Противотанковая мина ТМ-39

Первые советские противотанковые мины не отличались высокой эффективностью. Корпус небольшого размера не позволял использовать достаточно тяжелый заряд взрывчатого вещества, из-за чего такое оружие могло поражать только автомобильную технику или легкие бронемашины. Кроме того, небольшие размеры корпуса сокращали вероятность наезда на мину. Для повышения эффективности минно-взрывных заграждений требовалось создать новую мину с увеличенным зарядом и большими размерами. Первая попытка обеспечить армию таким оружием привела к появлению противотанковой противогусеничной мины нажимного действия ТМ-39.

Как видно из названия, мина ТМ-39 была разработана и принята на вооружение в 1939 году. При ее разработке учитывался опыт создания и использования мин ТМ-35, которые в большом количестве имелись на складах. Кроме того, предполагалось использовать некоторые готовые детали и освоенные идеи, что позволяло упростить конструкцию и производству нового вооружения. Повысить могущество боеприпаса предлагалось за счет значительного увеличения заряда взрывчатого вещества. Расположить большее количество шашек предлагалось в т.н. удлиненном корпусе.

Имеющиеся мины имели поперечник корпуса не более 20-22 см, что снижало вероятность наезда на них. Для увеличения вероятности наезда с последующим поражением цели было предложено увеличить длину корпуса. На пути бронетехники противника должны были укладываться сравнительно длинные мины, на которые было легче попасть. Кроме того, больший размер корпуса позволял увеличить вес заряда и, как следствие, ущерб, наносимый ходовой части или днищу цели.


Противотанковая мина ТМ-39
Мина ТМ-39 в музее. Фото Primeportal,net


Главным элементом мины ТМ-39 был удлиненный корпус, выполненный в виде параллелепипеда без торцевых крышек. В верхней поверхности этой детали предусматривались два отверстия для деталей датчика цели, на боках – защелки для установки боковых крышек. Сверху на прямоугольный корпус устанавливалась крышка в форме усеченной пирамиды. В сборе такой боеприпас имел длину около 60 см, ширину порядка 13 см и высоту не более 12-12,5 см. Вес изделия с зарядом взрывчатого вещества составлял 6,7 кг.

Корпус мины ТМ-39 следовало производить штамповкой из кровельного железа. Для защиты от внешних воздействий металлические детали окрашивались. В большинстве случаев мины этого типа имели темно-зеленый цвет. Кроме того, на боковой стенке корпуса черной краской наносилась необходимая маркировка. Некоторые корпуса мин не имели съемных торцевых крышек. В таком случае крышка приваривалась к корпусу, а в ней проделывалось отверстие, закрываемое сдвижной крышкой.

Внутри корпуса помещался заряд взрывчатого вещества. В средней части располагались семь шашек весом 400 г, по краям – четыре 200-граммовые. Последние укладывались самой крупной поверхностью к боковой стенке, с таким расчетом, чтобы между ними оставалось свободное место для механизма взрывателя. Общий вес заряда составлял 3,6 кг взрывчатого вещества. Для снаряжения мин ТМ-39 могли использоваться любые имеющиеся шашки, изготовленные из тротила, аммотола, французской смеси или других взрывчаток.

Противотанковая мина ТМ-39
Компоновка мины ТМ-39. Рисунок Saper.etel.ru


Для подрыва основного заряда предлагалось использовать механизм, заимствованный у предыдущих мин. При этом рычажную систему извлечения чеки из взрывателя поместили в отдельный корпус. Все основные элементы взрывного механизма помещались в металлическую коробку без крышки размерами 10х5х5 см с отверстиями на боковых торцах. К этим отверстиям на заводе-изготовителе припаивалась трубка с вырезом в верхней части, которая предназначалась для удержания взрывателя. В средней части коробки имелась ось для изогнутого рычага. В трубку помещался взрыватель УВ или МУВ с капсюлем-детонатором №8 или запалом МД-2. В рабочем положении детонатор или запал выступали из одного отверстий корпуса, а Р-образная чека своим кольцом надевалась на рычаг.

Мина ТМ-39 стандартно комплектовалась двумя такими взрывными механизмами. Они помещались у боковых торцов корпуса, причем верхнее плечо их рычагов находилось под отверстием корпуса. На своем месте механизмы удерживались торцевыми крышками корпуса и 200-граммовыми шашками, находившимися по бокам от них.

