Судьба заброшенных военных баз: история в 20 фотографиях

Военные базы и сооружения, чей срок службы был рассчитан всего на несколько лет, или же наоборот, объекты, построенные для поддержки тысячелетнего рейха, раскиданы по всему земному шару. Некоторые из них обрели вторую жизнь, а другие до сих пор остаются заброшенными и продолжают разрушаться.

Судьба заброшенных военных баз: история в 20 фотографиях

База ВВС Великобритании Хетел

База королевских ВВС Хетел представляет собой бывшую базу королевских ВВС, которая использовалась ВВС США и ВВС Великобритании во время Второй мировой войны. Взлетное поле расположено в 11 километрах к юго-востоку от города Норидж Англия; в настоящее время им владеет английский производитель спортивных и гоночных машин Lotus Cars.


Судьба заброшенных военных баз: история в 20 фотографиях

Авиабаза Хетел в 1944 году

В 1966 году компания Lotus Cars переехала в помещение, специально построенное на месте аэродрома, и реконструировала часть взлетных полос и рулежных дорожек под тестовые треки для своих машин. Завод и инженерные центры занимают площадь 0,22 кв.км бывшего аэродрома, для пробегов испытаний выделено 4 км бывших взлетных полос. Большая часть покрытия оставшихся взлетных полос была снята и использована для строительства дорог, часть земли также была возвращена в сельскохозяйственный оборот. Старую планировку до сих пор можно разглядеть на фотографиях с воздуха.

Сегодня компания также работает в сфере инжинирингового консалтинга, выполняя инженерные разработки для автомобильной промышленности. Академия вождения Lotus Driving Academy, гоночное направление компании Lotus Racing, также расположены в Хетел.

Судьба заброшенных военных баз: история в 20 фотографиях

База подводных лодок в Балаклаве, Крым. Входной туннель в эту старую советскую базу подводных лодок

В Крыму расположен морской музейный комплекс Балаклава, представляющий собой подземную базу для подлодок. В эпоху Холодной войны в бухте Балаклава располагался суперсекретный военный объект.

Сталин издал секретную директиву: найти место, где можно было бы базировать подводные лодки, предназначенные для нанесения ответного ядерного удара. После нескольких лет поиска выбор пал на тихую бухту Балаклава и город тут же был засекречен. Город Балаклава расположен в узком заливе шириной всего 200–400 метров. Небольшие бухточки защищают город не только от штормов, но также от пытливых глаз, со стороны открытого моря она не видна ни под каким углом. Кроме того, место находится неподалеку от Севастополя, главной военно-морской базы российского черноморского флота.

Судьба заброшенных военных баз: история в 20 фотографиях

Старый причал советских подлодок

В 1957 году был организовано специальное строительное управления номер 528, которое напрямую руководило строительством подземных сооружений. Строительство данного подземного комплекса длилось четыре года, с 1957 по 1961 год.

После закрытия в 1993 году большая часть комплекса была оставлена без охраны. В 2000 году заброшенный объект был передан военно-морским силам Украины.

Музей был организован в 2002 году в соответствии с приказом министерства обороны Украины, согласно которому был учрежден филиал Центрального музея ВС Украины - морской комплекс «Балаклава».

Судьба заброшенных военных баз: история в 20 фотографиях

Заброшенные казармы Форта Орд

Форт Орд был открыт в 1940 году и закрыт в 1994 году. Этот Форт стал самой крупной американской военной базой закрытой на тот момент. Большая часть старых зданий и инфраструктуры остается заброшенной, но всё же многие сооружения уже снесены под запланированное строительство.

Судьба заброшенных военных баз: история в 20 фотографиях

Форт Орд в 40-е годы

В апреле 2012 года президент Обама подписал декларацию, согласно которой 5929 гектаров были отданы под создание так называемого Национального монумента Форт Орд. В своей декларации президент заявил, что «охрана района Форта Орд позволит сохранить его историческое и культурное значение, привлечет туристов и любителей активного отдыха отовсюду и обогатит его уникальные природные ресурсы к радости всех американцев».

Судьба заброшенных военных баз: история в 20 фотографиях

Атолл Джонстон, США

Атолл Джонстон представляет собой так называемую неинкорпорированную неорганизованную территорию США. Управляет атоллом Управление охоты и рыболовства Соединенных Штатов. Попасть на атолл можно только по специальному разрешению и в основном контингент, прибывающий туда, ограничен учеными и исследователями.

