Military Review

Anti-tank mine TMD-40

9
The TM-39 anti-tank mine of the 1939 model of the year, it was thought, had some positive features, but it was not without flaws. As one of the main ones, relatively expensive case material was called. Due to the limited capacity of the industry, even roofing iron could be deficient. It was necessary to develop a new anti-tank mine in a cheap wooden case. This is how the TMD-40 product appeared.

When developing the TMD-40 project, a curious approach was used. Soviet gunsmiths decided not to make a completely new mine, based on new principles and details. On the contrary, the existing TM-39 was taken as the basis for it. In fact, a new mine in a wooden case was a processing of existing metal ammunition using cheaper materials. Due to the widest use of wood, it was possible to reduce the number of metal parts to the minimum necessary. It was proposed to make all the elements of a mine from wood. Only the details of the fuse, the axes of the explosive mechanisms, and the nails that held the boards were metal.

Anti-tank mine TMD-40
General view of the TMD-40 mines. Figure Saper.etel.ru


The basis of the TMD-40 mines was the hull, which came together from the boards of the required dimensions. The assembled case had a length of about 58 cm, a width of 13 cm and a height of about 10-10,5 cm. The case was assembled from four long boards and several small planks at the ends of the parallelepiped. Two long cuts along the edges were provided in the upper hull board. Instead of end caps, two thin plates with small improvised handles were inserted into the case. On the side surface of the body there was a cloth carrying handle.

A cover of relatively complex construction was installed on top of the case. Its basis was a board with dimensions about 50х6 cm with beveled ends. The last nails were hammered into thin trapezoidal planks, which were responsible for ensuring the correct mine triggering force. On the lower surface of the central lid of the lid there were two bars (so-called wooden bolts) that were included in the slots of the hull cover.

Due to the relatively heavy material, the mine TMD-40 with similar dimensions had more weight compared to TM-39. The loaded ammunition with explosive charge and explosive mechanisms weighed up to 7,9-8 kg. Wooden hull painted in dark green. Later, in order to simplify and speed up production, some series of mines were covered only with linseed oil, while others did not receive any coverage at all. On the hull paint marking applied by the manufacturer.


The layout of the mine body. Photo Weaponland.ru


The layout of the internal bodies of the TMD-40 mine was completely borrowed from the previous TM-39. The entire central part of the body was occupied by explosives weighing 400 g. The dimensions of the body made it possible to fit seven such pieces. Along the corners of the hull, next to the explosive mechanism, were four 200-gram checkers. Anti-tank mine could be equipped with checkers of TNT, the French mixture, etc. The total charge weight was 3,6 kg.

The TMD-40 mines used two explosive mechanisms, which were a further development of the aggregates used in the previous mine. The mechanism was a small (10x5x5 cm) wooden box with a relatively thick bottom. The box did not have a lid and one of the small ends. In the existing wall 5x5, see the opening for the installation of the fuse. In the middle part of the box there was a lever fixed on the axis. The lever was a rhombic section with a thin stick / nail on one of the shoulders. The lever could swing freely when it was pressed at its different ends.

Mina TMD-40 was supposed to use MUV fuses with MD-2 fuses. The fuse was a tube, inside which there was a spring-loaded rod-drummer. In the combat position, the drummer was pushed out of the hull and fixed by check. For safe transportation, the fuses of the MUV series had a safety check, which should have been removed during installation. The fuses MUV for mines TMD-40 equipped with a P-shaped check. Fuse with a fuse placed inside the explosive mechanism. The speaker coming out of the box went into the opening of the TNT block while the check was put on the lever shaft.


Placing parts inside the case. Figure Saper.etel.ru


According to the principle of action, the anti-tank mine TMD-40 was no different from its metal prototype. The target sensor served as a cover on which the enemy equipment was to run. When pressed with a force of at least 80-90 kg, the lateral inclined boards of the lid did not withstand and broke, allowing the central board to move down. After that, each of the two "wooden bolts" pressed on the lever of its explosive mechanism, which led to the extraction of checks and an explosion.

