Столицей Евразийского союза должна стать Астана: ответ Назарбаева Путину

52
Столицей Евразийского союза должна стать Астана: ответ Назарбаева ПутинуПрезидент Казахстан Нурсултан Назарбаев вслед за премьер-министром РФ Владимиром Путиным выступил с программной статьей о Евразийском союзе на страницах казахстанских "Известий" - передает корреспондент ИА REGNUM. В материале он рассуждает о перспективах экономической интеграции и детально останавливается на мифах вокруг объединения. ИА REGNUM представляет вашему вниманию эту публикацию полностью.

ЕВРАЗИЙСКИЙ СОЮЗ: ОТ ИДЕИ К ИСТОРИИ БУДУЩЕГО

Всего несколько недель отделяют нас от двух знаменательных событий, которые символично соседствуют в политическом календаре.

Во-первых, это 20-летний юбилей подписания Алматинской декларации СНГ. Она провозгласила возникновение на руинах СССР совершенно уникального в истории Евразии и всего мира межгосударственного объединения - Содружества Независимых Государств. Во-вторых, это начало реализации с 1 января 2012 года нового проекта - Единого экономического пространства. В них органично переплетены многолетний опыт кристаллизации национальных интересов новых независимых государств, поиска оптимальной модели евразийской интеграции и новые надежды миллионов простых людей.

Остановленный хаос дезинтеграции

21 декабря 1991 года в Алматы на саммите глав постсоветских государств, созванном по моей настойчивой инициативе, был остановлен опасный процесс хаотичного распада исчезающей супердержавы. Как непосредственный участник тех событий я по сей день храню в памяти их непередаваемый драматизм. Казалось, что даже время изогнулось под тяжестью проблем и противоречий, сопутствующих тем историческим дням.

Чувства радости за обретение Казахстаном и другими республиками бывшего Союза долгожданной независимости тесно сплетались с осознанием величайшей сложности исторического вызова, выпавшего на долю наших народов.

В тот период политический кризис добивал экономику. На глазах разрывался прежде единый хозяйственный механизм. Валились набок не просто отдельные предприятия, а целые отрасли. Многие люди остались без работы и средств к существованию. Города зияли черными проемами окон квартир, оставшихся без электричества, не было элементарного тепла. Такая картина была характерна практически для всех регионов бывшего Союза.

Распространялись межнациональные конфликты, начавшиеся в последние годы существования СССР.

Сегодня можно открыто сказать о том, сколь велика и реальна была для всех постсоветских стран опасность разлома по этническим и религиозным основаниям. В этом отношении более чем показателен реальный пример параллельно шедшего распада югославской федерации. Я, как и большинство моих коллег - лидеров новых независимых государств, осознавал пагубность такого пути, несущего нашим странам лишь братоубийственные раздоры, бездонную пропасть нищеты и высокую вероятность оказаться на обочине истории, заняв лишь нишу сырьевого придатка мировой экономики.

Создание СНГ подвело черту под коротким, но сложным историческим периодом распада супердержавы и одновременно стало точкой начала нового интеграционного процесса на постсоветском пространстве.

И я горжусь, что 20 лет назад единственно правильное в тот период решение о создании СНГ, в нынешнем, существующем до сих пор формате, было принято на благодатной земле Казахстана. Принято по казахстанской инициативе, при моем самом активном личном участии и благодаря проявленной политической мудрости всех участников той памятной исторической встречи в Алматы.

Историческая роль Содружества

За 20 лет в адрес СНГ было высказано немало острой критики. Я тоже всегда был среди тех, кто ожидал большего от развития Содружества, особенно в вопросах экономической интеграции. Потому что знал о реальных возможностях региональной интеграции для укрепления независимости страны, преодоления кризиса, подъема экономики, повышения уровня жизни людей. Потому что знал о тех высоких ожиданиях, которые связывали с Содружеством миллионы простых людей, живущих в Караганде или Новосибирске, Днепропетровске или Гродно, Нукусе или Хороге, Нахичеване или Мары, Оше или Бендерах, Батуми или Гюмри. Такую возможность мне давала уникальная многонациональность народа Казахстана.

В ходе сессий Ассамблеи народа Казахстана, встреч с казахстанцами, из многочисленных писем от простых граждан всех стран Содружества мне передавались сильные импульсы о стремлении простых людей к сохранению тесной и прочной взаимосвязи наших государств, особенно экономик. В 20-летней истории СНГ были моменты, когда мы вплотную подходили к решениям, которые могли стать судьбоносными для всех стран-участниц.

В сентябре 1993 года был подписан Договор о создании экономического союза. Он предполагал последовательно пройти через этапы создания зоны свободной торговли, таможенного, платежного и валютного союза и сформировать общий рынок товаров, услуг и капиталов. Но в то время центробежные тенденции оказались сильнее. Подписанное всеми лидерами государств СНГ соглашение о зоне свободной торговли ратифицировали только 6 государств, но в их числе не было ни России, ни Украины, ни Беларуси.

В 1998 году я направил всем моим коллегам по Совету глав государств СНГ свой проект полномасштабного Договора о едином экономическом пространстве. Но он так и не был рассмотрен на высоком уровне.

По объективным и субъективным причинам СНГ не стало решающей структурой интеграции постсоветского пространства. И все же мир еще не знал такой организации, которая бы при отсутствии жестких наднациональных структур, обеспечивала сближение позиций и принятие совместных решений по многим острым вопросам межгосударственных отношений. Особо хочу отметить регулярные встречи глав государств, что способствовало мирному ходу размежевания государств и укрепления их независимости.

В этом смысле Содружество стало площадкой сотрудничества и взаимодействия. В его рамках регулярно проходят саммиты глав государств и правительств, действует 39 отраслевых межгосударственных органов. Показательно, что в работе некоторых из них активно участвуют Латвия, Литва, Эстония и Монголия.

Межпарламентская ассамблея СНГ выработала более 300 модельных законов, которые активно используются в законотворчестве на национальном уровне.