Судьба заброшенных военных баз: история в 20 фотографиях

Почти 70 лет атолл контролировался американскими военными. В это время он использовался в качестве птичьего заповедника, морского топливозаправочного терминала, посадочной площадки для космических аппаратов, авиабазы, испытательного полигона ядерного и биологического оружия, секретной ракетной базы и, наконец, места хранения и предприятия по уничтожению дефолианта «эйджент оранж». Работы по уничтожению дефолианта сильно загрязнили окружающую среду, поэтому там в настоящее время продолжаются работы по восстановлению и мониторингу. В 2004 году американская военная база была закрыта и была передана гражданским структурам правительства США.

Судьба заброшенных военных баз: история в 20 фотографиях

Авиабаза Желява в Хорватии

Авиабаза Желява на границе Хорватии и Боснии и Герцеговины была крупнейшим подземным аэродромом и военной авиабазой в бывшей Югославии и одной из крупнейших в Европе.

Строительство авиабазы Желява или Бихач (кодовое имя «Объект 505») началось в 1948 и завершено в 1968 году. За эти два десятилетия Югославия потратила на строительство 6 миллиардов долларов, втрое больше текущих ежегодных оборонных расходов Сербии и Хорватии вместе взятых. Это был один из самых крупных и дорогостоящих военных проектов в Европе.

Судьба заброшенных военных баз: история в 20 фотографиях

Командный центр

Авиабаза использовалась интенсивно в 1991 году во время Югославских войн. Во время отхода югославская народная армия разрушила взлетную полосу, заполнив предварительно подготовленные пустоты (напрямую предназначенные для этой цели) взрывчаткой и затем подорвав ее. С целью предотвращения любого возможного использования комплекса в дальнейшем оппозиционными силами военные Сербской Краины закончили разрушение в 1992 году, подорвав в нем еще 56 тонн взрывчатки. Последующие взрывы были такими мощными, что толчки почувствовали в близлежащем городе Бихач. Жители городка говорили, что дым поднимался из туннелей еще спустя шесть месяцев после взрывов.

Стоимость разрушенных основных зданий и оборудования не поддается оценке, также был причинен большой ущерб окружающей среде. Возможное восстановление (реконструкция) объекта ограничена отсутствием финансовых ресурсов. Международная граница делит базу на две части, весь район вокруг нее в значительной степени заминирован. Казармы в близлежащей деревеньке Личко Петрово Село находятся в ведении Хорватской армии.

Судьба заброшенных военных баз: история в 20 фотографиях

Радарный комплекс Дуга 3, Украина

Дуга-3 - это советский загоризонтный радарный комплекс, используемый как часть советской же системы раннего предупреждения о ракетном нападении. Комплекс функционировал с июля 1976 по декабрь 1989 года. Были развернуты два радара Дуга-3, один вблизи Чернобыля и Чернигова и второй в восточной Сибири.

В конце 80-х годов украинский радар, расположенный в 30-километровой зоне отчуждения вокруг Чернобыльской атомной станции, был деактивирован.

Судьба заброшенных военных баз: история в 20 фотографиях

База подводных лодок Сен-Назер, Франция

До второй мировой войны Сен-Назер была одной из самых глубоких гаваней на атлантическом побережье Франции. Во время битвы за Францию немецкая армия высадилась в Сен-Назере в июне 1940 года. Гавань сразу же стала использоваться для операций подводного флота, в сентябре 1940 года на базу прибыли немецкие подлодки U-46.

В декабре комиссия строительного управления Третьего рейха проверила гавань на предмет возможности построить базу подлодок, неуязвимую для воздушных бомбардировок из Англии.

Судьба заброшенных военных баз: история в 20 фотографиях

База в стадии завершения строительства, апрель 1942 года

Строительство началось в феврале 1941 года, стоянки 6, 7 и 8 были завершены в июне 1941 года. Доки с 9 по 14 были построены с июля 1941 по январь 1942 года; и с февраля по июнь 1942 года причалы с 1 по 5. Работы, в конечном счете, завершились строительством башни.

В конце 1943 - начале 1944 года был построен укрепленный шлюз с целью защиты подводных лодок во время их перемещения из реки Луары и укрытий. Шлюз имел длину 155 метров, ширину 25 метров и высоту 14 метров, на крыша было установлено зенитное вооружение.

Судьба заброшенных военных баз: история в 20 фотографиях

Башни ПВО в Австрии и Германия; на фото L-Tower в Вене

Начиная с 1940 года было построено всего 8 огромных бетонных сооружений, так называемых противозенитных башен, в городах Берлин (3), Гамбург (2) и Вена (3).

