Захват российского самолёта в Афганистане

Захват российского самолёта в Афганистане

20 лет назад, 3 августа 1995 года, истребители талибов перехватили российский самолет Ил-76. Более года (378 дней) члены экипажа самолёта находились в плену. Москва существенных усилий по вызволению из плена семи членов экипажа самолета не предприняла. 16 августа 1996 года экипаж самолёта смог совершить побег на своём же самолёте. Герои-лётчики были отмечены государственными наградами: командиру экипажа и второму пилоту было присвоено звание Героев России, а все остальные члены экипажа были награждены орденами Мужества.

3 августа 1995 года самолёт Ил-76ТД под бортовым номером RA-76842, принадлежавший казанской компании «Аэростан», вылетел из албанской Тираны в Баграм. В экипаж воздушного корабля входили: командир воздушного судна Владимир Ильич Шарпатов, второй пилот Газинур Гарифзянович Хайруллин, штурман Александр Викторович Здор, бортинженер Асхат Минахметович Аббязов, бортрадист Юрий Николаевич Вшивцев, бортинженер Сергей Борисович Бутузов и бортинженер Виктор Петрович Рязанов. Самолёт совершал коммерческий рейс по заказу правительства Раббани в Кабуле, в рамках межправительственного соглашения с Албанией по маршруту Тирана — Кабул (Баграм) и перевозил боеприпасы к стрелковому оружию. Получить груз должен был «Северный альянс». Аэродром Баграм контролировалась войсками Ахмад Шаха Масуда, который был злейшим врагом движения Талибан. Афганистан в это время был охвачен гражданской войной, в которой основными игроками были талибы и «Северный альянс».

Схожие рейсы в Баграм экипаж уже выполнял, перевозя различные грузы. Рейс из Тираны с боеприпасами был третьим после двух таких же, вполне благополучных. Однако на этот раз «не обошлось». Над Афганистаном самолёт был перехвачен ВВС движения Талибан и под угрозой атаки был принужден совершить посадку в районе Кандагара под предлогом досмотра груза.


Русские летчики пробыли и в плену долго — более года (378 дней). Ситуация была тяжелой, члены экипажа не только испытывали различные бытовые трудности (жара, нехватка воды, нормальной пищи, заключение), но и опасались за свои жизни. Они перевозили оружие врагам талибов, и их могли убить. Помешать талибам казнить лётчиков никто не мог. Кроме того, российские власти не предпринимали заметных усилий по их вызволению. Внешнеполитические позиции Москвы в 1990-е годы были крайне слабыми. Плен затягивался и мог привести к трагедии. Талибы предлагали российским лётчикам перейти в ислам, чтобы могло привести к облегчению участи.

Как вспоминал Владимир Шарпатов: «Кормили нас «погано». К нам никого не пускали, приходили к нам муллы, говорили, чтобы мы приняли ислам. Мы отказались, но выучили несколько молитв». «Мы не знали, что будет завтра, жили неизвестностью. Самый страшный день в плену — это когда однажды ночью охранники разбудили нас и посадили в автобус. Я уже решил, что нас везут на расстрел. Оказалось, что нас хотели перепрятать, так как в российских СМИ появилась информация, что военные готовят операцию по нашему освобождению».

Чтобы сохранить техническую готовность ценного самолета, талибы разрешили членам экипажа периодически проверять машину. Как отмечал Шарпатов: «Мы увидели их интерес к самолету, стали убеждать, что надо делать техническое обслуживание самолету, иначе летать не будет. Со временем талибам разъяснили, какова ценность захваченного ими «Ила». Что он требует регулярного технического обслуживания. Силами экипажа. В полном составе».

Это создало возможность организации побега, так как конвой был небольшим, и его бдительность за длительное время притупилась. С другой стороны, экипажу удалось добиться права на редкие личные встречи, в том числе с другими представителями российских властей в Афганистане и Пакистане, а также передачу почты, что позволило обсудить детали возможного побега. К летчикам приезжал Тимур Акулов, представитель президента Татарстана М. Шаймиева. Он пытался выкупить летчиков за запчасти к вертолётам, но талибы отказались от сделки.

