Military Review

SCO is our way

7
Expansion of the Shanghai Cooperation Organization - in the interests of Russia and Eurasia

The main event of the SCO summit in Ufa was the decision to join India and Pakistan in the organization.

This question has been postponed for many years. The procedure for accepting new countries may be delayed. But the sooner India and Pakistan become full-fledged members of the SCO, the sooner the positive consequences of this event will begin to affect Eurasian security.

Basics and catalysts

The documents adopted by the USSR / Russia, the Central Asian states and China became the international legal basis of the SCO, namely:

“India and Pakistan can help stabilize the situation in Afghanistan, which is becoming increasingly important due to the withdrawal of the majority of the international contingent from that country”
The agreement between the governments of the USSR and the People's Republic of China on the guiding principles of mutual reduction of armed forces and confidence building in the military field in the Soviet-Chinese border area (1990);
Agreement between the Governments of Kazakhstan, Kyrgyzstan, the Russian Federation and Tajikistan on negotiations with the Government of the People’s Republic of China (1992);
Memorandum of Understanding between the governments of the Russian Federation and the People's Republic of China on the mutual reduction of armed forces and confidence building in the military field in the border area (1992);
Agreement between the Russian Federation, Kazakhstan, Kyrgyzstan, Tajikistan and the People's Republic of China on building confidence in the military field in the border area (1996);
Agreement between the Russian Federation, Kazakhstan, Kyrgyzstan, Tajikistan and China on the mutual reduction of armed forces in the border area (1997).


The Shanghai 1996 Agreement of the Year served as the basis for the formation of the Shanghai Five, whose members began to develop collective approaches to security issues. Thus, the 1997 agreement of the year came to light, establishing the level of general-purpose forces in a hundred-kilometer zone near the borders between the countries of the Five. The number of troops in this zone should not exceed 130,4 thousands of people.

The 1990 – 1997 documents allowed five states to create a confidence-building mechanism, which became the cornerstone of regional security. According to Kirill Barsky, the national coordinator of Russia in the SCO, the experience of implementing confidence-building measures among the members of the Shanghai Five can be in demand in the Asia-Pacific region as well.

SCO is our way15 July 2001 The declaration on the establishment of the Shanghai Cooperation Organization was signed by Kazakhstan, China, Kyrgyzstan, Russia, Tajikistan and Uzbekistan. Later, the SCO adopted three more documents, which set forth ideas and principles shared by the member states of the organization: the SCO Charter, the organization’s five-year declaration, and the Treaty on Long-Term Good-Neighborhood, Friendship and Cooperation of the SCO Member States.

If the basis for creating the organization was the experience of implementing confidence-building measures between the USSR / Russia, Central Asian states and China, then the direct catalyst for its emergence is the threats emanating from Afghanistan in the late 90's. As Vitaly Vorobiev, the special representative of the Russian president for the SCO affairs in 1998 – 2006, recalls, the idea of ​​such a regional organization was born out of a collective awareness of the need for a coalition to contain these threats.

This determined the increased attention to the situation in Afghanistan, as evidenced by such events as the creation of the SCO-Afghanistan contact group in 2005 and obtaining observer status at the SCO in 2012. The head of Afghanistan was invited to the organization’s summit in 2004 for the first time, and since 2006, he annually participated in such meetings as a guest.

Also, Mongolia (2004), India, Iran and Pakistan (2005) became observer countries, and Belarus, Sri Lanka (2009) and Turkey (2012) became the dialogue partners. Cooperation with the UN, CIS, CSTO, EurAsEC, ASEAN was also established. In a short period, the organization had almost as many external partners as ASEAN had in 45 years.

Against the three "isms"

The main goal of the SCO in the field of security was originally declared the struggle against separatism, extremism and terrorism. According to the text of the Convention on the Suppression of these three forces of evil, adopted by 15 June 2001, the cooperation of the SCO member states in the field of security involves the exchange of information, the execution of requests for operational investigations, the development and adoption of concerted measures to prevent terrorism , separatism and extremism, as well as for their identification and suppression in their own territory. In addition, members of the organization are obliged to do everything possible to prevent funding, the supply of arms and ammunition, and provide other assistance to terrorists, separatists and extremists, including their training.