Договор о коллективной безопасности - стержень военной безопасности всего СНГ даже притом, что не все государства в нем участвуют.

Энергетика, транспорт, культурногуманитарная сфера, взаимодействие в сфере борьбы с трансграничной преступностью, экстремизмом и терроризмом - все это перспективные направления многостороннего взаимодействия в СНГ.

Самый важный итог двух десятилетий - в рамках Содружества шлифовался наш общий опыт, что позволило со временем перейти к более результативным формам разноформатной и разноскоростной региональной интеграции.

Евразийская инициатива

Сегодня уже привычно называть процесс сближения государств, образовавшихся после распада СССР, евразийской интеграцией. Это понятие широко используется аналитиками и экспертами, и, что важно, оно стало органичной частью лексикона политических элит и в ближнем, и в дальнем зарубежье. Сейчас уже не вызывает отторжения и никого не удивляет идея формирования Евразийского союза. Более того, о ней говорят на самом высоком уровне как о ближайшей цели и конкретном интеграционном проекте. А ведь всего семнадцать лет назад было совсем иначе.

В марте 1994 года я впервые предложил создать на пространстве СНГ качественно новое интеграционное объединение - Евразийский Союз Государств. Эта идея была не случайно обнародована мной в академической аудитории Московского государственного университета имени М. В. Ломоносова. Я напрямую обратился к интеллектуальной элите всего Содружества с твердой решимостью вывести из ступора процесс многосторонней интеграции, в котором он оказался уже через два года после создания СНГ.

Я откровенно сказал, что СНГ не отвечает объективным требованиям времени и не обеспечивает интеграцию стран участников, в которой так остро нуждаются наши народы. Поэтому назрела необходимость создания нового межгосударственного объединения, который бы действовал на более четких принципах.

Мне всегда импонировали взгляды выдающегося российского мыслителя Льва Гумилева, который пошел дальше всех последователей "школы евразийства", возникшего в среде русских эмигрантов первой половины ХХ века. Он концептуально обосновал единство географических и культурноисторических связей народов огромной части Северной и Центральной Евразии. Имя этого ученого носит созданный в Астане по моей инициативе Евразийский национальный университет.

Мой подход к евразийству, преломленный к конкретным историческим условиям рубежа ХХ и ХХI веков, базировался на следующих принципах.

Во-первых, не отрицая значения культурных и цивилизационных факторов, я предлагал строить интеграцию прежде всего на основе экономического прагматизма. Экономические интересы, а не абстрактные геополитические идеи и лозунги, - главный двигатель интеграционных процессов. Поэтому первооснова будущего Евразийского союза - единое экономическое пространство как масштабный ареал совместного успешного развития наших народов.

Во-вторых, я всегда был и остаюсь сторонником добровольности интеграции. Каждое государство и общество должно самостоятельно прийти к пониманию, что в глобализирующемся мире нет смысла бесконечно упиваться собственной самобытностью и замыкаться в своих границах. Добровольная интеграция, исходя из интересов народа и страны, - вот кратчайший путь к процветанию.

В-третьих, Евразийский союз я изначально видел как объединение государств на основе принципов равенства, невмешательства во внутренние дела друг друга, уважения суверенитета и неприкосновенности государственных границ.

В-четвертых, я предлагал создать наднациональные органы Евразийского союза, которые бы действовали на основе консенсуса, с учетом интересов каждой страны-участницы, обладали четкими и реальными полномочиями. Но это никоим образом не предполагает передачу политического суверенитета. Это аксиома. Именно таким был успешный опыт создания Европейского союза, основой которого было равенство партнеров по интеграции. Все эти аспекты были детально изложены в пакете моих предложений, направленных всем главам государств СНГ.

В те дни я получил многочисленные позитивные отклики на мою евразийскую инициативу от общественности практически всех постсоветских стран. Но ее оказались не готовы предметно обсуждать политики. Возможно, это было закономерно. Волна эйфории от обретения долгожданной независимости не позволила тому поколению лидеров стран СНГ увидеть долгосрочный потенциал идеи евразийской интеграции.

Но нельзя не увидеть, что эта инициатива стала прорывом для интеграционного процесса на пространстве СНГ. В последующие годы она поэтапно воплощалась в жизнь в создании целого ряда успешных межгосударственных структур - Организации Договора о коллективной безопасности, Евразийского экономического сообщества, Таможенного союза Казахстана, Беларуси и России.

Шаги навстречу простым людям

Осенью 2010 года у меня состоялась встреча с группой молодых российских журналистов. Наша беседа неожиданно началась с их благодарности в мой адрес за то, что впервые за многие годы они приехали в Казахстан, не проходя изнуряющего таможенного контроля на границе. Я ответил, что такие же слова они должны обязательно сказать и российским лидерам - Владимиру Путину, с которым в 2007 году мы подписали договор о создании трехстороннего, с участием наших стран и Беларуси, Таможенного союза, и Дмитрию Медведеву, который лично много сделал для того, чтобы этот интеграционный проект окончательно стал реальностью.

Я всегда считал, что объективно Казахстан и Россия - это локомотивы евразийской интеграции. Также хотел бы отметить огромный вклад в создание Таможенного союза наших белорусских партнеров и лично президента Беларуси Александра Лукашенко. Мы вместе провели колоссальную работу. Менее чем за три года разработан и принят единый Таможенный кодекс трех стран, создан наднациональный орган - Комиссия Таможенного союза. Согласовано более 11 тысяч товарных позиций для применения унифицированного тарифа в торговле со странами вне единой таможенной территории. Уже сегодня очевиден макроэкономический эффект создания Таможенного союза. Только в первом полугодии 2011 года на треть вырос общий товарооборот трех стран. Прогнозируется, что по итогам года он достигнет уровня 100 миллиардов долларов, что будет на 13 процентов больше прошлогоднего показателя. Причем наиболее быстро растут объемы приграничной торговли между Казахстаном и Россией - более чем на 40 процентов.