Unlike the previous TM-39, TMD-40 mines were delivered to the troops in fully assembled condition. Explosives were loaded into the hulls and explosive mechanisms were installed without fuses. The ends of the case were closed with sliding covers, and the target cover was secured in place with nails. It was suggested to place the fuses in their place directly during the installation of the mine.

Charging mines at the factory made it much easier to use the new weapons in the army. Previously, anti-tank mines had to be equipped in parts, which led to unnecessary waste of time and effort. Now the mine could be delivered to the installation site in assembled form, and the sapper could only install fuses.

The installation of the mine began with the removal of the end covers of the hull. After this, the miner was supposed to connect the fuse of the MUV and the fuse of MD-2. The fuse and fuse with the extracted safety check were placed in an explosive mechanism through a circular side opening. The design of the mine allowed the mechanism to be pulled out, a fuse installed in its place and then returned to its place. During the installation of the fuse it was necessary to monitor its correct position. The fuse was supposed to get into the nest of the nearest checkers, and the loop checks - on the lever. After installing the two fuses, the end caps returned to their place.


The design of the fuse type MUV


Mina with the installed fuses was ready for use. It could be installed in the ground, on the ground or in the snow. This should take into account some features of the area, taking into account the low resistance of wooden parts to external influences. It should be noted that, after the completion of the preparation for the installation, the mine posed a great danger because of the high sensitivity of the fuses of the MSM, whose check was removed with an effort of no more than 2-3 kg.

Like other mines of the first models, TMD-40 did not have special devices that made it difficult to remove or deactivate. However, the disposal of such ammunition was extremely difficult due to the high sensitivity of the fuse. To eliminate the detonation, it was necessary to remove the mine from the ground in a regular manner, remove the end caps and remove both fuses. In most cases, such complex and risky procedures were impractical. In addition, caps could swell up due to moisture, which made it impossible to safely remove them.

The service life of mines was not limited to documents, but usually did not exceed several months. Despite the protective coating, the wooden case was exposed to water and other external factors. Over time, the boards began to rot, which affected the characteristics of the product. In particular, due to the loss of strength of the side boards of the lid, the response force decreased. The softening of the details of the explosive mechanism led to similar results. Thus, over time, the mine TMD-40 lost the specified characteristics, because of which in some cases it became more dangerous.


Explosive mechanism. Figure Saper.etel.ru


The TMD-40 anti-tank mines were actively used by Red Army sappers throughout the Great Patriotic War. By the beginning of the fighting in service consisted of several types of ammunition to create anti-tank barriers. All of them were used to set up minefields in various parts of the front.

As a modified version of the TM-39 mine, the TMD-40 product had the same drawbacks. Moreover, some of the negative features of this weapon have become the “heavy legacy” of the obsolete TM-35 mine. The main complaints concerned the inconvenience and danger of handling the fuse after removing the safety checks. The installation of fuses was a difficult task, making it difficult to prepare mines and required great care. Because of this, the installation of the TMD-40 mines could only be done during the day and only at a sufficient distance from the leading edge.

Over time, the insufficient charge weight made itself felt. 3,6 kg of TNT or other explosive could destroy cars, but could hardly cope with armored vehicles. The emergence of mass averages tanks with relatively powerful armor, the existing anti-tank mines could damage the chassis, but were not able to penetrate the hull and destroy the crew. To solve this problem, it was recommended to install mines in two or to surround the ammunition with additional explosive bombs.


Museum Split Layout of Mine


The TM-39 and TMD-40 mines had an elongated hull, which, as expected, should have increased the likelihood of hitting the ammunition. However, this feature had negative features. Because of the relatively large length of the hull, only a small part of the mine and charge was under the wheel or track and the target hull. As a result, part of the energy of the explosion went to the side, without causing damage to the target.

