К вопросу о «святом» князе Владимире

К вопросу о «святом» князе Владимире

28 июля Русская православная церковь отмечает память равноапостольного князя Владимира. 1 июня 2010 года российский президент Дмитрий Медведев подписал Федеральный закон «О внесении изменения в статью 11 Федерального закона «О днях воинской славы и памятных датах России»», на основании которого ежегодно 28 июля в России отмечается новая памятная дата — День Крещения Руси.

Князь Владимир Святославич, известный тем, что в его правление произошло Крещение Руси, родился около 960 года. Владимир был побочным сыном Святослава от ключницы Малуши родом из города Любеч. Братом Малки был Добрыня. По одной из версий, Малуша была дочерью древлянского князя Мала. Князь Владимир известен также как Владимир Святой, Владимир Великий, Владимир Креститель (в церковной традиции). По мнению некоторых исследователей, князь Владимир является одним из прообразов собирательного былинного персонажа Владимир Красное Солнышко. Был прославлен в лике святых как равноапостольный (точная дата не известна, предположительно в XIV столетии). День его памяти в русском православии празднуется 28 июля, поэтому и датой кончины Владимира считается 28 июля, хотя скончался русский князь 15 июля 1015 года.


В последнее время в России наблюдается информационная кампания, направленная на возвеличивание роли князя Владимира в истории нашего государства. Она идёт в ногу с усилением роли церковного начала в РФ. Очевидно, что часть элиты современной России пытается восстановить проект «Москва — Третий Рим» (или «Российская империя — 2») с сильной ролью церкви. Отсюда и попытки заменить и постепенно убрать советские символы и героев. К примеру, в Москве планируют возвести большой памятник Владимиру. Сначала его хотели построить на Воробьевых горах. Но после скандала решили отказаться от этой идеи (общественные активисты посчитали, что привычная картинка МГУ изменится, преобладать будет уже не здание университета, а сам монумент — ещё один символический удар по советской эпохе). Кроме того, были проблемы геологического и технологического характера. Теперь рассматривают другие варианты. В настоящее время по результатам интернет-опроса лидирует Боровицкая площадь.

Однако это явная концептуальная и идеологическая ошибка российских властей. Во-первых, курс на воцерковление народа ни к чему хорошему не приведет. Он только усилит раскол народа. Пример надо брать с советского общества периода 1930-1950-х годов (с учётом ошибок), которое было по-настоящему единым. Усиление роли церкви усилит возможности реализации в России «югославского сценария», то есть развала страны на основе религиозного фактора. Недовольными будут атеисты, мусульмане, буддисты, язычники, включая русских неоязычников. А это рост протестного потенциала. Кроме того, это необратимый откат в прошлое, архаизация. Рост числа церквей и мечетей не ведёт к автоматическому росту добронравия в обществе и успехам в науке и технике. В частности, несмотря на бурный рост числа церквей различных христианских церквей, мечетей, синагог и прочих религиозных сооружений в России, резкое увеличение армии священников, мулл, шаманов, «магов» и экстрасенсов, в моральном отношении современная Россия и россияне сильно уступают советской цивилизации и советским людям.

Во-вторых, большой вопрос вызывает личность «святого» князя Владимира. Это один из организаторов первой известной смуты на Руси — гражданской войны. Когда Владимир захватил перешедший на сторону Киева Полоцк, он перебил семью правителя города князя Рогволода. Причем по совету своего дяди Добрыни «святой» князь Владимир сначала изнасиловал Рогнеду на глазах её родителей, а затем убил её отца и двух братьев. Княжну Рогнеду, просватанную прежде за Ярополка, он насильно взял в жёны. Владимир является братоубийцей — по его указанию убили брата Ярополка. Причём Владимир в этом случае выступил как предводитель языческой партии, так как есть косвенные сведения о симпатиях князя Ярополка к христианской вере. Возможно, Ярополк принял христианство.

Человек, который до крещения известен как «великий распутник», имевший не только несколько официальных жен, но и несколько сот наложниц в Киеве и в загородной резиденции Берестове. Повесть временных лет так передаёт образ жизни Владимира до крещения: «Был же Владимир побеждён похотью, и были у него жёны…, а наложниц было у него 300 в Вышгороде, 300 в Белгороде и 200 на Берестове, в сельце, которое называют сейчас Берестовое. И был он ненасытен в блуде, приводя к себе замужних женщин и растляя девиц». Владимир был настолько сластолюбив, что сделал наложницей даже вдову своего брата Ярополка, которого он приказал убить. Христианские источники утверждают, что после крещения князь «исправился», но других источников, подтверждающих этот факт, нет.

