Military Review

Anti-tank mine TM-35

10
The first Russian serial anti-tank mine T-4 did not differ high performance and reliability. In addition, the country had limited capabilities, which is why the mine never went into mass production. However, the need to create a new weapons To combat the enemy's armored vehicles is not lost. As a result, a new mine, TM-1935, was developed by 35.

The anti-tank mine TM-35 was put into service in 1935, and soon began to enter the engineering units of the Red Army. This product was devoid of some of the shortcomings of the previous T-4, which opened the way for the troops and allowed it to be actively used up to the 1941-42 years. The main reason for such success can be considered as a rather successful (in comparison with T-4) design, devoid of the drawbacks of the previous development. The T-4 operating experience was taken into account when creating a new weapon, which made it possible to get rid of some negative features. However, the new mine, as it turned out, was not without flaws.

The development of the industry allowed to equip the mine TM-35 with a metal case. It consisted of a main box and a lid of characteristic shape, which was a truncated pyramid. The body of the mine had dimensions of 23х22 cm, the total height with the lid installed was 8,5 cm. The design provided for the use of only one type of body, thanks to which all serial mines weighed about 5,2 kg. For convenience of carrying, a wire handle was provided on one of the case walls.

Anti-tank mine TM-35
General view of the mines TM-35. Photo Saper.etel.ru


The TM-35 mine was a metal stamped box. On its walls there were protruding teeth, which were proposed to be used in the final assembly of the mine. The housing cover consisted of a curved top and a smooth inner sheet. On one side of the box and the lid, a loop was provided with which they were connected to each other. The loop made it possible to open the lid for final assembly of the mine before installation.

Near one of the walls of the case there was a box with the dimensions 10х2,5х5, see. A hole with a sliding cover was drilled in the case next to it. The inner end of the box had a hole for the installation of the fuse. The main charge of the mine was located around the box in the hull. The hull dimensions allowed the use of 6 explosive sacks weighing 400 g and 2 sacks weighing 200 g. Thus, the total charge of ammunition weighed 2,8 kg. If necessary, the mine could be filled with powdered explosive, but in this case no more than 2,4 kg of explosives were placed in the hull. Trotyl, ammotol, a French mixture or other available explosive could be used to hit a target.

Inside the box housing located fuse and related parts. The fuse MUV, connected to the capsule-detonator No. 8 (according to other data, the MD-2 fuse was used) was placed inside the mine through an opening in the front wall of the hull. In this case, the detonator cap passed through a hole in the inner wall of the case and was in contact with one of the explosives. Above the fuse was suspended on the axis of the lever of a curved shape, made of a flat metal plate. It was he who was responsible for triggering the fuse. In addition, in the middle part of the cover a special bolt was provided, which was in contact with the free (upper) arm of the lever.


The overall layout of mines. Figure Saper.etel.ru


Fuse MVU had a fairly simple design. Inside the cylindrical body there was a mainspring and a drummer. The latter, in the cocked position, was pulled out of the case and fixed with a P-shaped check. For safe transportation used additional safety check. At the bottom of the fuse body there was a thread for installing the blasting cap. When removing the checks, the mainspring had to move the drummer and cause the pyrotechnic mixture of the primer to ignite.

Mines TM-35 were delivered to the troops disassembled. Empty hulls were transported separately from explosives and fuses. The final assembly of the mines was carried out by sappers before entering the combat mission. In preparing the mines for use, a set of eight checkers was inserted into the hull or a powdered explosive was poured. After that, the mine was ready for delivery to the installation site.

To install the TM-35 product, in addition to the MUV fuse and the No. XXNX detonator blaster, two special templates were required to check the status of various parts. One template was a long wooden bar, whose diameter coincided with the diameter of the fuse MCU. Such a template was used to check the location of the fuse and the blasting cap before installing them: it was used to check the correct mutual position of several parts, including the swinging lever and the checker socket in contact with the blasting cap.


Housing mines, see the lever. Photo Dimon777 / Forum.guns.ru


The second pattern was a metal plate with a cutout of the desired size. During the installation of the mines should open the lid and check the position of the pressure bolt. He should not have protruded from the lower part of the cover more than a set distance. In the correct position, the lower part of the bolt could touch the free arm of the lever, but it should not have put pressure on it.