Despite the shortcomings, TMD-40 mines were actively used to create anti-tank minefields. This weapon became widely known both in the Red Army and in the Wehrmacht. It is known that the German sappers, seeing the characteristic shape of the wooden case, called the Soviet mine Kindessarg ("Children's coffin"). However, this "coffin" was designed specifically for German technology.

The production of anti-tank mines TM-39 required the supply of roofing iron or other similar materials, which was too expensive for the first years of the war. As a result, the production of such weapons was minimized in 1942-43. The manufacturers of cheaper mines TMD-40, in turn, almost did not experience difficulties with the supply of raw materials. Due to this, the production of wooden anti-tank mines continued until the end of the war. Over time, TMD-40 completely crowded out their predecessors, and then the arsenals of the sapper units were replenished with newer and more sophisticated ammunition to destroy the enemy’s armored vehicles.


On the materials of the sites:
http://saper.etel.ru/
http://eragun.org/
http://lexpev.nl/
http://weaponland.ru/
Author:
9 comments
Ad

Subscribe to our Telegram channel, regularly additional information about the special operation in Ukraine, a large amount of information, videos, something that does not fall on the site: https://t.me/topwar_official

Information
Dear reader, to leave comments on the publication, you must sign in.
  1. D-Master
    D-Master 27 July 2015 06: 31
    +7
    Cyril continues the series of articles on mine weapons, for which many thanks to him. Regarding the mine itself, I, as a person with little knowledge of mine weapons from this series of articles, understood the following: Germany and the USSR had problems with enough explosives and materials to create classic mines, so I had to use ersatz options. At the same time, both countries achieved very significant successes in this and created weapons models that called for a significant increase in minefield density at relatively low production costs. This was extremely important for the USSR at the beginning of the Second World War and for Germany at the end. And all the shortcomings of ersatz weapons were compensated by its simplicity and cheapness.
    1. APASUS
      APASUS 27 July 2015 21: 39
      +1
      Quote: D-Master
      Germany and the USSR had problems with enough explosives and materials to create classic mines, so they were forced to use ersatz options

      During WWII, steel became a strategic material and for this reason very interesting inventions were encountered. For example, the hulls of ships and bombs were made of concrete.
  2. igordok
    igordok 27 July 2015 08: 07
    +1
    Thank you.
    Setting as a charge explosive checkers with a cumulative recess would increase the effectiveness of this mine?
    Trigger fuses are not in the right place. Preferably a metallic coating of the cumulative recess.
    1. bootlegger
      bootlegger 27 July 2015 14: 30
      +4
      Checkers put standard in factory packaging. Cumulative excavation will require the filling and molding of explosives and increase labor intensity. This is a whole industrial line, and these mines can be assembled at the woodworking plant from finished components. During the war, simplicity in production was more important.
      In addition, the metal in the recess will facilitate the detection of mines.
  3. igordok
    igordok 27 July 2015 09: 44
    0
    The question is not the topic. What are the "pipes" under the German ATM? Sabotage charges? Booby trap charges - a charge with an anti-handling device.
    What are Russian grenades doing at this "exhibition". Did the Germans actively use our hand grenades? Or were the Vlasovites armed with them in the west in Europe?
    1. Aleksandr72
      Aleksandr72 27 July 2015 17: 23
      +5
      It also interested me - the grenades in the photo are very similar to the RGD-33 in a defensive shirt. However:
      "Already in 1941, the RG-33 grenade was developed to replace the RGD-41, which, after a short-term approbation in the troops, was finalized and put into service under the RG-42 index. The simplicity of design and reliability of use ensured it an unusually long life. -42 is in service with the Russian Army. RGD-33 grenades were quickly used up in the battles of 1941-42. By 1943, this grenade was no longer met at the front. "
      How did these grenades get to the Americans, if the photo was taken clearly not earlier than 1944? Question? And trophy mines and grenades are actively used by all the warring parties - in the war it’s not fat, and if an enemy’s usable ammunition is caught, then why not use it. And the double benefit - you use the enemy’s weapons to destroy the enemy.
      I have the honor.
  4. Belimbai
    Belimbai 27 July 2015 09: 53
    +1
    A coffin-shaped mine ... black humor.
  5. Denimax
    Denimax 27 July 2015 17: 54
    +1
    The elongated form of the mine hints at an attempt to increase the target’s sensor.
    As it was an idea to use a spread steel wire with a target sensor. Technique hooking the wire and winding on the axis itself would have pulled a mine. After wedging between the wheel (caterpillar) and the body, a simple fuse to break led to an explosion. The idea was attractive, but could not think of due to technical difficulties.)
  6. Svetovod
    Svetovod 28 July 2015 09: 17
    0
    Suitable for manufacturing in labor lessons.

