Т-90 - обновленная машина для Российской Армии

0


1 сентября 1999 г. в должности главного конструктора УКБТМ начал свою работу В.Б. Домнин, полковник ВС РФ, талантливый инженер, руководитель новой формации. Ему предстояло продолжить работы по танку Т-90. «Индийский» контракт стимулировал работы по совершенствованию машины и не дал умереть танковому производству в России. Уралвагонзавод отработал новые технологии производства башен, начал восстанавливать контрагентскую сеть и, в общем, был готов к выполнению новых заказов, в том числе и для Российской Армии. Наконец, на 2004 г. военные заказали... 14 танков, при этом отправив производителя в глубокие раздумья на тему: «А что же хочет получить заказчик?» Принятый на вооружение в 1992 г. Т-90 уже явно устарел, а ничего другого армия не испытывала и на вооружение не принимала!

Следует напомнить, что во времена СССР, прежде чем принять на вооружение не то что новую боевую машину, а даже ее очередную модификацию, проводились всесторонние и масштабные испытания. Процесс этот был длительный и весьма сложный. А тут заказ на 14 единиц «Объект 188» и никаких пояснений. Делать Т-90 («Объект 188») образца 1992 г. -уже физически невозможно из-за отсутствия целых производств, а что же тогда военные подразумевают под этим объектовым номером? Начались усиленная переписка с заказчиком и получение дополнительных технических заданий. В результате стал формироваться облик новой машины для Российской Армии.





В основу была положена конструкция и наработки по танку для Индии. Ситуация складывалась действительно несколько парадоксальная: целыми десятилетиями СССР гнал на экспорт «урезанные» по некоторым параметрам версии машин, стоящих на вооружении своей армии, а тут Индия получает танк, качественно превосходящий все, что имеется на вооружении России!

Конструкторы УКБТМ постарались вложить в новую машину все последние достижения, наработки и опыт эксплуатации. СУО нового танка строилась вокруг тепловизионного прицела наводчика «Эсса» и модернизированного прицельно-наблюдательного комплекса командира ТО 1-К04 «Агат-МР». Применен усовершенствованный баллистический компьютер 1В216М. В качестве силовой установки был принят уже проверенный в Индии дизель В-92С2.

Комплекс защиты машины обеспечивает непоражаемость лобовой проекции всеми современными противотанковыми средствами. Узел ВЛД корпуса был усилен. Толщина бронирования передней части крыши корпуса увеличилась примерно на 20 мм, а бортовая и кормовая зашита отечественных танков послевоенных поколений была и остается традиционно на более высоком уровне по сравнению с зарубежными образцами.

На машину был установлен модернизированный комплекс оптико-электронного противодействия «Штора». Анализируя опыт боев в Чечне и в других региональных конфликтах, разработчики реализовали комплекс мероприятий по усилению локальной защиты уязвимых к огню РПГ элементов машины и тепловой маскировке. Огневая мощь возросла за счет установки усовершенствованной пушки 2А46М5 с повышенными характеристиками внутренней и внешней баллистики.

К моменту получения Уралвагонзаводом заказа от Российской Армии внедрение всех предусмотренных мероприятий еще не было реализовано. Кроме того, имели место и финансовые ограничения. «Псевдосерийное» производство танков пришлось вести, опираясь на временные технические условия, согласованные с заказчиком. При этом в переписке указывались отдельные пункты мероприятий пр ОКР, которые непременно должны были быть реализованы на заказанных машинах. Впрочем, подобное решение вполне соответствует идеологии эволюционной разработки и производства бронетанковой техники в Нижнем Тагиле. Вся заказанная партия в 14 единиц, пусть и с некоторым опозданием, в начале 2005 г. была сдана военной приемке. Российская Армия пополнилась действительно новыми танками. В том же году усовершенствованную модификацию официально приняли на вооружение. Машины, имевшие заводские обозначения «Объект 188А1», получили армейское наименование «Т-90А».


