«Шторм» на выбор, «Шквал» под заказ

Эксперты подводят итоги военно-морского салона в Санкт-Петербурге

28 стран стали участницами Международного военно-морского салона (МВМС-2015). 423 предприятия, включая 40 зарубежных, развернули свои экспозиции в павильонах и на открытых площадках у причалов Морского вокзала, на акватории, прилегающей к выставочному комплексу «Ленэкспо».

Традиционно самая большая экспозиция была у Объединенной судостроительной корпорации (ОСК). Все ее основные компании демонстрировали свою продукцию в виде моделей. На отдельном стенде выставлялись кораблестроители из Зеленодольска и Рыбинска. Масштабную экспозицию показал концерн «Моринформсистема-Агат». Большие стенды развернули «Океанприбор», Крыловский государственный научный центр (КГНЦ), «Гранит-Электрон», компания «БраМос аэроспейс». Корпорация «Тактическое ракетное вооружение» (КТРВ) выступила в составе с концерном «МПО – Гидроприбор».


Особый колорит


Отказ от участия в МВМС-2015 производителя «Мистралей» – компании DCNS вполне объясним. Францию представляла лишь «ЕКА Роботикс» (ECA Robotics), которая поставляет свои системы на корабль противоминной обороны, строящийся на Средне-Невском судостроительном заводе для Казахстана. Что же касается участия других европейских стран – Австрии, Бельгии, Германии, Великобритании, Испании, Италии, Хорватии, то их представляли несколько компаний-поставщиков второго-третьего уровней. Омрачил проведение МВМС-2015 инцидент с МиГ-29 в Краснодарском крае, в связи с чем на закрытии салона не состоялись полеты пилотажной группы «Стрижи». В остальном МВМС-2015 можно оценить как достаточно успешный – по объему представленной информации, насыщенности деловой программы, демонстрируемой технике. Российское кораблестроение выходит из кризиса, выполняет объемный государственный оборонный заказ по поставкам новейших образцов военно-морской техники и, несмотря на жесткую конкуренцию, отправляет продукцию на экспорт.

Особый колорит МВМС-2015 придали церемонии ввода в состав ВМФ России третьей подлодки проекта 636.3 «Старый Оскол» для Черноморского флота и десантного катера проекта 21820 «Денис Давыдов». В ритуале подъема Андреевского флага на новых кораблях принимали участие вся российская официальная делегация и ряд иностранных гостей. В Балтийске 4 июля прошла торжественная церемония подъема Андреевского флага на двух других катерах проекта 21820 – «Лейтенант Римский-Корсаков» и «Мичман Лермонтов».

Гостям и участникам салона представили в целом более 200 образцов военно-морской техники. На открытой экспозиции можно было увидеть подводную лодку проекта 636.3 «Старый Оскол», корвет проекта 20380 «Стойкий», базовый тральщик проекта 12700 «Александр Обухов», десантный корабль на воздушной подушке проекта 12322, противодиверсионный катер «Грачонок», новейший десантный катер на воздушной каверне типа «Дюгонь», десантный катер «Серна», не имеющий аналогов в своем классе, быстроходный катер БЛ-820, патрульный катер проекта 03160 «Раптор», модульный многофункциональный катер поисково-спасательного обеспечения проекта 23370.

Кроме того, на полигоне Ржевка официальным делегациям и представителям СМИ продемонстрировали в действии 10 морских артиллерийских стрелковых систем, в том числе 130-мм корабельную АК-130, 100-мм АК-100, 76-мм АК-176М.

Приоритеты

Как заявил по итогам салона главнокомандующий ВМФ адмирал Виктор Чирков, Россия намерена значительно повысить мощь своего флота, приняв на вооружение современные корабли, модернизировав уже находящиеся в строю, а также создав новую военно-морскую инфраструктуру. Главком заверил, что Россия самостоятельно построит десантные корабли на замену заказанным во Франции УДК типа «Мистраль». Говоря о представленном на ранее прошедшей в Подмосковье выставке «Армия-2015» проекте ДК, адмирал напомнил, что на этом корабле предусмотрено базирование 16 вертолетов. Он сможет перевозить 450 человек и до 80 единиц техники. «По возможностям и характеристикам этот корабль даже превосходит «Мистраль», – подчеркнул Чирков.

