Бронеавтомобиль FIAT Arsenale Mod.1912 (Италия)

0
Начало Итало-турецкой войны стало толчком к появлению нескольких новых проектов вооружения и военной техники. Итальянские инженеры надеялись, что их разработки заинтересуют военных и, как следствие, дойдут до серийного производства. В результате армия могла бы получить самую современную технику с высочайшими для того времени характеристиками, а промышленность – заказы. Бои в Ливии привели к появлению сразу нескольких проектов перспективных бронеавтомобилей, в том числе машины FIAT Arsenale Mod.1912.

В начале 1912 года свой вариант перспективного броневика представили специалисты Артиллерийского арсенала в г. Турин. Приняв во внимание существующие тенденции, они взяли имеющийся в наличии грузовой автомобиль и оснастили его бронированием собственной разработки. По аналогичной схеме строились и многие другие бронеавтомобили того времени. Главными причинами этого было отсутствие опыта в проектировании и строительстве бронетехники, ограниченные возможности промышленности и т.д. Тем не менее, в дальнейшем было установлено, что подобный подход к созданию бронеавтомобиля позволяет обеспечить высокие характеристики и одновременно с этим сэкономить на его строительстве.

Специалисты Артиллерийского арсенала решили строить свой броневик на базе двухосного грузовика марки FIAT. По-видимому, выбор базового шасси был обусловлен, в первую очередь, наличием техники, пригодной для переделки в боевую машину. Иными словами, сотрудники Арсенала взяли имеющуюся машину и оснастили ее новым корпусом. По названию базового шасси и места сборки броневик получил название FIAT Arsenale. Кроме того, нередко встречается альтернативное обозначение, отражающее год появления машины, – Mod.1912.

Бронеавтомобиль FIAT Arsenale Mod.1912 (Италия)


Базовое шасси, заимствованное у грузовика FIAT, оснащалось двумя мостами с листовыми рессорами. В передней части шасси располагались бензиновый двигатель и коробка передач. Крутящий момент передавался только на заднюю ось. Передняя управляемая ось оснащалась односкатными колесами, задняя – двойными. По имеющимся данным, авторы проекта решили не отказываться от имеющихся пневматических шин. В других проектах броневиков того времени использовались бескамерные шины, стойкие к повреждениям, но инженеры туринского Артиллерийского арсенала решили применять имеющиеся колеса без каких-либо изменений.

Грузовик FIAT, ставший основой для броневика, имел капотную компоновку. Эта особенность сохранилась и в новом проекте. Машина FIAT Arsenale Mod.1912 получила броневой корпус, разделенный на моторный и обитаемый отсеки. Корпус имел каркасную конструкцию и был собран из броневых листов толщиной 6 мм, закрепленных на заклепках.

Капот двигателя изготовили из нескольких броневых листов. Он состоял из двух вертикальных бортов и изогнутой верхней крышки. Вместо переднего бронелиста моторного отсека на машине установили решетчатую панель, полностью закрывавшую переднюю часть капота и обеспечивавшую оптимальное охлаждение двигателя. Какие-либо специальные люки для доступа к двигателю не предусматривались. Для обслуживания силовой установки приходилось раскручивать болты и снимать некоторые листы капота.



Обитаемый отсек корпуса изготавливался из нескольких прямых бронелистов, смонтированных на каркасе. Эта часть корпуса была шире капота, из-за чего между ними располагался лист, помещенный поперек оси броневика и закрывавший образовывавшиеся щели. Кроме того, в передней части бортов имелись установленные под углом узкие листы. Лобовая часть корпуса состояла из двух листов, расположенных под углом друг к другу. Борта корпуса располагались вертикально. Горизонтальная крыша имела небольшой скос в кормовой части. Таким образом, по своей конструкции FIAT Arsenale Mod.1912 был типичным бронеавтомобилем своего времени.

Верхняя лобовая деталь обитаемого отсека представляла собой откидную крышку смотрового люка. За пределами поля боя водитель мог следить за дорогой через широкий смотровой люк. Для защиты от пуль противника следовало поднимать крышку люка, после чего наблюдение могло вестись через щели. Слева от водителя предусматривалась крупная дверь для посадки в машину. На крыше броневика располагалась цилиндрическая башня с прямоугольной лобовой деталью. Крыша башни не предусматривалась.

