Бронеавтомобиль FIAT Terni Tripoli (Италия)

1
В середине 1916 года итальянская армия получила первые серийные бронеавтомобили Lancia 1Z. За несколько следующих лет было построено более сотни таких машин, которые вскоре стали основными броневиками Италии. Большое количество подобной техники позволило оснастить ей все нуждающиеся подразделения, а также эксплуатировать ее до середины сороковых годов. Тем не менее, успех броневика «Лянча» 1Z не сказался на ходе других проектов. Так, в 1918 году была предложена новая машина этого класса, которая могла бы заменить существующую технику. Как выяснилось позже, полной замены не вышло. Однако новые броневики активно использовались армией и даже успели принять участие в первых сражениях Второй мировой войны.

За проектирование нового бронеавтомобиля для итальянской армии взялись специалисты металлургического завода Terni. Это предприятие занималось выплавкой металла и его поставкой различным заказчикам. В списке продукции завода присутствовала и броня, которую, однако, отправляли другим организациям. В 1918 году инженеры «Терни» решили использовать броню своего завода для строительства нового броневика собственной конструкции.

Ввиду специфики своей отрасли, завод Terni не мог самостоятельно построить весь броневик. Возможности предприятия позволили изготовить только броневой корпус и некоторые другие агрегаты. Все узлы собственного производства предлагалось установить на имеющееся в наличии шасси. В качестве основы для перспективной бронемашины был выбран грузовой автомобиль FIAT 15 Ter. Такие грузовики производились серийно с 1913 года и активно поставлялись различным заказчикам.

Бронеавтомобиль FIAT Terni Tripoli (Италия)
Прототип броневика FIAT Terni


Новый проект, по сложившейся традиции, получил собственное имя по названиям предприятия-поставщика шасси и завода-разработчика. Основным обозначением машины являлось FIAT Terni. Кроме того, позже появилось альтернативное название броневика – FIAT Tripoli. Также иногда встречаются иные названия, в основном состоящие из названий производителей и дополнительных обозначений.

Базовый грузовик FIAT 15 Ter являлся типичным представителем своего класса, появившимся в начале десятых годов XX века. В передней части рамы его шасси закреплялся двигатель FIAT 53A мощностью 40 л.с. С ним была связана четырехступенчатая механическая коробка передач. Как и почти все грузовики того времени, FIAT 15 Ter имел колесную формулу 4х2 с передачей крутящего момента на заднюю ось. Шасси имело подвеску с листовыми рессорами и колеса с цельнометаллическими дисками вместо деревянных ободов и спиц. На передней оси предусматривались односкатные колеса, на задней – сдвоенные.

Автомобиль FIAT 15 Ter мог перевозить груз весом до 1,5 т и развивать скорость до 40 км/ч. Подобные характеристики позволяли использовать такое шасси в качестве основы для нового броневика. Тем не менее, есть основания полагать, что специалисты завода Terni выбирали шасси не по его характеристикам, а по доступности. Вероятно, именно грузовики FIAT 15 Ter имелись в достаточном количестве, что позволило высвободить, как минимум, одно шасси для строительства прототипа.


Серийный броневик


Инженеры металлургического завода «Терни» самостоятельно разработали броневой корпус для перспективной боевой машины. В своем проекте они использовали несколько оригинальных идей, что, среди прочего, сказались на внешнем виде готового броневика. От массы других аналогичных машин того времени бронеавтомобиль FIAT Terni отличался плавными обводами корпуса, обеспечивавшего приемлемый уровень защиты.

Характерной чертой броневика «Триполи» стало значительное сокращение прямолинейных поверхностей. Так, моторный отсек защищался изогнутым капотом, по форме близким к усеченному конусу. Предусматривалась передняя стенка капота, выполненная в виде двух дверок с жалюзи для вентиляции. Вне поля боя можно было раскрывать их, обеспечивая хорошую вентиляцию отсека. По бокам капота предусматривались два люка для доступа к двигателю при его обслуживании. Под коническим корпусом моторного отсека имелись несколько прямоугольных листов, защищавших от обстрела элементы шасси.

Позади капота находился обитаемый объем с совмещенными боевым отделением и отделением управления. Как и в случае с капотом, конструкторы-металлурги решили отказаться от ровных бронелистов. Центральный обитаемый отсек броневика имел цилиндрическую форму и своей передней стенкой был сопряжен с конусом капота. На крыше боевого отделения предусматривалась цилиндрическая башня с выгнутой крышей. Башня и корпус боевого отделения имели примерно равный диаметр, а кожух подшипника башни немного выступал за пределы корпуса.



