Anti-aircraft missile targets

Anti-aircraft missile targetsAs you know, hard to learn. And the training itself takes a lot of time and also requires some expenses. If for the preparation of an infantryman-submachine gunner, only cartridges and paper or plywood targets are needed, then training in other branches of the military requires large expenditures. For example, a target for air defense cannot be made from paper, and operators should be prepared.

Previously, on the trials of anti-aircraft missile systems and on exercises with their use as targets used aircraft that have spent their life and equipped with appropriate equipment. Such an approach to creating targets made it possible to save on the storage and disposal of outdated equipment, but over time it ceased to suit the military. If only because a potential enemy has potential targets that are capable of developing relatively high speeds. Using aircraft with similar characteristics as their simulators would be just wasteful. The way out of this situation was the use of specially modified anti-aircraft missiles as targets. Rockets, of course, have little resemblance in size to the real targets of anti-aircraft gunners, but the SAMs determine the target not by its size, but by the reflected radio signal or by thermal radiation.


As in the case of re-equipped obsolete aircraft, making targets from anti-aircraft missiles allows you to get rid of unnecessary ammunition as well. At the moment, work is underway to remake the C-300P and C-300T missiles in the target, since these C-300 modifications are no longer on duty, and there is no point in keeping them in warehouses. So we can confidently say that doubts about the feasibility of decommissioning and such a "recycling" of the old C-300 versions are unjustified.

As already mentioned, anti-aircraft missiles are aimed at a target using a radar or infrared homing head, and for the most effective training of personnel it is required that the target on the radar screen look the same as the real target. However, by itself, an anti-aircraft missile has a lower effective dispersion surface (EPR) and infrared visibility than a combat aircraft. Therefore, when converting a rocket into a target, almost always, reflectors of various designs are installed on them to increase the EPR, and sometimes special tracers to “attract attention” of infrared GOS.

Currently, only in Russia there are a huge number of models of target rockets. For example, at the September Russian-Belarusian exercises "Union-2011 Shield", held at the Ashuluk training ground (Astrakhan region), to create a so-called. target situation used more than four dozen types of targets.

Most modern targets are based on outdated anti-aircraft missiles, although there are exceptions. These are, for example, the Boar, created on the basis of a meteorological rocket, and Reis, a converted reconnaissance drone developed by the company Tupolev. At the same time, the purpose of these two rockets is different: the Boar simulates ballistic targets and flies at a speed of 800-1300 m / s, reaching a maximum height of 50 km. Its range is 90-110 kilometers. “Flight” (aka BP-3BM or M-143), in turn, is designed to simulate aerodynamic purposes, such as enemy aircraft or cruise missiles flying at altitudes up to a thousand meters at speeds up to 900-950 km / h.

Among other targets, Armavir, Sinitsa and Pishchal missiles are of particular interest. The fact is that they were made on the basis of the C-75 (first two) and C-125 missiles, which were long ago taken off duty in our country. However, these missiles can serve as targets for more than one year. The RM-75 Armavir (developed by NPO Molniya), for example, is capable of simulating not only existing, but also promising aerodynamic targets, including subtle, flying at an altitude from 50 meters to 20 kilometers. This rocket's own ESR is less than half a square meter. When using an additional block of reflectors, this indicator can be increased in 3-4 times. The launch of the Armavir is made from a standard launcher, but all procedures are managed using the Fox and Lisa-M complexes. The PM-75 is flying according to a previously laid down program, making amendments on commands from the ground. In addition to standard control equipment and reflectors, the Armavir can be equipped with hit recording equipment, infrared tracers, or electronic countermeasure equipment.

The targets of the family “Tit” (“Tit-1”, -6 and -23, as well as “Kite”) are, in general, similar to the Armavir, with the difference that the “Tit” has great ability to control the rocket during the flight from the ground.

The target PM-5В27 “Pishchal” was developed by the Vyatka machine-building enterprise “Avitek” based on the 5В27 rocket of the С-125 complex. This rocket can be used as a simulator of ballistic targets, in which case it “climbs” to an altitude up to 45-50 km. But the main goal of “Squealing” is imitation of aerodynamic targets with small EPR, flying at low and medium altitudes, capable of maneuvering with overloads (cruise missiles, etc.). Like other target missiles, the Pishal is launched from a standard launcher. No major modifications of the starting devices are required. At the beginning of the flight, the rocket is controlled from the ground, and then goes offline, although the operator can correct the flight trajectory.

