Как советский ас немецкого генерала «приземлил»

В списке личных побед одного из советских летчиков-асов, Николая Пасько из 28-го гвардейского истребительного авиаполка, значится сбитый 30 августа 1944 года немецкий легкий связной самолет «Шторх» (Fieseler Fi 156 Storch, с нем. «Аист»). Стоит отметить, что подобной «добычей» советские летчики-истребители (как и пилоты других воющих государств) обычно не пренебрегали, так как враг есть враг, но и престижным такой воздушный трофей никто не считал. Завалить в воздушном бою истребитель или бомбардировщик противника — это одно, а беззащитного «Аиста» — совсем другое.

К примеру, в книге воспоминаний «Возвращение в небо», написанной дважды Героем Советского Союза Владимиром Лавриненковым, был описан эпизод, который имел место во время боев по освобождению Крыма. Однополчанин автора, еще один известный советский летчик, ас Султан Амет-Хан, встретил в небе легкий разведывательный самолет «Шторх» и сбил его. При этом он не стал рассказывать о своей воздушной победе командованию, считая данный самолет не престижной жертвой. Конечно, о данном конкретном случае еще можно спорить, но в книге эта история подана именно таким образом.

Fieseler Fi 156 Storch — это малый немецкий самолет, который был создан и массово применялся в Третьем рейхе и союзных ему странах с 1937 по 1945 годы. Выпуск самолета продолжался до конца 50-х годов XX века, главным образом уже для частного рынка авиационной техники. Он является одним из наиболее известных немецких военных самолетов и в наши дни. Всего было выпушено более 2,9 тысячи подобных самолетов. «Аист» мог взять на борт до двух человек, максимальная скорость полета составляла 175 км/ч, крейсерская — 130 км/ч, потолок — 4600 метров. Данный самолет мог сесть почти на любой площадке — достаточно было наличия взлетной полосы длиной 60 метров, при посадке со встречным ветром пробег самолета был еще меньше. При транспортировке «Шторх» можно было перевозить в сложенном положении в кузове грузового автомобили или даже медленно буксировать самолет за собой. Самолет использовался как разведчик, корректировщик, связной, а также спасательный и санитарный.


Как советский ас немецкого генерала «приземлил»


Уже к середине 1937 года «Шторх» прошел полноценные испытания в Люфтваффе, где машину смогли оценить по достоинству. В ходе всесторонних испытаний было установлено, что небольшой самолет весом в 1240 кг мог сохранять управляемость при полете на скорости всего 50 км/ч, а при достаточном встречном ветре он буквально парил в воздухе на одном месте. При скорости ветра 13 км/ч разбег составлял 50 метров, а пробег 18 метров. Во время испытаний при среднем ветре «Аист» смог сесть на вспаханное поле, пробег при этом составил всего 5 метров. Столь уникальные характеристики самолета позволяли ему выполнять существенно более широкий круг задач, чем лишь разведка и связь. «Шторх» мог использоваться для сброса грузов, постановки дымовых помех и даже как бомбардировщик, который нес три бомбы по 50 кг (одна под фюзеляжем и две под крылом). При бомбометании с пологого пикирования летчик использовал нанесенные на лобовом стекле прицельные метки, а угол пикирования самолета он определял по наклону подкосов к горизонту.

При всех своих уникальных летно-технических характеристиках при встрече с самолетом-истребителем у «Шторха» было мало шансов остаться целым. Многие советские летчики-истребители записали на свой счет подобные машины. Был в их числе и Николай Пасько. Однако самолет, который был сбить Пасько, а, точнее, его пассажиры оказались далеко не простыми немецкими «связными». В документах о данной воздушной победе говорится, что 30 августа 1944 года 4 истребителя «Аэрокобра» под командованием Пасько вылетели на свободную охоту в район Тукумс-Кандава. Находясь в заданном районе, Пасько заметил как с аэродрома Тилмани, в 4-х километрах севернее Джуксте взлетел самолет Fieseler Fi 156. Николай Пасько атаковал немецкий самолет и поджег его, горящий самолет упал возле населенного пункта Ветмуйжа. Информация об этой воздушной победе подтверждена двумя другими летчиками, участвовавшими в вылете.

То, что в самолете находились не простые связные, вскрылось гораздо позднее. С вероятностью в 99% можно утверждать, что на борту того самого «Шторха» находился немецкий генерал Пауль Лаукс. Как выяснил латвийский историк Янис Варна, который работает над темой участия авиации противоборствующих сторон во время боев по освобождению Курляндии в 1944-1945 годах, самолет, атакованный советским асом Пасько, являлся персональным «Шторхом» Пауля Лаукса, командующего 16-й немецкой армией (в Курляндии таких армий было две — 16-я и 18-я) генерала пехоты (General der Infanterie, соответствует советскому званию генерал-полковника), кавалера Рыцарского креста с дубовыми листьями.

