Military Review

Japan versus the United States and the strategic equilibrium in the Pacific Ocean. Part nine

4
After the seizure by the Japanese of the islands of Kyska and Attu, the summer and autumn campaigns of 1942 in the Aleutian Islands were outwardly distinguished by an almost complete absence of hostilities. (Except for the episodic actions of submarines on both sides trying to intercept transport ships.) Therefore, the sources do not pay much attention to the North Pacific during this period. The engineer-sapper units fought here primarily: the Japanese fortified on the occupied islands, and the Americans hastily built an airfield and a new base on Adyak Island (about 400 km from Kyski and 600 km from Unalashka), aviation could strike at the enemy. Nevertheless, the attention of the military leadership of both sides to this theater did not weaken at all: transports with reinforcements, equipment and materials went there, reconnaissance flights were constantly conducted. I must say that the Japanese already had sufficient experience in the operational construction of airfields on various captured islands, but here they still had to rely on bases for hydroplanes - apparently, they failed to deliver enough materials and equipment. But the Americans had no problems with this - in a few months the airfield on Adyak became a large base for those places where at the same time up to two dozen aircraft could fly into the air. Around November 1, the number of Japanese garrisons on the islands of Kyska and Attu increased to 4000 and 1000, respectively. There were about thirteen thousand American soldiers in the remaining Aleutian Islands by this time.

Japan versus the United States and the strategic equilibrium in the Pacific Ocean. Part nine
Salt Lake City morning 27 March 1943 g


Only September 14 US aircraft for the first time could bomb the island of Kyska (with Adyak), but this date is difficult to consider a full-fledged resumption of hostilities. Even using very rare days of favorable weather, it was difficult to hope for the imminent release of the islands. Until the end of the year, only seven such raids were carried out (the last one - December 20), which in general did not cause significant damage to the Japanese (six Zero fighters, four of which were destroyed on the ground). For cardinal changes, there were not enough landing craft, as there was no acceptable weather conditions for their actions, including support from the sea with ship artillery.

And this was, perhaps, a small but rather significant victory for the Japanese command. Therefore, it is worth recalling a few important points.

All the steps and military actions taken by the Japanese side in the Aleutian campaign, only at first glance, confirm the strikingly monotonous point of view of the American authors. We have already quoted them in previous editions and, in general, they boiled down to the following: it was pure insanity to attack the Aleuts, since 1) cannot conduct full-fledged military operations in this theater; 2) the strategic importance of the operation for Japan was reduced solely to the need to cause a distraction blow (the main goal was first Midway, and then Hawaii); 3) the forces involved in the operation could be of much greater benefit in the southern seas, for example, east of New Guinea.

And, we note, this is the absolute truth, from the point of view of classical western ideas about strategy. However, as in some other cases, such a point of view does not allow one to understand and even simply imagine the real motives of the Japanese high command. In fact, from the point of view of Japanese traditional ideas, the ultimate and common goal of all their 1942 campaigns of the year was to achieve completeness (completeness) of the strategic equilibrium belt stretching from the northern waters of the Pacific to the Bay of Bengal. In May, when the Japanese ships were still about to move towards Midway and the Aleuts, it was generally clear that the initial (and most valuable) time was missed. That is, harmoniously complete this belt in the near future will not work, and regardless of the outcome of the operation to capture Midway: in any case, the struggle for Hawaii promised to be difficult and long.

And in this case, the extreme points of the belt (corners of the world) acquired crucial importance - it was necessary at least to indicate its presence there. Here it is also important that, in the Japanese strategy, successful opposition to some natural logic of events is in principle possible if the forces and energy are properly distributed. The natural logic of events is in this case an unequal balance of forces and resources not in favor of Japan. Well, or otherwise: the inability with the available resources to defeat the United States and its allies in a long confrontation. It's simple. But about the ingenious distribution of forces in accordance with ancient teachings and how exactly the Japanese admirals were going to outwit the natural course of things, now only hypotheses can be built. But in any case, the presence of a “point of support” in the “corner of the world” meant a lot, given the main task of winning time. After all, there were still some prospects for increasing industrial production in Manchuria and in Korea (in Japan itself, it was already approaching the natural limits of growth, and there were still vast undeveloped resources, especially labor force.)