And finally, a little about the targets created from scratch. One of the most remarkable examples among them is the Tribute complex. This cruise missile with a turbojet engine starts with a powder accelerator and can fly at altitudes from 50 to 9000 meters. The maximum flight speed is of the order of 710-720 km / h. At the same time, the rocket is strong enough and allows maneuvering with overloads from + 9 to -3 units. “Tribute”, developed in Kazan OKB “Falcon”, is capable of carrying a wide range of warheads for various purposes (reflectors, EW, etc.), as well as tracers. At the end of the flight, in automatic mode or by the operator’s commands, the Tribute is able to make a soft landing with a parachute. Thus, one such rocket can be used up to ten times.

In general, practice shows that it is not necessary to create targets for air defense from scratch. Of course, this approach makes it possible to make them exactly as they should be. But, at the same time, the concept of converting an anti-aircraft missile into a target is viable not only in theory, but also in practice.
Author:
Ryabov Kirill
Ctrl Enter

Noticed a mistake Highlight text and press. Ctrl + Enter

3 comments
Information
Dear reader, to leave comments on the publication, you must to register.

I have an account? Sign in

Зенитно-ракетные мишени

Зенитно-ракетные мишениКак известно, тяжело в учении. Да и само обучение занимает много времени, а также требует и некоторых затрат. Если для подготовки пехотинца-автоматчика нужны только патроны и мишени из бумаги или фанеры, то обучение в других родах войск требует больших расходов. Например, мишень для ПВО из бумаги не сделаешь, и операторов готовить надо.

Раньше на испытаниях зенитно-ракетных комплексов и на учениях с их использованием в качестве мишеней использовались самолеты, отработавшие свой ресурс и оснащенные соответствующим оборудованием. Такой подход к созданию мишеней позволял сэкономить на хранении и утилизации устаревшей техники, но со временем он перестал устраивать военных. Хотя бы потому, что у вероятного противника появились потенциальные цели, способные развивать сравнительно большие скорости. Использовать в качестве их имитаторов самолеты со схожими характеристиками было бы просто расточительством. Выходом из получившейся ситуации стало использование в качестве мишеней специально доработанных зенитных ракет. Ракеты, конечно, мало похожи по размеру на реальные цели зенитчиков, но ЗРК определяют цель не по ее размеру, а по отраженному радиосигналу или по тепловому излучению.

Как и в случае с переоборудованными устаревшими самолетами, изготовление мишеней из зенитных ракет позволяет заодно и избавиться от ненужных боеприпасов. В настоящий момент идут работы по переделке ракет комплексов С-300П и С-300Т в мишени, т.к. эти модификации С-300 уже не находятся на дежурстве, да и содержать их на складах нет никакого смысла. Так что можно уверенно говорить, что сомнения относительно целесообразности снятия с вооружения и такой «утилизации» старых версий С-300 неоправданны.


Как уже говорилось, зенитные ракеты наводятся на цель при помощи радиолокационной или инфракрасной головки самонаведения, а для наиболее эффективного обучения личного состава требуется, чтобы мишень на экране РЛС выглядела так же, как реальная цель. Однако сама по себе зенитная ракета имеет меньшую эффективную поверхность рассеивания (ЭПР) и инфракрасную заметность, чем боевой самолет. Поэтому при переоборудовании ракеты в мишень почти всегда на них устанавливаются отражатели различной конструкции для увеличения ЭПР, а иногда и специальные трассеры для «привлечения внимания» инфракрасных ГСН.

В настоящее время только в России существует огромное количество моделей ракет-мишеней. Например, на сентябрьских российско-белорусских учениях «Щит союза-2011», прошедших на полигоне Ашулук (Астраханская область), для создания т.н. мишенной обстановки использовалось более четырех десятков типов мишеней.

Зенитно-ракетные мишениБольшинство современных мишеней созданы на базе устаревших зенитных ракет, хотя есть и исключения. Это, к примеру, «Кабан», созданный на базе метеорологической ракеты, и «Рейс» - переоборудованный беспилотный разведчик разработки фирмы Туполева. При этом предназначение этих двух ракет различается: «Кабан» имитирует баллистические цели и летает со скоростью 800-1300 м/с, достигая максимальной высоты в 50 км. Дальность его – 90-110 километров. «Рейс» (он же ВР-3ВМ или М-143), в свою очередь, предназначен для имитации аэродинамических целей, как то: самолеты противника или крылатые ракеты, летящие на высотах до тысячи метров со скоростью до 900-950 км/ч.