Противотанковая мина ТМД-40

Противотанковая мина ТМ-39 образца 1939 года имела, как считалось, некоторые положительные черты, но при этом не была лишена недостатков. В качестве одного из главных назывался сравнительно дорогой материал корпуса. Ввиду ограниченных возможностей промышленности даже кровельное железо могло оказаться дефицитом. Требовалось разработать новую противотанковую мину в дешевом деревянном корпусе. Так появилось изделие ТМД-40.

При разработке проекта ТМД-40 использовался любопытный подход. Советские оружейники решили не делать полностью новую мину, основанную на новых принципах и деталях. Наоборот, в качестве основы для нее была взята существующая ТМ-39. Фактически новая мина в деревянном корпусе представляла собой переработку существующего металлического боеприпаса с использованием более дешевых материалов. За счет самого широкого применения дерева удалось сократить количество металлических деталей до минимально необходимого. Все элементы новой мины предлагалось делать из дерева. Металлическими были только детали взрывателя, оси взрывных механизмов и гвозди, которыми скреплялись доски.

Противотанковая мина ТМД-40
Общий вид мины ТМД-40. Рисунок Saper.etel.ru



Основой мины ТМД-40 был корпус, сколачивавшийся из досок нужных размеров. Собранный корпус имел длину около 58 см, ширину 13 см и высоту около 10-10,5 см. Корпус собирался из четырех длинных досок и нескольких небольших планок, находившихся на торцах получившегося параллелепипеда. В верхней доске корпуса предусматривались две длинные прорези по краям. Вместо торцевых крышек в корпус вставлялись две тонкие дощечки с небольшими импровизированными ручками. На боковой поверхности корпуса предусматривалась матерчатая ручка для переноски.

Сверху на корпус устанавливалась крышка сравнительно сложной конструкции. Ее основой была доска размерами около 50х6 см со скошенными торцами. К последним гвоздями приколачивались тонкие дощечки трапециевидной формы, отвечавшие за обеспечение правильного усилия срабатывания мины. На нижней поверхности центральной доски крышки имелись два бруска (т.н. деревянные болты), входившие в прорези крышки корпуса.

За счет сравнительно тяжелого материала мина ТМД-40 при схожих габаритах имела больший вес в сравнении с ТМ-39. Снаряженный боеприпас с зарядом взрывчатого вещества и взрывными механизмами весил до 7,9-8 кг. Деревянные корпуса окрашивались в темно-зеленый цвет. В дальнейшем, с целью упрощения и ускорения производства, некоторые серии мин покрывались только олифой, а иные вообще не получали никакого покрытия. На корпуса краской наносилась маркировка завода-изготовителя.

Противотанковая мина ТМД-40
Компоновка корпуса мины. Фото Weaponland.ru


Компоновка внутренних агрегатов корпуса мины ТМД-40 была полностью заимствована у предыдущей ТМ-39. Всю центральную часть корпуса занимали шашки взрывчатого вещества весом 400 г. Габариты корпуса позволяли уместить семь таких шашек. По краям корпуса, рядом с взрывным механизмом, находились четыре 200-граммовые шашки. Противотанковая мина могла оснащаться шашками из тротила, французской смеси и т.д. Общий вес заряда составлял 3,6 кг.

