Стоп-кадр. «Вулканообразный» ПАК ДА. Почему бы нет?
«Военный Паритет». Просматривая YouTube можно наткнуться на прекрасные видеоматериалы о первом британском стратегическом бомбардировщике Avro Vulcan, совершившего первый полет 30 августа 1952 года и поступившего на вооружение королевских ВВС Великобритании в 1960 году (с июля 1963 года официально именовался как Hawker Siddeley Vulcan – прим. ВП).
Самолет-носитель ядерного оружия с конструктивной схемой «летающее крыло» сразу привлек к себе большое внимание авиационного мира. В 1957 году было отмечено, что самолет имеет низкую радиолокационную контрастность благодаря своей аэродинамической схеме. Четырехдвигательный бомбардировщик с максимальной взлетной массой более 93 т нес около 10 т боевой нагрузки (вариант 21 бомба калибра 1000 фунтов (454 кг) – прим. ВП), максимальная скорость 0,95М, перегоночная дальность 9000 км (в июне 1961 года самолет с тремя дозаправками в воздухе пролетел 18507 км, пробыв в воздухе чуть больше 20 часов – прим. ВП). Было построено 134 самолета этого типа, которые прекрасно зарекомендовали себя при выполнении дальних ударов (конфликт с Аргентиной из-за Фолклендских/Мальвинских островов 1982 года).
Самолет такой схемы мог быть воссоздан в России по программе ПАК ДА (перспективный авиационный комплекс дальней авиации - ВП). Разумеется, в России нет серьезных стелс-технологий и высокоточной компьютерной системы управления «бескилевым» самолетом, примененных на американском В-2 Spirit. «Российский «Вулкан» стал бы прекрасным примером «искусства возможного», но, естественно, на новой конструкционной (широкое применение композитов), электронной (цифровая авионика) и двигателестроительной базе (двигатели на основе ТРДДФ второго этапа для истребителя пятого поколения ПАК ФА – перспективный авиационный комплекс фронтовой авиации, а не мастодонтов на базе НК-32 бомбардировщика Ту-160 - ВП). При должном финансировании самолет мог бы выполнить первый полет после 2020 года и поступить на вооружение во второй половине 2020-х годов, примерно с 2030 года став основным самолетом дальней авиации России, при этом будет достигнут высокий уровень унификации с ПАК ФА по авионике и силовой установке.
Вместо этого логически понятного решения руководство страны пошло на возобновление производства гигантских бомбардировщиков устаревшей схемы Ту-160М2 и распыляет средства, не только финансовые, но конструкторские, инженерные и производственные, на две программы, обещая продолжать программу ПАК ДА. Учитывая экономическое положение России, которое будет оставаться сложным, такие потуги кроме как глупостью назвать нельзя.
Дальняя авиация в перспективе должна быть оснащена одним типом бомбардировщика, а именно ПАК ДА. Это время пришло. Не надо хватать с неба звезд, не удастся, да и слишком дорого – нужен надежный, простой в управлении и эксплуатации, перспективный бомбардировщик –«летающее крыло» с вертикальным оперением (скажем так - для устойчивости самолета и упрощения пилотирования) и низким ЭПР, со взлетной массой на уровне 100-120 т, боевой нагрузкой до 15-20 т и дальностью 10 тыс км. Стране нужно (допустим) 200 таких универсальных самолетов (бомбардировщик-ракетоносец, стратегический разведчик, морской противолодочник/противокорабельник), они будут поступать на вооружение по мере истечения летного ресурса разношерстного парка дорогих в обслуживании (разнотипность дорого стоит), морально и в большинстве физически устаревших Ту-95, Ту-160 и Ту-22М, за которых будет хвататься разве что скупой, который, как известно, платит дважды, но делает вид что сэкономил.
Информация