After checking all the elements of the mine, the sapper had to put the fuse in place without safety checks and the blasting cap. For this, the lid on the front wall of the mine was moved and the cylindrical parts were neatly inserted into the ammunition. During the installation of the fuse, the miner had to get the detonator cap into the hole in the rear wall of the inner box of the case, and also put the fuse combat checks ring on the pointed end of the lever arm. In its place, the fuse was fixed with a cap on the wall, returned to its place.

After installing all the necessary parts, you should carefully close the housing cover and secure it in its place. To hold the cover, several teeth were used on the upper face of the body, which were bent and meshed with the side surface of the cover.

A ready-to-use mine could be placed in a hole of appropriate size or placed on the ground surface. Also allowed to install in the snow.


Incision of TM-35 mines. Figure Saper.etel.ru


By the principle of operation of the fuse, the TM-35 mine was little different from the previous T-4. In it, as before, a lever was used that connected the target sensor and the fuse. Undermining of a new model was to be carried out at a pressure on the upper part of the lid with dimensions 18х18 cm with a force of the order of 120-260 kg. At the same time, a deformation of the lid design occurred, as a result of which the pressure bolt was lowered and pressed on its lever arm. The second end of the lever had to pull out the fuse's check, freeing his drummer. After extracting the checks an explosion occurred.

The anti-tank mine TM-35 could have a charge weighing 2,4-2,8 kg. This made it possible to destroy vehicles or damage armored vehicles. The operation in the normal way under the people was excluded due to the relatively low sensitivity of the target sensor. However, over time, mines with a metal hull could become dangerous for humans. Any means that impeded the neutralization or made it impossible, were not provided. However, in this case, the mine could be a danger to the sappers.

The TM-35 product had a metal case, which affected its service life. In fact, such a mine could be in its place and wait for the enemy to appear for several months or years. However, the actual characteristics of the leaking ammunition depended on several factors. For example, a mine with TNT bones could remain operational for years or decades, while ammonite and other explosives would quickly melt and lose their properties.

It is also necessary to note the corrosive destruction of metal parts. The relatively high triggering force of the TM-35 mine was associated with the design of the cover. When the cover was damaged or destroyed, the force required to collapse it was noticeably reduced. Finally, one should not forget about the sufficiently sensitive MUV fuse: to extract the checks, an effort of no more than 1-3 kg was required. Thus, the TM-35 mine eventually became dangerous not only for equipment, but also for people.


The body of the TM-35M mines. Photo Lexpev.nl


The anti-tank mines TM-35 produced in large batches for several years. In the course of mass production at various enterprises, various technological changes were introduced into the design of the munition. The characteristics of the mines remained at a given level. Production and supply of mines TM-35 in the base configuration lasted until the 1940 year. Soon after this, a new modification of the mine, called TM-35M, was developed and put into series.

The main difference between the modernized TM-35M and the basic TM-35 was the high case height. By increasing the overall height of the mine to 11,5 cm (while maintaining other sizes), it was possible to increase the volume of the hull. Increasing the height of the mines by only 3 cm allowed to increase the internal volume of the mines by 1,7 liters and increase the explosive charge to 4 kg. As before, the mine could be filled with TNT, ammotol, French mixture, etc. After the modifications, the total weight of the ammunition increased to 7 kg. Other characteristics remained unchanged.

The first armed conflict in which the TM-35 anti-tank mines were used was the Soviet-Finnish war. During this conflict, it was found that the available charge of no more than 2,8 kg does not always ensure defeat of the target. In addition, there were certain problems associated with the operation of metal products in a damp climate and in the autumn period.

However, the main problem of TM-35 was not associated with an insufficient charge or a body that is not resistant to corrosion. In practice, it turned out that the proposed method of equipment and the installation of mines seriously hampers the work of sappers. Thus, the need to equip the buildings with explosive swords led to a loss of time. The installation of mines was also a difficult and lengthy process. The rather complicated installation of the fuse did not allow mining in the vicinity of the leading edge or at night. The work of the sappers was also complicated by the high sensitivity of the MUV fuse and the need to install it with the extracted safety check.