Убежден, что подведение итогов первого года полноценной работы Таможенного союза даст более точные цифры позитивной динамики по всем ключевым показателям - приросту национальных ВВП, привлечению иностранных инвестиций, снижению себестоимости продукции и так далее. Безусловно, мы предвидели и определенные трудности, связанные с периодом адаптации экономических субъектов трех стран к унифицированным таможенным тарифам и импортным пошлинам. Есть отдельные нестыковки между национальными таможенными администрациями, которые методично устраняются работой Комиссии Таможенного союза.

Таможенный союз расширил до Бреста и Владивостока границы рынка сбыта для казахстанских производителей. В 2011 году наш экспорт в Россию вырос на 60 процентов, а в Беларусь - более чем в 2,3 раза. Отменены ограничения на перемещение внутри единой таможенной территории иностранной валюты. Это же произошло для товаропроизводителей России и Беларуси. Все это реальные плюсы прежде всего для всех казахстанцев, россиян и белорусов.

В 1998 году я предложил программу "Десять простых шагов навстречу простым людям". Многие ее положения уже реализованы в двустороннем и многостороннем формате. Наши совместные границы становятся прозрачными для беспрепятственного пересечения гражданами наших стран. Таможенный союз Казахстана, России и Беларуси - это первая на пространстве всего СНГ действительно добровольная и равноправная форма интеграции. Она впервые в истории сближает народы наших стран на основе взаимоуважения, сохранения национальной самобытности и осознания неразрывности общего будущего. Последовательная трансформация Таможенного союза в Единое экономическое пространство, а со временем, в чем я абсолютно уверен, в Евразийский экономический союз станет мощным стимулом для процветания наших народов, выведет наши страны на ведущие позиции в глобальном мире.

Евразийское сообщество

Таможенный союз Казахстана, Беларуси и России логично вырос из Евразийского экономического сообщества. Его создание в 2000 году в формате пяти стран - Беларуси, Казахстана, Кыргызстана, России и Таджикистана, стало переломным моментом в практике евразийской интеграции. Всего за 11 лет в рамках ЕврАзЭС сформировалась разветвленная структура механизмов по различным измерениям интеграционного процесса. Причем они учреждаются не только на межгосударственном уровне, но и снизу по инициативе бизнесменов, деятелей науки, образования и культуры, НПО, молодежи.

Своевременным, с учетом глобального финансово экономического кризиса, было создание Евразийского банка развития и Антикризисного фонда. Сегодня это дает возможность не только финансировать конкретные экономические проекты в ряде стран ЕврАзЭС, но и оказывать срочную помощь, например, белорусской экономике, остро переживающей последствия мирового кризиса. Показательно, что например, в формате Таможенного союза трех стран быстро возникают отраслевые ассоциации производителей. Наши предприниматели интегрируются для согласования своих интересов, выработки правил внутренней конкуренции и взаимной поддержки.

Предметно работают Евразийский медиафорум, Евразийская ассоциация телевидения и радио. Традицией становятся евразийские фестивали кино и театра, различные конференции, молодежные форумы.

На Санкт-Петербургском экономическом форуме я отметил, что сегодня раздвигают горизонты интеграции образовательного и научного пространства Евразийская ассоциация университетов, Евразийский клуб ученых, Международный Центр высоких технологий, созданные по моей инициативе. Иными словами, идет процесс вертикальной интеграции, пронизывающей всю глубину жизни наших обществ. Не это ли проявление жизненной силы евразийской интеграционной идеи?

Сегодня наши народы все более ощущают себя частью формирующейся евразийской идентичности с ее культурным, религиозным и языковым многообразием, но с общим стремлением к плодотворному экономическому взаимодействию и добрососедству. Мы все являемся свидетелями рождения нового уникального евразийского сообщества наций, у которого не только богатый опыт совместного прошлого, но и неделимая общая история будущего.

Новое прочтение евразийской идеи в ХХI веке

В моей идее о создании Евразийского союза никогда не было и нет ни маниловщины, ни заслоняющего будущее политического ностальгизма. В ее основе всегда был и остается прагматичный подход, отрицающий любые формы насилия политики над экономикой, какими бы благими намерениями или целесообразностями они ни прикрывались.

В евразийском проекте недальновидно видеть только лишь возможность коллективно закрыться от внешних экономических, военных, политических, информационных, технологических, экологических и других угроз. При таком узком понимании исторической перспективы ЕАС велик будет соблазн выкраивания нового подобия "железного занавеса", но уже по другим геополитическим лекалам. Это абсолютно недопустимо и неприемлемо.

Мы рассматриваем Евразийский союз как открытый проект. Его нельзя представить без широкого взаимодействия, например, с Евросоюзом, другими объединениями. Никакой "реставрации" или "реинкарнации" СССР нет и не будет. Это лишь фантомы прошлого, домыслы и спекуляции. И в этом наши взгляды с руководством России, Беларуси и других стран полностью совпадают. Сегодня надо преодолеть страхи от слова "союз" и пресловутого "наступления империи". Важно, что об этом писал В. Путин в своей статье в "Известиях". Североатлантическая интеграция в рамках НАФТА состоит также из трех стран - США, Канады, Мексики. Но никто не говорит об имперских амбициях США.

Некоторые западные эксперты поторопились заявить, что Евразийский союз призван стать защитой от так называемой китайской экономической экспансии. Нет ничего более далекого от истины, чем такое утверждение. Напротив, КНР на протяжении двух последних десятилетий является стратегическим партнером и России, и Казахстана, и Беларуси. Мы поддерживаем интенсивный политический диалог и тесное экономическое сотрудничество. Мы также тесно взаимодействуем в рамках ШОС и СВМДА.

В то же время важно добавить к тем принципам евразийской интеграции, о которых я говорил 17 лет назад, положение об ответственности каждой страны-участницы за устойчивость внутреннего развития, результативность национальной экономической, кредитно-финансовой и социальной политики. Это особенно важно с учетом опыта нынешнего преодоления трудностей в экономике Евросоюза, пример которого для нас является очень полезным.

