Самураи и чай

Верещанье цикад.
Со мною чай распивает
Тень моя на стене...
Маэда Фура (1889 – 1954 гг. ) Перевод А. Долина


Современные представления людей о занятии и досуге японских самураев, в общем-то, достаточно стереотипны. А стереотипы уже в наше время автоматически накладываются на любой образ исторического и литературного героя японских романов.


Самураи и чай

Японский чайный домик.

Не вызывают удивления представления о самураях только как о хороших фехтовальщиках, которые уже точно не откажут себе в удовольствии созерцания своих пышных доспехов. Возможно, в часы редкого досуга, они находили время набрасывать некие поэтические строчки, одновременно совмещая своё не слишком частое вдохновение с мыслями о необратимости смерти и придумыванием различных способов счастливого «ухода» из жизни. В действительности же, всё было совсем наоборот. Многие самураи в руках и меча не держали. Скорее всего, учение Будды было воспринято ими буквально. Но даже и те, которые прославились военными подвигами, далеко не всегда представляли собой кровожадных убийц и покорных своему господину «головорезов», в накидках хоро десятками таскавших головы своим господам.

Самураи и чай

Чайный домик в лесу.

Японцы и сегодня, несмотря на стремительный ритм своей жизни, ещё находят время задуматься о смысле своего существования, о бренности бытия. Ежегодная традиция любования цветами – ханами – как многовековая традиция, возникшая в период Нара (710 – 784 гг.), выступает как отличительная черта японского самурая, утонченного и искушённого воителя.

Вполне отчётливо видна разница между самураями в мирной жизни и на поле боя. Вставали утром – ложились вечером. Здесь всё как у остальных. Демонстрация своего социального статуса обязывала уделять особое внимание своему туалету, например, причёске. Они любовались цветами, смотрели на закат, могли от души посмеяться на представлениях театра Кобуки. Иногда, конечно, напивались саке, флиртовали с молодыми женщинами, не отказывали себе в употреблении излишней пищи. Впрочем, особо развитое чувство прекрасного отличало этих воинов от воинов других регионов Евразии. То есть воспитание самураев было, так сказать, весьма неординарным на взгляд тех же самых европейцев, поскольку природные условия, окружающие воспитанников, были также не совсем обычными.

Самураи и чай

Кавалеры и дамы за чайной церемонией. Художник Мицуно Тосиката (1866-1908).

Грамотное владение оружием, конная езда, охота и игра в шахматы – единственное, что требовалось от рыцарей Западной Европы. Всё! Умения хорошего рыцаря – арабских рыцарей фарис, включали способность «оценить благородство лошадей и красоту женщин». Удивительно, что лошади в «списке интересов» у арабов занимали лидирующее положение по сравнению с женщинами. А вот в грамотности остальным они уступали серьёзно. Карл Великий был неграмотен. Его усердные попытки складывать буквы так и не научили его чтению и письму. Но всё же среди них встречались неплохие поэты и сказители, как, впрочем, и среди японских самураев. Уже с самого раннего детства начинался их путь к качественному образованию. И дополнительное образование было не исключением. Многие самураи получали его, когда находились на службе у своего господина. К сожалению, мнение рыцарей сложилось таким образом, что долгое время под грамотностью они понимали удел клириков, но не удел себе подобных. Домашнее образование заканчивалось для них почётным званием рыцаря или оруженосца. А вот самураи продолжали своё обучение и после 18 лет в учебных заведениях типа гимназий. Там китайский язык заменял латинский в университетах Европы.

Теперь понятно, что самураям хватало времени совмещать военное дело с досугом. Спартанцы не знали ничего иного, кроме досуга и войны. Те же европейские рыцари – феодалы практически с точностью копируют жизненный уклад самураев, немного обходя их в образовательном уровне. После изнурительного, тяжёлого дня, совершив очередной подвиг во имя страны и своего господина, спокойствие и хороший отдых были обязательны. И вот тут-то и следует подчеркнуть, что исключительно важным источником восстановления внутреннего душевного спокойствия у японских рыцарей был свежезаваренный чай. Горячий и душистый. Он единственный – согревал, успокаивал, заряжал энергией, помогал серьёзно расслабиться в минуты душевного отдыха. Одержимость японцев таким обыкновенным чаем доходила до того, что они связывают расцвет своей многовековой культуры непосредственно с деятельностью религиозной буддийской школой Дзэн и только потому, что именно монахи этой буддийской школы, привезли чай в Японию из Китая, и пили его по ночам, чтобы избавиться от сонливости.