Позади цилиндрического боевого отделения находился дополнительный объем, использовавшийся для перевозки различных грузов. Его предлагалось собирать из нескольких прямых листов брони. Борта такого «багажника» располагались вертикально, а крыша устанавливалась с наклоном к корме. На кормовом листе предусматривались крепления для запасного колеса, а на бортах и крыше – места для шанцевого инструмента.

Экипаж машины FIAT Terni состоял всего из двух человек: водителя и командира-стрелка. Рабочее место водителя располагалось в передней части цилиндрического обитаемого объема. Водитель располагал полным набором приборов для контроля за работой систем и всеми нужными органами управления. Следить за дорогой следовало через два небольших люка в лобовой поверхности корпуса. В боевой обстановке их можно было закрывать опускаемыми крышками, после чего обзор осуществлялся через оставшиеся небольшие щели. Также по бокам от смотровых люков имелись два небольших окна.

Командир, выполнявший функции стрелка, должен был находиться в центре боевого отделения и управлять башенным оружием. По неким причинам, авторы проекта не стали оснащать новый броневик мощным вооружением. В передней амбразуре башни устанавливался только один пулемет FIAT Revelli M1914 калибра 6,5 мм. Конструкция башни позволяла вести огонь в любом направлении и наводить оружие в пределах небольшого вертикального сектора.



По другим данным, экипаж бронеавтомобиля FIAT Terni состоял из четырех человек. В передней части обитаемого объема располагались водитель и штурман, а в крупной башне имелись рабочие места стрелка и командира. Можно предположить, что состав экипажа зависел от модификации боевой машины. Так, базовый вариант броневика действительно мог управляться всего двумя людьми. В случае с модернизированной версией 1940 года имело смысл увеличение экипажа до четырех человек.

В бортах цилиндрической части корпуса имелись две двери, открываемые вперед. С их помощью экипаж мог попадать на свои рабочие места или покидать машину. В последнем случае двери могли служить защитой от пуль противника, атакующего из переднего сектора.

Длина получившегося броневика превышала 4,5 м, ширина – 1,7 м. Высота по крыше башни достигала 3 м. Готовый к бою бронеавтомобиль весил около 4 т. По-видимому, металлургам удалось уложиться в ограничения по весу конструкции, благодаря чему машина FIAT Terni в целом сохранила характеристики базового грузовика. Так, скорость на шоссе достигала 35-40 км/ч.



Разработка проекта FIAT Terni Tripoli завершилась осенью 1918 года. Тогда же стартовало строительство первого прототипа, которому предстояло участвовать в испытаниях. Следует отметить, опытный экземпляр машины имел некоторые отличия от серийной техники. Главное отличие заключалось в использовании заимствованной башни. В силу некоторых обстоятельств прототип получил не оригинальную башню из нового проекта, а агрегат, заимствованный у британской машины Lanchester. Она имела такой же диаметр, но отличалась формой. Проектом подразумевалось использование цилиндрической башни, а заимствованная имела скошенные борта.

Еще одним отличием прототипа была меньшая высота обитаемого отсека корпуса. Погон башни на опытном образце располагался чуть выше смотровых люков водителя. Также имелись некоторые отличия в расположении внешних агрегатов, таких как крепление запасного колеса и т.д.

Первый прототип броневика FIAT Terni успешно прошел все испытания и показал достаточно высокие характеристики. Несмотря на сравнительно слабое вооружение, машину сочли перспективной и пригодной для использования в войсках. В начале 1919 года, после завершения испытаний, был подписан контракт на поставку 12 машин нового типа. К этому времени все проблемы с производством башен были решены, в результате чего серийные броневики полностью соответствовали исходному проекту.


Модернизированный вариант 1940 года


Служба новых броневиков началась в 1919 году. В Ливии были сформированы два эскадрона. Один из них эксплуатировал 12 машин FIAT Terni, а второй был вооружен броневиками Lancia 1Z. Эти подразделения участвовали в различных операциях по подавлению мятежей на захваченных территориях Триполитании и Киренаики.

В 1923 году командование решило переформировать ливийские эскадроны и создать третье такое подразделение. За счет некоторого «тасования» техники третий эскадрон получил два броневика «Триполи», два Lancia 1ZM и два Lanchester. Со временем ситуация в регионе стала более спокойной, из-за чего в дальнейшем бронеавтомобили использовались в основном для обучения личного состава и в различных плановых мероприятиях. В каких-либо крупных сражениях эта техника не участвовала.

В середине тридцатых годов все имевшиеся в строю броневики «Триполи» были отправлены в резерв. Их место в строевых подразделениях заняли более новые бронеавтомобили, превосходившие их в характеристиках. Со временем, по-видимому, все FIAT Terni должны были отправиться на разборку и переплавку. До конца десятилетия было списано чуть менее половины имевшихся машин.