В составе мины ТМД-40 использовались два взрывных механизма, являвшихся дальнейшим развитием агрегатов, использовавшихся в предыдущей мине. Механизм представлял собой небольшой (10х5х5 см) деревянный ящичек с относительно толстым дном. Ящичек не имел крышки и одного из малых торцов. В имеющейся стенке 5х5 см предусматривалось отверстие для установки взрывателя. В средней части ящичка имелся закрепленный на оси рычаг. Рычаг представлял собой деталь ромбического сечения с тонкой палочкой/гвоздем на одном из плеч. Рычаг мог свободно качаться при нажатии на разные его концы.

Мина ТМД-40 должна была использовать взрыватели МУВ с запалами МД-2. Взрыватель представлял собой трубку, внутри которой имелся подпружиненный стержень-ударник. В боевом положении ударник был выдвинут из корпуса и зафиксирован чекой. Для безопасной транспортировки взрыватели серии МУВ имели предохранительную чеку, которую следовало извлекать при установке. Взрыватели МУВ для мин ТМД-40 оснащались Р-образной чекой. Взрыватель с запалом помещались внутри взрывного механизма. Выступающий из ящичка запал при этом входил в отверстие тротиловой шашки, а чека надевалась на стержень рычага.

Противотанковая мина ТМД-40
Размещение деталей внутри корпуса. Рисунок Saper.etel.ru


По принципу действия противотанковая мина ТМД-40 ничем не отличалась от своего металлического прототипа. Датчиком цели служила крышка, на которую должна была наезжать вражеская техника. При нажатии с усилием не менее 80-90 кг боковые наклонные доски крышки не выдерживали и ломались, позволяя центральной доске сдвинуться вниз. После этого каждый из двух «деревянных болтов» давил на рычаг своего взрывного механизма, что приводило к извлечению чеки и взрыву.

В отличие от предыдущих ТМ-39, мины ТМД-40 поставлялись в войска в полностью собранном состоянии. В корпуса загружались шашки взрывчатого вещества и устанавливались взрывные механизмы без взрывателей. Торцы корпуса закрывались сдвижными крышками, а крышка-датчик цели закреплялась на своем месте при помощи гвоздей. Помещать взрыватели на свои места предлагалось непосредственно во время установки мины.

Снаряжение мины зарядом на заводе-изготовителе заметно облегчило использование нового оружия в войсках. Ранее противотанковые мины приходилось снаряжать в частях, что приводило к излишним тратам времени и сил. Теперь мина могла доставляться к месту установки в собранном виде, а саперу оставалось только установить взрыватели.

Установка мины начиналась с извлечения торцевых крышек корпуса. После этого минер должен был соединить взрыватель МУВ и запал МД-2. Запал и взрыватель с извлеченной предохранительной чекой помещались во взрывной механизм через круглое боковое отверстие. Конструкция мины позволяла вытаскивать механизм, устанавливать на свое место взрыватель и после этого возвращать их на место. Во время установки взрывателя нужно было следить за его правильным положением. Запал должен был попасть в гнездо ближайшей шашки, а петля чеки – на рычаг. После установки двух взрывателей торцевые крышки возвращались на место.

Противотанковая мина ТМД-40
Конструкция взрывателя типа МУВ


Мина с установленными взрывателями была готова к использованию. Ее можно было устанавливать в грунт, на грунт или в снег. При этом следовало учитывать некоторые особенности местности, принимая во внимание низкую стойкость деревянных деталей к внешним воздействиям. Необходимо отметить, из-за высокой чувствительности взрывателей МУВ, чека которых извлекалась с усилием не более 2-3 кг, после завершения подготовки к установке мина представляла большую опасность.

Подобно другим минам первых моделей, ТМД-40 не имела специальных устройств, затруднявших извлечение или обезвреживание. Тем не менее, обезвреживание такого боеприпаса было крайне сложным ввиду высокой чувствительности взрывателя. Для исключения подрыва штатным образом нужно было извлечь мину из грунта, вынуть торцевые крышки и извлечь оба взрывателя. В большинстве случаев проведение подобных сложных и рискованных процедур было нецелесообразным. Кроме того, под воздействием влаги крышки могли разбухать, из-за чего их безопасное извлечение становилось невозможным.