«Шторм» на выбор, «Шквал» под заказТакже адмирал отметил, что первый корвет нового проекта 22800 для ВМФ РФ будет заложен к концу 2015 года, а всего флот получит 18 таких кораблей.

Некоторые их параметры уже известны, хотя проектирование пока не завершено. В частности, корветы получат отечественные энергетические установки, дальность их хода достигнет тысячи миль, автономность – 30 суток. По вооружению они не будут уступать сторожевым кораблям (СКР) проекта 11356. Говоря о пополнении флота новыми образцами, Чирков заметил, что задержка строительства связана исключительно с необходимостью замещения импортных комплектующих прежде всего на тех кораблях, где устанавливаются газотурбинные двигательные установки украинского производства.

Уделил главком внимание и проектам модернизации кораблей, находящихся в строю. По его словам, первый большой противолодочный корабль (БПК) проекта 1155 завершит перевооружение на ракеты «Калибр» и «Оникс» через два года.

Приоритетным направлением Чирков назвал атомный подводный флот. Россия в обозримом будущем продолжит совершенствовать атомные подводные лодки с баллистическими ракетами (ПЛАРБ) проекта 955 (шифр «Борей»).

В государственной кораблестроительной программе предусмотрено продолжение строительства ПЛАРБ проекта 955 после 2020 года с применением новейших разработок в данной области. Дополнительное количество субмарин будет определено позднее в зависимости от ситуации и развития международных отношений. Ранее главком поручил оборонной верфи «Севмаш» подготовить мощности для строительства АПЛ пятого поколения, которые разрабатывают санкт-петербургское морское бюро машиностроения «Малахит» и центральное конструкторское бюро морской техники (ЦКБ МТ) «Рубин». Эти лодки будут отличаться от предшествующих проектов унификацией и включением в состав вооружения перспективных роботизированных комплексов. В требованиях к новому поколению АПЛ делается упор на универсальность их применения, эффективность систем управления и вооружения.

Генеральный директор Севмаша Михаил Будниченко сообщил, что до 2020 года ВМФ получит восемь «Бореев» и шесть «Ясеней». В этом году в пункт постоянного базирования Вилючинск на Камчатке совершит переход только одна ПЛАРБ проекта 955 («Александр Невский»), а не две, как планировалось ранее. Подразделения верфи для обслуживания «Бореев» и «Ясеней» уже создаются как на Тихоокеанском (ТОФ), так и на Северном флоте (СФ). На ТОФе вся соответствующая инфраструктура появится к 1 октября. Пирс для стоянки подводной лодки готов, заканчивается монтаж оборудования, пункт погрузки вооружения в стадии строительства.

Подавляющее большинство деталей технического оснащения подводных лодок проектов 955 и 885 по-прежнему остается засекреченным и не разглашается. Можно с уверенностью предположить, что субмарины получают самое современное оборудование. В частности, ПЛАРБ проекта 955 и ПЛАТ проекта 885 оснащаются универсальным перископным комплексом «Парус-98» разработки и производства ФГУП ЦНИИ «Электроприбор». Такой же ставится на ДЭПЛ проекта 636.1 для ВМС Вьетнама, проекта 636.3 для ЧФ, субмарины проекта 677. Новый УПК обеспечивает круглосуточное наблюдение в сложных метеоусловиях, обнаружение излучений РЛС и других радиотехнических средств, измерение дистанции до наблюдаемых объектов. Он способен принимать сигналы спутниковых навигационных систем ГЛОНАСС и GPS, оснащен встроенной системой видеозаписи и контроля. «Парус-98УП» имеет в выдвинутом состоянии дальность обнаружения морских надводных целей 35 километров, воздушных – 90.