Самураи и чай

К роднику, даже если он находится где-то далеко в лесу, обязательно прилагается аккуратный деревянный ковшичек для воды.

Этот обычай переняли и самураи. Для этого была разработана традиция проведения чайных церемоний – тядо («путь чая»). От участника чайной церемонии требовалась крайняя сосредоточенность, отрешение от всего дурного, духовное воссоединение с природой. Чайные домики – тясицу, располагались вдали от шума и суеты городской жизни; проведение японского ритуала требовало интимной атмосферы и общения наедине. Чаепитие – это, прежде всего, встреча друзей и хороших знакомых, имеющих общие вкусы и наклонности. Организация соответствующей атмосферы, располагающая для дружеского общения ставит свои условия достижения этого уюта: простота, чистота и соответствие определённой обстановки конкретным гостям. Хозяин дома – ведущий церемонии. Вскоре возникла необходимость в профессиональном устроителе чайной церемонии. Такие профессионалы пользовались авторитетом среди высшей аристократии и среди самураев.

Набор посуды для японской чайной церемонии:
нацумэ – керамическая чашка для слабо заваренного чая;
тясаку – бамбуковая либо деревянная чайная ложка;
тяван – чайная чашка;
тясен – венчик для взбивания чая;
мидзукаси – сосуд для воды, которой заваривают чай;
хисаку – ковш, которым разливают горячую воду по чашкам;
фукуса – ткань, которой хозяин протирает чайную посуду;
кобукуса – ткань, на которой гостю подается чашка с горячим крепким чаем.

Хорошо обученный «мастер чая» должен уметь быстро сориентироваться и разрешить проблемы вкуса. Устроенное «чайное благополучие» помогало примирить даже самых яростных врагов. Искусно оформленные букеты цветов, свиток с красиво написанными иероглифами или гравюры – главные детали интерьера, определяющие тему церемонии.

Самураи и чай

Чайник с изображением вороны, XV-XVI вв. Токийский национальный музей.

Наряду с посудой, особое внимание уделялось вазам, в которых как раз оформляли небольшие букеты цветов. Специфику детального устройства чайной церемонии очень хорошо раскрывает случай из жизни японского самурая Уэда Сигэясу, который под огнём своего неприятеля, рискуя, срезал приглянувшийся ствол бамбука, чтобы сделать небольшую вазочку для чайного домика. Единственный материал изготовления этих вазочек – бамбук и керамика.

Самураи и чай

Чёрный лакированный лак кириканэ, роспись золотой пудрой. Вес 1,312 г. Размер 30×52,5 см.

Посуда для чайной церемонии не должна была быть вычурной. Качественное изготовление посуды было делом непростым. Искусно сделанную чашку или чайницу порой ценили выше хорошего меча. Как правило, чайная церемония проходила на фоне специфического живого звука, который производил литой кипящий чайник на жаровне или треножнике. Иногда на дне чайника укладывались железные брусочки различного размера, которые могли регулировать исходящую от чайника звуковую палитру. На гладко отшлифованном подносе часто подавалась лёгкая закуска, соответствующая сезону, расположению духа и вкуса гостя. Низкая притолока заставляла, согнувшись принимать пищу на подносе, и тем самым уравнивала всех по «росту».

Самураи и чай

Лакированный чайник с эмблемами дома Токугава, XIX в. Художественный музей Токугава, Нагоя.

После приёма пищи нужно было сполоснуть рот и руки, и только потом пить чай, не спеша, наслаждаясь вкусом и запахом «зелёного напитка». В знак вежливости и благодарности стоило поинтересоваться, откуда посуда и каким мастером она изготовлена. Естественно, похвалить её. Ведь каждая чашка отличалась уникальностью своей формы и своего узора. Среди них не находилось даже двух одинаковых. Чашечки с щербинками считались самыми ценными и предназначались для особо знатных гостей.