Крышка мины, выполнявшая функции датчики цели, штамповалась из железного листа и имела форму усеченной пирамиды с вытянутым основанием. Боковые грани крышки не имели сварных швов или иного крепления для более легкой деформации под тяжестью цели. По бокам верхней поверхности крышки закреплялись два болта. При снаряжении мины они входили в отверстия верхней поверхности корпуса и находились непосредственно над рычагами взрывных механизмов.

Противотанковая мина ТМ-39
Конструкция взрывателя типа МУВ


По принципу работы изделие ТМ-39 было похоже на более старое ТМ-35. Наезжая на мину, бронемашина противника должна была давить на крышку и деформировать ее. Срабатывание мины обеспечивалось при усилии не менее 90 кг. Под тяжестью гусеницы или колеса вражеской техники крышка проминалась, вследствие чего боковые болты опускались и давили на рычаги. Те, в свою очередь, качаясь на оси, вытаскивали чеки взрывателей. После этого происходило освобождение ударника, который бил по капсюлю и провоцировал подрыв основного заряда.

Предполагалось, что сравнительно большой размер датчика цели (58х10 см) позволит значительно увеличить вероятность поражения цели в сравнении с существующими минами. Для большей надежности мину оснастили двумя взрывателями. Тем не менее, известно о существовании мин с одним взрывным механизмом. В таком случае на месте второй коробки с взрывателем закладывались дополнительные шашки взрывчатого вещества общим весом до 400 г.

Мины ТМ-39 поставлялись в войска в разобранном виде. Снаряжать корпуса тротиловыми или иными шашками, а также устанавливать взрыватели во взрывные механизмы приходилось уже в войсках. Таким образом, перед выходом на минирование саперы должны были поместить внутрь корпуса мины нужное количество шашек, после чего закрыть торцевые крышки. В таком виде боеприпас транспортировался к месту установки. Взрывные механизмы собирались и устанавливались только на месте минирования.

Противотанковая мина ТМ-39
Устройство взрывного механизма. Рисунок Saper.etel.ru


Прибыв на нужный участок, минеры должны были ввинчивать во взрыватели запалы/детонаторы, извлекать предохранительную чеку (при ее наличии) и снаряжать взрывной механизм. После этого можно было открыть торцевые крышки корпуса и поместить коробку с взрывателем на свое место. Следует отметить, взрывной механизм и полностью снаряженная мина представляли определенную опасность даже для сапера. Взрыватели УВ и МУВ имели достаточно высокую чувствительность. Боевая чека извлекалась с усилием не более 2-3 кг, что требовало особой осторожности при работе. С особыми трудностями сталкивались минеры, которым приходилось работать с вариантом мины ТМ-39, не оснащавшимся торцевыми крышками. В таком случае взрывной механизм сразу помещался на свое место, а взрыватели устанавливались через отверстия в торцах корпуса, прикрытых сдвижными крышками.

Первые отечественные мины не оснащались системами неизвлекаемости. Тем не менее, обезвреживание такого оружия было связано с некоторыми проблемами. Высокая чувствительность взрывателей, несмотря на большую прочность крышки, затрудняла обезвреживание боеприпаса. Для обезвреживания требовалось извлечь мину из земли, снять боковые крышки, аккуратно извлечь взрывные механизмы и разрядить взрыватели. В некоторых случаях попытки снятия взрывателей были бесполезными, вследствие чего мину уничтожали накладным зарядом.

Срок службы мины ТМ-39 не ограничивался, но фактически не превышал нескольких месяцев. Металлический корпус имел свойство разрушаться под воздействием влаги и других климатических факторов. По мере потери корпусом прочности опасность мины возрастала. Ржавое железо не могло обеспечивать защиту взрывателя от внешних воздействий, из-за чего старая мина могла взорваться даже без видимых причин. Подобные риски в некоторой мере сокращались при использовании аммотола или иных взрывчатых веществ, теряющих свои свойства при воздействии влаги.

Противотанковая мина ТМ-39
Торцевая часть мины. Фото Primeportal,net


Противотанковая мина ТМ-39 была принята на вооружение в 1939 году. Вскоре производство такого оружия освоили несколько предприятий, после чего начались массовые поставки мин в части Красной Армии. Благодаря появлению изделия ТМ-39 номенклатура доступных противотанковых мин заводского производства буквально удвоилась, что в определенной мере повысило характеристики минных заграждений.