The most notable form of security cooperation was the SCO military exercises. According to some observers, this reflects mainly military approaches in the fight against new threats that all members of the organization adhere to.

As the representatives of the Ministries of Defense of Russia and China have repeatedly stressed, the exercises under the auspices of the SCO are not directed against third countries and allow, according to the Chinese military expert Li Daguang, to solve the following tasks:

master new areas of cooperation within the framework of the SCO;
contribute to the fight against separatism, extremism and terrorism, ensuring regional stability;
increase the effectiveness of the mobilization mechanisms of the armed forces in case of the need to respond to unforeseen incidents;
improve mutual understanding of the armed forces of the SCO members and ensure the possibility of sharing experience.


The organization conducted the following military exercises (WU) on a bilateral and multilateral basis:

Sino-Kyrgyz joint military units (2002) on the border of two states (the first within the framework of the SCO);
the first multilateral VU "Soyuz-2003" with the first phase in Kazakhstan and the second - in China. Soldiers from China, Kazakhstan, Kyrgyzstan, Russia and Tajikistan took part in them;
Sino-Russian military unit "Peace Mission-2005" in Vladivostok, on the Shandong Peninsula and in the marine area adjacent to the peninsula (observers from India, Iran, Pakistan and Mongolia were present);
joint exercises of the armed forces of the SCO member states “Peace Mission-2007” at the 225 Combined Arms Ground near Chebarkul (Russia) with the participation of military personnel from Kazakhstan, Kyrgyzstan, China, Russia, Tajikistan and Uzbekistan, observers from Iran and Mongolia;
Sino-Russian VU "Peace Mission-2009" in Khabarovsk and on the Taonan range (China), in which 1300 people from each side took part;
joint exercises "Peace Mission-2010" at the site Matybulak (Kazakhstan) with the participation of soldiers of Kazakhstan, Kyrgyzstan, China, Russia, Tajikistan and Uzbekistan, observers from Belarus, India, Iran, Pakistan and Turkey;
joint exercises "Peace Mission-2012" at the Chorukh-Dayron training ground (Tajikistan) with the participation of military personnel from Kazakhstan, Kyrgyzstan, China, Russia and Tajikistan (more than 2000 people and 500 units of military equipment);
Sino-Russian VU "Peace Mission-2013" at the 225-m combined-arms training ground near Chebarkul;
“Peace Mission-2014” joint exercises at the Zhuzhihe (China) training ground with the participation of military personnel from Kazakhstan, Kyrgyzstan, China, Russia and Tajikistan (more than 7000 people in total), observers from Afghanistan, India, Iran, Mongolia and Pakistan.


In this context, the Chinese-Russian naval exercises "Blue Shield of the World" (2009) in the Gulf of Aden (on both sides involved nine warships and support ships), "Sea Interaction-2012" in the Yellow Sea (25 ships and ships), “Sea interaction-2013” in the Sea of ​​Japan (at least 15 ships and ships), “Sea interaction-2014” in the East China Sea (12 ships, two submarines) and “Sea interaction-2015” in Aegean Sea (10 ships). All of them were carried out not under the auspices of the SCO, but were anti-terrorist and rescue in nature, therefore they corresponded to the spirit of cooperation of states.

Transformation of old threats, the emergence of new

To combat terrorism 7 June 2002, the SCO created a special body by signing an Agreement between the member states of the organization of cooperation on the Regional Antiterrorism Structure (RATS). The first head of the Council of the RATS was Sergey Smirnov, deputy director of the FSB of Russia, and the executive committee was Vyacheslav Kasymov, deputy chairman of the National Security Service of Uzbekistan. The RATS co-organized a separate series of anti-terrorism exercises (ATU):

Vostok-Antiterror-2006 on the territory of Uzbekistan with the participation of 300 officers of the special services of the SCO member states;
Chinese-Kazakh ATU special services "Tien-Shan-1" (2006) in the border areas of Kazakhstan at the first stage and China - at the second;
joint ATUs of the special services of the SCO Issyk-Kul-Anti-Terror-2007 member states at the Edelweiss testing range and Orto-Tokoi reservoir (Kyrgyzstan);
joint ATU "Volgograd-Antiterror-2008" on the basis of the refinery LLC "Lukoil-Volgogradneftepererabotka";
joint ATU “Norak-Antiterror-2009” at the Farhabad testing ground (Tajikistan);
joint ATU "Saratov-Antiterror-2010" in the area of ​​Saratov and on the island Vasatkina in the floodplain of the Volga;
joint AU "Tien-Shan-2-2011" near the city of Kashgar (China);
joint ATU "Vostok-Antiterror-2012" at the Forish proving ground (Uzbekistan);
joint ATU "Kazygurt-Antiterror-2013" at the Aktas test site (Kazakhstan);
Russian-Chinese demonstration training of border services "East-2014" in the city of Manchuria (China).


