Military Review

Special mission of mobile missile systems

4
Special mission of mobile missile systems23 July 1985, in the area of ​​the city of Yoshkar-Ola, was put on combat duty the first in the Strategic Missile Forces (RVSN) missile regiment armed with a Topol mobile ground-based missile system (PGRK) with a solid-fuel intercontinental ballistic missile (MBR) 15XXXXXXXXXXXXXXXXXXXXXXXXXXXXX


The deployment of the first missile regiment armed with the Topol PGRK marked the beginning of the transition of the ground group of the USSR’s strategic nuclear forces from intercontinental silo-based ballistic missiles to a group of mixed personnel including mobile ICBMs.

This event is estimated by military experts and experts in the field of strategic nuclear weapons in our country and abroad to be no less important than the equipping of intercontinental ballistic missiles with individual-guided warheads. And for this there is every reason.

FROM PARITY - TO EXCELLENCE

The equipping of domestic ICBMs with individual-directed warheads was carried out in response to the implementation of such measures on the strategic offensive missiles of the United States of America. Thus, quantitative parity was achieved in strategic nuclear weapons between the USSR and the USA.

The result was the actual cessation in the 70 of the last century of a quantitative strategic offensive arms race and the conclusion between the two leading nuclear powers of the world of agreements on the limitation of strategic weapons SALT-1 and SALT-2. However, outside the contractual limitations, there remained the qualitative improvement and enhancement of the combat characteristics of strategic offensive arms.

Special attention was paid to improving the reliability and accuracy of delivery to the targets of nuclear warheads. In these areas, the United States had a definite advantage and sought to use it to the maximum extent. From the end of the 70-s in the United States began to develop, and from the middle of the 80-x - the practical implementation of plans to introduce into the SNA a new intercontinental ballistic missile "MX" and a modernized submarine-launched ballistic missile (Trident-2) . The main features of these missiles, in addition to the increased power and reliability of nuclear warheads, were high accuracy, reaching a level almost limit for ballistic missiles with an inertial guidance system. In the same period, work was carried out to significantly improve the accuracy of the “Minuteman-3” ICBM.

Forecasting at the turn of 70 – 80-s of the consequences of the implementation by the US military-political leadership of these measures to improve the SNA indicated the danger of an unacceptable reduction in the survivability of a group of domestic strategic missile forces. But in fact, the ICBM of the Strategic Missile Forces concentrated about 60% of warheads of a group of strategic nuclear forces of the Soviet Union!

Previously, the ratio of the combat characteristics of the US SNA missiles of the previous generation with the protection characteristics of the silo launchers of intercontinental ballistic missiles RVSN predetermined the outfit of nuclear warheads necessary for the guaranteed destruction of silos at the level of 4 – 5 units. Given the total number of ICBMs in the Strategic Missile Forces grouping, the US SNA missile outfit, which by its characteristics could have been planned in a counter-force strike to defeat the silos, on average did not exceed three warheads per launcher (launcher). It is quite obvious that the survivability assessment of the Strategic Missile Forces grouping at the same time corresponded to a sufficient level. With the introduction into the US SNA grouping of ballistic missiles with enhanced combat characteristics, the predicted outfit of nuclear warheads for guaranteed defeat of silo drops to 1 – 2 units. At the same time, the capabilities of the US SNA for the allocation of a number of warheads to destroy the silos in the conditions of the implementation of the SALT-2 Treaty limitations did not decrease. Naturally, the predictive estimates of survivability of the Strategic Missile Forces group were at an unacceptably low level.

The solution to the problem of maintaining the required combat capabilities of the Strategic Missile Forces grouping under retaliatory conditions was considered in two directions. The traditional trend, based on increasing the security of silos from the damaging factors of a nuclear explosion, by the period under analysis has largely exhausted the possibilities of practical implementation. In the aggregate of military-technical and technical-economic indicators, the increase in survivability of the Strategic Missile Forces grouping was more effective and feasible due to the creation and deployment of mobile missile systems (RK), primarily soil-based ICBMs, into the combat strengths.