Housing mines TM-35M in the open. Photo Lexpev.nl


Due to the existing problems, the TM-35 mines could be installed only during the day and only at some distance from the front edge. Thus, the quick and covert installation of minefields in dangerous areas was almost completely eliminated. As for the lack of power, the low weight of the mine’s own charge was usually compensated by laying additional explosives next to it.

The anti-tank mines TM-35 had insufficient performance and were difficult to handle. This was one of the reasons that their production ceased during the Soviet-Finnish war. Shortly thereafter, production of modernized TM-35M products was launched, however, in the new project only one problem was solved - insufficient charge weight.

From 1935 to 1940, the Soviet industry produced a fairly large number of mines TM-35, some of which were consumed during the war with Finland. However, after the end of this conflict, a large number of such weapons remained in stock. After the start of World War II mines began to be used again. Available stocks were enough to use before the start of the 1942 year. In addition, in parallel with the TM-35, advanced TM-35М were actively used.

Production of anti-tank mines TM-35M continued during the Great Patriotic War. Such weapons were actively used on all fronts, both independently and in parallel with other mines of similar purpose. With the advent of newer and improved mines, the TM-35M began to gradually go out of use. The latest ammunition of this type, according to various sources, was used in 1944-45. By this time, the Red Army already had anti-tank mines of new models, devoid of the shortcomings of the products of the TM-35 family.


On the materials of the sites:
http://saper.etel.ru/
http://lexpev.nl/
http://eragun.org/
http://jmu.edu/
Author:
10 comments
Ad

Subscribe to our Telegram channel, regularly additional information about the special operation in Ukraine, a large amount of information, videos, something that does not fall on the site: https://t.me/topwar_official

Information
Dear reader, to leave comments on the publication, you must sign in.
  1. igordok
    igordok 23 July 2015 08: 10
    +6
    Thanks again.
    I wondered which case is more convenient for PT mines: "square" or "round"?
    For production and equipment, perhaps "square".
    For installation - I do not know, not an expert.
    Most of the "old" mines are "square", the "new" PTMs are "round".
    1. pilot8878
      pilot8878 23 July 2015 22: 21
      +1
      Quote: igordok
      Most "old" mines are "square"

      Teller mines - round, our PMZ-40 ... The shape has changed. The material of the cases also changed. So, for example, Tmi-35 was very beautiful from any point of view: design, technology, engineer. Case: round, steel, 6 detonators, non-removable installation ... Tmi-42 were already simpler. Tmi-4531 had cases made of cardboard, sawdust, resin, earthenware.
      In general, I advise you to look at the source:
      http://www.saper.etel.ru/index-mines.html У Веремеева действительно ОЧЕНЬ интересный сайт. В раскопках "знание - сила".
  2. vrach
    vrach 23 July 2015 14: 22
    +4
    Absolutely simple device. I even liked it.
    1. pilot8878
      pilot8878 23 July 2015 22: 34
      +1
      Very not
      Quote: vrach
      simple device.

      I advise you to read the paragraph on alerting and installation again. And the whole article.
  3. Denimax
    Denimax 23 July 2015 14: 59
    +4
    Quote: igordok
    I wondered which case is more convenient for PT mines: "square" or "round"?

    In the dimensions of the square more volume. The round case can be pulled out by stamping in one go. IMHO
    1. code54
      code54 23 July 2015 20: 19
      +3
      Round in production, you can definitely stamp like basins or pans. Apparently because of the filling, square ones were then preferred, under checkers? ....
    2. Malkor
      Malkor 23 July 2015 20: 44
      +3
      not true, with the same surface area - a larger volume has a round mine versus a square mine. round and more convenient to install.
      1. pilot8878
        pilot8878 23 July 2015 22: 27
        +1
        Quote: Malkor
        with the same surface area - a larger volume has a round mine

        Then, a ball shaped mine.
        Quote: Malkor
        round and more convenient to install.

        Do not tell me - what? What shape is formed when 4 shovels hit the ground? Circle or square?
  4. Denimax
    Denimax 23 July 2015 21: 27
    +2
    Quote: Malkor
    with the same surface area - a larger volume has a round mine versus a square mine.

    With the same surface area, the volume will be the same for both.
    If stacked mines, then round will have many voids. Square will fit snugly into the walls.
    Quote: Malkor
    round and more convenient to install.

