«Союз» в Гвиане

12

21 октября международное сотрудничество в освоении космоса продолжилось еще одним запуском. В этот раз ракета-носитель семейства «Союз» вывела на орбиту два европейских спутников. Казалось бы, сколько раз такое уже было и сколько еще будет. Но именно этот пуск примечателен сразу несколькими «мелочами». Во-первых, это был первый запуск российской ракеты с французского космодрома Куру. Во-вторых, это был первый запуск ракеты «Союз-СТБ». И отечественные ракеты снова полетят в космос с гвианского космодрома. Следующий запуск («Союз-СТА») запланирован на вторую декаду декабря. Всего же пока подписан договор на полтора десятка пусков.

Надо отметить, что запуски «Союзов» с Куру выгодны всем. Да и вообще, за счет своего расположения французский космодром крайне выгоден почти для любых запусков. Куру находится на 5°3' северной широты. Т.е. от космодрома до экватора чуть более 500 километров. Таким образом, только за счет вращения планеты ракета-носитель получает дополнительную скорость более 1600 км/ч. Прирост в скорости позволяет увеличить полезную нагрузку носителей – на 15% по сравнению с американским космодромом на мысе Канаверал и на 40% по сравнению с Байконуром. Еще одна природная особенность Куру и Гвианы в целом – безопасность пусков. Ураганов и землетрясений в этих местах не бывает, район космодрома слабо заселен, да и все пуски проводятся в восточном направлении. Поэтому, в случае аварий, риску подвергается только некоторый участок Атлантического океана.





Космодром Куру сейчас принадлежит Европейскому космическому агентству (ЕКА), поэтому запуски европейских спутников, производимые на нем, вопросов не вызывают. Конкретно 21-го числа на орбиту были отправлены два космических аппарата европейской навигационной системы Galileo, названные «Тиис» и «Наталия». Еще два спутника «поедут» в космос на «Союзе-СТ» в следующем году. Напомним, система Galileo является совместным проектом Евросоюза и ЕКА. Пуском 21 октября началась третья фаза строительства этой системы, подразумевающая строительство наземной инфраструктуры системы и вывод на орбиту всех 30 спутников, необходимых для работы Galileo. Планируется, что впредь запускать космические аппараты будут тоже парами, и есть все основания полагать, что делать это будут наши «Союзы-СТ».

Ракета-носитель «Союз-СТ» была создана в ГСКБ-Прогресс на базе «Союза-2». В основном, конструкция ракет схожа, однако есть и ряд отличий. Главное отличие самой ракеты кроется в следующем: в монтажно-испытательном комплексе (МИК) космодрома Куру на носитель не монтируется головная часть с полезным грузом, разгонным блоком (если он нужен) и обтекателем. Она собирается отдельно в вертикальном положении и монтируется на носитель непосредственно на стартовом столе. Дело в том, что европейские космические аппараты делаются с вертикальной «ориентацией», а все российские ракеты по подобной технической «традиции» собираются в горизонтальном положении. Если установить головную часть на носитель прямо в МИК, возможны повреждения груза при транспортировке и установке ракеты на стартовый комплекс. Из-за отдельного монтажа головной части был доработан пусковой комплекс. После того вывоза и установки ракеты на стартовом столе на пусковой комплекс в прямом смысле наезжает мобильная башня обслуживания. Она укрывает ракету и людей, работающих на ней, от тропических жары и дождя. В то же время, в башне имеются лифты, краны и другое оборудование, необходимое для работы с ракетой в целом и установки головного отсека в частности. Также под крышей производят и заправку ракеты. Башня для обслуживания «Союзов», являющаяся на данный момент самым высоким сооружением на Куру, отводится в сторону от пускового комплекса только перед запуском.



Сам стартовый комплекс отличается от своих аналогов из Плесецка или Байконура рядом систем, в первую очередь, кабелей. На отечественных космодромах пуск производится из бункера, находящегося на сравнительно небольшом расстоянии от стартового стола. На Куру управление стартом ведется из обычного здания, достаточно удаленного от стартовой площадки. Этот момент потребовал некоторой доработки систем управления. В настоящий момент имеется непроверенная информация о возможной в перспективе автоматизированной заправке баков носителя. На «старых» стартовых площадках для «Союз-2» это невозможно: их пусковой комплекс вращается вокруг вертикальной оси и затрудняет применение автоматических систем. Стартовый комплекс на Куру, в свою очередь, сделан «стационарным» и все точки заправки находятся в одних и тех же местах, что не помешает автоматике.

Первый совместный российско-французский запуск не обошелся без неприятных инцидентов. Изначально пуск планировался на 20-е число, однако при заправке разгонного блока «Фрегат» начались проблемы. Как пояснил президент компании Arianespace Жан-Ив Легаль, виновником оказалась автоматика подачи топлива. Было решено прервать заправку и ликвидировать все неполадки. Тем не менее, топливо из баков пришлось слить. Но специалисты быстро определили, в чем дело и запуск был перенесен всего на сутки – на 21 октября, в 14:30 по московскому времени (7:30 по местному).



Подготовка к перенесенному запуску прошла успешно, и пуск был произведен в назначенное время. Примерно за полчаса до пуска на космодроме начался несильных дождь, но на проведении всех необходимых процедур он никак не сказался: ракета, как и планировалось, оторвалась от стартового стола в половине восьмого по местному времени. Приблизительно через полчаса произошло первое включение разгонного блока «Фрегат», а около 11:10 (18:10 по Москве) – второе. Еще через 9-10 минут над Индийским океаном произошло отделение спутников. Подготовка и пуск «Союза-СТБ» в прямом эфире транслировались на сайтах Роскосмоса и Arianespace.

