Пропущенный юбилей или зачатие воздушного флота

10
12 августа с.г. будет отмечаться 103-я годовщина ВВС РФ. Но может быть наше «крылатое сословие» ошибочно молодится»? Давайте разберёмся.

Несколько лет назад мы с полковником А. Кокуриным работали над материалом об отечественных воздушных силах в ХХ веке. Сочинению дали заглавие «Русский флот пятого океана». Сразу отметили, что, если строго придерживаться истины, слово «русский» в заголовке не обязательно. Ибо только в нашей стране соединение летательных аппаратов, предназначенных для использования в боевых условиях, изначально, более ста лет тому назад, было наречено флотом. В иных странах, например, в США и Великобритании, это воздушные силы (Air Force) или, как в Германии, воздушное оружие (Luftwaffe). Французы предпочли привычное слово «армия» с указанием места действия – Armee de L’air. Близко к русскому названию итальянское, Aerjnautica Militare, что значит военное воздухоплавание. Позже и у нас утвердилось официальное название, произносимое по аббревиатуре «вэ-вэ-эс» (ВВС), но и по сей день нередко, по старинке, именуют воздушным флотом этот род войск, отличительный признак которых не рыбий хвост – для плавания в водной стихии, а именно крылья – для полёта в воздухе. В песне 30-х годов прошлого века так и пелось: «Нам даны сверкающие крылья, а вместо сердца пламенный мотор. «Нам разум дал стальные руки-крылья, а вместо сердца - пламенный мотор». То и другое верно.



В чём же причина предпочтения «морского образа» «образу небесному» наших прадедов, зачинателей военного воздухоплавания? Предполагаю, имело значение то, что в России, как нигде, укоренилось поэтическое название воздушной стихии Земли – Пятый океан. Но, думается, большее влияние на выбор общего «имени» для совокупности самолётов, вооружённых бомбами и пулемётами, разведывательной аппаратурой, также перевозящих военные грузы и войска, сыграл род службы одного из непростых наших соотечественников. В нужное время, на нужном для Отечества раздорожье, где принимаются судьбоносные решения, он оказался с обдуманным проектом боевой авиации России.

Справедливость, истина требуют уточнения: их было двое. Один - известный физик, академик Борис Борисович Голицын, из древнего княжеского рода. Другой - великий князь Александр Михайлович Романов, «технарь» по призванию, прошедший практическую морскую школу от мичмана до полного адмирала. Учёный озвучил идею. Двоюродный дядя последнего императора разработал её и добился практического исполнения. Следовательно, приоритет в великолепном дуэте – за ним.

В то время военно-морской флот России восстанавливался после Цусимы на государственные средства и добровольные пожертвования. За расходованием последних наблюдал Особый комитет, возглавляемый А.М. Романовым.

12 января 1910 года, неожиданно для общественности, когда в кассе комитета от 20-и миллионов золотых рублей оставалось 880 тысяч, великий князь обращается к жертвователям через газеты с призывом высказаться, «признают ли они соответствующим нуждам нашей родины использовать имеющиеся в распоряжении суммы на создание русского воздушного флота?» (выделено мной.- С.С.). И далее А. М. Романов приводит аргументы: на оставшиеся деньги можно построить одну подводную лодку или 100 аэропланов. Последние позволят вести дальнюю разведку на море, обнаруживать подводные лодки и минные заграждения, наносить бомбовые удары по вражеским кораблям. Автор воззвания убеждал соотечественников, что страна, которая первая овладеет новым оружием - поднимет в небо воздушный флот, получит значительный перевес над противником в близкой уже войне. «Нельзя медлить ни минуты!», - заключает автор публикации, размноженной газетами и журналами.

Подобные мысли, ставшие достоянием всей страны, благодаря прессе, месяцем ранее высказал Б.Б. Голицын в Академии наук перед членами Государственной Думы и Государственного Совета. Похоже, это был «благой заговор» двух высокопоставленных патриотов России, когда неизбежность большой общеевропейской войны уже была очевидной. Обращение великого князя Александра Михайловича непосредственно к народу в течение всего двух недель получило в ответ мощное «да». Идею создания флота воздушных кораблей (термин Б.Б. Голицына) на средства Особого комитета подхватили газеты. Она получила почти единогласную поддержку жертвователей. Контр-адмирал царской фамилии немедленно стал действовать согласно девизу своего прямого предка Петра I: Промедление смерти подобно. А ещё великий князь, несомненно, свято верил в удивительное для нас убеждение своего прямого венценосного предка, записанное хронистом: «Не мы, а правнуки наши будут лететь по воздуху, ако птицы».