For mobile RKs, the probability of storing a launcher is significantly less dependent on the accuracy of delivery of the warhead than on silo, and its high level is provided by creating uncertainty in the location of the launcher. At the same time, the requirement to create a PGRK based on solid-fuel ICBMs had no alternative, since liquid missiles are unsuitable for land based mobile in terms of their operational properties.

FROM TEMPA TO TOPOLYU

By the time when the need arose for the creation and mass entry into the combat squadron of the Strategic Missile Forces of a mobile soil missile system with ICBMs, our country already had a technical background, experience in creating and operating solid-fuel ICBMs and mobile ground-based RKs. In particular, in the 60-s, the country's first solid-fuel ICBM 8K98P mine-based, and in 70-x mobile ground-based rocket complexes Temp-2С and Pioneer were created and put into service.

The Temp-2С mobile ground-based missile system with solid-fuel ICBM 15Ж42 was developed from the middle of 60-s by the Moscow Institute of Thermal Engineering (MIT) under the supervision of Chief Designer Alexander Davidovich Nadiradze. He was put on combat duty in 1976 in a limited composition - only seven rocket regiments, and he was removed from combat duty under the SALT-2 Treaty at the end of the 70's.

The Pioneer PGRK with a medium range ballistic missile 15ХХNNUMX and its subsequent modifications was also developed with the leading role of the MIT and adopted by the Strategic Missile Forces in the 45 year. The mass deployment of the Pioneer PGRK began with the 1976 of the year in the positional areas previously occupied by obsolete stationary complexes with the P-1978, P-12 and P-14 missiles. By the time of the signing of the Treaty between the USSR and the USA on the elimination of medium and short range missiles (December 16 of the year), more than 1987 launchers of this complex were deployed in the Strategic Missile Forces, and from 400 onwards they were removed from combat duty and were completely eliminated by the middle of 1988.

Previously accumulated experience in the development and operation of mobile ground systems with medium-range and intercontinental missiles allowed the Moscow Institute of Thermal Engineering (General Designer - Alexander Davidovich Nadiradze, and later - Boris Nikolaevich Lagutin) to create a new mobile soil missile system "Topol" with solid-fuel XBNXX15 MBR.

The development of the complex was carried out taking into account the requirements of the SALT-2 Agreement. In this regard, the 15IX58 ICBM was created as an upgrade of the 8K98P rocket, which imposed certain restrictions on its starting and throwing weight, length and maximum diameter, number of stages, type of fuel, as well as the composition and characteristics of combat equipment. However, thanks to the use of progressive technical solutions, including those that did not have analogues in the practice of world rocket production, a modern missile system was created with high combat characteristics and a significant resource for further upgrades.

So, the 15ЖХNNXX rocket exceeded the 58Ж15 rocket in nuclear power by about 42 times, in accuracy - in 2,5 times, in reduced drop weight - in 2,5 times, in energy indicator (ratio of the reduced mass of the payload to the launch mass of the rocket) - in 1,3 times .

Despite the fact that the XMNXXX15 ICBM was equipped with a monoblock warhead without a complex of means for overcoming the missile defense system (PRO), its energy capabilities made it possible, if necessary, to equip it with a separable warhead and means for overcoming the enemy's missile defense system, while ensuring intercontinental range.

The onboard missile control system is inertial, built using an on-board computer that implements direct guidance methods that ensured the current trajectory of the subsequent flight to the point of warhead fall at the current time. The use of the computer system of the control system made it possible to realize one of the fundamentally new qualities of the mobile systems - autonomous combat use of the self-propelled launcher. The equipment of the control system provided for the autonomous conduct of ground-based inspections, prelaunch preparation and launch of a rocket from any launcher patrol route patrol point suitable for the terrain. All operations on prelaunch preparation and launch were extremely automated.

High concealment of mobile missile systems from enemy reconnaissance was achieved by carrying out camouflage measures (using standard means and natural camouflage properties of the terrain), as well as implementing operating modes of mobile units, in which the enemy's space reconnaissance is unable to accurately and quickly track their location (selection of frequency and time of change of parking, the choice of the distance between them and the route of movement).