So, it was not at all in vain that the fierce struggle for two tiny islands of the Aleutian Archipelago was fought for almost a whole year. It is worth adding that the presence of Japanese forces there was of great propaganda significance: the belt’s completion at its extreme points was of tremendous symbolic importance - probably more than if it were a couple of similar islands of the Hawaiian archipelago or, say, east of Australian Queensland.

However, despite all these strategic considerations, the tactics and operational actions of both sides were generally very similar and boiled down to very simple provisions - that’s what the events in this theater of operations look like if we go down a level and consider them without taking into account the surrounding geopolitical realities and global strategic concepts. Collisions of large forces of ground forces, as well as large formations of ships were impossible here, in principle, due to local geographic and especially climatic conditions. (The American large ships and destroyers very quickly showed their complete uselessness here and they could only wait for the onset of a new favorable period of anticyclone prevalence at the end of the winter 1943 of the year). The decisive force capable of drastically changing something on a strategic scale was most often aviation alone. The second most important strategic factor could be considered the actions of submarines against transports, but they have not had a decisive influence on the course of events.

But the whole situation has changed very dramatically with the start of the new 1943 year. The commander of the American forces, Robert Theobald, considered all the advantages achieved to be insufficient for a decisive battle and the liberation of two small islands. He hoped to move to more active actions not earlier than June, when the nights would again become bright, and the forces of the enemy would be completely exhausted. In the meantime, in his opinion, it was necessary to continue to approach the enemy closer and closer to building new runways and organizing intermediate bases. However, the chiefs of staff and Roosevelt clearly did not intend to wait that long. And the point is not that they understood the significance of the Aleuts for the Japanese, and not only that this theater distracted part of the naval forces needed in the southern seas. Just for the American government, the propaganda component was also not in last place, and in subsequent changes and appointments it was decisive. And yet, as many American generals and admirals believed, the potential threat of Japanese expansion towards Kodiak and further to Anchorage, even if very ephemeral, did not allow to force forthcoming operations in the center of the Balance Belt - in Micronesia and further to the Philippines. And although in reality Japan did not have the strength for such expansion, in the fall, the possibility of replacing Theobald with someone more decisive was discussed in Washington. And a suitable candidate was soon found - 44-year-old Rear Admiral Thomas Kinkade, who was very helpful in initiating proposals and proposals for a decisive offensive on the Aleuts. Kincaid was one of the favorites of the press, he had an excellent reputation in the battles in Midway, in the Coral Sea, and especially as the commander of the so-called "16 Task Force" (or, as they would call it the carrier-based strike group), formed specifically for "Enterprise ". The fact that Kincaid had a rather poor idea of ​​the conditions of the North Pacific Ocean, obviously, could not overshadow his determination and confidence in victory.

Immediately after Kincaid’s appointment as commander, in January 43, the construction of another airfield on Amchitka Island began. The Americans were thus still getting closer and closer to the enemy (this island is located just 150 km from Kyska Island and 470 km from Attu), but at an accelerated pace - the best engineering and modern engineering forces were thrown here. Here, the construction began to regularly interfere with the daring raids of Japanese aircraft. Despite the bad weather and low clouds, they stubbornly attacked the new base. However, they could not stop building. Already in February, the squadron of the P-40 was redeployed. The raids of Americans from Adyak to Kysk ceased - all available aircraft were now forced to cover Amchitka. Nevertheless, the fights in the air were very rare, the losses on both sides were sporadic, since opponents rarely managed to meet each other. But construction accelerated and in March another squadron, P-38, B-26 and B-24, appeared here. Amchitka Island thus became the main springboard of the US Air Force in this theater. At the end of winter, hurricane winds are not constant here, and anticyclones drive away low clouds (although thick fogs still regularly cover the foot of the mountains and the coast). And the Americans managed to realize this opportunity almost completely: By mid-April, continuous raids on Kysk completely destroyed all seaplanes here. The defenders of the island now had to rely only on anti-aircraft artillery. In addition, they were completely cut off from the supply bases in the Kuriles. Since the fall, the Japanese have lost more than fifty transport ships. Nevertheless, their position has continued to remain stable. If the same forces were able to capture some of the islands of the Hawaiian archipelago, their garrisons would quickly be dropped into the sea. And here, in March, Kincaid did not even have a final plan for a landing operation. And it was, in general, not to her.