Танк Т-90А в сборочном цехе Уралвагонзавода. Январь 2005 г.


Танк Т-90А с прицелом «Эсса» на полигонных испытаниях. Июнь 2006 г.



Танки Т-90А на учениях в Подмосковье


Танк T-90A выпуска 2004 г. Хорошо видна бронировка прицела «Буран-М».


В 2005 г. Уралвагонзавод, согласно положениям государственного бюджета, ВЫПОЛНИЛ заказ еще на 18 танков Т-90А [4]. Отличительными особенностями этих 30 линейных машин (из числа 32 заказанных в 2004-2005 гг. танков две машины были в командирском варианте) являлись установка модернизированного ночного прицельного комплекса Т01-К05 «Буран-М» и внедрение усовершенствованного КОЭП «Штора-1». Менее радикальным изменениям подверглась конструкция корпуса.

Начиная с 2006 г., в производстве находится машина со всеми штатно предусмотренными проектом мероприятиями в области совершенствования конструкции. К этому времени в основном завершилась отладка технологии и восстановление кооперационных связей. Все это позволило Уралвагонзаводу завершить производственную программу 2006 г. в количестве батальонного комплекта (31 машина) досрочно. В 2007 г. был выпущен также 31 танк, а в следующем году выполненный заказ составил уже два батальонных комплекта - 62 машины; столько же изготовили в 2009 г. Заказ 2009 г., по сообщениям пресс-службы Уралвагонзавода, был также выполнен с опережением графика - к началу декабря [5]. Таким образом, за период с 2004 по 2009 г. включительно было собрано 30Т-90А (с «Буран-М»); 180 Т-90А (с «Эсса»); два Т-90К (литая башня, с «Буран-М») и шесть Т-90АК (сварная башня, с «Эсса).

Машины выпуска 2004-2006 гг. поступили на вооружение 2-й гвардейской мотострелковой Таманской ордена Октябрьской Революции Краснознаменной ордена Суворова дивизии имени М.И. Калинина, расквартированной в Подмосковье. В ходе преобразований Вооруженных Сил Российской Федерации эта дивизия 15 мая 2009 г. была расформирована, а на ее базе создана 5-я мотострелковая бригада Московского военного округа. Танки Т-90А этой дивизии приняли участие в парадах на Красной площади в 2008-2010 гг.

Т-90А выпуска 2007-2009 гг. поступили на комплектование 131-й Майкопской мотострелковой бригады, спешно переброшенной в Абхазию после событий августа 2008 г., 141-го отдельного танкового батальона (отб) 19-й мед и 428-го отб 20-й мед СКВО. Часть машин попала в учебные центры, в частности, в Омский танковый инженерный институт.


Танк T-90A с прицелом «Эсса» и модернизированным комплексом ТШУ.

В настоящее время Т-90А являет собой совершенный образец основного боевого танка и удовлетворяет всем современным требованиям к боевым машинам подобного класса. Для Т-90А характерно оптимальное сочетание боевых, эксплуатационных характеристик и стоимости. По совокупности боевых характеристик он находится на одном уровне с современными ему танками производства ведущих мировых держав: США, Германии, Франции и Великобритании. При этом выгодно отличается от танков этих стран как по стоимости собственно машины, так и по стоимости ее эксплуатации. Серьезными конкурентами Т-90А в ценовой нише являются китайские, пакистанские и украинские ОБТ, а также танки, полученные путем модернизации Т-72 при содействии ведущих западных производителей вооружения. Однако в этом случае на стороне Т-90А превосходство в плане защиты и общей выживаемости экипажа, а также исключительная техническая надежность, которой в УКБТМ традиционно уделяется наибольшее внимание. Совокупность всех вышеизложенных качеств делает Т-90А лучшим серийным танком первой половины XXI века.