И вот результат его подвижничества (забегаю на 4 года вперёд): в Первую мировую войну (для России она Вторая Отечественная), империя вступила с самым большим из всех мировых держав Воздушным Флотом. Таким образом, справедливо было бы считать зачатием(по словам журналиста Меньшикова) нашего воздушного флота не 30 июля (12 августа) 1912 года, когда военный министр царского правительства приказом № 397 передал дела воздухоплавания из Главного инженерного управления в Главное управление Генштаба, а описанное выше событие, которое случилось двумя с половиной годами раньше. Но увы, наш президент уже утвердил 12 августа , как дату праздника ВВС РФ, что тоже логично. Изменить её мы не в силах. Зато нам по силам вывести из тени забвения реальных основателей того крылатого флота, что контролирует сегодня воздушный океан над восьмой частью суши и того больше…

Повторюсь, это наши выдающиеся соотечественники: военный моряк Александр Михайлович Романов и учёный физик Борис Борисович Голицын. Второй, сыграв свою короткую, но важную роль сто лет тому назад, накануне рождения Императорского ВВФ, уступил видное место на исторической сцене своему напарнику-практику, который возглавил воздушный отдел военно-морского ведомства. Руки великого князя были, практически, ни чем не связаны.

В знаменательном для отечественного воздухоплавания 1910 году хлопотами зачинателя нового вида вооружённых сил Правительство Николая I закупило во Франции первую партию самолётов. По инициативе контр-адмирала была создана офицерская школа авиации под Севастополем. С началом Первой мировой войны он будет назначен заведующим организацией авиационного дела в армиях Юго-Западного фронта, а 10 января 1915 года — во всей действующей армии. С 11 декабря 1916 года великий князь стал полевым генерал-инспектором военно-воздушного флота при Верховном главнокомандующем. Фактически А.М. Романов принял командование над воздушным флотом России, когда звучали последние аккорды реквиема по империи. Помянем его добрым словом. И всех авиаторов Императорского ВВФ в его недолгой, между 1910-1917 годами, истории.

Личность – это лицо дела, им зачатое и лелеемое с первых шагов. Не будь моряка А. М. Романова, проложившего вместе со своим учёным напарником первый курс в Пятом океане, кто знает, какой была бы история Русского военно-воздушного флота. Нам известна одна, реальная. Историю советской военной авиации, героическую и результативную, мы знаем, смею утверждать, на отлично. Наслышаны о подвигах наших авиаторов в «холодную войну», гордимся ими по праву. А вот «дела небесные» до 1917 года и в «гражданку» как-то заслонены последующими событиями, в густой тени. Их коротко и освещу.

В 1912 году, вместе с введением в действие приказа № 397, начался отпуск средств на формирование авиационных отрядов по 6-10 самолётов, которые объединялись в авиагруппы. Несколько отрядов приняли боевое крещение в 1-й Балканской войне 1912-13 годов, корректируя огонь болгарской артиллерии и ведя разведку в пользу дружественной армии, сражавшейся с турками. Опыт в этом был приобретён годом ранее на манёврах западных ВО. Самолетный парк состоял из машин французского производства, таких как "Вуазен", больше "Ньюпор". Их поднимали в небо наши мужественные, умелые пилоты. Живыми легендами стали А.А. Васильев, М.Н. Ефимов, С.И. Уточкин, Е.Н. Крутень, К.К. Арцеулов, основоположник высшего пилотажа П.Н. Нестеров. Последний за год до войны выполнил на моноплане «Ньюпор» замкнутую фигуру в вертикальной плоскости, известную как «Петля Нестерова». Впоследствии, в разгар боевых действий в Галиции, её автор ещё раз прославится, уже посмертно, впервые в истории воздушных сражений таранив вражеский самолёт. Парашютов тогда ещё не было…