The most important and dramatic events in this theater of operations were now developing at sea. At the end of March, perhaps the most unusual naval battle of the Second World War took place here - known as the Battle of the Commander Islands.

True, it should first be noted that, first of all, the improved weather conditions allowed, finally, the American the fleet go here to action - and secondarily the determination of the command. The main task of the ships that came at the disposal of Kinkade was the blockade of the islands occupied by the Japanese, and later - in April - the destroyers managed several times to get close to Kyska Harbor (where the main base of the Japanese was) and to fire at the ships standing there.

The main technical advantage of the American fleet here were flying boats "Catalina". The Japanese did not have a similar aircraft, which in these conditions for a long time for days and more, replacing each other, control the sea and air space around the islands. It is worth noting that it was the presence of these aircraft, and not at all the numerical superiority in the ships, allowed the Americans to carry out a long blockade - according to their data, since January no Japanese transport could break through to the Aleuts. However, the Americans, as well as the Japanese, failed to use any aircraft in the upcoming battle. Special environmental conditions did not allow submarines to participate in it either - so this was one of the last naval battles that took place in the form of a “clean” artillery duel. (But we are already running ahead.)

In early March, intelligence submitted a report to the Joint Chiefs of Staff Committee, which stated that the Japanese were assembling or had already formed a reinforced convoy on Paramushir, which was accompanied by one heavy and one light cruisers, as well as four destroyers. The compound is about to go to the Aleuts. In fact, the escort forces of this convoy were much larger - they consisted of two heavy cruisers, “Hamu” and “Maya”, two light cruisers “Tata” and “Abacum”, four destroyers and auxiliary ships. Vice-Admiral Boshiro Hosogaya, commander of the 5 Fleet, commanded the compound.

In response to this threat in the western zone of the Aleutian Islands in mid-March, an additional force was quickly sent under the command of Vice Admiral Charles McMoris: the heavy cruiser Salt Lake City, the light Richmond and four destroyers.

The compound went along the Aleutian Ridge, approximately 100-150 miles south, across the intended Japanese squadron. Since the constant use of reconnaissance aircraft was impossible, and the Japanese from the very beginning strictly observed the radio silence regime, there were few chances to meet at sea. But fate would have it happen.

The paths of these two squadrons began to converge on 26 in March 1943, not far from Soviet territorial waters, near the International Date Line, about a hundred miles south of the Commander Islands. Visibility was poor, the weather still did not allow even Catalina to be used, and opponents were approaching each other almost blindly.

On 6 in the morning of March 27, the American destroyers repeated the maneuver that had become common for them in recent days: they moved to the southwest with a fan at intervals of no more than 5-6 miles, searching for Japanese ships with radars. Cruiser "Salt Lake City" and "Richmond" at low speed gradually lagged behind destroyers.
Most of the Japanese transports at this time pressed against the borders of the Soviet territorial waters to the west. And the warships of the Japanese were going at full speed separately from the convoy of transports (only two were with them) —and by a truly accidental coincidence of circumstances — directly to the Mac-Morris squadron.

In 7 hours 30 minutes the destroyer "Kolen", and then "Richmond" recorded the first radar signals. Only 10 minutes later, Mac-Morris gave the order to reorganize into battle order, and by that time there were already fifteen reliable signals. There was no doubt: the Japanese ships are only twenty kilometers away!