    What's the difference? I do not think that round pits are easier to dig than square. Although machine-set, round will not wedge when served.
    1. Malkor
      Malkor 24 July 2015 08: 07
      0
      TNT is poured into mines (modern), there are no voids in the mine. Learn geometry and a cylinder and a ball with the same surface area have a larger volume than the box. If ignoramuses in life do not write comments, especially about weapons. the round mine has no edges, which is more convenient when carrying and installing. With four hits of the shovel, an uneven quadrangle forms, but the soil also needs to be removed, then the soil for some reason rolls down the pit not in the form of a square.

Противотанковая мина ТМ-35

Первая отечественная серийная противотанковая мина Т-4 не отличалась высокими характеристиками и надежностью. Кроме того, страна имела ограниченные возможности, из-за чего мина так и не пошла в массовое производство. Тем не менее, необходимость создания нового оружия для борьбы с бронетехникой противника не пропала. В результате к 1935 году была разработана новая мина – ТМ-35.

Противотанковая мина ТМ-35 была принята на вооружение в 1935 году и вскоре стала поступать в инженерные подразделения Красной Армии. Это изделие было лишено некоторых недостатков предыдущего Т-4, что открыло ему дорогу в войска и позволило активно использоваться вплоть до 1941-42 годов. Главной причиной такого успеха можно считать достаточно удачную (в сравнении с Т-4) конструкцию, лишенную недостатков предыдущей разработки. Опыт эксплуатации Т-4 был учтен при создании нового оружия, что позволило избавиться от некоторых отрицательных черт. Тем не менее, и новая мина, как выяснилось позже, не была лишена недостатков.

Развитие промышленности позволило оснастить мину ТМ-35 металлическим корпусом. Он состоял из основного ящика и крышки характерной формы, представлявшей собой усеченную пирамиду. Корпус мины имел размеры 23х22 см, общая высота с установленной крышкой – 8,5 см. Проектом предусматривалось использование только одного типа корпуса, благодаря чему все серийные мины весили около 5,2 кг. Для удобства переноски на одной из стенок корпуса предусматривалась проволочная ручка.


Противотанковая мина ТМ-35
Общий вид мины ТМ-35. Фото Saper.etel.ru


Корпус мины ТМ-35 представлял собой металлический штампованный ящик. На его стенках имелись выступающие зубцы, которые предлагалось использовать при окончательной сборке мины. Крышка корпуса состояла из изогнутой верхней части и ровного внутреннего листа. На одной из сторон ящика и крышки предусматривалась петля, при помощи которой они соединялись друг с другом. Петля позволяла открывать крышку для окончательной сборки мины перед установкой.

Возле одной из стенок корпуса располагалась коробка размерами 10х2,5х5 см. Рядом с ней в корпусе просверливалось отверстие, оснащенное сдвижной крышкой. Внутренний торец коробки имел отверстие для установки взрывателя. Вокруг коробки в корпусе помещался основной заряд мины. Размеры корпуса позволяли использовать 6 шашек взрывчатого вещества весом 400 г и 2 шашки весом 200 г. Таким образом, общий заряд боеприпаса весил 2,8 кг. При необходимости мина могла снаряжаться порошкообразным взрывчатым веществом, но в таком случае в корпус помещалось не более 2,4 кг взрывчатки. Для поражения цели могли использоваться тротил, аммотол, французская смесь или иное доступное взрывчатое вещество.

Внутри коробки корпуса располагался взрыватель и связанные с ним детали. Взрыватель МУВ, соединенный с капсюлем-детонатором №8 (по другим данным, использовался запал МД-2) помещался внутрь мины через отверстие в передней стенке корпуса. При этом капсюль-детонатор проходил через отверстие во внутренней стенке корпуса и контактировал с одной из шашек взрывчатого вещества. Над взрывателем находился подвешенный на оси рычаг изогнутой формы, изготовленный из плоской металлической пластинки. Именно он должен был отвечать за срабатывание взрывателя. Кроме того, в средней части крышки предусматривался специальный болт, контактировавший со свободным (верхним) плечом рычага.

Противотанковая мина ТМ-35
Общая компоновка мины. Рисунок Saper.etel.ru


Взрыватель МУВ имел достаточно простую конструкцию. Внутри цилиндрического корпуса находились боевая пружина и ударник. Последний во взведенном положении выдвигался из корпуса и фиксировался Р-образной чекой. Для безопасной транспортировки использовалась дополнительная предохранительная чека. В донной части корпуса взрывателя имелась резьба для установки капсюля-детонатора. При извлечении чеки боевая пружина должна была сдвигать ударник и приводить к воспламенению пиротехнической смеси капсюля.