Призрак мировой войны расшевелил отечественное самолётостроение. Притом, было положено начало тяжёлой авиации. До выстрела из зловещего нагана в Сараеве, на Русско-Балтийском заводе стали собирать первые в мире многомоторные бипланы фюзеляжного типа И. И. Сикорского. Вначале появился "Русский витязь", ставший прототипом "Ильи Муромца". Этот гигантский самолет, задуманный как грузовой и гражданский (на 15-16 пассажиров), война превратила в грозный бомбовоз, вооружённый к тому же пулемётами и пушкой. Он не имел аналогов за рубежом, мог пролететь без посадки 700 км при крейсерской скорости 100 км/час. На шестой месяц войны была сформирована эскадра (и здесь морской термин!) из 10-и «воздушных богатырей», ещё через полтора года она удвоилась.

Бомбардировщики вызвали к жизни истребительную авиацию. Сначала под истребители переоборудовались наиболее скоростные и манёвренные разведчики, потом их стали строить по заданным характеристикам. Русские лётчики предпочитали одноместные «Ньюпоры», развивавшие скорость до 120 км/ч; они успешно противостояли немецким «Фоккерам». Россия вступила в войну с Четверным Союзом, имея 263 военных самолёта. Её союзники, Франция и Великобритания, выставили против общего врага всего 186 машин, а Германия, Австро-Венгрия и Италия вместе поставили Тройственному Союзу 327 аппаратов. Правда, к предпоследнему году войны Берлин и Вена уже обладали парком из 3352 боевых самолётов против 5079 машин Лондона и Парижа. Они развивали скорость порядка 200 км/ч. Россия же к тому времени смогла лишь удвоить свой воздушный флот устаревших типов. Словом, получилось «как всегда».

А тут последовали две революции одна за другой. Уцелевшие самолёты растащили «белые» и «красные». Героев воздушных боёв разделили «домашние» баррикады. Выживших в «гражданке» постигла участь победителей и побеждённых. У меня нет желания описывать подвиги пилотов воюющих сторон в братоубийственной бойне. В доме повешенного о верёвке не говорят.

Вот такова начальная история дня, отмеченного в наших календарях 12 августа, как День ВВС России. Если кто-нибудь из читателей впервые услышал имена первых защитников Пятого океана над Россией (а это от 1/8 до 1/6 части воздушной стихии), считаю свою задачу выполненной. И рекомендую нашим авиаторам, пусть с опозданием на несколько месяцев, праздновать, ради истины, не 103-ю, а 105-ю годовщину знаменательного события.
Наши новостные каналы

Подписывайтесь и будьте в курсе свежих новостей и важнейших событиях дня.

10 комментариев
Информация
Уважаемый читатель, чтобы оставлять комментарии к публикации, необходимо авторизоваться.
  1. +1
    2 августа 2015 05:40
    В чём же причина предпочтения «морского образа» «образу небесному» наших прадедов, зачинателей военного воздухоплавания?
    Может ещё потому что морские офицеры были грамотны и знакомы с техникой.Кому как не им заинтересоваться авиацией?
    Так от А.Ф.Можайского пошло,а может и раньше пытались
    1. 0
      2 августа 2015 07:49
      Цитата: Денис
      В чём же причина предпочтения «морского образа» «образу небесному» наших прадедов, зачинателей военного воздухоплавания?

      Воздухо-плавание это летательные аппараты легче воздуха (аэростаты, дирижабли). Плавают также как рыбы в воде, отсюда и "предпочтения" в символике. Они появились гораздо раньше аэропланов/самолетов. Плавать и летать, это - немного разное.
  2. +4
    2 августа 2015 08:36
    Никак не могут успокоиться с празднованием Дня ВВС!
    Сам прослужил в этих войсках 29 лет.
    Скажу прямо...настоящий авиатор признает только один праздник.
    Это 18 августа!
    По крайней мере везде где служил, именно в этот день мы встречали праздник и вспоминали тех, кто не вернулся с последнего задания.
    1. +2
      2 августа 2015 09:41
      Согласен с Вами,коллега!