16 августа 1996 года при очередном техобслуживании, поводом к которому послужило повреждённое колесо шасси, лётчики смогли попасть на борт самолета. Момент был удобен для бегства, так как почти вся охрана ушла молиться. Командир корабля Владимир Шарпатов поочередно прогрел двигатели. Убедившись, что их действия не вызывают у талибов никаких подозрений, командир приказал бортинженеру закрыть грузовой трап, расположенный в хвостовой части самолета. Затем вырулил на взлетную дорожку и поднял машину в воздух. Когда три оставшихся охранника стали выяснять, что это всё значит, находчивые летчики объяснили им, что по инструкции им необходимо сделать пробный полет, затем они посадят Ил.

Аэродромные службы не смогли воспрепятствовать взлёту, а истребитель в воздух талибы не подняли. Пилот истребителя в этот день уехал в родное селение, проведать родственников. Чтобы обмануть возможных преследователей, пилот направил самолет не на север, в сторону России, а на запад. По согласованному с Тегераном воздушному коридору Ил-76 совершил полуторачасовой перелет в Объединенные Арабские Эмираты. Когда подлетали к границе, охранники попытались оказать сопротивление, но их смогли разоружить и связать. Топлива на полёт хватило, так как воздушное судно перед рейсом в Кабул был заправлено с расчётом на обратный рейс, и топливо слито не было. В Шардже героев уже встречали представители российского посольства.

В ночь с 18 на 19 августа российские лётчики благополучно вернулись в Казань. Указом президента Российской Федерации № 1225 от 22 августа 1996 года за героизм, мужество и стойкость, проявленные при освобождении из вынужденного пребывания на территории Афганистана Владимиру Ильичу Шарпатову присвоено звание Героя Российской Федерации с вручением медали «Золотая Звезда». Звезду Героя России пилоту вручил в Кремле глава правительства РФ Виктор Черномырдин. Этим же указам высокое звание было присвоено второму пилоту Газинуру Хайруллину. Остальные члены экипажа: штурман Александр Здора, бортинженер Асхат Аббязов, ведущие инженеры Сергей Бутузов, Виктор Рязанов, бортрадист Юрий Вшивцев, награждены орденом Мужества.

На основе этих событий режиссёром Андреем Кавуном был снят фильм «Кандагар», премьера которого состоялась в феврале 2010 года (в мировой прокат фильм вышел под названием «Экипаж»).
Автор: Самсонов Александр


Мнение редакции "Военного обозрения" может не совпадать с точкой зрения авторов публикаций

CtrlEnter
Если вы заметили ошибку в тексте, выделите текст с ошибкой и нажмите Ctrl+Enter
Читайте также
Комментарии 30
  1. strelets 3 августа 2015 06:57
    Да, 20 лет назад наше мнение и наши интересы никого не интересовали, даже нашу "элиту", что уж говорить о других...
    1. Saratoga833 3 августа 2015 07:53
      Цитата: strelets
      нашу "элиту"

      Нашу "Элиту" вообще никогда и ни чего не интересовало, кроме денег.
      1. Менестрель 3 августа 2015 08:19
        А меня, как знатока польского языка, всегда интересовало созвучие русского слова "элита" и польского - "елита"(произносится через "е") и означающего человеческие кишки. Меня терзают смутные сомнения в случайности этого совпадения... laughing
        1. Комментарий был удален.
        2. demo 3 августа 2015 11:12
          Берегите себя от терзаний смутными сомнениями.
    2. Комментарий был удален.
    3. Денис 3 августа 2015 17:43
      Цитата: strelets
      Да, 20 лет назад наше мнение и наши интересы никого не интересовали, даже нашу "элиту", что уж говорить о других...