Тем не менее, начало Второй мировой войны и начало боев в Ливии не дало итальянским военным полностью реализовать все планы по утилизации устаревших бронеавтомобилей. Армии срочно требовалась боеспособная техника, из-за чего некоторые машины снимались с хранения, восстанавливались и отправлялись на фронт. К этому времени в резерве еще оставалось около 6-8 броневиков завода «Терни». Было решено отремонтировать их и вернуть в строевые подразделения.

Корпуса этих броневиков подверглись небольшому ремонту, после чего их установили на новые шасси. В качестве новой базы для бронеавтомобилей было выбрано шасси грузовика FIAT-SPA 38R. Эта машина оснащалась бензиновым двигателем мощностью 55 л.с. и могла развивать скорость более 50 км/ч. Характеристики грузоподъемности были достаточны для использования в качестве базы для бронеавтомобиля.



Модернизируемые машины FIAT Terni лишились своих закрытых башен, вместо которых были установлены новые. В ходе ремонта броневик получал открытую цилиндрическую башню с пулеметом Breda SAFAT калибра 12,7 мм. Подобное оружие позволяло обеспечить значительный прирост огневой мощи. От крыши башни отказались из-за необходимости улучшения обзора и некоторых других идей, касавшихся боевого применения техники.

Все 6-8 машин FIAT Terni в модернизированной версии были переданы в состав специальной танковой бригады Babini. Там их предлагалось использовать в качестве средства противовоздушной обороны танковых соединений. Наличие крупнокалиберного пулемета и открытой башни в определенной мере облегчало выполнение подобных задач.

Бои в Северной Африке начались в июне 1940 года. Итальянские войска вторглись на территорию Египта и нанесли заметный урон британской армии. Тем не менее, итальянцам пришлось столкнуться с очень серьезным противником, результатом чего, среди прочего, стала потеря большого числа людей и техники. По имеющимся данным, в ходе первых месяцев Североафриканской кампании Италия потеряла все остававшиеся в строю модернизированные броневики FIAT Terni.

Первые бронеавтомобили FIAT Terni Tripoli были переданы армии в 1919 году. Они не успели на Первую мировую войну, но позже смогли принять участие в боях в Северной Африке. К середине тридцатых часть машин была разобрана за отсутствием видимых перспектив. Остававшиеся броневики 1940 году прошли модернизацию и использовались в боях с Великобританией. Тем не менее, все они вскоре были уничтожены противником. До настоящего времени не дожило ни одной машины FIAT Terni «Триполи».


По материалам сайтов:
http://tanks-encyclopedia.com/
http://aviarmor.net/
http://xoomer.virgilio.it/
http://axisafvs.blogspot.ru/
Наши новостные каналы

Подписывайтесь и будьте в курсе свежих новостей и важнейших событиях дня.

1 комментарий
Информация
Уважаемый читатель, чтобы оставлять комментарии к публикации, необходимо авторизоваться.
  1. jjj
    +2
    5 августа 2015 17:05
    Сочетание "бочкообразных" объемов снизило массу. И сегодня такая машина смотрится современнее, нежели ее многие угловатые сверстники

«Правый сектор» (запрещена в России), «Украинская повстанческая армия» (УПА) (запрещена в России), ИГИЛ (запрещена в России), «Джабхат Фатх аш-Шам» бывшая «Джабхат ан-Нусра» (запрещена в России), «Талибан» (запрещена в России), «Аль-Каида» (запрещена в России), «Фонд борьбы с коррупцией» (запрещена в России), «Штабы Навального» (запрещена в России), Facebook (запрещена в России), Instagram (запрещена в России), Meta (запрещена в России), «Misanthropic Division» (запрещена в России), «Азов» (запрещена в России), «Братья-мусульмане» (запрещена в России), «Аум Синрике» (запрещена в России), АУЕ (запрещена в России), УНА-УНСО (запрещена в России), Меджлис крымскотатарского народа (запрещена в России), легион «Свобода России» (вооруженное формирование, признано в РФ террористическим и запрещено), Кирилл Буданов (внесён в перечень террористов и экстремистов Росфинмониторинга)

«Некоммерческие организации, незарегистрированные общественные объединения или физические лица, выполняющие функции иностранного агента», а так же СМИ, выполняющие функции иностранного агента: «Медуза»; «Голос Америки»; «Реалии»; «Настоящее время»; «Радио свободы»; Пономарев Лев; Пономарев Илья; Савицкая; Маркелов; Камалягин; Апахончич; Макаревич; Дудь; Гордон; Жданов; Медведев; Федоров; Михаил Касьянов; «Сова»; «Альянс врачей»; «РКК» «Центр Левады»; «Мемориал»; «Голос»; «Человек и Закон»; «Дождь»; «Медиазона»; «Deutsche Welle»; СМК «Кавказский узел»; «Insider»; «Новая газета»