Мины ТМ-35 поставлялись в войска в разобранном виде. Пустые корпуса перевозились отдельно от шашек взрывчатого вещества и взрывателей. Окончательная сборка мины производилась саперами перед выходом на выполнение боевой задачи. При подготовке мины к использованию в корпус вкладывался набор из восьми шашек или засыпалось порошкообразное взрывчатое вещество. После этого мина была готова к доставке на место установки.

Для установки изделия ТМ-35 помимо взрывателя МУВ и капсюля-детонатора №8 требовались два специальных шаблона для проверки состояния различных деталей. Один шаблон представлял собой длинный деревянный пруток, диаметр которого совпадал с диаметром взрывателя МУВ. Такой шаблон использовался для проверки места установки взрывателя и капсюля-детонатора перед их установкой: с его помощью проверялось правильное взаимное положение нескольких деталей, включая качающийся рычаг и гнездо шашки, контактирующей с капсюлем-взрывателем.

Противотанковая мина ТМ-35
Корпус мины, виден рычаг. Фото Dimon777/Forum.guns.ru


Второй шаблон представлял собой металлическую пластинку с вырезом нужного размера. Во время установки мины следовало открывать крышку и проверять положение нажимного болта. Он не должен был выступать из нижней детали крышки больше чем на установленное расстояние. В правильном положении нижняя часть болта могла касаться свободного плеча рычага, но не должна была давить на него.

После проверки всех элементов мины сапер должен был поместить на место взрыватель без предохранительной чеки и капсюль-детонатор. Для этого сдвигалась крышка на передней стенке мины и цилиндрические детали аккуратно вводились внутрь боеприпаса. Во время установки взрывателя минер должен был попасть капсюлем-детонатором в отверстие задней стенки внутренней коробки корпуса, а также надеть кольцо боевой чеки взрывателя на заостренный конец плеча рычага. На своем месте взрыватель фиксировался при помощи крышки на стенке, возвращенной на свое место.

После установки всех необходимых деталей следовало аккуратно закрыть крышку корпуса и закрепить ее на своем месте. Для удержания крышки использовались несколько зубцов на верхней грани корпуса, которые загибались и входили в зацепление с боковой поверхностью крышки.

Готовую к использованию мину можно было устанавливать в лунку соответствующих размеров или размещать на поверхности грунта. Также допускалась установка в снег.

Противотанковая мина ТМ-35
Разрез мины ТМ-35. Рисунок Saper.etel.ru


По принципу работы взрывателя мина ТМ-35 мало отличалась от предыдущей Т-4. В ней, как и ранее, использовался рычаг, связывавший датчик цели и взрыватель. Подрыв мины новой модели должен был производиться при давлении на верхнюю часть крышки размерами 18х18 см с усилием порядка 120-260 кг. При этом происходила деформация конструкции крышки, вследствие чего нажимной болт опускался и давил на свое плечо рычага. Вторым концом рычаг должен был вытаскивать чеку взрывателя, освобождая его ударник. После извлечения чеки происходил взрыв.

Противотанковая мина ТМ-35 могла иметь заряд весом 2,4-2,8 кг. Это позволяло уничтожать автомобильную технику или наносить повреждения бронированным машинам. Срабатывание штатным образом под людьми исключалось ввиду сравнительно низкой чувствительности датчика цели. Тем не менее, со временем мины с металлическим корпусом могли становиться опасными и для людей. Какие-либо средства, затруднявшие обезвреживание или делавшие его невозможным, не предусматривались. Однако и в таком случае мина могла представлять опасность для саперов.

Изделие ТМ-35 имело металлический корпус, что сказывалось на сроке ее службы. Фактически такая мина могла находиться на своем месте и ждать появления противника в течение нескольких месяцев или лет. Тем не менее, реальные характеристики негерметичного боеприпаса зависели от некоторых факторов. Так, мина с тротиловыми шашками могла сохранять работоспособность в течение годов или десятилетий, тогда как аммонит и другие взрывчатые вещества достаточно быстро сырели и теряли свои свойства.