Самураи и чай

Японец за чаем. Ксилография XIX в.

Сухие чайные листья отмеряли специальной бамбуковой ложкой и заливали кипятком из чайника в фарфоровых чашках. Зеленую жидкость взбивали бамбуковым венчиком до появления светло – зелёной пены. Ещё ложка холодной воды и всё было готово, чтобы насладиться обыкновенным японским чаем. Конечно, рецепты мастеров немного отличались.

Самураи и чай

Японский антикварный столик середины прошлого века – хакуми. Специально предназначенный для тя-но-ю, он выполнен в стиле кириканэ и покрыт коричневым лаком с последующей полировкой. Размер 47 ×18см.

Потом мода на чай переместилась в Европу, появились чайные клиперы с максимальной скоростью доставки из Азии нового урожая чая. Но это история требует уже отдельного разговора, в которой воинам-самураям места уже нет.

Авторы благодарят компанию «Антиквариат Японии» за предоставленные фотографии и информацию.
Автор: Вячеслав Шпаковский, Александр Зосимов


Мнение редакции "Военного обозрения" может не совпадать с точкой зрения авторов публикаций

CtrlEnter
Если вы заметили ошибку в тексте, выделите текст с ошибкой и нажмите Ctrl+Enter
Читайте также
Комментарии 28
  1. кобальт 31 июля 2015 07:38
    Мне тоже нравится когда так все просто, гармонично, душевно знаете ли.
    1. iouris 3 августа 2015 17:50
      Есть две проблемы. Нет чистой воды и настоящего чая.
  2. parusnik 31 июля 2015 07:49
    Паучок висит над чашкой чая
    Аромат вздыхает
    Блестит паутина
  3. Nester 31 июля 2015 09:09
    Такая поэтичная нация, каждый шаг - ритуал, каждое действие - церемония. Каллиграфия, чайная церемония, гармония с природой и пр.и др. И одновременно с этим кровожадные, не знающие пощады головорезы, извращенцы в конце концов...
    1. Комментарий был удален.
    2. Decathlon 31 июля 2015 11:40
      Безвозвратно дымится вдали.
      Как ковшик-хисаку.
      Курилы.
    3. вася 31 июля 2015 13:15
      Цитата: Nester
      Такая поэтичная нация, каждый шаг - ритуал, каждое действие - церемония. Каллиграфия, чайная церемония, гармония с природой и пр.и др. И одновременно с этим кровожадные, не знающие пощады головорезы, извращенцы в конце концов...

      А почитайте справочник по психиатрии. Там есть диагноз.
      И меня вылечат.....
  4. Vladimir 31 июля 2015 09:36
    Да действительно восточная мудрость и рассудительность много чему могут научить,например:Если разум отполирован как зеркало то нет необходимости в руки брать меч: стоит задуматься и поучиться.
  5. РусскийПатриот 31 июля 2015 09:40
    Нация контрастов. Вроде тихие и смиренные люди, но их телешоу и реклама. .. Это за гранью добра и зла. С одной стороны чудесная самобытная культура, а с другой - бесконечные анимэ-сериалы. Прекрасно помнят о Хиросиме и Нагасаки, но во всем подчиняются американцам. Я отказываюсь понимать японцев.
    1. zubkoff46 31 июля 2015 13:29
      А сколько людей извели и с какой жестокостью во Вторую мировую...
  6. Майор_Вихрь 31 июля 2015 09:44
    Не только чай япы из Китая привезли, но и сам Дзен пришел в Японию из Китая, где он назывался Чань. Чань-буддизм - китайское изобретение. Много чего японцы привезли и переняли из соседнего Китая.
  7. JääKorppi 31 июля 2015 09:53
    Отличная статья в контексте серий о Японии!! Но Курилы отдавать не надо!!
    1. kalibr 31 июля 2015 21:41
      Будет еще, следите...
  8. AAV 31 июля 2015 10:15
    Большое спасибо авторам за статью.
    После ее прочтения, лишний раз убеждаешься, что, как говорил известный герой "Белого солнца пустыни" т. Сухов:
    "Восток - дело тонкое!"
    На мой взгляд, особая ценность и привлекательность статьи в том, что она позволяет уйти от стереотипов во взглядах на культуру японских самураев и узнать новые стороны этой культуры.
    AAV
  9. cth;fyn 31 июля 2015 12:36
    Тя- чай, ну хоть чуть чуть, но нового узнал, Вячаславу спасибо интересно пишет. Зеленый чай и правда покруче кофе будет, кофеина там гора! К тому же не так вредно для зоровья, даже наоборот, почкам помогает, так что, хе-хе, в дорожку зеленым чайком не балуйтесь)
  10. Моряг 31 июля 2015 14:23
    Спасибо автору, легко, интересно,позновательно! hi
    Оно конечно, чай, весчь вкусная и полезная, но вот хоть убейте, страна и народ, с такой богатой культурой, традициями, у которых так развит культ почитания предков...извините поливают(и вовсе не чаем) своих же предков, своим присмыканием перед фша, после Хиросимы и Нагасаки...не понимаю я их, ни разу. request