      Ладно "элиту" (какая это в ж... элита? Калашников,Бокерия,Лопаткина-они элита,а те ворьё) ,а этих штрадальцев-правдолюбов
      нас хотели перепрятать, так как в российских СМИ появилась информация, что военные готовят операцию по нашему освобождению
      А СМИ российские,не талибские.Повесить бы этих писак с таким плакатом
      Да и многим современным не помешает такое
      Если не вешать,то так обязательно
      А то какая-то ... статейку говнистую тиснет,а кто-то жизни лишится
  2. bionik 3 августа 2015 07:03
    Смотрел «Кандагар», фильм хороший
    1. Alena Frolovna 3 августа 2015 16:28
      Из рассказа командира экипажа Владимира Шарпатова:

      - Кандагарской семёркой вы больше не встречаетесь?

      - На десятилетие побега в Тюмени решили устроить торжественный вечер. Выделили большие деньги - триста тысяч рублей, отдали под мероприятие дворец культуры "Строитель", разработали сценарий, даже фейерверк запланировали. Хотели оплатить дорогу экипажу, заказали лучший отель. Казанцы обещали быть, но не приехали. Ни один...

      И на собственное семидесятилетие я приглашал экипаж. История повторилась. Никто не прилетел! Не знаю, может, совесть у людей проснулась. Или, наоборот, они окончательно её потеряли.

      Нет, я не судья им... Скажу лишь, что каждый год 16 августа собираю друзей и отмечаю дату круче, чем день рождения. Точнее, их теперь у меня два. И так будет до конца жизни...

      Год и тринадцать дней провёл экипаж в плену, и всё это время командир вёл дневник. Первое стихотворение, написанное Владимиром Шарпатовым в неволе:

      "Кандагарцы, кандагарцы...
      Мы теперь зовемся так.
      За три дня все стали старцы
      И познали жизни смак.
      Стены белые, крутые,
      А в зените - солнца диск.
      Здесь законы все иные,
      Ходят рядом смерть и риск.
      Гул родного самолета
      Снится, снится по ночам.
      Нелегка была работа,
      Всех труднее было нам.
      Все вокруг чужие лица,
      Только камень да песок.
      Безполезно драться, биться,
      Шаг шагнешь - тебе в висок.
      Сердце пойманною птицей
      Бьет по клетке по грудной,
      И мерещится зарницей
      Край зеленый, край родной".
      Август 1995 года.

      "ОДИН ЧАС ПОЛЕТА, ДВА, ТРИ, ПЯТЬ, СЕМЬ... КЕРОСИН КОНЧАЕТСЯ, А РОССИЯ - НЕТ! ВОТ ЧТО ТАКОЕ НАША СТРАНА".

      Прочитать полностью можно здесь: http://www.rg.ru/2015/08/01/rodina-kandagar.html
    2. Чёный 3 августа 2015 19:23
      Фильм "кандагар" -фильм неплохой однако.....Но...
      Там одного из пилотов играет такой свидомит!!! Богдан Бенюк.....Та еще мразь!!!
  3. gla172 3 августа 2015 07:48
    Цитата: strelets
    Да, 20 лет назад наше мнение и наши интересы никого не интересовали, даже нашу "элиту", что уж говорить о других...


    О чём говорить ежели в правительстве одни враги и предатели сидели,тем более время у них не было надо было как можно больше наворовать.... am
  4. Комментарий был удален.
  5. Громобой 3 августа 2015 08:15
    И повезло лётчикам,что охрана такими лохами оказалась и личное мужество со стремлением к свободе проявили. good П.С. © Vladimir Melnik, 1996 Кандагар, Афганистан
    Командир - Владимир Шарпатов. До побега еще несколько месяцев... http://photopolygon.com/photostories/details?from=slice&post_id=14604
    1. partizan86 3 августа 2015 23:48
      Не удивительно - там ни каким образованием и реальной подготовкой, кроме идеологической, у них никогда и не пахло.
  6. rotmistr60 3 августа 2015 08:22
    Россияне не раз показывали свое мужество и стремление к свободе. Недавно повторяли документальный фильм о восстании наших пленных в лагере душманов на территории Пакистана.
    1. Байкал 3 августа 2015 08:55
      Не припомнить как назывался? С удовольствием посмотрел бы hi
      1. Комментарий был удален.
      2. gjv 3 августа 2015 09:19
        Цитата: Байкал
        Не припомнить как назывался?