Также необходимо отметить коррозионное разрушение металлических деталей. Сравнительно высокое усилие срабатывания мины ТМ-35 было связано с конструкцией крышки. При повреждении или разрушении крышки усилие, требуемое для ее смятия, заметно сокращалось. Наконец, не следует забывать про достаточно чувствительный взрыватель МУВ: для извлечения чеки требовалось усилие не более 1-3 кг. Таким образом, мина ТМ-35 со временем становилась опасной не только для техники, но и для людей.

Противотанковая мина ТМ-35
Корпус мины ТМ-35М. Фото Lexpev.nl


Противотанковые мины ТМ-35 производились большими партиями в течение нескольких лет. В ходе массового производства на разных предприятиях в конструкцию боеприпаса внедрялись различные изменения технологического характера. Характеристики мин при этом оставались на заданном уровне. Производство и поставки мин ТМ-35 в базовой конфигурации продолжалось до 1940 года. Вскоре после этого была разработана и поставлена в серию новая модификация мины под названием ТМ-35М.

Главным отличием модернизированной ТМ-35М от базовой ТМ-35 была большая высота корпуса. За счет увеличения общей высоты мины до 11,5 см (при сохранении прочих размеров) удалось обеспечить прирост объема корпуса. Рост высоты мины всего на 3 см позволил увеличить внутренний объем мины на 1,7 литра и увеличить заряд взрывчатого вещества до 4 кг. Как и ранее, мина могла снаряжаться тротилом, аммотолом, французской смесью и т.д. После доработок общий вес боеприпаса увеличился до 7 кг. Прочие характеристики остались на прежнем уровне.

Первым вооруженным конфликтом, в котором использовались противотанковые мины ТМ-35, стала Советско-финская война. В ходе этого конфликта было установлено, что имеющийся заряд не более 2,8 кг далеко не всегда обеспечивает поражение цели. Кроме того, имелись определенные проблемы, связанные с эксплуатацией металлических изделий в сыром климате и в осенний период.

Тем не менее, главная проблемы ТМ-35 была связана не с недостаточным зарядом или нестойким к коррозии корпусом. На практике выяснилось, что предложенный способ снаряжения и установки мин серьезно затрудняет работу саперов. Так, необходимость снаряжения корпусов шашками взрывчатого вещества приводила к потере времени. Установка мин так же была сложным и длительным процессом. Достаточно сложная установка взрывателя не позволяла производить минирование вблизи от переднего края или в темное время суток. Работа саперов также осложнялась высокой чувствительностью взрывателя МУВ и необходимостью его установки с извлеченной предохранительной чекой.

Противотанковая мина ТМ-35
Корпус мины ТМ-35М в открытом виде. Фото Lexpev.nl


Из-за имеющихся проблем мины ТМ-35 могли устанавливаться только днем и только на некотором удалении от переднего края. Таким образом, быстрая и скрытная установка минных полей на опасных участках почти полностью исключалась. Что касается недостаточного могущества, то малый вес собственного заряда мины обычно компенсировался закладкой рядом с ней дополнительных шашек взрывчатого вещества.

Противотанковые мины ТМ-35 имели недостаточные характеристики и были сложны в обращении. Это стало одной из причин того, что их производство прекратилось во время Советско-финской войны. Вскоре после этого было налажено производство модернизированных изделий ТМ-35М, однако в новом проекте была решена только одна проблема – недостаточный вес заряда.

С 1935 по 1940 годы советская промышленность выпустила достаточно большое количество мин ТМ-35, часть которых была израсходована во время войны с Финляндией. Тем не менее, и после окончания этого конфликта на складах оставалось большое количество подобного оружия. После начала Великой Отечественной войны мины начали использовать вновь. Имевшихся запасов хватило для использования до начала 1942 года. Кроме того, параллельно с ТМ-35 активно использовались улучшенные ТМ-35М.

Производство противотанковых мин ТМ-35М продолжалось и во время Великой Отечественной войны. Такое оружие активно использовалось на всех фронтах, как самостоятельно, так и параллельно с другими минами аналогичного назначения. С появлением более новых и совершенных мин ТМ-35М стала постепенно выходить из употребления. Последние боеприпасы этого типа, по разным данным, были использованы в 1944-45 годах. К этому времени Красная Армия уже располагала противотанковыми минами новых моделей, лишенных недостатков изделий семейства ТМ-35.