    P.S.:Пейте чай! wink
  11. RiverVV 31 июля 2015 14:43
    Автор наивен. Чайная церемония для самурая была эстетическим ритуалом, но не более. И совершенно не обязательным в жизни. Вроде чистых трусов каждый день. Считаешь себя утонченным человеком - полезай в чайный домик. Но если в замке человек триста гарнизон, а чайный домик всего один, то понятно, что всем эстетики не доставалось. Поэтому если рядовой воин хотел чаю, то он на тени на стенках не заморачивался, а шел на кухню и пил, сколько влезет.

    Ну и если был выбор: выпить чаю, или сакэ, то понятно, что выбирали. Подсказка: выбирали не чай. Качественно бухнуть любили все самураи, включая самых высокопоставленных.
  12. Jager 31 июля 2015 14:57
    Интересная и познавательная статья. Действительно, мы очень мало знакомы с культурой других народов. Точнее очень хорошо знакомы со стереотипами. С удовольствием бы почитал нечто подобное о культуре нашего народа. Ведь по большому счету, ничерта не знаем...
    1. Вольный ветер 31 июля 2015 15:54
      да нет проблем winked . С давних времен некоторые группы лиц любили чай, если заваривали его в лесу, то сосуд для чая назывался ЧИФИРБАК( литровая консервная банка ), кавалеры, часто их называли ЗК, разжигала небольшой костер, под сенью могучих сосен, и за неторопливой беседой кипятили воду, затем в кипящую воду добавляли заварку, большим счастьем был Индийский чай, второго сорта, Иркутской чаеразвесовочной фабрики, но доска пресованного чая вполне нормально катила, Тщательно соблюдалась рецептура на пол литра воды пол литра заварки. ложечка для перемешивания чая поэтично называлась, ВЕСЛО. полученный напиток, ЧИФИР, поэтично матерясь и обжигаясь , любители пили из ЧИФИРБАКА, обычно по две ХАПКИ. за соблюдением ритуала чаепития, следило два человека, вертухаи либо дубаки, первая заварка ЧИФИР, второй раз перезаваренный чай ВТОРЯКИ, в третий раз пи.дор.ский или чертячий. А если серьезно, Русские люди любили чай, И пили его по особому. Из блюдечек и обязательно с кусковым сахаром либо с вареньем, посмотрите картину Кустодиева " Купчиха за чаем" кто нибудь опубликуйте репродукцию, пили чай в компаниях, но обычно это семейное чаепитие.
      1. Майор_Вихрь 31 июля 2015 19:38
        Цитата: Вольный ветер
        да нет проблем winked . С давних времен некоторые группы лиц любили чай ... ЧИФИРБАК( литровая консервная банка ), кавалеры, часто их называли ЗК ...