(To be continued)
Author:
4 comments
Ad

Subscribe to our Telegram channel, regularly additional information about the special operation in Ukraine, a large amount of information, videos, something that does not fall on the site: https://t.me/topwar_official

Information
Dear reader, to leave comments on the publication, you must sign in.
  1. Denis_469
    Denis_469 27 July 2015 09: 19
    0
    "It is worth noting that it was the presence of these aircraft, and not at all the numerical superiority in the ships, that allowed the Americans to carry out a long blockade - according to their data, not a single Japanese transport could break through to the Aleuts since January." - Japanese convoys and single ships constantly went to the islands. This statement is not credible and is only Western propaganda.
  2. Alexey RA
    Alexey RA 27 July 2015 11: 36
    0
    By the end of the year, only seven such raids were possible (the last on December 20), which on the whole did not cause significant damage to the Japanese (six Zero fighters, four of which were destroyed on the ground).

    About "not causing significant damage to the Japanese" - one can argue. smile
    Of the 6 flying boats N6K4 (long-range reconnaissance + bomber), based on the Aleuts, 4 were destroyed as a result of two raids on Kyska.
    The main technical advantage of the American fleet here was the flying boats "Catalina". The Japanese did not have a similar aircraft, which allowed in these conditions for a long time for days or more, replacing each other, to control the sea and air space around the islands.

    The advantage here is rather not technical, but tactical and operational. The Japanese had flying boats that were superior to the "Catalina" - including the Aleuts. But two of them met the Lightnings, and I described the fate of the four remaining ones above.
  3. Alexey RA
    Alexey RA 27 July 2015 12: 26
    0
    In fact, the escort forces of this convoy were much larger - they consisted of two heavy cruisers “Hamu” and “Maya”, two light cruisers “Tata” and “Abakuma”, four destroyers and auxiliary vessels.

    SRT "Nati" and "Maya". KRL "Tama" and "Abukuma".
    In response to this threat, an additional unit under the command of Vice Admiral Charles McMorris was hastily sent to the western zone of the Aleutian Islands in mid-March: the heavy cruiser Salt Lake City, the light Rind and four destroyers.

    Of the entire McMorris tactical group, only EMs were more or less modern: 2 Bensons and 2 Farraguts.
    "Salt Lake City" - the first American MCT-Washington. With two types of towers - end two-gun and raised three-gun.
    "Richmond" - in general, a KRL type "Omaha" built in the early 20's.

    PS To bite out the "chmo" in the word "Richmond" is five! The cruiser Rind ... laughing
  4. RiverVV
    RiverVV 27 July 2015 13: 16
    0

    A little not that period of the war, but ...
  5. ydjin
    ydjin 27 July 2015 14: 36
    +1
    Strong video! You can not accept, but you have to respect! good
    1. Banson
      Banson 27 July 2015 18: 03
      0
      But as for me - a zombie.

Япония против США и стратегическое равновесие на Тихом Океане. Часть девятая

После захвата японцами островов Кыска и Атту летняя и осенняя кампании 1942 года на Алеутских островах внешне отличались почти полным отсутствием боевых действий. (Если не считать эпизодических действий подводных лодок с обеих сторон, пытавшихся перехватывать транспортные корабли.) Поэтому источники не уделяют особого внимания северной части Тихого океана в этот период. Войну здесь вели прежде всего инженерно-саперные части: японцы укреплялись на захваченных островах, а американцы спешно строили аэродром и новую базу на острове Адьяк (примерно 400 км от Кыски и 600 км от Уналашки), откуда авиация могла бы наносить удары по противнику. Тем не менее внимание военного руководства обеих сторон к этому театру вовсе не ослабевало: туда шли транспорты с подкреплениями, техникой и материалами, постоянно проводились разведывательные полеты. Надо сказать, что у японцев уже был достаточный опыт оперативного строительства аэродромов на различных захваченных островах, но здесь им все же пришлось сделать ставку на базы для гидропланов – видимо, так и не удалось доставить достаточное количество материалов и техники. Зато у американцев с этим не было проблем – аэродром на Адьяке в считанные месяцы стал крупной для тех мест базой, где одновременно могли подниматься в воздух до двух десятков самолетов. Примерно к 1 ноября численность японских гарнизонов на островах Кыска и Атту увеличилась соответственно до 4000 и 1000 человек. Американских солдат на остальных Алеутских островах было к этому времени около тринадцати тысяч.

