Unusual tanks of Russia and the USSR. The first USSR missile tanks

At the beginning of the last century, the development of rocket technology began, the founders of which were the Russian scientist Konstantin Tsiolkovsky (1857-1935), the Romanian - Herman Obert (1894-1989) and the US scientist Robert Goddard (1882-1945), who for the first time in the world managed to translate the theory on practice. He was one of the first to develop the installation of a barrel launch of rockets and already in 1925 created a working prototype, and in March 1926 carried out the first launch of a liquid-fuel rocket, which was used as liquid oxygen and high-purity gasoline. Of course, this invention interested both the military and the engineers and designers, the creators of the new models of military equipment and weapons.




In the 30s of the twentieth century, many developed countries conducted experiments on installation on Tanks and armored vehicles of various types of weapons. Heavy mortars, mortars, howitzers and mortars were installed on combat vehicles. It remains to try to install missile weapons on them. The Soviet Union, being one of the powerful powers, whose government understood the inevitability of an imminent war, did not remain aloof from developments in this very promising direction that seemed then. The first missile firing at a distance of up to 1500 meters, which were successful, was carried out in 1932 at the Kuzminki firing range, according to their results, a decision was made to deploy this weapons on the tanks.
In the process of creating the first serial Soviet tanks, engineers looked for opportunities to increase the firepower of both future and existing models adopted by the Red Army. Weapons that allowed the tank to successfully fight with heavy and medium tanks of the enemy, with heavily protected and reinforced firing points (pillboxes and high-explosive equipment), were not yet installed on combat vehicles. One such opportunity seemed to be the installation on an armored vehicle, in addition to standard, various additional weapons, such as missiles.



The first project aimed at the implementation of this idea was the RBT-5 project. The start of work on the project can be considered the task set in October 1933 by the head of the UMM RKKA A.I. Khalepsky military engineer Lebedev, to create an installation to accommodate two 250-kg missiles or, as they were then called, tank torpedoes on a light tank BT-5. At the end of 1933, the first prototypes of launchers for tank torpedoes were made at Plant No. 37. One of them was designed to launch only one torpedo, the second, which turned out to be more successful, was paired; for a short time, but already at the Kharkov Locomotive Works, it was installed on a conventional, serial tank BT-5. The launcher was placed on a tank turret, had the largest vertical pointing angle of up to + 48 degrees and included one feathered torpedo mounted on a rail on each side. The length of the rocket was 1805 mm, the largest (head part) diameter was 420 mm. The mass of explosive (BB) located in the front of the torpedo was 130 kg, in the tail section there was fuel - 13,7 kg. The standard armament of the BT-5 remained the same: 45-mm 20 K gun and 7.62-mm DT-29 machine gun. To carry out the shooting, sighting shots from a regular turret gun were first carried out, then, using a complex system of calculations and corrections, torpedoes were aimed. Electric igniters were used to ignite rocket fuel. As a detonator for explosives on tank torpedoes, a conventional detonator from aerial bombs was used, which, in the stowed position, was protected from accidental operation when bullets and fragments hit a small armor cap. But according to the test results, taking into account the short range of the missile, its extreme insecurity from bullets and fragments, the formation of a large unmasking cloud of smoke and dust after the shot, it was decided to stop further work on this project.

Unusual tanks of Russia and the USSR. The first USSR missile tanks


However, the developments obtained during the creation of the RBT-5 were further tried to be applied in the next project to install a high-explosive 5-mm rocket (RS) on the same BT-132. Work in this direction has been going on since the beginning of 1935, the first samples were designed at the Rocket Research Institute by engineer VI. Alexandrov and made in April of the same year. The installation consisted of two guide rails, on which the RS was fastened, and was installed on the left side of the tank tower. Vertical pickup angles were fixed, 0 and 20 degrees. Preparations for firing a PCA were also carried out by preliminary adjustment of a tank gun. The first tests were carried out on 28 on April 1935, three shots were fired with missiles, the flight range was more than 2000 meters. However, due to the increased fire hazard and the risk of fire, the tests were suspended. In the following tests, which took place on May 22, additional fire safety measures were taken, however, other serious flaws were revealed, in particular, when a shot was fired (only one shot was fired that day), the air cleaner's protective cover was torn off. After a minor design fix and damage repair, 26 tests were resumed in May and were generally successful.