Срок службы мины не ограничивался документами, но обычно не превышал нескольких месяцев. Несмотря на защитное покрытие, деревянный корпус был подвержен воздействию воды и других внешних факторов. Со временем доски начинали гнить, что сказывалось на характеристиках изделия. В частности, из-за потери прочности боковых досок крышки снижалось усилие срабатывания. К схожим результатам приводило и размягчение деталей взрывного механизма. Таким образом, со временем мина ТМД-40 теряла заданные характеристики, из-за чего в ряде случаев становилась опаснее.

Противотанковая мина ТМД-40
Взрывной механизм. Рисунок Saper.etel.ru


Противотанковые мины ТМД-40 активно использовались саперами-красноармейцами в течение всей Великой Отечественной войны. К началу боев на вооружении состояли несколько типов боеприпасов для создания противотанковых заграждений. Все они использовались для установки минных полей на различных участках фронта.

Являясь доработанным вариантом мины ТМ-39, изделие ТМД-40 имело те же недостатки. Более того, некоторые негативные особенности этого оружия стали «тяжелым наследием» устаревшей мины ТМ-35. Главные претензии касались неудобства и опасности обращения с взрывателем после извлечения предохранительной чеки. Установка взрывателей была сложным делом, затруднявшим подготовку мин и требовавшим большой внимательности. Из-за этого установка мин ТМД-40 могла производиться только днем и только на достаточном удалении от переднего края.

Со временем дал о себе знать недостаточный вес заряда. 3,6 кг тротила или другого взрывчатого вещества могли уничтожать автомобили, но с трудом справлялись с бронированной техникой. Появление массовых средних танков со сравнительно мощным бронированием привело к тому, что существующие противотанковые мины могли повреждать ходовую часть, но не были способны пробивать корпус и уничтожать экипаж. Для решения этой проблемы рекомендовалось устанавливать мины по две или обкладывать боеприпас дополнительными шашками взрывчатки.

Противотанковая мина ТМД-40
Музейный разрезной макет мины


Мины ТМ-39 и ТМД-40 имели удлиненный корпус, который, как ожидалось, должен был повышать вероятность наезда на боеприпас. Тем не менее, эта особенность имела и отрицательные особенности. Из-за сравнительно большой длины корпуса, под колесом или гусеницей и корпусом цели оказывалась только небольшая часть мины и заряда. Как следствие, часть энергии взрыва уходила в сторону, не нанося ущерб цели.

Несмотря на недостатки, мины ТМД-40 активно использовались для создания противотанковых минных полей. Это оружие получило широкую известность как в Красной Армии, так и в Вермахте. Известно, что немецкие саперы, увидев характерную форму деревянного корпуса, прозвали советскую мину Kindessarg («Детский гроб»). Тем не менее, этот «гроб» был предназначен именно для немецкой техники.

Производство противотанковых мин ТМ-39 требовало поставок кровельного железа или иных схожих материалов, из-за чего было слишком дорогим для первых лет войны. В результате производство такого оружия было свернуто в 1942-43 годах. Предприятия-изготовители более дешевых мин ТМД-40, в свою очередь, почти не испытывали трудностей с поставками сырья. Благодаря этому производство деревянных противотанковых мин продолжалось до конца войны. Со временем ТМД-40 полностью вытеснили своих предшественников, а затем арсеналы саперных частей пополнились более новыми и совершенными боеприпасами для уничтожения бронетехники противника.