ADOPTED FOR ARMAMENT

Flight tests of the Topol complex were conducted at the 53-th state test site (Plesetsk) from February 81983 to December 231987. Development of elements of the complex was carried out in stages. At the same time, the greatest difficulties were associated with the creation of the combat command and control system of the PGRK. After the successful completion of the first series of tests completed by mid-1985 of the year (1985 test launches took place during April 15), in order to gain experience in operating the new complex in the troops, it was decided, without waiting for the completion of the flight test program, to deploy in the Yoshkar-Ola region a missile regiment with limited equipment for combat control. The rocket regiment, equipped with the first mobile command post, was put on combat duty 28 on April 1987 in the Nizhny Tagil region, and on May 27, on missile regiment, the missile regiment with the already upgraded staff mobile command post in Irkutsk was put on combat duty. The missile test launches ended on December 1988 of the year 23, and the final decision on the adoption of the Topol complex was adopted on December 1987 of the year 1.

Part of the Topol PGRK was deployed in the newly created positional areas. After the start of the implementation of the INF Treaty, some of the position areas of the Pioner complexes being dismantled began to be re-equipped to host the Topol missile systems.

Solving the problem of ensuring the high survivability of the Strategic Missile Forces group through the mass launching of the Topol PGRK became the decisive operational and strategic factor that initiated the development of contractual relations between the USSR, and subsequently the Russian Federation, and the United States from limiting strategic nuclear weapons to their drastic reduction. At the time of signing of the START-1 Treaty (July 1991 of the year), the Strategic Missile Forces had 288 autonomous launchers (AAP) of the Topol missile system. After the signing of the START-1 Treaty, the deployment of these complexes was continued, and at the end of 1996, the Strategic Missile Forces deployed the 360 APU PGRK Topol.

Subsequently, the Topol missile system underwent a deep modernization, and on its basis a whole family of more modern PGRKs, Topol-M and Yars, developed and produced by the Russian cooperation of industrial enterprises, was developed.

The modified Topol PGRK missile is successfully used as a special experimental carrier for testing elements of combat equipment of promising and new strategic ballistic missiles.

On the basis of the ICBM of the Topol missile system, the launch space conversion rocket “Start” was also developed, which was launched from the Plesetsk and Svobodny cosmodromes.

Considering the high rates of survivability and effectiveness in various conditions of combat use, the service life of the Topol PGRK has been repeatedly extended, having reached 25 years by now. With a planned sequential replacement of the Topol missile system with new PGRKs, its presence in the Strategic Missile Forces is projected up to 2020 of the year.

Without any reservations it can be stated that during the whole newest stories The Russian Federation, the missile regiments armed with the Topol PGRK, constituted the core of the Strategic Missile Forces grouping, providing a guaranteed solution to the task of nuclear deterrence in relation to the predicted most unfavorable response conditions.
Author:
Originator:
http://nvo.ng.ru/armament/2015-07-24/1_mission.html
4 comments
Information
Dear reader, to leave comments on the publication, you must to register.

I have an account? Sign in

  1. Sergey Vladimirovich
    Sergey Vladimirovich 2 August 2015 07: 44
    14
    A good complex, somewhere, something could have been done better, they even did it themselves (the machine for ensuring alert duty MOBD-5, was altered specifically for the guardroom - in the four-seater compartment they removed all the shelves (of the carriage type, for rest), installed on them a place for a pyramid for weapons, which, in turn, were removed from other MOBDs, a Kristall alarm was installed on the compartment with an output to the operator's compartment.It was very convenient in the field position, the weapons of the entire division were placed, plus due to the removed pyramids, additional space was freed Several field exits went like this, then all together received a dyule for changing the design and returned everything to its original lol And the modification option was approved by the division commander himself, he even drove division commanders to us from other regiments - he showed how it was necessary to remake ...) ... "throughout the modern history of the Russian Federation, missile regiments armed with the Topol PGRK made up the core the Strategic Missile Forces grouping, providing a guaranteed solution to the nuclear deterrence problem in relation to the predicted most unfavorable conditions for retaliatory actions. " On my own I can add that the "special mission of mobile missile systems" has been completed! More than one generation of missile men grew up on this complex, it was interesting to serve. Now all that remains is to get astalgic drinks
    1. Colonel
      Colonel 2 August 2015 09: 23
      +9
      Quote: Sergey Vladimirovich
      got a duley for a design change