Новые покупатели


Только в первый день работы МВМС-2015 Виктор Чирков провел больше десятка встреч с зарубежными коллегами, в том числе из Ирана, Саудовской Аравии и Алжира. Особенно иностранцев интересует создание системы поисково-спасательного обеспечения (ПСО) для подлодок.

«Шторм» на выбор, «Шквал» под заказГлавком напомнил, что на российских верфях строятся подводные лодки для иностранных государств, которые хотят перенять наш опыт. Но появление ПСО будет выгодно и России, где уже имеется соответствующий центр и строятся современные спасательные корабли. В частности, в ноябре в строй вступит «Игорь Белоусов», головной корабль проекта 21300С.

Сегодня в портфеле заказов Рособоронэкспорта на военно-морскую технику – контракты с иностранными партнерами на сумму свыше пяти миллиардов долларов. В последние годы «морская доля» в объеме поставок ВВТ за рубеж находилась в среднем на уровне 15 процентов. За последние пятнадцать лет Россия продала иностранным партнерам военно-морской техники и оказала услуг по ее эксплуатации на 21 с лишним миллиард долларов.

Сейчас ОСК выполняет пять контрактов на поставку боевых кораблей для пяти инозаказчиков, сообщил на салоне директор Департамента ВТС ОСК Алексей Дикий. По его словам, всего у корпорации на данный момент 50 экспортных контрактов по военно-морской тематике.

ОСК планирует в 2015 – начале 2016-го получить право на самостоятельную внешнеэкономическую деятельность в части обслуживания ранее поставленной готовой продукции. Дикий отметил, что при превосходном качестве кораблей и подлодок производства ОСК имеются недостатки в их послепродажном обслуживании.

Из-за санкций корпорация не потеряла ни одного иностранного заказчика. «В продукции военного назначения мы в основном ориентировались на наших традиционных партнеров – Индию, Вьетнам, страны Юго-Восточной Азии, несколько государств Средиземноморского региона. Они все остались с нами», – пояснил Дикий. Кроме того, традиционными заказчиками ОСК являются страны бывшего Советского Союза.

Стенд корпорации на салоне посетили представители Венесуэлы, которая проявляет большой интерес к продукции ОСК. Директор Департамента ВТС отметил, что ОСК готова осваивать новые рынки. «Для нас это Южная Америка, африканские страны, где мы исторически были слабо представлены, – уточнил Алексей Дикий. – Сейчас пытаемся продвигать продукцию на рынках этих государств».

Рособоронэкспорт ведет переговоры с Нью-Дели по новой тройке фрегатов проекта 11356, причем рассматривается возможность частичного переноса их производства на площадку заказчика по программе «Делай в Индии». Ранее Россия поставила этой стране шесть таких фрегатов, которые получили высокую оценку командования национальных ВМС. По словам заместителя генерального директора Рособоронэкспорта Игоря Севастьянова, Россия и Индия продолжают переговоры по подлодкам проекта 75I. Конкретное решение пока не принято, так как официальный тендер не объявлен.

Интерес к приобретению российских патрульных катеров «Мангуст» проявляют сразу несколько стран Латинской Америки и Юго-Восточной Азии. В середине марта гендиректор судостроительного завода «Вымпел» Олег Белков заявил, что экспорт «Мангустов» может начаться уже в 2015 году. Активная работа в этом направлении ведется с Вьетнамом, Индией, Бразилией, потенциальным заказчиком являются страны Африки. Объем зарубежного рынка для этих катеров Белков оценил примерно в 50 единиц и не исключил, что может быть налажено совместное производство.

Большой потенциал на международном рынке, в том числе в Латинской Америке, имеют перспективные УДК. Рособоронэкспорт намерен выполнить контракт на поставку Китаю десантных кораблей проекта 12322 (шифр «Зубр»). «Завод «Море», который был создателем «Зубров», является российским предприятием. Стоит задача выполнить контракт, который был подписан между Украиной и КНР», – подчеркнул Игорь Севастьянов.