Князь был политиком, который не раз менял свои убеждения. Сначала прикинулся ярым язычником, чтобы в борьбе за власть получить поддержку языческой партии. Воздвиг в Киеве святилище с идолами шести главных богов славянского язычества. Владимир даже установил человеческие жертвоприношения богам, хотя это было несвойственно восточным русам. Затем из политических или личных соображений решил принять христианство. Ведь христианство, которое уже далеко ушло от первоистоков, было тогда более выгодно княжеской власти, чем идущее со времен «первобытного коммунизма» и «военной демократии» язычество. На Западе и в Византии получило развитие христианство, которое «покрывало» классовую сущность существующих порядков (практически рабовладельческих). Так, византийский император (или папа римский) рассматривался наместник самого бога на земле. Пышный и величественный церемониал был направлен на освещение существующих или ещё только складывающихся классовых порядков, где есть духовные и светские феодалы (господствующий класс) и обслуживающие слои населения. На стенах церквей изображались «святые» императоры, князья, патриархи и представители знати. Само церковное пространство было обычно поделено на два яруса — на хорах помещались представители духовной и светской знати, внизу толпились простые люди. Поэтому христианство было намного выгоднее властителям. Оно позволяло установить контроль над народом.

Около 988 года Владимир после долгих раздумий крестился сам, крестил своих бояр, дружину и под страхом наказания заставил креститься киевлян и значительную часть населения. Хотя процесс крещения не был одномоментным и бескровным. В Новгороде тот же воевода Добрыня подавил восстание местного населения, которое было против христианизации. В Ростовско-Суздальской земле (будущая Владимиро-Московская Русь) язычество сохраняло сильные позиции до XIII века. Формально Русь стала христианской. Были уничтожены капища-святилища, убиты волхвы, подавлены огнем и мечом те, кто открыто сопротивлялся, угасли огни Перуну. Однако ещё столетия в народе сохранялось язычество. По деревням насыпали курганы, тайно молились Перуну и Огню-Сварожичу, справляли буйные древние праздники: святки — новогодние празднества, масленицу, день Ярилы, он позднее слился с христианским Троицыным днем, день Купалы, день Рода-Пруна — христианский Ильин день. Через несколько столетий христианство стало русским — слилось с язычеством (это единство частично разрушат при Романовых).

Владимира хвалят как организатора обороны против печенегов. При Владимире борьба с печенегами стала делом всей Руси. Гарнизоны для порубежных крепостей набирали даже в далеком Новгороде, Смоленске и в бассейне Москвы-реки, куда печенеги не добирались. Новые крепости были построены на Суле, Трубеже, Остру, Десне и Стугне. Кроме того, были сильно укреплены Переяславль, Белгород, Чернигов и т. д. Белгород был своего рода городом-лагерем, бывшим резервом для всех оборонительных линий.

Однако при Святославе Руси не надо было так напрягать все свои силы. Он контролировал степь, а печенеги большей частью были его союзниками. Это и не удивительно, если помнить, что печенеги как русские державы Рюриковичей были такими же наследниками Великой Скифии (Сарматии), древней цивилизации, которой наследовала Русь. Но при Владимире, вместо того чтобы продолжать взаимовыгодный союз, русские и печенеги поссорились, и появилась необходимость напрягать все ресурсы для строительства мощной оборонительной системы на южных рубежах.

Владимир так организовал устройство государства, что после его смерти началась вторая смута — гражданская война, уже между его сыновьями. Кроме того, христианизация Руси надолго поставила нашу страну под концептуальный и идеологический контроль греков-византийцев. Более того, некоторые исследователи считают, что началась кровопролитная гражданская война, которая серьёзно ослабила Русь пред внешними врагами и в итоге привела к её развалу. Только несколько столетий «двоеверия», когда христианство сливалось с русской многотысячелетней традицией, привело к созданию ярого православия («славия Правды, Прави») Сергия Радонежского. Однако при Романовых оно было разрушено, и церковь почти полностью формализировали, сделали придатком государственного аппарата (сейчас это пытаются повторить). Настоящая вера («Святой дух») осталось только у отдельных подвижников, старцев вроде Серафима Саровского.

О сомнительной роли Владимира можно прочитать в художественной книге Юрия Никитина «Князь Владимир» и исследовании историка Льва Прозорова «Крещение огнем и мечом. Как утопили в крови Языческую Русь».