      We went the other way. We drove the MDSO and the 118th and 119th units from the old complexes. This made it possible to abandon even the tents of the support detachment. And then diesel fuel in the country ended and all non-standard units quietly rotted. But, you are right, it was great to serve. And, as a souvenir, the Americans from the commission for monitoring the execution of the sentence ..., oh, the contract, did not believe that the launcher on the move, without maneuver, would slip through this intersection in Teykovo, and when the driver didn’t slow down it slipped through it and went on for a long time clapped their eyes and hands. drinks
      1. Ascetic
        Ascetic 2 August 2015 12: 36
        +8
        I remember we originally went MOBDs with Riga DG-3009 diesel generators; everything would have been all so painfully capricious and demanding in maintenance and operation, especially in the field, unlike, say, Kharkov or Yaroslavl. There were a total of 21 sensors of monitored parameters, while the norm was abnormal, the signal went to the central control center and the diesel stopped, therefore, power failures often occurred in the field, which was fraught for the BG APU for a rather long time. Later, when Riga ordered to live long
        we pondered together and left only six sensors instead of 21, and in the absence of spare parts, dead batteries and factory diesel technical support, we began to grind better than new ones good Here is a story
    2. The comment was deleted.
    3. Sasha 19871987
      Sasha 19871987 5 August 2015 12: 08
      0
      Dad, an honored reserve officer, served just near Yoshkar Ola (translated from the local Mari-beautiful city), in the land of swamps and wild mosquitoes) I have been impressed by this complex since childhood, when they blocked the road and carried this miracle, accompanied by several cars support ... a fierce attitude, in real life you feel the power ... to understand it, you only need to see it once live, preferably in motion ...
  2. kvs207
    kvs207 2 August 2015 10: 31
    +9
    He built in the Kirov taiga, positions for these complex. At the end of October 85th, the facility as a whole was commissioned.
  3. Simple
    Simple 2 August 2015 11: 26
    +2
    On the

    http://caves.ru/threads/40260-%D0%92%D0%BE%D0%BF%D1%80%D0%BE%D1%81%D1%8B-%D0%BF%

    D1%80%D0%BE-%D0%A8%D0%9F%D0%A3-%D0%9E%D0%A1

    mainly about silos we are talking about, but sometimes the discussion also touches on "mobile phones".

Особая миссия мобильных ракетных комплексов

Особая миссия мобильных ракетных комплексов23 июля 1985 года в районе города Йошкар-Ола был поставлен на боевое дежурство первый в Ракетных войсках стратегического назначения (РВСН) ракетный полк, вооруженный подвижным грунтовым ракетным комплексом (ПГРК) «Тополь» с твердотопливной межконтинентальной баллистической ракетой (МБР) 15Ж58.

Развертывание первого ракетного полка, вооруженного ПГРК «Тополь», ознаменовало начало процесса перехода наземной группировки стратегических ядерных сил СССР с межконтинентальных баллистических ракет шахтного базирования к группировке смешанного состава, включающей и МБР мобильного базирования.

Военными специалистами и экспертами в области стратегических ядерных вооружений у нас в стране и за рубежом это событие оценивается как не менее важное, чем оснащение межконтинентальных баллистических ракет боеголовками индивидуального наведения. И для этого имеются все основания.


ОТ ПАРИТЕТА – К ПРЕВОСХОДСТВУ

Оснащение отечественных МБР боеголовками индивидуального наведения было проведено в ответ на реализацию таких мер на ракетах стратегических наступательных сил (СНС) Соединенных Штатов Америки. Тем самым было обеспечено достижение количественного паритета в стратегических ядерных вооружениях между СССР и США.