К числу покупателей российской военно-морской техники могут присоединиться Тегеран и Эр-Рияд. Официальная делегация ВМС Ирана во главе с главнокомандующим контр-адмиралом Хабиболлой Сайяри приняла участие в работе МВМС, встретилась с Виктором Чирковым, руководством компании «Рособоронэкспорт», присутствовала на церемонии ввода в состав ВМФ России ДЭПЛ «Старый Оскол» и подъема на ней Андреевского флага. Отмена Россией эмбарго на поставки Ирану зенитных ракетных систем С-300 открыла большие перспективы активизации военно-технического сотрудничества двух стран.

Делегация ВМС Королевства Саудовская Аравия ознакомилась с возможностями российских корветов класса «Тигр», малых подлодок, берегового ракетного комплекса «Бал-Э», концептами авианесущих кораблей, проектами малых подводных лодок прибрежного действия с различными вариантами вооружения. По словам представителя ОПК, делегация КСА интересовалась возможностями строительства на экспорт российских кораблей с палубной авиацией, но о подписании контрактов речь не велась.

Судьба авианосца


Особое внимание специалистов, экспертов и журналистов было приковано к экспозиции Крыловского центра. На его стенде состоялась презентация моделей перспективного тяжелого авианосца проекта 23000Э «Шторм» и эсминца 23560Э «Шквал».

Многоцелевой авианосец 23000Э предназначен для ведения боевых действий в дальней морской и океанской зонах, обеспечения устойчивости корабельных группировок флота и прикрытия морского десанта и сил его высадки от ударов и атак средств воздушного нападения противника. «Шторм» имеет полное водоизмещение 95–100 тысяч тонн, длину 330, ширину 40 и осадку 11 метров, скорость полного хода – 30 узлов, автономность – 120 суток, экипаж – четыре-пять тысяч человек, мореходность – шесть-семь баллов.

Генеральный директор Невского ПКБ Сергей Власов сказал, что специалисты возглавляемого им предприятия работают над перспективным авианосцем исключительно в инициативном порядке, задания флота нет. Облик будущего корабля проектанты представляют достаточно точно. Вариантов может быть два. Если у корабля атомная энергетическая установка, его водоизмещение составит 80–85 тысяч тонн. Если неатомная, то 55–65 тысяч тонн. В первом случае на нем сможет базироваться порядка 70 разных летательных аппаратов, во втором – 50–55.

Авианосец присутствует в программе кораблестроения до 2050 года. «Пока его никто не вычеркивал, но мнения самые различные, – отметил гендиректор Невского ПКБ. – Хотя если разложить стоимость проектирования на десять лет, не такие уж и огромные деньги. Судьба авианосца сегодня зависит от флота и Минобороны».

Высокопоставленный источник в ОПК оценил стоимость создания головного перспективного авианосца для ВМФ России примерно в 350 миллиардов рублей. Подсчитать реальную стоимость можно только после разработки проекта и создания кооперации предприятий, которая будет строить.

В ожидании 12 эсминцев

Перспективный эскадренный миноносец «Шквал», концепция которого разработана в КГНЦ, предназначен для ведения боевых действий в дальней морской и океанской зонах, обеспечения устойчивости корабельных группировок флота, региональной противовоздушной и противоракетной обороны, участия в решении задач мирного времени в любой акватории Мирового океана. Согласно проекту эсминец имеет полное водоизмещение 15–18 тысяч тонн, длину 200, ширину 23 и осадку 6,6 метра, скорость полного хода – 32 узла, автономность – 90 суток, экипаж – 250–300 человек, газотурбинную главную энергетическую установку. Проект предусматривает оснащение мощным вооружением и современным оборудованием. В частности, предложено использовать интегрированную систему боевого управления, сопряженную с АСУ уровня тактического и оперативно-тактического звена. В вертикальных пусковых установках корабля размещены 60–70 ПКР или крылатых ракет морского базирования для атаки наземных целей, 128 ЗУР, 16–24 ПЛУР. Предусмотрена также универсальная артиллерийская установка калибра 130 миллиметров. Радиотехническое вооружение включает многофункциональную интегрированную РЛС с ФАР, интегрированные подсистемы РЭБ, связи, подводного наблюдения. В качестве авиационного вооружения могут применяться два многоцелевых вертолета.