      Я тоже всегда отмечаю этот праздник - день Воздушного Флота СССР 18 августа.Будет авиационный марш, праздничный стол, гости, друзья, песни под гитару,шутки и воспоминания. Все как в песне:
      "В небесах мы летали одних,
      Мы теряли друзей боевых,
      Ну а тем,кому выпало жить,
      Надо помнить о них и дружить!"
      1. +1
        2 августа 2015 09:56
        Присоединяюсь к вам, коллеги!!! Хоть я и "наземный персонал", но более 30 лет в авиации.
        1. 0
          2 августа 2015 10:00
          Кто тут еще не прыгал с парашютом? wassat
  3. 0
    2 августа 2015 08:46
    "12 января 1910 года, неожиданно для общественности, когда в кассе комитета от 20-и миллионов золотых рублей оставалось 880 тысяч, великий князь обращается к жертвователям через газеты с призывом высказаться, «признают ли они соответствующим нуждам нашей родины использовать имеющиеся в распоряжении суммы на создание русского воздушного флота?» (выделено мной.- С.С.)."

    Интересно, а как бы поступили нынешние "деятели" в такой ситуации? По карманам , небось, рассовали бы.
  4. +2
    2 августа 2015 08:56
    Цитата: ezup
    Никак не могут успокоиться с празднованием Дня ВВС!

    Подтверждаю. Все народные мероприятия проходят именно в эту дату в отличие от официоза 12 августа.
    А флотом назвали по одной простой причине - у истоков формирования авиации стояли офицеры флота - самая продвинутая на тот момент в техническом отношении каста. И не даром до сих пор на тяжёлых самолётах существует командир корабля.
    А насчёт даты можно спорить до бесконечности долго. Тот же Иван Грозный запустил своего "воздухоплавателя" с самодельными крыльями в воздух с бочки с порохом - пущай полетает. Чем не дата?
  5. +4
    2 августа 2015 09:13
    Статья оставляет двоякое впечатление - вроде бы пишется о зарождении воздушного флота России, а на деле поют осанну последним представителям императорской фамилии Романовых, всячески выпячивая их роль в развитии воздухоплавания в России. Никто с этим и не спорит, но что мы имели в результате - в Российской Империи так и не было налажено полноценное производство самолетов, т.к. значительную часть узлов и агрегатов для них (те же авиадвигатели, да и многое другое) Россия была вынуждена импортировать. Удачные типы самолетов (за исключением летающих лодок Григоровича, да и то относительно, к примеру М-24 была ничем не лучше по своим ТТХ чем М-9) практически не получали развития - тот же "Илья Муромец" не имеющий аналогов (без всякой иронии) в начале Империалистической войны, к ее концу уже устарел и по своим ЛТХ значительно отставал от разработок Великобритании (пример Виккерс "Вими") и Германии (самолеты R-типа).
    Да, и для меня, имеющего некоторое (весьма опосредованное) отношение к ВВС - я с детства мечал стать военным летчиком - не получилось, хотя даже поступил в Харьковское высшее военное авиационное инженерное училище, днем ВВС всегда являлось и является 18 августа.
    Всем летчикам - желаю, чтобы количество посадок всегда равнялось количеству взлетов.
    Честь имею.
    1. 0
      3 августа 2015 01:13
      Я, конечно, извиняюсь, но речь не идёт не о "выпячивании", а о введении в научный и общественный оборот некоторых фактов. Вы же знакомы с ролью личности в истории? Так вот это как раз об этом. Сейчас это называется "административный ресурс" и используется, как правило, в антиобщественных целях.
      Не самый лучший представитель Романовых, будучи сослан в Ташкент, тем не менее, на свои деньги создал технологию выращивания хлопка в нашей стране (ракетчики с артиллеристами должны это помнить, да и все мы, кто носил х/б). Благодаря тому, что Император в 1907 году разрешил именовать Российское автомобильное общество (РАО), общественную организацию, императорским (ИРАО), РАО приобрело необходимый статус и Россия, наряду с Францией, стала одной из стран, зачинателей автомобилизма. Кроме тог, одна из великих княгинь активно участвовала в автопробегах. "Гараж №1" в Гатчине стал первым в мире центром подготовки профессиональных шофёров. Членами ИРАО являлись король Швеции и Берлинское автомобильное общество. Эти автопробеги способствовали развитию и совершенствованию конструкции автомобиля, правила соревнований Формулы-1.
      Не знать свою историю, не отдавать должное сподвижникам (и предателям, кстати, тоже) - это дикость. Так что спасибо автору за то, что он попытался исправить историческую несправедливость.
    2. 0
      3 августа 2015 01:43
      Ни немец ни англианин появившиеся значительно позже (итальянец несильно позже) "Илью Муромца" не превзошли, тот тоже модернизировался. Россию вообще по факту выключили революцией из войны в феврале 1917г, даже не в ноябре.
      И никто как не Царская Россия разработала средство от немецкого химического ОМП.
  6. +2
    2 августа 2015 09:28
    "Нам разум дал стальные руки-крылья" иногда встречается в версии "Нам Сталин дал стальные руки-крылья", а сам марш при этом называют "Марш сталинской авиации". Но это неофициальная версия текста. Официальный текст песни с момента первого издания не менялся.Вокруг времени создания этой песни кипели споры, назывались даты от осени 1920 года до 1930-х гг., пока в октябре 2009 года Валентин Антонов, наконец, не установил, что песня была написана и впервые издана в Киеве между 8 марта и 15 мая 1923 года.Авторы Хайт и Герман - известные авторы романсов. Здесь у них получился фокстрот. В мелодии находят разные параллели - с романсами и заграничными песнями легкого жанра.На грани 1920-х и 30-х марш подвергался гонениям со стороны Российской ассоциации пролетарских музыкантов (РАПМ), которая окрестила его "вредительством на музыкальном фронте".В 1932 РАПМ разогнали, песня устояла, а летом 1933 Реввоенсовет СССР объявил "Всё выше!" гимном ВВС РККА.В середине 1920-х годов,зафиксирована примерно с 1926, песня занесена в Германию, где исполнялась в двух вариантах - марксистском и нацистском, как песня штурмовиков . Фрагмент ее звучит в фильме Лени Рифеншталь "Триумф воли" 1934. После "ночи длинных ножей" с 30 июня на 1 июля 1934 - расправы Гитлера над штурмовиками, - она вышла из активного оборота. Марксистская версия вышла из него годом раньше.Иногда встречается мнение, что, наоборот, советский авиамарш "Все выше!" заимствован от нацистской песни, но оно опровергается фактами. Нацистская версия фиксируется лишь со второй половины 1920-х."Все выше!" - одна из редких песен начала 1920-х, не утратившая популярности до наших дней. В частности, сегодня это гимн Московского авиационного института.
  7. 0
    14 августа 2015 12:42
    18 августа- День Авиации !"всё выше и выше стремим...."-авиационный марш на все времена!