According to the results of the latest tests, the commission concluded that the installation of missile weapons on the tank is a promising direction in terms of increasing firepower, and decided to continue the work that was carried out until the end of 1936 of the year. As a result, two more advanced installations for firing rockets were designed, there were also attempts to design a tank based on the BT-7 with a special turret, the main weapon of which was to be rocket weapons. However, none of the subsequent projects was accepted for consideration, and all further work was folded. Only in the middle of the 50-s of the 20-th century, the fate of most of the projects on equipping the tank with rocket weapons ended only with prototypes.
Author:
Ctrl Enter

Noticed a mistake Highlight text and press. Ctrl + Enter

1 comment
Information
Dear reader, to leave comments on the publication, you must to register.

I have an account? Sign in

  1. Justme 27 October 2011 19: 29 New
    • 0
    • 0
    0
    To start writing the history of Russian missile technology from Tsiolkovsky would be disrespectful of the great developments in the field of military missiles that Russia had back in the 19th century. After all, we had very good results both in the quality of the design and in the technological process of production. Missiles have been successfully used in operations against cavalry in wars with the same Ottomans, the Crimean War ...
    As for Tsiolkovsky - you just need to look at all those few historical filming shots to understand - his mental level and the fact that he was made an icon out of him ..

    All these icons and idolatry are very bad and are aimed at forgetting how the results were really made and real people gave a real impetus to development

Необычные танки Росcии и СССР. Первые ракетные танки СССР

В начале прошлого столетия началось развитие ракетной техники, основоположниками которой являлись русский ученый Константин Циолковский (1857-1935), румынский - Герман Оберт (1894-1989) и ученый из США Роберт Годдард (1882-1945), который впервые в мире сумел воплотить теорию на практике. Он одним из первых разработал установку ствольного запуска ракет и уже в 1925 создал действующий прототип, а в марте 1926 осуществил первый запуск ракеты на жидком топливе, в качестве которого были использованы жидкий кислород и бензин высокой очистки. Безусловно, это изобретение заинтересовало как военных, так и инженеров и конструкторов, создателей новых образцов военной техники и вооружения.

Необычные танки Росcии и СССР. Первые ракетные танки СССР


В 30-х годах ХХ-го века во многих развитых странах проводились эксперименты по установке на танки и бронеавтомобили различного вида вооружения. На боевые машины устанавливали тяжелые мортиры, миномёты, гаубицы и миномёты. Осталось попытаться установить на них ракетное вооружение. Советский Союз, будучи одной из могущественных держав, правительство которого понимало неизбежность скорой войны, не остался в стороне от разработок в этом казавшемся тогда очень перспективном направлении. Первые стрельбы ракетами на расстояние до 1500 метров, которые прошли успешно, проводились в 1932 году на полигоне Кузьминки, по их результатам было принято решение о размещении этого оружия на танках.
В процессе создания первых серийных советских танков инженеры искали возможности увеличения огневой мощи как будущих, так и уже существующих, принятых на вооружение РККА образцов. Оружия, позволявшего танку успешно бороться с тяжелыми и средними танками противника, с сильно защищенными и укрепленными огневыми точками (ДОТами и ДЗОТами), в то время на боевых машинах еще не устанавливалось. Одной из таких возможностей казалась установка на бронемашину, помимо штатного, различного дополнительного вооружения, например ракет.