В других немецких городах, например Штутгарте и Франкфурте также были сооружены башни ПВО. Меньшего размера специальные башни ПВО были построены в таких ключевых удаленных немецких пунктах, как например, Анжер во Франции и Хельголанд в Германии.

Судьба заброшенных военных баз: история в 20 фотографиях

Башня во время строительства (1942 год)

Во время Второй мировой войны эти башни использовались Люфтваффе для защиты городов от воздушных налетов союзников и координации противовоздушной обороны. Во время налетов они также становились убежищами для десятков тысяч людей.

Судьба заброшенных военных баз: история в 20 фотографиях

Линия Мажино, Франция. Вид на форт Schoenenbourg в Эльзасе

Линия Мажино представляла собой линию бетонных фортификационных сооружений и орудийных комплексов, которую Франция построила вдоль границы со Швейцарией и границ с Германии и Люксембургом в 30-е годы. Эта линия не шла вдоль пролива Ла-Манш, поскольку французские военные не хотели подвергать опасности нейтралитет Бельгии. Французский боевой опыт, полученный в Первой мировой войне, лег в основу концепции Линии Мажино, строительство которой велось в основном в 30-е годы в рамках подготовки ко Второй мировой войне.

Судьба заброшенных военных баз: история в 20 фотографиях

Бункер 14 в Увраж Хохвальд в 1940 году

Французы построили эти фортификационные сооружения с целью выигрыша времени для своей армии, проведения всеобщей мобилизации в случае нападения и продвижения французской армии в Бельгию для решающего столкновения с немцами. Успехи в статичных, оборонительных боях Первой мировой войны оказали существенное влияние на французское военное мышление. Французские военные эксперты превозносили Линию Мажино как гениальное сооружение, полагая, что она сможет предотвратить любые вторжения с Востока.

Если вся эта система и предотвращала от прямого нападения, то со стратегической точки зрения она оказалась бесполезной, поскольку немецкие войска вторглись через Бельгию, обошли Линию Мажино и атаковали ее с тыла.

В конце 1944 года и начале 1945 года уже немцы обороняли Линию от наступающих союзников, которые снова атаковали ее с тыла.

Судьба заброшенных военных баз: история в 20 фотографиях

Морские форты Маунселла в Северном море

Морские форты Маунселла расположены в Северном море, неподалеку от побережья Великобритании, в устьях рек Мерси и Темзы. Они служили в качестве фортификационных сооружений армии и флота и получили свое название в честь их проектировщика Гая Маунселла. Форты были выведены из эксплуатации в конце 50-х годов и позднее использовались для других видов деятельности, включая размещение в них пиратских радиостанций. Одним из фортов управляет непризнанное княжество Sealand. Суда посещают остальные форты от случая к случаю, а консорциум под названием Project Redsands планирует сохранить форт, расположенный в Red Sands.

Судьба заброшенных военных баз: история в 20 фотографиях

Армейский форт на действительной службе ее Величества

Летом 2007 и 2008 годов станция Red Sands Radio вела свою работу с Форта Red Sands в память о пиратских радиостанциях 60-х годов. Позднее форт был объявлен небезопасным и коммерческая радиостанция Red Sands Radio переехала в свой офис на побережье.

Использованы материалы:
www.thebrigade.com
www.wikipedia.org
Автор: Alex Alexeev


Мнение редакции "Военного обозрения" может не совпадать с точкой зрения авторов публикаций

CtrlEnter
Если вы заметили ошибку в тексте, выделите текст с ошибкой и нажмите Ctrl+Enter
Читайте также
Загрузка...
Комментарии 17
  1. Pal2004 27 июля 2015 07:41
    Интересно. В Балаклаву съездить бы...
    1. Добрый 27 июля 2015 07:59
      Я только вчера оттуда приехал
      1. Soldier Dusty 27 июля 2015 08:33
        Ну и как там? Впечатляет?
    2. Shick 27 июля 2015 08:14
      чудо инженерной мысли
  2. нивасандер 27 июля 2015 08:24
    молодец комрад .Давай не останавливайся
  3. igordok 27 июля 2015 08:36
    А сколько заброшенных баз, аэродромов и т.п. у нас в лесах. Особенно после перестройки и сердюкова.