The transformation of old threats and the emergence of new ones make us look for adequate answers to incoming calls. 17 June 2004-th signed an agreement on cooperation in combating illicit trafficking in narcotic drugs, psychotropic substances and their precursors. And in March, 2009 approved the Action Plan of the States members of the Shanghai Cooperation Organization and the Islamic Republic of Afghanistan when confronted with the problems of terrorism, drug trafficking and organized crime. In 2006, an expert group on cybersecurity was created, the result of which was the draft International Code of Conduct on Information Security submitted to the UN in 2011. In the spring of 2012, a decision was made to create a special unit to combat crimes in cyberspace.

In 2006, at the meeting of the SCO Council of Ministers of Foreign Affairs, a tacit decision was taken on a moratorium on the admission of new members, which was later confirmed at the organization’s meetings in 2006, 2007 and 2010. 11 June 2010 was signed by the Regulation on the procedure for the admission of new members, but the organization has not been enlarged as such. Nor will they appear in 2015. But at the summit in Ufa, a decision was made to start the procedure for the accession of India and Pakistan.

Is the organization capable of fighting effectively against the three evil forces and other challenges to regional security? Alexander Lukin, Vice-Rector of the Diplomatic Academy of the Ministry of Foreign Affairs of Russia, believes that the rapid development of events in the region of responsibility makes the issue of expanding the organization relevant. Among the states whose membership in the SCO is seen by Lukin as the most desirable are India, Pakistan, Afghanistan and Mongolia.

Some member states prefer to create new formats to discuss the Afghan problem instead of using a common platform. Thus, in 2008, Uzbekistan launched an initiative to form the 6 + 3 peacekeeping group under the auspices of the UN, which would include Iran, China, Pakistan, Tajikistan, Turkmenistan, Uzbekistan, and also Russia, the United States and NATO. Russia and Tajikistan initiated the “Dushanbe Four”, within which the leaders of Afghanistan, Pakistan, Russia and Tajikistan held summits in Dushanbe (2009, 2011) and Sochi (2010) and at a high level in New York (2010) and Trieste (2009, excluding Tajikistan). But in 2012, the format of the “Dushanbe Four” actually ceased to exist.

The expansion of the SCO at the expense of such states as India and Pakistan will inevitably lead to profound changes in the organization, starting with the enlargement of the SCO apparatus, adding English to the Russian and Chinese working languages ​​and ending with the complication of the decision-making process.

Undoubtedly, the work of the organization will complicate the existence of territorial disputes between India and China, India and Pakistan. But without the South Asian states accepted into the SCO, the organization will not be able to fully consider and solve the Afghan problems.

New challenges to the security of the region require a certain transformation from the organization, and Russia should take a most direct part in this. According to Vitaly Vorobyov, Special Representative of the President of the Russian Federation for SCO Affairs in 1998 – 2006, the further evolution of this organization useful for strategic Russian interests depends crucially on the Russian Federation as a founding country and a leading player of the SCO. Getting New Delhi and Islamabad, with which Moscow has good relations, full membership will allow Russia to increase its influence on the development of the SCO in its own and common interests, including in the field of security.
Author:
Originator:
http://vpk-news.ru/articles/26192
7 comments
Ad

Subscribe to our Telegram channel, regularly additional information about the special operation in Ukraine, a large amount of information, videos, something that does not fall on the site: https://t.me/topwar_official

Information
Dear reader, to leave comments on the publication, you must sign in.
  1. Tor5
    Tor5 22 July 2015 17: 10
    +1
    If two enemies (what to hide - not friends) enter the same community, this is a big plus.
    1. A-Sim
      A-Sim 22 July 2015 17: 16
      -1
      There is a high probability of transferring their opposition to the community. One way or another, the rest will have to take one or another position on a controversial issue, even if not all at once, but at least part of the community. And this is an escalation of the conflict.
      1. Islander
        Islander 22 July 2015 21: 27
        +1
        Crap. Before that, the main Chinese invited the Indian prezik to his village in Sichuan, it is a great honor - these guys are gradually agreeing.