Япония против США и стратегическое равновесие на Тихом Океане. Часть девятая
"Солт-Лейк-Сити" утром 27 марта 1943 г


Только 14 сентября авиация США в первый раз могла бомбить остров Кыска (с Адьяка), но и эту дату трудно считать полноценным возобновлением военных действий. Даже используя очень редкие дни благоприятной погоды, трудно было надеяться на скорое освобождение островов. До конца года удалось произвести всего семь таких налетов (последний – 20 декабря), в целом не причинивших японцам значительного ущерба (шесть истребителей «Зеро», четыре из которых были уничтожены на земле). Для кардинальных изменений не хватало прежде всего десантных судов, как впрочем и не было приемлемых погодных условий для их действий, включая поддержку с моря корабельной артиллерией.


И в этом заключалась, возможно, хоть и небольшая, но довольно значимая победа японского командования. Поэтому тут стоит напомнить несколько важных моментов.

Все шаги и военные действия, которые предпринимала японская сторона в Алеутской кампании, только на первый взгляд подтверждают поразительно однообразную точку зрения американских авторов. Их мы уже цитировали в предыдущих выпусках и в целом они сводились к следующему: нападать на Алеуты было чистым безумием, так как 1) вести полноценные военные действия на этом театре невозможно; 2) стратегическое значение операции для Японии сводилось исключительно к необходимости нанести отвлекающий удар (главной целью были сначала Мидуэй, а потом Гавайи); 3) задействованные в операции силы могли бы принести намного большую пользу в южных морях, например, к востоку от Новой Гвинеи.

И, заметим, это сущая правда, с точки зрения классических западных представлений о стратегии. Однако, как и в некоторых других случаях, такая точка зрения не позволяет понять и даже просто представить себе настоящие мотивы японского высшего командования. В действительности с точки зрения японских традиционных представлений конечной и общей целью всех их кампаний 1942 года было достижение полноты (завершенности) пояса стратегического равновесия, протянувшегося от северных вод Тихого океана до Бенгальского залива. В мае, когда японские корабли еще только собирались выдвигаться в сторону Мидуэя и Алеутов, было в общем ясно, что начальное (и самое ценное) время упущено. То есть гармонично завершить в ближайшее время этот пояс не получится, причем независимо от исхода операции по захвату Мидуэя: в любом случае борьба за Гавайи обещала быть и трудной, и долгой.

И в этом случае крайние точки пояса (углы мира) приобретали решающее значение – необходимо было как минимум обозначать там свое присутствие. Тут еще важно, что в японской стратегии успешное противодействие некоей естественной логике событий в принципе возможно, если при этом правильно распределять силы и энергию. Естественная логика событий – это в данном случае неравное соотношение сил и ресурсов не в пользу Японии. Ну или по другому: невозможность с имеющимися ресурсами победить США и их союзников в длительном противостоянии. Это просто. А вот насчет хитроумного распределения сил в соответствии с древними учениями и о том, как именно японские адмиралы собирались перехитрить естественных ход вещей, сейчас можно строить только гипотезы. Но в любом случае наличие «точки опоры» в «углу мира» значило очень многое, учитывая основную задачу выигрывать время. Ведь тогда еще существовали какие--то перспективы увеличения промышленного производства в Манчжурии и в Корее (в самой Японии оно уже подходило к естественным пределам роста, а там были еще огромные неосвоенные ресурсы, особенно рабочей силы. )

Так что, вовсе не зря почти целый год велась ожесточенная борьба за два крохотных острова Алеутского архипелага. Стоит еще добавить, что присутствие там японских сил имело большое пропагандистское значение: завершенность пояса в его крайних точках имела огромное символическое значение – наверняка большее, чем если бы речь шла о паре таких же островов Гавайского архипелага или, скажем, к востоку от австралийского Квинсленда.

