Бронеплатформа из Восточной Европы

Бронеплатформа из Восточной Европы


Похоже, в сфере танкостроения появилась новая мода. Мода на унифицированные платформы. Американцы уже установили на свой БТР «Страйкер» башню с 105-мм пушкой и не собираются останавливаться на этом. Шведское отделение BAE Systems уже не первый год гоняет по полигону машины семейства CV-90 (внутреннее название в фирме Stridsfordon 90 или Strf 90). Начата разработка российской тяжелой платформы «Армата». В прошлом году в своеобразный клуб строителей бронеплатформ вошла Польша.


Вернее, работы по теме унифицированной линейки бронемашин были начаты еще в 2008 году, однако прототип был продемонстрирован только в сентябре 2010-го года на выставке MSPO-2010 в польском городе Кельце. Машина разработки фирмы OBRUM была названа LC-08. Кроме буквенно-цифрового индекса, семейство бронетехники получило название Anders, в честь польского генерала Владислава Андерса, во Вторую Мировую командовавшего сначала 2-м польским корпусом, а потом и всеми польскими силами на Западноевропейском театре военных действий ВМВ.

Первой машиной в линейке LC-08 стал легкий танк, именно он и был представлен на MSPO-2010. В польском министерстве обороны считают, что этот танк должен стать одним из основных элементов сухопутных войск и Польши, и других стран, которые пожелают закупать его. В пользу экспорта говорит тот факт, что «Андерс» изначально разрабатывался для эксплуатации в различных климатических условиях.

Еще одна особенность танка – «заточенность» для использования в миротворческих или контртеррористических операциях, в том числе и в городских условиях. Однако при разработке LC-08 в OBRUM не забыли и про конфликты другого рода, в том числе и с более сильным противником. Например, «Андерс», по задумке его создателей, может быть не только легким, но и средним танком. Эта метаморфоза обеспечивается путем увеличения толщины брони. Также при надобности на танк может устанавливаться система активной защиты. На прототипе это был комплекс «Заслон» украинского производства. Но на серийные машины могут устанавливаться и другие системы, например израильская Trophy.

Основное вооружение прототипа образца 2010 года - одна 120-мм пушка RUAG CTG швейцарского производства. Орудие имеет боекомплект в 12 снарядов, расположенных в автомате заряжания, и еще два десятка размещаются за автоматом. На башне «Андерс» 10-го года имеет дистанционно управляемую стрелковую установку. Она может комплектоваться пулеметом, в том числе и крупнокалиберным, тогда боезапас составит 2000 патронов; или автоматическим гранатометом.

Башня прототипа LC-08 обр. 2010 года разработана в Польше. Непосредственно в башне экипаж отсутствует: рабочие места танкистов находятся по бокам и ниже от орудия, люки с наблюдательными приборами расположены справа и слева от казенника орудия. В задней части башни расположена укладка боекомплекта на 12 снарядов. Все операции по заряжанию пушки и извлечению стреляных гильз производятся автоматикой, без участия экипажа. Экипаж состоит из трех человек: механик-водитель, оператор вооружения и командир. Первый размещается перед башней слева от двигателя, как на российских БМП, а остальные – во внутренней части башни. В кормовой части машины, как на израильской «Меркаве», присутствует небольшой отсек, в котором можно перевозить до четырех солдат. Но в таком случае придется отказаться от 20 снарядов, которые можно загрузить в этот отсек. Для сравнения, израильские «Колесницы» различных моделей могли перевозить в «десантном отделении» до 6 человек или полтора десятка снарядов. Но справедливо будет отметить, что та же «Меркава-4» все-таки тяжелый танк и почти в два раза тяжелее «Андерса», хотя орудия и боеприпасы, в целом, схожи.




33-тонный польский танк приводится в движение дизельным двигателем 8V199 TE20 производства немецкой фирмы MTU мощностью 720 л.с. Двигатель и трансмиссия расположены в передней части машины, что и позволило высвободить кормовую часть под отсек для боекомплекта или десанта. Удельная мощность «Андерса» составляет около 22 л.с./т. При 120-мм пушке и исходном бронировании LC-08 может разгоняться по шоссе до 72 километров в час и преодолевать наклон до 40°.

В этом году были начаты работы над еще одним вариантом танка на базе «Андерса». На этот раз LC-08 получил башню CT-CV, изготовляемую бельгийской фирмой CMI. У польских специалистов уже есть опыт работы с этой башней: немного ранее CT-CV была установлена на БТР Rosomak финской разработки и польской сборки. Главное отличие бельгийской башни от «исходной» польской – орудие. На CT-CV устанавливается 105-мм орудие. Также, за счет иной компоновки боевого отделения и меньшего калибра пушки, CT-CV имеет больший боекомплект, чем у польской башни со 120-мм орудием. При этом бельгийская башня занимает меньше места внутри самого танка. Это должно позволить увеличить как десантное отделение на 1-2 посадочных места, так и дополнительные боекомплект. Соответственно, можно ожидать возможность совместной перевозки меньшего количества дополнительных снарядов и десантников. Стрельбы из новой 105-мм пушки начнутся не ранее зимы 2011-12 года. Хотя огневые испытания швейцарского орудия позволяют полагать, что и орудие меньшего калибра прекрасно «уживется» с платформой Anders.

Также ведется работа по оснащению LC-08 30-миллиметровой пушкой. Ожидается, что башня с ней будет установлена на втором опытном экземпляре «Андерса». Относительно этой самой второй машины есть информация, что она будет не танком, но боевой машиной пехоты и что в ее десантном отделении можно будет перевозить до десяти солдат. Для этого исходная платформа получит дополнительную пару катков в кормовой части, также место для десанта будет сэкономлено за счет меньшей пушки и объемов под ее боекомплект.

Если полякам все-таки удастся успешно завершить испытание обоих танковых вариантов и одной БМП, то следует ожидать наплыва потенциальных клиентов. Как минимум одна страна уже заинтересовалась «Андерсом». Еще на MSPO-2010 индийская делегация, ознакомившись с польской платформой, выразила готовность купить некоторое количество легких танков Anders с целью заменить ими свои Т-55. Напомним, на 2010 год в Индии было более семи сотен танков Т-55. Если учесть ориентировочную цену «Андерса» в 7-8 миллионов американских долларов за единицу, только один контракт с Индией может очень хорошо повлиять на польское танкостроение.



В частности, Польша сможет осуществить ряд прочих проектов на базе «Андерса». Еще на выставке MSPO-2010 распространялся рекламный буклет, в котором приводились фотографии собственно танков, а также рисунки с БМП, имеющих различные наборы вооружений, санитарной машиной и минным тралом. Все эти версии LC-08 и так выглядят вполне реальными, а наличие заказов и, как следствие, финансирования даст им путевку в жизнь.
Надо отметить, что «Андерс» разрабатывался не только как чисто экспортная машина. В первую очередь бронетехника этого семейства должна пойти в польские вооруженные силы. Дело в том, что самой массовой бронетехникой ВС Польши являются еще советские танки Т-72 (более 500 штук) и БМП-1 (около 1300 единиц). При всем уважении к этим достойным образцам техники, Варшава заинтересована в их замене на новые типы. Именно ими в перспективе должны стать бронемашины семейства LC-08 Anders.
Автор:
Рябов Кирилл
Ctrl Enter

Заметив ошибку в тексте, выделите текст с ошибкой и нажмите Ctrl+Enter

15 комментариев
Информация

Уважаемый читатель, чтобы оставлять комментарии к публикации, необходимо зарегистрироваться.
Уже зарегистрированы? Войти