По материалам сайтов:
http://saper.etel.ru/
http://eragun.org/
http://lexpev.nl/
http://weaponland.ru/
Автор: Рябов Кирилл


Мнение редакции "Военного обозрения" может не совпадать с точкой зрения авторов публикаций

CtrlEnter
Если вы заметили ошибку в тексте, выделите текст с ошибкой и нажмите Ctrl+Enter
Читайте также
Комментарии 9
  1. D-Master 27 июля 2015 06:31
    Кирилл продолжает цикл статей о минном оружии, за что ему большое спасибо. Касательно самой мины, я как человек малосведущий в минном оружии из данного цикла статей понял следующее: Германия и СССР имели проблемы с с достаточным количеством ВВ и материалов для создания классических мин, поэтому были вынуждены использовать - эрзац варианты. При этом обе страны достигли в этом очень значительных успехов и создали образцы вооружений которые позвонили значительно увеличивать плотность минных полей при относительно малых затратах на производство.Что было крайне важно для СССР в начале ВОВ а для Германии в конце. И все недостатки эрзац оружия компенсировались его простотой и дешевизной.
    1. APASUS 27 июля 2015 21:39
      Цитата: D-Master
      Германия и СССР имели проблемы с с достаточным количеством ВВ и материалов для создания классических мин, поэтому были вынуждены использовать - эрзац варианты

      Во время ВОВ сталь стала стратегическим материалом и по этой причине встречались очень интересные изобретения.Например корпуса кораблей и бомб производили из бетона.
  2. igordok 27 июля 2015 08:07
    Спасибо.
    Установка в качестве заряда, шашек ВВ с кумулятивной выемкой, увеличило бы эффективность этой мины?
    Инициирующие взрыватели не на правильном месте. Желательно металлическое покрытие кумулятивной выемки.
    1. bootlegger 27 июля 2015 14:30
      Шашки ставят стандартные в заводской упаковке. Кумулятивная выемка потребует заливки и формовки ВВ и повысит трудоемкость.Это целая промышленное линия , а так эти мины можно собирать на деревообрабатывающем производстве из готовых комплектующих.Во время войны простота в производстве была важнее.
      Кроме того металл в выемке облегчит обнаружение мины.
  3. igordok 27 июля 2015 09:44
    Вопрос не в тему. Что за "трубы" под немецкими ПТМ? Заряды для диверсии? Booby trap charges - заряд с элементом неизвлекаемости.
    Что делают русские гранаты на этой "выставке". Разве немцы использовали активно наши ручные гранаты. Или ими были вооружены власовцы на западе в Европе?
    1. Александр72 27 июля 2015 17:23
      Меня это тоже заинтересовало - гранаты на фото очень похожи на РГД-33 в оборонительной рубашке. Однако:
      "Уже в 1941 году на замену РГД-33 была разработана граната РГ-41, которая после кратковременной апробации в войсках была доработана и поставлена на вооружение под индексом РГ-42. Простота конструкции и надежность применения обеспечила ей необыкновенно долгую жизнь. До сего времени РГ-42 состоит на вооружении в Российской Армии. Гранаты же РГД-33 очень быстро были израсходованы в боях 1941-42 годов. К 1943 году на фронте эта граната уже не встречалась."
      Каким макаром к американцам попали эти гранаты, если фото было сделано явно не ранее 1944 года. Вопрос? А трофейные мины и гранаты активно используют все воюющие стороны - на войне не до жиру, а уж если попался пригодный к применению вражеский боеприпас, то почему бы его не использовать. И польза двойная - используешь оружие врага для уничтожения врага.
      Честь имею.
  4. Belimbai 27 июля 2015 09:53
    Мина в форме гроба.....черный юмор.
  5. Денимакс 27 июля 2015 17:54
    Удлиненная форма мины намекает на попытку увеличения датчика цели.
    Как то была идея, использовать датчиком цели раскинутую стальную проволоку. Техника зацепив проволоку и наматывая на ось сама бы подтягивала мину. После вклинившись между колесом(гусеницей) и корпусом, простым взрывателем на разрыв приводилась к взрыву. Идея была привлекательна, но не смог додумать из за технических сложностей.)
  6. Svetovod 28 июля 2015 09:17
    Годится для изготовления на уроках труда.

Информация

Посетители, находящиеся в группе Гости, не могут оставлять комментарии к данной публикации.
Картина дня