        [Img]


        [/ Img]
        1. A-Sim
          A-Sim 23 July 2015 13: 55
          0
          How about India and Pakistan? Or are you up to date? Sound your version of crap.
      2. nikpwolf
        nikpwolf 22 July 2015 22: 11
        -1
        Quote: A-Sim
        There is a high probability of transferring their opposition to the community.

        The long-standing claims of the members to each other will undoubtedly be used by the Anglo-Saxons and others. And it is not a fact that Russia will be able to keep everything under control.
        Quote: A-Sim
        ... And this is an escalation of the conflict.

        All this, in addition to the escalation of the conflict, can turn the SCO into an organization existing on paper, to the joys of game democrats. In general, India and Pakistan in the same organization with a military bias is still that puzzle. Although Greece and Turkey are also in NATO and nothing. In general, the success of Russia and all the rest.
  2. _Alexei_
    _Alexei_ 22 July 2015 17: 38
    +3
    Take, for example, I have a friend and there is an enemy, my friend and my enemy normally communicate with each other. Invites one to sit to relax, but not only to provide me, I can’t come, I meet with a friend and not only. We communicate and my enemy after that becomes not a friend, but a kind of neutral person. Maybe at the state level it will take a ride?
  3. LCA
    LCA 22 July 2015 19: 23
    -1
    The rejection of globalization in the west by a number of states was expressed in the creation of the EurAsEC, SCO, BRICS, Customs Union, etc.

    A number of other states are showing interest in the activities of these organizations in the present, and in the future they will be ready to join them, provided that these organizations prove their effectiveness in practice by changing the quality of life of their people for the better and successfully solving regional and global environmental problems.

    But in the long run, the starting point in creating blocks of anti-Americanism should be expressed in the block concept of globalization, an alternative to the biblical project of enslaving humanity, since nihilism (including the version of anti-Americanism) cannot be a creative factor:

    to build, you need to know not “what you don’t want” (in this case, the actual and potential participants in the BRICS, EurAsEC, SCO do not want to live under the dictatorship of the United States and their owners), but “what exactly do you want and how to realize this desire.”
  4. LCA
    LCA 22 July 2015 19: 25
    0
    If block states are not developed and will not be implemented by an alternative concept of globalization of a block nature, block projects will collapse, since all their societies are infected by conglomerate bourgeois liberalism and it will fill a void in the space of ideas of organizing social life.

    However, there is an alternative and it is paving its way into life.

    EurAsEC, SCO, BRICS, having arisen on the basis of “anti-Americanism”, will develop and gain the number of participating states, realizing the principles of interaction between states, peoples, people, more powerful than the standards of universal sale and purchase and idolization imposed by the West and the USA diverse eternal fascism of the West. For this reason, the global "Reich" in the form of "Pax Americana" will not take place.

    The formation of a global multinational civilization of humanity will occur.
  5. The comment was deleted.

Рубрика "Мнения" : Здесь выкладываются абсолютно различные мнения-статьи посетителей сайта, а также статьи с других сайтов для обсуждения. Администрация сайта по поводу этих новостей может иметь мнение, отличное от мнения авторов материалов.

ШОС – это по-нашему

Расширение Шанхайской организации сотрудничества – в интересах России и Евразии

Главным событием саммита ШОС в Уфе стало решение о присоединении к организации Индии и Пакистана.

Этот вопрос откладывался в течение многих лет. Сама процедура приема новых стран может и затянуться. Но чем раньше Индия и Пакистан станут полноценными членами ШОС, тем быстрее начнут сказываться на евразийской безопасности позитивные последствия этого события.