Следствием явилось фактическое прекращение в 70-е годы прошлого столетия количественной гонки стратегических наступательных вооружений и заключение между двумя ведущими ядерными державами мира договоров по ограничению стратегических вооружений ОСВ-1 и ОСВ-2. Однако вне договорных ограничений оставались качественное совершенствование и наращивание боевых характеристик стратегических наступательных вооружений.

Особое внимание уделялось повышению надежности и точности доставки к целям ядерных боеголовок. По этим направлениям США имели определенное преимущество и стремились воспользоваться им в максимальной степени. С конца 70-х годов в Соединенных Штатах приступили к разработкам, а с середины 80-х – к практической реализации планов по вводу в состав СНС новой межконтинентальной баллистической ракеты «MX» и модернизированной баллистической ракеты подводных лодок (БРПЛ) «Трайдент-2». Основными особенностями этих ракет, помимо повышенной мощности и надежности ядерных боеголовок, были высокие точности, достигавшие уровня, практически предельного для баллистических ракет с инерциальной системой наведения. В этот же период были проведены работы по существенному повышению точности МБР «Минитмен-3».

Прогнозирование на рубеже 70–80-х годов последствий реализации военно-политическим руководством США указанных мероприятий по совершенствованию СНС указывало на опасность недопустимого снижения живучести группировки отечественных РВСН. А ведь на МБР РВСН было сосредоточено около 60% боезарядов группировки стратегических ядерных сил Советского Союза!

Ранее соотношение боевых характеристик ракет СНС США предыдущего поколения с характеристиками защищенности шахтных пусковых установок (ШПУ) межконтинентальных баллистических ракет РВСН предопределяло наряд ядерных боеголовок, необходимый для гарантированного поражения ШПУ, на уровне 4–5 единиц. С учетом общего количества МБР в составе группировки РВСН наряд боеголовок ракет СНС США, которые по своим характеристикам могли бы планироваться в контрсиловом ударе для поражения ШПУ, в среднем не превышал трех боеголовок на одну пусковую установку (ПУ). Вполне очевидно, что оценки живучести группировки РВСН при этом соответствовали достаточному уровню. С вводом в группировку СНС США баллистических ракет с повышенными боевыми характеристиками прогнозируемый наряд ядерных боеголовок для гарантированного поражения ШПУ снижался до 1–2 единиц. В то же время возможности СНС США по выделению наряда боеголовок для поражения ШПУ в условиях реализации ограничений Договора ОСВ-2 не снижались. Естественно, что прогнозные оценки живучести группировки РВСН оказались на недопустимо низком уровне.

Решение проблемы поддержания требуемых боевых возможностей группировки РВСН в условиях ответного удара рассматривалось в двух направлениях. Традиционное направление, основанное на повышении защищенности ШПУ от поражающих факторов ядерного взрыва, к анализируемому периоду в значительной степени исчерпало возможности практической реализации. По совокупности военно-технических и технико-экономических показателей более эффективным и реализуемым оказалось повышение живучести группировки РВСН за счет создания и ввода в боевой состав мобильных ракетных комплексов (РК), в первую очередь грунтового типа базирования, с твердотопливной МБР.

Для мобильных РК вероятность сохранения пусковой установки в существенно меньшей степени зависит от точности доставки боеголовки, чем для ШПУ, а ее высокий уровень обеспечивается за счет создания неопределенности местоположения ПУ. При этом требование создания ПГРК на основе твердотопливной МБР было безальтернативным, так как жидкостные ракеты по своим эксплуатационным свойствам непригодны для наземного мобильного базирования.

ОТ «ТЕМПА» К «ТОПОЛЮ»

К моменту, когда возникла необходимость создания и массового ввода в боевой состав РВСН подвижного грунтового ракетного комплекса с МБР, в нашей стране уже имелся технический задел, опыт создания и эксплуатации твердотопливных МБР и мобильных РК грунтового базирования. В частности, в 60-х годах была создана и принята на вооружение первая в стране твердотопливная МБР 8К98П шахтного базирования, а в 70-х – созданы и приняты на вооружение подвижные грунтовые ракетные комплексы «Темп-2С» и «Пионер».