Однако, несмотря на все эти стратегические соображения тактика и оперативные действия обеих сторон были в общем очень похожи и сводились к очень простым положениям – именно так выглядят события на этом театре военных действий, если мы спустимся на уровень ниже и рассмотрим их без учета окружающих геополитических реалий и глобальных стратегических концепций. Столкновения крупных сил наземных войск, а также крупных соединений кораблей были здесь невозможны в принципе в силу местных географических и особенно климатических условий. (Американские крупные корабли и эсминцы очень быстро показали здесь свою полную бесполезность и им оставалось только ждать наступления нового благоприятного периода преобладания антициклонов в конце зимы 1943 года). Решающей силой, способной что-то кардинально изменить в стратегическом масштабе, была чаще всего одна только авиация. Вторым по значению стратегическим фактором можно было бы считать действия подводных лодок против транспортов, но решающего влияния на ход событий они так и не оказали.

Но все это положение очень резко изменилось с началом нового 1943 года. Командующий американскими силами Роберт Теобальд считал все достигнутые преимущества недостаточными для решающего сражения и освобождения двух маленьких островов. Он рассчитывал перейти к более активным действиям не раньше июня, когда ночи снова станут светлыми, а силы противника будут полностью истощены. А пока по его мнению нужно было продолжать подбираться к противнику все ближе строя новые взлетно-посадочные полосы и и организуя промежуточные базы. Однако начальники штабов и Рузвельт явно не собирались ждать так долго . И дело не в том, что они понимали значение Алеутов для японцев, и далеко не только в том, что этот театр отвлекал часть военно-морских сил, необходимых в южных морях. Просто для американского правительства пропагандистская составляющая тоже была не на последнем месте и в последующих перестановках и назначениях она была решающей. А еще, как считали многие американские генералы и адмиралы, потенциальная угроза японской экспансии в сторону Кадьяка и далее на Анкоридж, пусть даже очень эфемерная, не позволяла форсировать предстоящие операции в центре Пояса Равновесия – в Микронезии и далее на Филиппины. И хотя в реальности сил на такую экспансию у Японии уже не было, в Вашингтоне еще осенью обсуждалась возможность заменить Теобальда кем-нибудь более решительным. И подходящая кандидатура вскоре нашлась – 44-летний контр-адмирал Томас Кинкейд, очень кстати выступавший с инициативами и предложениями решительного наступления на Алеутах. Кинкейд, был одним из любимцев прессы, он прекрасно зарекомендовал себя в сражениях на Мидуэе, в Коралловом море и особенно в качестве командующего так называемой «Целевой группы 16» (или, как сейчас бы ее назвали авианосной ударной группы ), сформированной специально для «Энтерпрайза». То, что Кинкейд довольно плохо представлял себе условия северной части Тихого океана, очевидно, не могло затмить его решительности и уверенности в победе.

Сразу после назначения Кинкейда на пост командующего, в январе 43-го года, началось строительство еще одного аэродрома на острове Амчитка. Американцы таким образом по прежнему подбирались все ближе к противнику (этот остров расположен всего в 150 км от острова Кыска и в 470 км от Атту), но в усиленном темпе – сюда были брошены лучшие инженерно-саперные силы и самая современная техника. Здесь строительству стали регулярно мешать дерзкие налеты японской авиации. Невзирая на плохую погоду и низкую облачность, они упорно атаковали новую базу. Однако остановить стройку им так и не удалось. Уже в феврале суда перебазировалась эскадрилья «Р-40». Налеты американцев с Адьяка на Кыску прекратились – все имеющиеся самолеты вынуждены были теперь прикрывать Амчитку. Тем не менее схватки в воздухе были очень редкими, потери с обеих сторон – единичными, так как противникам довольно редко удавалось встретить друг друга. Зато строительство ускорилось и в марте здесь появились еще по одной эскадрилье «Р-38», «В-26» и «В-24». Остров Амчитка таким образом стал основным плацдармом американских ВВС на этом театре. В конце зимы ураганные ветры здесь не постоянны, а антициклоны прогоняют низкую облачность (хотя густые туманы по прежнему регулярно закрывают подножия гор и берега). И эту возможность американцам удалось реализовать практически полностью: Непрерывные налеты на Кыску к середине апреля полностью уничтожили здесь все гидропланы. Защитникам острова приходилось теперь надеяться только на зенитную артиллерию. Они, кроме того, оказались полностью отрезаны от баз снабжения на Курилах. С осени японцами было потеряно уже более полусотни транспортных кораблей. И тем не менее их положение пока продолжало оставаться устойчивым. Если бы такими же силами удалось захватить какие-нибудь острова Гавайского архипелага, их гарнизоны довольно быстро сбросили бы в море. А здесь у Кинкейда еще в марте не было даже окончательного плана десантной операции. И было, в общем, не до нее.