Среди прочих мишеней особый интерес представляют ракеты «Армавир», «Синица» и «Пищаль». Дело в том, что они сделаны на базе ракет комплексов С-75 (первые два) и С-125, давно снятых с дежурства в нашей стране. Однако в качестве мишеней эти ракеты могут прослужить еще не один год. РМ-75 «Армавир» (разработан в НПО «Молния»), к примеру, способен имитировать не только существующие, но и перспективные аэродинамические цели, в том числе и малозаметные, летящие на высоте от 50 метров до 20 километров. Собственная ЭПР этой ракеты менее половины квадратного метра. При использовании дополнительного блока отражателей этот показатель можно увеличить в 3-4 раза. Пуск «Армавира» производится со стандартной пусковой установки, но управление всеми процедурами осуществляется при помощи комплексов «Лиса» и «Лиса-М». Летит РМ-75 по заранее заложенной программе, делая поправки по командам с земли. Помимо стандартной аппаратуры управления и отражателей, «Армавир» может оснащаться аппаратурой регистрации попаданий, инфракрасными трассерами или оборудованием радиоэлектронного противодействия.

Мишени семейства «Синица» («Синица-1», -6 и -23, а также «Коршун»), в целом, аналогичны «Армавиру», с той разницей, что «Синицы» имеют большие возможности для управления ракетой во время полета с земли.

Мишень РМ-5В27 «Пищаль» была разработана Вятским машиностроительным предприятием «Авитек» на основе ракеты 5В27 комплекса С-125. Эта ракета может использоваться в качестве имитатора баллистических целей, в таком случае она «забирается» на высоту до 45-50 км. Но основная цель «Пищали» - имитация аэродинамических целей с небольшой ЭПР, летящих на малых и средних высотах, способных к маневрированию с перегрузками (крылатые ракеты и т.п.). Как и другие ракеты-мишени, «Пищаль» запускается со штатной пусковой установки. Кардинальных доработок пусковых устройств при этом не требуется. В начале полета ракета управляется с земли, а после переходит в автономный режим, хотя возможность коррекции оператором траектории полета сохраняется.

Зенитно-ракетные мишениИ напоследок немного о мишенях, созданных с нуля. Один из самых примечательных образцов среди них – комплекс «Дань». Эта крылатая ракета с турбореактивным двигателем стартует при помощи порохового ускорителя и может летать на высотах от 50 до 9000 метров. Максимальная скорость полета – порядка 710-720 км/ч. При этом ракета достаточно крепкая и позволяет маневрировать с перегрузками от +9 до -3 единиц. «Дань», разработанная в казанском ОКБ «Сокол», способна нести широкий ряд головных частей различного назначения (отражатели, РЭБ и т.д.), а также трассеры. По окончании полета, в автоматическом режиме либо по командам оператора, «Дань» способна совершить мягкую посадку на парашюте. Таким образом, одна подобная ракета может использоваться до десяти раз.

В общем, практика показывает, что не обязательно создавать мишени для ПВО с нуля. Конечно, такой подход дает возможность сделать их именно такими, какие они должны быть. Но, в то же время, концепция переделки зенитной ракеты в мишень жизнеспособна не только в теории, но и на практике.
Автор: Рябов Кирилл


Мнение редакции "Военного обозрения" может не совпадать с точкой зрения авторов публикаций

CtrlEnter
Если вы заметили ошибку в тексте, выделите текст с ошибкой и нажмите Ctrl+Enter
Читайте также
Комментарии 3
  1. Sergh 27 октября 2011 12:45
    Да, очень интересно! Я давно ждал такой инфы о мишенях, если можно выразится, широкого профиля, если дела обстоят именно так, то это радует! Значит наши старые С-75,150...300 ещё послужат на пользу дела. Дай бог зенитчикам работать без промаха! И учится*только на отлично!
    Sergh
    1. Федор 27 октября 2011 20:22
      Послужат, послужат, куда они денутся. Это сейчас воспринимается как Бог весть какое достижение и новация. Однако еще в 1968 году мы стреляли в Ашулуке из С-125 "Нева" по списаным Миг-17, а коллеги с комплекса С-75 стреляли по мишеням, в качестве которых использовались старые ракеты от комплекса С-25.
  2. Artemka 28 ноября 2011 20:08
    А я все думал как же они тренируются самолеты сбивать.
    Artemka

Информация

Посетители, находящиеся в группе Гость, не могут оставлять комментарии к данной публикации.
Картина дня