Основы и катализаторы

Международно-правовой базой ШОС стали документы, принятые СССР/Россией, центральноазиатскими государствами и Китаем, а именно:

“ Индия и Пакистан могут помочь стабилизировать ситуацию в Афганистане, что становится все более актуальным в связи с выводом из этой страны большей части международного контингента ”
Соглашение между правительствами СССР и КНР о руководящих принципах взаимного сокращения вооруженных сил и укрепления доверия в военной области в районе советско-китайской границы (1990);
Соглашение между правительствами Казахстана, Киргизии, Российской Федерации и Таджикистана о ведении переговоров с правительством Китайской Народной Республики (1992);
Меморандум о взаимопонимании между правительствами РФ и КНР по вопросам взаимного сокращения вооруженных сил и укрепления доверия в военной области в районе границы (1992);
Соглашение между РФ, Казахстаном, Киргизией, Таджикистаном и КНР об укреплении доверия в военной области в районе границы (1996);
Соглашение между РФ, Казахстаном, Киргизией, Таджикистаном и КНР о взаимном сокращении вооруженных сил в районе границы (1997).


Подписанное в Шанхае соглашение 1996 года послужило основой для формирования «Шанхайской пятерки», члены которой стали вырабатывать коллективные подходы к вопросам безопасности. Так на свет появилось соглашение 1997 года, установившее уровень сил общего назначения в стокилометровой зоне у границ между странами «Пятерки». Количество военнослужащих в этой зоне не должно было превышать 130,4 тысячи человек.

Документы 1990–1997 годов позволили пяти государствам создать механизм укрепления мер доверия, ставший краеугольным камнем региональной безопасности. По мнению национального координатора России в ШОС Кирилла Барского, опыт реализации мер доверия между членами «Шанхайской пятерки» может быть востребованным и в настоящее время в Азиатско-Тихоокеанском регионе.

ШОС – это по-нашему15 июля 2001 года Декларацию о создании Шанхайской организации сотрудничества подписали Казахстан, Китай, Кыргызстан, Россия, Таджикистан и Узбекистан. Позже ШОС приняла еще три документа, в которых зафиксированы идеи и принципы, разделяемые государствами – членами организации: Хартия ШОС, Декларация пятилетия организации и Договор о долгосрочном добрососедстве, дружбе и сотрудничестве государств – членов ШОС.

Если основой для создания организации стал опыт реализации мер доверия между СССР/Россией, центрально-азиатскими государствами и Китаем, то непосредственным катализатором ее возникновения – угрозы, исходившие из Афганистана в конце 90-х. Как вспоминает Виталий Воробьев, специальный представитель президента России по делам ШОС в 1998–2006 годах, идея такой региональной организации родилась из коллективного осознания необходимости коалиции для сдерживания данных угроз.

Это определило повышенное внимание к ситуации в Афганистане, о чем свидетельствуют такие события, как создание в 2005 году контактной группы «ШОС-Афганистан» и получение в 2012-м Кабулом статуса наблюдателя при ШОС. Глава Афганистана впервые был приглашен на саммит организации в 2004 году, а с 2006-го ежегодно участвовал в таких встречах как гость.

Также странами-наблюдателями стали Монголия (2004), Индия, Иран и Пакистан (2005), а партнерами по диалогу – Беларусь, Шри-Ланка (2009) и Турция (2012). Было налажено и сотрудничество с ООН, СНГ, ОДКБ, ЕврАзЭС, АСЕАН. За короткий период у организации появилось почти столько же внешних партнеров, сколько у АСЕАН за 45 лет.

Против трех «измов»

Главной целью ШОС в области безопасности изначально заявлена борьба против сепаратизма, экстремизма и терроризма. Согласно тексту Конвенции о борьбе с этими тремя силами зла, принятой 15 июня 2001 года, сотрудничество государств – членов ШОС в области безопасности предполагает обмен информацией, выполнение запросов о проведении оперативно-розыскных мероприятий, разработку и принятие согласованных мер для предупреждения преступлений, квалифицируемых как терроризм, сепаратизм и экстремизм, а также для их выявления и пресечения на собственной территории. Кроме того, члены организации обязаны делать все возможное для предупреждения финансирования, поставок вооружений и боеприпасов, оказания иной помощи террористам, сепаратистам и экстремистам, включая их подготовку.

Наиболее заметной формой сотрудничества в области безопасности стали военные учения ШОС. По мнению некоторых обозревателей, это отражает преимущественно военные подходы в борьбе с новыми угрозами, которых придерживаются все члены организации.

