информация

Посетители, находящиеся в группе Гости, не могут оставлять комментарии к данной публикации.
Картина дня