Тем не менее, в ходе эксплуатации мин ТМ-39 были выявлены достаточно серьезные проблемы, в том числе и «доставшиеся в наследство» от ТМ-35. Главным поводом для претензий стала необходимость сборки и снаряжения мин в частях. Закладка шашек и сборка взрывных механизмов занимали слишком много времени и мешали нормальной работе саперов. Также в некоторых случаях могли возникать проблемы с поставками тех или иных комплектующих, таких как взрывчатка или взрыватели. Кроме того, непосредственно перед установкой мины требовалось произвести несколько сложных и длительных операций по сборке взрывного механизма. Из-за этого минеры не могли работать на малом расстоянии от передовой или в темное время суток.

Присутствовали проблемы и в конструкции боеприпаса. Так, через щели на боковых гранях крышки в пространство между ней и корпусом могли попадать песок, грунт или вода. Большое количество подобных загрязнителей блокировало движение крышки, после чего мина не могла сработать в штатном режиме. В зимних условиях попадание воды внутрь мины приводило к примерзанию некоторых деталей, таких как рычаг или чека взрывателя.

С началом Великой Отечественной войны красноармейцы стали активно использовать все имевшиеся в наличие противотанковые мины, в том числе и ТМ-39. В ходе боевой эксплуатации этого оружия были выявлены очередные недостатки. Так, заряд весом 3,6-4 кг оказался недостаточным для гарантированного поражения или уничтожения вражеской бронетехники, прежде всего танков. Наносились повреждения ходовой части техники, но ее уничтожение происходило далеко не во всех случаях. Причиной этого был как сравнительно малый вес заряда, так и не совсем удачная конструкция самой мины. Под гусеницу или колесо вражеской машины чаще всего попадала только небольшая часть сравнительно длинного корпуса. Как следствие, некоторая часть энергии взрыва уходила в стороны и не вредила технике.

Противотанковая мина ТМ-39
Крышка мины. Хорошо видна головка болта датчика цели. Фото Primeportal,net


Для компенсации малого веса заряда саперам со временем стали рекомендовать закладывать мины ТМ-39 по две. Тем не менее, в таком случае удваивался расход боеприпасов, а также усложнялась подготовка к установке минного поля. К этому следует прибавить прочие недостатки мины, выявленные до начала войны.

Противотанковые мины ТМ-35 (в том числе модернизированные ТМ-35М) и ТМ-39 активно использовались на начальном периоде войны. Однако с появлением более новых и совершенных изделий аналогичного назначения минеры стали отказываться от довоенного оружия. Последние случаи использования мин ТМ-39, по имеющимся данным, относятся к 1942 году. После этого ТМ-35/35М и ТМ-39 уступили свое место новым минам с более высокими характеристиками.

Известно, что в ходе Великой Отечественной войны Красная Армия израсходовала далеко не весь запас имевшихся мин ТМ-39. В первые послевоенные годы остававшиеся на складах мины этого типа за ненадобностью были отправлены коммунистам Китая, участвовавшим в гражданской войне. Подобная дружеская помощь, по-видимому, оказалась полезной. Есть основания полагать, что все противотанковые мины, поставленные Национально-освободительной армии Китая, были использованы в ходе боев. Какие-либо сведения о применении такого оружия после китайских конфликтов сороковых годов отсутствуют.

Противотанковые мины ТМ-39 производились с 1939 года. Вскоре после начала полномасштабного производства возникли некоторые проблемы с ресурсами. Несмотря на свою простоту, такие мины использовали сравнительно дорогой металл. В связи с этим в 1940 году появился проект ТМД-40. Эта мина представляла собой переработанный вариант ТМ-39, выполненный с максимальным использованием дерева. Все детали этой мины, включая взрывной механизм, изготавливались из дешевых и массовых пиломатериалов.


По материалам сайтов:
http://saper.etel.ru/
http://eragun.org/
http://lexpev.nl/
http://primeportal.net/
Автор: Рябов Кирилл


Мнение редакции "Военного обозрения" может не совпадать с точкой зрения авторов публикаций

CtrlEnter
Если вы заметили ошибку в тексте, выделите текст с ошибкой и нажмите Ctrl+Enter
Читайте также
Комментарии 1
  1. Marssik 28 июля 2015 15:05
    Та еще коробочка ,это сейчас придумали :замедлитель ,предохранитель и т.п . Раньше одно неверное движение ...

Информация

Посетители, находящиеся в группе Гости, не могут оставлять комментарии к данной публикации.
Картина дня