С 2009 года мы ведем детальную проработку всех юридических вопросов формирования Единого экономического пространства Казахстана, Беларуси и России. До конца нынешнего года на уровне правительств будут заключены соответствующие соглашения.

С 1 января 2012 года начинается практический этап создания Единого экономического пространства. Последовательно станут реальностью механизмы согласования экономической политики трех стран и обеспечения трансграничного свободного движения услуг, капиталов и трудовых ресурсов, унифицированное законодательство. Национальные субъекты бизнеса получат равный доступ к инфраструктуре в каждом государстве, участвующем в ЕЭП. В перспективе сложатся единые транспортные, энергетические и информационные системы. ЕЭП станет прочной основой для перехода к более высокой ступени интеграции - Евразийскому экономическому союзу.

Это будет мощное объединение. Совокупный ВВП трех стран составляет почти 2 триллиона долларов, промышленный потенциал оценивается в 600 миллиардов долларов, объем выпуска продукции сельского хозяйства - порядка 112 миллиардов долларов, а общий потребительский рынок - более 165 миллионов человек.

В ХХI столетии невозможно представить, чтобы Евразийский союз состоялся как успешный центр глобальной силы вне четко прослеживающихся трендов глобального развития. В текущем столетии регионализация стала общемировой тенденцией. Европейский союз в ближайшие годы планирует дальнейшее расширение за счет вступления в него Хорватии, а в перспективе - Сербии, Черногории и других стран. В Восточной Азии создается крупнейшая на планете зона свободной торговли с участием Китая и стран АСЕАН с охватом сразу двух миллиардов потребителей. В финансово-экономическом плане самоорганизуется регион Персидского залива. Укрепляется интеграция стран Северной и Южной Америки, Африки.

За 20 лет суверенного развития экономики России, Казахстана и других участников евразийской интеграции стали частью глобальной экономики. Сегодня важным условием модернизации наших стран, создания наукоемких инновационных экономик является активное наращивание инвестиционного и технологического сотрудничества с США, Евросоюзом, Китаем, странами Азиатско-Тихоокеанского экономического сообщества.

Следует учитывать и важные аспекты процесса конструирования новой глобальной системы безопасности. В принятой почти год назад по моей настойчивой инициативе Астанинской декларации саммита ОБСЕ впервые была обозначена цель создать единое и неделимое пространство Евроатлантической и Евразийской безопасности. Поэтому сегодня актуально новое прочтение идеи евразийской интеграции, устремленной далеко в будущее ХХI, а возможно, и последующих веков!

Евразийский союз: стратегия будущего

Евразийский союз - это мегапроект, соизмеримый со сложными вызовами настоящего и будущего. Он имеет все шансы стать органичной частью новой мировой архитектуры, формирование которой началось под воздействием самого мощного в истории глобального финансово-экономического кризиса. Для этого всем участникам евразийской интеграции необходимо иметь ясную и четкую стратегию действий.

Первое. Евразийский союз должен изначально создаваться как конкурентоспособное глобальное экономическое объединение. Нас не могут удовлетворить ни узкая перспектива быть совокупностью стран, развивающихся лишь на принципах "догоняющей модернизации", ни участь вечно оставаться большим периферийным экспортером природных ресурсов для остального мира. Мир стоит на пороге новой технологической революции. Сегодня Казахстан взял курс форсированного индустриально-инновационного развития. Мы создаем новую структуру современных производительных сил как основу будущей национальной инновационной экономики. Аналогичные задачи ставятся в России и других странах СНГ. Поэтому важно, чтобы наше Единое экономическое пространство было территорией инноваций и мощного технологического прорыва. Для этого необходимо выстроить общий алгоритм модернизации и инновационного развития наших стран. Я предлагаю оперативно разработать и принять совместную Программу евразийской инновационно-технологической кооперации, рассчитанную на перспективу 10-15 лет. В этом плане показателен пример Франции, Германии и Великобритании, создавших еще в 1970 году крупнейший международный авиастроительный консорциум "AIRBUS". Позднее к ним присоединилась Испания. По итогам 2010 года "AIRBUS" существенно опередил американские компании "Боинг" и "Локхид" по числу поставок и заказов на новые самолеты. Ежегодный доход "AIRBUS" приближается к 30 миллиардам евро. На предприятиях компании, расположенных по всей Европе, трудятся 53 тысячи человек. С 2006 года весь пакет акций "AIRBUS" принадлежит Европейскому аэрокосмическому консорциуму EADS, который, в свою очередь, финансируется правительствами и национальными компаниями стран ЕС. Дания и Швеция создали совместный инновационный центр в Скане - "медиконовую долину". Сегодня это самый мощный в Европе кластер, где сосредоточены лаборатории, коммерческие структуры, промышленные предприятия. Здесь действует 7 научных парков, куда входят 300 различных компаний, 14 университетов, 26 медицинских клиник. Таким же путем идут ряд стран, поощряющих создание международных инновационных центров, заключающих двусторонние договоры по отдельным аспектам совместной разработки новейших технологий.

Второе. Евразийский союз должен формироваться как прочное звено, сцепляющее евроатлантический и азиатский ареалы развития. В экономическом плане мы можем стать мостом, соединяющим динамичные экономики Евросоюза, Восточной, Юго-Восточной и Южной Азии. Сегодня реализуется проект международного транспортного автомобильного коридора "Западная Европа - Западный Китай". Со временем вдоль этого маршрута выстроится современная транспортно-логистическая система, которая обеспечит сокращение сроков поставок товаров на европейский и китайский рынки более чем в 3,5 раза. Безусловно, перспективным видится создание в будущем трансевразийской скоростной железной дороги. Нам взаимовыгодно расширение сотрудничества между Единым экономическим пространством с Европейским союзом, Китайской Народной Республикой, Японией, Индией.