По материалам сайтов:
http://saper.etel.ru/
http://lexpev.nl/
http://eragun.org/
http://jmu.edu/
Автор: Рябов Кирилл


Мнение редакции "Военного обозрения" может не совпадать с точкой зрения авторов публикаций

CtrlEnter
Если вы заметили ошибку в тексте, выделите текст с ошибкой и нажмите Ctrl+Enter
Читайте также
Загрузка...
Комментарии 10
  1. igordok 23 июля 2015 08:10
    И опять спасибо.
    Задался вопросом, Какой корпус удобней для ПТ мин: "квадратный" или "круглый"?
    Для производства и снаряжения пожалуй "квадратный".
    Для установки - не знаю, не специалист.
    "Старые" мины в большинстве - "квадратные", "новые" ПТМ - "круглые".
    1. pilot8878 23 июля 2015 22:21
      Цитата: igordok
      "Старые" мины в большинстве - "квадратные"

      Теллер мины - круглые, наши ПМЗ-40... Форма менялась. Так же менялся материал корпусов. Так, например, Tmi-35 была очень красива с любой точки зрения: конструкторской, технологической, сапёрной. Корпус: круглый, стальной, 6 детонаторов, установка на неизвлекаемость... Tmi-42 были уже попроще. Tmi-4531 имели корпуса из картона, опилок, смолы, фаянса.
      А вообще, советую заглянуть на первоисточник:
      http://www.saper.etel.ru/index-mines.html У Веремеева действительно ОЧЕНЬ интересный сайт. В раскопках "знание - сила".
  2. vrach 23 июля 2015 14:22
    Абсолютно простое устройство. Даже понравилось.
    1. pilot8878 23 июля 2015 22:34
      Очень не
      Цитата: vrach
      простое устройство.

      Советую заново прочитать абзац о приведении в готовность и установке. Да и всю статью целиком.
  3. Денимакс 23 июля 2015 14:59
    Цитата: igordok
    Задался вопросом, Какой корпус удобней для ПТ мин: "квадратный" или "круглый"?

    В габаритах квадратной больше объем. Корпус круглой можно вытянуть штамповкой за один прием. имхо
    1. code54 23 июля 2015 20:19
      Круглые в производстве точно можно как тазики штамповать или кастрюли. Видимо из-за наполнения квадратные тогда предпочитали, под шашки?....
    2. Malkor 23 июля 2015 20:44
      не верно, при одинаковой площади поверхности - больший объем имеет круглая мина супротив квадратной. круглая и при установки удобнее.
      1. pilot8878 23 июля 2015 22:27
        Цитата: Malkor
        при одинаковой площади поверхности - больший объем имеет круглая мина

        Тогда уж, мина в форме шара.
        Цитата: Malkor
        круглая и при установки удобнее.

        Не подскажете - чем? Какая фигура образуется при 4 ударах лопаты в землю? Круг или квадрат?
  4. Денимакс 23 июля 2015 21:27
    Цитата: Malkor
    при одинаковой площади поверхности - больший объем имеет круглая мина супротив квадратной.

    При одинаковой площади поверхности-объем будет одинаков у обоих.
    Если мины сложить штабелями, то у круглых будет много пустот. Квадратные будут плотно прилегать стенками.
    Цитата: Malkor
    круглая и при установки удобнее.

    Какая разница? Не думаю что круглые ямки проще копать чем квадратные. Хотя машинной постановкой, круглые не будет клинить при подаче.
    1. Malkor 24 июля 2015 08:07
      В мины (современные) заливают тротил, пустот в мине нет. Учите геометрию и цилиндр и шар при одинаковой площади поверхности имеют больший объем чем параллелепипед. Если по жизни неучи не пишите комментарии, тем более про оружие. у круглой мины нет граней, что удобнее при переноски и при установки.При четырех ударах лопаты образуется неровный четырехугольник, но вот грунт еще и вынуть надо, вот тогда грунт почемуто скатывается вниз ямки не в форме квадрата.

Информация

Посетители, находящиеся в группе Гости, не могут оставлять комментарии к данной публикации.
Картина дня