Самые важные и драматические события на этом театре военных действий развивались теперь на море. В конце марта здесь произошло, пожалуй, самое необычное морское сражение Второй мировой войны – известное, как Сражение у Командорских островов.

Правда сначала следует отметить, что у прежде всего улучшившиеся погодные условия позволили, наконец, и американскому флоту перейти здесь к активным действиям – а уж во вторую очередь решимость командования. Основной задачей кораблей, поступивших в распоряжение Кинкейда, была блокада занятых японцами островов, а позднее – в апреле – эсминцам несколько раз удавалось подойти вплотную к Кыска-Харбор (где была основная база японцев) и обстрелять стоящие там суда.

Основным техническим преимуществом американского флота здесь были летающие лодки «Каталина». У японцев не было аналогичного самолета, позволявшего в здешних условиях длительное время сутками и более, сменяя друг-друга, контролировать морское и воздушное пространство вокруг островов. Стоит отметить, что именно наличие этих самолетов, а вовсе не численное превосходство в кораблях, позволило американцам осуществлять длительную блокаду – по их данным с января ни один японский транспорт не мог прорваться к Алеутам. Однако использовать какую-либо авиацию в предстоящем сражении американцам, также как и японцам, не удалось. Особые природные условия не позволили участвовать в нем и подводным лодкам – так что это была одна из последних морских битв, реализовавшихся в форме «чистой» артиллерийской дуэли. (Но это уже мы забегаем вперёд.)

Еще в начале марта разведка представила Объединенному Комитету Начальников Штабов доклад, в котором говорилось, что японцы собирают или уже сформировали на Парамушире усиленный конвой, который сопровождают один тяжелый и один легкий крейсеры, а также четыре эсминца. Соединение собирается идти на Алеуты. В действительности силы сопровождения этого конвоя были значительно больше – они состояли из двух тяжелых крейсеров «Хаму» и «Майя», двух легких «Тата» и «Абакума», четырех эсминцев и вспомогательных судов. Командовал соединением вице-адмирал Босиро Хосогая, командующий 5-м Флотом.

В ответ на эту угрозу в западную зону Алеутских островов в середине марта было спешно направлено дополнительное соединение под командованием вице-адмирала Чарльза Мак-Морриса: тяжелый крейсер «Солт-Лейк-Сити», легкий «Ричмонд» и четыре эсминца.

Соединение шло вдоль Алеутской гряды, примерно в 100-150 милях южнее, наперерез предполагаемой японской эскадре. Так как постоянное использование разведывательной авиации было невозможно, а японцы с самого начала строго соблюдали режим радиомолчания, шансов на встречу в море было, в общем-то немного. Но судьбе было угодно, чтобы она произошла.

Пути этих двух эскадр начали сходиться 26 марта 1943 года совсем недалеко от советских территориальных вод – возле Международной линии перемены дат, примерно в ста милях к югу от Командорских островов. Видимость была плохой, погода по прежнему не позволяла использовать даже «Каталины» и противники приближались друг к другу практически вслепую.