        Восстание в лагере Бадабер, 26 - 27/04/1985
        Документальный фильм - 'Мятеж в преисподней', (2009)
        gjv
        1. Байкал 3 августа 2015 20:02
          Спасибо большое!
    2. Иль-Хам 4 августа 2015 03:38
      А также был художественный фильм. Называется "Пешаварский вальс".
  7. Rostislav 3 августа 2015 10:08
    "Гвозди бы делать из этих людей
    Не было б в мире крепче гвоздей"
    Маяковский.
    1. miv110 3 августа 2015 10:34
      Пардон муа!
      Баллада о гвоздях Николай Тихонов.1922

      Спокойно трубку докурил до конца,
      Спокойно улыбку стер с лица.
      'Команда, во фронт! Офицеры, вперед!'
      Сухими шагами командир идет.
      И слова равняются в полный рост:
      'С якоря в восемь. Курс - ост.
      У кого жена, брат -
      Пишите, мы не придем назад.
      Зато будет знатный кегельбан'.
      И старший в ответ: 'Есть, капитан!'
      А самый дерзкий и молодой
      Смотрел на солнце над водой.
      'Не все ли равно,- сказал он,- где?
      Еще спокойней лежать в воде'.
      Адмиральским ушам простукал рассвет:
      'Приказ исполнен. Спасенных нет'.
      Гвозди б делать из этих людей:
      Крепче б не было в мире гвоздей.
  8. RoTTor 3 августа 2015 10:22
    Ни слова о том, что самолёты ВТА преступно оказались во всяких сомнительных типа авиакомпаниях под типа руководителями вроде зиц-председателя типа бортпереводчика бута и во всю участвовали в крайне сомнительных перевозках оружия, контрабанды, наркотиков и т.п.
    Жаль только наших лётчиков, которые, ставши ненужными на родине, вынуждены побираться по всяким африканским, азиатским, латиноамериканским помойкам в качестве бесправных рабов всякого жулья.
    Сколько их уже погибло, сколько ещё погибнет, скольких нагло обманули...
  9. Redactor 3 августа 2015 10:51
    ну знали что везут ведь...
    им наверное не сказали, что у талибов есть самолеты и летчики, говорящие по русски...
  10. demo 3 августа 2015 11:23
    И самое интересное что Министром иностранных дел РФ тогда был небезызвестный всем Андрей Владимирович Козырев.

    Который сегодня продолжает "заботиться" и "волноваться" за Россию и за нас с вами.


    Интересно получается.
    Наши чиновники, не покладая рук, от зараи до зари, трудятся на благо России, а когда их оторвут "от непосильного труда праведного" они моментально соскакивают или в Лондон, или в Нью-Йорк в свои "палаты каменные".
    Это такая новая российская традиция.
    И те страны которые их принимают, разве они не понимают что мы, которые и так не очень высокого мнения о них, начинаем считать их открытыми врагами.
  11. Вожик 3 августа 2015 12:01
    Напомните, пожалуйста, какие спецоперации проводили российские власти по вызволению своих граждан из лап террористов за рубежом?
    Я только художественные сказки по ТВ видел - о бравых спецназовцах и мудрых руководителях, спасающих россиян из террористического плена.
    Нашему государству на людей наплевать! Я ещё помню, как недолго трындели о 311-ти наших солдат, оставшихся в плену в Афганистане... Мол, ведутся переговоры, никого не оставим...
    Где теперь эти ребята, которых Родина призвала, отправила воевать и там бросила?
    1. DIVAN SOLDIER 3 августа 2015 13:10
      Я думаю сейчас ситуация не изменилась, наших граждан захватывают, убивают, а у нас выражают лишь глубокую озабоченность.
    2. partizan86 4 августа 2015 00:01
      Припоминается одна, не силовая. Хотя, Иран, он конечно не Пакистан, но и не Афганистан.
      Предыдущий иранский аятолла был замешан в похищении советских граждан, но какие то другие террористы официально взяли на себя ответственность. КГБ и ГРУ всё знали в подробностях. До похитителей тайно, но вполне доходчиво и внятно донесли, что если граждане СССР не будут незамедлительно и без условий освобождены, то во время испытаний одна из Воевод совершенно случайно может ударить им по голове. Намёк был понят и людей освободили.
      Подробностей с названиями и датами уже не помню, но статья вроде где то тут публиковалась, примерно год-два назад.
  12. Моторолла 3 августа 2015 13:15
    Тогда как раз был Ельцин, падла. Вот почему правительство России не хотело освободить заложников. Был бы тогда Путин, то экипаж бы за 3 дня бы освободили.
    1. Некомбатант 3 августа 2015 13:51
      Угу. А самолет талибы покрыли бы сусальным золотом.
    2. partizan86 4 августа 2015 00:05
      Либо так, либо мы бы о захвате и не узнали из центральных сми...
  13. unsermann 3 августа 2015 13:39
    Цитата: Моторолла
    Был бы тогда Путин, то экипаж бы за 3 дня бы освободили.