        Чифир никогда не был чаем. Поинтересуйтесь хотя бы что такое чифир, прежде чем писать глупости. ЗК вообще мастера были спирт из чего-угодно добывать: и кремом для обуви мазали хлеб, и зубную пасту разводили водой ... Но спирт от этого в чай не превращался, а только наоборот. Чифир крайне вреден для организма. А чай - полезный тонизирующий напиток, который пьют все: и япы, и китайцы, и корейцы, и русские. Даже англичане чаек попивают. Хотя, во многих европейских странах чай вообще не пьют, только кофе.
      2. Aqela 31 июля 2015 23:12
        Насколько мне известно, консервная банка не должна быть литровой, но непременно - старой, лужёной оловом с ржавыми проплешинами.
        Инфа 100% - товарисчь на Колыме в 50-е годы червонец отмотал. yes
        Кстати, если Вы такой знаток быта ЗК, поясните, откуда могли взяться литровые консервные банки? Вот хоть тресни, нигде нет ссылок, чтобы какие-то консервы паковали по литру... Кажется, самый близкий объём где-то 1/5 галлона или 2 фунта (такие мясные и овощные консервы случались), около 920 мл...
        1. Зэ Кот 1 августа 2015 00:27
          Цитата: Aqela
          откуда могли взяться литровые консервные банки? Вот хоть тресни, нигде нет ссылок, чтобы какие-то консервы паковали по литру... Кажется, самый близкий объём где-то 1/5 галлона или 2 фунта (такие мясные и овощные консервы случались), около 920 мл...


          Не знаю как раньше, а в армии видел сгущенку в банках на 3,9 кг. Они сейчас в магазинах иногда встречаются. Там явно больше литра.
  13. projdoha 31 июля 2015 20:54
    Самурай - это люди, которые в Японии объясняли откуда они пришли: С Амура Я - говорил русский воин, нанятый на службу императору.
    1. kalibr 31 июля 2015 21:39
      Слово самурай происходит от глагола сабурау - служить. Причем тут Амур? Если это юмор, то кто-то ведь может и не понять - так люди напуганы всякими альтернативщиками, а если Вы в это верите, то... это плохо.
      1. projdoha 31 июля 2015 21:56
        а вы верите что самурай происходит от сабурау? тогда и называйте его сабурауй ))
        1. kalibr 31 июля 2015 22:12
          Дело не в верить, а в правилах японской грамматики и изменении слов. Мы говорим и пишем суши и гейша, хотя буквы "ш" в их языке нет, надо говорить гейся и суси. Глагол и существительное это разные слова. К тому же никаких русских не было на Амуре, когда самураи уже были...
          1. cth;fyn 1 августа 2015 08:27
            А еще досирак-доширак
          2. projdoha 1 августа 2015 10:15
            Коллеги, я не верю во всё это, а просто допускаю, что самурай может быть С Амура Я, также допускаю, что может образоваться от глагола сабурау. Также допускаю, что сабурау произошло от существительного самурай. Также допускаю, что ещё 300 лет назад на острове Хоккайдо проживали белые люди, которых вытеснили японцы(очень сильно размножались)
  14. тихоокеанец 9 августа 2015 03:31
    Статья интересная и познавательная. Автору +.

    ...появились чайные клиперы с максимальной скоростью доставки из Азии нового урожая чая.

    Небольшое уточнение:
    Клиперы возили поначалу наркоту - опиум, в основном в Китай и, какую-то часть, непосредственно в Англию. Именно скорейшая доставка опиума и послужила началом знаменитых гонок клиперов. Но, поскольку, торговля опиумом была нелегальной, что в Китае (полностью), что в Европе (частично) - хитромудрые англо-саксы эти гонки назвали чайными, как и клипера. Тем более, что после разгрузки бирманского опиума в Гуаньджоу, клипера действительно грузились чаем.

    Чаю-то, в отличие от опиума, как-то все равно как быстро его доставят потребителю. Так например, Россия около 150 лет (18 и 19 век) до постройки Транссиба пила кяхтинский (китайский) чай, который к потребителю попадал на 2-й или даже 3-й год после сбора.

Информация

Посетители, находящиеся в группе Гости, не могут оставлять комментарии к данной публикации.
Картина дня