Т-90СА: гарантия безопасности

В 2005 г. представители Алжира, а вслед за ними и Ливии, завлекаемые рекламными посулами Украины, ознакомились с ее предложениями в области военно-технического сотрудничества. Однако нестабильная политическая ситуация в Украине, с одной стороны, и успешная реализация бронетанкового контракта между Россией и Индией, с другой, заставили представителей Алжира и Ливии обратить внимание на продукцию Уралвагонзавода - танки Т-90С. Уместно добавить, что при изучении предложений украинской стороны потенциальные заказчики уже были хорошо осведомлены об аналогичных предложениях со стороны России. Во время визита алжирского президента в Москву в апреле 2001 г. обсуждалась и проблема модернизации находящихся на вооружении армии этой страны танков Т-72. 28 января 2004 г. на территории ГДВЦ ФГУП НТИИМ состоялась демонстрация возможностей российской техники представителям Ливии, а 24-25 марта того же года - делегации Алжира.


Танк Т-90СА на выставке «Урал МеталлЭкспо» в Нижнем Тагиле. Сентябрь 2006 г.

Большим плюсом российских предложений было наличие гибких, но комплексных решений по ОБТ, готовой программы модернизации парка ранее выпущенных машин, возможность поставки комплекса инженерных машин и машин обеспечения на единой базе с улучшенными характеристиками (например, увеличение грузоподъемности и вылета стрелы БРЭМ). Взяв за основу проект танка Т-90С образца 1999 г., поставляемого в Индию, Уральское КБ транспортного машиностроения провело его доработку под требования нового заказчика. Представителям Алжира, ведущим переговоры через «Рособоронэкспорт», было представлено около дюжины вариантов комплектации машины, исходя из различных значений параметра «стоимость-эффективность» .


Установка термоэлектрического кондиционера на башне танка Т-90СА.

Учитывая опыт эксплуатации Т-90С «Бишма» в жарком климате Индии, был выбран исходный вариант машины с установкой системы кондиционирования, а также с доработанной системой обнаружения лазерного излучения. Данный вариант получил заводской индекс «Объект 188СА» («А» - для Алжира) и войсковое обозначение Т-90СА. Опытный экземпляр машины изготовили в мае 2005 г. В конце того же года он успешно_прошел испытания в Алжире, включая жесткие условия пустыни. В январе 2006 г. во время визита Президента Российской Федерации В.В. Путина в Алжир российским «Рособоронэкспортом» был подписан пакет договоров на поставки различных вооружений, в том числе бронетанковых. Российская сторона в течение четырех лет должна была поставить Алжиру 185 танков Т-90С А и их командирскую версию Т-90САК, а также провести модернизацию 250 танков Т-72М/М1 до уровня Т-72М1М силами российских специалистов, но на местных алжирских производственных площадях. Кроме того, контракты предусматривали поставку партии ремонтно-эвакуационных машин БРЭМ-1М, оборудованных кондиционером, а также тренажеров. Первую партию из 40 танков предполагалось поставить уже до конца 2006 г.

Однако выполнение данного условия встретило некоторые организационные трудности, в результате чего вместо 40 машин в 2006 г. было отправлено только 30 танков Т-90СА. В следующем году поставки Алжиру составили 102 машины, а в 2008 г. - 53 танка. Таким образом, несмотря не некоторые претензии к российской стороне, контракт был выполнен досрочно и вполне успешно. Суть претензий сводилась к комплектации машин якобы бывшим в употреблении оборудованием. Скандал, вызванный поставкой некондиционных истребителей МиГ, заставил алжирскую сторону придирчиво относиться и к приемке танков. По некоторым данным, в настоящее время Алжир ведет переговоры о приобретении очередной партии российских машин.

Летом 2009 г. был подписан контракт на поставку нескольких Т-90С в Туркменистан. Его особенностью стала срочность: поставку партии танков осуществили уже в августе. Машины, поставленные под маркой « Т-90С», по своему техническому облику в основном соответствовали модификации для Алжира.