В 6 утра 27 марта американские эсминцы повторяли маневр, ставший для них в последние дни обычным: разошлись веером на юго-запад с промежутками не более 5-6 миль, выискивая радарами японские корабли. Крейсера «Солт-Лейк-Сити» и «Ричмонд» на малом ходу постепенно отставали от эсминцев.
Большая часть японских транспортов прижимались в это время западнее к границам советских территориальных вод. А боевые корабли японцев на полном ходу шли отдельно от колонны транспортов (с ними шли только два) – и по действительно случайному стечению обстоятельств – прямо на эскадру Мак-Морриса.

В 7 часов 30 минут эсминец «Колен», а затем и «Ричмонд» зафиксировали первые сигналы радаров. Всего 10 минут спустя Мак-Моррис отдал приказ перестроиться в боевой порядок и к тому времени достоверных сигналов было уже пятнадцать. Сомнений не оставалось: японские корабли всего в двадцати километрах!

(Продолжение следует)
Автор: Александр Дантонов


Мнение редакции "Военного обозрения" может не совпадать с точкой зрения авторов публикаций

CtrlEnter
Если вы заметили ошибку в тексте, выделите текст с ошибкой и нажмите Ctrl+Enter
Читайте также
Загрузка...
Комментарии 4
  1. Denis_469 27 июля 2015 09:19
    " Стоит отметить, что именно наличие этих самолетов, а вовсе не численное превосходство в кораблях, позволило американцам осуществлять длительную блокаду – по их данным с января ни один японский транспорт не мог прорваться к Алеутам." - японские конвои и одиночные корабли постоянно ходили к островам. Это утверждение не достоверно, и является лишь западной пропагандой.
  2. Alexey RA 27 июля 2015 11:36
    До конца года удалось произвести всего семь таких налетов (последний – 20 декабря), в целом не причинивших японцам значительного ущерба (шесть истребителей «Зеро», четыре из которых были уничтожены на земле).

    Насчёт "не причинивших японцам значительного ущерба" - можно и поспорить. smile
    Из 6 летающих лодок Н6К4 (дальний разведчик + бомбер), базировавшихся на Алеутах, 4 были уничтожены в результате двух налётов на Кыску.
    Основным техническим преимуществом американского флота здесь были летающие лодки «Каталина». У японцев не было аналогичного самолета, позволявшего в здешних условиях длительное время сутками и более, сменяя друг-друга, контролировать морское и воздушное пространство вокруг островов.

    Преимущество тут, скорее, не техническое, а тактическое и оперативное. У японцев были летающие лодки, превосходившие "каталины" - в том числе, и на Алеутах. Но две из них встретились с "Лайтнингами", а судьбу четырёх оставшихся я описал выше.
  3. Alexey RA 27 июля 2015 12:26
    В действительности силы сопровождения этого конвоя были значительно больше – они состояли из двух тяжелых крейсеров «Хаму» и «Майя», двух легких «Тата» и «Абакума», четырех эсминцев и вспомогательных судов.

    КРТ "Нати" и "Майя". КРЛ "Тама" и "Абукума".
    В ответ на эту угрозу в западную зону Алеутских островов в середине марта было спешно направлено дополнительное соединение под командованием вице-адмирала Чарльза Мак-Морриса: тяжелый крейсер «Солт-Лейк-Сити», легкий «Ринд» и четыре эсминца.

    Из всего состава тактической группы МакМорриса лишь ЭМ были более-менее современными: 2 "бенсона" и 2 "фаррагута".
    "Солт-Лейк-Сити" - первый американский КРТ-вашингтонец. С двумя типами башен - концевыми двухорудийными и возвышенными трёхорудийными.
    "Ричмoнд" - вообще КРЛ типа "Омаха" постройки начала 20-х.

    P.S. Выкусить "чмo" в слове "Ричмoнд" - это пять! Крейсер "Ринд"... laughing
  4. RiverVV 27 июля 2015 13:16

    Немного не тот период войны, но...
  5. ydjin 27 июля 2015 14:36
    Сильное видео! Можно не принимать, но уважать приходится! good
    1. Бэнсон 27 июля 2015 18:03
      А как по мне - зомби.

Информация

Посетители, находящиеся в группе Гости, не могут оставлять комментарии к данной публикации.
Картина дня