Экипаж машины состоял из трех человек: водителя, командира и стрелка. Водитель располагался в передней части обитаемого отсека, командир находился рядом с ним. Стрелок должен был находиться в башне и управлять вооружением. Ввиду отсутствия опыта в строительства и эксплуатации бронеавтомобилей, специалисты туринского Арсенала оснастили свою машину только одним пулеметом калибра 6,5 мм с водяным охлаждением ствола. Оружие располагалось в башне и могло вести огонь в любом направлении. На одной из сохранившихся фотографий бронемашины можно увидеть прожектор, установленный на башне над пулеметом.

Использование серийного шасси и его ограниченные возможности привели к тому, что боевая масса нового броневика не превышала 3 т. Использованный сравнительно маломощный двигатель не позволял показывать высокие ходовые характеристики: скорость движения по шоссе не превышала 25-30 км/ч.


Броневик FIAT Arsenale Mod.1912 в Ливии


Первый и, как впоследствии оказалось, последний бронеавтомобиль FIAT Arsenale был построен в начале 1912 года. Машина прошла небольшие заводские испытания, после чего ее предложили командованию. К началу 1912-го военное ведомство Италии стало проявлять повышенный интерес к броневикам. Война с Турцией перешла в позиционную стадию и затягивалась, а ситуация на протяженном фронте постоянно усложнялась. Требовалось новое средство, способное переломить ход боев за районы Северной Африки. Этим средством, как посчитали военные, должны были стать новые бронеавтомобили.

Для изменения ситуации на фронте было решено отправить в Ливию несколько новейших бронемашин. В качестве средства перелома войны были выбраны броневики Isotta Fraschini RM, FIAT Arsenale Mod.1912 и Bianchi Mod.1912. Три эти машины по морю были доставлены на фронт. По некоторым данным, три броневика отправились в Африку не ранее начала лета 1912 года. Таким образом, войска получили эту технику уже на заключительном этапе войны.

Три боевые машины, в том числе построенная Артиллерийским арсеналом Турина, хорошо показали себя в боях. Эта техника, способная приближаться к противнику на малое расстояние и почти безнаказанно расстреливать его из пулеметов, оказалась хорошим инструментом ведения боя. Появление даже одной такой машины на поле боя могло серьезно изменить ход сражения. Тем не менее, в Ливию было доставлено только три бронеавтомобиля, что не позволяло надеяться на коренной перелом в ходе войны. Малочисленная бронетехника попросту не могла оказать заметное влияние на ход боев в целом.


Броневик FIAT Arsenale Mod.1912 в Ливии


Через несколько недель после прибытия новых броневиков в Ливию война с Турцией закончилась. Перспективная техника успела поучаствовать в боях, но не оказала серьезного влияния на всю войну. Несмотря на отсутствие стратегических успехов, недолгая эксплуатация броневиков Isotta Fraschini RM, FIAT Arsenale Mod.1912 и Bianchi Mod.1912 позволила получить ценный опыт, который в дальнейшем учитывался при разработке новой техники этого класса.

После окончания войны все итальянские бронеавтомобили вернулись домой. Дальнейшая судьба машины FIAT Arsenale Mod.1912 неизвестна. По-видимому, за отсутствием каких-либо реальных перспектив ее разобрали и отправили на слом. Также нельзя исключать демонтаж бронекорпуса с дальнейшим использованием шасси в качестве основы для грузового автомобиля или применение броневика в учебных целях. Точные сведения на этот счет отсутствуют. Последние упоминания о разработке Артиллерийского арсенала относятся к осени 1912 года и последним месяцам Итало-турецкой войны.

Броневик FIAT Arsenale Mod.1912, ставший одной из первых подобных машин итальянской разработки, меньше чем за год успел пройти все необходимые испытания и даже принять участие в боевых действиях. После этого машина вернулась домой в Италию и, вероятно, была разобрана. Тем не менее, боевая машина, построенная специалистами Артиллерийского арсенала в Турине, осталась в истории как один из первых бронеавтомобилей итальянской разработки.


По материалам сайтов:
http://aviarmor.net/
http://jamescalbraith.com/
http://strangernn.livejournal.com/
Bartholomew E. Early Armoured Cars. Oxford, UK. Shire Publications Ltd, 1988