    10 км от границы с НАТО(Эстонии)
    Да и не только в лесах.
  4. ЯМЗ-238 27 июля 2015 09:35
    Чудо фотографии....настоящая история!
  5. фомкин 27 июля 2015 11:43
    Материал интересный. Вставлю свои пять копеек, но по теме. То что осталось от хранилища ядерных боеприпасов под Барановичами. Крайнее место моей службы, аж напиться захотелось.

    Это вход в хранилище с системой шлюзования.
  6. sergey100174 27 июля 2015 12:21
    У меня тупой вопрос: почему Колин Чэпмен под свои Lotus'ы спокойно приобрёл не то что аэродром- авиабазу, у нас- индейское жилище( фиг вам)! Осталось же много военных полос времён СССР, рядом с городами, неиспользуемые, заброшеные- может передать на определённых условиях энтузиастам(предпринимателям) малой авиации?
    1. kot28.ru 27 июля 2015 13:01
      Когда возник вопрос о передаче поселка Орлиный,он же Свободный-21,в районе строящегося космодрома Восточный в конце 90-х муниципалам,те еще долго выпендривались what ,ведь это деньги на содержание и т.п,а ведь там в части даже генераторы стояли,весь гарнизон во время отключения электричества был обеспечен !Жаль crying ,такой городок был,все пропил Бориска recourse
      1. sergey100174 27 июля 2015 13:21
        Конечно выпендривались- где им деньги на содержание генераторов взять? Это же не только солярка и масло, это создание новой структуры- техническое обслуживание, контроль сетей.
        Вообще мой тупой вопрос немного не о том.
        1. kot28.ru 27 июля 2015 13:53
          Итогом стало то,что сейчас гарнизон скорее мертв,чем жив и превратился в еще один из поселков в сопках,а миллиарды уходят на строительство инфраструктуры Восточного,так как восстановить скорее дороже,или не хотят! hiА денег в амурке хватает,только вот с хозяевами-им пофигу на область!
    2. oldkap22 27 июля 2015 14:02
      а в Америке продают старые ракетные шахты...Сколько у нас брошенных городков и шахт(нет никогда мы не будем богатой страной...) а жаль...
      1. sergey100174 27 июля 2015 14:12
        А у нас нет старых ракетных шахт? Ребят, я просто не в курсе, что с ними делают после окончания эксплуатации?
        P.S. Отец служил с 68 по 70 в РВСН, ТРБ, по рассказам- девятиэтажка в земле!
      2. sergey100174 27 июля 2015 14:31
        Старая ракетная шахта- лаборатория для ученого-сумашая, семейки параноиков(бомбоубежище),
        Или для "анти Робинзона Крузо", типа свалить от всех!
    3. svd-73 27 июля 2015 19:22
      Осталось же много военных полос времён СССР, рядом с городами, неиспользуемые, заброшеные- может передать на определённых условиях энтузиастам(предпринимателям
      Да уже передавали,только фантазии хватает все на металлолом порезать,да плиты ВПП на продажу повыдергивать
      Военная прокуратура Западного военного округа возбудила уголовное дело по факту продажи взлетно-посадочной полосы аэродрома Климово под Брянском. За взятку в миллион рублей начальник филиала 1155-го центра Минобороны Андрей Усок разрешил коммерческой организации вывести более четырех тысяч бетонных плит с ВПП недействующего аэродрома.

      В результате государству нанесен ущерб в размере более 48 миллиона рублей, аэродром выведен из строя, - отметили в прокуратуре. Уголовное дело возбуждено по части 4 статьи 160 УК РФ и части 5 статьи 290 УК РФ (растрата и получение взятки в крупных размерах).
  7. sergey100174 27 июля 2015 13:56
    Авиабаза Желява: читал давно худ.книгу "Истребители:разорванное небо", похоже!
  8. agusev 27 июля 2015 14:29
    Ракетные шахты по договору с американцами тупо взрывали.Видео есть в Сети. В некоторые сваливали старые советские деньги машинами (сам видел эти фото) и потом затапливали.Вот как-то так.
    1. sergey100174 27 июля 2015 15:13
      Весело, СНВ1, СНВ2 ?
  9. BIMMER 28 июля 2015 20:19
    В Севастополе есть ещё 1 интересный объект 221 .Противоядерный бункер для командования ЧФ!

    http://orlovka-krym.ru/ekskursii/zabroshennyj-bunker
  10. Комментарий был удален.
  11. Комментарий был удален.
  12. Комментарий был удален.

Информация

Посетители, находящиеся в группе Гости, не могут оставлять комментарии к данной публикации.
Картина дня