Необычные танки Росcии и СССР. Первые ракетные танки СССР


Первым проектом, направленным на реализацию этой идеи был проект РБТ-5. Началом работ над проектом можно считать задание, поставленное в октябре 1933 года начальником УММ РККА А.И. Халепским военному инженеру Лебедеву, на создание установки для размещения двух 250-кг ракет или, как их тогда называли, танковых торпед на легкий танк БТ-5. В конце 1933 года на заводе №37 были изготовлены первые опытные образцы пусковых установок для танковых торпед. Одна из них была рассчитана для запуска только одной торпеды, вторая, оказавшаяся более удачной, была спаренной; в течение короткого времени, но уже на Харьковском паровозостроительном заводе, она была установлена на обычный, серийный танк БТ-5. Пусковая установка была размещена на танковой башне, имела наибольший вертикальный угол наведения до +48 градусов и включала в себя по одной оперенной торпеде, установленной на направляющей, с каждой стороны. Длина ракеты составляла 1805 мм, наибольший (головной части) диаметр равнялся 420 мм. Масса взрывчатого вещества (ВВ), расположенного в передней части торпеды, составила 130 кг, в хвостовой части находилось топливо - 13,7 кг. Штатное вооружение БТ-5 осталось прежним: 45-мм пушка 20 К и 7.62-мм пулемёт ДТ-29. Для осуществления стрельбы сначала выполнялись пристрелочные выстрелы из штатного башенного орудия, затем, используя сложную систему расчетов и поправок, производилась наводка торпед. Для воспламенения ракетного топлива использовались электрические запалы. В качестве взрывателя ВВ на танковых торпедах применялся обычный взрыватель от авиационных бомб, который в походном положении был защищен от случайного срабатывания при попадании пуль и осколков небольшим броневым колпаком. Но по результатам испытаний, учитывая небольшую дальность полета ракеты, её крайнюю незащищенность от пуль и осколков, образование большого демаскирующего облака дыма и пыли после выстрела, дальнейшие работы по данному проекту было решено прекратить.

Необычные танки Росcии и СССР. Первые ракетные танки СССР


Однако наработки, полученные при создании РБТ-5, в дальнейшем пытались применить в следующем проекте по установке на тот же БТ-5 фугасного 132-мм реактивного снаряда (РС). Работы в этом направлении велись с начала 1935 года, первые образцы были спроектированы в Ракетном научно-исследовательском институте инженером В.И. Александровым и изготовлены в апреле того же года. Установка представляла собой две направляющие планки, на которых крепился РС, и устанавливалась с левой стороны башни танка. Углы вертикальной наводки были фиксированными, 0 и 20 градусов. Подготовка к стрельбе РСами проводилась также предварительной пристрелкой из танковой пушки. Первые испытания были проведены 28 апреля 1935 года, было произведено три выстрела реактивными снарядами, дальность полета составила более 2000 метров. Однако, из-за повышенной пожарной опасности и риска возгорания машины, испытания были приостановлены. На следующих испытаниях, состоявшихся 22 мая, были предприняты дополнительные меры пожарной безопасности, тем не менее, выявились другие серьёзные недоработки, в частности, при выстреле (в тот день был произведен лишь один выстрел) реактивной струёй был сорван с крепления защитный кожух воздушного очистителя. После небольшого исправления конструкции и ремонта повреждений, 26 мая испытания были возобновлены и в целом прошли успешно.

Необычные танки Росcии и СССР. Первые ракетные танки СССР


По результатам последних испытаний комиссия пришла к выводу, что установка на танк ракетного вооружения является перспективным направлением в плане повышения огневой мощи, и постановила продолжить работы, которые велись вплоть до конца 1936 года. В результате были спроектированы еще две усовершенствованные установки для стрельбы реактивными снарядами, также были попытки спроектировать танк на базе БТ-7 со специальной башней, основным вооружением которого должно было быть ракетное оружие. Однако ни один из последующих проектов не был принят к рассмотрению, и все дальнейшие работы были свёрнуты. Вернулись к ним лишь в середине 50-х годов 20-го столетия, причем судьба большинства проектов по оснащению танка ракетным оружием закончилась только опытными образцами.
Автор: Макс Беляев


Мнение редакции "Военного обозрения" может не совпадать с точкой зрения авторов публикаций

CtrlEnter
Если вы заметили ошибку в тексте, выделите текст с ошибкой и нажмите Ctrl+Enter
Читайте также
Комментарии 1
  1. JustMe 27 октября 2011 19:29
    Начинать писать историю российской ракетной техники от Циолковского - было бы неуважительно к тем большим наработкам в области военных ракет, которые Россия имела еще в 19 веке. У нас ведь были весьма неплохие результаты как по качеству конструкции , так и по технологическому процессу производства. Ракеты успешно применялить при действиях против конницы в войнах с теми же османами, Крымской войне...
    Что касается Циолковского - стоит просто посмотреть все те немногие исторические кадры киносъемки , чтобы понять - его ментальный уровень и то что из него сделали икону..

    Все эти иконы и идолопоклонство - это очень плохо и направлено на то чтобы забыть как реально делались результаты и реальных людей давших реальный толчок в развитии

Информация

Посетители, находящиеся в группе Гости, не могут оставлять комментарии к данной публикации.
Картина дня