Как неоднократно подчеркивали представители Министерств обороны России и Китая, учения под эгидой ШОС не направлены против третьих стран и позволяют, как считает китайский военный эксперт Ли Дагуан, решать следующие задачи:

осваивать новые области сотрудничества в рамках ШОС;
способствовать борьбе с сепаратизмом, экстремизмом и терроризмом, обеспечению региональной стабильности;
повышать эффективность механизмов мобилизации вооруженных сил на случай необходимости реагировать на непредвиденные инциденты;
улучшать взаимопонимание вооруженных сил членов ШОС и обеспечивать возможность обмена опытом.


Организацией были проведены следующие военные учения (ВУ) на двусторонней и многосторонней основах:

китайско-киргизские совместные ВУ (2002) на границе двух государств (первые в рамках ШОС);
первые многосторонние ВУ «Союз-2003» с первой фазой в Казахстане и второй – в Китае. В них приняли участие военнослужащие из Китая, Казахстана, Киргизии, России и Таджикистана;
китайско-российские ВУ «Мирная миссия-2005» во Владивостоке, на полуострове Шаньдун и в примыкающей к полуострову морской акватории (присутствовали наблюдатели Индии, Ирана, Пакистана и Монголии);
совместные учения вооруженных сил государств – членов ШОС «Мирная миссия-2007» на 225-м общевойсковом полигоне вблизи Чебаркуля (Россия) с участием военнослужащих Казахстана, Киргизии, Китая, России, Таджикистана и Узбекистана, наблюдателей от Ирана и Монголии;
китайско-российские ВУ «Мирная миссия-2009» в Хабаровске и на полигоне Таонань (Китай), в которых приняли участие по 1300 человек с каждой стороны;
совместные учения «Мирная миссия-2010» на полигоне Матыбулак (Казахстан) с участием военнослужащих Казахстана, Киргизии, Китая, России, Таджикистана и Узбекистана, наблюдателей от Белоруссии, Индии, Ирана, Пакистана и Турции;
совместные учения «Мирная миссия-2012» на полигоне Чорух-Дайрон (Таджикистан) с участием военнослужащих Казахстана, Киргизии, Китая, России и Таджикистана (всего более 2000 человек и 500 единиц боевой техники);
китайско-российские ВУ «Мирная миссия-2013» на 225-м общевойсковом полигоне вблизи Чебаркуля;
совместные учения «Мирная миссия-2014» на полигоне Чжужихэ (Китай) с участием военнослужащих Казахстана, Киргизии, Китая, России и Таджикистана (всего более 7000 человек), наблюдателей от Афганистана, Индии, Ирана, Монголии и Пакистана.


В данном контексте необходимо упомянуть и китайско-российские военно-морские учения «Голубой щит мира» (2009) в Аденском заливе (с обеих сторон были задействованы девять боевых кораблей и судов обеспечения), «Морское взаимодействие-2012» в акватории Желтого моря (25 кораблей и судов), «Морское взаимодействие-2013» в Японском море (не менее 15 кораблей и судов), «Морское взаимодействие-2014» в Восточно-Китайском море (12 кораблей, две подводные лодки) и «Морское взаимодействие-2015» в Эгейском море (10 кораблей). Все они проводились не под эгидой ШОС, но носили антитеррористический и спасательный характер, поэтому соответствовали духу сотрудничества государств.

Транcформация старых угроз, появление новых

Для борьбы с терроризмом 7 июня 2002 года ШОС создала специальный орган, подписав Соглашение между государствами – членами организации сотрудничества о Региональной антитеррористической структуре (РАТС). Первым главой Совета РАТС стал Сергей Смирнов, заместитель директора ФСБ России, а исполнительного комитета – Вячеслав Касымов, заместитель председателя Службы национальной безопасности Узбекистана. РАТС выступила соорганизатором отдельной серии антитеррористических учений (АТУ):