И такого человека пытаются сделать героем. В истории русской цивилизации достаточно подлинных подвижников и героев. Олег Вещий, Святослав Игоревич, Александр Невский, Дмитрий Донской, Сергий Радонежский, Иван Грозный, Александр Суворов, Фёдор Ушаков, Михаил Кутузов, Сталин и многие другие.

В-третьих, Крещение Руси не есть полностью положительный факт, как долго доказывала официальная пропаганда. В частности, ещё со школьных учебников известно, что у русского народа якобы не было выбора — или принять христианство, или пасть под экспансией «более развитых» христианских держав или исламского мира. Мол, все державы и народы были вынуждены сделать такой выбор — принять христианство или ислам. Клерикальные историки резко противопоставляют христианство язычеству и делят историю русского народа на два периода, считая рубежом принятие христианства. Дохристианские времена они называют «веками мрака», когда «народы пребывали в невежестве», а христианство же будто бы пролило «свет» на их жизнь.

Однако тут мы видим двойную ложь. Языческая Русь громила «более развитых» соседей. В частности, русские войска не раз побеждали передовую по тем временам христианскую державу — Византийскую империю. Русские языческие князья Рюрик, Олег Вещий, Игорь и Святослав создали огромную мировую русскую державу — «империю Рюриковичей», которая простиралась от Балтики до Русского (Черного) моря, от Дуная и Карпат до Волги, Дона и Северного Кавказа. То есть язычество не было препятствием для военных побед и единства славяно-русских племен. Несмотря на длительную ложь о «неразумных язычниках-славянах», которым принесли «благую весть» греки-миссионеры, сегодня мы знаем множество фактов, которые говорят о древней развитой русской цивилизации, суперэтносе русов, имеющем свою письменность (на её основе Кирилл и Мефодий создали свой вариант), сотни градов-городов, развитые ремесла, включая военное дело и т. д. Но нам до сих пор предпочитают рассказывать байки о «темных и неразумных славянах», которых просветили греки-ромеи дали им письменность, ремесла и искусства.

Вторая большая ложь в том, что у Руси не было выбора. Якобы необходимо было сделать выбор между «передовыми» религиями (идеологиями) — христианством или исламом. Мы видим на планете несколько огромных цивилизаций, которые до сих пор спокойно сохраняют свою веру и опираются на внутреннюю, а не привнесенную извне, концепцию управления. Это индийская цивилизация, где несколько тысячелетий господствует индуизм, продолжая традицию ещё более древнего брахманизма и ведической веры. Это китайская цивилизация, где есть местные даосизм и конфуцианство. Это японская цивилизация с традиционным синтоизмом. Традиционные верования сохранены во многих азиатских странах.

С точки зрения христианства и ислама — это язычники. Однако это не мешает им развиваться и быть успешными державами, в которых многие эксперты видят будущее всего человечества. Когда традиционно христианские страны в глубоком духовном, материальном и демографическом кризисе, откуда одна дорога — на кладбище. Более того, опора на традиционные верования позволяет азиатским народам сохранять своё «я», получать подпитку через корни и идти в будущее. Индия, Китай и Япония могут опираться на свою традиционную веру, что делает их сильнее в противостоянии с западной цивилизацией. Речь идёт именно о духовной традиции, а не временном технологическом превосходстве Запада, которое позволило европейцам временно подчинить восточные страны в колониальный период.

Таким образом, сила в правде. Нельзя сознательно вводить людей в заблуждение. Владимир, конечно, это одна из ключевых фигур в нашей истории, но он не святой и не государственный деятель, на которого стоит равняться. Русь с успехом могла сохранить свою традиционную веру. Это не мешало развитию духовной и материальной культуры (пример Японии, Китая и Индии), военным успехам и единству русской цивилизации. То, что у русского народа не было выбора, что необходимо было принять христианство, что русские до христианизации были «диким и отсталым народом», — это обман. Геополитические враги русского народа хотят «обрезать» русскую историю. Якобы до крещения Руси ничего хорошего не было, сплошные «темные века».
Автор:
Самсонов Александр
Ctrl Enter

Заметив ошибку в тексте, выделите текст с ошибкой и нажмите Ctrl+Enter

251 комментарий
Информация

Уважаемый читатель, чтобы оставлять комментарии к публикации, необходимо зарегистрироваться.
Уже зарегистрированы? Войти