    Да неужели?
  14. valokordin 3 августа 2015 15:09
    За этот подвиг, премьеру министру и президенту вручить орден Иуды Искариота.
  15. Аборигениус 3 августа 2015 15:50
    Люди, я лично смотрел по новостям как Примаков зачитывал перед стоящими перед ними в Кремле пилотами этого самолета после их возвращения. Это был ПОЗОР! Позор так себя вести - монотонное однотонное зачитывание-бубнение дежурных фраз про то как "мы все переживали, волновались, надеялись" без попытки даже наклеить на лицо хоть какую-нибудь маску. Его весь вид говорил о том, что никому из правительства и вообще власть имущих нет дела до них жизней. Вернулись - хорошо, не вернулись бы - ну что же - такова судьба.
    Эти люди не сломились в условиях плена, они смогли физически и морально выстоять и совершить уникальный побег без помощи с Родины, которая и не вспомнила про них.
    Их поступок - пример мужества и твердости.
  16. ЦУС-ВВС 3 августа 2015 16:16
    у нас всегда народ занимается только самоспасением! к сожелению!
  17. Сергей Владимирович 3 августа 2015 19:51
    Цитата: Денис
    А то какая-то ... статейку говнистую тиснет,а кто-то жизни лишится

    Да, в погоне за сенсацией и в стремлении эту "сенсацию" преподнести первому, получив жирный гонорар, прикрываясь громкими фразами о свободе слова и прочей х...
  18. andrewkor 3 августа 2015 20:13
    фильм классный,подбор актёров отличный,а последние кадры с видом облаков, как символом свободы просто слезувышибают!!! в советские времена в Ливане освободили троих Грушников в ходе уникальной по дерзости операции с взаимным захватом заложников и шантажом.
  19. partizan86 3 августа 2015 23:46
    Фильм снят максимально правдоподобно, мне понравился.
    А вот "22 минуты" откровенная лажа, очень далёкая от реальности, "смотрибельно", но "снят на основе реальных событий" необходимо от туда исключить и штраф сочинить для создателей. Мне там разве что реп понравился у "пророссийского" пирата, но так и не нашёл песню.
  20. кандидат 4 августа 2015 07:56
    ...Пока сам все не пройдешь
    Вряд ли это все поймешь

    Дело сделали герои
    Не сломались, все ушли
    И на мнение, мол, изгои
    Свой ответ все же нашли
  21. Vladimir65 4 августа 2015 22:56
    "Кроме того, российские власти не предпринимали заметных усилий по их вызволению." Конечно не предпринимали. Власти были заняты более важными делами: разделом общенародной собственности и распродажей ее на мировом рынке, что продолжается до сего времени.

Информация

Посетители, находящиеся в группе Гости, не могут оставлять комментарии к данной публикации.
Картина дня