Следующий запуск «Союза-СТ» версии «А» должен состояться 16-20 декабря этого года.
12 комментариев
Информация
Уважаемый читатель, чтобы оставлять комментарии к публикации, необходимо авторизоваться.
  1. svvaulsh
    +2
    26 октября 2011 11:22
    Безусловно для ЕКА проект выгоден по всем параметрам. Россия получает чисто коммерческую выгоду, не более. Работаем простым извозчиком, выводя в космос(в перспективе), конкурента ГЛОНАСС. Свои грузы, не говоря о космонавтах, нам вряд ли дадут запускать. Так что, если заработанные деньги пойдут на развитие собственных космических программ, то новость можно считать положительной.
  2. Sergh
    +1
    26 октября 2011 11:25
    Ну вот и на Куру полетели! Будет легче на востоке строить новый космодром с новыми технологиями. А с Байконуром, наверняка начнутся политические манипуляции.
  3. 0
    26 октября 2011 19:41
    ..блин не плохо бы колонию на экваторе...
    мож так кому начать раздавать Российские паспорта
    1. -1
      26 октября 2011 21:28
      Морской старт решает эту проблему. wink

      PS На первой фотографии, места для парковок авто, уж как-то подозрительно красиво обозначены.
  4. +1
    26 октября 2011 22:02
    При любых условиях -"Союз" на экваторе штука полезная для России. Во первых, хороший понт дороже денег. В смысле лучшей рекламы для Росси не придумаешь. Во вторых гарантированное поступление денег на годы вперёд, а значит и возможность вести собственные разработки без оглядки на бюджет и много ещё чего хорошего. Опять же, отработали новую систему управления стартовым комплексом за французские деньги.
  5. 0
    27 октября 2011 03:25
    Морской старт

    С марта 1999 года, в рамках этого проекта было осуществлено 30 пусков с морского космодрома, 28 из них были успешными...

    В июне 2009 года, в связи с мировым финансовым кризисом, «Морской старт» добровольно объявил о банкротстве
    Компания «Морской cтарт» (Sea Launch Company, LLC) – международное коммерческое предприятие. Его совладельцы – это американская фирма Boeing Commercial Space Company (дочернее предприятие корпорации Boeing), которой принадлежит 40% уставного капитала), российская Ракетно-космическая корпорация «Энергия» имени С.П. Королева (25%), норвежская судостроительная фирма Kvaerner ASA (20%) и два украинских авиакосмических предприятия – производственное объединение «Южмашзавод» (10%) и конструкторское бюро «Южное» имени М.К. Янгеля (5% уставного капитала)
  6. 0
    27 октября 2011 19:53
    Вчера вернулся наш мужик с этого Куру и порассказал - бардак там был еще тот...
    То что "..виновником оказалась автоматика подачи топлива.." - это вранье - там просто "наколбасили" в конструкции подачи топлива..Ну и быстро болгарками порезали и переварили..
    Слава богу, основа конструкции - старая советская техника - она очень простая и добротная, позволяет и ремонт на коленке, прощает - то что обтекательно неслабо долбанули и помяли...
    Если бы запуск делался на каком-то новейшем "шедевре" - могло бы так не прокатить
    1. 0
      28 октября 2011 01:45
      Ага, вот так мсье Легаль и скажет прямым текстом, мол, простите, граждане, но мы накосячили.
  7. 0
    30 октября 2011 17:44
    Посмотрел фотки... Двойственное чувство осталось. На домике надпись ESA, на обтекателе ArianeSpace... А ракета-то наша выводит этого самого Галилея
    1. 0
      30 октября 2011 21:52
      Немного более сложное впечатление остается от рассказов наших ребят, побывавшим там там на Куру в течение подготовки всей этой эпопеи.
      Если раньше в нашей аэрокосмической промышленности работали специалисты, за добротность результатов которых можно было ручаться, то сейчас - явное ощущение халтуры. Спасает ситуацию то что все крутиться вокруг того задела и тех наработок, основа которых была создана еще в 50-е 60-е.
      А то что создается сейчас -
      вот приносит на прошлой неделе приятель мой домашний PLCC экстратор.
      - Ты знаешь, там в Гвиане эта хренови** нас дико выручила - наш блок электроники балансировки ракеты на старте - отказал - что делать - я его раскручиваю, этой херови*** извлекаю процессор, ...
      Далее - ему помогает наличие спирта.. И ракету уже можно выставить по вертикали..
  8. 0
    2 ноября 2014 14:28
    Вот и хорошо.Можно денежки на нужды собственной космонавтики подзаработать.
  9. 0
    11 сентября 2015 07:28
    Меня поражают люди занимающиеся журналистикой, если уж писать то пишите правду а не слухи. Какая подготовка к запуску "Фрегата", РБ "Фрегат" был давно уж готов, при заправке 3-ей ступени ракеты-носителя произошёл сброс наполнительных соединений горючего и окислителя, а так-же воздушной колодки с 3-ей ступени и поэтому заправка была сорвана, а следовательно и пуск РН. Все это из-за раздолбайства монтажников участвовавших в монтаже системы (воздушный клапан травил помаленьку). А обывателям на будущее. РБ "Фрегат" заправляется амилом и гептилом и происходит это в специальном помещении именуемом "заправочная станция" и ни какого отношения запрвка РБ к стартовому комплексу не имеет!.