Подвижный грунтовый ракетный комплекс «Темп-2С» с твердотопливной МБР 15Ж42 разрабатывался с середины 60-х годов Московским институтом теплотехники (МИТ) под руководством главного конструктора Александра Давидовича Надирадзе. На боевое дежурство он был поставлен в 1976 году в ограниченном составе – всего семь ракетных полков, а снят с боевого дежурства по Договору ОСВ-2 – в конце 70-х годов.

ПГРК «Пионер» с баллистической ракетой средней дальности 15Ж45 и ее последующими модификациями также был разработан при головной роли МИТ и принят на вооружение РВСН в 1976 году. Массовое развертывание ПГРК «Пионер» началось с 1978 года в позиционных районах, ранее занимаемых устаревшими стационарными комплексами с ракетами Р-12, Р-14 и Р-16. К моменту подписания Договора между СССР и США о ликвидации ракет средней и малой дальности (декабрь 1987 года) в РВСН было развернуто более 400 пусковых установок этого комплекса, которые с 1988 года стали сниматься с боевого дежурства и были полностью ликвидированы к середине 1991 года.

Накопленный ранее опыт разработки и эксплуатации мобильных грунтовых комплексов с ракетами средней и межконтинентальной дальности позволил Московскому институту теплотехники (генеральный конструктор – Александр Давидович Надирадзе, а позднее – Борис Николаевич Лагутин) создать новый подвижный грунтовый ракетный комплекс «Тополь» с твердотопливной МБР 15Ж58.

Разработка комплекса велась с учетом требований Договора ОСВ-2. В этой связи МБР 15Ж58 создавалась как модернизация ракеты 8К98П, что накладывало определенные ограничения на ее стартовый и забрасываемый вес, длину и максимальный диаметр, число ступеней, тип топлива, а также состав и характеристики боевого оснащения. Однако благодаря применению прогрессивных технических решений, в том числе не имевших аналогов в практике мирового ракетостроения, был создан современный ракетный комплекс с высокими боевыми характеристиками и существенным ресурсом дальнейших модернизаций.

Так ракета 15Ж58 превосходила ракету 15Ж42 по мощности ядерного заряда примерно в 2,5 раза, по точности – в 2,5 раза, по приведенной забрасываемой массе – в 1,3 раза, по энергетическому показателю (отношение приведенного значения массы полезной нагрузки к стартовой массе ракеты) – в 1,2 раза.

Несмотря на то что МБР 15Ж58 оснащалась моноблочной головной частью без комплекса средств преодоления системы противоракетной обороны (ПРО), ее энергетические возможности позволяли при необходимости оснастить ее разделяющейся головной частью и средствами преодоления ПРО противника, обеспечивая при этом межконтинентальную дальность.

Бортовая система управления ракеты – инерциальная, построенная с использованием бортовой вычислительной машины, реализующей прямые методы наведения, которые обеспечивали расчет в текущий момент времени траектории последующего полета до точки падения боеголовки. Применение вычислительного комплекса системы управления позволило реализовать одно из принципиально новых качеств подвижных комплексов – автономное боевое использование самоходной пусковой установки. Аппаратура системы управления обеспечивала автономное проведение наземных проверок, предстартовой подготовки и пуска ракеты с любой пригодной по рельефу местности точки маршрута патрулирования пусковой установки. Все операции по предстартовой подготовке и проведению пуска были предельно автоматизированы.

Высокая скрытность подвижных ракетных комплексов от разведки противника была достигнута проведением маскировочных мероприятий (использование штатных средств и естественных маскировочных свойств местности), а также реализацией режимов функционирования подвижных агрегатов, при которых космическая разведка противника не в состоянии точно и оперативно отслеживать их местоположение (выбор частоты и времени смены стоянок, выбор расстояния между ними и маршрута движения).