«Восток-Антитеррор-2006» на территории Узбекистана с участием 300 сотрудников специальных служб государств – членов ШОС;
китайско-казахстанские АТУ спецслужб «Тянь-Шань-1» (2006) в приграничных районах Казахстана на первом этапе и Китая – на втором;
совместные АТУ спецслужб государств – членов ШОС «Иссык-Куль-Антитеррор-2007» на полигоне «Эдельвейс» и Орто-Токойском водохранилище (Киргизия);
совместные АТУ «Волгоград-Антитеррор-2008» на базе нефтеперерабатывающего завода ООО «Лукойл-Волгограднефтепереработка»;
совместные АТУ «Норак-Антитеррор-2009» на полигоне Фархабад (Таджикистан);
совместные АТУ «Саратов-Антитеррор-2010» в районе Саратова и на острове Васяткине в пойме Волги;
совместные АУ «Тянь-Шань-2-2011» в районе города Кашгара (Китай);
совместные АТУ «Восток-Антитеррор-2012» на полигоне Фориш (Узбекистан);
совместные АТУ «Казыгурт-Антитеррор-2013» на полигоне Актас (Казахстан);
российско-китайские показательные тренировки пограничных служб «Восток-2014» в городе Маньчжурия (Китай).


Трансформация старых угроз и появление новых заставляют искать адекватные ответы на поступающие вызовы. 17 июня 2004-го подписано Соглашение о сотрудничестве в борьбе с незаконным оборотом наркотических средств, психотропных веществ и их прекурсоров. А в марте 2009-го одобрен План действий государств – членов Шанхайской организации сотрудничества и Исламской Республики Афганистан при столкновении с проблемами терроризма, незаконного оборота наркотиков и организованной преступности. В 2006-м создана экспертная группа по вопросам кибербезопасности, результатом деятельности которой стал проект Международного кодекса поведения в области информационной безопасности, переданный на рассмотрение ООН в 2011 году. Весной 2012-го принято решение о создании спецподразделения для борьбы с преступлениями в киберпространстве.

В 2006 году на заседании Совета министров иностранных дел ШОС принято негласное решение о моратории на прием новых членов, который позже подтверждался на встречах организации в 2006, 2007 и 2010-м. 11 июня 2010 года подписано Положение о порядке приема новых членов, но таковыми организация так и не пополнилась. Не появятся они и в 2015-м. Но на саммите в Уфе принято решение о начале процедуры присоединения Индии и Пакистана.

Способна ли организация в данном составе эффективно бороться с тремя силами зла и другими вызовами региональной безопасности? Проректор Дипломатической академии МИДа России Александр Лукин полагает, что бурное развитие событий в регионе ответственности делает актуальным вопрос о расширении организации. В числе государств, членство которых в ШОС видится Лукину наиболее желательным, названы Индия, Пакистан, Афганистан и Монголия.

Некоторые входящие в организацию государства предпочитают создавать новые форматы для обсуждения афганской проблемы вместо того, чтобы использовать общую площадку. Так, Узбекистан в 2008 году выступил с инициативой по формированию миротворческой группы «6+3» под эгидой ООН, которая включила бы Иран, Китай, Пакистан, Таджикистан, Туркмению, Узбекистан, а также Россию, США и НАТО. Россия и Таджикистан инициировали «Душанбинскую четверку», в рамках которой прошли встречи лидеров Афганистана, Пакистана, России и Таджикистана на высшем уровне в Душанбе (2009, 2011) и Сочи (2010) и на высоком уровне в Нью-Йорке (2010) и Триесте (2009, без Таджикистана). Но в 2012 году формат «Душанбинской четверки» фактически прекратил свое существование.

Расширение ШОС за счет таких государств, как Индия и Пакистан, неминуемо приведет к глубоким изменениям в организации, начиная с укрупнения аппарата ШОС, добавления к русскому и китайскому рабочим языкам английского и заканчивая усложнением процесса принятия решений.

Несомненно, работу организации усложнит факт существования территориальных споров между Индией и Китаем, Индией и Пакистаном. Но без принимаемых в ШОС южноазиатских государств организация не сможет полноценно рассматривать и решать афганские проблемы.

Новые вызовы безопасности региона требуют от организации определенной трансформации и Россия должна принять в этом самое непосредственное участие. По мнению Виталия Воробьева, спецпредставителя президента РФ по делам ШОС в 1998–2006 годах, от Российской Федерации как страны-основателя и ведущего игрока ШОС в решающей степени зависит дальнейшая эволюция этой полезной для стратегических российских интересов организации. Получение Нью-Дели и Исламабадом, с которыми у Москвы сложились хорошие отношения, полноценного членства позволит России усилить влияние на развитие ШОС в своих и общих интересах, в том числе в области безопасности.
Автор: Петр Топычканов
Первоисточник: http://vpk-news.ru/articles/26192