Характеристики изменяемы, они будут уточняться при проектировании на каждом этапе работ при выдвижении заказчиком требований по изменению состава вооружения и оснащения.

Перспективный эсминец «Лидер» разрабатывает Северное ПКБ. Как сообщил директор департамента гособоронзаказа ОСК Анатолий Шлемов, эскизный проект представят флоту в 2016 году в двух вариантах – атомном и неатомном. Окончательный вариант энергетической установки корабля нового поколения и других его характеристик пока не определен. Строительство, как ожидается, начнется в конце 2018-го. По данным одного из источников, флот рассчитывает на 12 эсминцев нового типа.

Перспективы УДК


Основными разработчиками десантных кораблей выступают КГНЦ и Невское ПКБ. Начальник отделения военного кораблестроения Крыловского центра Владимир Пепеляев проинформировал, что концепция перспективного УДК передана на рассмотрение в главное командование ВМФ. Корабль разработки КГНЦ сможет нести до 16 вертолетов, перевозить 450 человек десанта и 80 единиц техники. Кроме того, он получит док-камеру для четырех десантно-высадочных средств.

По словам Пепеляева, разработка и постройка головного УДК для ВМФ РФ могут стоить порядка 30 миллиардов рублей, причем 80 процентов стоимости составляет его вооружение. Таким образом, цена серьезно зависит от насыщения разными видами оружия и другими системами. Подготовка эскизного проекта займет примерно год, технического проекта и рабочей конструкторской документации – еще один-два. Три года уйдет на постройку.

Основные компетенции по разработке кораблей такого класса сосредоточены в Невском ПКБ. Строительством больших ДК для ВМФ России занимается прибалтийский судостроительный завод «Янтарь».

На стенде Крыловского центра модель отечественного УДК была представлена в закрытой части экспозиции. Глава Невского ПКБ Сергей Власов сообщил, что предприятием в инициативном порядке создано несколько версий перспективного ДК. Конструкторы разрабатывают различные варианты и готовы приступить к проектированию любого из них по техническому заданию флота. Водоизмещение корабля в зависимости от целей и задач может составить от 6 до 25–30 тысяч тонн. В первом случае это будет корабль, подобный «Ивану Грену», а во втором – УДК, на котором смогут базироваться 15–20 вертолетов. Сроки строительства зависят от водоизмещения. От выдачи задания флотом до подъема флага на корабле может пройти от пяти до восьми лет.

Окончательный облик перспективного УДК не определен. Вице-президент по военному кораблестроению ОСК Игорь Пономарев сказал, что он может быть спроектирован и построен менее чем за пять лет.

Сегодня в гособоронзаказе указаны только два ДК типа «Иван Грен» (проект 11711). Они строятся в соответствии с графиками.

Подводные инновации

Строительство неатомных подлодок с воздухонезависимой энергетической установкой (ВНЭУ) для ВМФ России начнется после 2018 года, сообщил главком. Он подтвердил, что уже ведутся разработки АПЛ нового поколения, которые последуют за строящимися на Севмаше «Бореями» и «Ясенями».

Как рассказал начальник отделения прочности и конструкции судового корпуса КГНЦ Валерий Шапошников, инновационные технологии Крыловского центра существенно снизят вероятность обнаружения российских подводных лодок средствами гидролокации. Речь идет о новых многослойных композиционных материалах (КМ), структура и состав которых обеспечивают максимальное ослабление отраженных сигналов. В настоящее время в отделении прочности КГНЦ проходят испытания натурные образцы ряда конструкционных компонентов неатомных подводных лодок, в частности перо руля, выполненное из композитов специального состава.