ПРИНЯТ НА ВООРУЖЕНИЕ

Летные испытания комплекса «Тополь» проводились на 53-м государственном испытательном полигоне (Плесецк) с 8 февраля1983 года по 23 декабря1987 года. Отработка элементов комплекса шла поэтапно. При этом наибольшие сложности были связаны с созданием системы боевого управления ПГРК. После успешного окончания первой серии испытаний, завершенной к середине1985 года (в течение апреля 1985 года состоялось 15 испытательных пусков), с целью накопления опыта эксплуатации нового комплекса в войсках было решено, не дожидаясь полного завершения программы летных испытаний, развернуть в районе Йошкар-Олы первый ракетный полк с ограниченной комплектацией средств боевого управления. Ракетный полк, укомплектованный первым мобильным командным пунктом, был поставлен на боевое дежурство 28 апреля1987 года в районе Нижнего Тагила, а 27 мая 1988 года на боевое дежурство был поставлен ракетный полк с уже модернизированным штатным мобильным командным пунктом – в районе Иркутска. Испытательные пуски ракет завершились 23 декабря 1987 года, а окончательное решение о принятии комплекса «Тополь» на вооружение было принято 1 декабря1988 года.

Часть ПГРК «Тополь» была развернута во вновь создаваемых позиционных районах. После начала реализации Договора о РСМД для базирования ракетных комплексов «Тополь» стали переоборудоваться некоторые позиционные районы демонтируемых комплексов «Пионер».

Решение проблемы обеспечения высокой живучести группировки РВСН путем массовой постановки на боевое дежурство ПГРК «Тополь» стало решающим оперативно-стратегическим фактором, инициировавшим развитие договорных отношений между СССР, а в последующем РФ, и США от ограничения стратегических ядерных вооружений к их радикальному сокращению. На момент подписания Договора СНВ-1 (июль 1991 года) в боевом составе РВСН было 288 автономных пусковых установок (АПУ) ракетного комплекса «Тополь». После подписания Договора СНВ-1 развертывание этих комплексов было продолжено, и на конец 1996 года РВСН располагали 360 АПУ ПГРК «Тополь».

В дальнейшем ракетная система «Тополь» претерпела глубокую модернизацию, и на ее основе было разработано целое семейство более современных ПГРК – «Тополь-М» и «Ярс», создаваемых и производимых исключительно российской кооперацией предприятий промышленности.

Доработанная ракета ПГРК «Тополь» успешно применяется в качестве специального экспериментального носителя для испытаний элементов боевого оснащения перспективных и новых баллистических ракет стратегического назначения.

На базе МБР ракетного комплекса «Тополь» была также разработана конверсионная космическая ракета-носитель «Старт», пуски которой осуществлялись с космодромов Плесецк и Свободный.

Учитывая высокие показатели живучести и эффективности в различных условиях боевого применения, сроки эксплуатации ПГРК «Тополь» неоднократно продлевались, достигнув к настоящему времени 25 лет. При плановой последовательной замене ракетного комплекса «Тополь» на новые ПГРК его нахождение в боевом составе РВСН прогнозируется до 2020 года.

Без каких-либо оговорок можно констатировать факт, что в течение всей новейшей истории Российской Федерации ракетные полки, вооруженные ПГРК «Тополь», составляли ядро группировки РВСН, обеспечивающей гарантированное решение задачи ядерного сдерживания применительно к прогнозируемым самым неблагоприятным условиям ответных действий.
Автор: Владимир Василенко
Первоисточник: http://nvo.ng.ru/armament/2015-07-24/1_mission.html


Мнение редакции "Военного обозрения" может не совпадать с точкой зрения авторов публикаций