Третье. Евразийский союз должен формироваться как самодостаточное региональное финансовое объединение, которое будет частью новой глобальной валютно-финансовой системы. Как показывает опыт Евросоюза, создание общей платежной системы, а затем и единой валюты - закономерный этап интеграции. В современных условиях этот процесс должен также учитывать тенденции, развивающиеся вследствие мирового кризиса. Как бы ни критиковали сегодня ЕС и еврозону, они показывают собственную жизнеспособность и прочную стойкость к кризисам. Мы видим, какую мощную поддержку оказывает ЕС тем странам, которые оказались в труднейшем положении. Три года назад я предложил начать проработку вопроса об учреждении евразийской наднациональной расчетной единицы (ЕНРЕ) как первоосновы для сильной региональной резервной валюты. Сейчас, учитывая вероятность новой волны глобальной рецессии с еще более серьезными последствиями, эта идея остается не просто актуальной, она требует практических решений. Хочу особо отметить, что создание валютного союза в рамках ЕЭП - это тот рубикон, преодолев который, мы вплотную подойдем к новому уровню интеграции, близкому к нынешнему состоянию Европейского союза.

Наша главная задача - убедить на практике наших соседей в важности и жизнеспособности нашего союза. Тогда нас может стать намного больше, чем три государства.

Четвертое. Геоэкономическое, а в перспективе и геополитическое, возмужание евразийской интеграции должно идти исключительно эволюционным и добровольным путем. Неприемлемы никакие формы искусственного ускорения и подстегивания к ней отдельных стран. Не будем забывать, что единый европейский рынок создавался почти 40 лет. Сегодня платформа евразийской интеграции достаточно широка. Она включает разные по форме, целям и задачам межгосударственные объединения: СНГ, ЕврАзЭС, ОДКБ, Таможенный союз - ЕЭП Казахстана, Беларуси и России и прочие. Вполне возможно возникновение и других структур. Я, например, остаюсь сторонником создания Центрально-Азиатского союза. Вижу в нем, прежде всего, огромные возможности для совместного решения проблем и выравнивания уровней социальноэкономического развития всех стран региона. Это способствовало бы улучшению благосостояния всех граждан стран Центральной Азии и помогло бы решению сложных проблем региона.

Участие в различных региональных организациях помогает каждому государству выбрать наиболее оптимальный путь интеграции. Поэтому важно наращивать потенциал всех евразийских объединений, постепенно способствуя сближению их форматов и содержания. Пятое. Создание Евразийского союза возможно только на основе широкой общественной поддержки. Вполне закономерно, что уже сейчас в наших странах есть и свои "евразо-оптимисты" и "евразо-скептики". Полемика между ними только помогает видеть и последовательно устранять издержки интеграционного процесса.

Я думаю, что уже в недалеком будущем их дебаты будут вестись с трибуны Евразийской ассамблеи - наднациональной структуры, объединяющей парламентариев наших стран.

Вместе с тем важно укреплять народную вертикаль евразийской интеграции. Речь идет о расширении числа евразийских общественных объединений. Например, на базе Делового совета ЕврАзЭС можно создать Евразийский конгресс промышленников и предпринимателей. В формате трех стран Таможенного союза целесообразно создать Евразийскую торгово-промышленную палату. Их офисы могли бы разместиться в Астане. Надо начать работу по созданию круглосуточного новостного канала "Евразия-24". Это важно с точки зрения объективного и полного информирования граждан наших стран о преимуществах и ходе интеграции.

Я предлагаю разместить исполнительные органы Евразийского экономического пространства в Астане, городе, находящемся в географическом центре Евразийского субматерика. Здесь нет никаких амбиций. Это было бы серьезной нагрузкой для нас. И вместе с тем стало бы справедливой данью признательности Казахстану как инициатору идеи евразийской интеграции. Нахождение центрального офиса в Казахстане избавит новое интеграционное объединение от подозрений, имеющихся как внутри наших стран, так и за пределами нашего объединения. Это вызовет большое доверие к нашей организации, которая делает первые шаги. Именно этим было продиктовано в свое время наше решение разместить штаб-квартиру СНГ в Минске. Не случайно, что штаб-квартира Европейского союза находится в Брюсселе.

* * *

В начале второго десятилетия ХХI века идея евразийской интеграции обретает реальные черты Единого экономического пространства. Она доказала свою историческую перспективность как верный путь к процветанию и благополучию наших стран и народов. Приняты ключевые политические решения. Предстоит решить немало масштабных задач, чтобы создать экономически мощный, стабильный и выгодный всем Евразийский союз. Именно в этом - наша общая стратегическая цель!
52 комментария
Информация
Уважаемый читатель, чтобы оставлять комментарии к публикации, необходимо авторизоваться.
  1. Boos24
    +11
    27 октября 2011 13:54
    Еврозийский союз нужен как воздух как новый мощный игрок на мировом уровне, это даст мощный толчок к развитию этого региона
    1. +6
      27 октября 2011 13:57
      И в добавок этот союз утрёт кое кому нос.
      1. Motherland
        -2
        27 октября 2011 14:05
        И кое кто получит на халяву или по дешевке наши ресурсы,а так с большинством бывших стран СССР конечно надо наладить такой союз,потому что повсюду поддерживают,единство народов осталось в людях.Надеюсь это не будет какое нибудь кидалаво или фокус перед выборами
        1. +7
          27 октября 2011 14:13
          Ну с ресурсами и в Казахстане полный порядок, надо отметить.
          1. Motherland
            +2
            27 октября 2011 14:44
            Ну у России то побольше будет)
            Я соглашусь с Vadivak
    2. +12
      27 октября 2011 14:21
      Столицей Евразийского союза должна стать Астана:

      Да хоть Кызыл-Орда лишь бы был Союз
      1. +7
        27 октября 2011 20:45
        С языка снял, даже с Кызыл-Ордой угадал... А вообще да, главное что бы толк был, а где будут заседать "чинуши" дело десятое. wink
    3. Алексей42
      +6
      27 октября 2011 23:12
      Полностью согласен. Даже по этому форуму видно насколько больше сторанников интеграции чем ее противников. Назарбаев просто молодец, пожалуй, самый прагматичный политик на постсоветском пространстве. Абсолютно прав, что во главу угла нужно ставить экономику и взаимовыгодное сотрудничество. Столица Астана это очень хороший вариант. Не удивлюсь, что это была одна из причин переноса столицы из Алма-Аты.
      1. Иван35
        +5
        28 октября 2011 18:16
        Товарищи! Я поддерживаю все ваши позитивные комменты - действительно сейчас у всех открылись глаза и все понимают лживость "западных ценностей " которыми нас пичкали в перестройку и развалили страну! Пришла пора собирать земли обратно - так как запад понимает только язык силы - и надо быть "большими" и сильными.