Ведя поиск подводной лодки, противник не получит отраженного от нее гидроакустического сигнала требуемого уровня, поскольку композиционный материал обладает высокой звукопрозрачностью (звукопоглощением) и как следствие не позволяет переотражаться этому сигналу. Такой эффект обеспечивает разработанная центром сложнейшая внутренняя конструкция КМ, из которого могут изготавливаться и устанавливаться на подводные лодки стабилизаторы, носовые и кормовые рули управления, ограждения рубки и выдвижных устройств.

Подтверждение статуса

Холдинг «Вертолеты России» представил морской вертолет Ка-52К. При реализации проекта выполнен ряд разработок, которые могут применяться в интересах ВМФ России.

Рядом с Ка-52К демонстрировались ракеты Х-35 и Х-38, разработанные КТРВ. Как отметил гендиректор корпорации Борис Обносов, работа по интеграции новых ракет Х-35 и Х-38 в состав вооружения вертолета уже ведется. За три минувших года КТРВ запустила в серийное производство 14 новых видов ракет, в том числе противокорабельные Х-31АД и Х-35У, а также противорадиолокационную Х-31ПД. Корпорация планирует увеличить производство морского и подводного вооружения. Этому способствует включение в ее состав концерна «Морское подводное оружие – Гидроприбор».

По словам Обносова, разработкой морского и подводного вооружения занимается и другое предприятие корпорации – ГНПП «Регион», новые разработки которого, в том числе малогабаритный противоторпедный комплекс «Пакет-Э», в этом году должны завершить государственные испытания.

Впервые был представлен ряд корабельных средств огневого поражения, в частности морской зенитный ракетно-артиллерийский комплекс (ЗРАК) «Панцирь-МЕ» (в виде макета) разработки КБП, турельная установка «Комар» разработки ОАО «РАТЕП», автоматическая артустановка АУ-220М для оснащения боевых кораблей и катеров разработки ЦНИИ «Буревестник».

Как сообщил Александр Жуков, главный конструктор по зенитным комплексам морского базирования КБП, ЗРАК «Панцирь-МЕ» запущен в серийное производство, а экспортная версия продвигается на международный рынок. Министерство обороны РФ крайне заинтересовано в получении морского варианта «Панциря». В перспективе он должен заменить комплекс «Кортик».

Большой интерес со стороны потенциальных инозаказчиков на выставке был проявлен к турельной установке «Комар». Ее перспективность на мировом рынке подтвердили в Рособоронэкспорте.

«В целом итоги салона свидетельствуют о его высокой востребованности как для предприятий российского кораблестроения, так и для мирового сообщества в целом», – заявил заместитель министра промышленности и торговли РФ Андрей Дутов. Таким образом, несмотря на сокращение числа иностранных участников из-за проводимой западными странами санкционной политики, МВМС в очередной раз подтвердил свою значимость.
Автор: Николай Новичков, Любовь Милованова
Первоисточник: http://vpk-news.ru/articles/26193


Мнение редакции "Военного обозрения" может не совпадать с точкой зрения авторов публикаций