CtrlEnter
Если вы заметили ошибку в тексте, выделите текст с ошибкой и нажмите Ctrl+Enter
Читайте также
Комментарии 4
  1. Сергей Владимирович 2 августа 2015 07:44
    Хороший комплекс, где-то, что-то можно было сделать лучше, даже делали сами (машину обеспечения боевого дежурства МОБД-5, переделывали конкретно под караульное помещение - в четырехместном купе убирали все полки (вагонного типа, для отдыха), устанавливали на их место пирамиды для оружия, которые, в свою очередь, снимали из других МОБДов, на купе ставили сигнализацию "Кристалл" с выводом в отсек оператора. На полевой позиции было очень удобно, оружие всего дивизиона помещалось, плюс за счет убранных пирамид, освобождалось дополнительное место, которое было не лишним. Несколько полевых выходов так прошли, потом все дружно получили дюлей за изменение конструкции и вернули все в исходное lol А вариант переделки самим командиром дивизии был одобрен, с других полков даже возил командиров дивизионов к нам - показывал, как необходимо переделать...) ..."в течение всей новейшей истории Российской Федерации ракетные полки, вооруженные ПГРК «Тополь», составляли ядро группировки РВСН, обеспечивающей гарантированное решение задачи ядерного сдерживания применительно к прогнозируемым самым неблагоприятным условиям ответных действий". От себя могу добавить, что "особая миссия мобильных ракетных комплексов" выполнена! Не одно поколение ракетчиков выросло на этом комплексе, интересно было служить. Теперь остается только понастальгировать drinks
    1. colonel 2 августа 2015 09:23
      Цитата: Сергей Владимирович
      получили дюлей за изменение конструкции

      У нас пошли другим путем. Пригнали МДСО и 118е и 119е агрегаты со старых комплексов. Это позволило отказаться даже от палаток отряда обеспечения. А потом в стране кончилась солярка и все нештатные агрегаты тихо сгнили. Но, вы правы, служить было здОрово. И, как сувенир, америкосы из комиссии по контролю за выполнением пригово..., ой, договора, не верили, что пусковая с ходу, без маневра, проскочит этот перекресток в Тейково, а когда мехвод не снижая скорости проскочил его и попер дальше долго хлопали глазами и ладошами. drinks
      1. Аскет 2 августа 2015 12:36
        У нас помню пошли изначально МОБДЫ с рижскими диизельгенераторами ДГ -3009 всё бы ничего да уж больно капризные и требовательные в обслуживании и эксплуатации особенно в полевых условиях, в отличие скажем от харьковских или ярославских. Там было в общей сложности 21 датчик контролируемых параметров при ненорме на одном шел сигнал на ЦДУ и дизель останавливался, поэтому в поле сбои по питанию возникали частенько,что было чревато для БГ АПУ в течении довольно длительного времени. Уже потом, когда Рига приказала долго жить
        мы сообща покумекали и оставили только шесть датчиков вместо 21 и в условиях отсутствия ЗИП, дохлых аккумуляторов и заводского техсопровождения дизеля стали молотить лучше чем новые good Вот такая история
    2. Комментарий был удален.
    3. саша 19871987 5 августа 2015 12:08
      папаня -заслуженный офицер запаса,служил как раз под Йошкар Олой(в переводе с местного марийского-красивый город),в краю болот и диких комаров) у меня с детства впечатления от этого комплекса,когда перекрывали дорогу и везли это чудо в сопровождении нескольких машин поддержки... лютая установка,в реале чувствуется мощь... чтобы её понять-надо лишь разок увидеть в живую,желательно в движении...
  2. kvs207 2 августа 2015 10:31
    Строил в кировской тайге, позиции для этих комплексом. В конце октября 85-го, объект в целом был сдан.
  3. Простой 2 августа 2015 11:26
    На

    http://caves.ru/threads/40260-%D0%92%D0%BE%D0%BF%D1%80%D0%BE%D1%81%D1%8B-%D0%BF%

    D1%80%D0%BE-%D0%A8%D0%9F%D0%A3-%D0%9E%D0%A1

    в основном про ШПУ речь идёт, но иногда дискуссия затрагивает и "мобильники".

Информация

Посетители, находящиеся в группе Гости, не могут оставлять комментарии к данной публикации.
Картина дня