«Правый сектор» (запрещена в России), «Украинская повстанческая армия» (УПА) (запрещена в России), ИГИЛ (запрещена в России), «Джабхат Фатх аш-Шам» бывшая «Джабхат ан-Нусра» (запрещена в России), «Талибан» (запрещена в России), «Аль-Каида» (запрещена в России), «Фонд борьбы с коррупцией» (запрещена в России), «Штабы Навального» (запрещена в России), Facebook (запрещена в России), Instagram (запрещена в России), Meta (запрещена в России), «Misanthropic Division» (запрещена в России), «Азов» (запрещена в России), «Братья-мусульмане» (запрещена в России), «Аум Синрике» (запрещена в России), АУЕ (запрещена в России), УНА-УНСО (запрещена в России), Меджлис крымскотатарского народа (запрещена в России), легион «Свобода России» (вооруженное формирование, признано в РФ террористическим и запрещено)

«Некоммерческие организации, незарегистрированные общественные объединения или физические лица, выполняющие функции иностранного агента», а так же СМИ, выполняющие функции иностранного агента: «Медуза»; «Голос Америки»; «Реалии»; «Настоящее время»; «Радио свободы»; Пономарев; Савицкая; Маркелов; Камалягин; Апахончич; Макаревич; Дудь; Гордон; Жданов; Медведев; Федоров; «Сова»; «Альянс врачей»; «РКК» «Центр Левады»; «Мемориал»; «Голос»; «Человек и Закон»; «Дождь»; «Медиазона»; «Deutsche Welle»; СМК «Кавказский узел»; «Insider»; «Новая газета»