Следующим потенциальным покупателем Т-90С стала Ливия. Желание приобрести российские танки было окончательно оформлено к лету 2006 г. - также после успешной демонстрационно-испытательной программы на территории заказчика. Помимо вышеназванных доработок, машины, предназначенные для Ливии, вероятно, будут иметь СЭМЗ (систему электромагнитной защиты от мин с магнитными взрывателями). Планируется комплектация танков минными тралами с электромагнитной приставкой (защита от мин с радиовзрывателями) и маскировочными комплектами «Накидка». Во всяком случае, машина в подобной комплектации была показана ливийцам на выставке «Russia Expo Arms-2006».

На этой же выставке делегация Ливии проявляла большой интерес к боевой машине разминирования БМР-ЗМ конструкции УКБТМ и к машине гуманитарного разминирования населенных пунктов МГР НП разработки СКБ-200 ФНПЦ «Станко-маш». Такая заинтересованности свидетельствует о большом внимании ливийских военачальников к угрозе минной войны и комплексном подходе к оснащению бронетанковых войск машинами, имеющими единую унифицированную базу.

Но при переговорном процессе выяснилось, что стоимость Т-90С несколько велика, вследствие чего в дальнейшем речь шла уже о приобретении модернизированного танка Т-72. По той же причине от закупки Т-90С отказались Перу (в пользу китайского MBT-20Q8) и Венесуэла (в пользу модернизированного Т-72), хотя в техническом плане на всех этапах предпочтение отдавалось именно Т-90С.

Практически одновременно с Алжиром и Ливией к Т-90С проявила интерес Саудовская Аравия. Сравнительные испытания с участием российского танка были проведены в Аравийской пустыне в 2006 г. Саудовская сторона осталась довольна результатами и в настоящее время ведет подготовку контракта. Следующими в «очередь» за Т-90С встали Марокко, Йемен и Бразилия. По неофициальным данным, интерес к закупкам и лицензионному производству Т-90С проявляет Иран, вопросами изучения возможности приобретения занимались Бангладеш, Филипины и новое Иракское правительство. По заявлению специализирующегося на военных исследованиях американского аналитического центра Forecast International, танки Т-90 и в ближайшее десятилетие будут продолжать занимать доминирующее положение на международном рынке бронетанковых вооружений.



Эволюция продолжается

Заявления Forecast International -не повод для самоуспокоения уральских танкостроителей. В настоящее время совершенствование базовой модели продолжается. Новая модификация Т-90 - инициативная разработка Уральского КБ транспортного машиностроения, предусматривающая создание унифицированного боевого отделения для модернизации танков Т-90. ОБТ, который мы условно назовем «Т-90М», отличается, прежде всего, совершенно новой конструкцией башни, защита которой практически лишена ослабленных уязвимых зон и является всеракурсной. Существенно лучше защищена не только фронтальная, но и боковая проекция, а также корма. Самое актуальное в части защиты - усиленная защита крыши.

Перспективная машина имеет усовершенствованную СУО. Ее особенность - включение в состав трех-канального тепловизионного панорамного прицела командира. При разработке СУО использованы наработки, полученные в ходе весьма успешных ОКР «Рамка-99» и «Рогатка-1», а также в процессе работы над вариантами Т-90 для Алжира. Обращают на себя внимание меньшие габариты прицелов и очень серьезная их защита от огня малокалиберной артиллерии, пуль и осколков снарядов крупных калибров. Это особенно заметно на фоне представленного в марте 2009 г. украинского танка «Оплот-М». Вообще, обзорности на «Т-90М» уделено особое внимание.

Экипажу созданы хорошие условия для работы - эргономика тагильских машин постоянно улучшается.
На танк могут быть установлены пушки как 2А46М5, так и совершенно новое орудие с серьезно улучшенными баллистическими характеристиками - 2А82. Модернизированный танк может быть оснащен новым автоматом заряжания, рассчитанным на БПС большого удлинения, а в кормовой части башни предусмотрен контейнер для дополнительного боекомплекта. На наш взгляд, это не самое верное решение, но зато вполне соответствует последним стандартам международной бронетанковой моды.