        А насчет столицы неважно где она будет! Астана вариант чтобы "отвести подозрения" насчет "московской империи зла" - чисто пропагандистскии ход чтобы пустить дымовую завесу - но на самом деле евразийская держава будет отстаивать свои интересы независимо где она расположила свою столицу - Омск или Казань Астана или Новосибирск

        Только я против 3 городов - Минск, Алма Ата и Ленинград не годятся из за близкого подлетного времени - уязвимое место на границе не годится
        1. Ислам
          +1
          25 октября 2012 16:48
          я за каждое слово Ивана 35 wink
  2. zczczc
    +9
    27 октября 2011 14:06
    Надо отметить, Астана более удобна для любого вида деятельности, т.к. банально нет пробок :)



    А это Москва:
    1. +11
      27 октября 2011 14:16
      Хм... По-моему, сняты несколько разные места... Вот не был в Астане, но думаю, что там есть улочки подобные московской на снимке. А так и Красную площадь сфоткать можно, там никогда пробок нет wink

      Надо бы в гости к родственникам на будущий год напроситься, пока они меня еще любят...
      1. user
        +4
        27 октября 2011 15:46
        да нет нету там улочек подобных московских, обязательно съезди посмотри! Ё
      2. zczczc
        +5
        27 октября 2011 18:41
        Banshee, а посмотри по Яндекс-пробкам там и тут :)
        Да, там есть пробки в центре, но до наших далеко...
        Да и город-то пешком можно обойти - 10 км. в длину всего. У Москвы только МКАД 30 км. в диаметре (длина 106 км.), а с учётом территорий за МКАДом страшно представить. И это всё без учёта недавнего расширения города.

        В курсе, что будут Столичный административный округ создавать? По-моему это начало конца - когда столица официально признаётся, что она отдельно от государства живёт:

        1. Ислам
          +1
          25 октября 2012 16:58
          Смелый проект
          а столицы везде как отдельные гос-ва
      3. +4
        27 октября 2011 22:52
        Если вам очень нравятся пробки, то Москва самое подходящее место для этого.И нечего в глазах других соринки выискивать.Посмотрим лучше на свои бревна.
  3. +7
    27 октября 2011 14:10
    И столица в Астане... А почему бы и нет? Ели еще -станы подтянуться, только удобнее будет.
    Не все ж Москве, правда...
    1. zczczc
      +4
      27 октября 2011 18:44
      Banshee, тогда уж Омск надо. По преданиям старины глубокой он был столицей раньше.
    2. Алексей42
      +6
      28 октября 2011 01:09
      Цитата: Banshee
      Не все ж Москве, правда...

      Думаю, для России на данном этапе развития было бы очень полезно перенести столицу из Москвы по примеру Казахстана. По-моему, ход с Астаной себя очень даже оправдал.
  4. Motherland
    +7
    27 октября 2011 14:13
    Если честно то нам не нужна такая столица как Москва 21 века
  5. mitrich
    +4
    27 октября 2011 14:21
    Астана - это не бывший г. Целиноград?
    Ну а что - хороший вариант, даже москвичи против, пожалуй, не будут.
    1. +6
      27 октября 2011 16:21
      Он самый, Целиноград она же Акмола - Белая могила (святыня).
  6. +3
    27 октября 2011 14:25
    В 2001 г. Была в Астане. Смесь роскоши и нищеты, остававашейся еще в то время по окраинам города. Но замах новостроек был грандиозен. Думаю, сейчас город великолепен. Будете там обязательно посетите Президентский музей. Меня там, правда, напрягли охранники с автоматами в Золотой комнате. Надеюсь, сейчас охрана не так в глаза бросается.
  7. SVV
    SVV
    +3
    27 октября 2011 15:04
    Цитата: solodova
    Надеюсь, сейчас охрана не так в глаза бросается.