CtrlEnter
Если вы заметили ошибку в тексте, выделите текст с ошибкой и нажмите Ctrl+Enter
Читайте также
Комментарии 9
  1. Utlan 25 июля 2015 06:02
    Брехня " Русь " "Стрижи" и "Витязи" выступали. Сам был и все на видео снимал.
  2. двг79 25 июля 2015 06:41
    Эсминцы надо делать с атомной ГЭУ ,свои газовые турбины будут нескоро,да и автономность выше.
  3. фомкин 25 июля 2015 06:46
    Да заложили-бы хоть один полноценный эсминец, а то эта говорильня надоела и уже не смешно.
  4. 1Никита 25 июля 2015 09:04
    Все бла-бла, да бла-бла. Курочка в гнезде, а яичко то в ...
  5. kvs207 25 июля 2015 09:13
    Ждал на салоне, что покажут новый фрегат, который вроде прошёл все испытания, но... Зато поднимался на борт корвета "Стойкий", жаль, что пускали только на бак
  6. Вожик 25 июля 2015 09:44
    Короче, "всё - зашибись"!
    Как бы потом не кусать локти, как в 1941-ом...
    Лучше бы о проблемах рассказали. Да что делается для их устранения.
    А самопохвальба уже осточертела. Я что - слепой, не вижу, что творится?
    Двигателестроение - в заднице! Нет своих двигателей - ни в ВВС, ни в ВМФ, ни на гражданке!
    Лучше бы моторный завод за рубежом купили...
    1. леликас 25 июля 2015 14:02
      Цитата: Вожик
      Короче, "всё - зашибись"!
      Как бы потом не кусать локти, как в 1941-ом...
      Лучше бы о проблемах рассказали. Да что делается для их устранения.
      А самопохвальба уже осточертела. Я что - слепой, не вижу, что творится?
      Двигателестроение - в заднице! Нет своих двигателей - ни в ВВС, ни в ВМФ, ни на гражданке!
      Лучше бы моторный завод за рубежом купили...


      Так вперед - клава под руками , бана вроде нет - напишите статью , где все четко , по полочкам будет разложено , с недостатками , виновниками и способами решения , а мы ее с интересом проитаем !
  7. Proxor_P 25 июля 2015 16:53
    М-да! Читаешь статью и удручённо думаешь: "Сколько времени потрачено зря! Спасибо нашим демократам-либерастам...". Некоторые камрады требуют строить больше и круче: эсминцы, крейсера, линкоры, авианосцы... Согласен, ВМФ нуждается в серьёзных надводных кораблях. Но! Тут вступает в силу неумолимая сила реальности: нужен ведь не только надводный флот, но и перевооружение сухопутных войск, ПВО, космическая группировка, РВСН. Где ж взять финансовые и материальные ресурсы, производственные мощности и обученный персонал? И это при том, что нужно строить объекты общего назначения, фармакологии и АПК, развивать инфраструктуру и логистику. Поэтому - сказав огромное "человеческое" спасибо реформаторам 90-х - будем исходить из баланса интересов и возможностей на текущем этапе. Да и народ наш, российский, вовсе ведь не жирует; о нём тоже подумать надо. Такие дела.
  8. okroshka79 25 июля 2015 18:10
    Всех форумчан, которые посвятили свою жизнь или ее частичку служению Родине в нашем славном Военно-Морском флоте поздравляю с Днем Военно-Морского флота России. Желаю семь футов под килем и порутного ветра в вашей жизни, свершения всех ваших благородных начинаний!
  9. knn121121 25 июля 2015 20:24
    что то много всего в будущем времени и очень мало в настоящем хотелось бы наоборот
    1. kotvov 25 июля 2015 20:59
      что то много всего в будущем времени и очень мало в настоящем хотелось бы наоборот,,
      ну дак от зарплаты откажитесь,да дедушку с бабушкой от пенсий с агитируйте-и завтра уже линкоры будут.
  10. kenig1 25 июля 2015 21:03
    Эсминец длинной 200 метров?
  11. Вожик 26 июля 2015 09:47
    Цитата: леликас
    Так вперед - клава под руками , бана вроде нет - напишите статью , где все четко , по полочкам будет разложено

    Я кратенько: смерть российским олигархам и прочим буржуям! И само всё наладится!
    Тут не клавой надо! а работать ДЛЯ государства и ДЛЯ его граждан. А не в свой карман...
  12. Лт. запаса ВВС 26 июля 2015 10:51
    Раз речь зашла про военно-морской салон хотел спросить специалистов касательно одной статьи-сообщения про отставание в отечественных гидроакустических комплексах, которую недавно прочитал. Бред или нет?
    http://naflote.ru/user/3188/forum/2349/

Информация

Посетители, находящиеся в группе Гости, не могут оставлять комментарии к данной публикации.
Картина дня