Макетный образец перспективного танка на базе Т-90, представленный на полигоне «Старатель» 8 декабря 2009 г.

Не осталось без внимания и вспомогательное вооружение. ЗПУ заменена дистанционно-управляемой автономной пулеметной установкой калибра 7,62 мм. На «Т-90М» также установлены новые защищенная системы связи, система навигации, предусмотрена интеграция в АСУВ.

В настоящее время опытным производством УКБТМ изготовлена только башня. 8 декабря 2009 г. танк «Т-90М» был представлен В.В. Путину перед совещанием о развитии российского танкостроения, котороепрошло в «танковой столице» России - городе Нижний Тагил. Для демонстрации премьер-министру башня, как и подобает боевому модулю, была без проблем установлена на первое попавшееся шасси типа Т-90. Именно этим объясняется наличие на корпусе показанного танка динамической защиты «Контакт-V» вместо «Реликта», который является одним из самых перспективных в плане модернизации танков типа Т-72 и Т-90. Этот комплекс позволяет увеличить и без того весьма сильную противоснарядную защиту Т-90 в 1,4 раза по БПС и в 2,1 раза увеличивает противокумулятивную стойкость .

Реалиями сегодняшнего дня является унифицированное МТО с дизелем В-92С2, однако для улучшения эксплуатационных характеристик УКБТМ совместно с челябинскими предприятиями ЧТЗ и «Электромашина» ведет работы по внедрению моноблочной силовой установки на базе V-образного 1000-сильного турбодизеля В-92С2 (либо его формированной версии В-99 мощностью 1200 л.с), систем управления движением с помощью штурвала и автоматического переключения передач.


Главный конструктор В.Б. Домнин в сборочном цехе Уралвагонзавода демонстрирует танки Т-90А Председателю Правительства РФ В.В. Путину. 8 декабря 2009 г.

Очередной показ модернизированного танка руководству Российской Федерации и Министерства обороны планируется осуществить на выставке «Russian Defence Ехро-2010», которая будет проходить в период с 14 по 17 июля на базе Государственного демонстрационно-выставочного центра ФКП НТИИМ в Нижнем Тагиле. Успешная демонстрация новой российской боевой машины руководству государства и Министерства обороны РФ, несомненно, придаст новый импульс работам по коренному перевооружению Российской Армии на качественно новую технику, что, в свою очередь, способствует укреплению экспортного потенциала отечественного машиностроения и повышению интереса к российским танкам. Показ на выставке «Eurosatory-2010» новых вариантов танков «Леопард» и «Меркава» демонстрирует тенденцию к коренной модернизации проверенных конструкций. Поэтому можно утверждать, что российское танкостроение уверенно и безотрывно идет параллельным курсом с мировыми лидерами. Идеалогия и решения, заложенные в новый перспективный танк конструкторами из Нижнего Тагила, целиком и полностью соответствуют новинкам, реализованным немецкими танкостроителями в конструкции под девизом «Революция ОБТ».

В заключение необходимо подчеркнуть, что для танков серии Т-90 характерны:
- оптимальная приспособленность для ведения боевых действий в экстремальных ситуациях;
- исключительная надежность всех узлов и агрегатов, механизмов и комплексов;
- отличная подвижность и маневренность вне зависимости от любых климатических и дорожных условий, в том числе в условиях высокой запыленности и высокогорья;
- минимальные затраты на подготовку высококвалифицированных специалистов.
Российский ракетно-пушечный танк Т-90, воплотивший в своей конструкции самые передовые научно-технические решения, по совокупности боевых и технических характеристик и возможности ведения современного боя ни в чем не уступает лучшим танкам зарубежных стран, а по ряду существенных параметров их превосходит.