    Охрана не бросается, они же не цепные псы наверное...
    1. +3
      27 октября 2011 16:20
      Не псы, но разглядывать историческое достояние республики и видеть как вслед скользит дуло автомата как-то напряжно. Но это так, маленький ньюанс... тем более я имела в виду, что можно сделать это не так явно. Музей - для того, что бы посмотреть, а не просто посторожить...
      1. zczczc
        +4
        27 октября 2011 18:45
        solodova, достаточно опускающиеся решётки на всех выходах по одной кнопке. И можно автоматчиков вообще разогнать, а кнопки раздать смотрительницам.
        1. +2
          2 ноября 2011 14:52
          Вот это же и я говорю. Покорректнее как-то надо. Впрочем может и поменялось все, я там давно уже не была.
  8. -10
    27 октября 2011 16:10
    После объединения все за столицу передерутся, вот потеха, никто еще не объединяется, за то уже делить чего то начинают wink
    1. +6
      27 октября 2011 22:10
      Да ладно, отличное место, посмотрите кару (почти равная удалённость, от традиционных столиц - центров силы в Евразии).
      Москва-2250
      Пекин-3500
      Дели-2600
      Учитывайте,что Астана новый город (символ будущего), может стать великолепным примером для развития союза, как в своё время Санкт-Петербург для развития России.
      На это, не пожалеют средства руководители - всех государств, кто будет в союзе (посмотрите на Брюссель - великолепная картинка единой Европы).
      1. Иван35
        +3
        28 октября 2011 18:05
        Вам особое спасибо за позитивный коммент Фомас! Одно время даже думал вы из серии типа балиана месного и других троллей - последнее время приглядываюсь к вашим комментам и даже голосую за многие из них. Рад что раньше ошибался!
    2. +5
      27 октября 2011 22:49
      Да и драться то смысла нет.Если столицу сделать в России, то может начаться вой - Россия становится империей.А это никому не нужно. Думаем все.
  9. ТАМЕРЛАН
    +3
    27 октября 2011 16:40
    прав назарбаев не все же тащить в москву, там и так расплодилось этих чиновников дворцов не хватает, пусть астану осваивают
  10. +4
    27 октября 2011 16:48
    Молодец Назарбаев,он еще в 1994-ом союз придлогал создать,тогда правда никто так и не решился.А столицу надо мне кажется не одну,а несколько.
  11. +7
    27 октября 2011 17:08
    Мудрый аксакал-президент.Сколько он бился за Таможенный союз и Евразийский союз.Таможенный союз состоялся, доброго пути и второму объединению.Казахстан самодостаточное государство, его природные ресурсы не менее чем у РФ.Но есть там такая же проблема и с коррупцией.Много русскоязычных уехало из республики, уехали и другие, как например немцы,но это было в первые годы независимости.Сельское хозяйство тоже не дотягивает до советского уровня.В Беларуси таких проблем нет.Вот еще в эти союзы нужно и Украину подтянуть.О других государствах СНГ нужно ещё подумать.Заметьте Назарбаев делает упор на экономику и даёт понять,что, цитата: "Во-первых, не отрицая значения культурных и цивилизационных факторов, я предлагал строить интеграцию прежде всего на основе экономического прагматизма. Экономические интересы, а не абстрактные геополитические идеи и лозунги, - главный двигатель интеграционных процессов. Поэтому первооснова будущего Евразийского союза - единое экономическое пространство как масштабный ареал совместного успешного развития наших народов."
  12. Маамонт
    +6
    27 октября 2011 17:30
    А всегда так было, прежде, чем завязывались дружественные отношения между разными культурами, там проходили торговые караваны.
  13. Волхов
    +2
    27 октября 2011 17:31
    Если Союз больше, чем на год, то надо бы выбрать незатопляемый район, как американцы - афганистан, есть же выбор.
    1. zczczc
      +2
      27 октября 2011 18:46
      Волхов, а Астана затопляемый?
      1. +4
        27 октября 2011 22:46
        Смотайтесь и посмотрите.Полезней будет не только не вам лично, а всем участникам форума.
  14. Motherland
    +5
    27 октября 2011 17:31
    Да у некоторых стран пришло грамотное правительство.А союзу не дадут существовать так как это будет возрождение СССР чего не хочет запад поскольку опять будет противовес их "демократии" и они не смогут безнаказанно вершить свои козни.
    1. jamert
      -5
      27 октября 2011 21:12
      Это Назарбаев, что ли "пришёл к власти"? Он у власти сколько я себя помню.
  15. Marat
    +1
    27 октября 2011 21:40
    Что сказать, страна потихоньку собирается обратно. Благодарен всем комментам выше за поддержку идей нашего президента.

    Насчет Астаны я, как казах, конечно был бы не против - приедет огромное кол во московских чиновников - а они все миллионеры. Привезут обслугу, собачек, кухарок, охрану и будет новая "Рублевка" в Астане - и доп рабочие места - кто то же должен их всех будет кормить возить развлекать обстирывать и т п - в общем город еще более разовьется.

    Но Назарбаев чуть лукавит (как и вся троица президентов) - говорит - "Сегодня надо преодолеть страхи от слова "союз" и пресловутого "наступления империи....
    Некоторые западные эксперты поторопились заявить, что Евразийский союз призван стать защитой от так называемой китайской экономической экспансии. Нет ничего более далекого от истины, чем такое утверждение..."


    Конечно же недипломатично заявлять китайцам что "прячемся" от них в новый союз со славянами
    И опасно провоцировать и дразнить пендостан - хотя их все равно не обманешь - уже подняли "вой". Все понимают что интеграция будет продолжаться и "развесовка сил" в мире скоро изменится в нашу пользу
  16. Marat
    +5
    27 октября 2011 21:43
    Но Назарбаев чуть лукавит (как и вся троица президентов) - говорит ".... Сегодня надо преодолеть страхи от слова "союз" и пресловутого "наступления империи....
    Некоторые западные эксперты поторопились заявить, что Евразийский союз призван стать защитой от так называемой китайской экономической экспансии. Нет ничего более далекого от истины, чем такое утверждение...... "

    Конечно же недипломатично заявлять китайцам что "прячемся" от них в новый союз со славянами
    И опасно провоцировать и дразнить пендостан - хотя их все равно не обманешь - уже подняли "вой". Все понимают что интеграция будет продолжаться и "развесовка сил" в мире скоро изменится в нашу пользу
    1. Алексей42
      +4
      27 октября 2011 23:14
      Верно подметил. Кстати, Марат, как Казахстан пережил последний экономический кризис. Не могли бы просветить форумчан.
      1. Marat
        +6
        29 октября 2011 00:26
        Ну как сказать - конечно было тоже трудно - все как и в России - много предпринимателей пострадало так как не смогли на следующии год взять новые кредиты на завершение строительства или закупку и тд - то есть разорились на "пустом месте" без причины - только потому что западные банки "закрыли краник" и ожидаемые транши не попали в страну - ну и простые люди потеряли работу многие
        Потом брали ипотеку на жилье - а стройка встала - застройщики поразорялись и десятки тысяч остались без жилья и денег - а многие еще и с кредитами

        Гос во поступило совершенно "по коммунистически" - из образованного с нефтяных сверхдоходов стабфондов просто взяло и достроило почти все незавершенное строительство - то есть фактически возместило обманутым дольщикам их потери - я до сих пор не могу в это поверить - но это факт.