Мнение редакции "Военного обозрения" может не совпадать с точкой зрения авторов публикаций

CtrlEnter
Если вы заметили ошибку в тексте, выделите текст с ошибкой и нажмите Ctrl+Enter
Читайте также
Комментарии 7
  1. Тор5 22 июля 2015 17:10
    Если два врага ( чего скрывать - не друзья же) вступают в одно сообщество, это уже большой плюс.
    Тор5
    1. А-Сим 22 июля 2015 17:16
      Велика вероятность переноса их противостояния внутрь сообщества. Так или иначе, остальным придется занять ту или иную позицию по спорному вопросу, пусть и не всем сразу, но хотя бы части сообщества. А это - эскалация конфликта.
      1. Островитянин 22 июля 2015 21:27
        Хрень. Главный китаец перед этим пригласил презика Индии в свою деревню в Сычуани, это большая честь, - эти пацаны постепенно договариваются.

        [img]


        [/img]
        1. А-Сим 23 июля 2015 13:55
          Как насчет Индии и Пакистана? Или Вы не в курсе? Озвучьте свою версию хрени.
      2. nikpwolf 22 июля 2015 22:11
        Цитата: А-Сим
        Велика вероятность переноса их противостояния внутрь сообщества.

        Многолетние претензии членов друг к другу несомненно будут использованы англосаксами и др. И не факт, что Россия сможет удержать всё под контролем.
        Цитата: А-Сим
        ...А это - эскалация конфликта.

        Это всё может, помимо эскалации конфликта, вообще превратить ШОС в организацию существующую на бумаге, к вещей радости геймократов. Вообще Индия и Пакистан в одной организации с военным уклоном ещё та головоломка. Хотя Греция и Турция состоят же в НАТО и ничего. В общем - успеха России и всем остальным.
  2. _Алексей_ 22 июля 2015 17:38
    возьмём к примеру -у меня есть друг и есть враг,мой друг и мой враг нормально общаются между собой.Приглашает друг посидеть отдохнуть ,но не только меня оказать я ему не могу приезжаю встречаюсь с другом и не только. Общаемся и мой враг после этого становится нет не другом ,а как бы нейтральным человеком. Может и на уровне государств это прокатит?
  3. LCA 22 июля 2015 19:23
    Неприятие глобализации по-западному рядом государств выразилось в создании ЕврАзЭС, ШОС, БРИКС, Таможенного союза и т.п.

    К деятельности этих организаций ряд других государств проявляют интерес в настоящем, а в будущем они будут готовы присоединиться к ним при условии, что эти организации докажут свою эффективность на практике, изменив качество жизни своего населения в лучшую строну и успешно решая региональные и глобальные экологические проблемы.

    Но в перспективе стартовый при создании блоков антиамериканизм должен выразиться в блоковой концепции глобализации, альтернативной библейскому проекту порабощения человечества, поскольку нигилизм (в том числе и в версии антиамериканизма) не может быть созидательным фактором:

    для созидания необходимо знать не «чего не хочешь» (в данном случае — действительные и потенциальные участники БРИКС, ЕврАзЭС, ШОС не хотят жить под диктатом США и их хозяев), а «чего именно хочешь и как это желание воплотить в жизнь».
    LCA
  4. LCA 22 июля 2015 19:25
    Если альтернативной концепции глобализации блокового характера государства блоков не выработают и не будут проводить её в жизнь, то блоковые проекты рухнут, поскольку все их общества заражены конгломератным буржуазным либерализмом и он заполнит собой пустоту в пространстве идей организации жизни общества.

    Однако альтернатива есть и она пролагает себе дорогу в жизнь.

    ЕврАзЭС, ШОС, БРИКС, возникнув на почве «антиамериканизма», будут развиваться и набирать количество государств-участников, реализуя принципы взаимодействия государств, народов, людей, более мощные, нежели навязываемые Западом и США стандарты всеобщей купле-продажности и кумиротворения, лежащего в основе разноликого вечного фашизма Запада. По этой причине глобальный «рейх» в виде «Pax Americana» не состоится.

    Произойдёт становление глобальной многонациональной цивилизации человечности.
    LCA
  5. Комментарий был удален.

Информация

Посетители, находящиеся в группе Гости, не могут оставлять комментарии к данной публикации.
Картина дня