Как советский ас немецкого генерала «приземлил»


30 августа 1944 года генерал Пауль Лаукс со своим личным пилотом и начальником оперативного отдела полковником Куртом Хартманом поднялся в небо с целью облететь участок фронта, который был вверен его 16-й армии для организации обороны. Немецкие источники свидетельствуют о том, что самолет командующего был сбит севернее Джуксте и совершил вынужденную посадку возле аэродрома Тилмани (по названию хутора), с которого он не так давно поднялся в небо. При этом Курт Хартман был убит огнем с советского истребителя еще в воздухе, а генерал Лаукс получил тяжелое ранение, и спустя несколько дней, 2 сентября, скончался в военном госпитале в Риге. Пилот «Аиста» также получил ранение, но в итоге сумел посадить горящий самолет и остался жив. По словам Яниса Варны, в наши дни родственники того немецкого пилота интересуются событиями того периода и готовы посетить место вынужденной посадки «Шторха».

Если же говорить о советском летчике Николае Федоровиче Пасько, то это была не последняя его воздушная победа. До конца войны гвардии старший лейтенант сбил еще 6 немецких самолетов. Всего в годы Великой Отечественной войны (на фронте с октября 1942 года) Пасько совершил 316 боевых вылетов, принял участие в 32 воздушных боях, в которых сбил 15 самолетов противника (9 истребителей Fw-190, 3 истребителя Me-109, 2 бомбардировщика Ju-88 и один «Шторх»). Все свои воздушные победы Николай Пасько одержал, летая на американских истребителях P-39 «Аэрокобра». За мужество и отвагу, которые были проявленным Николаем Пасько в боях с немецко-фашистскими захватчиками, 18 августа 1945 года ему было присвоено почетное звание Героя Советского Союза.

После войны Николай Федорович посвятил авиации еще более 10 лет, окончил Высшие летно-тактические курсы, успел принять участие в Корейской войне, командуя 67-м истребительным авиаполком. После демобилизации гвардии полковник запаса Николай Пасько вернулся на родину в село Скрипаи (Змиёвский район Харьковской области), затем переехал в Харьков. Ушел из жизни 16 июля 1982 года, похоронен на харьковском кладбище №4.

Как советский ас немецкого генерала «приземлил»
Выгоревший "Шторх", сбитый Николаем Пасько


Источники информации:
http://warspot.ru/103-dorogaya-strekoza-ili-kak-nash-pilot-nemetskogo-generala-prischuchil
http://airaces.narod.ru/all15/pasyko.htm
http://www.istmira.com/istvtmir/joxannes-frissner-predannye-srazheniya/page/14/
http://www.airwar.ru/enc/spyww2/fi156.html
Автор: Юферев Сергей


Мнение редакции "Военного обозрения" может не совпадать с точкой зрения авторов публикаций

CtrlEnter
Если вы заметили ошибку в тексте, выделите текст с ошибкой и нажмите Ctrl+Enter
Читайте также
Комментарии 8
  1. svp67 27 июля 2015 06:27
    Это "Шторх" - "Аист" то был легкой добычей? Ага, аж два раза. Это был, хоть и тихоходный, но очень маневренный самолет, мало того использовавшийся для доставки важных приказов, так что сбить его, было как тяжело, так и очень важно...
    1. Loginoff 27 июля 2015 09:30
      Плюс не такой уж совсем беззащитный. У него пулемет на турели сзади имелся.
    2. Loginoff 27 июля 2015 09:30
      Плюс не такой уж совсем беззащитный. У него пулемет на турели сзади имелся.
    3. PROHOJIY 27 июля 2015 22:58
      Точно. Это ж приблизительно как "Раму" назвать "легкой добычей". Только что-то мало тех, у кого она есть на счету
  2. злой партизан 27 июля 2015 07:06
    При всех своих уникальных летно-технических характеристиках при встрече с самолетом-истребителем у «Шторха» было мало шансов остаться целым.
    В воспоминаниях одного лётчика-истребителя приводится такой эпизод. Уже в Германии в 45г. он был сбит и попал в госпиталь. За ним в госпиталь прилетел на По-2 его товарищ, забрал и они вылетели к себе в полк. На пути к аэродрому их перехватила пара немецких охотников. Так вот. Для того, что бы не быть сбитым летчик начал совершать круги вокруг высокой одиночной трубы. Мессеры покрутились и ушли. Из воспоминаний лётчиков-истребителей я вынес следующее: сбитие подобных самолётов (По-2, Шторх и пр.) представляло нелёгкую задачу для истребителей из-за того, что слишком велика разница в скорости и маневренности. Кроме того Шторх (и пр.) легко можно было потерять на фоне местности.
  3. parusnik 27 июля 2015 07:53
    Завалить в воздушном бою истребитель или бомбардировщик противника — это одно Да и завалить разведчик Focke-Wulf Fw 189 Uhu тож почетно было..а беззащитного «Аиста» — совсем другое. ..Для связи использовался..вряд ли им пренебрегали..охоту не вели..
  4. igordok 27 июля 2015 08:31
    Вопрос.
    Если летчику удавалось вынудить самолет противника на вынужденную посадку т.е. взять в плен, как засчитывалась победа? Как сбитого? Запись в летной книжке? Рисовалась ли звезда?
    Взять в качестве трофея, это ведь более ценно, чем сбить.
  5. moskowit 29 июля 2015 20:51
    Враг, он в любом самолёте враг!

Информация

Посетители, находящиеся в группе Гости, не могут оставлять комментарии к данной публикации.
Картина дня