        Во вторых упали до нуля акции крупнейших казахстанских банков - и гос во выкупило их у наших олигархов за бесценок (Альянс Банк например за 1 доллар - символическая цена) или вообще национализировало по сути - бта - в общем не дали людям потерять свои вклады

        Возможно где то ошибались - но в целом молодцы - народ они поддержали. Удивляюсь сам. Думаю что это "железная рука Назарбаева" навела дисциплину в тяжелый момент - чтобы избежать волнении и протестов

        Вот так примерно

        Также хочу поблагодарить всех форумчан оставивших такие дружеские и позитивные в адрес моей страны и президента комменты. С Нового года мы с вами россиянами уже почти снова соотечественники
        1. Иван35
          +3
          29 октября 2011 18:08
          Марат, все правильно изложил - у меня также много знакомых получили свои квартиры которые уже считали потерянными - и банки правильно нацинализировали - потеряли бы люди сбережения - была бы беда. А то что стабфонд чуть потратили - так не жалко - это же деньги которые все равно у пендосов лежат - хоть часть обратно отбили

          Еще добавлю - что не взирая на кризис, Назарбаев уже много лет проводит настоящую милитаризацию (что я поддерживаю) - на армию и раньше тратили больше чем в России (удельно конечно) и все последние годы смотрю вооружаются вовсю - и зарплаты у офицеров и летчиков и джипы импортные и социалка - кое в чем России пример можно брать. По ВВС всегда держим 2 место после России среди стран СНГ. Кстати большинство летчиков и командное звено славяне - а рядовых больше казахов
        2. Алексей42
          +5
          29 октября 2011 18:21
          По-моему, Ваше правительство поступило гораздо мудрее нашего. Действительно грамотная политика, есть чему поучиться.
          1. Иван35
            +4
            29 октября 2011 18:33
            Я думаю Путин также сделал бы - просто денег меньше (на душу населения конечно) - просто у Назарбаева в последние годы исключительная возможность потратить бешенные супердоходы от нефти на относительно маленькое население
            А в Росии нефти раза в два бльше - но населения то раз в десять поболее
            1. Ислам
              +1
              25 октября 2012 16:54
              Блин Читаю коментарии и вижу насколько же связаны Россия и Казахстан
  17. +3
    27 октября 2011 22:45
    Граждане сотоварищи.Поднят очень серьезный вопрос.Это будущее наших народов, наших детей и внуков.А кое-кто переходит на мелочные склоки. А вообще-то не помешало бы, чтобы в России управлял государством такой конкретный, последовательный политик, как Назарбаев..А если искать черные пятна- то ни во всех наших руководителей истинных или псевдо черных пятен больше чем гари на пожаре.Пора бы уже всем задуматься - куда мы идем? ЕдРосовцы перед выборами развили огромную активность.Все у них - партия реальных дел, но только дел то и не наблюдается. Рейтинг, как партии, так и Путина скоро, наверное скатится до Ельцинского в начале 1996 года. А результаты выборов в Думу и президента зависит и от нас.И если против ЕдРо будет слишком много голосов, то все подделать они не смогут.Это касается в первую очередь и молодежи, так как им в учебных заведения позги уже компостируют в определенном направлении.Пока молодежь проявляет инфатильность.А жаль.
    1. +7
      28 октября 2011 01:27
      Я по-любому за Назарбаева буду.
  18. +9
    28 октября 2011 01:26
    Я был в Казахстане прошлым летом. Был не просто впечатлен - а поражен. Астана вообще - отдельный случай, город-сказка, красиво так, что дух захватывает. Но самое что меня удивило - в Казахстане даже частный сектор смотрится достойно: я не видел ни одного перекошенного забора, даже у владельцев бедно выглядещих домов. Вдоль трассы всякие кемпинги, рестораны, национальные кухни. В одном кафе мы взяли на троих первое-второе-по два салата плюс я купил чакушку водки , чакушку вина и пачку Винстона. Все это вышло на 1300 тенге - где-то 300 рублей! Сразу видно, что эта страна не пережила нашествие дерьмоктрат-либерастов, не было у них гайдаров-ельциных-чубайсов. На автобусе мы пересекли госграницу, казахи нас даже не шмонали, зато русские пограничники всех выгнали с сумками, повыворачивали все, наехали на пару казахов (те в шоке были) Потом в ближайшем кафе на нашей территории нас послали (типа рано еще " мы закрыты"), казахи пошли искать туалет, нашли наш родной русский деревянный сортир с дыркой в полу ( в ихних же придорожных кафе даже душ был). Мы же, русские стоим ржем : " Ребят, это у вас степь кругом - вот вы и туалеты строите, а у нас в России -то леса да кусты, зачем туалет? Вон где хочешь там и делай свой туалет"! Вообще всем советую съездить в Казахстан, приятно удивитесь. В любом случае я и по США поездил и по Казахстану, поверьте, Штаты у них ни по чистоте, ни по внешнему виду, ни по уровню цивилизации в плане удобства для путешествий не выигрывают
    1. sirToad
      +2
      28 октября 2011 05:04
      часом, не через Рубцовск ехали?
  19. _arbit
    +5
    28 октября 2011 05:00
    Хороший вариант, тоже был в Астане пару раз.
    1. sirToad
      +4
      30 октября 2011 05:39
      Да Астана хороший город ( да и ехать поближе, чем в Москву)
      1. Ислам
        +2
        25 октября 2012 16:55
        Спасибо за хорошие слова в адрес нашей столицы hi
  20. Алексей Приказчиков
    +2
    6 ноября 2011 17:18
    Ну и славно Астана красивый город столицу там можно размещать да и мы сказахами снова соотечисвеннки так что я не против главное нам обьеденяться а это впрос 10 уже.
    1. Ислам
      +1
      25 октября 2012 16:58
      Ну если россияне считают нас соотечественниками то это говорит что все идет полным ходом Побыстрее бы уже все это реализовать